О вещая душа моя

* * *

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в…

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Анализ стихотворения Тютчева «О вещая душа моя!..»

Стихотворение, датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания «О», глаголе «бьешься», употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении «О вещая душа моя!..» поэт называет день болезненным и страстным, ночь – пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа – попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

«О вещая душа моя!..» – программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

Рубрики: Анализ стихотворений и Фёдор Тютчев.

Душа… Ласкательно называют душенька, пренебрежительно – душонка.
По словарю Ожегова, душа – это внутренний, психологический мир человека, его сознание. Даль в своем толковом словаре сообщает нам, что душа – это бессмертное душевное существо, одаренное разумом и волею. Душевные и духовные качества человека — совесть, внутреннее чувство.
Душой интересовались люди еще с незапамятных времен. В древности ее представляли особой силой, обитающей в теле человека и животного, а иногда даже и растения. Душа покидала тело только во время сна, а после сна снова возвращалась в тело. Окончательно душа покидала тело, когда человек, животное или растение умирали. Однако считалось, что и после смерти душа продолжает жить, она покидает тело, но не умирает, а переселяется в другое существо. Этот процесс приобрел название метемпсихоза. В древности даже были специальные учения о мировой душе, об одушевленности космоса. Душой интересовались известные философы, ученые, такие как Платон, Аристотель, Декарт. Например, Аристотель считал, что душа – это активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. А Декарт разделял душу и тело как две самостоятельные субстанции. Постепенно, с развитием человечества, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
Когда человек умирает, он отдает Богу душу, душа с телом расстается. Тот, кто исполняет завещание, высказывает волю умершего человека, его души, называется душеприказчиком. Телом управляет человек, а душой – Бог. Отсюда выражение «как бог на душу положит» – положиться на удачу, как придется.
Называют душу и сердцем, хотя это два различных понятия. Однако, когда люди говорят, что у человека нет сердца, это означает, что у этого человека жестокая душа. И вообще, очень часто сердце и душу связывают между собой.
Душа – это нечто крайне важное, то, что делает человека человеком. Недаром в языке имеются такие идиомы, как «широкой, доброй души человек» – о хороших людях и «бездушный тип» – о плохих людях.
Бездушие – бессердечность. Человека, не умеющего сочувствовать, любить, быть добрым и искренним, называют бездушным. Вот что говорит в своем словаре Даль о слове «бездушный» — человек, не одаренный душою; лишившийся души, мертвый, умерший или убитый; поступающий так, будто бы в нем не было человеческой души, бесчувственный к страданиям ближних, черствый, холодный, себялюбивый.
Есть еще одно слово «равнодушный», означающий человека, которому все совершенно безразлично, он лишен интереса к чему-либо. Равнодушный человек ничуть не лучше бездушного, и кажется, что у равнодушного человека тоже нет ни сердца, ни души.
Если двое людей, действительно, дружат, уважают или даже любят друг друга, они в первую очередь «ценят в другом душу», толком даже не зная, что это такое. Они живут «душа в душу», то есть между ними как бы образуется некая связь, позволяющая понимать друг друга без слов. Часто они ведут «задушевные разговоры» – разговоры о том, что можно доверить только самому близкому человеку. Обращение «душа моя» используется только по отношению к любимому человеку. Если мы кого-то сильно любим, так что ничего не жалко для этого человека, то говорим «души не чаем». О верном человеке говорят, что он «предан душой и телом».
Если мы желаем сделать человеку приятное, то дарим ему что-нибудь «от всей души» или идем «со всей душой», «открываем душу». В любом случае, отдать другому часть своей души считается в нашем языке необходимым условием к сближению (в противовес бездушному, формальному общению). И «в глубине души» надеемся, что нам ответят тем же самым.
У этого слова нет полных синонимов, и это неудивительно. Душа у человека одна, и не просто одна (нос тоже один), а едина. И хотя различные науки пытаются давать некоторые толкования этому понятию, которые могут сойти за синонимы (например, «астральное тело»), это все остается на уровне предположений.
Некоторые эмоции выражены в языке фразеологизмами через это слово. Так, например, «душа в пятки ушла» — от испуга, «душа развернулась» — от чего-то большого и хорошего. «Стоять над душой» — мешать, портить настроение. Мы видим, что при положительных эмоциях душа как бы расширяется, и человек радостно дышит полной грудью, а при отрицательных – напротив, съеживается, уменьшается или прячется.
Очень характерно, что о душе говорят как о живом существе – «душа радуется», «душа гуляла», «сколько душе угодно», «душа болит», «в душе нет покоя», «мятущаяся душа». Но как сказал один поэт, «душа обязана трудиться», только тогда она оправдывает свое предназначение.
Все, с чем связана душа, – высокое, неземное, «духовная пища» – пища для души, высокие идеалы, хорошая литература.
Одухотворенный — значит, проникнутый возвышенным чувством. Одушевить – придать духовные силы.
«Подумать о душе» – перестать удовлетворять только потребности тела, задуматься о высших ценностях; «душеспасительный» – назидательный, воспитывающий; «для души» – для себя, то, что интересно.
Взаимосвязь души и тела показана во фразеологизме «в чем только душа держится», «еле-еле душа в теле» – так говорят о больном человеке.
Душа-человек, душка – милый, очень приятный в общении. Одновременно в языке существует тенденция рассматривать группу людей как целое, отсюда выражения «душа компании», «душа общества» – о лидере, популярном человеке.
Душа обозначает искренность. Так, «говорить по душам» – значит говорить правду, «в душе» – то, что человек думает, но не говорит; искренне поздравляют – «от всей души», «отвести душу» – высказать все, что накопилось; прилагательное «душевный» – обозначает искренний. «Поработать с душой», «вложить душу в дело» — значит, сделать что-то очень хорошо, с полной отдачей.
Душа не лежит к кому-то, к чему-то — означает то, что этому человеку не нравится что-то или кто-то, а почему — он не может сказать, чисто интуитивно не нравится.
Легло на душу, по душе – понравилось .
Чист душой – человек добрый и положительный.
Но из этой фразы следует, что душа бывает и нечистой, недоброй, темной. Тогда с таким человеком поговорить по душам не удастся. И делает он всё «без души», удовлетворяя только потребности тела.
Душа в языке может принимать значение совести. «Взять на душу» – сделать какой-то поступок, противоречащий принципам честности, взять на совесть. «Продать душу» – потерять совесть, стать бесчестным. «Готов продать душу дьяволу» – готов на все.
Душа – внутренний мир человека, то, что не предназначено для общества. Если хотят что-то такое узнать, то «вытягивают душу», «залезают в душу», «тянут за душу». Сказать какую-то гадость, обидеть – «плюнуть в душу». Если же человек экстраверт, ничего не скрывает, вся жизнь его публичная – то у него «душа нараспашку». Одновременно, «душа спрятана» (есть фраза «в глубине души» — т.е. очень-очень глубоко, с первого взгляда и не заметишь), и только что-то очень сильное может «взять за душу», «тронуть душу». Какой-то душещипательный или душераздирающий фильм.
Еще одна грань у слов, образованных от слова «душа». Казалось бы, что может плохого получиться из такого благородного слова? А из этого слова образованы ужасные, леденящие нашу душу и заставляющие ее трепетать, слова, такие как «душегуб» (народное) — убийца, злодей; «душить» — убивать, с силой сжимая горло, «душевредный», «душепагубный» и др.
Человек в русском языке (а значит, и менталитете) ассоциируется прежде всего с душой. В частности, наше понятие «никого» = нашему же «ни души», и не равно не нашему nobody («ни тела»). В прошлом (сейчас значительно реже), людей так и мерили – в душах. Например, 10 душ холопов. Поскольку это определение слегка уничижительно, в наше время оно почти пропало.
Однако же, таинственным образом один из фразеологизмов вытащил душу на сугубо материальный уровень. Фраза «за душой ни гроша» означает именно бедность. По счастью, это единственный отрицательный пример прагматизма нашего языка. Ведь есть же вещи, которые мы делаем безо всякой личной выгоды. В таких случаях на удивленный вопрос «зачем?» следует лаконичное «для души».
И вот прекрасные строки о душе из стихотворения Аделины Адалис:
Нет, мы не рождаемся с душой:
Жизнью вырабатываем душу.
Этою поправкой небольшой
Вечную иллюзию разрушу, –
Страхам старины и новизны –
Вымыслу о бренности – не верьте:
Смертными на свет мы рождены,
Чтобы зарабатывать бессмертье…

В День Крещения Руси вспомним о том, что христианство во многом способствовало тому, чтобы слова обрели высокое значение и духовное содержание. Однако церковно-славянская лексика живёт не только в священных книгах. Её элементы встречаются в нашей речи чаще, чем можно себе представить. Поговорим сегодня о душе и узнаем много интересного об этом многозначном слове.

Словом душа в религии именуется божественное начало, дающее человеку жизнь и остающееся нетленным после его смерти. Но душой наши предки именовали не только нечто возвышенное, нематериальное, а и вполне реальное, например, конкретное место на теле человека – ямочку на шее. Здесь, за душой, обычно хранили деньги, отсюда и буквальный смысл выражения За душой нет ни гроша.

Душа – это и человек. Ни души – нет ни одного человека. В этом значении слово часто встречается в литературе, когда речь заходит о количестве крепостных крестьян, находящихся во владении у помещиков. Как не вспомнить название-оксюморон гоголевской поэмы «Мёртвые души», где обыгрывается не только сущность героев, но и ревизские души крестьян. «У меня не так, – говорил Собакевич, – как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живёт и обедает хуже моего пастуха!»

Душа моя – довольно распространённая форма ласкового обращения. В детский альбом Павла Вяземского, семилетнего сына П. А. Вяземского, А. С. Пушкин когда-то написал шутливые стихи:

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Из этого же ряда слова душенька, душечка, обращённые чаще всего к особам женского пола: «Ах ты, душенька, красна девица…». Нередко фольклорное сочетание душа-девица, встречается в песнях и стихах: «А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!»

Словарь русского языка XI – XVII вв. содержит немало вариантов употребления этого многозначного слова в таких контекстах, которые сейчас практически не употребляются: взяти себе на душу – значит присягнуть, поклясться, душу полагати – жертвовать собой ради кого-либо, душу свою приказати – поручить кому-то исполнение своей последней воли (отсюда сущ. душеприказчик), душу строити – устраивать дела покойного, преимущественно давая деньги на помин его души, имать на свою душу – принимать на свою ответственность… Словом душа могли охарактеризовать внутренний мир, характер, личностные качества человека, выбирая на какой-либо важный пост «человека добра, душою пряма, которому бы можно верить».

В современном русском языке слово душа часто встречается в устойчивых выражениях, фразеологических оборотах. Жить душа в душу – это значит жить в любви и дружбе, в полном согласии, души не чаять – любить всем сердцем. Можно кому-то принадлежать душой и телом – всем существом, без остатка. Душа болит, душа не на месте – такими словами передают состояние волнения, тревоги, переживаний о ком-то или о чём-то.

Об открытом человеке скажут, что у него душа нараспашку. Бывает, что к чему-либо душа не лежит – нет доверия, интереса, желания, а бывает и наоборот – с удовольствием, т. е. за милую душу. Душа радуется, когда всё ладится, хорошо, благополучно. Выражение Душа ушла в пятки говорит о сильном испуге. А ещё душа компании, бальзам на душу, сделано с душой, вкладывать душу, еле-еле душа в теле, плюнуть в душу, поговорить по душам, кривить душой, чужая душа — потёмки, в глубине души…

У существительного душа немало эпитетов, раскрывающих его многогранные смыслы. Если речь идёт о характеристике со знаком плюс, то можно сказать, что душа чистая, добрая, открытая, ангельская, благородная, праведная, отзывчивая, честная, широкая, нежная, заботливая… Если же со знаком минус, то чаще употребляется уничижительное душонка и определения соответствующие: мелкая, подлая, коварная, низкая, озлобленная, холодная, черствая…

Не удивительно, что со словом душа в русском языке немало пословиц и поговорок, отражающих народный взгляд на этот феномен: Хоть мошна пуста, да душа чиста; К чему душа лежит, к тому и руки приложатся; Честная душа не меняется; Душа душу знает, сердце сердцу весть подает; Как нет души, так что хочешь пиши; Коли душа черна, так и мылом не отмоешь; Телом слаб, да душой крепок; Душу кашей не приманишь!

Она жила со мной бок о бок почти восемнадцать лет и мы до сих пор сохранили хорошие отношения. Слышите, вы, мужчины мои, настоящии, прошлые и будущие — восемнадцать лет со мной, вы себе это вообще представляете? Я — нет. А она смогла.
Не то чтобы всё это время было безоблачным. Нет, что вы, что вы. Мы с ней слишком похожи, чтобы не ссориться вовсе. мы с ней слишком разные, чтобы понимать друг друга с полуслова. она слишком прекрасна — чтобы я ей не завидовала и не хотела быть, как она. Я слишком социальна — чтобы она могла спокойно относиться к сотням номеров в моей записной книжке.
Сначала она не воспринимала меня всерьез. Около двух лет она вообще не могла примириться с моим существованием. Не могу сказать, что меня тогда особенно волновало ее внимание, но по рассказам очевидцев она даже не считала меня живым человеком. Но когда я смогла первый раз с ней заговорить — она поверила, что я бываю. С тех пор многое изменилось.
Ее имя в переводе означает Жизнь и я не могу придумать имени, которое подходило бы ей больше. Потому что жизнь — во всей ней, в том, как она рисует, двигается, поет, в том, как она играет на флейте, обнимается с мужчинами, танцует, смеется, встряхивает головой или сидит, закутавшись в одеяло и смотрит оттуда большими шоколадными глазами.
черт возьми, описывать ее словами — так же бесполезно, как пытаться повторять за ней ее действия — заведомо обречено на неудачу. Она умеет быть такой пушистой-пушистой, маленькой, беззащитной, такой, что все валятся ей в ноги, чтобы потом приползти с кружкой горячего чая. Она умеет быть такой надменной, такой независимой — что все валятся ей в ноги и пытаются остаться там навсегда. Она умеет быть такой своей, такой — клетчатая рубаха до колен, бутылка пива в руках — что все валятся ей под ноги, потому что именно таким и должно быть настоящее счастье. Какой бы она ни была — у ее ног столько людей, что порой ей тяжело ходить.
Я не знаю, стала бы я с ней общаться, если бы судьба не стукнула бы нас лбами настолько, что уже не разберешь, где чей лоб. Скорей всего нет. Потому что до маленькой закомплексованной девочки ей бы наверное не было дела. А позже, возможно,я б ее не разглядела. Когда меня просят назвать женщину во всех смыслах этого слова, она — в первой пятерке.
Отойду немножко от темы — я, знаете, в первый класс пошла в пять лет. И немножко нервничала. В частности потому, что читала я к тому времени отлично, а вот писать, кажется, не умела вовсе. Поэтому я стояла у окошка напротив класс и ревела со всех ног. Она нашла меня, обняла такими теплыми-теплыми руками, стояла рядом и только спрашивала: «Что случилось? Ну, что случилось?» Минут через пять я смогла ответить сквозь рыдания: «Нам сказали… нам сказали, что мы сейас будем учиться писать букву Ааааааа!» Вы знаете, ей удалось меня успокоить. И с тех пор я даже научилаьс писать букву а. Лучше, чем остальные. Только плакать не разучилась.
А еще я ревела в ванной потом уже, не помню, почему вдруг и орала, что я хочу слона, слона, понимаете, только слона, я сейчас сдохну, если у меня не будет слона, она слепила мне из пластилина этого самого слона — такого веселого,с ушами и хоботом, а я не помню, чтоя сним сделала, я только помню, что вцепилась в ее ногу в серой такой грубой колготке и говорила, что вот он слон… слонишко… слонушко… счастье, в общем.
Впрочем, дрались мы тоже до крови, почти до смертоубийства. У меня на руке четыре шрама от ее когтей. С одной таокй подирушки мы с ней зареклись играть в «Японского дурака». Я сейчас даже не помню уже, что это за игра. Но не играю, если предложат.
У нее золотые руки. Она умеет делать всё из ничего.
Я когда-то развинтила в доме все будильники и с тех пор мне запрещают пользоваться техникой.
У меня длинные ресницы, она завидовала и советовала заплетать их в косички.
У нее икудрявые волосы, я всегда завидовала и не верила в это.
Слава Богу, мы никогда не делили мужчин. Нам есть что поделить и без этого.
Мы такие разные и всё-таки мы сестры.

Кстати, мы всегда выгораживали друг друга перед мамой. 😉

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *