О русской народной песне

Народный самодеятельный коллектив Ансамбль русской народной песни «Сударыня»

Ансамбль ставит себе целью сохранение самобытной русской песенной культуры, а также приобщение молодёжи к своей деятельности, старается показать всё разнообразие русской песни различных регионов России. В репертуаре ансамбля присутствуют песни южных регионов России, казачьи песни (кубанские, донские, ставропольские), песни центральных и северных регионов. «Сударыня» исполняет песни самых разных жанров: частушки, лирические, шуточные, плясовые, хороводные. Участники ансамбля стараются выразить характер песни, показать общение на сцене, использовать хореографию, активно двигаться.
Для того чтобы народные песни были интересны молодому поколению, руководитель коллектива Марина Николаевна Зубарева делает для всех песен современные обработки.
Ансамбль всё время пополняет репертуар песнями военной тематики, поёт патриотические песни. Коллектив очень много выступает для разных категорий зрителей на самых разнообразных площадках района и области, участвует в конкурсах и фестивалях.
В 2019 году участницы «Сударыни» выступали в дроме престарелых п. Ропша, библиотеке им. Рубакина, в библиотеке п. Большая Ижора, на фестивале в п. Малое Карлино, на концерте, посвященном Дню пожилого человека во Дворце культуры «Горбунки». Провели 3 мастер-класса по народному вокалу.
21 декабря ансамбль русской песни «Сударыня” выступил в Доме Дружбы Ленинградской области. В этот день состоялся новогодний праздник, на котором присутствовали дети из разных национальных общин нашего региона вместе с родителями. Всех объединили российский Дед Мороз со Снегурочкой и русская народная песня.
Порадовал ансамбль участием в следующих конкурсах:

  • IX открытый фестиваль-конкурс исполнителей патриотической песни «Песни Победы» – дипломант 2 степени,
  • районный открытый конкурс-фестиваль «Хоровые ассамблеи»
  • диплом «за лучшее исполнение народной песни»
  • I зональный конкурс хореографического искусства «Мужество и грация» среди ветеранов – грамота за участие,
  • районный конкурс-фестиваль патриотической песни «Жизнь одна и Родина одна» – диплом лауреата III степени.

Ансамбль старается всё время повышать свой художественный уровень, исполняет очень сложные 3-голосные песни в т.ч. a`capella.

Фолькло́р (от англ. folk-lore – «народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Точное определение термина «фольклора» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

Министерство образования Оренбургской области

МБУДОД ЦДОД «Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка открытого занятия

«ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ»

Автор : Барсукова Надежда Сергеевна

руководитель студии гитарной песни

детского Образцового коллектива «Аккорд»

Тюльган

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагог : Барсукова Надежда Сергеевна

Тип материала : Урок

План конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Барсуковой Н.С.

Студия гитарной песни детского Образцового коллектива «Аккорд»

Тема занятия : «Истоки русской народной песни»

Тип занятия : Изучение нового материала

Цель:

— воспитание любви к своей земле, к своему народу;

— приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

— пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам, песням.

Задачи :

— формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.

— пробудить чувства любви к Родине.

— знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.

— воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

— формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.

— создание благоприятного психологического климата в студии, сплочение коллектива.

В системе внеурочных комплексных мероприятий познакомить с русскими старинными праздниками, с русскими народными песнями и играми.

Развитие творческих способностей учащихся в разучивании русских ,народных песен.

Формирование художественно-эстетического вкуса –посещение концертов коллективов русского народного жанра.

План открытого занятия.

  1. История возникновения русской народной песни.
  2. Народные инструменты.
  3. Показ выставленных инструментов.
  4. История посиделок.
  5. Участие коллектива «Карагод». Старинные русские игры.
  6. Время года для посиделок.
  7. Показ хоровода коллектива «Карагод»
  8. О певцах, собирателях народных песен.
  9. Аудио прослушивание. Проголосная песня.
  10. Сюжет из песни, рассказывает педагог.
  11. Знакомство с творчеством Народной артистки России М.Мордасовой.
  12. Показ фотографий М.Мордасовой.
  13. Аудио материал. Прослушивание песни.
  14. Знакомство с творчеством Народной артистки России Л.Руслановой.
  15. Показ фотографий Л.Руслановой.
  16. Аудио материал. Прослушивание песни.
  17. Знакомство с творчеством Народной артистки России Л. Зыкиной.
  18. Показ фотографий Л.Зыкиной.
  19. Видео материал. Прослушивание песни.
  20. Активизация учащихся.
  21. О создании хоровых коллективов
  22. Видео материал хора им. Пятницкого
  23. Академические хоры.
  24. Оренбургский русский народный хор.
  25. Видео материал. Просмотр .
  26. Активизация учащихся.
  27. О поющем Оренбуржье
  28. О русских народных коллективах.
  29. История создания ансамбля»Березки»
  30. Видео материал ансамбля «Березка»
  31. Показ аккордов на доске
  32. Раздать текст песни.
  33. Разучивание по партиям
  34. Закрепление темы.

Форма работы : коллективная (групповая)

Методы обучения : объяснительно – иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.

Используемые средства : мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальные инструменты, работы учащихся студии «Сувенир», школьная доска.

Подготовка аудитории к занятию : расстановка стульев полукругом с учетом групповой работы,, устанавливается пректор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия :

  1. Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия. Знакомство с этапом занятия.

1.Строй гитары. Подготовить инструмент к работе.

2.Распевание. Подготовить голос к работе.

2. Этап изучения нового материала.

Сегодня ребята я познакомлю вас с историей возникновения русской народной песни, откуда было её начало. В народе говорят, что нет дерева без корней. И трудно построить будущее, не имея исторических корней.

В истории русской национальной культуры большое значение имело художественное творчество. Горький дал замечательное определение «Народ не только сила, это неиссякаемый источник духовных ценностей».

Одной из таких ценностей является народная песенная поэзия. Это глубоко задушевные, раскрывающие внутренний мир человека песни, в них яркое отражение русского характера. Такую оценку дали русским песням русский писатель Радищев, он сказал : «в них образование души русского народа». А сколько песен написано на слова Пушкина, Лермонтова. Самой ранней частью русских народных песен является традиционные крестьянские песни. Народ в этих песнях глубоко выразил глубокие чувства того времени, их любимых героев Сеньки Разина и Е. Пугачева, песни о величайшей природе России, о своей силе, могуществе и жизнерадостности. Песни, в которых воспевались горе и тоска, слёзы, злоба. Народная песня крепко связана с повседневной жизнью народа, его трудом, отдыхом, семейной жизнью. С сожалением приходится признать, что за последние годы интерес к обычаям старины заметно угасает, особенно у молодежи. А как, бывало весело на Руси проходили посиделки, колядки, широкая масленица, свадьбы. Ни праздник на селе не обходился без гармошки, балалайки. Сейчас на селе уже и не услышишь эти инструменты. А ведь балалайка является одним из самых древних инструментов и очень популярной на Руси. В 1649 году по приказу властей в городах и селах России изымались балалайки, вывозились за город и сжигались так как её признавали как разгульный инструмент. Но любовь народа к этому инструменту была на столько велика, что не смотря на запреты властей их вновь мастерили, чтобы сохранить историю и культуру русского народа, а в середине 18 столетия к нам в Россию пришла 6-ти струнная гитара. Родина её Испания, но не долго ей пришлось звучать, запретили и её. А в 19 веке известный русский мастер Андрей Сихра добавив к гитаре седьмую струну, дал ей новое звучание, и она стала русским народным инструментом, но шло время и все меньше и меньше места оставалось народной песни и старинному обряду.

(Демонстрация русских народных инструментов предложенных творческой студией «Карагод» руководитель Лукина Г.А.)

Но в те далекие времена на селе не было никаких развлечений, а желание людей собираться вместе, коротать вечера всегда оставалось потребностью. После тяжелого крестьянского труда людям хотелось веселиться вот и придумали сельские жители развлечение в зимнее время – посиделки. Начались они с Покрова дня. Клубов в то далекое время еще не было, а собираться молодежи где-то надо было, а организовывались они по установленному ритуалу. Группу молодежи из 5-6 человек брали на себя организационную работу. Где и когда собираться, было первой задачей, договаривались со старушками одинокими, обещали вязанку дров или полпуда пшеницы. Хлеб в то время был на вес золота, и старушки доброхотно соглашались. Ребята топили печь, девчонки мыли полы и на окна вешали бумажные занавески. И как только наступал вечер, молодежь начинала тянуться, народу собиралось столько, что толклись даже в сенях. Но, а те, кто успел расположиться поудобнее на лавочках, вязали, пряли, вышивали, делали игрушки из глины и теста, рисовали росписи и конечно же пели песни, больше протяжные, напевные. В каждой из сделанных работ, поделок, росписей, кружева, платков, лилась своя песня, песня радости, печали, любви, грусти, в каждой из поделок оставалась своя тайна и своя песня.

(Демонстрация игрушек глиняных, тестопластика, деревянных ложек, кружевные салфетки и т.д. приготовленных учащимися творческой студией «Сувенир» под руководством Воронковой Л.Н.)

Затем пели частушки, танцевали, водили хороводы.

(Фольклорная студия «Карагод» показывает как водили в старину хороводы)

А заканчивались посиделки все больше играми. А давайте сейчас посмотрим, как все это происходило на самом деле.

Одной из самых популярных игр бала «бароба». Девушки сидят молча на скамейках, в кругу парень с завязанными глазами. Его задача выбрать девушку, которую он хочет проводить до дома, старается выбрать ту, которая больше нравиться и поэтому выбирает долго, осторожно. По очереди гладит девчат руками по голове, лицу, плечам. Бывало и ребята шутили, одевали на голову платок и садились с девушками, бывало, что выбирали и ребят, вот было смеху.

(с участием фольклорного кружка «Карагод» показываются старинные русские игры)

И так, посиделки продолжались в долгую метельную зиму. Весть о посиделках разлеталась по соседним деревням и всем хотелось на них попасть тогда приходилось делать входной билет, и никто посторонний не мог туда войти, а прекращались посиделки, когда на реках начинался ледокол. Многие за это время познакомились и поженились, а сколько было за это время придумано и спето песен, многие научились вязать, вышивать, делать поделки. Отсюда и родилась русская народная песня, а почему народная, потому что слагалась она народом. В каждой губернии пели по своему , так, как они чувствовали сердцем и душой.

Пели песни везде и на работе, на праздниках, свадьбах, в грусти и в печали, в отдыхе и у колыбели. А сейчас послушайте песню :

Включается аудио запись , прослушивается протяжная, проголосная песня

Что вы почувствовали в этой песне, о чем она, какая тема затронута в этой песне?

(активизация учащихся)

Каждая песня созданная народом рассказывает о судьбе. Вот еще одна песня. Послушайте внимательно и её. Прислушайтесь о чем поется в этой песни?

Включается аудио запись свадебной песни.

Какую тему вы услышали в этой песне ? Какое настроение вы слышите в голосе исполнительницы радостный или заунывный ?

(активизация учащихся)

(Отрывок из песни — читает педагог)

Слышит, слышит птичка пташечка

Пляшет, пляшет красна девушка

Идучи она за младого замуж

Уж ты, млад муж, взвеселитель мой,

Взвеселил мою головушку,

Всю девичью красоту.

Как вы догадались -это свадебная песня. Здесь мы слышим радость девушки. В то время на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Ими в большинстве и создавались новые песни. Кто из вас знает таких певцов?

(активизация учащихся)

Я хочу вас сегодня познакомить с этими замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след в русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам — это

Мария Николаевна Мордасова. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и Народная артистка СССР. Исполнительница русских песен и частушек Родилась Мария Николаевна в 1914 году в деревне Нижняя Мазовка (Тамбовский район Тамбовской области), работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в художественной самодеятельности. В 1938 году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове. Жюри высоко оценило дарование певицы, и она переехала жить в Воронеж, работала на швейной фабрике. Зимой в 1942- 1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых участниц его стала Мария. В 1943 -1972 годах она солистка Воронежского русского народного хора, затем Воронежской областной филармонии. Мария Николаевна собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.

(показ фотографий артистки и прослушивание аудио записи с исполнением частушек М.Мордасовой)

Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице — это

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье , в пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла , а отец погиб в русско- японскую войну, затем жила у дяди и работала на мебельной фабрике, в 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции жила выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженная артистка РСФСР.

(показ фотографий артистки и прослушивание аудио записи с исполнением песни Л.Руслановой » Ах маменька»)

А об этой артистке, замечательной русской певице вы наверняка все знаете — это

Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Бабушка и мама , по сути так и оставались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни – со старинными песнями, крестьянскими обычаями. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. И когда Люду приняли в хор имени Пятницкого мама и бабушка обомлели. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Свою творческую карьеру она продолжила когда стала художественным руководителем народного ансамбля «Россия», который в последствии получил звание академический. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

( показ фотографий артистки и прослушивание видео записи с исполнением песни Л.Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»)

Пойдем дальше, следующий артист ,о котором я хочу рассказать вам -это

Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили откуда пришла к вам такая популярность он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят не плохо играли. Потом волей случая попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех, ведь давно уже в народе вызревало ожидание гармони. Тогда и родилась передача «Играй гармонь». Но сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, его жизнь оборвалась так неожиданно и с болью прошла по всей России. Но песня его живет и живет передача «Играй гармонь», инициативу подхватили его сын и дочь Анастасия и Захар .

(показ фотографий артиста Г. Заволокина и прослушивание аудио записи авторской песни «Ветка сирени»)

Развиваясь как общедоступный жанр в то далекое время песни пелись коллективно. Вот и зародилась инициатива в создании народных хоров. И в 1904 году Пятницкий явился организатором одного из первых хоров в России. Они ездили по российской деревне и отбирали и прослушивали лучшие голоса девчонок и ребят. И вот тогда возник хор под управлением талантливого и замечательного вдохновенного артиста Митрофана Ефимовича Пятницкого.

(Включается видео запись с выступлением хора имени Пятницкого).

Я хочу познакомить вас с этим творческим коллективом. Однажды москвичи увидели странную афишу, что 17- 18 февраля 1911 года состоится концерт крестьян Рязанской , Воронежской области и др. губерней. После перечисления песен, которые будут исполнены, говорилось, что все записано и собрано М.Е Пятницким. Крестьяне ? На сцене зала российского собрания ? Это впервые Начался концерт. На сцену, на которой стояли лавки, вышел обаятельный внешности человек – стройный, с красивым, спокойным лицом. Тихим, мягкого, приятного тембра голосом он сказал : «Чтобы показать подлинную русскую народную песню, а подлинном не испорченном исполнении, я пригласил певцов крестьян в Москву, пусть они покажут, что такое настоящая русская народная песня», а потом повернулся к певцам, стоящими за его спиной и ласково сказал : «Ребятушки, пойте как у себя в деревне на завалинке». Взял за руку одну из певиц и сам запел. Хор подхватил,и понеслась раздольная русская песня. Публика замерла и затаила дыхание. Песня окончена, в зале поднимается шум : аплодисменты, восторженные голоса- все слилось воедино. Так начал свою жизнь старейший у нас в стране русский народный хор. Имя создателя – энтузиаста Митрофан Ефимович Пятницкий, собиратель русского народного творчества. Он записал на фонограмме 400 песен (главным образом воронежских). Митрофан Ефимович являтся еще собирателем народных костюмов и иструментов. Такова биография этого талантливого человека.

И сегодня по примеру Митрофана Ефимовича Пятницкого собрано множество профессиональных хоров, по всей России звучат русские народные хоры, ансамбли, вокальные группы. По всей России льется русская песня, во многих регионах существуют народные хоровые коллективы и конечно в нашей области создан такой коллектив -это Оренбургский Государственный Академический русский народный хор.

(Включается видео запись с выступлением Оренбургского Академического русского народного хора)

А может, кто нибудь из вас знает историю о создании этого коллектива?

(активизация детей)

Я расскажу вам немного об этом коллективе. Основателем Оренбургского хора был талантливый музыкант и знаток народного творчества – заслуженный артист России Яков Хохлов. Верной сподвижницей Я.Хохлова стала заслуженная артистка России Людмила Райкова. Заложенные ими традиции продолжает нынешний художественный руководитель – народный артист России Владимир Позднеев. Ежегодно хор проводит 88 концертов, из которых 60- в городах и селах родного Оренбуржья. Не однократно коллектив принимал участие в Международных фестивалях на сцене Государственного Кремлевского дворца, концертного зала им. П.И. Чайковского, демонстрируя свое разнообразие программ. За полвека вдохновенного творчества хор накопил «золотой фонд» песен и танцев, вокально – хореографических постановок, отражающих не только характер, но и судьбоносные события в его жизни («Поэма о хлебе», Величие Урала», «Пугачевская вольница», «Здравствуй земля целинная», «Проводы Оренбургских казаков», «Оренбуржье мое» и др.). В гастрольной карте Оренбургского русского народного хора – десятки зарубежных стран : Китай, Корея, Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Бельгия, Греция, Чехия и мн. другие страны. Юолее полувека коллектив служит культуре, русскому искусству. И сегодня Оренбургский Государственный Академический русский народный хор идет по пути дальнейших достижений во славу отечественной культуры.

А вы знаете ребята, что Оренбургскую область справедливо считают одной из самых поющих. Год от года растет самодеятельное художественное творчество Оренбуржья. Более тысячи хоровых коллективов, ансамблей, вокальных групп насчитывает наша область, но не каждый имеет звание народный коллектив, одним из таких коллективов является наш Тюльганский ансамбль «Березка». Где начинались его корни ? Еще в 1972 году когда в Тюльгане еще не было клуба, в здании старой библиотеки два талантливых человека организовали этот коллектив. Вскоре по направлению из Оренбургского училища культуры приехала Любовь Петровна Степаненко. Она и взяла этот коллектив под свое руководство, пришла Ольга Григорьевна Сидорова, затем Любовь Ивановна Колобухова. Хочется сказать, что и мне очень повезло быть приглашенной в этот коллектив еще в 1995 году и 2000 году мне было доверено руководство этим коллективом. Этот коллектив является одним из лучших в области, они были неоднократными лауреатами и дипломантами различных фестивалей в Оше, Чебоксарах, Перми и т.д.

(включается видео запись ансамбля «Березка», звучит песня «Мелодия»)

Эта песня, которую я предлагаю для разучивания является близкой темой для нас, кто живет на земле Тюльганской, потому что песня написанная авторами, была написана именно о нашей малой Родине. Её авторы наши земляки — это композитор Алексей Федорович Цибизов и поэт Геннадий Федорович Коняхин . Биографию этих прекрасных людей и об их творчестве я познакомлю вас на следующем уроке. Тональность в которой мы будем разучивать эту песню вам знакома (Am — ля минор).

А сейчас я предлагаю разучить каждую партию этой песни. Партитура песни разложена на трехголосный вариант. Разучим сегодня один куплет песни, а над припевом и следующими куплетами будем работать на следующих занятиях.

(учащимся раздаются слова песни, на доске пишутся аккорды песни, разучиваются партии и соединяются в ансамбль)

Подведение итогов урока.

  1. Что вы для себя открыли нового ?
  2. С какими новыми именами вы познакомились ?
  3. О каких хоровых коллективах вы узнали ?
  4. Что больше всего вас заинтересовало на этом уроке ?
  5. Какие впечатления оставил вам этот урок ?

Спасибо вам огромное ребята за вашу активность и подготовку к уроку.

На этом наш урок заканчивается.

Народная песня жива, пока её поет народ.

Как нигде в мире, в России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи и традиции, характер и менталитет народа. Народную культуру отличает то, что по сути своей она всегда оптимистична, она несет добро, свет, любовь. И это главное её качество. Современное самодеятельное музыкальное творчество – это возможность песней соединить прошлое и настоящее, сохранить душу народа. Проблема не только в сохранении, но и в том, чтобы передавать традиции из поколения в поколение, не прервать связи времен, которые и так стали слишком хрупкими. Ведь сельское население, которое хранит народную культуру, сократилось в разы, и зачастую носителям традиций просто некому их передавать: молодежь стремится в мегаполисы или районные центры.Осваивать народную культуру нужно начиная с детского сада. Иначе вырастет еще одно поколение, воспитанное на образцах западной массовой культуры и другого не представляющее. Это элементарно: если не учим ребенка родному языку, если не знает и не любит он исконно русских песен, танцев и культуры своего народа в целом, значит, не будет он осознавать себя его частью, человеком, ответственным за судьбу своей страны, сохранение её самобытных традиций.

В далеком 1934 г. началась история народного хора села Тамбовка. Из рядовой агитбригады родился один из лучших хоров нашего района. Участники агитбригады умело совмещали работу в колхозе с выступлениями, ездили на телегах по селам и за пределы района. У истоков нашего хора стоит Татьяна Ивановна Камнева, с 15 лет она пела и являлась не только участницей хора, но и солисткой художественной самодеятельности. С 1970 г. хором руководила Надежда Митрофановна Дорохина, за это время она узнала многих поющих жителей села и смогла их увлечь. Не одно поколение участников сменилось в хоре, все эти годы он набирал силу, совершенствовал своё мастерство. В апреле 1984 года ему исполнилось 50 лет и было присвоено звание народного. Репертуар его интересен и разнообразен: русские народные песни, песни советских композиторов, фольклорные произведения, песни-инсценировки о труде сельчан.

В хоре поют замечательные люди: В.А.Богатова, Л.Г.Струкова, А.В.Пронякина, Т.М.Журавлева и др., М.А.Декина работает в госпитале и является активной участницей хора. Душа этого коллектива — хормейстер Пахта Джумбурбаевна Иванисова, всегда с улыбкой на лице, умелый руководитель и талантливый исполнитель.

Раньше в хоре пели и мужчины: Анатолий Александрович Щербаков, много лет работает с хором музыкальный руководитель Павел Михайлович Гусев. Занятые основной работой, для участия в хоре они всегда находили время. Хочется верить, что эта добрая традиция возродится в нашем селе и мужчины вновь расцветят хор своими голосами.

Село наше растет, благоустраивается, растут и потребности жителей не только материальные, но и духовные, ни один праздник не обходится без песен в исполнении народного хора, с умело подобранным репертуаром, особой мелодикой и напевностью. Хор будет жить и развиваться только тогда, когда у нынешних его участников будет возможность поделиться мастерством исполнения, присущим только нашей местности, передать накопленное годами, собранное по крупицам богатство фольклора.

Приглашаем всех в наш хор, ведь пение позволяет не только отвлечься от повседневных суетных проблем и забот, но и дарит бесценные минуты общения с людьми, приобщения к истокам нашей культуры, каждый из нас может внести свою лепту в дело сохранения и поддержки славных традиций народного хора.

Сборник состоит из трех разделов.
В первом разделе собраны простые трехголосные обработки для старшего хора a cappella. Этот материал может изучаться на занятиях хора как учебный репертуар и исполняться в концертном варианте детскими хорами.
Второй раздел содержит обработки народных песен a cappella в 4–6-голосном изложении для концертных старших хоров с развитым многоголосием, полифоническими приемами развития, отклонениями и модуляциями, со хроматизмами в голосах, с более широким диапазоном в каждой из партий.
Завершается сборник разделом «Авторские произведения фольклорного направления», в который включены, в частности, несколько произведений на стихи С. Есенина и А. Прокофьева, написанные в стиле концертных обработок народных песен.

И. Роганова. Народная песня в репертуаре детских (женских) хоровых коллективов
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ СТАРШЕГО ХОРА (ТРЁХГОЛОСИЕ)
1. Дуня-тонкопряха. Русская народная песня. Обработка А. Маслова
2. Я на горку шла. Русская народная песня. Обработка Н. Ткаченко
3. Я посею ли, млада-младенька. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
4. А я по лугу. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
5. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
6. Как у нас было на улице. Русская народная песня. Обработка Н. Ерошенко
7. В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка О. Кузнецова
8. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (плясовая). Обработка П. Кухнова
9. Как по морю. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
10. В деревне мы жили. Русская народная песня. Обработка В. Кожина
11. Звончатые гусли. Русская народная песня. Обработка М. Грачёва
12. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
13. Вейся, вейся, капустка. Русская народная песня. Обработка А. Сапожникова
14. Дедушка с бабушкой чистили кулигу. Русская народная песня (скороговорка). Обработка Г. Струве
15. Рябинушка. Русская народная песня. Обработка Д. Смирнова
16. Уж ты поле моё. Русская народная песня. Обработка Н. Боголюбовой
17. Селезень и утка. Русская народная песня. Обработка А. Чернецова
18. Стояла берёзонька. Русская народная песня. Обработка В. Попова
19. Как в лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка С. Строкина
20. Про Фому и про Ерёму. Русская народная песня (шуточная). Обработка Л. Сивухина
21. В сыром бору… Русская народная песня (хороводная лирическая игровая). Обработка И. Ельчевой
22. Дрёма. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
23. Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
24. Ой, кулики, жаворонушки. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
25. Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня. Обработка А. Логинова
26. Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
27. Перепёлка. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
28. Добрый мельник. Литовская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой и А. Рождественской. Обработка В. Соколова
29. Ой, зелёная ты дубравушка. Украинская народная песня. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Соколова
30. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
31. Здравствуй, гостья зима! Русская народная песня. Обработка В. Соколова
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ КОНЦЕРТНЫХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЁЖНЫХ ХОРОВ
32. Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
33. Как у дедушки Петра. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
34. Сад по горе. Русская народная песня (свадебная). Обработка А. Логинова
35. Сама садик я садила. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
36. Не одна во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
37. У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
38. Купаленка — ночь маленька. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
39. Ох, у меня есть дружок тайный. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
40. Не долго веночку. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
41. Ой, полно, Ванька, по компаньицам ходить. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
42. Проявили девки моду. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
43. Александровска берёза. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
44. Баю-баю, зыбаю. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
45. Горенка, горенка новая. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
46. Во поле берёза стояла. Русская народная песня (хороводная). Обработка И. Ельчевой
47. Шили девицы ковёр. Русская народная песня (плясовая). Обработка И. Ельчевой
48. Не кукуй, моя кукушка. Русская народная песня. Обработка А. Ларина
49. Поднялась погодка. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
50. Повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
51. Уж ты сад. Русская народная песня. Обработка В. Калистратова
52. Козушка моя серая. Русская народная песня (свадебная хороводная). Обработка В. Калистратова
53. Веснянка. Народные песни. Обработка А. Чернецова
54. Iшла калiда. Белорусская колядка. Запись А. Гриневича. Обработка А. Чернецова
55. Распойду я, выйду я. Русская народная песня. Обработка А. Чернецова
56. Раным-рано. Волочебная песня Смоленской области. Обработка А. Чернецова
57. Как по морю. Русская народная песня. Обработка Е. Земцова
58. Всё бы я по горенке ходила. Русская народная песня. Обработка Е. Земцова
59. Ты рябина ли, рябинушка. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
60. Ты не стой, не стой, колодец. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
61. В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
62. Повянь, повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
63. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
64. Таусень. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
65. В вишнёвом саду. Русская народная песня. Запись В. Орлова. Обработка Вл. Соколова
66. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
67. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
68. Посеяли девки лён. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
69. Порушка-Параня. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
70. Как в лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
71. Ах ты ноченька. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
72. Две русские прибаутки. Обработка С. Мухановой
1. Андрей-воробей
2. Сорока, сорока
73. Ах, Самара-городок. Русская народная песня. Обработка О. Юргенштейна
74. На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка А. Ежова
75. Как при лужке, при лужке. Русская народная песня (Нижегородского края). Обработка А. Ежова
76. На речке, на речке, на том бережочке. Русская народная песня. Обработка В. Новоблаговещенского
77. Ветры буйны подымалися. Русская народная песня (из свадебного обряда Тульской области). Запись Н. Фаризовой. Обработка В. Новоблаговещенского
78. У нас было рано на заре. Русская народная песня (из свадебного обряда Тульской области). Запись Н. Фаризовой. Обработка В. Новоблаговещенского
79. Пахал Захар огород. Русская народная песня. Обработка Л. Сивухина
80. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка Ю. Славнитского
81. Как кума-то к куме. Русская народная песня. Обработка В. Ходоша
82. Над морем глубоким. Русская народная песня (Брянской области). Обработка Т. Чудовой
83. Ты рябина ли, рябинушка. Русская народная песня. Обработка О. Розовой
84. Калинка. Русская народная песня. Обработка О. Галахова
85. Ой, горенка. Русская народная песня. Обработка В. Гончарова
86. Уж вы мои ветры. Русская народная песня. Обработка А. Флярковского
87. У нас нонче субботея. Русская народная песня. Обработка Л. Сибирцевой
88. Жавороночки, прилетите. Белорусская народная песня. Перевод Н. Журавленко. Обработка И. Журавленко
89. Пироги. Русская народная песня. Обработка Б. Карандасова
90. Чикилики-микилики. Русская народная песня. Обработка А. Новикова
91. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка А. Козлова
92. Во кузнице. Русская народная песня. Обработка Е. Петрова
93. Повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка Р. Бойко
94. Во зелёном во бору. Северная скоморошина. Обработка неизвестного автора
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
95. И. Арсеев. Бабушка-куделенка. Из триптиха «По мотивам русского фольклора». Слова народные
96. А. Ларин. Свят, свят Благовестье. Из цикла «Благовестье» для женского (детского) хора. Слова народные
97. А. Ларин. Не шум шумит, не гром гремит. Из оратории «Русские страсти». Слова народные. Переложение для детского (женского) хора автора
98. А. Жаров. Два фрагмента из Русского концерта. Слова народные
1. Скворцы прилетели
4. Скоморошина
99. А. Ленский. Колыбельная. Слова А. Прокофьева
100. С. Смольянинов. Фома и Ерёма. Шуточная песня. Слова народные
101. Ю. Толкач. Сорока-белобока. Слова народные
102. С. Зятьков. Колесо. Из цикла «Небывальщина». Слова народные
103. П. Кухнов. Ой, купало. Стихи С. Есенина
104. А. Висков. За рекой горят огни. Стихи С. Есенина
105. А. Висков. Страдания. Слова народные
106. А. Висков. Ой, пришло Рождество. Из хорового концерта «Христославие». Слова народные
107. А. Пахмутова. Ой, купало. Из цикла «Земля моя златая». Стихи С. Есенина
108. В. Беляков. Девичий хоровод. Стихи А. Прокофьева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *