О милостыне святые отцы

Благотворительность и милостыня

Слепцы. Художник: А. Пластов

Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

«Блаженны милостивые»

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Преподобный Антоний писал:

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Подайте ради Христа (О христианской милостыне)

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Марина Цветаева

Суть милостыни

“Милостыня — то, что подается нищему, подаяние”.

“Милость: доброе человеколюбивое отношение. благодеяние, дар. благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего”.(1)

Согласно христианским представлениям милостыней называется совершение добрых дел в виде раздачи подаяния нищим, а также совершение добрых поступков, как результат христианской любви к ближнему.

Милость или милосердие является одной из важнейших христианских добродетелей

О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал : “Различен милования образ и широка заповедь сия”(2).

Дела милости или милосердия делятся на две категории и существуют в виде милости телесной и милости духовной.

Подача милостыни в виде подаяния относятся к делам милости телесной.

Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина

“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” ( 2Кор.9:7-9).

Милостыня является исполнением заповеди Божьей о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Ин.3:17-18).

Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни и говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5,7).

Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих. Этот Святой говорит о том, что если человек имеет два плаща и две пары обуви, и не делится с соседом, у которого ничего нет, то такой богатый человек является просто вором.(3) Следуя Святому Василию Великому нужно понимать, что все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья

О выгоде и полезности милостыни

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по ряду причин:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов..

Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием совершаем благочестивый поступок. “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).

Согласно представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк.18:24-27).

Всем людям необходимо жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему.

“Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).

Творение милостыни является добрым богоугодным поступком, через который мы проявляем свою любовь и заботу к ближнему.

Недаром Иисус Христос сказал: “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся” (Мф.5:42).

О размере милостыни говорят слова из Ветхого Завета. “Дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается” (Втор.15,8).

Милостыню нужно творить без лицемерия, втайне, без огласки.. “Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:4).

Свят. Тихон Задонский говорит “Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? (Лук. 6;32).Милость – это когда делается добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас этого не заслужили: иначе не милость, а воздаяние будет. …Когда делается добро без всякой ожидаемой корысти от того, кто принимает его. Ибо любовь, плод которой есть милость, не ищет своего (1 Кор. 13:5): иначе будет торг или даяние взаймы» (4)

Все мы однажды предстанем на Суд Божий. Дай Бог, чтобы было чем оправдаться. И одно из первых условий — это дела милосердия, которые всем нам нужно непрестанно творить. Даже фарисеям, убеждённым в своей «праведности» людям, Господь сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк. 11:41)

Милостыня и благотворительность

Для человека естественно и нормально быть милосердным, потому что он создан по образу и подобию Божьему, а Бог есть любовь.

Добрые человеческие качества требуют формирования, а сформироваться они могут только в результате их сознательного выбора и, усилия и понуждения пот практическому развитию и реализации этих качеств..

На духовный подвиг можно позвать, но нельзя заставить на него пойти. Это невозможно. Выбор всегда остаётся за человеком.

Христианское милосердие Божественно. Только человек духовный, живущий благодатью Духа Святаго, является милосердным по-настоящему, по существу. Поэтому какой-то творец добрых дел, причем даже и широкомасштабных акций благотворительности, не может быть назван милосердным.

Да, он может быть назван благотворителем.

Но само милосердие — это проявление свойства Божества в этом мире. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9,13).

Человека необходимо учить милосердию. И лучший способ для этого воцерковление.

Церковь есть собрание учеников Христовых, а Господь сказал ученикам: «Вы — соль земли».

Суть соли — предохранять мир от гниения. И именно, благодаря делам милосердия, и сохраняется духовный мир.

Подавая милостыню, человек совершает добрый поступок, проявляя заботу и внимание, сострадание и щедрость к окружающим его людям. Совершением добрых поступков человек служит Богу, а Господь “воздаст ему за благодеяние его” (Пр.17:19).

Человек, творящий милостыню, добрые дела должен помнить непреложные истины:

сам по себе человек ничего сделать не может так как слаб и бессилен, как перед естественным, так и сверхъестественным злом;

и только благодаря помощи Божьей, человеку дарована жизнь и возможность совершать милостыню;

человек совершает милостыню не для того, чтобы прославлять себя и возгордиться, а для того чтобы прославлять Бога, давшего человеку возможность совершать милостыню;

совершая добрые дела, человек не делает ничего особенного, так как исполняет лишь свои обязанности христианина по деланию добра и по соблюдению Законов Божьих.

Душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия :. “И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним” (1Ин.3:22). “Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек” (Пс.124:1).

О служении Богу

Святитель Василий Великий говорил о трех степенях служения Богу: служение Богу из страха, для награды и из любви (5).

Человек сначала служит из страха наказания — «Я боюсь, что меня Господь накажет за то, что я такой жестокий и злой. Чтобы преодолеть злость и жестокость, я иду в больницу и помогаю другим, хотя мое сердце не расположено к любви». Если человек делает это усердно, то Господь постепенно смягчает его сердце, он перестает быть жестоким, он уже не боится наказания, но хочет получить большую награду, делает это ради награды, понимая, что Господь может наградить его за это миром душевным, сделать его сердце милостивым. А потом уже человек понимает, что добро нужно делать ради самого добра, что делание добра уже само по себе есть награда.

Преподобный авва Дорофей говорил, что больной больше служит нам, чем мы больному. И человек в конце концов становится благодарен больному за то, что есть возможность проявить любовь здесь, на земле. В Царствии Небесном уже нельзя будет ухаживать за больными, там больных не будет, поэтому нужно стараться успеть это сделать здесь, на земле. (6)

О бескорыстной помощи, не ради прославления, а ради сострадания и милосердия к ближним говорит пророк Исаия. “Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет… И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою… И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут” (Ис.58:7-11).

Cсылки

1. Словарь русского языка” С.И.Ожегова издание 22-е,

>Разбор самостоятельной работы

1. Разбор самостоятельной работы

• Пояснение.1. бусинка – образовано от сущ. с основой на ин бусина, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ,
переменЧИВ;
• 2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ
суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом
ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВвый—суффикс −ЕВ−
безударный всегда
• 3. щеголЕВатый, молодцеватый — ЩЕГОЛ+ев+ат+ый, суффикс
ЕВ. Л—часть корня;
• 4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется;
горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется
• 5. гуттаперчевый – суффикс ев безударный; продлевать исключение
• Ответ: 135.

3. В.2

• отраслевой −ЕВ− без ударения, лёгонький — −ОНЬК− —
после Г, К, Х
• 2. раскраивай — в 1-м лице: раскраиваю (−ива−

сохраняется), опрометчивый — суффикс −ЧИВ−
• 3. оранжевый −ЕВ− без ударения, синеватый — суффикс
−ЕВАТ−
• 4. остренький — суффикс −ЕНЬК−, красивый — −ИВ− под
ударением
• 5. тканевый −ЕВ− без ударения , листик — при
склонении И сохраняется: листик — листика
• Ответ: 23.

4. В.1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. неразборчивый — суф. ЧИВ, в краткой форме: неразборЧИВ,
овладевать — слово с суффиксом ВА, от овладеть (Смотрите правило к
заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−,
−ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
• 2. высмеивающий — (перед безударным ВА пишем И), отапливать —
отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД
ВА)
• 3. заботливый (суффикс −ЛИВ−), заманчИвый (суффикс ЧИВ всегда с и)
• 4. запечатлевать (перед ударным ВА пишем Е), милостивый —
слово−исключение, ИВ всегда ударным должен быть;
• 5. завистливый (суффикс −ЛИВ−), кочЕвать — суффикс ЕВА, так как в
1−м лице он исчезает, кочую;
• Ответ: 23.

5. В.2

• 1. удваивать — в 1-м лице: удваиваю (−ива− сохраняется),
лестничка — сущ. жен. р., обр. от основ на −иц−: лестница —
лестничка
• 2. грушевый — −ЕВ− без ударения, нищета — суффиксы −ЕТ−(А),
−ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 3. обиделся — суффикс инфинитива, мотылёчек — при
склонении Е выпадает: мотылёчек — мотылёчка
• 4. локтевой — −ЕВ− без ударения, прямота — суффиксы
−ОТ−(А), −ОСТЬ, −ОТН−(Я) пишутся с О
• 5. фланелевый — −ЕВ− без ударения, заносчивый — суффикс
−ЧИВ−
• Ответ: 123.

6. В. 1

• Пояснение.1. претерпЕвающий (перед ударным ВА пишем Е),
замшЕвый — безударный −ЕВ− в прилагательных;
• 2. каракулевый — безударный ЕВ в прилагательных, острЕнький
(суффикс ЕНЬК всегда с Е)
• 3. лелеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии:
лелеять; извилИна (сущ, суф ИН)
• 4. милостивый — слово-исключение, ИВ всегда ударным
должен быть; измучЕна (краткое причастие, от «измученный»)
• 5. разбрызгивая — (перед безударным ВА пишем И), тюлЕвый
(суф.ЕВ в прилагат.)
• Ответ: 12.

7. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. влюбчивый, заботливый — суффиксы −ЧИВ−, −ЛИВ−
• 2. подмигивавший (от глагола «подмигивать»: подмигиваю в 1-м лице
— −ИВА− сохраняется), исследовать — в 1-м лице: исследую, поэтому
−ОВА−
• 3. удостаивавший (от глагола «удостаивать»: удостаиваю в 1-м лице —
−ИВА− сохраняется), малевать — в 1-м лице: малюю, поэтому −ЕВА−
• 4. рулевой, глянцевитая — −ЕВ− без ударения
• 5. отчаяться — (после гласных, встречающихся только в глаголах с
усекаемой основой, перед −ть пишутся буквы И или Я; буква и
пишется после гласного О, напр.: стоить; буква Я — после гласных А, Е,
У, как в нашем случае), воробушек — при склонении Е выпадает:
воробушек — воробушка
• Ответ: 14.

8. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. накаплИвать — суффикс ИВА, улыбчИвый — суффикс
ЧИВ/ЛИВ;
• 2. податлИвый — суффикс ЛИВ/ЧИВ; нулЕвой — безударный ЕВ
в прилагательных;
• 3. сеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии:
сеять; переклеИвать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, переклеИВАю;
• 4. сидевший — под ударением, потчЕвать — суффикс ЕВА, так

как в 1-м лице он исчезает, потчую;
• 5. выздороветь, смекалИстый — суффикс ИСТ прилагательного
• Ответ: 14.

9. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. забывчивость — суффикс −ЧИВ−, сухонький — −ОНЬК− —
после Г, К, Х
• 2. расстегивавшийся (от глагола «расстёгиваться»:
расстёгиваюсь в 1-м лице — −ИВА− сохраняется), молодцеватая
— −ЕВ− без ударения
• 3. миндалевый — −ЕВ− без ударения, завариваю — в 1-м лице
— −ИВА− сохраняется
• 4. отклеившись, одаривать — в 1-м лице — −ИВА− сохраняется
• 5. успокаиваться, напрашивается — в 1-м лице — −ИВА−
сохраняется
• Ответ: 45.

10. В. 1

• Пояснение.Приведём верное написание.
• 1. удостаивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
удостаИВАю; маслице — сущ. ср. рода с ударением на основе,
поэтому −ИЦ−
• 2. отвоевав — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — сущ. ср. рода
с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
• 3. локтевой — −ЕВ− безударный, ключик — при склонении гласная не
выпадает: ключик — ключика
• 4. угреватый — (перед ударным ВА пишем Е), достоин — исключение
• 5. дешевенький — −ЕНЬК− в прилагательных, не заканчивающихся на
Г, К, Х, башенка — −ЕНК− от сущ. на −ня (−на)
• Ответ: 15.

11. В.2

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. неразборчивый — суффикс −ЧИВ−, гелевый — без ударения
−ЕВ−
• 2. высмеивающий — в 1-м лице −ИВА− сохраняется,
ступенчатый — суффикс −ЧАТ− всегда с А
• 3. склеивающий, выколачивают — в 1-м лице −ИВА−
сохраняется
• 4. завистливый — суффикс −ЧИВ−, большинство — суффикс
−ИНСТВ−
• 5. окольцевать — в 1-м лице суффикс не сохраняется: окольцую,
торговать — в 1-м лице суффикс не сохраняется: торгую
• Ответ: 34.

12. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. усидчивый — суффикс −ЧИВ−, зелёненький — суффикс
−ЕНЬК− в прилагательных, не заканчивающихся на Г, К, Х.
• 2. отстёгивавший — (перед безударным ВА пишем И), семени —
−ен− в косвенных падежах сущ. на −мя
• 3. находчивый — суффикс −ЧИВ−, страдалец — при склонении
гласная Е выпадает: страдалец — страдальца
• 4. щеголеватый — (перед ударным ВА пишем Е), тётенька —
−ЕНЬК− после мягких согласных
• 5. прислушиваться — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, прислушИВАюсь, талантливый —суффикс −ЛИВ−
• Ответ: 45.

13. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. ограничивать, отказывайтесь — в 1-м лице −ИВА−(−ЫВА−)
сохраняется
• 2. толковать — в 1-м лице: толкую, милостивый — суффикс
−ЛИВ−
• 3. затейливый — суффикс −ЛИВ−, постукивает — в 1-м лице
−ИВА− сохраняется
• 4. заманчивый — — суффикс −ЧИВ−, беленький — суффикс
−ЕНЬК−
• 5. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, книжица — в сущ. ср. рода с
ударением на окончании пишем −ИЦ−
• Ответ: 35.

14. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
вышагИВАю, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О)
пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 2. эмалевый — −ЕВ− безударный, зноен — −ЕН− в кратких
прилагательных
• 3. насмешливый — суффикс –ЛИВ−, ленивый — −ИВ− ударный
• 4. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется;
времечко — −ЕЧК− в существительном на –мя.
• 5. деловитый — −ИВ− ударный, песенка — −ЕНК− от сущ. на −ня

(−на)
• Ответ: 23.

15. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. талантливый — суффикс −ЛИВ−, гномик — при склонении
гласная не выпадает: гномик — гномика
• 2. запечатлевающий — перед ударным ВА пишем Е, семечко —
существительное на −мя
• 3. июльский — суффикс −СК− в прилагательном, не имеющем
краткой формы и не от существительного на К, Ч, Ц, рыбацкий
— если прилагательное образовано от существительного с
основой на К, Ч, Ц (К и Ч превращаются в Ц), то суффикс −К−
• 4. сеющий — от глагола 1 скл., маменька — суффикс −ЕНЬК−
• 5. заночевать — в 1-м лице: заночую, поэтому −ЕВА−, паинька
(исключение)
• Ответ: 12.

16. В.1

• Пояснение.1. выкрикивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице
он остаётся, выкрикИВАю, горошинка — суффикс (−ИН−)−К−(А)
пишется в словах, образованных от существительных на
−ИН−(А) при помощи суффикса −К−: горошина — горошинка
• 2. повизгивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
повизгИВАю , глянцевый — после шипящих и Ц −ЕВ− — без
ударения
• 3. неряшливый — суфикс −ЛИВ−, воевать — суффикс –ЕВА−, так
как в 1−м лице — юю: воюю
• 4. книжица — сущ. жен. р. — −ИЦ−, домище — суффиксы
−ИЩ−(Е): в словах, образованных от форм мужского II
склонения и среднего рода: дом — домище
• 5. сиреневатый — суффикс −ЕВАТ−, юродивый — исключение
• Ответ: 14.

17. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. выносливый — суффикс −ЛИВ−, рисовать — в 1-м лице:
рисую, поэтому −ОВА−
• 2. подразумевать, намереваться — пред ударным ВА пишем Е
• 3. раскраивать в 1-м лице −ИВА− сохраняется, студенчество —
суффикс −ЕСТВ−
• 4. милостивый, юродивый — исключения
• 5. подмаргивающий — в 1-м лице −ИВА− сохраняется, деловой
— в неударяемом положении после твердых согласных
используется суффикс −ОВ−
• Ответ: 24.

18. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без ударения
• 2. высмеивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
высмеИВАю, морозец — сущ. муж. р. — −ЕЦ
• 3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, платочек — при склонении
гласная Е выпадает: платочек — платочка
• 4. сонливый — под ударением, молодцеватый — суффикс
−ЕВАТ−
• 5. удваивать — суффикс −ИВА−, так как в 1-м лице он остаётся,
удваИВАю, болотистый — суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− —
всегда с И;
• Ответ: 15.

19. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. фланелевый — без ударения −ЕВ−, красноватый — в неударяемом
положении после твердых согласных используются суффиксы −ОВАТ−
• 2. овладевая — перед ударным ВА пишем Е, крупитчатый — суффикс
−ЧАТ−
• 3. хитренький — суффикс −ЕНЬК−, восьмеричный — суффикс
собирательных числительных −ер− сохраняется в производных
прилагательных: восьмеричный ← восьмеро
• 4. затмевающий — перед ударным ВА пишем Е, соевый — без
ударения −ЕВ
• 5. удваивавший — перед безударным ВА пишем И, податливый —
суффикс −ЛИВ−
• Ответ: 345

20. В. 1

• Пояснение. Приведем верное написание:
• 1. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, текучесть — суффиксы −ЕТ−(А),
−ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 2. путево́ й — в безударном положении, зоренька — −ЕНЬК− пишется в
словах с мягкой основой: заря — зоренька;
• 3. налаживать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся,

налажИВАю, синеватый — после мягких согласных, шипящих, ч и ц
пиши суффиксы –ев−, −еват−, −евит−
• 4. отпугивая — − суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся,
отпугИВАю, шалашик — −ИК — при склонении существительного
гласная И сохраняется: шалашик — шалашика
• 5. раскланявшийся — сохраняется гласная инфинитива, кривизна —
суффиксы −ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И
• Ответ: 24.

21. В. 2

• Пояснение. Приведем верное написание:
• 1. овладевающий — перед ударным ВА пишем Е, боевой — без
ударения −ЕВ−
• 2. циркониевый — без ударения −ЕВ−, черкешенка —
запомнить!
• 3. выстраивая — перед безударным ВА пишем И, оглядываться
— в 1-м лице сохраняется: оглядываюсь
• 4. быстренько — суффикс −ЕНЬК−, опаздывать — в 1-м лице
сохраняется: опаздываю
• 5. алюминиевый — без ударения −ЕВ−, тополиный — под
ударением
• Ответ: 12.

22. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. оттаяв — сохраняется гласная инфинитива, орешек — гласная
Е при склонении выпадает: орешек — орешка
• 2. вкрадчивый — суффикс –ЧИВ−, меньшинство — суффиксы
−ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И
• 3. запрыгивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
запрыгИВАю, движимый — исключение
• 4. алюминиевый — −ЕВ− — без ударения, породистый —
суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− — всегда с И
• 5. задумчивый — суффикс −ЧИВ−, гиревой (спорт) — без
ударения −ЕВ−
• Ответ: 23.

23. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. успокаивая — перед безударным ВА пишем И, времени —
сущ. на −мя
• 2. ноздреватый — суффикс −ЕВАТ−, француженка — запомнить!
• 3. преодолевающий — перед ударным ВА пишем Е, горлинка —
исключение
• 4. локтевой — без ударения −ЕВ−, желтизна — суффикс −ИЗН−
• 5. недоумевать — −ЕВА− сохраняется в 1-м лице, утречко —
суффикс −ЕЧК−
• Ответ: 25.

24. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. устраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
устраИВАю, барашек — гласная Е при склонении выпадает:
барашек — барашка
• 2. приукрашивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, приукрашИВАю, письмецо — с сущ. ср. рода с
ударением на окончании
• 3. догадливость — суффикс −ЛИВ−, красивый — под ударением
• 4. въедливый — суффикс −ЛИВ−, подбадривать — суффикс ИВА,
так как в 1−м лице он остаётся, подбадрИВАю
• 5. подразумевающий — (перед ударным ВА пишем Е), лужица
— сущ. ж. рода с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
• Ответ: 34.

25. В. 2

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. замшевый — без ударения −ЕВ−, потчевал — в 1-м
лице: потчую, поэтому −ЕВА−
• 2. перешагивающий — в 1-м лице ИВА сохраняется,
воевать — в 1-м лице: воюю, поэтому −ЕВА−
• 3. глянцевый, форелевое — без ударения −ЕВ−
• 4. оскудевающий — в 1-м лице ЕВА сохраняется,
первенство — суффикс −ЕНСТВ−
• 5. веял — гласная инфинитива сохраняется, стоимость
— суффикс −ОСТЬ−
• Ответ: 134.

26. В. 1

• Пояснение.1. находчиво — суффикс −ЧИВ−, развеять — гласная
инфинитива сохраняется
• 2. Достраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
достраИВАю, клеивший — в причастиях перед суффиксами
−вш−, −ш−, −нн− пишется та же гласная, что и в основе
инфинитива
• 3. никелевый — без ударения, решаемый — в суффиксах
причастий −ем, −им пишется та же гласная, что и в окончаниях
3-го л. ед. ч. глаголов.
• 4. надеялся — гласная инфинитива сохраняется, дешёвенький
— суффикс −ЕНЬК−
• 5. Виновен — краткое причастие, талантливый — суффикс
−ЛИВ−
• Ответ: 23.

27. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. волевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных,
пожаловаться — в 1-м лице: пожалуюсь, поэтому суффикс −ОВА−
• 2. ослабевать — здесь всегда ударный суффикс ВА, перед ним пишется
та же буква, что в глаголе ослабЕть; (смотрите правило о суфффиксе
ВА), постукивает — суффикс сохраняется: постукиваю — постукивает
• 3. обидеться — непроверяемый, словарный суффикс Е; ножевое —
безударный −ЕВ−
• 4. фасолЕВый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных,
щеголЕВатый — ЩЕГОЛ+ев+ат+ый,
• 5. подстраИВАющийся — образовано от глагола подстраИВАть, в нём в
1 лице сохраняется ИВА, ключик — при склонении гласная не
выпадает: ключика
• Ответ: 345.

28. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
вышагИВАю, листик — гласная И при склонении не выпадает:
листик — листика
• 2. разборчиво, завистливый — суффиксы −ЧИВ− −ЛИВ−
• 3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, перебираемый — в
суффиксах –ем, –им пишется та же гласная, что и в окончаниях
3-го л. ед. ч. глаголов.
• 4. затмевающий — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — в
сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
• 5. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется,
продлевать — запомнить
• Ответ: 12.

29. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. удушливый — суффикс −ЛИВ−, отшучиваться — в 1-м лице:
отшучиваюсь — ИВА сохраняется
• 2. развеяться — непроверяемый суффикс инфинитива (после гласных,
встречающихся только в глаголах с усекаемой основой, перед −ть
пишутся буквы И или Я; буква И пишется после гласного О, напр.:
стоить; буква Я — после гласных А, Е, У, как в нашем случае),,
услужливый — суффикс −ЛИВ−
• 3. десятеричный — суффикс собирательных числительных −ер−
сохраняется в производных прилагательных: десятеричный ←
десятеро, крутизна — суффикс −ИЗН−
• 4. застёгивая — в 1-м лице: застёгиваю — ИВА сохраняется, воровать
— в 1-м лице: ворую, поэтому −ОВА−
• 5. улыбчивый, застенчивый — суффикс −ЧИВ−
• Ответ: 15.

30. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. передёргивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
предёргИВАю , холодненький — суффикс −ЕНЬК−
• 2. заболевающий — перед ударным ВА пишем Е, нищенка —
запомнить!
• 3. доходчивость — суффикс −ЧИВ−, стремени — −ЕН− в
косвенных падежах сущ. на −мя
• 4. вздрагивающий — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, вздрагИВАю, потчевать — в 1-м лице: потчую, поэтому
суффикс -ева• 5. сбивчивый — суффикс −ЧИВ−, именьице — в сущ. ср. рода с
ударением на основе — ИЦ−
• Ответ: 25.

31. В.2

• Поснение.Приведем верное написание:
• 1. бушевать — перед безударным ВА пишем Е, зноен — краткое
прилагательное
• 2. закоченевать — перед безударным ВА пишем Е, удостоен —
краткое прилагательное
• 3. высоконький, лёгонький — ОНЬК− после Г, К, Х
• 4. разглаживающий — в 1-м лице ИВА сохраняется, клеевой —
суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных
• 5. ландышевый — суф. ЕВ, всегда безударный в
прилагательных, ленивый — под ударением
• Ответ: 123.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *