О сергии радонежском

3 мая 1319 года родился Сергий Радонежский, святой Русской православной церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры.

Личное дело

Сергий Радонежский (1319 – 1392) родился под Ростовом Великим в селе Варницы. При крещении получил имя Варфоломей. По преданию, отец его был боярином ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича. Варфоломей был средним из трех сыновей. Согласно житию, юный Варфоломей, несмотря на все старания и упреки учителей, долго не мог овладеть грамотой. Однажды он увидел «некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Мальчик попросил старца помолиться о том, чтобы он научился грамоте. Старец исполнил просьбу и дал мальчик съесть освященную просфору. После этого мальчик получил способность читать. Родителям же Варфоломея старец сказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы». Когда Варфоломею исполнилось 12 лет, он попросил у родителей благословения на монашеский постриг, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Вскоре семья переселилась в город Радонеж в Московском княжестве, где прошли последние годы жизни родителей Варфоломея.

После смерти родителей (около 1337 года) Варфоломей направился в Покровский Хотьков монастырь, где уже был монахом его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил брата стать пустынниками и поселиться в лесах. Они устроили пустынь на берегу реки Кончуры, недалеко от Радонежа. Позднее Стефан отправился в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря, Варфоломей же продолжил отшельничество и в возрасте 23 лет постригся в монахи, приняв имя Сергий.

Слава о молодом отшельнике быстро распространилась, и к Сергию стали приходить паломники. Некоторые из них поселялись неподалеку от его лесной избушки. Так постепенно возникала монашеская обитель. Иноки не без труда уговорили Сергия стать их настоятелем. В 1354 году он был рукоположен в священники. Монастырь был посвящен Святой Троице. С 1360-х годов Сергий начинает вводить новый монастырский устав. Ранее монахи жили в своих кельях поодиночке, собираясь вместе лишь для богослужения. Такой обычай монастырской жизни называется особножительным. Новый уклад монастырского обихода носил название общинножительного, среди обитателей монастыря вводился общий распорядок жизни и строгая внутримонастырская дисциплина. Вводимые Сергием изменения были приняты не всеми монахами. Через некоторое время в монастырь возвратился из Москвы старший брат Стефан и стал претендовать на лидерство в общине, критикуя нововведения Сергия. Чтобы не соперничать с братом, Сергий решил удалиться из монастыря. Он отправился на реку Киржач, где благодаря ему возник Благовещенский монастырь (ныне – на территории города Киржач Владимирской области). Многие иноки из Свято-Троицкого монастыря переселились к своему настоятелю. Через четыре года по просьбе московского митрополита Алексия Сергий вернулся в свой прежний монастырь. Он возглавлял монастырскую общину до своей кончины 25 сентября 1392 года.

Чем знаменит

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых русских святых, а основанный им Троицкий монастырь – важнейшим центром православия. Поклонение Сергию началось еще до его общепринятой канонизации, произошедшей в середине XV века. Первое изображение Сергия на покрове, хранящемся сейчас в ризнице Троице-Сергиевой лавры, относится к 1420 годам. Большой авторитет Сергия при жизни часто помогал прекращению распрей среди русских князей. Во многом его деятельность послужила укреплению авторитета Московского княжества. Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете». Широко известно сообщение жития святого Сергия Радонежского о том, что незадолго до Куликовской битвы князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

Память преподобного Сергия отмечается православными 25 сентября (8 октября) в день смерти святого, 5 (18) июля в день обретение мощей, а также 6 (19) июля, в день Собора Радонежских святых.

О чем надо знать

Не сохранилось никаких сочинений или документов, написанных Сергием Радонежским. Основным источником информации о нем служит житие, составленное учеником Сергия Епифанием Премудрым. Этот труд признан одним из выдающихся памятников древнерусской литературы и ценным историческим источником. В середине XV века это житие переработал Пахомий Логофет, сократив текст Епифания и пополнив его описаниями посмертных чудес Сергия. В XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича новую версию жития составил церковный писатель и келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин.

Прямая речь

«Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными кельями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у кельи каждого брата», — из жития, написанного Епифанием Премудрым.

«Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским», — Николай Костомаров.

«Преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в северной, или Московской, Руси времен монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в южной, или Киевской, Руси времени домонгольского. Настоящий монастырь должен находиться если не в совершенной пустыне, то вне мирских человеческих жилищ и в большем или меньшем от них отдалении; в настоящем монастыре жизнь монахов должна быть не особножитною, а строго общежитною. Этот тип, или образец, монастырей, как монастырей настоящих, и утвердил преподобный Сергий в Московской Руси на более или менее продолжительное время», — Евгений Голубинский.

13 фактов о Сергии Радонежском

  • Точная дата рождения святого неизвестна. Различные исследователи называют 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322 годы.
  • Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, также почитаются в числе святых Русской православной церкви.
  • Рассказ о чудесном научении грамоте отрока Варфоломея отражен в знаменитой картине художника Михаила Нестерова.
  • Имя Сергий будущий святой выбрал в честь того, что в день его монашеского пострига отмечалась память святых мучеников Сергия и Вакха, казненных за приверженность к христианству в III веке.
  • Покровский Хотьков монастырь, в котором приняли постриг и умерли родители Сергия, а также был монахом его брат Стефан, сейчас женский, но до первой половины XVI века был смешанным мужеско-женским монастырем.
  • В первые годы существования основанный Сергием монастырь был настолько беден, что священные сосуды в нем были деревянными, вместо свечей горели лучины, а писали монахи на бересте.
  • Существует гипотеза, что житийный рассказ о благословении Сергием князя Дмитрия относится на самом деле не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже, состоявшейся двумя годами ранее.
  • Помимо Троице-Сергиевой лавры и Благовещенского Киржачского монастыря Сергием были основаны Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове, Георгиевский монастырь на Клязьме.
  • Основатель московского Симонова монастыря – святой Феодор – был племянником Сергия Радонежского.
  • В 1389 году Сергий засвидетельствовал духовную грамоту князя Дмитрия Донского, устанавливающую новый порядок наследования княжеского престола от отца к старшему сыну.
  • 11 апреля 1919 года, в ходе кампании по атеистической пропаганде, мощи Сергия Радонежского были вскрыты. После этого они стали экспонатом разместившегося в помещениях Троице-Сергиевой лавры музея. В 1946 году, после открытия лавры, мощи были переданы православной церкви и хранятся поныне в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
  • По преданию, в 1919 году о предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому. Чтобы предотвратить возможное уничтожение мощей, Флоренский и группа православных тайно проникли в Троицкий собор накануне вскрытия и отделили голову преподобного Сергия, заменив ее головой погребенного в лавре князя Трубецкого. В 1946 году голова была передана патриарху Алескию I и воссоединена с телом святого.
  • В России Сергию Радонежскому посвящены более 700 храмов.

Материалы о Сергии Радонежском

Статья о Сергии Радонежском в русской Википедии

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Костомаров Н. И. Преподобный Сергий

Статья «Сергий (преподобный Радонежский)» в «Русском биографическом словаре»

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия , битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься». Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Православие Сергия Радонежского.
Чтобы не лишить Русский Род духовности, не превратить его под воздействием западной христианской идеологии в материализированных, живущих одним днем, равнодушных к своему будущему обывателей, некоторые Ведические Жрецы стали действовать под христианских священников. Тем более, оболваненный и затравленный бесконечными гонениями на Ведунов и Волхвов, народ стал искать истины у новых «жрецов» от иноземной церкви. Таким «христианским подвижником» оказался и известный всем русским людям Сергий Радонежский.
Будучи высокопосвященным Волхвом, этот псевдохристианин сумел за короткий срок превратить пришедшее на Русскую землю христианство греческого толка с его раболепием, покорностью силе и власти, в совершенно иную религию. Православие Сергия Радонежского по своей сути перестало быть западным, оно превратилось в жизнеутверждающую Солнечную Религию Веры торжества законов Прави и высшей космической справедливости. Сергий Радонежский хорошо знал истинное учение Христа (Христова Сознания), что оно в корне своем Ведическое и поэтому ничего от себя не выдумывал. Возможно, ему удалось где-то найти кроме библейских евангелий еще и апокрифы. Так это или нет неизвестно, только христианско/православное учение Сергия Радонежского стало тем, каким оно должно было быть. Фактически, до своей сути не отличимым от Ведического Православия Руссов древнего Гиперборейского миропонимания. Причем, Сергий Радонежский очень тонко вписал свое учение в ортодоксальное христианство. И так ненавязчиво и убедительно, что ему поверили даже христиане-фанатики. Волхв Сергий ни с кем никогда не спорил. В своем учении он везде и всегда опирался на Христа (Христово Сознание).
Апостолов он старался не касаться, они для него были людьми далеко не безупречными. Иисус же Сергия Радонежского ничего не имел догматического, он в его учении выглядел живым с высоким творческим потенциалом и той созидательной силой, в которой можно было увидеть мощь Всевышнего: Сергий Радонежский расширил представление о Христе, показал его учение многогранным. И сделал это ненавязчиво, мягко без лишнего шума и в то же время очень убедительно. По сути, этот подвижник от Православия Исконно Русской Веры сумел древнее Арийское Ведическое мировоззрение облечь в христианскую форму. И сделал это так искусно, что даже недоброжелатели не видели в его действиях ничего подозрительного. И только посвященный понимал, что Ведический глава богов Род, по учению Сергия стал «Отцом Небесным». Древний Сварог — сын Рода превратился в Иисуса Христа, а Лада — богиня Безусловной Любви и согласия приняла облик девы Марии и т.д. Ведические функции древних арийских богов были экстраполированы Сергием Радонежским на имена архангелов, ангелов и святых христианского пантеона.
Тем самым святой подвижник Сергий полностью сохранил механизм ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РУССКОГО РОДА ПРАВИ. По его учению, как и в древние времена, был сохранен институт самодисциплины, те нравственные ступени человеческого духовного роста, которые так старательно разрушали западники. Как и раньше особым народным собранием осуждались многие пороки и слабости. Так же как в эпоху Ариев (Асуров) запрещалось употребление спиртного, рассматривалось как грех любое насилие, и действия, унижающие человеческое достоинство. Зато поощрялись и всячески поддерживались в человеке высокие нравственные качества. Прежде всего, любовь к Родной земле и своему народу, любовь к национальной Русской Православной Культуре, бескорыстная любовь к родным и друзьям. Высоко ценилось в учении Сергия Радонежского, ради достижения высокой цели, самопожертвование. Всячески поощрялись честность, правдивость, постоянство, неподкупность и смелость.
В учении русского духовного подвижника не запрещались, как на Западе, полигамные отношения в семьях. Сергий Радонежский вообще старался не касаться семейных отношений. А когда Сергия спрашивали почему он не ратует за моногамию, он отвечал, что все ветхозаветные семьи были полигамные, но это не помешало ни отцу Аврааму, ни Исааку, ни другим еврейским патриархам стать святыми. Главное чтобы в семье царила взаимная любовь и не было места собственничеству. Принятие Сергием Радонежским в противовес византийскому и римскому христианству Арийского (Асурского) семейного института, расположило к нему и его жизнеутверждающему учению многих консервативно настроенных к новой религии граждан. Получилось так, что вокруг церкви Сергия Радонежского духовно разрозненная Русь стала объединяться. Теперь и ведические русские и христиане находили общий язык. По большому счету им не о чем было спорить, тем более убивать друг друга. Теперь и те и другие смотрели на Запад как на рассадник зла и раздора, на царство демонов, которые, для того чтобы завоевать мир Ариев — руссов Асуров, извратили истинное учение Христа (Христова Сознания) и противопоставили его ведическому.
Современные неоязычники всячески ругают христиан, дескать, последние все свои праздники наложили на древние ведические. Но не православные византийцы это сделали и не паписты-католики. Ни те, ни другие национальными праздниками на Руси не занимались. Западные миссионеры и святые отцы требовали от новокрещенных, чтобы они праздновали то, что им навяжут, в основном иудейское. Как, например, торжество по поводу исхода евреев из Египта, или прославление обрезания Господня … Иудеи придумали, что Иисус был обрезан. Но, а христиане обязаны праздновать и т. д. Все основные христианские праздники на Руси являются наследием времен подвижничества Сергия Радонежского. И не навязаны они были народу, а наоборот сохранены для него. Пускай в иной форме, но суть их осталась прежней. Как ни рассуждай и что ни говори, а до сих пор в России красочно отличаются древние Комоятцы или Масленица, торжественно проходит праздник Ивана Купалы, живы в России и ведические Святки, празднуется даже Коляда! И это после третьего крещения, после Никонианской смуты.
Общие праздники Ведических Православных Русских и Христиан не разделяют эти религии, а наоборот объединяют. И это объединение, как и раньше, так и сейчас невольно из такого тандема исключает христианство. Наверняка этот механизм исключения был заложен в тандем двух религий еще Волхвом Сергием.
Ведь любому здравомыслящему человеку становится непонятным, что, собственно, делает на русской земле чужеродное христианство, если те же самые торжества и славления, только с еще более глубоким космогоническим смыслом, сохранились и в древней вере арийских предков?
О Сергии Радонежском ортодоксальная наука говорит, что этот замечательный человек сумел объединить Русь перед лицом нового ордынского нашествия, чем и спас ее. Но тогда почему этого христианского подвижника, объединителя Руси, русская христианская церковь канонизировала только в девятнадцатом веке? Да и то под нажимом общественности. В чем же вина этого христианского подвижника перед обществом? Перед русским обществом у него вины нет. Перед христианской церковью — несомненно! Западные кукловоды ожидали от Руси чего угодно. Допускали возникновение любой христианской секты, но им и в голову не приходило, что русские сумеют совместить, казалось бы, несовместимое, создать на своей земле ведическое христианство.
«Ежедневно благодарите Всеблагого, в котором все имеет свое начало. За Его Божественный Закон, дающий вам шанс вернуться в свое истинное состояние. В мир Света, которому вы принадлежите. За Его силу Необходимости, вносящую обоснованные поправки, которые вы ощущаете каждый день. Славьте Высшие Существа, которые действует по Единому Божественному Закону. Который дан нам в проявлениях/эманации Единого. За предоставление средств Жизни во всех сферах. Для поддержания их и предоставления этих средств на пользу вам. За указание пути к освобождению и многое другое.
Обращаясь к Божеству, будь осторожен и правильно формулируй мысли. Не требуй, не вещай, не умоляй, не приказывай, не предлагай, не проси. Просто произнеси свои слова и выполняй свой долг…»
Брянская обл. г Жуковка.

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, читальный зал отдела рукописей РГБ (Румянцевский зал)
Время проведения: 17—26 июня 2014 года
Выставка «Сергий Радонежский. Подвижник земли Русской», 15 апреля — 4 мая 2014 г. (Flickr)
Виртуальная выставка «Сергий Радонежский и его ученики»
Выставка «Ученики преподобного Сергия Радонежского» (Flickr)


Слева: Акафист Сергию Радонежскому. 1761—1762. Полуустав и скоропись. Л. 2 — Гравюра-вклейка
«Преподобный Сергий Радонежский чудотворец». Гравированные заставки на события из жития Сергия,
вырезанные из печатного издания. НИОР РГБ, ф. 214 (Собрание Оптиной пустыни), № 171.1.
Справа: Шитый покров на мощи преподобного Сергия Радонежского (фрагмент). Сер. XV век.

В Ру­мян­цев­ском за­ле На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ открылась вы­став­ка, при­уро­чен­ная к юби­лей­ной да­те — 700-ле­тию пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Боль­шая вы­став­ка, по­свя­щен­ная жиз­ни и де­я­тель­но­сти пре­по­доб­но­го, про­хо­ди­ла в мар­те это­го го­да в вы­ста­воч­ном за­ле РГБ. При под­го­тов­ке на­сто­я­щей, бо­лее ка­мер­ной, экс­по­зи­ции бы­ло ре­ше­но ос­нов­ное вни­ма­ние уде­лить уче­ни­кам свя­то­го, про­дол­жа­те­лям его ино­че­ско­го де­ла­ния.

В на­зва­ние вы­став­ки вне­се­ны сло­ва из жи­тия пре­по­доб­но­го: «Та­ко умно­жит­ся ста­до уче­ни­ков тво­их, и по те­бе не оску­де­ют». Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Сер­гий мо­лил­ся в уеди­не­нии о сво­их ино­ках, ему бы­ло ви­де­ние: не­бе­са оза­ря­ют­ся чу­дес­ным све­том и к ке­лии сле­та­ют­ся пти­цы «зе­ло пре­крас­ны», во мно­же­стве окру­жа­ют свя­то­го, про­об­ра­зуя его уче­ни­ков, ко­то­рых бу­дет мно­го и при его жиз­ни, и по­сле не­го чис­ло их не умень­шит­ся.

Пре­по­доб­ный Сер­гий уда­лил­ся в пу­сты­ню, ища уеди­не­ния. По­сле то­го как к не­му при­шли пер­вые уче­ни­ки, их дол­гое вре­мя бы­ло ров­но две­на­дцать, по чис­лу апо­сто­лов; од­на­ко впо­след­ствии чис­ло ино­ков в оби­те­ли зна­чи­тель­но воз­рос­ло, а не­ко­то­рые из них ос­но­ва­ли свои оби­те­ли с тем же об­щин­но­жи­тель­ным уста­вом, ко­то­рый был при­нят в мо­на­сты­ре Свя­той Тро­и­цы. Счи­та­ет­ся, что уче­ни­ков и ду­хов­ных дру­зей Сер­гия, ос­но­вав­ших но­вые мо­на­сты­ри, бы­ло око­ло со­ро­ка, и око­ло пя­ти­де­ся­ти ино­ков этих мо­на­сты­рей со­зда­ли свои оби­те­ли.

Ар­хи­епи­скоп Ни­кон (Рож­де­ствен­ский), ав­тор из­дан­но­го в Сер­ги­е­вом По­са­де в 1885 го­ду «Жи­тия Сер­гия Ра­до­неж­ско­го», в сво­ей кни­ге, ма­кет ко­то­рой, укра­шен­ный гра­вю­ра­ми Ра­шев­ско­го, пред­став­лен на вы­став­ке, две гла­вы по­свя­ща­ет уче­ни­кам пре­по­доб­но­го: тем, что жи­ли в род­ной оби­те­ли, и тем, что слу­жи­ли Гос­по­ду за ее пре­де­ла­ми.

О мно­гих из них мы узна­ем из жи­тия, ко­то­рое бы­ло тща­тель­но и лю­бов­но со­став­ле­но уче­ни­ком Сер­гия, ино­ком Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря, за­ме­ча­тель­ным рус­ским ду­хов­ным пи­са­те­лем Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, в 1417—1418 годах, то есть спу­стя чет­верть ве­ка по­сле кон­чи­ны свя­то­го. Это жи­тие в се­ре­ди­не XV века ча­стич­но пе­ре­ра­бо­тал и до­пол­нил но­вы­ми чу­де­са­ми книж­ник и агио­граф Па­хо­мий Ло­го­фет (за­каз на эту ра­бо­ту он по­лу­чил, по-ви­ди­мо­му, в свя­зи с об­ре­те­ни­ем мо­щей в 1422 году и при­чис­ле­ни­ем пре­по­доб­но­го к ли­ку свя­тых). В даль­ней­шем жи­тие не­од­но­крат­но пе­ре­пи­сы­ва­лось, пе­ре­де­лы­ва­лось, до­пол­ня­лось но­вы­ми чу­де­са­ми.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство спис­ков жи­тия Сер­гия раз­ных ре­дак­ций, и во­прос о ко­ли­че­стве этих ре­дак­ций в на­у­ке еще не счи­та­ет­ся ре­шен­ным. Но так или ина­че, в спис­ках, пред­став­лен­ных в экс­по­зи­ции, а са­мые ран­ние из них да­ти­ру­ют­ся XV ве­ком, мы ви­дим и рас­сказ о чу­дес­ном ви­де­нии Сер­гия, и гла­ву об Иса­а­ки мол­чаль­ни­ке, ко­то­ро­го пре­по­доб­ный бла­го­сло­вил на ино­че­ский по­двиг, и по­вест­во­ва­ние о по­бе­де над Ма­ма­ем, в ко­то­рой бла­го­сло­ве­ние и мо­лит­вен­ная по­мощь игу­ме­на Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря сыг­ра­ли не­оце­ни­мую роль (изоб­ра­же­ние бит­вы ино­ка Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Алек­сандра Пе­ре­све­та, ко­то­ро­го Сер­гий бла­го­сло­вил на брань, с во­ин­ствен­ным та­та­ри­ном Че­лу­бе­ем ви­дим мы на ми­ни­а­тю­ре из сбор­ни­ка кон­ца XVII ве­ка). Спис­ки жи­тия по­ве­да­ют нам и о со­зда­нии но­вых мо­на­сты­рей — Кир­жач­ско­го, Ан­д­ро­ни­ко­ва, Си­мо­но­ва, Го­лутвин­ско­го и дру­гих — са­мим Сер­ги­ем или его ино­ка­ми.

По­ми­мо спис­ков жи­тия Сер­гия, на вы­став­ке мож­но по­зна­ко­мить­ся с ру­ко­пи­ся­ми жи­тий и служб его пре­по­доб­ных уче­ни­кам Ни­ко­ну Ра­до­неж­ско­му, Сав­ве Сто­ро­жев­ско­му, Афа­на­сию Вы­соц­ко­му, Ав­ра­амию Га­лиц­ко­му (ина­че — Чух­лом­ско­му), Ки­рил­лу Бе­ло­зер­ско­му, Гри­го­рию Пе­л­шем­ско­му. В ин­те­рес­ней­шем сбор­ни­ке на­ча­ла XVI ве­ка мы на­хо­дим жи­тия свя­тых Дмит­рия При­луц­ко­го, Пав­ла Об­нор­ско­го, Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го и Сте­фа­на Махри­щско­го. По­след­не­го свя­то­го, прав­да, нуж­но от­не­сти не к уче­ни­кам Сер­гия, но к его дру­зьям и со­бе­сед­ни­кам, как и свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го, жи­тие ко­то­ро­го, укра­шен­ное ми­ни­а­тю­рой, так­же пред­став­ле­но на вы­став­ке. В пев­че­ском сбор­ни­ке XVII ве­ка по­ме­ще­на служ­ба пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу Бе­ло­зер­ско­му на крю­ко­вых но­тах.


Слева: Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Полуустав. Л. 1 — Житие преподобного
и богоносного отца нашего Сергия чудотворца. Л. 165 об. — Слово похвально преподобному отцу нашему
Сергию. НИОР РГБ, ф. 304/I (Соб. Троице-Сергиевой лавры), № 698.
Справа: Вид Московского ставропигиального Симонова монастыря. Монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником – преподобный Федором. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь, приходя по делам в Москву.

По­се­ти­тель вы­став­ки уви­дит спис­ки жи­тий наи­бо­лее из­вест­ных и наи­бо­лее по­чи­та­е­мых на Ру­си свя­тых — уче­ни­ков Сер­гия. А те свя­тые, жи­тия ко­то­рых ред­ко встре­ча­ют­ся в ру­ко­пи­сях, пе­ре­чис­ле­ны в «Кни­ге, гла­го­ле­мой Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых». Эта кни­га пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­чень рус­ских свя­тых, о каж­дом из ко­то­рых на­пи­са­но все­го по две-три стро­ки, но ес­ли свя­той был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия, об этом не­пре­мен­но упо­ми­на­ет­ся.

На вы­став­ке пред­став­ле­на на­сто­я­щая ре­лик­вия из фон­дов от­де­ла ру­ко­пи­сей — Еван­ге­лие, при­над­ле­жав­шее уче­ни­ку и бли­жай­ше­му пре­ем­ни­ку Сер­гия — пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну Ра­до­неж­ско­му, — пер­га­мен­ная ру­ко­пись ру­бе­жа XIV—XV ве­ков.

На­до за­ме­тить, что в ру­ко­пис­ной книж­ной тра­ди­ции жи­тие Сер­гия и служ­ба ему очень ча­сто со­сед­ству­ют с жи­ти­ем и служ­бой Ни­ко­ну Ра­до­неж­ско­му, и ру­ко­пись, за­вер­ша­ю­щая экс­по­зи­цию, пред­став­ля­ет со­бой имен­но та­кой сбор­ник. Осо­бен­ность ее в том, что она бы­ла пе­ре­пи­са­на с пе­чат­но­го из­да­ния 1646 го­да, где жи­тие Сер­гия вы­шло в ре­дак­ции Си­мо­на Аза­рьи­на, до­пол­нен­ное но­вы­ми чу­де­са­ми.

В от­дель­ной вит­ри­не по­ме­ще­ны три пре­крас­ных юби­лей­ных из­да­ния 2014 го­да — аль­бом, из­дан­ный Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­рой, и ка­та­ло­ги вы­ста­вок в Му­зее древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства им. Ан­дрея Руб­ле­ва и в Го­су­дар­ствен­ном ис­то­ри­че­ском му­зее. По­след­няя про­длит­ся до 13 ок­тяб­ря 2014 го­да, на ней пред­став­ле­но не­сколь­ко за­ме­ча­тель­ных па­мят­ни­ков из фон­дов от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ.


Слева: Сборник богослужебный, певчий. Вторая пол. XVII века. Полуустав и скоропись. Л. 23 — служба
на память преподобного отца нашего Кирилла игумена Белозерского . НИОР РГБ, ф. 218 (собрание отдела
рукописей), № 101.
Справа: Служба и житие Кирилла Белозерского. XVII век. НИОР РГБ, ф. 310 (Собрание В. М. Ундольского),
№ 1166.

Сергий Радонежский

(в мире Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 верст от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы.

Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Куликовская битва. Видео

В. Р—в.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *