О смирении

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Бог наказывает клятвопреступников, ненасытных любителей наслаждений и прочих грешников, пренебрегающих Его заповедями, но написано, что особым образом Он противится гордым, потому что достойны самого тяжелого наказания те, кто не сомневается в собственной добродетельности, кто, будучи уверен в своей самодостаточности для спасения, отвергает помощь божественной благодати. Напротив, смиренным Он дает благодать, ведь те, кто осознает себя больными грехом и умоляет уврачевать их, по мере желания их получают исцеляющие дары. Следует заметить, что это высказывание о гордых и смиренных блаженный Иаков цитирует по древнему переводу притч Соломоновых, ту же цитату приводит и Петр в своем послании, латинский же перевод восходит к еврейскому тексту и звучит так: Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать (Притч 3:34).

О семи Кафолических посланиях.

Господь даёт бóльшую благодать, чем дружба с миром, ибо земные блага временны. Мир даёт то, что будет со скорбью утрачено, а Господь щедро дарует вечную радость. Далее апостол поясняет, кому Господь щедро дарует такую благодать. Поэтому Он говорит: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Воров, клятвопреступников, распутников и других грешников Бог наказывает как презирателей Его заповедей. Но особенно Он противится, как сказано, гордым. Разумеется, более строго наказываются те, кто полагаются на собственные силы, не желают в покаянии подчиниться Божественной власти, отказываются от помощи небесной благодати, как будто они самодостаточны для собственного спасения. А смиренным Он даёт благодать. Потому что те, кто, страдая от собственных пороков, предают себя в руки истинного Врача, справедливо получают желанный дар исцеления. Однако следует заметить, что этот стих о гордых и смиренных блаженный Иаков поместил в своём Послании, подобно как и Пётр, заимствовав из древнего перевода (antiquam Translationem) Притчей Соломона. Вместо этого, в нашем издании (in nostra Editione), которое берёт начало из еврейского подлинника (de Hebraica veritate), читается так: над кощунниками Он надсмехается, а кротким дарует благодать (Прит. 3:34). То, что Господь надсмехается над кощунниками, соответствует словам Павла о тех, которые отказавшись принять Господа, пришедшего во имя Отца Своего, примут антихриста, грядущего во имя своё (см. Ин. 5:43): за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть им спасёнными, потому пошлёт им Бог действие заблуждения, чтобы они поверили лжи (2 Фес. 2:10–11). Он посмеялся над кощунниками, когда терпеливо переносил насмешки иудеев: если Он Царь Израилев, пусть сойдёт с креста, и мы поверим Ему (Мф. 27:42) – вплоть до смерти и погребения, а Своим скорым Воскресением победил их издевательства и саму смерть. Кротким же Он дарует благодать, потому что Своим смиренным последователям Он дарует в совершении добрых дел и вечное блаженство.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Примеры употребления слова смирять в литературе.

Она же глазиком блеснула И губки язычком лизнула Крысиным личком, как Лилит Прильнула к мне и говорит: Что, блядь, сука Пидер гнойный Говно недокушенное Вынь хуй изо рта А то картавишь что-то Тут необходимо авторское пояснение, что весь мат, объявляющийся на пределах текста не житейско-повседневного, представляет собой как-бы язык сакральный, ныне исчезнувший, изношенный в своей сакральности и обнаруживающийся как всплески неких чувств, неуправляемых обычным житейским жизнепроявлением, неразрешимых простым словоопределением, но и не складывающимся, по причине давней утраченности, затемненности первооснов, его породивших, в систему метафизической осмысленности, но лишь как изумление, ясное и недостижимо-несмываемое стояние перед лицом чуда, светящегося ликом женским, с набухшим теплым молоком мягкой груди, покрытой нежным, растянутой от внутреннего переполнения кожей, сквозь которую просвечивают чуть расплывачатые обрисовывающие мягкие изгибы форм, голубоватые прожилки, ключицы, кости плеч и предплечий смутно

Порою они устремляли взор на скалу, где Аты король шагал, сердце свое смиряя.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Нет ничего такого в нас, чего бы не было в словах Слова вкатываем мы на душу, поворачивая, и оттуда Радостно следим, как скатываются они вниз, к началу, Оборачиваясь, потому что желаем иметь дело с камнями, Есть камни, принимать в себя и содержать в себе камни, О, радость, многоглазая из теснившихся друг к другу Рыб, зеркальных карпов с чешуями ногтей, загоняемых Под ногти, на тыльной стороне ладони поселившееся Животное, питающееся беззвучием рукопожатий, Голос, доносящийся, тихо смеющийся изнутри уха, Раздающийся из-за движений бровей, и более всего Из-за глаз, полагающих смысл, заботящихся о теле, Звучащий во взаимодействий национальных языков С коренными зубами вытянувшихся лиц, Очищающий полость рта Бога эмалью их мыслей, Миротворец, фараон, философ, терновым венцом Плодоносящий куст, как лицо плодоносит мыслью И мысль коренится в лице жизнью губ и безжизненностью Подкожным кровообращением внутренней формы щек, О, радость, покоряющая неизвестным ей самой смятением Память, неизмеримое сродство тел, сливаю

Тихий мальчик Гриша сопровождал их, синими покоями своих глаз смотрел бесстрастно в синие пламена ее восхищенных глаз, и смирял знойность и страстность ее волнений.

Смиряет бурю рунный стих, Смиряет ветры голос Норны, Но сердце, что безумней их, Своим лишь прихотям покорно.

Но зелень, цветы, кипенье прошлогоднего бурьяна, пыль старой полыни и беловатые всходы, возникшие как бы из прошлогодних былок, березники, осинники, которые тут всегда отчего-то в одном и том же младенческом возрасте, рассеивают мрак, смиряют власть и давящую силу камня.

Боярин Пушкин спросил, с видимым трудом смиряя мощь протодьяконского голоса: — Великий государь!

Разделать тушу помогает Умелый свежевальщик лев, Смиряя свой голодный зев.

Никон от лица царицы грозно указывал смирять и утешать невежественный народ.

Я же буду искать для тебя достойного духовника среди мнихов, дабы ежечасно укреплял твой дух и смирял гордыню, не давая пути лживым хвалам в сердце твое!

Сидеть подле вольной, развлекать ее разговором, видеть, как горестно сжатые губы раскрываются в улыбке, или иной раз, когда она, поддавшись раздражению, уже готова вспыхнуть, одним прикосновением руки смирять ее нетерпение, получая в ответ смущенный и благодарный взгляд серых глаз, — в едва заметных проявлениях духовной близости с беспомощной девушкой была особая прелесть, доставлявшая мне такое наслаждение, какого не могло бы дать бурное приключение с ее кузиной.

Как-то, стоя возле меня, разглядывавшего вериги — массивные, грубо выкованные кресты, цепи и плашки с шипами, какие носили, смиряя плоть, монахи, надевая их поверх власяницы, а то и на голое тело, она тихо сказала: — Легче бы их носить, — и отошла.

Не ратною силою токмо, но властью и духовным началованьем церкви достоит смирять мужей новогородских, поелику русичи суть и вси такие же православные, коих надлежит тебе, князю, пасти и началовать, а не погублять и зорить, яко врагов земли своея!

Этот добрый и простоватый с виду человек, бесхитростный и рассеянный, разоблачал самых отъявленных пройдох, Криспинов каторги, выводил на чистую воду самых изворотливых воровок, смирял закоренелых злодеев.

Источник: библиотека Максима Мошкова

<<предыдущая оглавление следующая>>

Смирение

Батюшка не раз говорил… что к нему приходят «бла­женные души»… «Я их называю «блаженными» потому, что у них есть великое сознание своей немощи, греховности, и при этом сознании, твердая вера в Бога…» (преп. Варсо­нофий).

…Самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалываю­щее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, темноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем на­гая! (преп. Анатолий).

А главное — смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение — тогда прощай (преп. Анатолий).

Отцы святые всегда помнили, что они здесь маловре­менные гости, поэтому мало заботились о брении, которое скоро должно паки обратиться в гной, пищу червей; …всячески ее <плоть> утруждали, смиряли постом, бдени­ем, молитвою; посредством сего смирялась и душа (преп. Иосиф).

Будь же не образом только возлюблена Богу, но и жи­тием. Особенно смирением и покорением. «Иисус послуш­лив был даже до смерти. Темже и Бог Его превознесе!» (Ср.: Флп.2, 8—9). «Собрание смиренных — собрание Серафимов». Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю: будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя бесконечно Любящий смиренных! (преп. Анатолий).

Смирять же себя всеми силами старайся. И мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать (преп. Анатолий).

Чистота и бесстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Святой Иоанн Лествичник учит: дарования (значит, и чистота) даются не трудам (тем больше не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога — хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся (преп. Анатолий).

Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренных-то Господь и призирает (преп. Анатолий).

Утешаяй смиренныя Господь, Той да утешит и тебя. Только имей истинный и верный залог к смирению — самоукорение и приложи к этому терпение, да вооружись молитвой Иисусовой с памятью о смерти, тогда и станет для тебя благо иго заповедей Евангельских и правил мона­шеской жизни, и бремя послушания отныне легко будет (преп. Анатолий).

Посвящаемый во иеродиакона великий Моисей Мурин на оскорбление его сказал: смутихся и не глаголах! А ка­ширская преподобная не хочет равняться с Моисеем. Ей дай такое смирение, чтобы и в сердце не копало. Ты хоть наружно-то смирись. А то смирение постигается и дости­гается не горбом и ползаньем, а силою Животворящего Духа (преп. Анатолий).

Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое, паче подвигов великих, но не смиренных (преп. Анатолий).

Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смире­ния, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, то есть путь смирения, самый на­дежный и, как говорят отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех? Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей, «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя?» (Флп. 2, 8). Удивление Ангелов, Краснейший паче всех сынов человеческих умер позорною за нас смертью; мы ли, грешные, немощные, не хотим видеть своих грехов? Своих немощей? (преп. Анатолий).

Смири лучше себя, сестра, и укори, да только себя, а не другого кого. Я так твержу все свое, т. е. что болезнь и скорби — для тебя великая милость Божия, а то бы ты напроказила на свою голову (преп. Анатолий).

Смирение — это нечто великое и божественное, а путь к Нему — считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться (преп. Никон).

Без смирения нельзя спастись. Какое бы здание до­бродетели вы ни возвели, оно рухнет без смирения (преп. Никон).

Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит (преп. Никон).

Без смирения нельзя быть учеником Христовым. Без смирения сердце человека не примет, не усвоит себе Хрис­това учения. Смирение сердца внушает человеку быть по­корным воле Божией, принимать покорно все, что Господу угодно будет послать человеку на жизненном пути его, покорять свой ум, свое рассуждение, свои хотения в послу­шание Христово (преп. Никон).

Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, спо­собным ко всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека (преп. Никон).

Если так гибельно тщеславие и славолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать вся­кие скорби, поношения и бесчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению. Между тем замечается, са­момалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О, не­разумные! О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный инок и раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу, он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя и мы ко всякому смире­нию. Сказано: «Смирился, и спасе мя Господь» (Ср.: Пс.114, 5) (преп. Никон).

Вот вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Ко­нечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святого, от Господа нашего Иисуса Христа подава­емого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию… (преп. Анатолий).

Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите пу­тем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом бо­лезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Гос­подом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Не­бесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, ли­шающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие (преп. Нектарий).

Нетерпение твое пред старшими… показывает твою не­мощь и неимение смирения, до которого мы с тобою еще не достигли и далеко отстоим; хоть при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: ста­райся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения… (преп. Лев).

…А <как> и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь — гордость — приложением сих пластырей, с Божиею помощью (преп. Лев).

Твоя же скорбь тебя увеличивает, что ты считаешь себя бывшею равною м. Аркадии, а теперь чувствуешь рабство. Эта мысль далека от смирения; представь себе учащихся в семинарии мальчиков равного возраста и зва­ния; и после выходит один архиерей, а другой остается дьячком, а случается, что сей последний еще и выше его и званием и поступлением; равно и по службе то же бывает: находясь в нижнем чине ровными, один достигает гене­ральского чина, а другой малым чином повышается в одно и то же время. Имеют ли право последние скорбеть на первых? Приложи, сестра, меры к своему устроению и по­знай свое несправедливое рассуждение (преп. Лев).

Весьма странно для слуха твое устроение, <тем> паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит те­бя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: Научитесь от Мене… и прочее… (Мф.11, 29)… Святые отцы, искусом прошед­шие сие, удостоверяют нас. Святой Дорофей: «Како не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается…» Подобно <святой> Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и непра­вильное. Душа твоя горит желанием скорбей и болезней и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом нераз­лучной, — весьма далека ты от сего. То же самое как бы внити в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг во страну бесстрастия <стать>. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая того достойною по грехам твоим, далее к надежде прибли­жайся, а тут уже третья степень не разлучит с Богом — любовь! — покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением… (преп. Лев).

Вы… по получении письма от о. Макария опечалились, и оттого произвелось в вашей душе расстройство. Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится сми­рению; смиренный же во всех приключающихся оскорбле­ниях не смущается, но не перестает искать спасения ду­шевного. Посуди сама, как же он тебе напишет и какое нравоучение вложит в твою голову, когда сама говоришь, что она худая (преп. Лев).

…Вы пребываете нечувствительны, и к молитве хо­лодны, и леностью преодолеваемы. Но слава Богу и о сем, что, по крайней мере, хотя сознаете свои немощи и ничто­жество. А посему и должны о себе смиренно мудрствовать и посмирней мечтать… А где смирение, там неподалеку и спасение! (преп. Лев).

…Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшие есть смирение, которое привлека­ет к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доста­вить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый Создатель, глаголя апостолам: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» (Ин. 14, 27), и о всем приносите Богу благодарение, а паче, воспоминая великие Его к вам благодеяния и милости (преп. Лев).

Вы живете посреди мира и суеты, не можете смирить­ся, а смирение есть Его хранилище. Старайтесь во всяком случае о исполнении заповедей Христовых и познавайте свою немощь, а познавши оную, смиряйтесь, но не ищите награды за исполнение заповедей, а считайте себя должною исполнять оные, но недостойною награды. Ежели так себя будете устраивать, то не лишитесь милости Божией. Когда же будем без делания заповедей на одну молитву надеяться, то нимало не преуспеем… (преп. Лев).

…А более и приобретается смирение, когда мы не сле­дуем <своему> разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение: о сем отцы наши и наставники на­шего жительства пространно написали; вникни в их писа­ния, как-то: святого Дорофея, святого Иоанна Лествичника и прочих святых, о сей добродетели, как стяжать <и> ис­кать… нужно, написали, и ты старайся сему следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит… (преп. Лев).

Мы… находим, что невозможно без своего преклоне­ния воли куда на что-либо доброе, ибо враг оному проти­вится и воздвигает брань, <коей> не сопротивляясь смире­нием, ропщут на нас за <понуждение>, и твои слова: «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения (преп. Лев).

…Где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает… (преп. Лев).

…Должны о себе смиренно мудрствовать и посмирней мечтать… А где смирение, там неподалеку и спасение! (преп. Лев).

Вопрос: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?» Старец отвечал: «Живи попроще, — Бог и тебя не оставит». Потом прибавил: «Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом ус­талого и без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою» (преп. Лев).

Помни Симона волхва, как он, высоко поднявшись, опустился низко, так и ты, буде <если> не смиришься, то погибнешь… (преп. Лев).

..Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29) (преп. Лев).

Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой… железной — значит иметь большое терпение, а золотой — большое смирение (преп. Амвросий).

Если кто тебя обидит, не рассказывай никому кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внима­ния, отвечают ли тебе на поклон, или нет. Смиряться нуж­но пред всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим (преп. Амвросий).

Бог посещает Своею милостью только смиренных (преп. Амвросий).

Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса Христа и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. — Госпожа подумала, что и ее за доброту и вообще за все ее добродетели Он также возьмет. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже и звать! Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он совсем отвра­тился от нее. Тогда она упала на землю и начала сми­ренно сознаваться, что она действительно хуже всех и не­достойна быть в Царствии Небесном. — Батюшка затем прибавил: «а вот такие-то и годятся, таких-то там и надо» (преп. Амвросий).

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет» (преп. Амвросий).

Лишь только смирится человек… как тотчас же сми­рение поставляет его в преддверии Царства Небесного… (преп. Амвросий).

Батюшка поучительно объяснял слова Спасителя: «ког­да ударят тебя в десную ланиту, подставь другую» (Ср. Мф.5, 39). «Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукою в левую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую — значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это со­знание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное» (преп. Амвросий).

Смиряйся больше духом, — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Господу (преп. Амвро­сий).

Век медный, рог железный кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: «Роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго» (Пс.74, 11). У грешных два рога, а у праведного один, — это смирение (преп. Амв­росий).

Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон (выходит из терпения) (преп. Амвросий).

Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь» (преп. Амвросий).

Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдешь (преп. Амвросий).

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и счи­тать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет (преп. Амвросий).

Ведать подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень — покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень — поко­ряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень — покоряться и меньшим, и вменять себе ничто-же быти, яко единому от скотов, недостойным сопребывания человеческого (преп. Амвросий).

Прежде надо наружно кланяться в ноги старцам. Это положили святые отцы. А потом внутри будет (ощущаться), точно как кто (кланяющийся) беден, а затем кучу золота дадут, и он богат будет (преп. Амвросий).

Кто уступает, тот больше приобретает (преп. Амвро­сий).

Смиряйся, и все дела твои пойдут (преп. Амвросий).

Иди мытаревым путем, и спасешься, — говори: «Боже, милостив буди мне грешной!» (Лк. 18, 13) (преп. Амвро­сий).

Если не имеешь любви (к ближним), смиряйся (преп. Амвросий).

…Силен Господь сотворить <о нас> по воле Своей свя­той. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется по­корение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евою изгнаны из рая. Это всем нам должно пом­нить и не забывать. В псалмах сказано: «да рекут избавлении Господем» (Пс. 106, 2). А мы еще и не начинали духовного дела, как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какою-то прямотою; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны, другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно (преп. Амвросий).

Беседа главного редактора журнала «Покров», кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко)

Тема беседы – зачатие. Каким оно должно быть, чтобы родился духовно и физически здоровый ребенок? И какие действия будущих родителей, наоборот, могут искалечить человека еще в утробе матери, лишить Божия благословения его и весь род?

Не похоть, а послушание Богу

С чего начинается человеческая жизнь? С какого момента? С зачатия. Зачатие – начало жизни: и наука и Церковь здесь едины, слава Богу. Развивается плод, ребеночка можно фотографировать. На ультразвуке видно, как он дышит, двигается, как пальчик в рот пытается засунуть.

У нас, к сожалению, приходят женщины, просят: «Батюшка, благословите сделать аборт». Я отвечаю так, как один из святых отвечал: «У тебя есть еще дети?» – «Да, еще есть сын». Говорю: «Вот ты его убей, а этого роди». – «Как это, взять своего родного сына и убить?!» – «А действие точно такое же. Ты будешь точно так же, как убийца, отвечать перед Богом». Ребенка зачали, и пошел отсчет, родители уже отвечают перед Богом за то, как ребеночек воспитывается.

Есть ли примеры в Ветхом, в Новом Завете, каким было отношение праведников к зачатию ребенка? Родители Пресвятой Богородицы – Иоаким и Анна – молились перед Ее зачатием. Они отличались удивительным целомудрием, бесстрастием. Вот как пишет о них святой Паисий Афонский: «Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования. Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. Пресвятая Богородица была Всечистой, потому что Ее зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись как супруги – не по плотской похоти, но по послушанию Богу».

Таким образом, 70 лет молились святые праотцы Иаоким и Анна перед зачатием Пресвятой Богородицы, снося поношения и бесчестие. В Ветхом Завете был четкий постулат: всякий ребенок – это дар Божий. А если этого дара Божия в семье нет, значит, Бог наказал. Видимо, супруги в чем-то согрешили, у них есть какой-то тайный грех. И к этим людям действительно относились, как к прокаженным.

А что еще Иоаким и Анна делали перед зачатием ребенка? Сорок дней постились. Пещера в Иудейской пустыне, в монастыре Георгия Хазевита, в которой Иоаким пребывал, сохранилась до наших дней. И Господь услышал молитвы и дал праведникам Младенца – даже в преклонном, не детородном возрасте.

Таких случаев и сейчас множество. В Греции, в горах, есть монастырь на границе с Болгарией – Фелио–Куса, в нем хранится чудотворная икона Божией Матери IV в. Мне приходилось там неоднократно бывать и служить. Монастырь поражает множеством детей. А что это за дети? Там существует традиция: у Божией Матери родители просят помощи в деторождении, срезая фитильки от лампадки у этой иконы. Супруга принимает Причастие, глотает фитилек и запивает. Съедает три фитилька, потом молится и зачинает ребенка. С точки зрения медицинской эти дети появиться на свет не могли. Трудно сказать, что дает такой результат, но родилось множество детей. Наверное, важно, что оба супруга молятся, вместе с Божией Матерью.

В другом монастыре – Хиландар (Греция, Афон) – произрастает чудотворная виноградная лоза, плоды от которой, принимаемые с покаянием и молитвой, разрешают супругов от бесплодия.

В древней обители Саввы Освященного в Иерусалиме есть пальма, которую выносят женам (в монастырь им входить воспрещается), они берут с нее листья, замачивают, пьют и зачинают ребенка.

Помощь в деторождении оказывает икона Матери Божией «Феодоровская». Подлинник ее находится в Костроме, в Богоявленско-Анастасиином монастыре, а чудотворная копия – в Москве, в Никольском храме на Маросейке. Икона святых Иоакима и Анны – в Зачатьевском монастыре в Москве.

Есть церковные праздники Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, в эти дни можно особо молиться о даровании младенца.

Авторитетный молебен

Один пример обращения с молитвой к Богу меня просто поразил. У нас была знакомая, которая вышла замуж, лучше сказать сожительствовала в Москве с крупным криминальным авторитетом. Его офис располагался на Таганке, он говорил: «Дай Бог, чтобы все у тебя было и ничего тебе за это не было». И у них тоже все было, кроме детей. Но они во что бы то ни стало хотели иметь ребенка – это было их самое заветное желание. А зачать никак не получалось, они истратили целое состояние в клиниках Швейцарии, Америки, Германии. И всякий раз это заканчивалось тем, что совершенно разные профессора из разных стран говорили одно и то же: «Мы, дорогие, здесь бессильны, вам поможет только Господь Бог». И когда им эту фразу в четвертый раз произнесли – они приехали ко мне: «Отец Киприан, ты у нас специалист по Богу. Специалисты по медицине помочь отказались, сказали: к Богу надо обращаться. Что мы должны сделать для того, чтобы у нас появился ребенок?» Я говорю: «Давайте молебен совершим, попросим Божию Матерь, чтобы она помолилась и чтобы Господь дал вам ребенка». И они приехали в храм между службами, как раз на праздник святого князя Владимира. Обычный молебен, даже петь-то некому было, хор ушел. Перед этим они говорят: «Мы должны что-то пожертвовать?» – «Да нет, ничего не надо». Мне, честно говоря, не хотелось к грязным деньгам прикасаться. «Можно нам свечи купить?» – «Пожалуйста, выбирайте, много всяких свечей». И они выбрали самые маленькие свечки. Меня тогда потрясло, что люди, можно сказать, миллиардеры, которые денег не считали, когда обращались к врачам, придя в Церковь, к Богу, сэкономили, взяв копеечные свечки.

И они поставили эти три свечки, помолились, говорят: «А сейчас что делать?» – «Бог благословит, после молебна зачинайте». И они зачали, и у них появился ребенок! Я был так удивлен, что Господь и такие молитвы услышал! За такую копеечную свечку, за такую ничтожную жертву… Девочка родилась просто блаженнейшая. Правда, у нее оказалась трудная судьба, ее воровали, пришлось за границу везти, но плод очень хороший, ее к иконам все время тянуло, к Причастию, к молитвам. Я сейчас уж и не знаю, где они – где-то далеко, не в России.

У кого детей много, тот не забыт у Бога

Господь, когда изгонял Адаму и Еву из рая, дал человечеству влечение полов – дабы люди не уклонялись от продолжения рода. А безумный современный человек сам акт зачатия превратил в целую индустрию, в удовольствие. Одни продают свои тела, другие покупают «удовольствия». Все это потом отражается на детях, на всем роде.

Зачатие для продолжения рода – Богом благословенное действие. Многие многодетные семьи не предохраняются, сколько даст Бог детей – столько и даст. А некоторым и не дает без всякого предохранения. Поэтому предохранение от зачатия – это грех.

В социальной концепции Русской Православной Церкви допускается предохранение от беременности в случае ряда тяжелых заболеваний супругов, в том числе психических.

«Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов, – говорит святой Паисий Афонский. – Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях. Помню одного моряка, который женился, будучи 18 лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо.

Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчет Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь нелегка. Пусть у нас будет один ребенок – и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог сердоболен. Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.

Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарию и Елисавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению… Суды Божии – это бездна».

О грехе детоубийства

В современном обществе многие супружеские пары тратят огромные деньги, чтобы у них появился ребенок. А другие идут на большие траты – лишь бы не было зачатия или чтобы убить ребенка уже в утробе. Парадокс нашего времени: одни убивают 5 млн детей ежегодно, а другие расходуют деньги и остаются бездетными. Почему бы в этой связи убийцам своих детей не поделиться с бездетными, не совершая смертных грехов?

У нас в Центре дополнительного образования МДА учится одна жена, у нее есть ребеночек, муж – мусульманин. И она горько плачет о том, что сделала аборт. Как-то пришла ко мне, говорит: «Батюшка, благословите, я пойду в школы, к старшеклассникам, буду рассказывать, что нельзя вступать в блудную связь, нельзя делать аборты. Если бы мне кто-нибудь об этом рассказал!» Она разработала специальный урок. Я ее благословил, говорю: иди, – потому что у нее от избытка сердца говорят уста.

Это для нас кажется очевидным, что аборт – это грех. А в современном мутном мире это в категорию греха не входит, потому что «все так живут». А это – именно грех, за который придется расплачиваться: или не будет продолжения рода, или появится в роду инвалид или урод. Возможно, человек не будет физическим инвалидом, но станет духовным или душевным калекой.

Страсти, переданные детям

Почему Каин и Авель – два сына одних и тех же родителей – Адама и Евы – такие разные? Один – первый убийца, а другой – первый мученик? Адам и Ева были изгнаны из рая в состоянии нераскаянном, озлобленном, и в этом состоянии и родился Каин. А далее произошло покаяние. 900 лет Адам плакал и со слезами смотрел на этот рай, который был ему виден, но он не мог туда войти. И вот плодом этого покаяния стал другой сын, Авель… Оказывается, очень важно, в каком духовном состоянии родители находятся при зачатии ребенка.

Мне приходилось быть в Сибири, смотришь – сидит целый класс дебилов. Все до единого, лица перекошены. Я спрашиваю: «Что это такое?» Учителя отвечают: «Это дети пьяной ночи. У нас все село спилось, по пьянке зачинают детей, и дети такие вот». И дети несут, действительно, крест за своих родителей. Первый способ искалечить ребенка – это в момент зачатия находиться в пьяном угаре, вообще в грехах, в нераскаянном состоянии.

Из своего пастырского опыта могу сказать: очень многие юноши и девушки занимаются самоудовлетворением. И медицина их науськивает: у вас будет гормональное расстройство, если не станете вступать в половую связь. А это тяжкий грех: в Священном Писании сказано, что малакии Царства Божия не наследуют. Грех рукоблудия отражается на умственных способностях, ум меняется, человек перестает соображать: «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12).

Послушаем, что говорит о влечении полов Паисий Афонский: «Бог «сотвори вся добре зело». Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина – к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак.

Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности.

…Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотское мудрование еще мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за ее листья. Но когда она подрастает, ее листья начинают жечь». То есть нецеломудрие передается детям.

Часто бывает, что проблемы ребенка связаны с тем, что он был зачат накануне среды или пятницы. Ребенок, зачатый во время поста, может родиться больным – физически, психически, дебилом, уродом. Свадьбы во время постов – вообще вызов Богу. И наоборот, я знаю приходы, где десятки детей празднуют день рождения в один и тот же день или в один и тот же месяц. То есть закончился Великий Пост, прошла Светлая седмица, Радоница, и после молитвы будущие родители зачинают детей. Они постились, молились, хотели этого ребенка, и Бог дает просимое.

Мы также предлагаем всем нашим читателям воспринимать зачатие ребенка как дар Божий. Бог дал влечение для продолжения человеческого рода – таково его первоначальное предназначение. Поэтому перед тем как зачинать ребенка, хорошо бы попоститься, помолиться, воздохнуть ко Господу. Можно отслужить молебен – не все врачи решают.

Ну а все эти совокупления вне брака, сожительства приводят к разрушению благодати целого рода, лишают благословения Божия не только самих людей, но и их детей, внуков и т.д. Если бы люди это понимали…

Конечно, трудно в сумасшедшем доме не быть сумасшедшим, но все-таки Господь Своих хранит. И если мы будем к Нему обращаться – Он поможет.

Я знаю одного монаха, он сейчас митрополит. В молодости он был очень красивым, а собор, в котором он служил, располагался в парке, где проходила дискотека. Девицы толпами ходили смотреть на прекрасного юношу, который служил иподиаконом. И у них было соревнование или спор – кто соблазнит его первой, нарушит целомудрие. Доходило до того, что он переодевался в женские одежды, заматывался и входил в собор, как девушка. «И они, – говорит, – так меня не замечали». И устоял. И таких в нашем отечестве всегда было немало. Один немецкий врач написал рапорт Гитлеру, попросив прекратить войну против СССР, потому что, по его словам, «страна, в которой так много девственниц, – непобедима».

Люди, благочестивые для Бога, останутся сосудами Его Благодати. И эта благодать передается всему роду.

Игумен Киприан (Ященко)

Источник: Журнал «Покров»

Смирение этимология слова

Славянское слово «смирение» происходит от древнерусского слова съмѣрити. Что означает «умерить, смягчить, подавить». Слово съмѣрити, как и несколько сотен слов русского языка, происходит от древнего языка – санскрит. «Мритью” – смерть; «мрита” – умирать. То есть древнерусское слово съмѣрити можно трактовать, как – уподобиться мёртвому в смысле утверждения своей гордости (или гордыни).

Существует также точка зрения, что слово «смирение» произошло этимологически от слова «мир», которое является корневым словообразованием «смирения». Но слово «мир” – также происходит от древнего санскрита, что по сути означает: место, где все умирают, то есть – материальный мир. Кстати, слово «материя” (в полном смысле слова, как – материальный мир, материальная вселенная) – также имеет происхождение от санскритского «мритью” (смерть), что означает – смертная, то есть – НЕвечная, в противоположность – трансцендентному (духовному) вечному бессмертному миру. Другие примеры слов русского языка, которые происходят от древнего санскрита, можно посмотреть в статье нашего сайта —ГОВЯДИНА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА — (страница откроется в новом дополнительном «ОКНЕ”).

Значение слова смирение

Значение слова смирение в общепринятом варианте, звучит следующим образом:

Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный» (Википедия).

Обратите внимание: в определение слова смирение, входит кротость, плюс, представлены характерные качества для смиренного человека: вежливый, почтительный.

или отсутствие других определений (отсутствие гордости),

Но такое общепринятое определение – не раскрывает сути и значение слова «смирение». И уж точно, смирение не объясняется только словами: «вежливый и почтительный», что значит – воспитанный.

Смиренный человек, это нечто – большее, чем просто воспитанный.

Для этого, обратимся то – ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО СМИРЕНИЕ как таковое. Объяснив этот момент, мы сможем понять и значение самой сути смирения.

Смирение, используется в основном, в – духовной терминологии. Это значит, что слово смирение необходимо именно для – духовного развития человека.

Зачем оно нужно? Это – важный вопрос, потому что суть смирения, подразумевает, некую – противоположность общественному статусу, который является проявлением гордыни – противоположному качеству смирения. То есть, то чего ты достиг в своей жизни, (неважно каким образом), те вещи и достижения, что представляют для нас – очень большую значимость (или ценность), для того чтобы быть «смиренными», нам нужно в своём сознании, каким-то образом – ОБЕСЦЕНИТЬ!

И здесь, наверно каждый из нас, в душе сталкивается с – явным ПРОТИВОРЕЧИЕМ. Почему это я (?!?), должен забыть о реальной значимости тех вещей, на которые я потратил значительную часть своей жизни, честно заработал.

Для пояснения значимости слова смирения, приведу пример поэтапных уровней обучения, например: в секции единоборств. Сначала, когда человек приходит в секцию, он считает (на основе своего жизненного опыта и понимания), что он в этом виде спорта – что-то может сделать (иначе бы не пошёл). Затем, он в процессе тренировок, начинает чему-то учиться, и у него что-то получается. И вот здесь, нам наш головной мозг ставит – «подножку», в виде реакции – «эйфории», на свой небольшой успех!

Через некоторое время, в результате тренировок в спарринге с противником, ты начинаешь понимать , что всё-таки, ты – ничего не можешь в этом виде спорта сделать. Тебе просто это доказывают непосредственно, как – новичку.

И ВОТ С ЭТОГО МОМЕНТА, ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ ДАННОМУ СПОРТИВНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ. То есть, это точка – «0», начало.

Когда человек (смиренно) понимает, что – есть вещи, в которых он не имеет такого высокого уровня как – другие, только тогда, его «биокомпьютер», становится – ГОТОВЫМ к восприятию новой информации, и принятии её к осмыслению!

Нечто подобное происходит и с человеком, который пытается воспринимать определённые духовные знания, начинает заниматься духовной практикой определённого религиозного направления (чтение теистической литературы, или (и) молитвы, медитация, религиозные обряды и др.). Дальше, с человеком происходит реакция, в виде – трансцендентного (духовного) блаженства в короткие промежутки времени. Человек «ловит» эйфорию от занятия духовной практикой, и, по обыкновению – «записывает» на свой счёт ещё одно СВОЁ ценное приобретение своей жизни, как результат своего положительного жизненного опыта.

И здесь существует проблема, которая заключается в том, что ДАЛЬШЕ по пути духовного развития, человек – не продвигается. Он – перестаёт стремиться к новым уровням духовного самосознания («итак всё хорошо. Уже- понял суть).

В отличие от обучения единоборствам, в духовном развитии, человеку никто не будет объяснять его несостоятельность, ударами (разрешёнными в данном виде спорта частям тела). Если у человека нет квалифицированного духовного наставника, то ему – вообще никто ничего не будет объяснять!

Поэтому, для того чтобы воспринимать и продвигаться к следующим уровням духовного развития, человек должен, или:

— понять тот факт, что в духовном развитии он – ничего не достиг. Либо:

— ждать, когда жизнь ему – сама объяснит какой либо проблемой (ударами судьбы в запрещённые жизненные места), что он, со своим жизненным опытом – не способен избавиться от серьёзных трудностей и опасностей в своей жизни. Тем более – СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ, и сделать счастливыми своих близких!

И тогда (и – только тогда), человек, «выключая» свои программы жизненного опыта, как – НЕ СОВЕРШЕННОГО ЗНАНИЯ, будет готов к восприятию тех вечных знаний, которые – ИЗБАВЯТ ЕГО ОТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ В ЕГО ЖИЗНИ.

Приведём тождественное сравнение.

Для того, чтобы нам получать информацию из интернета, на нашем «железном» компьютере должна быть установлена программа – браузер, который даст нам возможность принимать информацию (из интернета).

В случае с нашим человеческим «биокомпьютером», нам необходима «Программа–смирения», которая – ОТКЛЮЧАЕТ все остальные программы нашего восприятия МАТЕРИАЛЬНОГО жизненного опыта. Только через браузер – «Программу–смирения», мы можем подключиться и начать воспринимать информацию о трансцендентных (духовных) видах энергии – БЕЗ ИСКАЖЕНИЯ восприятия через программы нашего материального жизненного опыта.

Можно ещё объяснить данную ситуацию следующим образом (это многим – ближе и понятнее): для того чтобы записать в память какую-либо информацию БЕЗ искажений и ошибок, нужно сначала – «отформатировать», «абгрейдить» нашу память от той информации (жизненного опыта), которая – ПОМЕШАЕТ БЕЗОШИБОЧНОЙ ЗАПИСИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ (не относящуюся к материальному миру) ИНФОРМАЦИИ.

Представьте себе, что человек, никогда раньше не изучал архитектуру и мостостроение, будет читать документы по строительству сложного и большого моста, и давать свои суждения обо всех теоретических расчётах со своей точки зрения: Я – думаю” или «Я считаю”. Насколько же путь познания нематериальных видов энергий – сложнее, чем любая известная наука? Поэтому первой задачей смирения стоит – отсутствие суждения о духовных знаний со стороны своего несовершенного материального опыта. Все вопросы нужно задавать духовному старшему, который боле сведущ в духовных знаниях.

Вторая задача смиренного состояния человека, заключается в том, чтобы не позволять греховным мыслям, и тем более греховным действиям проявляться в своей жизни. Эти действия и мысли будут являться серьёзным препятствием для продвижения по пути духовного развития. Избавление от неправильных (греховных) мыслей и действий происходит – постепенно, с помощью смирения.

Именно для установки «Программы–смирения» необходимы демонстрационные (а потом – искренние) поклоны и почтение духовных старших наставников. Смирение включает в себя признание – авторитета излагаемых знаний старшими наставниками. Но, для того чтобы слова духовного учителя – действительно стали записываться в память и осознаваться как – истинные и ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЖИЗНИ, духовный наставник должен избавить потенциального ученика от всех его страхов и сомнений в жизни. И только после этого, человек может понять, что этот наставник – действительно заслуживает внимания, как – авторитетный источник знания. И в этом случае, смирение перед учителем, а в высшей степени смирением перед ВСЕМ ЖИВЫМ НА Земле (на высшем уровне, отношение ко всему живому, как к проявлению Энергии Всевышнего), будет – естественным началом на пути восприятия (без искажений) трансцендентных (духовных) знаний.

После достижения смирения, на пути духовного развития, человека может остановить – только гордыня своим новым положением человека, который знает как стать – счастливым.

Состояние смирения подразумевает под собой – НЕ ОСУЖДЕНИЕ других людей. Это – очень сложная для большинства из нас задача. Для того чтобы понять – бессмысленность осуждения других людей (кроме того случая, если осуждение в виде присуждения наказания человеку – не является вашей профессиональной деятельностью в суде), нам необходимы знания, по которым формируются все условия, в которых человек рождается, и живёт дальше. Необходимо знать закон работы нашей – СУДЬБЫ. Об этом можно прочитать в статье нашего сайта: — ЕСТЬ ЛИ У ЧЕЛОВЕКА СУДЬБА? —

На нашем сайте опубликована — —

Это древнее священное писание (около 5000 лет), которое признаётся – СУТЬЮ ВСЕЙ ВЕДИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ.

«Я твердо верю в основной принцип Бхагавад-гиты, всегда стараюсь помнить его и руководствоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях». (Лев Толстой).

— ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВ —

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *