О крещении младенцев

Содержание

Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

Вряд ли это вопрос встанет перед вами, если вы уже являетесь прихожанами какого-то храма. Если нет — выбирайте храм по душе. Нет ничего плохого в том, чтобы заглянуть в несколько храмов. Если сотрудницы неприветливы и грубы (бывает такое, да), можно поискать храм, где к вам отнесутся доброжелательно с самого начала. Да. в храм мы приходим к Богу, но нет греха в том, чтобы выбрать церковь по нраву.Хорошо если у храма есть отдельная крестильная. В ней, как правило тепло, нет сквозняков и нет посторонних.
Если в вашем городе немного храмов и все они с большими приходами, то обязательно узнайте заранее сколько детей обычно бывает на крещении. Может оказаться так, что одновременно будут крестить с десяток младенцев, каждый из которых будет в сопровождении целой бригады родственников. Если вам такая массовость не по душе, можно договориться об индивидуальном крещении.

Фотографирование на крещение

Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

ВСЕ.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. .

Беседа перед крещением

Теперь — это обязательно. Для чего? Чтобы крестить тех, кто верит во Христа , а не тех, кто приходит, чтобы «ребеночек_болеет_надо_бы_покрестить_а_то_сглазят_а_мы_же_русские_и_православные».

На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.

Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.

Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.

Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.

Что купить?

Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.

Имя при крещении

Узнайте заранее каким именем будут крестить ребенка. Если имени ребенка нет в святцах, заранее подберите близкое по звучанию (Алина — Елена, Жанна — Анна, Алиса — Александра) и скажите об этом священнику. А то иногда имена даются странно. Одну мою знакомую Жанну крестили Евгенией . Кстати, иногда в святцах есть и неожиданные имена, скажем. Эдвард — есть такой православный британский святой (правда потом все сотрудницы храма не будут верить, что есть такое православное имя). В церковных записках и при совершении других Таинств нужно будет использовать имя, данное при крещении. Исходя из него же будет определятся, когда у ребенка день Ангела и кто у него небесный покровитель.

Мы приехали в храм, что дальше?

В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.

Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.

Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.

Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.

А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.

Холодная вода?

В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая 🙂

О том, чтобы вода была теплая, позаботятся служащие храма, которые ее набирают — они не меньше вашего не хотят, чтоб ребеночек замерз. После окунания ребенка не сразу удастся одеть, и тут опять стоит упомянуть, о том , что совсем маленьких крестить хорошо в отдельных помещениях а не в самом храме, где прохладно даже летом. В любом случае — не переживайте, все происходит быстро и замерзнуть ребенок не успеет.

Должен ли ребенок носить крестик постоянно?

Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.

А говорят, что….

Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.

Можно ли отмечать крещение?

Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.

Что говорится в Библии о крещении младенцев?

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет»
Исаия 29:13,14
Начиная с III века н.э., церковь начала постепенный отход от Библейских истин, который сопровождался появлением новых учений, противоречащих Библии. Одним из таких учений стало учение о крещении младенцев. Один из самых выдающихся раннехристианских писателей и теологов – Тертуллиан, видя появление данного учения, говорил: «Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! (Мф.19:14). Значит, пусть приходят, когда повзрослеют» (Тертуллиан, О Крещении – Возраст крещения). Таким образом, приблизительно в период 200 года, среди христиан появлялось учение о крещении детей, с которым боролся Тертуллиан. Он пояснял позицию первой церкви, что это учение не имеет никаких оснований относительно учений Иисуса Христа. Само учение крещения младенцев никогда не существовало в церкви до III века. Это связано с тем, что в учении первой церкви говорилось, что младенцы не имеют греха, а значит, в случае смерти они уже спасены. Об этом свидетельствуют слова древнего апологета II века — Афинагора Афинского, который сказал: «Если справедливость суда была единственной причиной для воскресения, то тогда бы следовало, что те, которые не грешили, а именно очень маленькие дети, не были бы воскрешены» (Афинагор Афинский, О воскресении мертвых). Из этого видим, что во II веке, в церкви не было учения о крещении младенцев, но говорилось о том, что младенцы невинны и наследуют спасение. Однако в III веке началось постепенное изменение учений первой церкви, в результате которого, указывалось, что дети имеют на себе грех Адама и нуждаются в очищении от этого греха, путем крещения. Одним из первых, кто об этом говорил, был греческий гностик III века — Ориген, принесший в христианство гностические идеи. Он писал о крещении детей: «Младенцы крестятся для освобождения от грехов. Какого рода? Или когда они грешили? Поскольку никто не освобождён от пятна, пятно удаляется путём таинства крещения. По этой причине, также крестят младенцев» (Ориген, Нравоучения Левит VIII:3). Здесь видим, что одним из отступлений от истинных христианских учений, было заявление, что младенцы имеют на себе грех, который смывается путем крещения. Такое учение впитали в себя православие и католицизм, которые учат прямо противоположно учениям церкви периода I-II века. Таким образом, небиблейское учение о греховности младенцев и их крещении для смывания греха, появилось, приблизительно в начале III века. Не существует никаких упоминаний о крещении детей в период I-II века, что свидетельствует о том, что такого учения в этот период не существовало.
Теперь рассмотрим учение о крещении младенцев во свете Библии. Первым, что нужно сказать то, что Библия не содержит ни единого случая крещения младенцев, а также нет никаких наставлений относительно такого крещения. Это говорит о том, что во времена апостолов не существовало такого учения. Из истории видно, что причиной крещения младенцев было появление учения, что младенцы имеют грех Адама, который смывается крещением. Однако Иисус Христос имеет другое мнение на этот счет, о котором Он сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матфея 19:14). Здесь видим, что слова «таковых есть Царство Небесное» означают, что дети уже имеют спасение и не нуждаются в крещении. Поэтому Иисус Христос не крестил детей, а только благословил, о чем написано: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Марка 10:16). Более того, Христос показал на детей как пример для подражания, который ведет к Царству Небесному, говоря: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марка 10:15). Из этого следует, что дети уже спасены, являются чистыми от грехов и не нуждаются в крещении.
Следующим неверным утверждением является то, что крещение смывает грех Адама. В Библии нет ни единого упоминания, что крещение смывает грехи или приводит к их прощению. О крещении в Библии говорится: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петра 3:21). Относительно данного текста видим, что крещение это обещание Богу доброй совести, а не очищение грехов. Такое обещание не может дать младенец, что является одним из аргументов невозможности крещения младенцев. Крещение это не прощение и не смывание грехов, а только обещание Богу доброй совести. Крещение упоминается наряду с прощением грехов только при условии личного покаяния, о чем написано так: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деяния 2:38). Данный текст явно говорит об условиях прощения грехов, где первым указано покаяние. Именно без покаяния нет прощения грехов, что показывает абсолютную бессмысленность крещения младенцев, так как они не могут совершить покаяние.
Более того, крещение всегда указывается вместе с верой, о чем говорил Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:16). Здесь крещение указывается вместе с верой, которая является необходимым для спасения. Без веры, крещение не имеет никакого значения. Младенцы не могут креститься, потому они не имеют понимания веры, как любого другого понимания. Более того, в Библии говориться, что крестится можно только при наличии собственной веры, о чем написано: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деяния 8:36,37). Здесь ясно видно, что крестится можно только в случае, если человек имеет личную веру в Иисуса Христа. Именно поэтому, данный текст выброшен практически из всех переводов католической библии. Таким образом, младенцы, не имея собственной веры в Иисуса Христа, не нуждаются в крещении, они без этой веры не имеют права крестится, и крещение им не принесет никакой пользы. Каждый человек, который крестится, обязательно должен иметь веру, так как без веры угодить Богу невозможно, о чем написано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6). Невозможно угодить Богу посторонней верой или посторонними усилиями. Бог требует наличие собственной веры во всех вопросах, не только в вопросе крещения и спасения.
Православие учит, что крестные родители ручаются за ребенка, что они позаботятся вырастить его в христианском учении. Однако для такого заявления нужны Библейские основания. Никто не может ни за кого ручаться, потому что поручительство не одобряется Богом, о чем в Библии сказано: «Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего» (Притчи 17:18).
Поручаться за другого человека является глупостью с Божьей точки зрения, а потому поручительство крестных родителей, является такой же глупостью. Такое ручательство ничего кроме зла не принесет человеку, который ручается за другого человека, о чем написано: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Притчи 11:15). Поэтому сама идея ручательства за ребенка является глупостью, которая не одобряется Богом, а потому Бог такое ручательство не принимает. Бог показывает, что сначала должна появиться вера в Иисуса Христа, после чего человек должен покаяться перед Ним для прощения грехов, и только после этого можно крестится. Крещение это следствие собственной веры. Нельзя принимать крещение наперед, еще не имея веры, это небиблейское учение, которое не имеет ничего общество с христианством
Крещение младенцев не является учением церкви периода I-II века, а изобретением людей, которое берет свое начало с III века. Иисус Христос и Апостолы никогда не учили крещению детей, но наоборот учили, что для крещения нужна собственная вера в Иисуса Христа и личное покаяние перед Ним

В каком возрасте лучше крестить ребенка согласно Библии?

Опубликовано 29.01.2017

  • Меня интересует в каком возрасте лучше крестить ребенка или подростка. Хочу просить ваше мнение о статье, где вы говорили о «возрасте ответственности» ребенка. В возрасте 12 лет Иисус упоминается как мальчик или ребёнок. И девушка, которую Он поднимает из мертвых, также упоминается как маленькая девочка. (Евангелие от Луки 2:43; Марка 5:41). Таким образом, если Библия возраст 12 лет относит к категории мальчик / девочка, и в книге Деяний мы видим, что крестились молодые мужчины и женщины, не будет ли само собой подразумеваться, что мы не должны крестить ребенка моложе, чем 13 лет?

    Кроме того, учитывая, что возраст Бар-мицва для мальчиков составляет 12 лет, а для девочек 12-13 лет, а также тот факт, что период полового созревания обычно начинается в этом возрасте, не можем ли мы сделать вывод из Библии, еврейской культуры и анатомии, что никакой ребенок, моложе 13 лет, не может рассматриваться в качестве кандидата на крещение? Пожалуйста, ответьте.

    Ответ:

    В то время, как греческое слово может относиться к 12-летним детям, вы не доказали, что оно не может также относиться к несколько более взрослому ребенку. Конечно, вы правы, что половое созревание влияет на духовное осознание, и немногие дети в возрасте 11 лет готовы к крещению, но есть слишком много исключений в вашем исследовании. Многие дети готовы креститься и до подросткового возраста. А, возможно, некоторым в позднем подростковом возрасте все еще не хватает зрелости, чтобы раскаяться и принять крещение.

    Раньше я думал, что половое созревание необходимо для принятия обоснованного решения о следовании за Христом и крещения, и то, что возраст детей должен быть 15 (минимум 14), прежде чем подросток будет готов к нему. Несколько лет спустя, более взрослый (мудрый) брат отговорил меня от моей позиции. Особенно я вспоминаю его объяснение, что все три его ребенка были крещены в 13 лет. Со временем, я встречал мужчин и женщин, которых я считал истинными христианами, которые стали христианами (в некоторых случаях) еще до их 12-го дня рождения.

    Если вы признаете, что есть исключения, то вместо доказательств у вас есть наблюдения, что подростки больше готовы принять взрослые решения, чем дети младшего возраста. Это больше трюизм, чем значительная истина.

    Кроме того, вы можете представить себе беспокойства, притворную веру, родительское давление и другие негативные последствия, если бы в Библии был указан возраст, в котором мы могли бы стать христианами и креститься? Те, кто нуждается в большем количестве времени, может находиться под несправедливым давлением. А те, кто готов раньше, могли бы быть лишены спасения.

    Если бы было правило или граница, или разделительная линия, Господь сделал бы это ясным! Он ясно указал бы точный возраст для крещения ребенка.

    Наша неспособность установить точный возраст, когда лучше крестить ребенка (возраст ответственности) не является кризисом теологии или неудачей в нашем мышлении. Господь знает, когда молодые люди готовы, и, кажется, довольно ясно, что они духовно созревают с разной скоростью и к разному времени. Возможно, это поможет.

    Даглас Джакоби
    Перевод: Сергей Дяченко

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Красивые поздравления с крещением ребенка: в стихах и прозе

    Крещение ребенка является одним из важнейших таинств Православия. У этого обряда огромная сила, и главный его результат известен: малыш обретает своего ангела-хранителя. Если вы становитесь свидетелем этого большого чуда, то обязательно подготовьте слова поздравлений для родителей: неважно, будь то стихи или проза, главное — от души.

    Поздравление с крещением в прозе

    От всего сердца хочу поздравить вас с крещением крошки. Пусть этому ребенку суждено пережить миллион ярких событий и счастливых мгновений. Пусть он никогда не знает, что такое печаль и невзгоды. Пусть ангел-хранитель, которого он сегодня обрел, оберегает и хранит его. А вы, родители, оставайтесь такими же молодыми и сильными, чтобы показать этой крохе мир во всей его красе! Поздравляем!
    ***
    Это чудесное событие свершилось! С этого дня ваш малыш под самой надежной защитой — защитой Бога! Пусть на его пути не будет разочарований, невзгод и падений. Пусть Бог и ангелы-хранители слышат ваши молитвы, и дарят малышу здоровье и жизнерадостность. Примите наши искренние поздравления!
    ***
    Крестины этого ангелочка замечательный праздник! Хотим ему пожелать счастливой и долгой жизни, пусть он всегда будет благословлен Богом, и пусть вера его будет искренней. У него впереди целая жизнь, полная и радостей, и горестей. Так пусть же он научится ценить радость, а горесть будет воспринимать с силой духа и достоинством. С крестинами!
    ***
    Замечательная кроха, сегодня ты обрела своего ангелочка, который никогда не устанет трудиться над тем, чтобы ты была здоровой, счастливой и удачливой. Он укроет тебя крылышками в нужный момент, и осветит правильный путь. В твоей жизни будет только радость, красота и беззаботность, а еще безграничная любовь крестных родителей. Поздравляю!
    ***

    Поздравление с крестинами девочки

    Сегодня к вашей милой девочке
    Спустился ангел с высоты небес.
    И крестик маленький на цепочке
    Проводит в добрый мир ее чудес!

    Я поздравляю вас с крестинами ее,
    Пусть жизнь ее наполнится добром!
    Пусть сам Иисус по жизни проведет
    Малышку вашу ночью пусть и днем.

    ***

    Дочка, говорят, тогда в семье рождается,
    Когда Бог для мамы хочет сделать комплимент!
    Ваша дочка – просто чудо, что сбывается!
    Вас с крестинами поздравим в сей момент.

    Ведь теперь она – у Бога под защитою,
    Так пускай малышке вашей в жизни повезет!
    Двери будут для нее любые пусть открытыми,
    И удача, безусловно, дар преподнесет!

    ***

    Сегодня вы солнышко-дочку крестили,
    Вы жизнь ей, любовь и добро подарили!
    Пускай никогда в жизни беды не ждут,
    А только тепло, вдохновение, уют!

    Храни Бог ее безгрешную душу
    В зной летний, в холодную зимнюю стужу!
    Пусть дух ее будет спокойным всегда,
    А жизнь пусть любви и надежды полна!

    ***

    Дорогая крестница!
    Пусть живется весело
    И сияет солнышко,
    Ты моя хорошая!

    Глазки будут светлыми,
    Улыбки – лишь приветными,
    Мысли все – нескучными,
    Жизнь – благополучная!

    Подрастай на радость ты
    Маме с папой! Благости,
    Счастья и везения,
    Удач тебе, веселья!

    В этот день торжественный
    Принимай приветствие:
    От души – с крестинами,
    Добрая и милая!

    ***

    Глазки яркие и ягодные губки,
    Скоро в платья одеваться будет, в юбки,
    А сегодня, ваша маленькая дочка
    В первый раз оденет с крестиком цепочку.
    Окропит ее лицо вода святая,
    И невзгоды все, и горести растают.
    Обретет она хранителя и святость,
    Поздравляем, что свершилась эта радость!

    ***

    С крестинами, счастливые родители!
    Желаем счастья вам, дочурке вашей.
    Растет малышка крепкой и здоровой,
    День ото дня становится все краше!
    Пусть у малышки будет крепкий сон,
    Ее отныне ангел охраняет.
    Сердца пусть ваши бьются в унисон,
    Любовь и счастье в доме сберегают!

    Поздравления с крестинами мальчика

    Чудесный праздник таинства крещения
    И к малышу теперь приставлен ангел.
    Наполнит жизнь его пусть вдохновением,
    Прекрасною судьба его пусть станет.

    Пусть все хорошее крещение подарит,
    А крестные его пусть доброте научат.
    И самым лучшим мальчик этот станет,
    Над ним пускай не наплывают тучи.

    ***

    Малыш чудесный ваш на свете появился,
    И, наконец, его крестить пришла пора!
    Желаем, чтобы в жизни он всего добился,
    Ну а пока – спал с ночи до утра,

    Чтобы не тревожили его ни детские болезни,
    Ни настроение плохое в жизни никогда.
    Пусть мальчику отличному живется интересно,
    Он – воплощенная родителей мечта!

    ***

    В праздник этот светлый и прекрасный,
    В первый праздник после Дня Рождения,
    В День крестин желаю света, счастья
    Мальчику добра, любви, везения!

    Пусть хранит его небесный ангел,
    Чтобы душа всегда была спокойной!
    Пусть удача будет постоянной,
    Жизнь была его чтобы достойной!

    ***

    Стал ты духом крепче,
    Красивее телом!
    Дышится пусть легче,
    Грезится смелее!

    Ни беда, ни горе
    Пусть не задевают!
    Счастья тебе море,
    Радости без краю!

    Пусть твои крестины
    Станут бодрым стартом
    К красоте и миру:
    Наслаждайся фартом!

    Пусть все интересно
    В жизни удается
    И, как в доброй песне,
    Хорошо живется!

    ***

    В вашем доме богатырь – хоть куда!
    Только-только начались его года.
    Он отныне защищен от всяких бед,
    Ангел Божий посвятил ему обет.
    Поздравления примите, посему,
    Будет радостно и благостно ему.
    Не найти в миру счастливей малыша,
    Чем ребенок, чья окрещена душа!

    Короткие поздравления с крещением

    Таинство крещения один из самых важных дней, как в жизни малыша, так и в жизни его родителей. Ваш только узнает мир, и одно из первых его знакомств — это знакомство с Богом. Пусть ваш дом будет наполнен заботой, нежностью и любовью, а Господь всегда помнит о вас!

    ***

    От всего сердца хочу поздравить с крестинами и искренне пожелать доброй удачи и крепкой веры, больших надежд и светлого пути, счастья и жизненной благодати, щедрых подарков судьбы и защиты небес.

    Прикольные поздравления с крещением

    Посапывая, в колыбели спит
    Очаровательный малыш.
    Забавный, безмятежный.
    Дивно так лежишь.
    Радость наша неземная,
    Ангел пусть тебя хранит
    Всю жизнь от бед и зла.
    Отгоняет все несчастья
    Крылом от тебя.
    Радости, счастья, везенья,
    Успехов! С таинством крещения!

    Поздравления с крещением ребенка своими словами

    Вот и пришел этот светлый и радостный день. Малыш стал православным верующим и обрел своего ангелочка! Хочу пожелать, чтобы жизненная дорога была доброй и счастливой, чтобы на пути встречались только верные друзья и хорошие люди, чтобы судьба одарила великой любовью и крепким здоровьем.

    ***

    В вашей жизни, дорогие родители, случилось большое и значимое событие! Вы не просто дали жизни маленькому человеку, вы открыли для него чистую веру. Пусть ангел-хранитель помогает малышу верно, своевременно и надежно. Пусть не будет трудностей и невзгод, а будет только свет и счастье. С крестинами!

    Сегодня душа вашего малыша стала на правильный путь. Хочу пожелать, чтобы твой светлый ангелочек всегда был рядом, и отводил все беды и слезы. А сердце пусть всегда знает верное направление и никогда не ошибается в своем выборе. Поздравляем!

    С крестинами! Желаем малышу расти умным и сильным на радость родителям. Пусть живет самым счастливым на свете, пусть ангелы следуют за ним повсюду, всегда охраняя его от скорби и несчастий. Желаем, чтоб мир всегда был добр к малышу и к тем, кто его окружает.

    Поздравления от крестной на крестины

    Я сегодня стала крестной
    Дочки маленькой прелестной!
    Стала, кажется, серьезней
    Именно с минуты этой…
    Обещаю непременно
    Ей по жизни помогать.
    И свой статус вдохновенный
    Постоянно подтверждать!

    ***

    Перед Богом в тихой церкви
    Стала крестной мамой я…
    Чтоб для маленькой принцессы
    Не жалеть саму себя…
    Свою крестницу-малышку
    Обещаю я хранить.
    От всего, что в жизни слишком
    Может чем-то навредить…

    ***

    Крестница моя любимая,
    День для нас сегодня радостный!
    Стала мамой я счастливою,
    Не родной, но Богом названой.
    Обещать хочу родителям,
    Помогать растить красавицу.
    Пусть послушною и милою
    Подрастать она старается!

    Так лестно называться крестной,
    А мне шанс выпал ею стать…
    Я обещаю быть серьезной,
    Во всем малышке помогать!
    Чтобы она могла однажды
    Совет иль помощь попросить.
    И знала, тут ей не откажут…
    Всегда клянусь ее любить!

    ***

    Крестины случились у названой дочки,
    Справляет событие родная семья.
    Отныне ребеночку стала я крестной,
    Под сводами церкви обет дала я…
    Малышке своей от души обещаю
    Всегда быть подругой такой,
    Что делом поможет и не отругает,
    Поддержит надежной рукой!

    Поздравления крестнику на крестинах

    Солнышко ясное, яркий цветочек,
    Сладкий малыш наш, крестник, сыночек!
    С честью прошел испытанье крещением!
    Звонкий твой смех дарит нам вдохновение.

    Здоровья желаем, улыбок, тепла,
    Чтоб мама всегда с тобой рядом была,
    Чтоб рос всем на радость здоровым и сильным,
    Чтоб мир постигал шагом ты семимильным.

    Чтоб то, что задумал, всегда достигал,
    Собой оставался, себя не ломал!
    И чтоб не забыл никогда отчий дом
    И место свое за семейным столом.

    ***

    Мальчика не видела серьезней,
    Ты так мудр, совсем не по годам.
    С радостью исполню долг я крестной —
    И тепло души тебе отдам!

    Вырастая в доброй атмосфере,
    Будь готов к сюрпризам, чудесам!
    Будь талантлив в самой полной мере
    Там, где для себя решишь ты сам!

    Поздравления с крестинами родителям в стихах

    Поздравляем с крещением вашего Сына!
    Ангел-Хранитель пусть рядом идет!
    С этого дня пусть проносится мимо
    То, что нам горе и слезы несет!
    Пусть окружает лишь радость и счастье!
    Мира в душе, и улыбок в глазах!
    Пусть ваш сынок не узнает ненастий,
    Ангел теперь у него в небесах!

    ***

    Прошел ты трижды Причащение,
    (Прошла ты трижды Причащение)
    Познал ты Таинство Крещения,
    (Познала Таинство Крещения)
    И в ритуале Омовения
    Душа подверглась Очищению.
    Поможет Бог тебе во всем,
    Он в сердце будет жить твоем,
    Являясь с каждым новым днем
    В благословении своем!

    ***

    Нет малышке вашей года,
    Но уже в святую воду
    Дочь была погружена.
    В Храме Божьем крещена!
    От грехов и всех несчастий
    Уберечь лишь в Божей власти!
    Дочку Бог теперь хранит,
    Ей с небес благоволит!

    ***

    Поздравляем вас с Крещеньем
    Своего родного сына!
    На Святое Причащенье
    Важная была причина:
    От любви в семье рожденный,
    Будет ваш теперь ребенок
    Божьим словом защищенный
    От грехов еще с пеленок!

    ***

    С Крещеньем поздравляем вас!
    Его проводят в жизни раз.
    Омывшись со святой водой,
    Живите с чистою душой!
    Грехи пред Богом прощены,
    Так будьте долгу вы верны
    Вступить на светлый в жизни путь,
    Откуда больше не свернуть!

    ***

    В зените солнце светит ярко,
    Собрались все, родня, друзья.
    Все рассуждают, громко, жарко,
    «Ты будешь папой, мамой я»

    Вторым, зовут, его рожденьем.
    На юном тельце мелкий крестик
    Откроет тайну в день Крещенья,
    Любимый наш ребенок – крестник.

    С крещением! Желаем благ!
    Теплом пусть сердце согревает,
    Пусть Бог поможет сделать шаг,
    И никогда не отступает.

    ***

    Получила ль пресса извещение,
    Что тут повод к новости возник –
    Что у вас в семье прошло крещение,
    То есть к Божьей длани приобщение?
    Ах, решили звать вы лишь своих?
    Правильно! Назло ворчанью вящему
    Это миг интимный, не для всех;
    Вы теперь семья по-настоящему!
    Поздравляем! А дитяти вашему
    Пусть во всем сопутствует успех!

    ***

    Сегодня таинство крещения
    Ты, наконец-то, совершил!
    Тебе желаю в поздравлении,
    Чтобы Господь тебя хранил!
    Теперь ты под Его защитою!
    И днем, и ночью, и всегда!
    Пусть твоя вера будет чистою!
    И не иссякнет никогда!

    ***

    Это таинство великое – крещение,
    В небесах сегодня ангелы поют!
    Пусть же снизойдёт благословение
    В этот день на голову твою!
    И отныне крестик освящённый,
    Словно символ веры на груди!
    Поздравляем! Ты теперь крещёный(ая),
    Путь Господь от бед тебя хранит!

    А вы знаете красивые поздравления с крещением? Если да, то поделитесь с нашими читателями в комментариях под статьей!

    Если ищете место для празднования такого значимого события, как крещение малыша, то добро пожаловать в наш каталог: вы найдете сотни лучших кафе Киева с подробными описаниями, фото и отзывами гостей.

    Лучшие статьи по похожей теме:
    Поздравления с рождением дочки
    Поздравления с рождением сына

    Фото: по запросам Яндекс и Google

    >Нужно ли крестить младенцев?

    священник Константин Пархоменко

    Нужно ли крестить младенцев?1

    В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

    Разве это возможно только для взрослого?..

    Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни»2.

    Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский)3.

    Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

    Именно поэтому мы крестим и детей.

    О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5)4. Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10:14).

    Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом5, почему же мы будем им в этом препятствовать?

    Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

    У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

    И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

    Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк.1:41).

    Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии (Иер.1:5):

    Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…

    А позже об этом скажет и апостол Павел (Гал.1:15):

    …Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

    Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

    Корнилия (Деян.10);

    Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15);

    Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33);

    Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8);

    Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16).

    Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

    Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

    «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2).

    Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин6, а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

    «И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви»7.

    «Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства»8.

    Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение9.

    Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви10. У св. Иринея читаем:

    «Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев»11.

    Ориген писал:

    «Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам»12.

    В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

    «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»13.

    Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день14.

    На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

    «…не возбранять младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи»15.

    Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

    «На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»16.

    В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов17. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

    «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»18.

    Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей19.

    Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

    «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»20.

    В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

    «…относительно здороваго Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти»21.

    Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

    «В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности»22.

    Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста23.

    Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

    «Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (Рим.4:17). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей»24.

    «Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях»25.

    Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

    «При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

    Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей»26.

    Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

    Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

    В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

    Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

    Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

    Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

    «Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (Ин.16:21). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…»28.

    В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником29 водой30, затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения»31.

    На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

    Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму32.

    В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

    Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом33.

    Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

    а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

    б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране)34.

    Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может35.

    * * *

    1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

    2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

    3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

    4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

    5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

    Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

    6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

    7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

    8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

    9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.

    10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

    11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.

    12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.

    13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.

    14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.

    15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.

    16 Там же. С. 546-547.

    17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл.

    18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

    19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

    20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

    21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

    22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

    23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

    24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.

    25 Там же.

    26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.

    27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.

    28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.

    29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

    30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.

    31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

    32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

    Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

    Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

    Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

    33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

    34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

    35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

    >Храм святителя Василия Великого

    На главную ‹ Глоссарий ‹ Игумена Игнатий (Душеин) ‹ О Крещении младенцев

    О Крещении младенцев

    Среди «православных», православные в меньшинстве…
    Совершение Таинства Крещения над младенцами стало настолько повсеместной практикой, что любая попытка робкого возражения, встречает могучий отпор и со стороны части духовенства, и, особенно, со стороны людей светских и по мировоззрению и по жизни, но, по тем или иным причинам, детей крестить желающих.
    Причем желание во что бы то ни было крестить своих детей далеко не во всех случаях является показателем высокого благочестия. Очень часто совершенно светские, нецерковные люди несут на крещение детей или по традиции (я же русский!), или по совершенно недуховным мотивам (ребенок по ночам кричит), или даже по суеверно-оккультным соображениям (бабушка-«целительница» сказала окрестить).
    И это неудивительно: во время одного из опросов(1) православными себя назвали почти 70% Россиян, а верующими в Бога – около 60%. Вот эти-то, по меньшей мере, 10% наших «православных», но в Бога не верующих земляков, и являются главными противниками серьезного и осознанного подхода к Церковным Таинствам.
    А если учесть что воцерковленных людей в России не более 3%, то выйдет, что среди «православных» численный перевес далеко не в пользу православных.
    Но Церковь не должна ориентироваться на посторонние мнения. У нее достаточно и опыта и соборного разума для того, что бы самооздоровиться и преодолеть эту, уже ставшую привычной болезнь. Формальное и легкомысленное отношение к Таинству Крещения грозит обернуться для Церкви большой бедой.
    Главное условие
    Православная Церковь не отвергает Крещения младенцев. Однако возможно оно только при определенных условиях. Согласно православному учению, спасение наше совершается исключительно при сотрудничестве двух воль – Божественной и человеческой. Но говорить о каком-то разумно-волевом содействии со стороны бессознательного младенца не приходится.
    Сам факт принятия человеком Крещения не рассматривался св. Отцами как какая-то индульгенция – автоматическое «спасение». Благодать Крещения – это дар, и, как всякий дар, она должна быть свободно усвоена. В случае крещения младенцев благодать подается в священнодействии потенциально, в состоянии возможности(2) («в начатке», как внешняя «печать»(3)), и актуализируется она только по силе роста в нем веры и произволения человека, по мере его свободного и сознательного движения к Богу, в противном случае, «вода остается водою»(4), «ибо не рождает Дух воли не хотящей»(5). Т.е. в зависимости от свободных человеческих усилий крещенская благодать либо раскрывается в человеке, «воссиявает» в нем, либо утрачивается им и гаснет.(6)
    Поэтому Церковь допускает крещение младенцев только при соблюдении одного принципиального условия – отсутствие (или непроявленность) веры и волевого усилия самих младенцев должно быть обязательно восполнено деятельной верой и духовным усилием других людей. Это означает твердое, искреннее обещание родителей (и восприемников, если таковые не по имени, а по существу найдутся) перед Богом и священником воспитать ребенка православным христианином.
    Естественно, что последние должны быть подлинными членами Церкви, иначе как же они смогут приобщать младенца к тому, обладателями чего сами не являются…
    Как говорится в книге «О церковной иерархии» св. Дионисия Ареопагита, «…им (божественным наставникам) угодно было допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше и как страж его вечного спасения».(7)
    А если умрет некрещеным?
    Один из главных аргументов сторонников обязательного крещения младенцев – утверждение о том, что «некрещеные младенцы попадают в ад». На самом деле Святоотеческая мысль такого мнения не знает вообще, за исключением единственного западного Отца – блаженного Августина. Вслед за ним эту мысль надолго усвоило все западное латинское богословие. В свою очередь с Запада эта идея перекочевала к нам.
    Блаженный Августин, опираясь на формулировку Символа Веры («крещение во оставление грехов»(8)), обосновывал свое мнение о наследственной передаче Адамова греха. Дети, считал он, нуждаются в крещении не потому, что они согрешили лично, но потому, что они «согрешили в Адаме».(9)
    Восточные святые Отцы так никогда не считали. Святитель Григорий Богослов пишет о загробной участи некрещеных младенцев: «… не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы»(10). Т.е. состояние прославленности (как и осуждения) можно достичь только при волевом усилии. Но прославленность не тождественна спасению.
    Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Вот как он говорит: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни».(11)
    Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!».(12)
    Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещеных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых и таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неиспытанным судьбам Божиим, и не получили св. Крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и святые Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие».(13)
    То есть, Православная Церковь не отвергает Крещения младенцев, но в православных семьях, где гарантировано усвоение и развитие в них этого Дара.
    Как крестили в Православной Церкви?
    На православном Востоке существовала следующая практика Крещения:
    «Состав христиан при Афанасии В. был не особенно велик, так как многие принимали крещение в зрелом возрасте, а некоторые откладывали до престарелых дней. Дети еще только готовились быть христианами, молодые люди находились в состоянии оглашения, и лишь лица зрелого возраста крестились, делались христианами совершенными, которые и присутствовали при литургии верных».(14)
    «В IV в. Христианская Церковь состояла из лиц, принявших крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство».(15)
    Вот что пишет православный историк о крещении Императора Константина: «…Константин откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте. Вообще Евсевий нисколько не подчеркивает факт крещения Константина Великого, да едва ли он и мог отнестись к нему тенденциозно: для него как человека IV века, крещение Константина не имело того важного и особенного значения, какое придали ему западные историки. Евсевий хорошо знал, что многие знатные люди его времени принимали крещение перед смертью, что Константин и до крещения был хорошим христианином, если даровал свободу вероисповедания, участвовал на соборах и проч.».(16)
    «Григорий Богослов (Orat. XL, 28. Migne. Patr. gr. XXXVI, 400) рекомендует скоро крестить младенцев лишь в случаях опасности для жизни в состоянии их; а иначе ожидать три года. … Епископский сын Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Василий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Константинопольский восприяли крещение после избрания их на епископские кафедры. Св. Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир (Satyrus) и сестра св. Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием. Когда мальчик Августин заболел с опасностью для жизни, благочестивая, заботливая мать Моника позволила ему принять только посвящение в катехуменат».(17)
    Детей тоже крестили, но как?
    «Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными – «иже ко просвещению» – на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.
    Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.
    После наречения имени и воцерковления младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением».(18)
    «… Кандидаты к Крещению были дети не очень большие, которых нужно было приводить в церковь, но уже достаточно развитые, так что они могли получить какое-то обучение, и, чтобы, как учит св. Григорий Богослов (Migne PG 36: 400), они могли бы активно участвовать в чинах собственного Крещения. Такая же практика, т. е. не крестить детей очень маленьких, соблюдалась на Руси в XI в., по правилам киевского митрополита Иоанна I-го».(19)
    «Этот патриархальный общественный чин отречения-сочетания имел в себе больше педагогической силы чем соответствующий сокращенный (иерейский) чин. Перед глазами молодых оглашенных происходило действие, в котором они сами участвовали, и, которое, конечно, им должно было живо представлять важность собственного выбора стороны Христа в борьбе против диавола».(20)
    Так готовились к Крещению и крестили раньше… Что мы теперь почти повсеместно видим в наших храмах? Совершенно невоцерковленные родители приходят раз в жизни в храм, приносят детей, приводят таких же нецерковных «крестных», оплачивают на «ящике» Крещение… Часто можно наблюдать, как эти будущие «духовные наставники» начинают судорожно одевать на «ящике» только что приобретенные нательные крестики, которые до этого никогда не носили. И в итоге совершается «нечто», что дает родителям успокоение совести (или – более того – сознание совершенного магического ритуала) и повод бурно отметить «мероприятие». И все это совершается с попустительства и при участии священнослужителей Церкви.
    Что же делать?
    Надо отметить, что среди многих священников такая практика совершения таинств вызывает серьезное беспокойство. Пишутся статьи, ведутся обсуждения даже на епархиальном уровне(21). Но пока так и не принято никакого чина (или хотя бы схемы) катехизации взрослых людей, принимающих Крещение, нет никаких указаний по Крещению младенцев.
    Пример: на одном приходе священник требует от крещаемых и родителей посещения курсов катехизации, а в 10-ти километрах священник требует только оплату… Не сложно догадаться, что при такой ситуации положение не изменится.
    Что же делать? Достаточно выполнить то, что Церковь всегда требовала от семей, в которых собирались крестить детей: что бы эти семьи были православными. И не по факту ношения крестиков на шее, а по реальному участию в жизни Церковного Тела – в посещении богослужений, принятии Евхаристии, нравственной жизни.
    Мы не можем сказать кто «в Духе» приобщен к Господу, но эти «внешние» признаки приобщения Церкви должны иметь место и служить определенной гарантией чистоты принятия Таинств церковных. Если родители на вопрос о том, когда они последний раз причащались, моргают глазами, то разговор о Крещении их ребенка необходимо перенести до времени их серьезного воцерковления. Так же необходимо узнать: имеют ли сами родители знания, которым должны учить ребенка.
    Долой «лжекрестных»!
    В наши дни реально почти все «крестные» давно стали «лжекрестными»: перестали участвовать в воспитании своих крестников.
    Никакого сакрального значения в Таинстве Крещения «крестные» не имеют, иначе 90% Крещений необходимо просто признать не совершившимися.
    Собственно, для чего были нужны крестные в то время, когда они появились? Это были поручители за человека, которого они приводили в Христианскую общину. Три столетия Церковь была гонима, общины были на нелегальном положении, и прийти «с улицы» в Церковь было нельзя. Крестные были поручителями за тех, кого они привели, им и поручалось научение крещаемого основам веры (позднее такое научение осуществляли епископы).
    Могут ли родные родители своей верой и воспитанием восполнить отсутствие этого у своих же детей? Конечно, могут. А если еще принять во внимание тот факт, что реально воспитывать детей будут именно они, то центр внимания при подготовке Крещения младенцев необходимо перенести с «крестных» на естественных «нормальных» родителей.
    В наше время в большинстве случаев «крестные» – фикция, формальность, дань «старины преданиям», а не реальная необходимость. А вот уровень церковности родителей – насущная проблема.
    Церковь активно входит в жизнь общества. В школах планируется введение преподавания основ православной культуры. Это хорошо. Но самое главное преподавание этих основ должно происходить в семье, способной осуществить нормальную подготовку ребенка к новому рождению, к вступлению в Церковь.
    Примечания
    1. Всероссийский опрос РОМИР проводил 8-13 ноября 2002 г. РТР-Вести.
    2. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).
    3. Там же.
    4. Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40.
    5. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).
    6. См., например: Преп. Марк Подвижник. Ответ недоумевающим о святом Крещении. В кн.: Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 77.
    7. О церковной иерархии. 7, III, 11.
    8. Многие современные толкователи этого члена Символа Веры почему-то не учитывают, что в то время, когда он со-ставлялся, крещение детей было, по крайней мере, на христианском Востоке явлением весьма редким.
    9. См.: Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. М., 2001. С. 255.
    10. Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
    11. Твор. Св. Григория Нисского. Ч.4. М., 1862. С. 345.
    12. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск I и II. Письмо 139. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство «Паломник», 1994. С. 155.
    13. Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам. Письмо № 42, вып. 3. Афонский русский Пантелеимонов монастырь. М., 1899. Репринт: «Галактика», 1994. С. 164.
    14. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М. 1994. С. 24.
    15. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М., 1994. С. 96.
    16. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1. М. 1994. С. 26.
    17. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Ч. 2, гл. 5, Таинство Крещения. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1964 (репринт: Киев, 1991). С. 496-497.
    18. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. С. 32.
    19. Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 289.
    20. Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 316.
    21. Недавно один иерарх заявил, что «младенцев надо тоже оглашать». Правда, он не пояснил: как именно…
    игумен Игнатий (Душеин)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *