О воле божией

11.08.2011 Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор, сколько правильных решений Бог предусматривает в каждом отдельном случае? Одно или несколько?
Мы молимся о мудрости, чтобы узнать волю Божью в вопросах выбора спутника жизни, карьеры, смены работы, переезда, покупки квартиры или дома, учебы, в выборе друзей, места для проведения отпуска, вложений денег или в любом другом случае, когда нам нужно принять решение, большое или малое. И вот, перед нами открывается много разных дорог, одну из которых нам предстоит выбрать. Есть ли среди них та единственная, которую Бог предусмотрел для нас? Если так, то как узнать, какая именно?
Задаваясь этим вопросом, многие из нас и не подозревают, что в решении данной проблемы нам могут помочь христиане прошлого с их богатым опытом. Христианская мудрость, явленная в жизни и учениях святых, указывает на два момента, относящиеся к данному вопросу.
Во-первых, нам нужно помнить, что Бог не только знает и любит нас в общем, Он также заботится о каждой мелочи в нашей жизни. Нам нужно жить согласно Его воле во всем, большом и малом.
Во-вторых, Он дал нам свободную волю и разум, и потому Он хочет, чтобы мы пользовались тем, что нам дано, в том числе, и в принятии решений. Это традиционное понимание выражено в известном высказывании святого Августина: «Люби Бога и делай что хочешь».
Другими словами, если вы искренне любите Бога и желаете исполнять Его волю, то, поступая согласно своему желанию, вы будете исполнять волю Божью.
Приведенные выше два момента на первый взгляд противоречат друг другу. Но поскольку в каждом из них содержатся великие истины, какой из них мы будем придерживаться при решении вопроса о том, предусматривает ли Бог только одно правильное решение для нас?
По-моему, первый и наиболее очевидный ответ звучит так: все зависит от человека, задающего этот вопрос. Мы склонны к тому, чтобы выпячивать одну сторону истины, игнорируя ее другую сторону. В данном случае это применимо к обеим точкам зрения. Все ереси в истории богословия укладываются в подобную схему: к примеру, подчеркивается божественность Христа в ущерб Его человечности, или Его человечность в ущерб божественности; точно так же и Его божественная суверенность противопоставляется свободной воле или свободная воля превозносится над божественной суверенностью.
Что касается того, как узнать Божью волю, существует пять основных принципов, применимых ко всем ее аспектам. Эти принципы имеют отношение и к нашему вопросу. Вот они.
1. Всегда начинайте с того, что знаете наверняка. Судите о неизвестном по известным вам фактам, о неопределенном — по тому, в чем вы уверены. В Эдемском саду Адам и Ева пренебрегли этим принципом, не вняли ясной заповеди Бога и Его предупреждениям и соблазнились на предлагаемого дьяволом «кота в мешке».
2. Позвольте вашему сердцу учить вас. Позвольте любви Божьей просвещать ваш разум в познании Его воли. Об этом принципе Иисус говорил фарисеям в Иоанна 7:17. (Как бы ни хотели современные богословы объяснить это место Писания по-другому.) Фарисеи задали вопрос Иисусу, как им понимать Его слова. Он преподал им первый принцип герменевтики (науки о толковании): «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении». Святые понимали Библию лучше, чем богословы, потому что они понимали ее автора — Бога, любя Его всем своим сердцем и всем своим разумением.
3. Пусть сердце будет мягким, а разум тверд. В своих делах и поступках мы должны быть «мудры как змеи и просты как голуби», изобретательны, как лисы и покладисты, как собаки. Мягкость сердца не исключает твердости разума, и наоборот, твердость разума не исключает мягкости сердца. Чувствовать мы должны подобно «либералам с кровоточащими сердцами», а мыслить — подобно «застрявшим в болоте консерваторам».
4. Как в тригонометрии, все знаки Божьи должны выстроиться в один ряд. Таких знаков, по меньшей мере, семь: (1) Писание, (2) учение церкви, (3) человеческие ресурсы (созданные Богом), (4) соответствующая ситуация или обстоятельства (которыми Он управляет по Своему провидению), (5) совесть, наш внутренний датчик правды и лжи, (6) наши личные наклонности, желания, инстинкты, а также (7) молитва. Проверьте ваше решение, принеся его пред лице Господне. Если один из семи знаков не подтверждает его, откажитесь от задуманного. Если все семь не противоречат ему, тогда поступайте согласно своему решению.
5. Посмотрите, присутствуют ли при этом плоды духа, особенно первые три: любовь, радость и мир. Если вы ощущаете гнев, тревогу или беспокойство, отсутствие любви и радости, недостаток мира, вряд ли можно говорить об уверенности в том, что вы исполняете Божью волю. Определение воли Божьей само по себе не должно быть чем-то застывшим, хрупким, пугающим, а — поскольку это также входит в планы Божьи о нас — полным любви, радости и мира, более похожим на игру, чем на войну, на переписку возлюбленных, чем на сдачу заключительного экзамена.
Вернемся к нашему вопросу. Если Бог предопределил мне только один правильный выбор, то мне нужно найти его. Если нет, мне можно расслабиться и позволить себе ошибаться. Вот ключ к решению этой задачи.
Ответ зависит от того, каким человеком вы являетесь. Я предполагаю, что многие из читающих эту статью (1) католики, (2) ортодоксы, верные учению церкви, (3) консервативные и (4) харизматичные личности. У меня много друзей — далеких, близких и очень близких — которые подпадают под это определение. Фактически, я и сам соответствую перечисленным выше характеристикам.
И я говорю из собственного опыта, утверждая, что такие люди имеют сильную склонность к определенному типу характера или типу личности — что само по себе ни хорошо, ни плохо — который нуждается в развитии определенных характеристик больше, чем другие. Тип личности с противоположными характеристиками будет нуждаться в развитии других качеств.
Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью
И первый ключ к решению, основанный на исключительно личном наблюдении за подобного рода людьми, заключается в том, что часто наше — само по себе очень хорошее — желание найти совершенную Божью волю делает нас невыносимыми людьми. Неверующие смотрят на нас с сожалением: мы не способны расслабиться, остановиться и ощутить аромат Божьих роз, насладиться жизнью, дарованной нам Богом. Часто мы выглядим испуганными, раздраженными, страшно серьезными и ранимыми — короче говоря, людьми, которые не лучшим образом отражают суть веры.
Я никоим образом не предлагаю, чтобы ради неверующих мы поступились бы хоть йотой наших убеждений. Я просто говорю, что мы — люди.
Сходите на футбол. Получите удовольствие от еды и питья. Позвольте себе иногда быть легкомысленными. Поиграйте со своими детьми, развлекитесь с ними — и с женой. Имейте в запасе хорошие шутки. Прочтите юмористическую повесть. Съездите в Италию.
Теперь — второй ключ к решению. Большинство христиан, включая святых, на самом деле, не обладали способностью, которую мы обсуждаем, — сделать правильный выбор в каждом конкретном случае. Это бывало, но не часто. Как могло случиться, что правильный ответ на очень важный вопрос приходит не часто? Мог ли Бог оставить почти всех нас в таком беспомощном состоянии?
Третий ключ к решению вопроса — Писание. В нем много примеров — большинство из них включают в себя чудо, и многие очень впечатляют — того, как Бог являл Свою волю в особых случаях. Но эти случаи описаны как чудеса, как нечто особенное, необычное.
«Евангелие здоровья и благосостояния», основанное на принципе: «исповедай и получи» — небиблейское, точно так же, как и представление о том, что мы должны найти всего один правильный ответ в каждом конкретном случае. Причина здесь все та же: нам не было дано такого всеохватывающего обетования. Неясность и неуверенность, так же, как и боль и бедность часто сопровождали жизнь святых, героев Писания и последующих поколений верующих.
Единственное, что было гарантировано всему человечеству, это то, что Евангелие освобождает нас от греха (и его последствий — смерти, вины и страха), но не от страданий и неуверенности. Если бы Бог хотел, чтобы наши пути были просты и безошибочны, Он бы, несомненно, сказал нам об этом.
Четвертый ключ к решению состоит в том, что Бог и в самом деле нам дал: свободную волю. Для чего? Тому множество причин — к примеру, чтобы наша любовь была бесконечно более полноценной, чем инстинктивная, несвободная, животная привязанность. Но, по-моему, есть еще одна причина. Как учитель, я знаю, что иногда мне приходится скрывать ответы от моих учеников, чтобы они могли найти их самостоятельно и таким образом оценить и запомнить их лучше — и, кроме того, поупражняться в рассуждении и поиске ответов.
«Дайте человеку рыбу, и вы накормите его на день, научите его рыбачить, и вы накормите его на всю жизнь». Бог дал нам и рыбу, и свободу рыбачить, чтобы мы могли самостоятельно поймать много рыб, больших и маленьких.
Разум и свободная воля всегда идут рука об руку. Бог создал и то, и другое, и это часть Его образа в нас. Он наделил откровением свыше как разум, снабдив его догмами, так и волю, направляя ее Своими заповедями.
Подобно тому, как Он не дал всех ответов, даже в богословии — в вопросах о том, как применять догмы и как выводить из них следствия, — точно так же Он не дал всех ответов в практическом руководстве и в вопросах нравственности — в том, как применять заповеди и как выводить из них следствия. Но Он снабдил нас тем, с помощью чего мы можем это сделать — разумом и совестью, и не будет доволен, если мы закопаем наши таланты в земле вместо того, чтобы пустить их в оборот и взрастить их в себе до Его второго пришествия.
Что касается образования, всегда существует возможность впасть в крайности. Можно стать слишком современным, слишком эмпирическим, слишком прагматичным, слишком бесструктурным. Но есть и другая возможность — быть слишком классическим, слишком негибким. Студенты нуждаются и в том, чтобы проявить инициативу, творчество и оригинальность.
Закон Божий краток. Он дал нам десять заповедей, а не десять тысяч. Почему? Почему бы не расписать их во всех подробностях? Потому что Он хотел свободы и разнообразия.
Для чего, по-вашему, Он создал так много людей? Почему не одного человека? Потому что ему нравятся разные люди. Он хочет, чтобы Его хор пел в гармонии, но не в унисон.
Я знаю христиан, которые развивают внутреннее самопознание, пытаясь лучше узнать себя, и часто используют сомнительные методики типа эннеаграммы или восточного медитирования — и делают это для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае принять правильное решение, именно такое, какое хочет от них Бог.
Я считаю, что намного правильнее думать больше о Боге и о ближнем, и меньше о себе, не концентрироваться на себе, а следовать инстинктам, не пытаясь понять все. Любящим Бога, соблюдающим Его заповеди, дана возможность пользоваться свободой.
Мне нравится иллюстрация Честертона о детской площадке на вершине горы, обнесенной забором, возведенным для того, чтобы дети могли играть, не боясь упасть. Вот почему Бог дал нам Свой закон: не для того, чтобы мы беспокоились, но ради безопасности, чтобы мы могли играть великие игры жизни, любви и радости.
Каждому из нас присущи инстинкты и желания. Конечно же, грех извращает и то, и другое. Он влияет как на наш разум, так и на тело; и, тем не менее, мы должны следовать нашим физическим инстинктам (к примеру, тем, которые сообщают нам о голоде или о самосохранении), а также инстинктам разума (таким, как любопытство и логика). Я считаю, что Бог хочет, чтобы мы следовали велению нашего сердца.
Конечно, если Джону больше нравится Мэри, чем Сьюзен, у него больше причин думать, что Бог ведет его к женитьбе на Мэри, а не на Сьюзен. Почему бы нам не применить этот принцип ко всем другим случаям, когда нам нужно сделать выбор?
Я не считаю, конечно, что мы не можем ошибаться сердцем, или что греховное поведение может быть оправдано сердечными желаниями. Я также не думаю, что единственное, чему нужно следовать — это сердце. Но ведь наши сердца созданы Богом — как физические сердца с аортами и клапанами, так и духовные сердца с их желаниями и волей.
Наши родители не безгрешны, однако же Бог дал нам их в качестве руководителей. Так и сердца наши могут быть достойными того, чтобы следовать их желаниям, несмотря на то, что они склонны к ошибкам и грехам. Если мы любим Бога, мы можем руководствоваться желаниями своего сердца. Того же, в чьем сердце нет любви к Богу, проблема распознавания Его воли и вовсе не интересует.
И вот пятый ключ к решению вопроса. Если мы следуем совету Августина: «Люби Бога и делай что хочешь», обычно мы ощущаем величайший мир и утешение. Мир — признак Святого Духа.
Я знаком с некоторыми людьми, которые оставили христианство, потому что им не хватало этого мира. Они пытались быть супер-христианами во всем и просто не вынесли такого давления. Им нужно было читать послание к Галатам.
Теперь о шестом ключе к решению. Если у Бога только единственный правильный выбор во всем, что вы делаете, то это должно быть применимо к любому вопросу. Это означает, что Бог хочет, чтобы вы знали, что убирать в первую очередь — кухню или спальню, что поставить на стол сначала — тарелку или блюдце. Вы понимаете, что если довести этот принцип до его логического завершения, все это смешно и не применимо к жизни, и, конечно же, это совсем не то, чего хочет от нас Бог, ведь такая жизнь вовсе не похожа на то, что описано в Библии и что мы знаем о жизни святых.
Ключ номер шесть заключается в том, что хорошим может быть не только одно решение, хорошего много. Даже для одного и того же человека часто хорошими могут быть два и более решений.
Добро подобно узорам в калейдоскопе. Правильных дорог много. Дорога к пляжу и дорога в гору будут одинаково хороши, потому что Бог ждет нас и там, и там.
Добро многоцветно. Только полнейшее зло лишено красок и многообразия. В аду же нет ни красок, ни личности. Подобно свинцу, души плавятся в одном котле, перевариваясь во чреве сатаны. На земле больше всего похожи друг на друга тюрьма и армия, но не церкви.
Разберем конкретный пример, когда разные решения могут быть одинаково хороши. Он касается половых отношений между супругами. Если вы не выходите за рамки закона Божьего — не изменяете, не проявляете насилия или эгоизма, не применяете противоестественных средств, таких как контрацепция, — тогда все позволено. Используйте свое воображение.
Глупо считать, что Божья воля в том, чтобы мы только так проявляли любовь в браке, и не иначе. Воля Божья в том, чтобы проявлять любовь, это очень хорошо, это Его воля. Он хочет, чтобы мы сами решили, какими нам быть — нежными или безудержными, порывистыми или спокойными, такими, какими мы есть, а не вымышленными героями книг, предписывающих нам быть кем-то еще.
Ключ номер семь поясню на примере моего собственного опыта. Я пишу роман впервые и потому учусь, как это делать. Первое, что я сделал — я отдал Его в руки Божьи, сказав Ему, что хочу сделать это для Его Царства, и верю, что Он руководит мною.
Затем я просто следую своим собственным интересам, инстинктам и неосознанным движениям души. Я даю возможность истории создаваться самой, а действующим лицам быть такими, какими они есть. Бог не останавливает меня и не подталкивает. Он не делает мое домашнее задание за меня. Но Он, как хорошие родители, рядом.
Мне кажется, что жизнь подобна роману. Жить — все равно, что писать роман о своей жизни, о себе (своими решениями мы формируем себя, подобно скульптору). Главным, является, конечно, Бог, Он — главный скульптор. И Он использует разных людей, чтобы достичь разных результатов. Он — главный автор и каждой библейской книги, но каждая из этих книг отражает личность автора не хуже, чем любая светская литература.
Бог — универсальный рассказчик. Ему нужны разные истории. Он хочет, чтобы вы благодарили Его за ту уникальную историю, которую вы пишете сами, принимая решения свободным сердцем. Потому что ваше сердце и Его вечный план — не две разные вещи, но две стороны одной медали.
Нам не понять эту глубочайшую тайну жизни, потому что мы видим только обратную сторону вышивки. Но в небесах, я уверен, мы будем прославлять и благодарить Бога более всего за то, как смело, чудесно и рискованно Он доверил нам управление нашей жизнью — точно так же, как это делают родители, когда учат своего молодого сына водить машину.
Нам нужно научиться делать правильный выбор, потому что в небесах перед нами будут стоять более серьезные задачи. Там мы будем руководить ангелами и царствами.
Бог, наделив нас свободной волей, говорит каждому из нас: «Да будет воля твоя». Некоторые из нас возвращаются к Нему со словами: «Я хочу, чтобы исполнилась Твоя воля». Это и есть исполнение первой и наибольшей заповеди. И затем, когда мы поступаем так, Он обращается к нам и говорит: «А теперь, да будет твоя воля». Он пишет историю нашей жизни росчерком пера, водимого решениями нашей свободной воли.
Питер Крифт

Человеку дарована свободная воля. И этот великий дар обрекает нас на постоянную необходимость выбора. Мы молимся Богу: «Да будет воля Твоя». Но как понять, в чем она, воля Божья? И как согласовать с ней свой свободный выбор? Как правильно распорядиться этим даром? О свободном выборе человека и о воле Божьей мы беседуем со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.
— Как понять, когда наш выбор правилен и угоден Богу, а когда нет?
— Мы помним слова Господа, который говорит: «Бремя Мое легко есть». Бремя – это закон, который Он предлагает нам исполнить. Исполнение закона, которое кажется нам тяжестью, напротив, разрешает трудности, открывает многочисленные замки разных жизненных обстоятельств, и становится легко жить, если только мы сами берем эти евангельские ключи.
Всегда нужно помнить этот критерий – должна быть радость. Если есть уныние и душевная пустота, если я задавлен и угнетен, значит, я живу не в соответствии с опытом Церкви. По мере умножения скорбей Господь умножает и свое утешение. А если я начинаю роптать, то, я не воспринимаю Духа Утешителя, который мне посылается. Где воля Божья – там благодать, и если нет радости, значит, я неправильно живу.
Когда человек, например, идет на сделку с совестью ради богатства или земного успеха, отказываясь от любви и от правды, то вместо того, чтобы обрести радость, он теряет ее. В материальном человека никогда не удовлетворяет то, что есть, он все время жаждет чего-то еще. А потом, как Соломон, может сказать, что «все суета и томление духа». То есть ложь, пустота, никак не питающая душу, а питает ее живое общение с Богом. Это тайна духовной радости, внутренней свободы, когда человек постоянно находится в напряжении…
— Как же напряжение может быть свободой?
— Как сказано у Гёте, «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Каждый день жизнь нам предлагает выбор: здесь материальное, а здесь дух, и ты должен постоянно находиться в напряжении, быть внимательным к внутреннему состоянию. Тогда ты непременно почувствуешь, что плоды духа – это радость, мир, вера. Как говорит об этом Евангелие, «что пользы – если ты приобретёшь весь мир, а душе своей повредишь?» Должна быть жажда Бога и напряженное стремление к Нему. Вкусивший радость общения с Богом, радость благодати, никогда не предаст это забвению, никогда не захочет потерять ее. И перед лицом смерти эти плоды духа будут давать надежду, что, войдя в эту дверь, ты обретешь еще большее сокровище.
— Воля Божья открыта в Евангелии, но не всегда так просто согласовать с ним конкретные житейские ситуации…
— С евангельскими заповедями не сложно согласовать житейское. Евангелие – это и есть ключ к самым разным житейским обстоятельствам. Для кого-то оно может быть трудной пищей, тогда нужно читать святых отцов. Это люди, которые в своей жизни Евангелие исполнили, и они уже пишут его интерпретацию. Но и древние святые отцы уже трудны для нас, а вот, например, старцы оптинские, которые жили сравнительно недавно, нам ближе и понятнее. А еще ближе – евангельское понимание людей, которые жили в ХХ веке или наших современников. В церкви накоплено много опыта на разные обстоятельства. Но источник – это Евангелие. Именно из него истекает христианская жизнь.
— Если нам, например, чего-то очень хочется, и мы все-таки не можем найти эту конкретную ситуацию в Евангелии или у святых отцов. Как понять, угодно ли это Богу, или же это всего лишь мои эгоистичные желания?
— Прежде всего, нужно помолиться. Господи, помоги, если на это есть Твоя святая воля. И задать вопрос очень четко и ясно, понимая, чего мы хотим на самом деле, а не в мечтах и каких-то блужданиях ума. И, конечно, трезво смотреть на реальные обстоятельства жизни, в которых и раскрывается воля Божья. Начинающему шахматисту не стоит претендовать на победу в профессиональном турнире. Должен быть реализм, правильная самооценка человека. А это достигается с помощью Божией. Господи, помоги мне увидеть себя. Личность таинственна, и постичь самого себя – это, может быть, самая большая задача в жизни.
Опытные в духовной жизни люди молятся так: Господи, если я Тебя очень прошу о чем-то, но на это нет Твоей воли, не исполняй моего прошения, как бы я ни просил, как бы я не умолял Тебя, чтобы не было мне потом огорчения. Страшно, когда Бог может исполнить то, что мы неотступно просим и чего добиваемся, и даровать то, что нам не нужно. У Бога есть уважение к человеческой личности и неприкосновенному дару человеческой свободы, Он не может игнорировать нашу свободу. И если человек хочет несмотря ни на что чего-то добиться, Господь отходит как бы в сторону, не мешает ему больше в этом. А что с ним будет потом?
— Мы часто оказываемся в ситуациях, когда выбор неоднозначен и совсем не ясно, что хорошо, а что плохо. Например, иногда нужно согрешить ради того, чтобы помочь кому-то. Возможен ли «грех во спасение»?
— Если мы стоим перед необходимостью иногда нарушить какие-то предписания и правила ради исполнения высшего закона – любви, то, как говорит апостол Павел, «нужды ради пременение закона бывает». Главное – исполнить закон любви.
Философ Владимир Соловьев приводил такой пример. Вы видите бегущего человека, который умоляет вас спрятать его, потому что за ним гонится убийца с ножом. Вы его прячете, а когда к вам подбегает убийца и спрашивает, не видели ли вы здесь пробегающего человека, вы, как честный человек, который всегда говорит правду, отвечаете – да, вот он тут сидит. Конечно, тут же, на ваших глазах, тот убивает человека. А вы всегда говорите правду. То есть вы своей формальной правдой нарушили закон Божий.
Но конечно, это очень щепетильный момент. Если человек говорит, как Раскольников в «Преступлении и наказании», что можно совершить преступление, даже пролить кровь, если по совести, то свобода становится уже произволом, то есть преступлением, на которое воли Бога нет и быть не может. Но мы говорим не о произволе. Под нуждой мы понимаем необходимость исполнить высший закон любви. А он – на кресте! Любить – значит взять на себя страдания и боль другого человека.
Апостол Павел говорит, что есть правда человеческая и есть правда Божия. Это совершенно разная мера восприятия действительности. Наша правда – это правда ветхозаветная, «око за око, зуб за зуб». А правда Божия для нас осуществилась в том, что невинный Господь за наши преступления пошел на смерть.
— Православие учит нас терпеливо принимать скорби, посылаемые Богом. Однако, мы стараемся поскорее выйти из неприятных ситуаций, вылечить болезнь. Как понять, когда и в какой степени нужно смиряться с обстоятельствами, а когда – противостоять и бороться с ними?
— Нужно молиться, не ставя во главу угла собственное понимание, а именно обращаясь к Богу. Вера осуществляется здесь практически. Господи, помоги мне понять, почему я должен терпеть это? Скажем, в семейной жизни, когда романтические отношения сменяются будничными, часто бывает разочарование, ропот: зачем этот человек со мной рядом? Я не хочу это терпеть и это делать! Но ты поставлен в эту ситуацию Богом, и именно ты должен это делать, это твое. Проходя через какие-то испытания с верой, человек созидается, строится.
Болезни могут быть попущены Богом, чтобы предупредить возможность впасть в тяжкие грехи, связать человека этой скорбью, предупредить логику развития его личности, по которой он неизбежно придет к какому-то ужасному падению. «Страдающий плотью перестает грешить», — говорит Писание. Человек очищается страданиями.
Иногда Господь попускает болезни ребенка. Иначе родители могут верить, лишь только скользя по поверхности, глубоко не воспринимая веру. А болезнь встряхивает их, заставляет глубоко воспринять страдание ребенка и почувствовать, что такое вообще страдание. Почувствовать, что за их грехи страдает невинный. Это христианское страдание: ребенок распинается, болеет за их грехи. И тогда что-то происходит с людьми.
Все, что с нами случается, любые неприятности и проблемы – это возможности Божии, которые Он использует для того, чтобы привлечь нас к Себе. Это милость Божия, когда человек видит какую-то течь в своей жизненной лодке и пытается найти другую опору, пристать, пока еще есть время, к церковному кораблю из своей личной, вчера еще очень комфортной, лодки. А болящему человеку Церковь напоминает словами псаломопевца: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». В наше время, когда люди все время лечатся и все время болеют, наверное, это некое знамение, потому что человек надеется на врачей иногда больше, чем на Бога. Поэтому Господь опять-таки старается точку опоры перенести в область веры, в область Богоискательства, в область высшей правды.
Самой высокой мерой является любовь. Если я заболел, но при этом мне нужно заботиться о своей семье, а я, вместо того, чтобы лечиться, ложусь и «смиренно» долго болею, бросая семью, то это ложное смирение. Эта болезнь случилась по воле Божией, но отказываться от лечения, причиняя страдания своей семье – в этом нет Его воли, потому что это нарушает заповедь любви.
— То есть человек должен и смиренно принимать обстоятельства, и, в то же время, может бороться с ними?
— Для того, чтобы бороться, надо принять.
— Как же это?
— Прежде всего, помолиться. Наша вера – это знание того, что все происходит по Божественному смотрению и ничего случайного нет. Что бы с нами не произошло, если это вызывает досаду, смущение, нужно, прежде всего, помолиться и сказать «Слава Тебе, Господи!». Это таинственный момент. Если рационально подходить, то можно очень сильно заблудиться и оказаться в дебрях какой-то казуистики, споткнуться на ровном месте. Надо обратиться к Богу. Господи, я не понимаю, но я знаю, что все посылается Тобою, что вся моя жизнь проходит перед Твоим Божественным оком.
— Как не спутать веру в промысел Божий с фатализмом? На все воля Божья и ничего случайного нет, отсюда можно прийти и к выводу, что все предопределено…
— Это, конечно, очень лукавые рассуждения. Вера в судьбу, в предопределенность всего – это умаление дара Божьего, величайшего дара человеческой свободы. Никакой судьбы нет.
В книге пророка Ионы рассказывается от том, что Господь посылает пророка Иону в Ниневию открыть им волю Божию, сообщить о том, что город через несколько дней погибнет. Развращенность, грехи ниневитян, как сказано в Священном Писании, вопияли к небесам. Узнав о пророчестве, и царь, и жители города отказываются от обычной жизни, весь город находится в состоянии поста и молитвы. Царь переодевается в рубище и на коленях молится. И город не погиб.
— То есть волю Божию можно изменить?
— Можно изменить не волю Божию, а свою жизнь. Воля Божия таинственна. «Кто познал ум Господень?», — сказано у апостола Павла. Почему первый в рай входит разбойник, а священники и книжники, которые только и занимались изучением закона Божия и готовились к приходу Мессии, они не узнают Его и дня посещения своего? А разбойник удостоился Царствия Божия первым, вслед за Христом. Разве он думал изменить волю Божию? Он смиренно сознавал свою вину и понимал, что он не заслужил другой участи и должен быть наказан.
— Люди часто жалеют о том, что когда-то сделали неправильный выбор. Но при этом мы верим, что все происходит по промыслу Божию. Правильно ли сожалеть о прошлом?
— Ты совершил ошибку, но ты знаешь, что это попущение Божие. Значит, каждое следующее мгновение должно быть более радостное. Господь из наших ошибок, из наших падений создает для нас все более благоприятные условия для спасения. Все происходит, прежде всего, в невидимом мире. Если мы ищем точку опоры в этом мире, то мы никогда ничего не решим. Все происходит невидимо, то есть таинственно. И, что бы не произошло, надо сказать – да, я впал в этот грех, оказывается, я не совсем такой, каким я себя представлял, значит, я освобождаюсь от самообольщения, более трезво на себя смотрю. Оказывается, я способен на такую гадость. Господи, слава Тебе, что показал мне это! Теперь я буду осторожнее. А сожаление о прошлом, о том, что что-то не удалось – в это нет никакой веры. Если это совершилось, значит, это было попущено для твоей пользы.
— Но ведь один грех часто тянет за собой другой, и человек, совершая ошибку за ошибкой, может скатываться все ниже и ниже…
— Грех разрушает и физическую, и духовную природу. Давно замечено, что способность к покаянию уменьшается после грехопадения. А в Православии главное – это покаяние. По-гречески, «метанойа», то есть «перемена». Это глубокое внутреннее изменение человека, а не сожаление о прошлом. Должна быть постоянная внутренняя необходимость измениться.
Святые, чистые целомудренные люди находились в таком горении духа, которое диктовало им удивительные покаянные молитвы. А когда человек далек от Бога, когда падение его безостановочно, то он говорит – ну, я не виноват, вокруг меня такая жестокая жизнь, всеобщая ненависть и несправедливость, я просто продукт среды. Так думать удобно, но так ты к Богу не приблизишься.
Что такое свобода? Это когда я отвечаю за свою жизнь. Если я могу сказать, что я виноват, значит, я свободный человек. Это не жизнь, не люди плохие, не обстоятельства, это я сам виноват, это я свободен! Поэтому после исповеди человеку становится легко – он освободился. Он признал: я виноват, и больше никто. Более того, святые люди говорили: если обвинят тебя в том, чего ты не совершил, скажи, что это ты виноват. Ты приобретешь больше свободы таким образом, и соответственно, больше радости. А без свободы радости быть не может.
— Ответственность за наш выбор очень велика, но так же велика и наша немощь и испорченность. Как же распоряжаться своей свободной волей, зная и о нашей слабости и неразумии, и при этом о такой ответственности?
— Я, пустой и ничтожный человек, начинаю этот день с верой, Господи, помоги мне встретиться с людьми и пройти через все эти встречи, через всю эту суету и необходимость находить какие-то средства к существованию. Помоги мне Своим Светом, Своим теплом, будь путеводителем, пастырем, выведи меня Твоими путями. Вот надежда, которая никогда не постыжает, не обманывает.
Все житейское – это не цель жизни, а лишь средства. Цель – это полнота, которая достигается только жизнью в Церкви, с Богом, в молитве. Если мы главной целью своей полагаем вот эту полноту, если мы в самих себе будем искать не своей правды, не своей цели, а правды Божией, то все остальное нам дастся. Об этом сказано самим Господом: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Господь прежде нашего прошения знает все, что нам нужно. Главное – знать, на что точно нет воли Божией. В молитве киевского подвижника схимонаха Парфения есть такие слова: «избавь меня от единственного и величайшего настоящего зла – греха».
Святые люди жили не для себя и ничего особенного для себя не просили. Они переросли собственную ограниченность и жили уже в церковной полноте, то есть для людей, для народа Божьего. И, оставив эти рамки, они постоянно находились в потоке воли Божией.
— Как же преодолеть эти рамки?
— Кто-то из философов сказал: тот, кто живет для себя, вообще не живет, тот, кто живет для людей, начинает жить, а тот, кто живет для Бога, тот живет. Мы веруем в Церковь, а одна из основных идей в нашей Православной Церкви – это идея соборности, общего спасения. В одиночестве человек погибает как личность. А спасаемся мы все вместе, соборно. Поэтому если мы выбираем церковь, то мы должны выбрать и человека, стоящего рядом с нами. Сосед ли это по лестничной площадке, или дворник другой национальности. Он тоже наш брат, и мы не можем презрительно относиться к нему, без этого дворника мы не спасемся! Если мы пройдем мимо него, не увидев в нем человека, то мы не спасемся. Нельзя проходить мимо образа Божия с презрением.
Воля Божья – в том, чтобы мы жили в Духе, чтобы мы исполняли Его заповеди, даже изнемогая, потому что их трудно исполнять. Чтобы мы не унывали, чтобы даже в падении, в грехе, вставали и шли дальше. Чтобы мы жили с Богом. Жили жизнью Церкви, народа Божьего, жизнью других людей, чтобы мы научились прощать, чтобы не завидовали друг другу, чтобы мы могли чувствовать боль другого человека как свою собственную. Может быть, даже он сам ее не чувствует, он уже окаменел, отупел от боли, ожесточился, а нам за него больно, стыдно. Когда мы любим человека, когда он нам очень дорог, нам же бывает стыдно за него, когда он делает что-то некрасивое. Мы чувствуем эту вину, чувствуем, как человек в этот момент выпадает из потока воли Божией. И тут уже нет разделения, но только скорбь о другом человеке. Он, может быть, даже и не знает об этом, а мы, внутренне, мучаясь и страдая за него, молитвой, добрым отношением к нему, пытаемся его вернуть. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Да любите друг друга как Я возлюбил вас». Вот воля Божья.

ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ
Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. Ο — Вы постарайтесь это записать… для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Я многословен и в быту, да и в стихах, вам на беду, но я лукав: я знаю, что не безволие мое все это длинное хламье, а воля моя злая. Евтушенко. Многословие. Над больным должна быть проявлена врачебная воля, спокойная и деловитая, потому что больной — это прежде всего безволие и неспокойствие. М. Коршунов. Автограф.
ХАРАКТЕР — БЕСХАРАКТЕРНОСТЬ
Проявить характер — проявить бесхарактерность. Ο Он — так себе: ни характер, ни бесхарактерность, ни знание, ни невежество, ни убеждение, ни скептицизм. И. Гончаров. Обрыв. Самый характер его есть бесхарактерность. Лермонтов. Странный человек.
Ср. Воля — неволя
ВОЛЯ — НЕВОЛЯ
Вольный — невольный
волевой — безвольный
воля — безволие
Жить на воле — жить в неволе. Ο Воля молодит, неволя старит. Пословица. Неволя рада бы воле, да не дают. Пословица. Когда он был на воле, он работал для той цели, которую он себе поставил, а именно: просвещение, сплочение рабочего, преимущественно крестьянского народа; когда же он был в неволе, он действовал так же энергично и практично для сношения с внешним миром. Л. Толстой. Воскресение.
СВОБОДА — НЕСВОБОДА
Свободный — несвободный
Идеал … свобода от всех этих неисчислимых цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науку ум, алчущий познаний», свобода «служить иль не служить» — и ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы. И. Гончаров. Мильон терзаний. Чехов не был ни психологом, ни социологом, но чуткой мембраной своей гениальной души уловил, на мой взгляд, драматизм перехода человека из одного состояния жизни в другое, в частности — от несвободы к свободе. Литературная газета, 13 дек. 1989 — Но ведь я не свободен…. Я по-прежнему люблю Марию, и это уже не свобода. И этой несвободы я хочу больше всякой свободы. Бондарев. Выбор.
СВОБОДА — НЕВОЛЯ
Свободный — подневольный
Жить на свободе — жить в неволе. Ο Да я все мечтала о свободе… я потом убедилась, что наше женское счастье неразлучно с неволей. А. Островский. Волки и овцы. Само заточение людей, врагов фашизма, есть доказательство существования свободы в сердце и мысли человека…. Поэтому нынешняя неволя германского народа, может быть, есть лишь подготовка его близкой, будущей свободы. А. Платонов. По небу полуночи. Свобода — благо, неволя — зло. Л. Толстой. Люцерн. — Манифест? — Манифест, — ответил гость. — О свободе? — Бог его знает, о свободе или неволе, — ответил дворник. — Одно известно: манифест. Вс. Иванов. Похождения факира.
СВОБОДА — РАБСТВО
Свободный — рабский
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий; И путник, устремив на груды камней око, Воскликнет, в мрачное раздумье углублен: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Пушкин. Лицинит. Правительства поощряли явно «истинное просвещение» и давили в тиши — ложное, не было большой свободы, но не было и большого рабства, даже деспоты все были добродушные, вроде патриархального Франца II, пиетиста Фридриха-Вильгельма и аракчеевского Александра. Герцен. Концы и начала. Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем. Н. Бердяев. Судьба России. Станет шар земной в окоем, Как медаль с моим черным ликом. Я велик был в рабстве своём. Становлюсь в свободе великим. С. Орлов. Нет великих людей. Я сам… Дела добрые и злые, жестокие и великодушные, свобода духа и его рабство, разлад и гармония…, — вот что меня интересует. Шаляпин. Маски и душа. Все та же ты, как в сказочные годы! Все те же губы, тот же взгляд, Исполненный и рабства, и свободы. Бунин. Встреча.
СВОБОДА — КАБАЛА
— Ты ошибаешься в главном. Ты не свободу хочешь мне дать, а кабалу… Г. Семенов. Приятная привычка.
ВОЛЯ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(на воле — в заключении)
— Не задерживайся долго… Долго — это невозможно! Считать дни на воле хуже, чем в заключении! Залыгин. Экологический роман.
ВОЛЯ — ТЮРЬМА
(на воле — в тюрьме)
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Лермонтов. Мцыри. — Что же вы — женились бы! — посоветовала мать…. — Видите ли, у нас все как-то не выходило — она в тюрьме — я на воле, я на воле — она в тюрьме. М. Горький. Мать.
СВОБОДА — ТЮРЬМА
(на свободе — в тюрьме)
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет. Я. Некрасов. Русские женщины. Четыре | года тюрьмы были для меня совершенно потерянным временем для развития. А следующие четыре года свободы дали мне тысячи драгоценнейших наблюдений себя, людей и законов жизни. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. И все же она виновата перед Сашей уже в том, что она на свободе, а он в тюрьме. Рыбаков. Дети Арбата.
Ср. Воля — безволие

Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой. Преподобный Антоний Великий (82, 24).

Предпочесть благое желание другим желаниям… принадлежит человеку, а исполнить избранное благое желание принадлежит Богу. Преподобный Исаак Сирин (82, 271).

Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. Изречения безымянных старцев (82, 389).

Венец всех благих делании состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду, прибегать к Нему Одному от всего сердца и от всей крепости, быть преисполненным любовью ко всем, плакать перед Богом и молиться Ему о помощи и помиловании (82, 137). Источник.

Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: «Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага» (82, 141).

Против воли человека Божия демоны пытаются посеять в нем семена греха, но не могут исполнить этого намерения. Они делают все, что могут, но человек Божий не повинуется им, потому что сердце его пребывает в воле Божией (82, 177).

Если демоны начнут смущать тебя по поводу пищи, одежды, или твоей нищеты, или по поводу оскорблений, которым подвергаешься, то ничего не отвечай им, но от всего сердца предай себя Богу, и Он успокоит тебя (82, 204).

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога (82, 223). Источник.

Брат! Пойми следующее: Богу угодно, чтобы мы пребывали в Нем всей нашей деятельностью. Тогда и Он будет пребывать в нас, очистивших себя по силе нашей. Авва Исаия (82, 227). Источник.

Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнее место, не оскорбись в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин лучшего. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят к человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и к исправлению человека или за грехи его. .Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог – праведный Судия. Изречения безымянных старцев (82, 376–377). Источник.

Нужно сперва позаботиться, чтобы не оказалось нестройности и разногласий в начинаниях, а потом уже приступать с молитвой к Богу (18, 70). Источник.

Наша жизнь, утратив общение в добре, отпала и от Божией воли. Поэтому мы должны научиться в такой мере очищать нашу жизнь от дурного, чтобы и в нас, как в небесных жителях, беспрепятственно управляла Божия воля, так, чтобы мы могли сказать: «Как в Престолах, Началах, Властях, Господствах и во всякой премирной силе совершается Твоя воля, и никакой порок не препятствует действию добра, так и в нас да совершится доброе, что бы по истреблению всякого порока в душах наших успешно исполнялась во всем Твоя воля» (17, 439). Источник.

Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к Доброму, будь добрым; приступая к Правдивому, будь правдивым; приступая к Терпеливому, будь терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым. А также будь достойным и во всем ином, приступая к Добросердному, к Благосклонному и Щедрому в благах, к Милующему всякого. И если еще что усматривается Божественного, во всем этом уподобляйся произволением и приобретай тем дерзновение в молитве. Ибо невозможно лукавому иметь общение с добрым и нечистому с чистым и нескверным. Святитель Григорий Нисский (17, 451). Источник.

Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела. Святитель Иоанн Златоуст (39, 11). Источник.

Не должно собственную волю предпочитать воле Господней, но при всяком деле надо понять, какова воля Божия, и исполнять ее. Святитель Василий Великий (6, 321).

Как в мрачных пещерах, если внести туда свет, мрак исчезает, так, если будет совершаться во мне Божия воля, всякий лукавый произвол обратится в ничто. Целомудрием угасится невоздержание и страстное стремление ума. Смиренномудрием истребится кичливость. Скромностью уврачуется болезнь гордыни. А красота любви изгонит из души сонм зол: ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражение, злонамеренность, памятование огорчения, жажду мщения, кипение крови, недобрый взгляд – все это стадо зол уничтожится любвеобильным расположением. Божия воля исторгает и сугубое идолослужениенеистовую приверженность к идолам и вожделение серебра и золота… Потому мы и просим: «Да будет воля Твоя», чтобы стала недействительной воля диавола. Святитель Григорий Нисский (17, 434). Источник.

Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем. Преподобный Ефрем Сирин (28, 95). Источник.

Если естественные силы души не будут очищены от скверн, которыми они погребены из-за грехов, и если не получат затем должного исцеления, преображения и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть излечено и укреплено, чтобы стать пригодным к служению. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 225).

Все желающие познать волю Господню должны прежде умертвить в себе собственную волю. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 197). Источник.

Предпочитай волю Божию всякой мудрости человеческой и признай ее полезней всех человеческих разумений. Преподобный авва Исаия (34, 186).

Толпы людей, не исполняющих воли Божией, ничем не отличаются от тех, кого нет совсем (43, 85).

Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и плохим, лучше всего. А что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего (35, 680). Источник.

…Не исполнять волю Божию – значит быть в сети диавольской. Святитель Иоанн Златоуст (45, 798).

Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и праведному законоположнику. Преподобный Нил Синайский (48,254). Источник.

Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. Кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 324).

Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малейшую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предписания посвоему, а не по воле и намерению Законодателя (39, 894).

Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах (36, 179). Источник.

Бог отвращает лицо Свое, когда поступаем недостойно заповедей Его. Святитель Иоанн Златоуст (39, 146). Источник.

Ужас объемлет (на суде) нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день суда близок. Преподобный Ефрем Сирин (28, 211).

Да творим мы не что нам угодно, но что угодно Богу, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что угодно Богу и что не угодно. Этот священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; для того он и поставлен милосердным нашим Небесным Отцом. «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105). Хотим мы в праздности и лености жить, но Богу это не угодно – сотворим же угодное Богу и, стряхнув сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах… Хотим мы страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодны Ему целомудрие и святость наши сотворим же угодное Богу и будем жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит 2, 12). Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу это не угодно обуздаем же язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово растворим солью разума «для назидания в вере» (Еф. 4, 29) нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему (104, 203).

Воля Божия открыта в слове Божием (104, 348).

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: «Будь верен до смерти» (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: «Да будет воля Твоя». Святитель Тихон Задонский (104, 348).

Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, нечего бояться, и забыли (Мф. 8, 23–25). Так бывает и в житейском и духовном планах. Подымется буря бед или страстей – мы обыкновенно тревожимся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей. А Господь шлет нам урок: «Маловерные» (Мф. 8, 26). И справедливо. Нельзя не обратить внимания на происшедшее, но всегда можно сохранить разумное спокойствие. Прежде всего, посмотри, чего хочет от тебя Господь, – и смиренно покорись под крепкую руку Его. Не мятись, не суетись, укрепи веру, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «Погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь можешь. Но да будет не моя, а Твоя воля». Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю (107, 167–168)

Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией – всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод (107, 166–167).

Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы (Лк. 11, 10–13). Если же отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что хлеб и рыба-то, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камнем и змеей, – и не дает просимого. Скажешь: зачем же молиться? Нет, не молиться нельзя. Но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Святой Исаак Сирин и всякую молитву советует сокращать так: «Господи, ты знаешь, что для меня полезно: сотвори же со мною по воле Твоей» (107, 360–362).

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле (Мк. 3, 12), но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Оттого в церкви начинают петь: «Слава в вышних Богу», а к концу доходят до слов: «Исцели душу мою… научи мя творити волю Твою». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящей из души, а только возносимой языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели наши дела и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалой Богу, ибо Он творит все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела восходит. Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без словесной хвалы будем непрестанно словословить Господа. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его расходится далеко – так надо жить и всем христианам (107, 259–260).

«Мир проходит, и похоть его» (1Ин. 2, 17). Кто этого не видит? Все течет вокруг нас: явления, лица, события, и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вкусим сладость от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая. Гонимся за другой и с тою то же; гонимся за третьей – опять то же. И ничто не стоит, все приходит и уходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, продолжает апостол: «Исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин., 2, 17). Этот текучий мир чем держится? Хочет Бог и он стоит. Воля Божия – непоколеблемая и несокрушимая его основа. Так и из людей; кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим. Но как только кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания улягутся. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него и внутри и вовне приходит в спокойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот глубокий мир и безмятежность перейдут и в другую жизнь – и там пребудут вовеки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас – не текущего и постоянного в нас: хождение в воле Божией. Святитель Феофан Затворник (107, 33–34).

Нет возможности исполнять вместе волю свою и Волю Божию. От исполнения первого исполнение второй оскверняется, становится непотребным (108, 90).

Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которой слилась наша воля, заменим волей Божией (108, 91).

Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, который по неведомым причинм оставил твое прошение не исполненным (108, 142).

На Бога возложим… все попечение наше о себе, все наши печали, всю нашу надежду (108, 160). Источник.

Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек (108, 274).

Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчения, оправдания себя, обвинения ближних и обстоятельств – это движения души против воли Божией, покушения воспротивиться и противодействовать Богу (108, 330). Источник.

Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия (108, 350).

При самоотвержении, при преданности воле Божией самая смерть не страшна, верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа (108, 389).

Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся от своей греховной воли, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело… обстоятельства и настоящие, и будущие, предай… ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой (108, 549). Источник.

Блажен муж, вся воля которого в Законе Божием. Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее, как благ Господь, стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа (109, 5).

Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом людям для руководств в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действие или попущения Воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния (109, 78). Источник.

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия?.. Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим… Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: «Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя», как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком (109, 96).

Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество (109, 104).

Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность будут поглощены постижением, желанием и исполнением воли Божией (109, 138).

Блажен залог сердца в иноке, по которому он, упражняясь в каком бы то ни было подвиге, упражняется вполне бескорыстно, но ждет и жаждет единственно исполнить волю Божию, а себя предает со всею верой и простотой… управлению милосердного Господа Бога нашего (109, 201).

Отвергнись себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет (109, 203). Источник.

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва (109, 328). Источник.

Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа (111, 28).

Одного собственного подвига недостаточно для служителей Божиих к предотвращению падения, гнездящегося в естестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: нужна помощь от Бога (111, 160). Источник.

Обученные внутренними бранями познают всесвятую волю Божию, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение о своем спасении (111, 187–188).

Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе, тем соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волей Божией может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом (111, 243). Источник.

Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (111, 243). Источник.

Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершилась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного рассуждения (111, 318). Источник.

Всякая жизнь в пустыне ли, в общежитии, когда она согласна с волей Божией и когда цель ее угождение Богу, преблаженна (112,68).

Чтобы исполнить волю Божию, нужно знать ее (112, 82). Источник.

Познание воли Божией может совершиться единственно при посредстве Божественного откровения (112, 82). Источник.

Признайте и исповедайте Бога Правителем мира благоговейно, с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его; из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (112, 85). Источник.

Приготовлением (к молитве) служит отвержение попечении силой веры в Бога, силой покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающие из этого сознания сокрушение и смирение духа (112, 95). Источник.

Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божию, заблаговременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие будет угодно Промыслу Всевышнего попустить Своему рабу во время его земного странствования (112, 124). Источник.

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие будут попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток, которые получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (112, 335–336). Источник.

Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией. Воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией (112, 439–440). Источник.

Воля наша в состоянии падения враждебна воле Божией (112, 82). Источник.

Сущность монашеской жизни заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией (112, 82). Источник.

Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершается вследствие суда и определения Божиих (109, 80). Источник.

Должно… видеть и созерцать Судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не позволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от человеческих и Ангельских умственных взоров (109, 81–82).

Судьбы Божии – всемогущее действие во вселенной всесовершенного Бога, Единого, в точном смысле. Духа, наполняющего вселенную и все, что за пределами вселенной, не объемлемого вселенной (109, 83). Источник.

Сопротивление судьбам Божиим причисляется к начинаниям сатанинским… Враждебны воле Божией и Всесвятому Добру, исходящему от Бога, разум и добро падшего человеческого естества, порицаются и осуждаются им Судьбы Божии (109, 103). Источник.

Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас Судьбами Божиими во всех допущениях Божиих, как частных так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных (112, 84). Источник.

Старцы, собравшись, согласились между собой представить патриарху авву Исаака для рукоположения его во пресвитеры. Авва, услышав об этом, бежал в Египет и скрывался на поле, в траве. Отцы поспешно, отправились в погоню за ним. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел бродил по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва, и стал над ним. Утром старцы начали искать осла, а вместе с ним, к удивлению своему, нашли и авву. Они хотели связать его, но он не позволил им этого: «Я уже не убегу. Вижу, что на это есть воля Божия, и мне не уйти от нее, куда бы я ни убежал». Отечник (82, 246). Источник.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *