О паисий святогорец

Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть?

— Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если человек охвачен паникой из-за нашедшего на него искушения, то он хочет подъять подвиг, однако не имеет для этого расположения, не имеет душевных сил. В этом случае ему нужно внутренне упорядочить себя с помощью исповеди. С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатью Божией снова находит решимость для борьбы. Если же человек не упорядочит себя подобным образом, то на него может обрушиться и какое-то еще искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем.

— А если то, о чем Вы говорите, происходит часто? Если это происходит часто, то и приводить себя в духовный порядок тоже надо часто. Человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе. А приведя себя во внутренний порядок, человек должен разогнать свою духовную машину, он должен любочестно и напряженно подвизаться, для того чтобы наступать на пятки убегающему диаволу.

Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в исповеди?

— Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь — это Таинство. Ходи на исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь у тебя их мало? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Ты не ранишь сестру? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: «Согрешил гневом, осуждением…», и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Однако маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!» Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя — множество малых грешков. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.

Кроме того, старайся быть во время исповеди конкретной. На исповеди не достаточно только назвать свои грехи, к примеру, «я завидую, гневаюсь» и тому подобное, нужно поисповедовать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. А уж если ты исповедуешься в тяжелом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно признаться и в том, что ты думала, совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеешься над Христом. Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая свою болезнь от врача. Тогда как если человек показывает себя духовнику в точности таким, каков он есть на самом деле, то духовник может понять этого человека лучше и помочь ему более результативно.

Кроме этого, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем ему надо поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом приходит Благодать Божия. Если человек поисповедует такой грех духовнику, не попросив предварительно прощения у того, кого он ранил, то его душе невозможно прийти в мирное устроение, потому что \согрешивший\ человек в этом случае не смиряется. Исключением является случай, когда обиженный человек умер или же его невозможно разыскать, потому что он сменил место жительства, и нельзя попросить прощения хотя бы в письме. Но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это расположение, его прощает.

Геронда, а если мы попросили прощения у человека, обиженного нами, а он нас не прощает?

— В этом случае будем молиться, чтобы Бог умягчил его сердце. Однако Бог может не умягчать сердце этого человека и по той причине, что, если он нас простит, мы можем легко впасть в тот же самый грех снова.

Геронда, а допустимо ли, совершив какой-то тяжелый грех, исповедовать его не сразу?

— А зачем оставлять его на потом? Для того чтобы он прокис? Ведь чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем больше она тухнет. Зачем ждать два-три месяца, а потом идти исповедоваться в тяжелом грехе? Надо идти как можно быстрее. Если мы имеем открытую рану, разве надо ждать, пока пройдет месяц, и только потом ее лечить? Нет. В таком случае даже не надо ждать, когда у духовника будет больше времени или больше возможности уделить нам внимание. Надо тут же бежать к духовнику, кратко исповедовать ему совершенный грех, а потом, когда у духовника будет больше времени, можно пойти к нему, чтобы побеседовать или получить духовное наставление.

Для того чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Однако если внутри у человека сумбур, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своем состоянии. Некоторые люди присылают мне целые тетради с рассказами о себе и о своих проблемах. По двадцать — тридцать страниц мелким почерком, а в конце еще несколько страниц постскриптума… Хотя все, о чем они пишут, могло бы уместиться на одной странице.

Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть?

— Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые «кредитные книги». Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение. Это изменение настолько заметно даже внешне, что я советую некоторым людям сфотографироваться до исповеди и после нее, чтобы они тоже уверились в этом добром изменении, происшедшем с ними.

Ведь внутреннее духовное состояние человека отображается на его лице. Таинства Церкви совершают чудеса. Приближаясь к Богочеловеку Иисусу Христу, человек и сам становится богом , вследствие чего он излучает свет и Божественная Благодать выдает его другим.

Геронда, то есть сразу же после искренней исповеди покаявшийся чувствует радость?

— Не всегда. Сначала можно не почувствовать радости, но потом радость потихоньку будет рождаться у тебя внутри. После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: «…беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну», для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи. Геронда, я где-то читала, что в будущей жизни бесы будут мучить нас даже за один злой помысл, который мы не поисповедовали. — Гляди, когда, покаявшись и не имея намерения что-то скрыть, человек скажет духовнику о том, что он помнит, то вопрос закрыт — тангалашки не имеют над ним никакой власти. Однако если он не поисповедует какие-то из своих грехов сознательно, то за эти грехи будет мучиться в жизни иной. Геронда, если человек, поисповедовавшись в своих юношеских грехах, снова думает о них и мучается, то такое отношение ко грехам правильное?

— Если, сильно сокрушаясь о своих юношеских грехах, человек их поисповедовал, то причины для страданий нет, поскольку, с того момента как он сказал об этих грехах на исповеди, Бог их ему простил. После этого не нужно расковыривать свои старые, особенно плотские грехи, поскольку, делая это, можно повредиться. К примеру, во время боя рядом с солдатом падает граната, однако Бог хранит этого солдата, и граната не разрывается. Но вот бой закончился, солдат находит неразорвавшуюся гранату, берет ее в руки, начинает раскручивать, с любопытством рассматривать — и в итоге граната разрывает его в клочки не в бою, а после него

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (113)

Арсений Каппадокийский. Икона

Арсений стал монахом и обучал детей втайне от турок

Окончив школу в Нигде, Федор поступил в семинарию в Смирне. В 26 лет он осуществил свою мечту – принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Кесарии с именем Арсений. Там же, в Кесарии, митрополитом Паисием был рукоположен в сан диакона и отправлен в Фарасы для обучения грамоте детей бедняков.

Турки недобро взирали на греков, живших в Фарасах и шести соседних селениях, всячески препятствовали обучению греческой молодежи. Но Арсений пошел на хитрость, обучая детей не за партами, а на овечьих шкурах, расстеленных по полу. Ученики сидели на них, поджав ноги.

Турки думали, что дети собрались на молитву, а в это время преподобный учил их молитве, покаянию и благочестию. Нередко Арсений собирал детей в тайной школе – пещерном храме, вырубленном в скале.

1870 В этом году Арсений был рукоположен в иеромонаха, потом возведен в сан архимандрита

В 1870 году Арсений был рукоположен в иеромонаха, потом возведен в сан архимандрита. После рукоположения Арсений отправился на Святую землю, всего же совершив пять паломничеств к Святым местам. За это от турков получил прозвище Хаджи-эфенди («хаджи» — паломник, «эфенди» — господин).

Святой Арсений был аскетом, ведя строгую жизнь. Но не ушел в затвор, а остался монахом в мирском окружении. Для сельчан он был учителем и наставником, укрепляя их веру. Получив от Господа дар исцеления, отец Арсений стал для жителей Фарас и окрестных сел врачевателем телесным.

Молитвами Арсений исцелял даже глухих, парализованных и слепых

Преподобный Арсений никогда не спрашивал, какой веры и национальности больной, которого приводили. Его молитвой, которая «могла пробить камень», исцелялись даже глухие, парализованные и слепые.

Однажды ему привезли одержимого мальчика. Он был крепко связан и сильно измучен. На просьбу Арсения развязать сына родители сказали, что этого нельзя делать, т.к. ребенок безумен и может причинить беду. Отец Арсений, настояв на своем, отчитал мальчика молитвами и ребенок исцелился.

Родителям же сказал, что они сами виноваты в одержимости сына, потому что проявляли к нему жестокость. Дав родителям епитимию — поститься 40 дней, как в пост, — отпустил семью с миром.

В другой раз Арсению привели одержимую турчанку, которую недавно выдали замуж. Девушка была связана, но ее с трудом удерживали. Когда преподобный разрешил развязать больную, она бросилась и укусила за ногу Арсения.

Святой Арсений, взяв в руки Евангелие, легонько ударил им девушку по голове и бес вышел из нее.

Упав на колени, турчанка принялась целовать укушенную ногу святого.

Ее отец, увидев чудесное исцеление, принялся упрашивать Арсения принять кошель с деньгами. Но Арсений никогда не принимал ни денег, ни подарков за труды, поэтому ответил

«Оставь себе свои деньги, наша вера не продается».

Сельчане считали его странным за некоторые поступки. Например, за то, что он сам давал младенцам при крещении имена, не слушая крестного.

Вот как это объясняет отец Паисий в своей книге:

«Отец Арсений давал детям редкие имена, чтобы отучить жителей от застолий на именинах, которые часто заканчивались ссорами. Потому он предпочитал давать младенцам редкие имена: Авраам, Исаак, Иосиф, Аверкий, Иордан и другие – и тем положил конец народным сборищам, пьянству и дракам, а то и поножовщине (ведь тогда все мужчины носили оружие) «.

Однажды Арсений извлек воду из скалы

Не только даром целительства прославился Арсений Каппадокийский. Его современники рассказывали немало чудесных историй, свидетелями которых они стали.

Вот что поведал помощник преподобного Арсения, Гавриил Корциноглу:

«Однажды мы с Хаджефендисом и моим дядей Продромосом пошли в церковь святого Иоанна Златоуста служить Литургию. Пока Хаджефендис облачался, я пошел на источник за водой для Литургии. Как только я подошел к источнику, вода иссякла. Я побежал к Хаджефендису, который, взяв под мышку свой молитвослов, быстро пошел к источнику, по дороге завязывая поручи. Возле скалы он прочитал молитву, и вода с шумом потекла. Я набрал, сколько было нужно, и мы вернулись в храм».

Святой Арсений извлекает воду из святого источника. Изображение на стене в трапезной монастыря апостола Иоанна Богослова в Суроти)

Патриархи Константинопольский и Иерусалимский неоднократно предлагали Арсению стать епископом, но он каждый раз отказывался, говоря

«Не хочу быть епископом, потому что боюсь гордости. Чем выше горы, тем больше на них собирается туч»

Арсений умер в Греции, предсказав свою смерть

1924 В этом году Арсений был вынужден переселиться в Грецию

После поражения Греции во Второй греко-турецкой войне, малоазиатские греки были вынуждены переселиться в Грецию. Арсений предвидел войну и отъезд с родной земли. Он не мог бросить паству и в августе 1924 года они отправились в путь. Для охраны к отцу Арсению турки приставили жандарма, а фарсиоты отправили с ним трех молодых греков.

По дороге их нагнал свирепый турок, предложивший жандарму избавиться от старца. Юноши, сопровождавшие Арсения, предложили сказать туркам, что он официальное лицо и чтобы с ним обращались вежливее. Арсений отказался, они продолжили путь.

Всадник-турок не проехал и двадцати метров, как упал с лошади.

Увидев это, жандарм сказал отцу Арсению: «Сен син азиз!» (Ты святой)».

А преподобный сказал юношам: «Я и слова не успел произнести, а он уже упал».

Наконец, они оказались на острове Корфу, где отец Арсений заболел. Будучи уже в больнице, он сказал Продромосу, пришедшему проведать Арсения:

«Давай прощаться. Послезавтра я перейду в другую жизнь. Вчера днем приходила Божия Матерь и известила меня. Она показала мне Афон и монастыри, которые я очень хотел видеть, да так и не удостоился. Что сказать, Продромос! Знаешь, сколько на Афоне монастырей?! Какие большие храмы?! Красота!».

А еще раньше, перед переселением, преподобный предсказывал

«Я проживу в Греции лишь 40 дней и умру на острове»

Так и случилось – Арсений Каппадокийский умер через 40 дней после прибытия в Грецию в 83 года.

Узнав о кончине Арсения, люди, знавшие его, были безутешны в своем горе. Отец Арсений был погребен на местном кладбище. Впоследствии мощи святого были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники).

Старец Паисий Святогорец написал книгу об Арсении и обрел его мощи

Святой Арсений и Паисий

В 1971 году Паисий Святогорец написал житие Арсения Каппадокийского. Автором, Паисием Святогорцем, написано еще несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни.

Так получилось, что будущий старец Паисий Святогорец был крещен в младенчестве преподобным Арсением и получил его имя.

Именно Паисий не дал обществу забыть своего учителя и внёс вклад в обретение его мощей. В честь святого Арсения на Халкидиках построен монастырь — место паломничества верующих со всего мира.

В монастыре хранятся удивительные по значимости святые мощи: частицы мощей Иоанна Златоуста, святого Нектария, апостола Павла и преподобного Арсения.

Христос Пантократор, апостол Иоанн Богослов и преподобный Арсений Каппадокийский. Мозаика над входом в исихастирий св. Иоанна Богослова и прп. Арсения в Суроти. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru 1986 В этом году Арсений был причислен к лику святых решением Константинопольского патриарха Димитрия I и Синода

Многочисленные посмертные чудеса отца Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в лике святых: он был канонизирован решением Константинопольского патриарха Димитрия I и Синода 11 февраля 1986 года.

10 ноября – память преподобного Арсения Каппадокийского

Биография

Родился 25 июля 1924 года в Каппадокии, в семье Евлампии и Продромоса Езнепидис, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией. Имя Арсений (Арсениос, греч. Αρσένιος) он получил от Святого Арсения Каппадокийского, который его крестил и предсказал монашеское будущее. В сентябре 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница (греч. Κόνιτσα) в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.

В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны он хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сёстрам. В 1950 году он пошёл на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне.

Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений был послушником в течение четырёх лет и 27 марта 1954 года был пострижен в рясофор с именем Аверкий.

12 марта 1957 года старцем Симеоном пострижен в малую схиму с наречением имени Паисий в честь митрополита Кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов, старец пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел, и ему отняли большую часть лёгких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года старец поехал с Горы Афон в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти.

В середине 1970-х годов Паисий вместе с Георгием II активно помогал иеромонаху Косме Григориату в организации и начале работы миссии афонского монастыря Григориат, которая работала в Колвези (Заир, с 1997 года Демократическая Республика Конго). В миссии работал интернат для мальчиков, было открыто 55 приходов, крещено более 1500 аборигенов до того момента, как 27 января 1989 года Косма Григориат погиб в автокатастрофе.

Жизнь старца, принимавшего визиты духовных детей и паломников, известна подробно. Одним из наиболее ярких проявлений монашеских добродетелей Паисия Святогорца было его крайнее нестяжание.

Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года неподалёку от Салоник, в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ Суроти, где был и похоронен, за алтарём монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Примечания

  1. по старому стилю (из предисловия к 1 тому «Слов» старца Паисия, издательский дом «Святая гора», Москва)
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ к книге. Схимонах Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо\Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского. Москва, 2000
  3. Паисий Святогорец. Биографическая справка.
  4. Hieromonk Isaac, 2012: p. 65.
  5. 1 2 Православная вера : газета Саратовской епархии. — 2004, сентябрь. — № 18 (270).
  6. Фотографии и местоположение кельи Панагуда на panoramio.com
  7. Местоположение кельи Панагуда на wikimapia.com
  8. Местоположение монастыря на wikimapia.com (40°28’28″N, 23°4’18″E)
  9. Дамаскин Григориат. 2630 — Конго Миссионерство Пт Космы Грегориата (Салоники 1942 — 27 января 1989 Конго) (греч.) = Μοναχοῦ Δαμασκηνοῦ Γρηγοριάτου. 2630 — Ο Ιεραπόστολος του Κογκό π. Κοσμάς Γρηγοριάτης (1942 Θεσσαλονίκη — 27 Ιανουαρίου 1989 Κογκό) // newsnowgr.com : Новостной интернет-сайт.
  10. Иеромонах Леонтий (Козлов). Григория преподобного монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 88-97. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  11. Митрополит Лимассольский Афанасий. Голод по Богу.
  12. Fairclough, Gordon. Greeks Seek Strength in the Powers of a Revered Monk to Predict Events. The Wall Street Journal. Dec. 3, 2012 12:11 a.m. ET.
  13. Иеромонах Христодул Агиорит. «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924—1994)». Книга вторая, издание второе. Санкт-Петербург, 2000 (рус.)
  14. Пророчества преподобного Паисия Святогорца о будущем Турции и освобождении Константинополя. 26 ноября 2015 г. (рус.)
  15. Канонизирован старец Паисий Святогорец
  16. Ecumenical Patriarchate Officially Entered Elder Paisios among the List of Saints. On this day (July 12th), the memory of our venerable Father Paisios the New, of the Holy Mountain, who reposed in peace in the year 1994.
  17. Ορθόδοξος Συναξαριστής: Όσιος Παΐσιος ο Αγιορείτης. Ημερομηνία εορτής: 12/07/
  18. Преподобный Паисий Святогорец включен в месяцеслов Русской Православной Церкви. Православие.Ru (6 мая 2015). Проверено 6 мая 2015.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *