О раскаянии

Каждый христианин может вспомнить несколько случаев сверхъестественного вмешательства в свою жизнь, свидетельствующих о ежеминутной заботе Создателя о человеке. «Самое великое чудо совершается на Литургии. Таинство причащения — Евхаристия — это не только тайна, но и величайшая милость нам, грешным». С этих слов началась наша беседа с исполняющим обязанности наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонахом Гавриилом (Рожновым).

— Отец Гавриил, к этому чуду надо готовиться. Перед Причастием верующему следует исповедоваться. В нашу редакцию поступил вопрос: в чем отличие раскаивания от покаяния?

— Раскаяние человека есть сожаление о том, что он поступил именно так, а не иначе. Это невольное признание того, что он мог бы поступить по-другому, то есть правильнее. Но в раскаянии еще нет отречения человека от себя прежнего — он сожалеет лишь об отдельном поступке. Хотя, надо признать: раскаяние — это первый шаг к покаянию.

Покаяние же — это не только признание своей вины, но и обращение к Богу за помилованием. Возьмем пример из Библии: Иуда сначала раскаялся, а затем повесился. Почему? Потому что он не поверил в милосердие Божие. Он отчаялся. Подобное раскаяние Церковь осуждает, об этом пишут и святые отцы. То есть покаяние — это именно раскаяние с последующим обращением к Богу. Покаяние начинается в душе человека, а завершаться оно должно исповедью вслух перед священником. Исповедь — венец покаяния.

— А есть ли разница между покаянием и самоедством?

— Покаяние нацелено на то, чтобы выявить в себе грех, понять его причины, а затем освободиться от него с помощью Божией — через Таинство Исповеди. Человек должен познать свою немощь, принести ее к Богу и сказать: «Я грешен, помоги исправиться». Не надо заниматься самоедством и самокопанием. В Псалтыри сказано: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит».

Конечно, верующему надо разбираться в себе и в своих грехах. Но как? По мнению преподобного Петра Дамаскина, спасение человека должно совершаться между страхом и надеждой. Между страхом Суда Божиего и надеждой на милосердие Господа. Мы должны ужасаться своим грехам, но в то же время и надеяться на милосердие Божие.

Спасаемся мы милосердием Божиим, а не своими подвигами или трудами. Почему? Потому что если бы наших трудов было достаточно, то Спасителю не нужно было бы приходить в мир. Наше состояние таково, что наши души нужно спасать. Надо сказать, что человек становится христианином лишь тогда, когда начинает понимать, что погибает. И это очень важный этап. Покаяние — это начальная точка христианской жизни, «возвращение блудного сына».

Получать благодать Божию – через Исповедь и Причастие

— Мы часто каемся в одних и тех же грехах, как будто сомневаемся в их прощении.

— Это не сомнения, а признание своей немощи. Мы понимаем, что мы снова упали. Но было бы гораздо хуже, если бы мы в них не каялись.

Когда верующий признает свой грех на исповеди, он привлекает милосердие Божие. Надо понимать, что совершенствование происходит постепенно.

Хуже было бы, если бы человек грешил и не каялся. Святые отцы говорили, что Господь оставляет человека, чтобы тот помучился со своими страстями. Для чего? Во-первых, для того, чтобы познать свою немощь. Во-вторых, для того, чтобы научиться смиряться с этим. Святые отцы утверждали, что Господу нетрудно дать человеку бесстрастие, но Он этого не делает, потому что от этого не будет пользы человеческой душе. Человек возгордится, а гордыня — самый страшный грех. Господь даже святым людям оставляет небольшие немощи, которые их смиряют. Покаяние — это долгий процесс. Человек не становится смиренным и кротким в том момент, когда к нему приходит осознание того, что он раздражительный и гордый. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша. Сразу не съешь».

Грех — это бурьян с длинными корнями. Мы можем обрезать стебель, но это ничего не даст: через некоторое врем появится новый. Необходимо выкорчевать греховную страсть. Покаяние является одним из средств борьбы со грехом.

— Может, верующим мешает маловерие?

— Часто можно услышать от верующих, что у них нет веры. Это не так: вера на самом деле она есть, но ее мало. И в этом, как и в любой страсти, нужно каяться. «Верую, Господи, помоги моему неверию», — говорил апостол Фома.

— Скажу с осторожностью, что иногда ясно вижу помощь Бога себе…

— Есть хорошая притча. Однажды человеку показали его жизненный путь в виде следов на песке. В начале пути были видны следы двух пар ног, а в некоторых местах — только одной. Человек, показывая Богу на следы, сказал: «Поначалу Ты шел вместе со мной, но когда возникали сложности, я оставался один. Почему так?» Господь ответил: «Присмотрись внимательнее к следам. Там, где двойной след прерывается, одиночный становится глубже. В этот момент Я нес тебя на руках».

Когда в нашей жизни случаются скорби и кризисы, мы чувствуем, что Господь нас бережно несет.

— Но от этого же стыдно…

— Да, стыдно. Но это у всех так. Не падать свойственно лишь Ангелам. Падать и не вставать свойственно бесам. А человеку свойственно и падать, и вставать. И так до конца жизни, к сожалению.

Могут ли убийцы, блудники и отступники стать святыми?

— Великий пост предваряет Прощеное воскресенье. Последний вопрос: как простить человека, который причинил тебе нестерпимую боль?

— Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) говорил: «Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам». Верующему нужно стараться сохранять благодушие — в этом случае Господь смягчит его сердце. За его старание Господь подаст ему другое чувство. Сердце нуждается в пожизненном подвиге очищения. Григорий Нисский говорил, что человек должен быть камнетесом своего сердца.

Многие люди от природы имеют гордое, самолюбивое и жестокое сердце. Но если человек старается исправить свой характер, то ему от Бога будет большая награда — даже за одно стремление к изменениям.

— Спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы, отец Гавриил.

— Во славу Божию.

Источник: сайт Раифского Богородицкого монастыря

Теги: Таинство исповеди покаяние иеромонах Гавриил (Рожнов) интервью

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Если вы пропустили эти события (а их было много), вот краткий пересказ произошедшего: судебное заседание началось с того, что Ефремов неожиданно признал вину. Далее по делу выступил государственный обвинитель. Он сказал, что вина Ефремова доказана – ДТП он совершил на глазах многих свидетелей. И попросил для Ефремова 11 лет колонии общего режима (максимальная санкция по статье – 12 лет). Сам Михаил Ефремов выступил в суде с последним словом. Вот что он сказал:
– Резонансное дело, и этот резонанс обостряете все. Если я популярный, я и должен отвечать популярно, в два раза сильнее, чем обычный человек. Я вел себя вроде нормально, а говорят, некрасиво. У потерпевших огромное горе, я им очень сопереживаю. А вот к адвокатам у меня другое отношение. Все говорят, это цирк, шоу. Но давайте разберемся, кто его устроил. Захаров умер утром 9-го числа, а днем его родственники с адвокатом Добровинским были на телеэфире. Я не собирался отмазываться, я пошел в суд, чтобы установить истину. И снова оказался неправ. А если бы отмазался – был бы прав. Записал видео – сказали, играет. Самое странное, что я не помню удара. Говорят, чтобы вспомнил, надо выпить столько же, но я все это время не пью. Ваша честь, я раскаиваюсь и признаю свою вину, если это, конечно, сделал я.
Ефремов также зачитал в суде стихотворение собственного сочинения. Оно посвящено погибшему Сергею Захарову:
Сергей, мы не были знакомы.
Наше знакомство стало ужасным.
Я был в состоянии алкогольной комы,
А ты погиб совершенно напрасно.
Я не прошу у тебя снисхождения,
Я омерзительный, пьяный человек.
Господи, дай мне немного сил.
А Сергею – рая.
Вот бы поговорить с ним.
Я же дошел до ручки, как в жизни дошел до края.
Адвокат потерпевшей стороны Александр Добровинский попросил суд проверить свидетелей защиты, которые указывали, что якобы не Михаил Ефремов сидел за рулем автомобиля в момент ДТП. Адвокат защиты Эмиль Пашаев назвал случившееся судьбой:
– Погиб человек? Это судьба человека! Ну какие 11 лет вы, гособвинитель, просите?! – цитирует защитника телеграм-канал Baza.
Он также попросил суд назначить актеру любое наказание, не связанное с лишением свободы, чтобы у подсудимого была возможность видеть детей.
После того как высказались все участники процесса, суд назначил дату оглашения приговора – это произойдет сегодня.
Вот что думают автоэксперты о случившемся и суде, о том, какое наказание суд может назначить по данному делу. Главное: спикеры утверждают, что в данной ситуации признание вины вряд ли будет учтено как смягчающее обстоятельство.
– Признание вины – такое обстоятельство, которое может смягчить ответственность. Но есть детали. Если бы подсудимый сразу признал вину и дело рассматривалось в упрощенном порядке, срок был бы меньше. Сейчас, когда он сделал это уже под давлением обстоятельств, вряд ли это будет иметь существенное значение, – считает автоэксперт Дмитрий Ларионов.
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов говорит, что суд, скорее всего, назначит реальный, а не условный приговор. Хотя точный срок назвать сложно.
– Суды, как правило, прислушиваются к мнению прокуратуры, будут учтены отягчающие и смягчающие обстоятельства. К последним можно отнести звание заслуженного артиста Российской Федерации, компенсацию ущерба пострадавшим, признание вины. То, что артист признавал вину, а потом какое-то время отказывался от признания, повлиять на приговор не должно. Важен факт, что в результате он признал вину, – говорит Едрышов.
Однако Ларионов считает, что происходящее в суде может повлиять на решение. Поведение Ефремова можно считать характеризующим личность, а характеристика личности судом учитывается.
– То, что человек пытается избежать наказания, – это нормально и не запрещено. А вот то, какими способами и средствами, это важно. Как личность его хорошо характеризует не просто избранная правовая позиция стремление избежать наказания, а скорее его методы. Он же из дела цирк сделал, кого-то за людей не считает, прямо в зале суда такое себе позволял, что одно это может самостоятельно на что-нибудь потянуть. Вот это дает замечательную характеристику его личности, которая может сильно усугубить наказание. Ну и отношение к содеянному, весьма очевидное, – говорит Дмитрий Ларионов.
Что касается опьянения, то оно уже отмечено в самой статье, по которой судят Ефремова. Характер опьянения (алкогольное или наркотическое), как и его степень, на приговор не влияет, неважно, сколько промилле было обнаружено в крови. Законом также не предусмотрена возможность учета возраста обвиняемого при вынесении приговора. Учесть могут заболевания, которые мешают отбывать наказание (например, поздние стадии рака), но об их наличии пока неизвестно.
По словам экспертов, запрошенное прокуратурой наказание выше среднего по аналогичным делам, но суд может назначить как больший, так и меньший срок.

***

Авария произошла 8 июня: по версии следствия, Михаил Ефремов, будучи в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, превысил скорость и выехал на встречку, где врезался в фургон. Водитель фургона Сергей Захаров скончался в реанимации. Через несколько дней после аварии Ефремов, находясь под домашним арестом, записал видеообращение с извинениями и сказал, что «не будет отмазываться». Позднее он отказался признавать себя виновным, «поскольку ничего не помнит». Адвокат актера заявил, что за рулем в момент аварии находился другой человек.

В одном современном фильме главный герой – предприниматель-миллионер, некогда бесцеремонно устранявший неугодных людей, – оказывается под угрозой убийства. Ради спасения от конкурентов ему изменили внешность и при помощи гипнотизера стерли память. Прошло время, и, начиная узнавать о своем прошлом правду, он приходит в ужас от того, какие дела он творил. В его сознании возникает неприятие самого себя в собственном прошлом, и вместе с тем он чувствует в себе борьбу нового со старым. Чтобы начать совершенно новую жизнь, жизнь с любимой, он вновь стирает память о прошлом.

Этот фильм отражает живущую в людях жажду обновления, жажду начать жизнь с чистого листа, без прошлых ошибок, грехов и злодейств, которые преследуют душу и не дают ей быть счастливой. Мир жаждет очищения, но не знает средств к тому. А ведь подобное средство есть. Это покаяние! Оно способно обновить и воскресить, не лишая ни памяти, ни каких-либо других способностей нашей души. В покаянии человек не исчезает как личность, зато освобождается от ветхого груза, совершенно по-новому начинает переживать всё вокруг, по-новому относится к миру, по-новому поступает и думает.

На самом деле вопрос счастья или несчастья сводится к элементарной истине – предан ли ты грехам или решительно освободился от них? Что в твоем сердце – оковы страстей или радость свободы?

Ангел указал ему на темного человека, который насек дров и, связав их, пытался поднять на плечи, но не мог

Один инок, сидя в келье, услышал голос свыше: «Прииди, Я покажу тебе дела человеческие». Инок вышел, а явившийся Ангел указал ему на темного человека, который насек дров и, связав их, пытался поднять на плечи, но не мог. Вместо того чтобы убавить дров, он нарубил их еще и, увеличив ношу, опять стал поднимать и опять был не в силах – так повторял многократно. Затем Ангел показал ему другого человека, который, стоя у колодца, черпал воду и лил в дырявую кадку, из которой вода опять убегала в колодец. Удивляясь, инок смотрел дальше. Он увидел церковь и как два человека, сидя на конях и держа бревно поперек дверей, силились внести его в храм, но не могли – бревно было гораздо длиннее, нежели дверной проем, а развернуть его так, чтобы оно прошло, они не хотели.

Какой же был смысл показанного? Человек, секущий дрова и добавляющий их на свои плечи, есть тот, кто живет во грехах и беспрестанно их умножает. Так и мы всю жизнь в наивной погоне за иллюзорными благами умножаем ношу грехов, не замечая, что от этого становится лишь тяжелее. Черпающий воду в дырявую кадку – тот, кто хотя и делает добро, но не расстается с грехами и тем самым обессмысливает свое добро. Представьте, что кто-то помог в беде ближнему, но при этом не перестал изменять жене, то есть оставил в беде самого близкого человека и так сам уничтожил свое доброе дело. А два человека с бревном – это те, которые вроде бы имеют добродетели, но всячески превозносятся ими и даже в храм идут, выставляя вперед свою правду. С бревном собственной правды не пройти в узкие врата Царствия Божия.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда душа начинает невыносимо болеть от допущенных неправд и ошибок. В таких случаях важно не выискивать оправдания своим поступкам, а вспомнить о Боге, всем сердцем обратиться к Нему: «Господи, помоги, вразуми и прости мне мои грехи, исправь допущенные мной ошибки».

Грех – это то, что лишает человека подлинного счастья. Грех – это всё, что не позволяет человеку быть с Богом и, как следствие, доставляет ему муку, делает его душу безобразной. Грех – это своего рода ожог на душе: она стремится к заманчивому наслаждению, подобно как неразумный ребенок тянет руку к заманчивому огню. Парадокс: люди тянутся к чему-то сладкому, но в итоге испытывают горечь и боль.

Если человек становится против Бога, то кто оказывается рядом с его душой?

Грех – это всегда движение против Бога, против Его воли и заповедей. Но если человек становится против Бога, то кто оказывается рядом с его душой? Одним из самых горьких плодов греха является то, что к человеку, к его воле, уму, к самому его сердцу получают свободный доступ темные силы. Согласно свидетельству святых отцов-аскетов, невидимый враг вкладывает в душу помыслы, мечтания и ощущения, принимаемые человеком как собственные. Козни диавола таковы, что он старается скрыть свою горечь под видом сласти, обольщает сердце призрачным подражанием истине. Но самое удивительное – человек часто доволен своим состоянием; подобно голому королю, гордится иллюзорными благами, по сути – своей наготой. Поэтому святые отцы сквозь века взывают о том, как важно прозреть, увидеть свое положение, чтобы обратиться к Богу.

Спасение – это, прежде всего, бескорыстный дар Бога человеку. Ребенок не может заплатить своим родителям за рождение; душа возрождается в Таинствах Церкви по милости и любви Небесного Отца. Но спасение – это еще и искреннее стремление человека к Богу, принятие Его благодатной помощи. А чтобы принять дары Божии, к Богу необходимо идти, преодолевать свою гордость, преодолевать то, что мешает нам быть счастливыми, что препятствует нам быть с Богом.

Для каждого из нас есть два возможных пути – жить, как придется, по обычаям не искорененных в себе страстей и греховных привычек или же попытаться найти и очистить в себе то лучшее, прекрасное, доброе, что вложил в душу каждого из нас Сам Господь.

Важно понять, что покаяние – не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений

Здесь важно понять, что покаяние – не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Есть притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Покаяние – это освобождение человека от того, что для него самого лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Грех чужероден, избавление от него есть путь к свободе. В покаянии Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося. Посредством священника грехи прощает Сам Бог. Исповеданный грех становится вне нашей души. Он выходит из нее, подобно тому как выходит из тела заноза, и хотя впоследствии рана может напоминать о себе болью, но занозы там больше нет – грех прощен, душа стала свободна.

«Знаем, – отвечали Ангелы, – что эта душа – величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах»

Одному угоднику Божию, святому Нифонту, дана была от Бога благодать прозорливости. Однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий от земли на небо, к Престолу Божию. По этому пути Ангелы несли душу кого-то умершего, а за ними спешили демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была виновна?» «Знаем, – отвечали им Ангелы, – знаем, что эта душа – величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все грехи». «Если уж эта душа получила прощение от Бога, – закричали демоны, – так возьмите себе всех грешников!» На вопль демонов Ангелы ответили: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют грехи свои с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет, не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами».

Святые отцы говорят, что на Страшном суде мы не будем осуждены за то, что не богословствовали или не творили чудес, но будем осуждены за то, что не каялись в своих грехах. Покаяние – это путь очищения, а в сердце чистое нисходит Божия благодать.

Лишь благодать Духа Святого насыщает душу, исполняет ее неизреченным блаженством. Только та душа, которая сподобилась близости Богу, обретает утерянный Рай, она исполняется неизреченных благ и духовной силы и потому способна противостоять любым испытаниям, поддерживать и укреплять других. Но чтобы приобщиться благодати, надо очистить себя от греха. Вся суть покаяния состоит во взыскании живого общения с Богом, в усвоении всей душой Его воли, в предании всего себя в руки Божии. Дай Господь не тратить отведенное нам время зря, но чрез покаяние обрести самое дорогое сокровище – благодать Духа Святого.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *