О никон псково печерский монастырь

Без малого четверть века архимандрит Тихон (Секретарев; † 12 сентября 2018 г.) нес послушание наместника Псково-Печерского монастыря. Этот видный и рослый монах был очень скромен. Даже став наместником прославленной обители, он старался оставаться в тени ее великих старцев. Часто цитировал одного из Оптинских преподобных о том, что при нынешнем лукавстве нравов надо, чтобы у братии был духовник, которому без обиняков можно доверить все свои помыслы, в том числе и на начальствующего, которому и самому есть всегда о чем посовещаться с духовниками. «Подобно тому, как важно в Церкви сохранить апостольское преемство, – любил он приводить слова преподобного Силуана Афонского, – так важно в монастырях сохранить жизнь по совету».

А что советовал архимандрит Тихон паломникам, о приеме которых в обители так заботливо хлопотал? Предлагаем вниманию читателей портала «Православие.Ru» ранее не публиковавшееся его размышление о спасении в монастыре и в миру.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

О том, что ощущается уже ныне и откроется на Страшном суде

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь… Это и духовная координата, где сразу обозначено присутствие по Успении не оставившей мир Пресвятой Богородицы, и географическая точка, куда из столетия в столетие, из десятилетия в десятилетие стекаются реки православных паломников со всего христианского мира.

С момента освящения Успенского храма Псково-Печерской обители прошло уже более полутысячи лет (в 2018 г. исполняется 545 лет. – Ред.). А первые монахи из Киево-Печерской Лавры пришли на эту святую гору и того веком ранее. Духовная жизнь и молитва с тех пор здесь не прерываются. Даже в богоборческие годы советского режима это единственный монастырь России, который не закрывался. Тут особо хранят монашеские устои, простоту, молитвенность, чистоту Православия.

Поэтому-то сюда и стремится церковный народ.

Как известно, первой паломницей рода христианского была Сама наша Заступница – Пресвятая Дева Мария. Она поспешила после Благовещения к сроднице Елисавете в град Иудин (см.: Лк. 1: 39). Также и апостолы, даже уже получив обетованного Духа Святаго, возвращались в определенное время в Иерусалим.

Но с какой целью сейчас стекаются в монастырь паломники?

Я помню, меня удивило, когда лет 15 назад светский журнал «Всемирный следопыт» в сообществе с ведущими печатными, теле и радио СМИ страны собрал главные достопримечательности, чтобы выявить семь чудес России. По итогам открытого голосования Псково-Печерский монастырь вдруг занял второе место! Большинство, может быть, и не задумываются о том, что их сюда тянет, а ощущают: тут душа умиротворяется! Мир и радость, – сказано в Писании, – в Духе Святом (Рим. 14: 17). Никакие тебе красоты ландшафта и архитектурные шедевры не дадут той интенсивности переживания этих внутренних благ, как неспешное приобщение к жизни святой обители.

Смысл паломничества, как объясняли нам старцы, еще заключается и в том, чтобы, посетив места подвигов святых угодников Божиих, заручиться их молитвами в сей жизни и ходатайством за свою душу на Страшном суде. Не каждый, наверно, знает о столь ошеломительной перспективе, но сердцем люди чувствуют, что получают огромную духовную пользу, – вот и едут.

Святитель Феофан Затворник писал, что в монастырь паломники стремятся ради «таинства обновления», – так он обобщенно называл исповедь и Причастие.

Иные, помню, впервые входили в святые врата после издания книги тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о старцах обители.

Подвижники в отношении ныне живущих обычно говорят:

«Никого не надо называть святыми, и никого не надо называть грешниками. На Страшном суде все откроется, подождем немного».

Сами мы вышедшую в монастыре книгу о ее достойных подражания насельниках назвали «Будьте совершенны».

Старцы – это воплощенное Евангелие наших дней

Старцы – это воплощенное Евангелие наших дней. Новозаветный Свет настолько ярок, что привыкшего пресмыкаться он может слепить. Для этого Господь и посылает старцев, они являют собой мягкое отраженное сияние Истины, которое позволяет любому человеку во Свете Божием увидеть себя и раскаяться.

У старцев Псково-Печерской обители есть и наследники: это и воспитанный с первых лет послушничества батюшкой Иоанном (Крестьянкиным) нынешний наместник митрополит Псковский и Порховский Тихон, и также выпестованный отцом Иоанном еще с лет его служения в городе Касимове Рязанской епархии схиархимандрит Никон (Антонов); это и преемник схиархимандрита Агапита (Агапова) братский духовник архимандрит Таврион (Балов); это и ученик многолетнего уставщика братского хора иеродиакона Анатолия (Семенова) нынешний духовник и уставщик обители архимандрит Мефодий (Леонтьев); это и келейник недавно преставившегося старца Адриана (Кирсанова) игумен Хрисанф (Липилин); и многих утешающий своим любвеобилием наследующий сам дух псково-печерского старчества иеромонах Иона (Самарский).

Пока еще не наступил Страшный суд и длится бытие этого мира, число святых и спасающихся восполняется.

Вот тебе и монашеское правило…

В Псково-Печерском монастыре девять ныне прославленных святых: преподобные родоначальники обители Марк, Иона и Васса, игумены преподобномученик Корнилий и священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон.

Даже при оскудении духовной жизни в народе, что стало предвестием революции, в Псково-Печерской обители подвизались такие светильники веры, как иеросхимонах Феодосий, который 5 августа (по старому стилю) 1903 года встречал здесь святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале позапрошлого века, дважды в свое время причастился Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, а после предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге; это и валаамские старцы – схимники Лука, Николай и многие-многие другие.

Широко известно посрамленное намерение закрыть 22 июня 1941 года последние храмы в Москве, меньше знают о том, что после того, как в 1940 году город Печоры вновь вошел в состав России (тогда РСФСР), монастырь пытались упразднить, но ничего не получилось: опять же помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Архимандрит Феофан (Молявко) Среди пришедших в обитель чуть ли не в гимнастерках, как отец Кирилл (Павлов) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, участников боевых действий можно назвать и впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), возглавлявшего в послевоенные 1949–1954 годы Псково-Печерский монастырь; и архимандрита Алипия (Воронова), «великого наместника» обители с 1959 по 1975 год; и его помощника архимандрита Нафанаила (Поспелова); а также схиархимандрита Агапия (Агапова), архимандрита Феофана (Молявко), иеродиакона Анатолия (Семенова) и др.

О том, что им пришлось вынести до и во время войны, мы в свое время услышали, например, от архимандрита Феофана (Молявко). Его постригли в монашество и рукоположили в диаконы в самом, как его вспоминают, кровавом 1937 году в Тверской епархии, епископ которой владыка Фаддей (Успенский), как известно, принял страшную мученическую кончину в самый последний день этого года. Отец Феофан вспоминал, что совершивший его постриг иеромонах не дал ему молитвенного правила, что его очень смущало, и он с целью восполнить этот «пробел» отправился было к одному старцу, подвизавшемуся на берегу Селигерского озера… А тот, как только понял, что решивший его вопросить уже приближается к его келье, вдруг громко повелел своему келейнику:

Старец приказал: «Посади его в лодку, забери весла и оттолкни ее от берега!» Это было пророчество

– К нам идет иеродиакон Феофан. Посади его в лодку, забери весла и оттолкни ее от берега!

Не умеющий плавать отец Феофан не успел вздрогнуть, как келейник уже исполнил наказанное… Это было пророчество: через несколько дней возжелавшего соблюдения формальностей монашеского жительства иеродиакона Феофана арестовали и приговорили к 10 годам лагерей.

Вскоре началась война, и вот в 1942 году в лагере под Ярославлем, где был в заключении отец Феофан, разразился голод. Тут-то постриженик по-настоящему и взмолился ко Пресвятой Богородице, чтобы спасла! Внезапно его вызывает криминальный авторитет и ни с того ни с сего назначает сторожить запасы хлеба:

– Сам ешь сколько хочешь, но без указания никому ни крошки чтобы не давал!

Но на этом уже ни его молитвы ко Пресвятой, ни чудеса Ее заступничеством не закончились. В конце 1943 года его вызвал уже официальный начальник лагеря:

– Малявко, ты поп?

– Нет, – признался отец Феофан, – я диакон.

– Ты свободен.

– А мне и здесь хорошо, – уперся тот.

– В 24 часа чтобы тебя в лагере не было! – стукнул по столу НКВД-шник.

Потом отец Феофан оказался в Ташкенте, где работал в эвакуированном военном госпитале, а весной 1944 года его призвали на фронт, причем в пехоту, где редко кто выживал: максимум два боя – и ты либо мертвец, либо инвалид на всю оставшуюся жизнь. Когда отец Феофан, уже дойдя до Будапешта, вдруг услышал, что Победа за нами, первая мысль, которая его настигла, была такова: «Не могу поверить, что остался жив!»

Эта прошедшая и тюрьмы с лагерями и войну братия про себя потом говорила: «Мы не ученые, мы толченые». Хотя про духовную жизнь свидетельствовали: «Это наука из наук и искусство из искусств».

Впрочем, в минувшем веке в Псково-Печерской обители подвизались и представители ученого монашества. Здесь окончил свои дни и погребен в Богозданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков) – известный духовный писатель и проповедник. Он особенно сетовал об оскудении веры и святости в России.

Ярчайший представитель старчества Псково-Печерской обители уже наших дней архимандрит Иоанн (Крестьянкин) от того-то и увещевал потом братию:

– В настоящее время нужно из пустыни выйти, чтобы поддержать веру в народе.

«Школа молитвы» отца Иоанна (Крестьянкина)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Известно, что отец Иоанн (Крестьянкин) уже от рождения был точно предызбран сонмом Псково-Печерских святых. Он родился в день памяти преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских – 11 апреля 1910 года. Отнюдь не по соседству с нашей северной обителью – в городе Орле. В благочестивом семействе Михаила Дмитриевича Крестьянкина, почившего спустя два года после рождения сына, и Елизаветы Илларионовны (в девичестве Кашеверовой), преставившейся в 1936 году.

Крещенный буквально через два дня после появления на свет в храме пророка Божия Илии, Ваня сызмальства в этом же храме нес потом клиросное и пономарское послушания. Здесь он получил замечательное, в крепких традициях, церковное воспитание. Лично общался и сподобился благословения некоторых новомучеников.

Когда подрос, освоил учетно-финансовое дело, пару лет проработал в различных учреждениях Орла, а после перебрался в Москву, где также еще 12 лет трудился по светской специальности, пока его наконец 14 января 1945 года не рукоположили во диакона, а в конце этого же года, 25 октября, – во пресвитера.

Спустя пять лет усердного служения в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали. Про свое пятилетнее исповедническое заключение сам он вспоминал, что это была настоящая «Школа молитвы», – так, кстати, называется одна из его великолепных книг, почему-то мало прочитанная современным читателем. Нигде – ни до заточения, ни после, – как батюшка уверял, у него не было такой молитвы! Как там, когда он зарывался, как он вспоминал, «под одеяло с вошиками»…

Тюремные застенки Лубянки, Лефортова да Бутырки, архангельские да самарские лагеря стали для отца Иоанна той пустыней, из которой ему предстояло выйти на служение народу, расточая собранные там плоды молитвы, чистоты сердечной, рассуждения, терпения. Потом и его келья в Псково-Печерском монастыре для многих приходящих к нему станет «школой молитвы».

В число псково-печерской братии отец Иоанн был зачислен по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) сразу после досрочного освобождения из лагеря за пару дней до своего 45-летия – 9 апреля 1955 года. Всего год прослужил он в обители и в Троицком кафедральном соборе Пскова. А после, в силу угрозы нового ареста, по благословению своего духовника отправился в Рязанскую епархию, где 10 с лишним лет был приходским священником.

В 1967 году отец Иоанн вернулся в Псково-Печерский монастырь. И как ни был он физически уже слаб, а Господь подкрепил его силы еще на без году 40 лет старческого служения. Сам батюшка поражался: и сердечко-то у него барахлило, а как водворился сызнова в монастырь, вдруг «обновися, яко орля, юность моя» (ср.: Пс. 102: 5)! С каким колоссальным размахом он развел свою дотошную практику душепопечения!

Все в монастыре было устроено так, чтобы батюшка имел возможность принимать людей. Наблюдая за происходящим изнутри монастырского бытия, понимаешь, что Сам Господь позаботился о том, чтобы вложенный Им в Своего служителя талант полностью раскрылся.

Батюшка был и братским духовником, нес он и седмичные послушания, ездил и по приходам с митрополитом Иоанном (Разумовым). После того как владыка Иоанн ушел на покой в 1987 году, отец Иоанн тоже перестал ездить по приходам, а сосредоточился на служении и окормлении приходящих в обитель.

Обзавелся, как он говорил, «духовной аптекой» – это у него была такая маленькая сумочка, из которой он на ходу доставал что кому нужно: одному молитовку, другому вразумление или канончик покаянный даст. А так как каждый из нас сподоблялся в разное время всякого рода «пластырей» и этих молитвенных «микстур», мы уж и обратились к батюшке, чтобы он собрал «полный комплект» для духовных чад. Потом все это оформили в том «Настольная книга для монашествующих и мирян».

Также по нашей просьбе начался и сбор писем отца Иоанна. Сам он стеснялся, отнекивался: зачем, мол? А мы убежденно настаивали:

– Батюшка, это же востребовано! Нужно для людей, им большая польза!

Так и стали потихонечку и письма издавать, а после и сборники батюшкиных проповедей. Очень много потрудилась и, слава Богу, еще и после кончины батюшки работает его помощница Татьяна Сергеевна Смирнова.

Есть и обнародованные только сейчас поразительные записи, сделанные Татьяной Сергеевной в последние годы жизни отца Иоанна:

«28 февраля 2001 года. Записано со слов отца Иоанна:

«Ночью в 4 часа остановилось время, и приступили ко мне со своими истязаниями мытники-бесы. Били они меня насмерть. Сколько времени я сопротивлялся им молитвой, не знаю. Время стояло на месте. На рассвете они отступили”.

Батюшка весь этот день пролежал разбитый, ощущая последствия ночного нападения».

Но даже то, что увидело свет еще при его жизни, уже задавало очень серьезные духовные ориентиры.

Лично я тоже задавал отцу Иоанну вопросы:

– Батюшка, что главное в духовной жизни? – расположишься с ним на знаменитом диванчике в его келье и давай, бывало, его донимать.

На вопрос: что главное в духовной жизни? – отец Иоанн отвечал: «Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом»

И он так секундочку помолится, взглянет на иконы и дает ответ:

– Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом, – и после маленькой паузы, чтобы ты усвоил, поясняет: – Бог управляет миром, все наше упование на Него. Но безрассудно жить в настоящее время тоже нельзя. Однако и свои рассуждения нужно еще проверять совестью близкого человека или духовника. Когда эти три условия соблюдены, тогда мы принимаем правильное решение, через которое нам и открывается воля Божия – самая мудрая и добрая, что незаблудно Промыслом Божиим ведет каждого человека в Царствие Небесное.

Сейчас уже мы можем засвидетельствовать очень много чудес, которые совершаются при молитвенном обращении к батюшке Иоанну. Исполненные прошения касаются и духовной жизни, и житейских дел. Диву даешься! Люди, даже при его жизни не знакомые с ним, приезжая и молясь в пещерах у гроба, получают и утешение, и разрешение своих проблем.

Потому что отец Иоанн по-прежнему Богу молится.

Приобретите сами дух молитвы

Святой Иоанн приводит сирот в приют

Святые отцы говорят, что из купели Крещения все мы выходим святыми. И где мы эту святость подрастеряли? Каждый грех, оказывается, разоряет душу. Так опустошенный человек начинает вновь искать возможности приобщиться благодати Духа Святаго. Хочется же вновь вкусить этих райских плодов: «любви, радости, мира, долготерпения, благости» (ср.: Гал. 5: 22). Так чтобы и в вечность отойти в мире со всеми и в любви к Богу. Но как?!

Знаете, есть замечательный эпизод в житии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отслужил он молебен в одном доме, и вот к нему подходят глава семейства, мама и маленькая такая девчушка. Отец Иоанн и спрашивает у малышки, называя ее по имени:

– Какую ты молитву знаешь?

– Фи, как скучно! – отвернулась она.

– Что ты, деточка, – склонился к ней святой, – я желаю тебе приобрести дух молитвы!

После революции оказавшись на чужбине, эта уже девушка, повзрослев, вспомнила слова отца Иоанна Кронштадтского. Она стала неопустительно, как только выдавалась возможность, ходить в храм, учиться молитве, и для нее открылся внутренний простор благодати Духа Святаго, когда даже в самых стесненных обстоятельствах изгнания и неустроенности на душе было светло и ясно.

Кстати, первая святоотеческая книга, которую я осознанно прочитал, уже будучи насельником монастыря, была как раз «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Меня тогда так потрясло, что и в наши дни бывают чудеса, связанные с Таинством причащения! Люди исцеляются, воскресают! Меня так это воодушевило, что я даже ездил на Карповку, где упокоен отец Иоанн. Молился там. Верующих тогда выслеживали, поэтому приходилось уходить в сквер по соседству. Сижу, помню, там на лавочке, рядом доминошники «рубятся», а я знай себе молюсь!

Преподобный Серафим Саровский и Николай Мотовилов Мы же все знаем слова преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго как цели христианской жизни. Но если мы внимательно прочитаем его беседу с Николаем Мотовиловым, то остановимся на этих ключевых словах: «Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого». А как ты посвятишь каждое свое дело Христу, если не молитвой?!

А будет молитва, то, чем бы ты ни занимался, благодать Духа Святаго не покинет сердца твоего. Так, епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) пишет, что материнство – это способность одухотворять материю и выражается она не только в даре рождения детей. Допустим, хозяйка готовит трапезу. Как она к этому относится? Для одной это проклятие-обязаловка (и это же смертоносный посыл)… А для другой собрать родных за столом – это как Евхаристия, совместное благодарение Богу; и готовит она с молитвой, и перед вкушением пищи в такой семье молятся и по завершении трапезы Бога благодарят.

Нам эта жизнь и дана, чтобы научиться молиться

Если мы молимся, мы живы. Нам эта жизнь и дана, чтобы научиться молиться.

Новомученики и исповедники Церкви Русской даже в самых бесчеловечных условиях молитвою и спасались. «Наша беда в том, что мы не научили людей молиться», – печаловался об остающихся в этой безбожной вакханалии один из страдальцев, умученных насмерть.

А знаете, как раньше старцы учили молиться? Вот приводит авва своего ученика на огромное поле, поросшее бурьяном:

– Брат мой! Пожалуйста, потрудись. Вечером я приду проверить работу.

Приходит на закате, а тот спит. Сон – это, кстати, данный нам уже в этой жизни образ смерти.

– Чадо, очнись! – будит его старец. – Почему ты не вырвал ни одного корешка?!

– Авва! Когда я увидел это поле в сорняках, честно скажу, я впал в уныние: прилег и заснул. Проснулся я от палящего солнца, взглянул опять на это чудовищно обширное поле и решил еще чуточку вздремнуть…

– Друг мой! Если бы ты прополол хотя бы то место, на котором спал, ты бы уже сделал многое.

Весь этот мир – всего лишь наглядное пособие процессов, происходящих в нашей душе. Начни молиться – и с Божией помощью потихоньку-полегоньку осилишь все.

Вот приедет человек в обитель, благодать коснется сердца – и высвободит из-под власти греха хотя бы малую частичку его души, а там, смотришь, он и сам возьмется за дело: поговеет, исповедуется, причастится.

…И так от Причастия к Причастию и выйдет ко Господу в Царствия Его Небесного незаходимый Свет.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать и на день не замолкала молитва в обители.

1 день.

Выезд из Минска в 20:00 (Национальная Библиотека). Ночной переезд.

2 день.

Ранний приезд в г. Печоры. 06:00 — Исповедь, Ранняя Божественная литургия. Обзорная экскурсия по Псково-Печерскому монастырю, с посещением Богом зданных пещер, кельи Симеона Печерского и келий Иоанна Крестьянкина. 12:30 — обед (включен в стоимость) и заселение в паломническую гостиницу (Печоры). 14:00 — Свято-Успенский храм: беседа со старцем схиархимандритом Никоном. Ужин (включен в стоимость). 18:00 — Вечернее Богослужение.

3 день.

7:00 — Ранняя Божественная литургия. Выезд в Изборск, с посещением Словенских ключей. Переезд в Местечко Камно, с посещением Храма Георгия Победоносца (XV век) и посещение купели. Выезд в Минск примерно в 14:00, прибытие в 22:00 (ориентировочно).

* поездка состоится при наборе группы не менее 15 человек.

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы паломническая группа из Давидовой пустыни поехала помолиться в легендарный Псково-Печерский монастырь. Дорога дальняя. Проехав большую половину пути, останавливаемся на обед в Великих Луках. За окном просто фантастические пейзажи – золотая осень, холмы, реки и водоемы. В Печоры въехали, когда день уже клонился к вечеру. Нужно успеть на вечернее богослужение, поэтому быстро решаем все вопросы с поселением, трапезничаем – и вот он долгожданный, такой уютный и такой крепкий, необыкновенно красиво расцвеченный красками осени Дом Пречистой, как с любовью называют свой монастырь братья. Служба идет в Успенском соборе. Он такой необычный, ну да, это же пещерный храм, которому почти 550 лет. Здесь главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Божией Матери в житии», а также мощи священномученика Корнилия. В этот день вечерняя служба была с акафистом Божией Матери. Отец Филарет (архимандрит, раньше был келейником отца Иоанна Крестьянкина) сам раздает акафисты. Увидев нашего четырехлетнего Тихона, который уже пытался капризничать, строго его спросил: «Будешь петь акафист?», – и всучил в руки книжку. Служба прошла на одном дыхании.

В конце богослужения, когда храм уже освящается только свечами, монахи выстраиваются перед образом Пречистой и поют «Царица моя преблагая…» и три раза «Радуйся, радосте наша…», потом по двое или по трое подходят к иконе (она большая, втроем запросто можно приложиться) и покидают храм. А следом и мы, и на душе так хорошо, забылись уже и тяготы дороги, и у всех одно желание – остаться здесь навсегда. Потихонечку поднимаемся к выходу и не торопимся, хотя начал моросить дождик.

Наутро спозаранку вся группа уже опять здесь. В Сретенском храме идет ранняя Литургия. Здесь две чудотворные иконы Божией Матери – «Взыскание погибших» и «Троеручица» и мощи преподобного Симеона, старца и духовника монастыря.

Позавтракав, выезжаем на экскурсию в Псков. Зарядил небольшой дождик, но в Пскове это уже был серьезный дождь, так что пришлось укрываться в одном из помещений музея Кремля, но зато здесь был огромный макет старого города и рассказ экскурсовода получился очень наглядный.

Предки наши относились к жизни серьезно и строили свой город соизмеряя со Священным Писанием. Город свой назвали Домом Пресвятой Троицы, и на холме между двух рек на месте, где святой княгине Ольге было явление трех лучей света, построили великолепный храм в честь Живоначальной Троицы. Храм имеет семь пределов подобно семи светильникам вокруг престола Божия, а вокруг располагались 24 церкви, подобно 24-м старцам, восседавшим на престолах вокруг Сына Человеческого. Все так, как описывал в своем Откровении Иоанн Богослов. Осмотрев Кремль и Троицкий собор, приложившись к святыням (частица мощей святой равноапостольной княгини Ольги и ее икона кисти архимандрита Алипия, легендарного наместника Псково-Печерского монастыря, мощи князей, блаженного Николы и другие), экскурсовод повезла показать нам и другие храмы Пскова, архитектура их очень отличается от наших московских. Церковь Покрова Божией Матери небольшая, но очень уютная с необыкновенной акустикой. Древние мастера умели сделать звук и без сложной электроники! Мы уж тут попели немного, возможность не упустили. Затем вышли через ворота мощной стены Кремля (толщина стен в некоторых местах достигает 6м) на набережную реки Великой, и перед нами открылся захватывающий вид на Мирожский монастырь, расположившийся на противоположном берегу. В Преображенском соборе этого монастыря сохранились старинные фрески, основная мысль которых – соединение в Иисусе Христе человеческой и божественной природы и Его искупительная жертва.

Говорят, в каком месте в городе ни встанешь, тебе откроется для созерцания обязательно три храма, как символ Пресвятой Троицы.

Время подходило к обеду, и меня грызла мысль, что трапеза у нас заказана только по возвращении в Псково-Печерский монастырь. Помня увещевания батюшки: «Сама не ешь, а люди, чтоб были накормлены», – корила себя, что не продумала этот момент. А у нас еще посещение Крыпецкого монастыря, и нигде по пути не попалось ни одной лавочки с пирожками. Экскурсовод везет нас в псковское подворье Крыпецкого монастыре в Иоанно-Предтеченский собор, откуда мы должны отправиться в урочище, где расположился Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Заходим в храм, а там, на лавочке два мешка яблок лежат! Спрашиваю робко: «Можно яблочко?» – «Берите сколько хотите». Слава Тебе Господи, милосердный, не оставил нас голодными. Какие они были вкусные, хрустящие, с розовыми прожилками в сочной мякоти!

Дорога в Крыпецкий монастырь оказалась непростой, грунтовка, в некоторых местах разбитая. Времени на посещение оставалось просто минимум. Приложились к святыням, поднялись на колокольню, жалко, что не успели искупаться в источнике. Какие удивительные места в псковщине – среди болот и леса необыкновенной красоты монастырь, 40 монахов подвизаются, ведут хозяйство, все у них есть. Да, в этакой глухомани вполне можно отрешаться от мира, сюда и не всегда добраться то можно.

Возвращаемся в Псково-Печорский монастырь, трапезничаем. Началась Всенощная, служит митрополит Тихон Псковский и Порховский (Шевкунов). Народу в Михайловском соборе невпроворот. Готовят полиелей, расстилают дорожки и ставят архиерейский амвон. Наши дети, как опытные прихожане, в первых рядах. Торжественно идет митрополит Тихон с архимандритами и иеромонахами монастыря, а тут наш четырехлетний Тихон… Владыка останавливается и говорит: «Что устал? Иди, садись ко мне сюда!» Что тут удивляться, у них один покровитель святой Патриарх Тихон. Малышу удалось еще и за митрополичий посох подержаться, момент не упустил… В глубине храма – Исповедь, многие из нашей группы готовятся к Причастию. В Михайловском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская.

Третий день нашей поездки. Раннюю Литургию служат в Успенском соборе. Причащаемся, слава Богу! Звонят колокола – вот он знаменитый псковский звон. Большие колокола раскачивают с земли через коромысла, а малые с башенки напротив колокольни. Звонарей четверо или пятеро. После службы у храма сидел схиархимандрит Никон и помазывал всех маслицем, можно было спросить совета, попросить молитв. Мы собираемся у входа в «Богом зданные пещеры», отец Лазарь, оформив нашу группу, передает отцу Антонию. Они хорошо знают нашего батюшку, поэтому мы привилегированные гости и нас проводят еще и туда, куда не всех пускают. В пещерах удивительно хорошо, даже радостно. Затем мы посетили келии печорских старцев, видели, как они жили, касались их вещей, сходили на Святую горку, где сохраняют древний дуб, свидетеля старых времен. Рядом с ним яблоня, яблоки попадали, и отец Антоний разрешил взять по яблочку. Потом посетили келию старца Иоанна Крестьянкина. Нас встретил там архимандрит Филарет, бывший келейник отца Иоанна, он всех там встречает, такой нарочито строгий, но за этой строгостью такая доброта и любовь, что хочется плакать. Провожая нас, он уже смеялся и шутил, и разрешил взять конфетки – взрослым по 3, а детям сколько хочешь. «Дети, берите побольше, подарим отцу Сергию!» А потом отцы Псково-Печерского монастыря передали нашему батюшке буханочку монастырского хлеба (еле унесли, см. фото).

Ну, вот и завершилась наша поездка, еще немного свободного времени и пора в обратный путь. В монастыре проходит выставка «Великий наместник», посвященная архимандриту Алипию – наместнику Псково-Печерского монастыря в советские годы. Показывают очень интересный фильм. Еще надо купить иконы и книги, набрать водички из святого колодца. Уезжать не хочется, но впереди еще 12 часов дороги. Ощущение радости не покидает нас все время пребывания в монастыре и даже потом в дороге и уже дома. Домой молитвами печорских старцев летели как на крыльях. Правда, сотрудник ГАИ по дороге все-таки махнул на нас своей палочкой, но отпустил с миром.

Прошу прощения за многословие и любительское качество фотографий…

Слава Богу за все и за возможность побывать в этом Святом месте!

Елена Галина

Поездка в Псков

Так нежен облик твой,

прекрасный, дивный край.

Блеск золотых крестов,

звон колокольный…

Быть может так

мог начинаться рай,

Святой, Божественной

любовью полный?

В мое ты сердце

навсегда попал.

Не жди, что я тебя забуду скоро.

Ты стал так дорог, ты родным мне стал.

Когда же вновь вернусь назад, в Печоры?

Первое, с чего нужно начать: слава Богу за все! Как хорошо, что съездили!

Маше не пришлось меня долго уговаривать, мне и самой хотелось поехать в какое-нибудь святое место, тем более, что в Пскове я еще не была. Туда мы ехали через Москву, обратно – через Санкт-Петербург.

Оставив вещи в камере хранения Ленинградского вокзала Москвы, пошли гулять по столице. На Красной площади шла подготовка к какому-то массовому зрелищу, вся площадь превратилась в огромную сцену со зрительными местами. Дошли до Иверской часовни, приложились к иконе, даже удалось послушать немного проповеди батюшки, который там отслужил молебен с акафистом. Потом у храма Василия Блаженного сделали несколько фотоснимков. Погодка была отличная, солнечная, как летом, только ветерок слегка подувал. На Ленинградский вокзал шли пешком, через мосты и фотографировали красивейшие виды Москвы: храм Христа Спасителя, Успенский собор Кремля…

От Пскова до Печор примерно полтора часа езды на автобусе, автовокзал находится рядом с железнодорожным. Псков нас встретил дождливой погодой: серое небо, низкие дождевые тучи. Когда ехали в автобусе, начался дождь. Но в Печорах выглянуло солнышко и… невозможно было не улыбнуться ему в ответ. Там погода все дни стояла отличная, даже лучше, чем в Ярославле – вот тебе и северный район!

Прямо с автобуса мы почти бегом (от радости!) побежали в монастырь, поклониться, поздороваться… Вот только потом подниматься в гору с сумками было несладко. Но ничего, поднялись и пошли устраиваться на улицу Кузнечную, дом 17, где нас уже ждала раба Божия Любовь, ласково встретив с подносом, и пригласила: «Попейте чайку!» Пили чай, устраивались, располагались…

До вечерней службы еще оставалось время, и мы решили погулять по местности, посмотреть, что тут есть, и заглянуть в магазин – кушать-то ведь хочется! А солнышко нам «улыбалось», было по-весеннему (или даже по-летнему!) тепло. Я гуляла в одной теплой кофте, а моя Марийка в легкой курточке.

Печоры небольшие, за день можно обойти несколько раз. Мы купили в магазине картошки, хлеба, масла, чтобы потом, дома что-нибудь приготовить. В святых местах не особо думаешь о еде, о ней и не хочется думать, только бы немножко подкрепиться, уж не до изысканного вкуса. Даже простой непритязательный суп с макаронами пролетал незаметно.

Наступило время вечерней службы. В монастыре особый дух, ни с чем несравнимый, ни на что не похожий. А монашеский хор! Конечно, главное само желание человека, придя в храм, встретиться с Богом, но в монастырях особенно все располагает к молитве…

Основание обители связано с открытием Богом зданных пещер. В XIV веке на этом месте был глухой непроходимый лес, изрезанный оврагами, с прозрачными речками, в которых водилась рыба. В лесу было много диких зверей. Однажды охотники, придя сюда, услышали дивное пение. Приняв его за ангельское, рассказали своим согражданам города Изборска. Изборяне выкупили эти земли и разделили между собой. Участок земли с глубоким оврагом достался крестьянину Ивану Дементьеву, который положил начало деревне Пачковке, стоящей до сего дня рядом с монастырем. Однажды в 1392 году Иван Дементьев пришел на обрыв оврага и срубил большое дерево, а оно, падая, увлекло за собой еще несколько деревьев, под корнями которых обнаружился вход в пещеру. Над пещерой была надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана эта надпись, известно лишь Богу. Монастырская летопись повествует о том, что один юродивый монах, именем Варлаам, неоднократно приходил и стирал эту надпись, которая чудесным образом появлялась снова. После, вразумившись этим чудом, перестал стирать надпись. Здесь подвизались пустынники, и пещеры служили для них местом Богослужений и жилья. Предание говорит, что пустынники были монахами из Киево-Печерской Лавры.

В один из дней мы посетили эти пещеры. Взяв с собой свечи, так как в пещерах темно, вместе с монахом-проводником спустились под землю. Войдя в пещеры, оказываешься в настоящем подземном городе с улицами, каждая из которых имеет свое название, и даже с храмом. Вот только жители этого города уже давно пребывают с Господом. Здесь же покоятся их святые мощи, в специальных погребальных ячейках в стенах, закрытых керамидами – это глиняные или каменные надгробные плиты. В Ближних пещерах почивают мощи святых угодников Божиих: преподобной матери Вассы, преподобного Марка – первого Печерского старца, преподобного Ионы – первого строителя Псково-Печерского монастыря и праведного иеросхимонаха Лазаря.

Проходя вглубь пещер, попадаем на первую улицу, называемую Главной. От нее уже идут ответвления других улиц. Всего в пещерах семь улиц, каждая из которых заканчивается тупиком, где расположен либо храм (как, например, пещерный храм в честь Воскресения Христова), либо кладбище (как в конце Малой Братской улицы находится Братское кладбище за иконой Воскресения Христова), либо канун для совершения панихид.

У нас была уникальная возможность поклониться святым мощам схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Серафима (Розенберга), архимандрита Нафанаила (Поспелова), иеросхиомнаха Симеона (Желнина), который имел от Бога дар прозорливости и благодатной молитвы. Особым местом в пещерах для нас стало место погребения «народного» Батюшки архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Полюбите! – писал отец Иоанн. – И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа».

Здесь нужно остановиться подробнее. Узнав, что в определенное время можно попасть в келью отца Иоанна, мысль об этом не давала нам покоя. И вот, двери кельи открыты. В комнате светло, уютно, много икон, есть книги, облачения. На память мы взяли конфеты…

В другой день, когда мы хотели вновь попасть к отцу Иоанну, это был праздник святых Адриана и Наталии, у нас получилось вот что. Пришли мы, сели на лавочку и ждем отца Филарета, чтобы он открыл келию. Подошли еще несколько человек, ждем. А в коридоре у одной двери особо много посетителей, это келия отца Адриана, к которому люди едут из разных уголков страны со своими проблемами. Вдруг из-за этой двери выходит женщина и говорит о том, что кто хочет поздравить отца Адриана с праздником, могут проходить в порядке очереди, но задерживать батюшку вопросами не надо, он себя плохо чувствует. Мы как услышали – сразу подбежали и заняли очередь. И удалось же! Слава Богу за все! Батюшка Адриан с любовью нас благословил, помазал маслицем. Небольшая келья, иконы, книги… простота, и так близок Господь!

В книге «Михайлов день» Нина Павлова пишет: «Помню, как в Псково-Печерском монастыре один иерарх жаловался на отца Адриана:

— Вот иду я по монастырю, и вокруг тишь, благодать, благолепие. Но стоит выйти из кельи отцу Адриану, как сразу начинается скандал – кто-нибудь тут же завизжит, загавкает или захрюкает…»

Мы до конца не понимали тогда, к кому попали. Да и сейчас тоже, эх… Батюшка Адриан, помолись за нас, грешных!

На территории монастыря находятся несколько церквей: Михайловский собор (в котором пребывает рука святой мученицы Татианы), Никольская церковь, Сретенская (мощи преподобного Симеона) и Благовещенская церкви, но главное – самый большой и красивый Успенский собор (мощи преподобномученика Корнилия). Прямо к нему ведет «кровавый путь», о нем-то и пойдет речь далее.

Преподобномученик Корнилий – знаменитый устроитель и благоукраситель монастыря, написавший первоначальную летопись Псково-Печерской обители – был убиен неправедно прогневавшимся царем Иоанном Грозным. Приближаясь к монастырю, царь напрасно полагал, что преподобный хочет отделиться от Российского Государства. Игумен Корнилий с братией вышли навстречу царю. Иоанн Грозный в гневе, не владея собой, отсек святому игумену голову. Но тотчас же раскаялся при виде невинной жертвы. Он взял на руки тело преподобного и внес в обитель. Эта дорога с тех пор и поныне называется «кровавым путем». Преподобный закончил свою земную жизнь, как говорит летописец, будучи «земным царем предпослан к Царю Небесному» в вечное жилище.

Душеполезные листки, которые выпускает Лавра, знакомят паломника с монастырем и правилами поведения в нем, ее святыми, чтимыми праздниками, есть даже отдельная рубрика о Боге для детей – «Колокольчик».

На территории монастыря есть святой источник и каждый желающий может набрать здесь воды. Вокруг множество цветов, которые радуют глаз и заставляют восхищаться этой красотой и благолепием. А один раз мне даже показалось, что на сосну забралась белка, но она пробежала так быстро, что я не успела сфотографировать. Среди прочих деревьев можно встретить и яблони, сплошь увешаны зелеными яблоками.

Конечно, какое паломничество без послушаний. Вот и мы решили не нарушать этого правила, и получили благословение мыть помещение просфорной. Нас вели туда неизвестными закоулками, лестницами, подъемами и спусками, это было интересно. Как и везде, за выполнение послушаний полагается обед. Мы тоже ели в монастырской трапезной, где матушки так заботливо и вкусно приготовили, казалось бы, простую еду.

В другой раз нам досталось помогать послушнику Андрею по храму. Это был Успенский собор. Храм не очень большой, но с достаточным количеством икон, поэтому помощь оказалась не лишней. Тут мы не просто помогали, но и прикладывались к иконам, к которым в другое время просто невозможно подойти. А еще послушник Андрей раскрыл перед нами некоторые тайны этого собора, что был интересным и познавательным.Нам представилась удивительная возможность приложится к иконе, написанной самим преподобномучеником Корнилием. Она находится прямо за другой иконой в алтарной стене Успенского храма, поэтому простому прихожанину ее не увидеть. Икона хорошо сохранилась, не смотря на то, что ей уже около пятисот лет!

В соборе находится главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Пресвятой Богородицы». Андрей пригласил нас обязательно посетить их престольный праздник Успения в следующем году. Здесь бывает такое торжество! Накануне праздника после малой вечерни икону выносится из Успенского собора и по совершении литии торжественным крестным ходом по дорожке, выложенной из живых цветов, переносится на паперть Михайловского собора. Всенощное бдение с пением акафиста заканчивается за полночь. В самый день праздника, под колокольный звон крестный ход движется вокруг Святой обители. Завершается празднество чином Погребения Богоматери по древней иерусалимской традиции. Новой таинственной Пасхой, чудом всемогущества Божия называл праздник Успения Божией Матери архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Святая Православная Церковь в своих молитвенных прошениях к одной только Богоматери обращается со словами: «спаси нас». Божия Матерь есть величайшая Заступница и Помощница всех труждающихся в благоугождении Богу.

За время нашего пребывания в монастыре мы побывали почти во всех его храмах на Богослужениях. Любовались колокольным звоном. Да-да, не только слушали, но и любовались, потому что у нас такого нет. Там, чтобы собрать людей на Богослужение, выходит монах или послушник и звонит при помощи специальной петли на тросе, куда вставляется нога. Кстати, такая колокольня находится рядом со Сретенским храмом, в котором нас однажды благословлял схимник отец Никон. От одной паломницы мы узнали, что отец Никон каждый день в определенное время служит молебен у мощей преподобного Симеона и освящает там масло, воду, сухарики. Отец Никон благословил нас, помазал маслом, окропил святой водой, угостил вкусными сухариками.

Стоит ли говорить, что уезжать нам не хотелось. За несколько дней просто сродняешься с обителью. Здесь совершенно другой мир: без суеты, тихий, благодатный…

По приезду в Псков сдали вещи в камеру хранения вокзала и пошли паломничать дальше. Маша предложила первым посетить Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы. Конечно, я согласилась, раньше и не подозревала о существовании этого монастыря, а тут такая история…

Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях 1299 года, когда 4/17 марта ливонские рыцари осадили Псков. Тогда святая обитель была разорена; игумен ее, преподобный Иоасаф, а также 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме. Судьба святых иноков не могла не привлечь к себе внимание псковских жителей и с XIV века Снетогорский монастырь пользуется большим почетом. В соборе Рождества Богородицы находится икона Божией Матери «Снетогорская». На иконе изображена Богородица с Младенцем на руках, Ей предстоят Архангелы Михаил и Гавриил, а у престола – святой благоверный князь Довмонт и преподобный Иоасаф. На трерритории монастыря кроме указанного находятся еще Никольский и Вознесенский храмы. Кстати, дивные настенные фрески в храме Рождества Богородицы сохранились и до наших дней. Сюда в 1825 году приезжал Александр Сергеевич Пушкин, а в 1920-х гг. экономом был Псково-Печерский старец преподобный Симеон (Желнин). В советское время монастырь был превращен в дом отдыха. С 1993 года в монастыре возрождается монашеская жизнь. Монастырь имеет подсобное хозяйство и ферму в деревне. В ноябре 2002 года в монастыре был пожар и сейчас он нуждается в материальной поддержке на восстановление. Богослужение в монастыре совершается каждый день по полному суточному кругу. По воскресеньям читается акафист Божией Матери перед Ее иконой «Игумения Афонской Горы», в среду – Николаю Чудотворцу.

Наши прогулки по Пскову надолго, а, может навсегда, останутся в моей памяти. Такой красивый город, не смотря на дождевые тучи, прекрасные виды храмов, стоящих на берегах рек: Великая, Пскова, Мирожка.

Далее наш путь пролегал через «сердце» Пскова – Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля. На полиелее мы были там. Большой, величавый, красивый, предстает он перед взорами паломников и всех приходящих сюда. Как написано в летописи: первая равноапостольная святая княгиня Ольга, проплывая по реке Великая, напротив крутого мыса на слиянии двух рек – Псковы и Великой – сделала остановку. Она встала на молитву и увидела чудное явление с неба – Три Светоносных луча покрыли весь мыс. Она изрекла: «…На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…» На месте видения святая княгиня поставила дубовый Крест. Первый храм Святой Троицы – деревянный – существовал недолго, порядка 180 лет. В настоящее время это уже четвертый «Белостенный, среброглавый, осенен великой славой светлый Троицкий собор». В соборе много старинных икон, рака со святыми мощами псковских святых, мироточивая икона целителя Пантелеимона. Многое можно еще рассказать об этом удивительном месте, но лучше один раз там побывать.

Потом мы дошли по набережной реки Великой до Спасо-Мирожского монастыря, находящегося в живописном месте, но он оказался закрыт. Начинался дождь, позже перешедший в ливень. Темнело. Едва не заблудившись и вымокнув, не смотря на зонт, мы дошли до вокзала. Сапоги я промочила насквозь, они стали непригодны для ношения.

Еще одна ночь в поезде и мы в Санкт-Петербурге рано утром!

Набережная реки Карповки на Каменном острове…

Первым местом паломнического пребывания стал Свято-Иоанновский монастырь. В нем покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Погода была «серая», начинался дождь, а мы шли на воскресную Божественную литургию в монастырь. Перед входом внутрь находится икона во весь рост Батюшки Иоанна, с которой он смотрит, радостно улыбаясь и, как будто приветствуя тебя, приглашает войти. Это был первый лучик радости, пронзивший сердце сквозь затянутое небо серыми тучами. И что удивительно – к середине службы небо изменилось. Когда мы уже вышли, нас встретило яркое солнце и голубое небо. Согрел теплом наши сердца Великий Батюшка.

В 2010 году монастырь выпустил книгу «Светильник веры и благочестия», в которую помимо жития святого, включены его чудеса – новые! Это нам лишний раз доказывает, что Батюшка вновь и вновь слышит нас и молится, помогая превозмогать скорби и решать разного характера важные вопросы.

Одно из чудес, произошедших в монастыре – обновление иконы Покрова Богоматери. Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве. Обновление совершилось на глазах множества людей. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (1991 г.) монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Матушка Серафима выбрала большую икону, где с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону поместили в алтаре храма в монастыре, к тому же она подходила по форме к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи 1992 г. алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем он стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти всё изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой. По благословению Патриарха Алексия II икона была перенесена в храм для всенародного поклонения. С тех пор каждую пятницу после вечернего богослужения перед ней поется акафист Покрову Божией Матери.

Далее на Смоленском кладбище, где тихо и светло, мы ждали своей очереди к святой Ксении и читали ей акафист. Воистину она «…граду сему похвала и утверждение» (из кондака). При жизни помогала людям и теперь не оставляет. А очередь не уменьшалась, потому что народ все приходил и приходил…

Хорошо гулять по чудному граду святого Петра! Его улицы, каналы, мосты и даже переменчивая погода поражает своим разнообразием.

Мы вышли на Невский проспект. Вскоре показался Казанский собор. Как он величественен, как прекрасен! Главная святыня храма – почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Вместе с паломниками из Италии мы приложились к иконе. Кроме того, в соборе находится гробница генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. На полуциркульной площади перед собором можно увидеть бронзовые памятники прославленным русским полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Большие и красочные газеты выпускает собор с детской страничкой, объясняющей основы православной жизни во Христе.

К набережной Невы мы шли через храм Спаса на Крови, который очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Исаакиевским собором любовались снаружи.

Вот вроде бы и всё путешествие, и на поезд опаздывать не хотелось, но…

Александро-Невская Лавра находится недалеко от вокзала, и мы поехали. На площади Александра Невского возвышается памятник, изображающий его, сидящим на коне. Кстати, Великий князь перед смертью принял монашество (схиму) с именем Алексий и является небесным покровителем Петербурга. В архитектурном облике Лавры доминирует стиль русского барокко XVIII века, благодаря чему она так радует наши взоры. Времени у нас было катастрофически мало, поэтому только забежали в Лавру, приложились к мощам святого Александра, к иконе Спасителя в белом хитоне и побежали обратно. Да, именно побежали, но успели заметить, что в Лавре красиво, просторно, много цветов. А еще нас снова поливал дождь, а в небе мы увидели радугу. Вот такие интересные явления природы в северной столице нашей страны.

Оказывается в Свято-Троицком храме Лавры помимо мощей благоверного князя, находится чудотворная икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», подобной иконы больше нигде нельзя встретить. Есть еще одно место в Лавре – Некрополи. Там погребены некоторые известные личности: А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Фонвизин и другие.

И вот, поезд примчал нас домой. Родному городу, конечно, обрадовались, но и там, в паломничестве, было хорошо…

Слава Богу, мы домой приехали!

Слава Богу, были в тех местах…

Сколько повидали мы хорошего,

Не напишешь в 20-ти листах!

Сколько было радости, волнения,

Разговоров, иль прерванных снов,

Слава Богу, все по Его милости,

Я надеюсь, мы вернемся вновь…

Вновь туда, где сердце дышит радостью,

Где молитвы трепетно поют,

Где душа от скверны очищается,

Вновь туда, где Ангелы живут!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *