О святой воде

Содержание

Можно ли пить святую воду просто так и как вообще это делать правильно?

Испить святой воды нужно и можно любому христианину. Храня в себе Божью благодать, вода освящённая в храме — святыня.

Освящают воду во всех храмах в церковный день Крещения, наделяя её нетленными благими свойствами.

С той далёкой минуты, когда Иисус Христос, войдя в Иордан, принял на себя все грехи людские, вода святая призвана нести божию благодать всем православным и мирным людям.

Относиться к воде следует уважительно и благоговейно, не употреблять сверх меры, и только в благой промысел.

Можно ли пить святую воду просто так и другие сомнения

Вместо обычной

Делать глоток нужно с благоговейной молитвой, ни в коем случае не выпивая её, как обычную воду. По канонам церкви христианского учения освященная водица есть своего рода инструментом связи с Богом, с помощью которого можно усилить молитву или обращение ко Всевышнему.

Почему святая вода может испортиться?

Пить не натощак?

Считается правильным пить святую воду на пустой желудок, лучше — натощак. Исключением будут тяжёлая болезнь, острое желание верующего, или его боязнь нашествия злых сил, — только в подобных случаях воды можно испить после еды.

Употреблять ли во время болезни

Глоток чудодейственной воды не раз спасал людей от болезней.Христиан, скованных недугом, не раз исцеляла крещенская вода из храма.

Известны случаи, когда пол глотка возвращали сознание безнадёжным и страждущим выздоровления.

Как освятить квартиру?

Разрешается ли разбавляя простой водой?

Можно и даже нужно, по причине святости воды — даже малая часть способна распространить свои чудодейственные особенности на большие объёмы. Не нужно брать в церкви литры воды, можно принести немного, и в молитвенном благоговении влить в сосуд с необходимым для семьи объёмом.

А кипячёной?

Придавать кипячению или использовать для приготовления пищи святую воду запрещено. Для освящения в храмах в основном берут только пригодную для питья воду, которая при получении благодати тем более становится чистой, свежей и долго не портится.

Ежедневно?

Если порыв выпить церковную воду подразумевает выполнение ежедневного эзотерического действия или ритуала, то это христианским учением запрещается. Можно выпивать святой воды каждый день только очистив сердце в молитвенном желании приблизиться к Создателю.

Вода прошлого года?

Зная, что такая вода практически никогда не портится, и в течение нескольких лет остаётся свежей, не теряя своих божественных свойств, можно смело говорить, что пить воду прошлого года можно.

Святая вода запивая таблетки?

Лекарство лучше запивать обычной водой.Прямого запрещения запивать лекарства святой водой нет.

Однако, принимая этот божий дар всуе не стоит надеяться на преумножение свойств таблетки или снисхождение божественной помощи и исцеления.

Допускается ли некрещёным и неверующим?

Нет никаких запретов на употребление такой воды. Для некрещёного, но верующего человека, который собирается принять Таинство Крещения и благоговеет перед церковью, святая вода будет исключительным благом. Если неверующий испил святой воды, не зная, что она освящена, плохого тоже не будет. Однако же любое кощунственное обращение со святыней, в мыслях, полных злого умысла, неприятно и недопустимо.

Почему нельзя пить святую воду

Бытует мнение, что употреблять святую воду нельзя. Теоретическая составляющая данной теории в том, что батюшки, опуская при Крещении в воду тяжелый полновесный серебряный крест, превращают воду в неживую. В состав жидкости добавляются микрочастички тяжелых металлов тем самым заряжая ионами серебра, что при употреблении в больших количествах способствует развитию многочисленных тяжелых недугов. Святая вода может жечь как огонь, при чрезмерном употреблении и неблагочестивом к ней отношении.

Как умываться святой водой?

Как пить святую воду на крещение

Сосуд со святыней лучше хранить у икон.Крещенская вода, освященная лишь два раза в год — 18 и 19 января носит название Великой Агиасмы — дара Божьему народу.

Считаясь лекарством от всех болезней души и тела, на Крещение пьётся на протяжении всего дня, а в последующие, согласно традиции, — натощак.

Хранится она круглый год, и даже больше, рядом с иконами или за ними.

Обязательно использовать святую воду, а не просто держать в доме рядом со святыми ликами.

Крещенская вода считается средством для достижения и получения божьей благодати, но пить её исключительно по причине тяжелой болезни или нерешаемых душевных неурядиц и тягостей тоже не стоит, так как она — не магическая панацея.

Набрать святой воды можно в любом храме на протяжении круглого года, малое водоосвящение происходит практически каждый день, поэтому она всегда имеется. Не существует более или менее благодатной святой воды — любая освящалась священнослужителем, в кругу верующих молящихся о милости Бога христиан, и её нельзя подвергать сравнению.

Как можно использовать святую воду?

Отношение к церковной воде должно быть особо уважительным, ведь она своего рода проводник к Всевышнему.

Жизнь, далёкая от церкви и Господа Бога, без мысли о Нём в делах, жизни, без принятия Его помощи, без работы над своей душой, никак не изменится при употреблении в питьё святой воды.

Испорченную воду нельзя выливать в канализацию.Срок её хранения может исчисляться годами, однако случается, что вода может испортиться, и её понадобится вылить. Тогда ни в коем случае не используется раковина или канализационные коммуникации.

Нужно непременно найти чистую землю, подальше от дорог и троп, или проточный водоём, и аккуратно вылить туда содержимое сосуда.

Омывать лицо, протирая ладонью — благое действие, которое можно совершать и для себя и для своего ребёнка, даже некрещёного человека, но только не для снятия порчи или других небожественных обрядов. Нельзя умываться такой водой, как обычной из умывальника. Отношение должно быть бережным, как и полагается источнику благодати.

Незачем и омываться такой водой. Если человеческая вера нерушима, то количество воды не имеет значения, будь то одна капля или лохань. Святую воду испивают только как источник благодати, связи с Господом, с прошением о прощении грехов и исцелении болезней.

Окрестить крещенской водой нательный крестик, жилище, домашнего любимца или средство передвижения можно и нужно. Для этого существует молитва. Но подобную требу по предписанию должен совершать священник.

Наливать в миску животному святую воду нельзя.

Перед причастием и во время утренней и ночной Литургии святую воду пить не положено, однако по причине плохого самочувствия или лечения можно испросить разрешения у священнослужителя и испить немного по необходимости.

Нетрезвому пить святую воду не запрещается, но и незачем. Однако случалось, что находящегося в опьянённом состоянии человека вводят в сознание родственники, окропив святой водой и прочитав над ним молитвы о милости Господа.

Пьяному ходить в храм за водой или совершать омовение в проруби в Крещенскую ночь не желательно, но и не взять бутылку с водой, которую подержал нетрезвый будет не правильным — от этого сама вода святость не теряет. Пить из бутылки не нужно. Святая вода — это святыня, и испивать её нужно соответствующим образом.

Вода святая

(59 голосов: 4.7 из 5)

  • Святая вода прот. Константин Пархоменко
  • Святая вода Наталья Сухинина
  • Об освящённом хлебе и святой воде. Ответы на вопросы
  • Праздник воды и света еп. Иларион (Алфеев)
  • Агиасма Ю.И. Рубан
  • Почерпните воду с веселием от источника спасения свящ. Алексий Хотеев
  • Водоосвящение Настольная книга священнослужителя
  • Символика водоосвящения. Чинопоследование прот. Геннадий Нефедов
  • Зачем освящение воды совершается дважды? митр. Вениамин (Федченков)
  • Богоявление Господне (Крещение Господа нашего Иисуса Христа Г.И. Шиманский
  • Чин великого освящения воды
  • Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре
  • Кроссворд «Святая вода»
  • Фотоочерк «Вода святая»

Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере).

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
См. молитва на принятие просфоры и святой воды.

«Освященная вода, – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Святитель Лука Крымский советовал: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

* * *

Можно ли кропить святой водой нечистые места?

Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

Можно ли пить святую воду не натощак?

По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

Где хранить святую воду?

Воду святую хранят в особом сосуде; можно наклеить соответствующую надпись, чтобы случайно не использовать святыню не по назначению.
В церковных лавках продаются специальные сосуды для святой воды.

Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней в праздник Богоявления (Крещения Господня)?

Можно, но будем помнить, что освящение воды совершается в храмах регулярно и набрать её там можно в любой день.

Можно ли давать святую воду животным?

Да, если найти животных, которые будут пить её с верой. Из молитв на освящение воды: «…соделай, чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней…».

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий. Например, «Чин молитвенный во время губительнаго мора скотов» указывает: «Подобает ведати, яко на всяк день сицевым скотом недужным, в воде егда напляют я, от воды священныя влияти потреба, и сено кропити, и соль благословенную подати». Очевидно, что речь здесь шла, в первую очередь, о помощи их христолюбивым хозяевам, ибо скот кормил их семьи.

Святая вода против пьянства

В течении всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой. Из книги священника Константина Пархоменко: Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина — бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: «Батюшка, я уже полгода не пью». Я: «И как это вам удается? — «Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки — я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью — и у меня пропадает всякое желание пить водку».

* * *

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

* * *

протопресвитер Валерий Лукьянов:
В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.
Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.
Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

* * *

«Настольная книга священнослужителя», (1913 год): «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Приложения к брошюре «В помощь кающимся», издание Свято-Данилова монастыря, 1995: Утром натощак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 стороны и говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится все лукавое, бесовское действо. Аминь!».

Разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – «розовая вода») – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин. 12:3), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении (Ин. 19:39-40).

Можно ли животным давать пить святую воду

Животные в жизни человека играют немаловажную роль. И речь идет не только о домашнем скоте, который обеспечивает ему пропитание. Многие люди содержат домашних любимцев и привыкают к ним настолько, что начинают воспринимать их как членов семьи.

Такая практика существует не только у одиноких людей, нуждающихся в общении. Животные часто появляются в семье, где есть дети. Родители учат их заботиться о питомцах, проявлять внимание и сочувствие. Но даже у самых заботливых хозяев питомцы время от времени болеют, и не всегда им может помочь ветеринар. Отсюда и возникает вопрос, а можно ли давать животным для исцеления святую воду.

Давать ли святую воду животным

Кот или собака в доме — это не только радость и положительные эмоции. Хозяева принимают их наравне с остальными членами семьи и очень огорчаются, когда любимец приболел. В этом случае люди готовы идти на любые условия, лишь бы их «очаровашка» выздоровел, готовы даже дать святую воду, только бы помогло. А вот можно ли ее пить животным, и что об этом говорит церковь – надо разобраться.

Оказывается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Даже некоторые священники затрудняются дать конкретное обоснование. На эту тему много дискуссий проводится в интернете, открываются целые форумы, в которых участвуют и обычные православные, и священнослужители. Есть много аргументов «против», но еще больше – «за».

Аргументы «против»

На одном из форумов участница рассказала историю о своем коте, который заболел, и ему ничем не смог помочь ветеринар. Животному стали давать святую воду (добавляли в питье), и, о чудо (!), кот пошел на поправку. Но все же хозяйка решила выяснить, можно ли это делать.

В своих ответах многие православные ссылались на писание от Матфея, где говорится, что «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…». А поскольку святая вода относится к святыням, то значит ответ, якобы очевиден. Но не следует забывать, что в Писании очень часто используются метафоры, так называемые «иносказания». И под псом и свиньями вполне можно подразумевать людей, которые не принимают веру, которым бесполезно что-то объяснять.

С другой стороны, священники говорят о том, что принимать святыни (причастие, святую воду) можно лишь с «должным благоговением», то есть осознанно, понимая смысл данного действия. Человек может сопровождать ритуал молитвой, просьбой или раскаянием, животное же делает это бездумно, неосознанно. Поэтому, по мнению противников, давать им пить святую воду, в лучшем случае, бесполезно, а в худшем – считается богохульством.

Аргументы «за»

Наряду с этим существует и другое мнение, причем, тоже поддерживается служителями церкви. Речь идет, конечно же, не о ежедневном употреблении животными святой воды. Но в истории известны такие случаи, когда во время мора и поголовного падения домашнего скота священники сами окропляли животных и даже поили их. Ведь в этом случае речь шла и о жизни человека, которому скот просто необходим для выживания.

Существуют даже приходы, где верующим позволено молиться о животных, но, конечно, без упоминания его клички. В исключительных случаях, когда речь идет об угрозе жизни питомца, то святую воду ему давать можно. И это вовсе не богохульство, как утверждают некоторые категоричные фанатики. «Пути Господни неисповедимы», и точных пояснений сказанного им не существует. А вот поступать по зову сердца, и с добрыми намерениями никто запретить не может.

Понятное дело, что ни одно животное не в состоянии понять, что оно пьет святую воду, но это понимает человек, который ее дает. Давайте с молитвой и искренней просьбой помочь питомцу, который страдает, и будьте уверены, что Господь услышит, если Вы верите искренне, и ни в коем случае за это не накажет.

Исцеление кота святой Матронушкой!

  • Главная
    • О сайте
    • Отзывы
    • Обратная связь
    • Церковная лавка
  • Рубрики сайта
    • Семейная рубрика
      • Жених и Невеста
      • Муж и Жена
      • Папа и Мама
      • Воспитание детей
      • Семейные трудности
      • Совет да любовь
      • Вопросы священнику
        • Новые вопросы-ответы
    • Родительская рубрика
      • Отцовская рубрика
      • Материнская рубрика
      • Воспитание детей
      • Школьная жизнь
    • Детская рубрика
      • Детям в Рождество
      • Миша и Катя
      • Чтение для детей
        • Денискины рассказы
      • Детский патерик
      • Детские беседы
      • Детские вопросы
      • Игры для детей
    • Вопросы священнику
      • О церковной жизни
      • О семейной жизни
      • О воспитанию детей
      • Об интересном и познавательном
      • О телесном и душевном здоровье
      • О светской жизни
      • О духовной жизни
      • О исповеди и причастии
      • О посте и молитве
      • О чтении духовных книг
      • Новые вопросы-ответы
      • Исторические вопросы
    • Аудио рубрика
      • Душевные песни
      • Аудиоальбомы
      • Песни-притчи
      • Аудио для детей
      • Богослужения
    • Видео рубрика
      • Фильмы о святых
      • Художественные фильмы
      • Православная планета
      • Телепередачи
      • Беседы с батюшкой
      • Мульткалендарь
      • Проповеди
      • Церковный календарь
    • Молитвы по соглашению
      • Акафисты по соглашению
      • Домашний сорокоуст
    • Непридуманные истории
      • Истории былых дней
      • Истории наших дней
      • Чудесные исцеления
      • Военные истории
    • Рассказы
      • Художественные рассказы
      • Рассказы о святых
    • Интересная рубрика
      • Интересные факты
      • Любопытная история
      • Прекрасная поэзия
      • Картины художников
      • Православный юмор
      • Русская история
      • Фоны на рабочий стол
    • Советы по здоровью
      • Здоровье взрослым
      • Здоровье детям
      • Лечебное питание
      • Церковь и здоровье
      • Вопросы о здоровье
    • Жизнь вокруг нас
      • Полезные советы
      • Картина и фото дня
      • Поздравления
      • Новогодняя рубрика
    • Церковная жизнь
      • Церковные пояснения
      • Духовная жизнь
    • Авторские рубрики
      • Патриарх Кирилл
      • монах Варнава (Санин)
      • Зинаида Полякова
      • Татьяна Якутина
      • Сергей Синявин
      • Владимир Шебзухов
    • Православная кухня
      • Скоромные блюда
      • Рыбные блюда
      • Праздничные блюда
      • Постные блюда
      • Кухня Великого поста
      • Советы по готовке
    • Церковные Праздники
      • Двунадесятые праздники
        • Рождественская рубрика
          • Рождество для детей
          • Колядки Рождественские
        • Крещенская рубрика
      • Пасхальная рубрика
        • Пасха для детей
    • Церковные посты
      • Великий пост
        • Преддверие Великого поста
        • Великий пост детям
        • Страстная седмица
      • Петров пост
      • Успенский пост
      • Рождественский пост
    • Святые угодники Божии
      • Святитель Николай
      • Святитель Спиридон
      • Блгвв. Петр и Феврония
      • Преподобный Сергий
      • Преподобный Серафим
      • Святая Матрона
    • Духовное чтение
      • Притчи
      • Проповеди
      • Поучения и советы
      • Пояснения
      • Жития святых
        • Рассказы о святых
        • Описание икон
    • Молитвослов
      • Утренние молитвы
      • Вечерние молитвы
      • Молитвы ко Причащению
      • Молитвы Господу Богу
        • Акафисты Господу Богу
      • Молитвы Божией Матери
        • Акафисты Божией Матери
      • Молитвы святым
        • Акафисты святым
      • Новые молитвы
    • Православные календари
      • Семейный календарь
      • Детский календарь
      • Календарь духовного чтения
  • Святая Матрона
    • Письмо св. Матроне
    • Отвезенные письма
    • Чудеса св. Матроны
  • Церковная лавка
    • Пояс Пресвятой Богородицы
    • Святыни блаженной Матроны
    • Православные святыни
  • Записки в Храм
    • О здравии
    • Молебны святым
    • О упокоении
  • Пожертвование
    • Сообщение о пожертвовании

5 затопленных церквей, шпили которых до сих пор возвышаются над водой


Затопленная Церковь Рождества Христова.Рыбинское водохранилище.

Природные наводнения и деятельность человека по созданию водохранилищ стали причиной исчезновения многих городов. В то время как большинство строений затопленных городов сегодня покоятся на дне водоёмов, над водой можно увидеть свидетельства того, что когда-то в этом месте был город. Это церковные шпили. В нашем обзоре рассказ про затопленные церкви, которые и сегодня напоминают о былом величии.

1. Церковь Потоси


Затопленная церковь в Потоси.

Венесуэла
До 1985 года в Потоси жило приблизительно 1200 людей. Но внезапно их спокойной жизни пришел конец, когда президент Венесуэлы Карлос Андрес Перес объявил об эвакуации города, поскольку он должен быть затоплен, чтобы построить гидроэлектростанцию. 26 лет город был полностью скрыт под водой, но из-за сильной засухи уровень воды в водохранилище упал на 30 метров. После этого из-под воды показались церковь и развалины некоторых домов.

2. Калязинская колокольня


Затопленная колокольня Николо-Жабенского монастыря.

Россия
74,5-метровая колокольня была построена в 1796-1800 годах при Никольском соборе Николо-Жабенского монастыря. Самый большой из ее 12 колоколов весил около 1038 пудов (17 000 кг). Он был отлит в 1895 году в честь коронации Николая II в России. Когда Иосиф Сталин издал приказ о строительстве Угличского водохранилища в 1939 году, старая часть Калязина, в том числе нескольких средневековых сооружений, оказались затопленными водами водохранилища.
Под водой оказались также Николо-Жабенский монастырь и Троицкий Макарьев монастырь. Перед затоплением собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка.

3. Церковь Сант-Рома


Затопленная церковь в Сан-Рома-де-Сау.

Испания
Сант-Рома — затопленная церковь, расположенная в Сан-Рома-де-Сау, деревне, которая в настоящее время находится на дне водохранилища Сау в испанской Каталонии. Когда уровень воды в водохранилище снижается летом, то из под-нее показывается церковь Сант-Рома.

4. Церковь Медиано


Затопленная церковь в Медиано.

Испания
Церковь Медиано была построена еще в 16 веке в городке Медиано, расположенном в испанской провинции Уэска. Затоплена была церковь в 1974 году при постройке искусственного водохранилища.

5. Колокольня озера Решен


Затопленная церковь озера Решен.

Италия
Решен — искусственное озеро в западной части Южного Тироля, Италия. Расположено оно примерно в 2 км к югу от перевала Решензее, который образует границу с Австрией, и в 3 км к востоку от горного хребта, образующего границу со Швейцарией. Это озеро площадью 6,6 квадратных километров — самый большой водоем, расположенный на высоте более 1000 метров в Альпах.

Славится оно тем, что из воды озера возвышается шпиль затопленной церкви 14-го века. Когда вода замерзает, то до церковного шпиля можно дойти пешком. Легенда гласит , что зимой до сих пор можно услышать звон церковных колоколов. В действительности, колокола были сняты с колокольни 18 июля 1950 года, за неделю до создания озера.


В продолжение темы рассказ про 5 средневековых церквей, украшенных человеческими останками.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Города и церкви, затопленные водохранилищами

В разных уголках света на воде искусственных озер и рек одиноко маячат колокольни. Мир их преисполнен грусти, красоты и романтики…

Церковь в Потоси, Венесуэла

Все что осталось на поверхности — крест церкви. Затопленной оказалась вся деревня, а жителей переселили против их воли при строительстве водохранилища. Изначально не было видно даже креста, но тут уже вмешалась природа в своём лице. Из-за воздействия процесса под названием Эльниньё, когда океанская поверхность сильно прогревается, была вызвана засуха, и часть воды отступила.

Церковь на озере Решен, Италия

Возвышающийся шпиль колокольни стал достопримечательностью деревни Граун, Италия. А все потому, что в 1950 году в ней было решено построить ГЭС. Во время строительства получилось так, что искусственное озеро Решен вышло из берегов, и вода разлилась по огромной территории, затопив деревню.

Всего было погублено 163 жилых дома, а также 1290 акров сельхозугодий. Чудесным образом, старинная церковь, созданная еще в XIV веке, уцелела, и до сих пор над водой высится шпиль её колокольни.

Храм Св. Николая, Македония

В 1850 году в деревеньке Маврово (Македония) была построена красивая церковь в честь Святого Николая. Более ста лет здесь проводились богослужения. Пока местные власти не приняли решение создать возле селения искусственное озеро. В процессе строительства были допущены многочисленные ошибки, которые и стали причиной затопления церкви.

Колокольня в Калязине, Тверская область

В СССР множество городов было затоплено в 1930–1950-х годах во время строительства гидроэлектростанций. В зону подтопления попало 9 городов: 1 на реке Обь, 1 на Енисее и 7 на Волге. Какие-то из них были затоплены полностью (как, например, Молога и Корчева), а какие-то частично (Калязин).

Некогда это был высокий берег реки, на нем стояла обитель, а перед ней была шумная рыночная площадь. Теперь посреди речной глади возвышается лишь колокольня.

Из официальной истории известно что Никольский (Николаевский) собор был возведен в 1694 году на месте некогда существовавшего в ХII-ХIII вв. монастыря «Никола на Жабне».

Колокольня, как часть великолепного ансамбля, была построена позже в 1796-1800 гг. калязинскими мастерами. Это сооружение выполнено в стиле русского классицизма. Высота ее 35 саженей (более 74 м). Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов был отлит в 1895 году в честь восшествия на престол Николая II.

При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольня, которую планировалось переоборудовать в парашютную вышку, частично оказалась под водой.

Колокольня Старого Сан Рафаэля. Бразилия

Сан Рафаэль — единственный затопленный городок в Риу-Гранди-ду-Норти. В память о нем уцелевшую белоснежную колокольню с балкончиком назвали «Старый Город». Только и её теперь нет. Несколько лет назад старая башня церкви рухнула.

Башня Дриенерло. Нидерланды

Водоем, который украшает эта таинственная башня, всего-навсего пруд на территории студенческого городка Энсхеде. Легенда гласит, что ранее тут располагалось село Дриенерло, которое впоследствии поглотили воды. Сохранилась лишь башня церкви. Её в 1979 году обнаружил Вим Шипперс; по его словам, вся деревня прячется там, в пруду!

Церковь Спаса затопленного села Гусинцы, Украина

Село было затоплено при наполнении Каневского водохранилища. Церковь была восстановлена за последние годы, до этого там были лишь руины.

Затопленная Владимирская церковь в бывшем селе Архангельское-Чашниково, Смоленская область

В 70-х годах при строительстве Вазузского водохранилища церковь была затоплена. А здание очень интересное, стены сложены из огромных шлифованных камней, романский стиль.

Церковь Рождества Христова постройки 1780 года, Крохино, Россия

Церковь Рождества Христова в бывшем Крохинском Посаде — символ катастрофы, произошедшей с Русским Севером. Десятилетия она, чудом оставшись целой при строительстве Волго-Балтийского водного пути, стоит окружённая водами реки Шексны и разрушается. Но вот уже пятый год группа неравнодушных добровольцев, без какой-либо помощи властей, борется за сохранение уникального культурного наследия Крохино.

Вот этот храм, построенный в начале 19 века до разрушения:

Крохинская церковь в 80-е годы XX века:

Над поверхностью одного из водохранилищ в мексиканском штате Чьяпас появился старинный храм

Из-за пришедшей на юго-восток страны засухи уровень воды в резервуаре снизился практически на 24 метра, благодаря чему стала видна большая часть затопленных руин.

По оценкам архитекторов, храм был построен в XVI веке испанскими колонизаторами. Над водой появились стены сооружения, высота которых в некоторых местах достигает десяти метров. Длина обнаруженного здания составляет примерно 61 метр, ширина — 14 метров.
Храм, который был затоплен в 60-е годы прошлого столетия из-за строительства дамбы неподалеку, появляется на поверхности искусственного водоема не в первый раз. В 2002 году уровень воды опустился настолько, что ценители архитектуры могли самостоятельно осмотреть руины изнутри. В этот раз экскурсии проводят местные рыбаки на своих лодках.

Церковь Святого Розария. Карнатака, Индия

Сюрреалистически красивое зрелище представляет собой церковь Святого Розария в индийском штате Карнатака, каждый год она то появляется над водой, то вновь исчезает в глубине. История церкви начинается в 1860-х годах, когда она была построена недалеко от Хассана.

Столетие спустя, в 1960-х, рядом с этим местом возвели плотину. Деревню перенесли, чтобы освободить место для водохранилища Хемаваси, а церковь осталась. Во время сезона дождей здание медленно погружается в воду и людям приходится ждать, пока наступит время воскреснуть и показать свое очарование и изящество — не говоря уже о превосходной кирпичной кладке.

Город Молога — русская Атлантида

В сентябре 1935 года в СССР было принято решение о строительстве Рыбинского гидроузла. По проекту уровень воды должен был подняться на 98 метров. Но уже 1 января 1937 года проект пересмотрели, и приняли решение повысить уровень до 102 метров. Это позволяло увеличить мощность Рыбинской ГЭС в полтора раза, но в то же время площадь затапливаемых земель должна была увеличиться почти вдвое.

Грандиозное строительство угрожало существованию города Молога и сотням деревень и сел Ярославской области. Когда жителям Мологи сообщили о том, что скоро их малая родина перестанет существовать и скроется под водой, никто в это не мог даже поверить. В то время районный центр Молога насчитывал около 7 000 жителей. Переселение жителей началось весной 1937 года. Большую часть мологжан отправили в поселок Слип, недалеко от Рыбинска. Но некоторые жители упорно не хотели покидать свои дома. В архивах НКВД хранился рапорт о том, что 294 человека не пожелали добровольно покинуть дома, а некоторые из них угрожали даже приковать себя замками. Согласно инструкции НКВД, к ним были применены методы силового воздействия.

В Рыбинском архиве хранятся сотни писем, где повторяется одна и та же просьба: не выселять под зиму, разрешить дожить на старом месте до весны. Самое непонятное в этих письмах — даты. Речь идет о зиме 1936-37 года. Заполнение водохранилища началось в только 1941-м и закончилось в 1947 году. Зачем нужна такая спешка, не понимал никто: ни местные власти, ни партийные органы, ни сотрудники НКВД, осуществлявшие контроль за переселением. Но приказы не обсуждают. Недовольных ждал Волголаг, покорившихся — Волгострой, единственная крупная организация, создававшая новые рабочие места. Не секрет, что и Волголаг, и Волгострой находились в ведении НКВД и были, в сущности, одной организацией. На строительстве гидротехнических сооружений по разную сторону колючей проволоки оказались люди, вынужденные сделать общее дело: утопить свою малую родину…

13 апреля 1941 года под Рыбинском закрыли последний шлюз плотины, и вода хлынула в пойму. Город Молога, история которого насчитывала почти 8 веков, ушел под воду. Полностью его территория была затоплена в 1947 году, над водой остались лишь главы некоторых церквей, но через несколько лет и они скрылись под водой.

Под затоплением, кроме Мологи, оказались около 700 сел и деревень, население которых составляло около 130 000 человек. Все они были переселены в другие регионы. Заполнение продолжалось до 1947 года. В том числе было затоплено 3645 км² лесов.

Но иногда «Русскую Атлантиду» можно увидеть. Уровень воды в Рыбинском водохранилище часто колеблется, и затопленный город появляется над поверхностью Волги. Можно увидеть сохранившиеся церкви и кирпичные дома.

Так, лето 2014 года выдалось жарким. Из-за засухи сильно обмелела Волга и на поверхность вышел затопленный город Молога. Из-под воды показались фундаменты домов и контуры улиц.

Затопленная токсичными водами церковь посёлка Джамана, Румыния

В 1978 году румынские власти вынудили сельских жителей покинуть свои дома, чтобы освободить место для токсичных отходов.

Озеро очень токсично при наличии большого количества цианида. Башня церкви и несколько домов все, что остается по сей день.

Святая вода

Источник в монастыре святой Феодоры (Салоники)

Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)

История

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век). О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века.

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма.

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры». Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз , во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении».

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником.

Освящение воды

Православный священник освящает воду в водоёме.Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

В православной церкви

В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения:

  • Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе).
  • Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения. При этом освящении (в отличие от предыдущего) епископ или священник, благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её.
  • Малое освящение — совершается по требнику на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы, в день Преполовения и в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня), а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников, при малом освящении храма, на молебнах во время бездождия, в продолжительных крестных ходах, при посещении святых источников. В отличие от Крещенской (Богоявленской), молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак.
  • При освящении храма — над тёплой водой, вином красным и розовой водой архиерей читает следующую молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воды сия́ ко освящению и совершению жертвенника твоего сего : яко благословен еси во веки веков. Аминь.

А при возливании их на трапе́зу и окроплении ими антиминсов:

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че снега убелю́ся.

  • На Божественной литургии, совершаемой архиереем, — при пении «Иже херувимы» иподиаконы подносят к открытым Царским вратам чашу с водой для умывания рук, и архиерей, умывая руки, произносит молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воду сию́, ко освящению всех людей твоих: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах (озёрах, реках, прудах). В России, в специально прорубленных во льду про́рубях, которые называют «иорда́нь», в воспоминание крещения Иисуса Христа в Иордане.

В католической церкви

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого обычно происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан, как символ воспоминания крещения верных. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.

Использование святой воды

Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии. В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «То́чию агиа́сму да пие́т».

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома возле икон и употребляется в случае нужды: её выпивают (иногда вместе с приятием просфоры) натощак, ею окропляют жилище и предметы с чтением специальной молитвы:

Го́споди Бо́же мой! Да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному Милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды по учению Церкви

Водосвятная чаша и кропило XVII века.

По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств.

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени. При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление).

Славянские традиции

В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества, на Васильев день (Новый год), Громницы (Сретение), в Чистый четверг или пятницу (см. Страстная неделя в славянской традиции), в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода, болг. василева вода, рус. сретенская, в.-слав. четверговая вода и т. п.). Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, серб. неначета, циjела, болг. неначната, рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода, серб. нема вода, болг. мълчашна вода, морав. mlčava voda). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.

Критика

Рациональное объяснение свойств святой воды

В статье Боровкова И. И. «Как сделать „святую воду“ и три чуда с её помощью» (журнал «Химия и жизнь», 1970, № 3) такие случаи рассматривались либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие лёгким бактерицидным действием.

В. А. Мезенцев в книге «100 ответов верующим» рассматривает известные мнения, касающиеся того, что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами, и приводятся случаи долговременного хранения воды без освящения в храме: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!». Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освящённая“ и „неосвящённая“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освящённой воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами), убивают микроорганизмы в воде. Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).

Современная наука пристально изучает воду и её действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований, отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана). На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником. Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры.

— Архипов М. В., Сергеев А. Г. Вода индикаторная // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2016. — № 17.

Обнаружение инфекционных возбудителей в воде

Австрия

Исследователи из Медицинского университета Вены под руководством микробиолога Александра Киршнера (Аlexander Kirschner) провели микробиологический и химический анализы проб воды, взятой из 21 святого источника и 18 купелей Австрии. Оказалось, что состав воды лишь 14 % святых источников соответствовал национальным стандартам качества. В остальных 86 % проб была обнаружена кишечная палочка, энтерококки и кампилобактер, то есть бактерии, обычно содержащиеся в фекалиях. Причем концентрация этих бактерий в святой воде оказалось огромной — до 62 млн болезнетворных бактерий на 1 мл воды.

Исследование, опубликованное в австрийском журнале «Вода и здоровье», показало, что все образцы святой воды, взятые в купелях церквей и больничных часовнях Австрии, содержали бактерии — причём чем больше прихожан посещало церковь, тем больше болезнетворных бактерий было найдено в образцах святой воды (в неё католики обмакивают пальцы). Употребление такой воды может привести к диарее, болям в брюшной полости, повышению температуры тела и судорогам.

Россия

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота, загрязненного стоками и, предположительно, омывающего могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов.

> См. также

  • Непочатая вода
  • Живая вода
  • Мёртвая вода

Примечания

  1. Святая вода
  2. (Казбекова Е. В. Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505-506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.)
  3. The apocryphal acts of Paul, Peter, John, Andrew and Thomas by Bernard Pick, Chicago: Open court pub., 1909, p. 87
  4. (Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.)
  5. «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, то есть день праздника Богоявления.— свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского а наши братья — из герасского… А многие из Египта свидетельствуют то же самое и о Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому все и набирают воды и затем хранят её — и в самом Египте, и в других странах» // http://www.pravoslavie.ru/76587.html Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  6. 1 2 3 Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  7. Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208—209.
  8. Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
  9. 1 2 3 4 Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  10. Освящение воды
  11. 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены во́ды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  12. Чистяков Г. П. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
  13. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви.
  14. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/arh/trebnik-ucs.pdf
  15. Азбука веры. Требник. Послѣ́дованїе ма́лагѡ ѡ҆сщ҃е́нїѧ воды̀.
  16. Гл. 28 — Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  17. Иордань.
  18. Толковый словарь Ушакова.
  19. Александр I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505—506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  20. О святой воде.
  21. Молитва на принятие просфоры и святой воды. Молитвослов.
  22. Азбука веры: вода святая
  23. Газета «Вечный Зов» № 12 (206) 2015, 1-2 (207—208) 2016 (Можно ли освящать воду деревянным крестом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского мужского монастыря г. Москвы).
  24. Максим Козлов Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир, 19.01.2006 г. (копия)
  25. Виноградова, 1995, с. 387.
  26. Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь. — 1970. — № 3
  27. 1 2 Мезенцев В. А. Вопрос. «Святая» вода и «освящённые» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? // «100 ответов верующим». — Политиздат, 1974. — 702 с.
  28. 1 2 Святая вода оказалась опасной для здоровья. Дата обращения 7 мая 2017.
  29. 1 2 Holy Water May be Harmful to Your Health. ABC News (14 сентября 2013). Дата обращения 7 мая 2017.
  30. 1 2 Alexander K. T. Kirschner, Michael Atteneder, Angelika Schmidhuber, Sonja Knetsch, Andreas H. Farnleitner. Holy springs and holy water: underestimated sources of illness? // Journal of Water and Health. — 2012-09-01. — Vol. 10. — P. 349—357. — ISSN 1477-8920. — DOI:10.2166/wh.2012.005.
  31. Fr. John Bartunek. Why Have Holy Water Fonts and Bless Ourselves with the Water?
  32. Жители Иркутска отравились крещенской водой из болота. Вести.ру (22 января 2010 г.). Дата обращения 21 сентября 2017.
  33. Более 100 отравившихся святой водой в Иркутске выписаны из больницы // Ria.ru

Литература

  • Водоосвящение // Православная богословская энциклопедия. — Т. 3. — Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 год.
  • Вода / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 386–390. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Вода святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мельник А. Г. Вода в христианских сакральных практиках Древней Руси конца X-XVII веков // Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира / ред.-сост. А. М. Лидов. — М., 2017. — С. 496—520. — ISBN 978-5-91796-061-6.

Ссылки

  • Иорданское водосвятие: великое освящение воды
  • О святой воде // Православие.Ru
  • Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир
  • Водосвятие // Российский Этнографический Музей
  • «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами?
  • А. Охоцимский. Святая вода и Реформация. Очерк истории святой воды в западном христианстве.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Католические молитвы и сакраменталии для защиты от зла

Молитвы

Сакраменталии

Источник со святой водой (монастырь святой Феодоры, Салоники)

Свята́я вода́ (греч. Αγιασμός — рус. святыня) — в христианстве название воды, освящённой в церкви во время обряда водоосвящения. Употребление освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана как с библейской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис.5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4:17)

— Кирилл Иерусалимский

Православный священник освящает воду в водоёме.Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).

Обязательным требованием к святой воде является её освящение священником или епископом.

В Православной церкви

Православная церковь различает два чина освящения воды:

  • Великое освящение — совершается дважды в год: в день праздника Крещения (Богоявления) (до XII века в русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского богослужебного устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе), а также накануне в Крещенский сочельник. При этом используется один и тот же чин. В сам день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоему, известным под названием «хода на Иордан». Вода освящённая в чине великого освящения называется Великая агиасма. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста.
  • Малое освящение — совершается на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения), а также и по просьбам верующих. Также малое освящение воды совершается в дни храмовых праздников и при освящении храма.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

—Молитва на освящение воды

В России в день Богоявления освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.

  • Освящение воды, используемой при совершении таинства крещения, происходит в рамках общего чинопоследования этого таинства. При этом крест в воду не погружается, а священник благословляет воду в купели рукой — «и знаменует воду трижды, погружая персты в воде». При этом священник складывает пальцы как для благословения то есть в именословное перстосложение и трижды крестообразно (изображая крест) проводит ими в воде две черты: на поверхности воды, немного глубже, а затем в самой глубине. Также священник трижды дует на воду в купели. При совершении этих действий трижды произносится: «Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы». Значимость освящения воды для крещения подчёркивается тем, что даже в сокращённом чинопоследовании таинства, в котором опущены чин запрещения злых духов и Символ веры, сохранена молитва на освящение воды.

В Католической церкви

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого, обычно, происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.

Употребление святой воды

Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом церкви. Также святая вода используется при освящении храмов и всех богослужебных предметов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение то, делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома и употребляется в случае нужды: выпивается (иногда вместе с просфорой) натощак или ею окропляется жилище и предметы.

В католичестве освящённая вода также используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивается рука при совершении крестного знамения при входе и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Случаи кишечного отравления святой водой

В 2010 году по сообщениям ряда СМИ и Роспотребназора произошёл случай массового кишечного отравления в Иркутске (более 350 человек) в результате употребления некипячёной святой воды на праздник Крещения Господня. Представители церкви выразили сомнение в этом факте.

Свойства святой воды

Водосвятная чаша XVII века.

По учению церкви, водоосвящение совершается для предания воды Божьего освящения и благословения. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств.

Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Святая вода, по сообщениям церковных авторов с IV века, имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени. Церковь относит это к видимому проявлению наличия в ней благодати Святого Духа, а наука рассматривает такие случаи либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие легким бактерицидным действием, хотя вода в чаше находится недостаточно долго для её «осеребрения» и лишь в некоторых храмах используются серебряные чаши. Также часто при освящении воды используются не серебряные кресты, а деревянные. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление).

В книге «100 ответов верующим» ( Владимир Андреевич Мезенцев, Политиздат, 1980 год) приводится критика использования святой воды. В частности, рассмотрены расхожие мнения, касающиеся того что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами и приводятся подтверждения того что святая вода ничем не отличается от обычной: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!».

В книге говорится о том, что „святую воду“ освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освященная“ и „неосвященная“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освященной воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освещается серебряными крестами) убивают микроорганизмы в воде.

Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. Л., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).

  1. Папа римский Александр I по преданию ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой (Е. В. Казбекова Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 505-506. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4)
  2. О крещальном водоосвящении известно с к. II — н. III веков ( Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 140-148. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3)
  3. 1 2 3 4 Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 140-148. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
  4. Чистяков Г. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды
  5. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви
  6. 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Водоосвящение (Православная энциклопедия)
  7. Александр I // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 505-506. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
  8. О святой воде
  9. Святая вода вызвала вспышку кишечной инфекции в Иркутске //medportal.ru
  10. Число заболевших после употребления святой воды в Иркутске возросло на 20 человек //lenta.ru
  11. Об эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям в г. Иркутске на 01.02.2010 //rospotrebnadzor.ru
  12. В РПЦ не верят в отравление людей крещенской водой
  13. Азбука веры: вода святая
  14. В настоящее время церковная утварь из драгоценных металлов есть не во всех храмах
  15. Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь, СССР 1970 год. № 3
  16. Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия
  17. 100 ответов верующим: (рус.). Google Books. Проверено 19 января 2012.
  18. Вопрос. «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? Из сборника «100 ответов верующим» (рус.). Ateism.ru. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012. Проверено 19 января 2012.

> Литература

  • Вода святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Святая вода на Викискладе

  • Иорданское водосвятие: великое освящение воды
  • О святой воде // Православие.Ru
  • Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир
  • Водосвятие // Российский Этнографический Музей
  • «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами?
Католические молитвы и сакраменталии для защиты от зла
Молитвы

Святейшее имя Иисуса · Венчик святого Михаила · Молитва святому Михаилу · Vade retro, Satana

Сакраменталии

Распятие · Святая вода · Little Sachet · Скапулярий святого Михаила · Медаль святого Бенедикта

Католицизм

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *