Об иконе

Молитва в этот день обладает особой силой и что все просьбы, которые сделаны от чистого сердца будут услышаны

В один из светлых дней на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, Мать Спасителя Мира. Этот день издавна считается днем великой радости. Верующие люди одеваются в чистые нарядные одежды и отправляются в Божьи храмы. Ими возносится к Небесам молитва Рождество Пресвятой Богородицы, благодарность и хвала Всевышнему за дарованное спасения, прощения грехов и возможность вечной жизни во Царствие Небесном.

Пред иконой Рождества Богородицы можно просить как за себя, так и за близких, друзей, недоброжелателей. Пред Пречистым Ликом полезно молить о даровании детей бесплодным женщинам. Матушка слышит все просьбы и никогда не игнорирует их. Она всегда предстательствует пред Своим Сыном о милости к людям, о спасении грешных душ, ведь каждый человек рождается во грехе.

Часто чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы по искреннему молению супругов дарует рождение долгожданного чада.

Любое молитвословие в адрес Богородицы способно успокоить исстрадавшуюся душу, избавить от тяжести перенесенных обид и несправедливых решений.

Особенно Царица Небесная беспокоится о заблудших душах, Она наставляет их на путь истинный, незримо ведет к исповеданию грехов и возвращает веру в Своего Сына.

Часто молитвенники воззывают Матерь Божию о предстательстве в воссоединении семьи, о помощи в налаживании любви между супругами, об искоренении обид и ссор.

Правила моления

Читать можно как стандартные молитвословия, так и выражать благодарность и просьбы своими словами. Молиться желательно в Святом Храме, но не возбраняется возносить слова молитвы в домашних условиях перед иконой, расположенной на иконостасе в Красном Угле. Обязательное условие — молитвенник должен быть членом Святой Соборной Апостольской Православной церкви, то есть крещеным в Православии христианином. Перед тем, как взять на себя молитвенный подвиг, рекомендуется заручиться благословением священника православного прихода, духовника. Желательно помочь нуждающимся, подать милостыню бедным и нищим, отдать десятину или любое посильное пожертвование в храм.

молитва должна идти из глубины сердца;

  • в момент обращения к Пресвятой Деве нужно отбросить гордыню и злобу, что является грехами, и проявить смирение и веру в силу молитвы;
  • молиться нужно постоянно, а не тогда, когда «приспичит»;
  • при молитве к Богородице о здравии своем или близких, в момент прогрессирования недуга, необходимо вызвать врача;
  • когда недуг начнет отступать от тела, ни в коем случае нельзя «отпускать» молитву, обязательно нужно благодарить Всевышнего, Пресвятую Марию и всех святых за поданное исцеление.

Молитва о зачатии ребенка

«О, Непорочная, Благословенная Дева Мария, у Господа выпрошенная святыми мольбами, Богу отданная, Господом любимая, избранная матерью Господа нашего Иисуса Христа по своей чистоте души и тела. Кто же прославит Тебя или не ублажит, ведь Рождение Твое – это наше спасение. Прими молитву нашу от недостойных рабов Твоих, не отринь мольбу нашего сердца.

Тебя прославляем вновь и вновь, Твое величие воспеваем, к Тебе припадаем с умилением, как к скорой заступнице чадолюбивой. Молим Тебя, испроси у Сына Твоего Иисуса Христа, Бога нашего одарить нас недостойных благочестивой жизнью, да будем жить мы, как угодно то Богу нашему, и с пользой для душ наших. О, Пресвятая Дева Мария, Царица небесная, призри со всею милостью Своею на рабов Твоих, к Тебе обращенных, которые не смогли еще обзавестись потомством, ниспошли Своим всесильным ходатайством исцеление от бесплодия.

О, Богородице, услышь наши молитвы, утоли скорбь и даруй мужество жить во благе. Смиренно прибегаем к Тебе и молим, испроси у Всемилостивого Господа нашего прощения за все грехи, нами содеянные по воли и без. И все, что в праведной жизни нужно будет нам, испроси у Сына Твоего, Христа Спасителя. Ты единственная надежда наша в час смерти, одари нас христианской кончиной и введи в Царство Господне. Со всеми святыми молим Тебя неустанно и прославляем единого Господа, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитвенные слова о защите детей своих звучат так:

«О Дева Мария Пресвятая Богородица, защити и окутай Своим покровом моих детей (имена), всех детей в нашем роду, подростков, младенцев, крещенных и неназванных, носимых в утробе матери. Покрой их ризою Твоей материнской любви, научи их страху Божьему и послушанию своим родителям, попроси Господа, Твоего Сына о даровании спасения им.

Я полностью полагаюсь на Твое Материнское смотрение, поскольку Ты есть Божественная Покрова всех раб Твоих. Пресвятая Дева, надели меня образом Твоего Божественного материнства. Исцели душевные и телесные недуги детей моих (имена), которые мы, родители, нанесли им своими грехами. Всецело вручаю Господу Иисусу Христу и Тебе, Пречистая Богородице, всю судьбу своих чад. Аминь».

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо».

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек». Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней». Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19), и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время, а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение».

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий, в люнетах над входом в храм, в конхах апсид. Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Оранта. Фрагмент росписи свода. Вторая половина III в. Катакомбы Каллиста. Рим С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей «всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников». Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Ампула Монцы. VI–VII вв. Византия, Палестина Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию», сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины». Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с «миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви».

Образ Божией Матери «Оранта». Фреска. Сербия. XIV в. Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова.

Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы, что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме, уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)». Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная). При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение». Икона Богоматери «Пантонасса». XV–XVI вв. Греция Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

«Какие мы наследники?»

Несмотря на неординарность и важность события, присутствие официальных лиц, торжественные облачения священнослужителей и строгий дресс-код бизнесменов, церемония открытия и освящения музея святой Ксении Петербуржской и зала с выставкой новгородских древнерусских икон в здании на Камской улице в Санкт-Петербурге прошла по-домашнему тепло и непомпезно.

Казалось, умиротворяло всё: добрый взгляд ведущего службу настоятеля храма Иконы Смоленской Божией матери на Васильевском острове в Санкт-Петербурге отца Виктора Московского, усердное песнопение маленького церковного хора, где особенно старались мужчины, рука матушки регентши, ласково опускающаяся на голову малышки-дочери, когда та, отвлекаясь от пения, начинала глазеть по сторонам, неторопливый обход настоятелем помещений второго этажа здания Попечительства святой Ксении Петербуржской для окропления их святой водой.

И речи по поводу события были произнесены не церемониально, от души.

— Сегодня в этом доме особый праздник, особый день, ныне мы освящаем музей Ксении Блаженной и эту замечательную выставку новгородских икон, которая всех нас собрала воедино, — говорил отец Виктор. — Действительно радуется сердце – такие залы, такие иконы! Ведь икона – это образ, живой первообраз нашего Господа и Спасителя мира, Божьей матери, наших святых угодников, и в частности Ксении Блаженной – нашей покровительницы, нашей молитвенницы Петербургской. Когда я поднимался на второй этаж, увидел образ Ксении Блаженной — прекрасно исполненный, в керамическом киоте. Вот она смотрит на нас и приглашает: заходите, здесь всем места хватит. И действительно мы пришли сегодня к ней в гости, в её дом, с её благословения. Без иконы мы, православные, не можем жить. Встаем утром – к чему подходим? К иконе подходим. К образу Спасителя, святых угодников божьих. Делимся, молимся, призываем, просим, благодарим – опять-таки через икону.

— Я верю и надеюсь, — продолжил настоятель, — что эти залы будут пополняться другими экспозициями, другими выставками икон – а в Новгороде много разных икон, это особая новгородская школа. Но и мы будем стараться пополнять свой маленький отсек иконами Ксении Блаженной и тем, я бы сказал, имуществом, которые будут нам напоминать о её жизни. Я сегодня вижу здесь камзол из того времени, в котором жила Ксения Блаженная, её небольшую скульптуру, и те пятаки, которыми она благословляла и освящала всех приходящих. Думаю, что музей будет пополняться. Всех благодарю за эту молитву, за этот день, за эту нашу радость, которую все мы сегодня имеем в этом замечательном музее Ксении Блаженной и музее новгородской иконы.

Приехавший на «особое празднество» из Великого Новгорода епископ Юрьевский Арсений напомнил, что древнерусская икона и новгородская икона, в частности, имеет совершенно особое значение и в истории древнерусского искусства, и всех виднейших школ иконописи, таких, как Московская, Псковская.

— Новгородская иконописная школа является наиболее масштабной и полнокровной в силу самобытного исторического пути и духовной культуры Новгородской Руси, и не в последнюю очередь в силу того, что Новгород счастливо избежал ордынского нашествия, — сказал отец Арсений. — И поэтому для профессиональных искусствоведов и для тех людей, которые занимаются изучением на профессиональном или любительском уровне истории церковного искусства, целый пласт древнерусского искусства немыслим без новгородской иконописи, новгородской архитектуры, новгородской фрески.

На нынешней выставке, отметил он, представлены копии некоторых знаменитых икон – старинных икон из иконописного собрания Великого Новгорода. Этих шедевров, конечно же, гораздо больше. Некоторые из них занимают достойное место в Третьяковской галерее, в экспозиции Успенского патриаршего собора Московского Кремля. А в самом Новгородском музее, может быть, самая полная в России выставка древнерусской иконы.

— Обычно, когда я рассуждаю об иконах с амвона на проповеди, — отметил викарий Новгородской епархии, — привожу мысль о том, что с этих икон обращены к нам лики наших далёких предков по вере и по плоти. В их глазах стоит невольный вопрос: насколько мы, сегодняшние, христиане, члены нашего общества и Отечества, достойны их памяти, являемся их наследниками в вере, духе, любви к Богу и людям. Видоизменяя, перефразируя эту мысль, хочется сказать вот о чём. Эти шедевры древнерусского искусства были созданы нашими предками. В этих ликах сквозит их духовное богатство. И как важно нам сегодняшним задавать себе вопрос: является ли их духовный мир, их духовное богатство продолжением нашего, или мы, к сожалению, что-то потеряли. Если да, то — что нужно для того, чтобы это вернуть?

Маленький проект в державном стиле

Вместе со священнослужителями особые слова благодарности организаторам музея и выставочного пространства для новгородских икон высказала генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. Они были обращены к предпринимателям москвичу Александру Опалинскому и петербуржцу Юрию Жельне, а также представителю московской мастерской «Софийская набережная» Кириллу Звереву.

— Конечно, очень важно организовывать державные выставки с огромными коллекциями, с участием многих музеев и организаций, которые хранят духовное и материальное наследие, — сказала Наталья Григорьева. — Но мне кажется, что именно такие небольшие проекты, такие выставки, которые связывают человеческие судьбы, которые иногда рождаются из неожиданных встреч и предложений, основанные на профессионализме и сотрудничестве, становятся большим и очень важным событием для каждого, кто сумеет к ним прикоснуться, понять, принять. Кто захочет в последующем приехать в Великий Новгород, на родину России, в центр православия, посетить Новгородский музей-заповедник, который является хранителем многовековой истории.

— Добрые дела свершаются добрыми людьми, — заключила руководитель Новгородского музея. — Поэтому вам искренняя благодарность и поклон. И мы надеемся на серьёзное партнёрство и в будущем.

Новгородский музей-заповедник обладает одним из лучших собраний русской иконы. А экспозиция икон, представленная в здании бывших Присутственных мест в Новгородском кремле, является самой большой в мире — более десятка залов, почти 300 икон. Экспонировать эти иконы за пределами музейных стен практически невозможно. Многовековые экспонаты слишком ценны, чтобы подвергать их опасностям транспортировки. Но благодаря современным технологиям увидеть лучшие образцы новгородской коллекции смогли уже тысячи людей.

Сотрудники музея-заповедника отобрали для инновационного проекта «Безмолвная проповедь. Новгородская икона ХIII-ХVI веков» 12 мировых шедевров, способных представить как этапы развития искусства иконописи, так и его стилистическое своеобразие. В их числе древнейшая русская подписная икона «Св. Николай Чудотворец» 1294 года мастера Алексы Петрова, «Покров Богоматери» конца XIV столетия, «Битва новгородцев с суздальцами» середины ХV века и «Деисусный чин и молящиеся новгородцы» 1467 года, отличающиеся редким иконографическим изводом. Помимо храмовых образов в состав выставки включены иконы из деисусного чина, дающие представление о высоком иконостасе – неотъемлемой части убранства древнерусского храма.

Высококачественные копии выполнены в технике ультрафиолетовой печати по левкасу в размер оригинала. Это первый в России опыт копирования в подобной технике столь древних и больших по размеру икон.

«Капусту, что ли, в бассейне солить?»

Прежде, чем перейти к рассказу о том, как же всё-таки родилась и воплотилась идея создания необычного музейного объекта в Санкт-Петербурге, приведу ответные слова Александра Опалинского. Отмечу, что он, встретивший нас за пару часов до церемонии в рабочей форме – в джинсах и свитере, по-рабочему деловитый и серьёзный, на торжественное мероприятие пришёл одетый с иголочки, заметно волновался и, кажется, смущался вниманием.

Его речь, обращённая к собравшимся, была чрезвычайно короткой:

— Спасибо Богу за всё. За то, что сегодня мы здесь. Спасибо, батюшка, что поверили в нас, спасибо всему коллективу. Мы с партнёром стоим, смотрим и думаем: с нами ли это происходит? Нашу работу можно было представить, как реку — мы плывём, и куда бы ни пристали, все с пониманием относились к нашим делам, все шли навстречу. Я хочу сказать, что за спиной у нас как будто бы стояла Ксения Петербуржская и реально помогала. Иногда казалось, что какие-то вещи просто не сделаешь. Но всё у нас получилось. И мы рады видеть вас всегда в этом святом месте.

Уже после того, как улеглись эмоции от торжественного открытия, Александр поделился, как он стал «организатором этой истории».

— Мы сюда, в Петербург, пришли года четыре или пять назад. Мы занимаемся сопровождением паломников, сотрудничаем с РПЦ. Паломников здесь очень много, появилось понимание, что их надо кормить. Это здание было в заброшенном состоянии. Об этом долго рассказывать, я просто не передам словами того, что здесь было — земляные полы, тут в своё время даже баня была, сохранился бассейн, не знаем, что с ним делать, — шутит Александр, — капусту, что ли, солить. — Мы сделали трапезную. Восстановили первый этаж, денег ни у кого не просили, делали за свои заработанные. И подумали — почему большой город с такой великой святой не имеет площадки, где историю Ксении Петербуржской, какие-то этапы её подвижничества можно показать. По благословению батюшки, отца Виктора Московского, мы начали потихоньку-потихоньку делать ремонт.

Юрий Жельне, питерский предприниматель, не возражающий, чтобы его с товарищем называли меценатами, добавляет:

— Мы занимались организацией пространства на втором этаже этого забытого, никому не нужного здания. Это ремонт, создание интерьера по образу музея и его наполнение. Целый год я вёл этот проект.

Стоит обратить внимание на то, что предприниматели никакого образования в музейной сфере не имеют. Но они рады, что задуманное, в том числе создание экспозиции древнерусских новгородских икон, осуществилось – с помощью Новгородского музея-заповедника и мастерской «Софийская набережная». «Обстоятельство вылилось вот в такую площадку, которая, надеемся, займёт хорошее место среди музейных площадок Санкт-Петербурга», — констатируют они.

Права Наталья Григорьева: иногда интересные идеи рождаются при неожиданных встречах.

Александр Опалинский однажды посетил Новгород по своим предпринимательским делам. В Новгородском музее встретился с Исаком Фрейдманом, советником генерального директора, которого в учреждении прозывают «специалистом по спецпроектам», и куратором действующей уже к тому времени передвижной выставки «Безмолвная проповедь. Новгородская икона ХIII-ХVI веков». Двенадцать высококачественных копий икон из собрания Новгородского музея-заповедника с успехом экспонировались в городах России, Эстонии, Словакии, Франции.

Так и возникла идея привезти выставку в Санкт-Петербург и разместить её в посещаемом паломниками месте – в приведённом в порядок старинном здании, расположенном прямо у входной арки Смоленского кладбища, где находится часовня святой Ксении Петербуржской.

Справедливости ради надо сказать, что первым опытом сотрудничества Новгородского музея и Александра Опалинского стало то, что по инициативе предпринимателя работа выставки – в прошлом году — была организована в Москве, в Музее современного искусства.

Наталья Григорьева и Исак Фрейдман отмечают, что в Питере предприниматели – инициаторы проекта потрудились на славу: сделали периметр – обеспечили охранную зону здания, а залы для экспонирования икон оборудовали с учётом всех требований к музейным помещениям.

«С Новгородом у нас прекрасная история»

Что же касается самих копий уникальных произведений новгородской иконописи, то о них с не меньшим, чем у бизнесменов, энтузиазмом рассказал Кирилл Зверев, заместитель директора компании «София» (ООО «Софийская набережная»), которая производит по новой технологии копии икон для музеев, храмов и частных лиц. Кирилл является руководителем проекта «Святые лики». В его отделе работают 60 человек, во всей компании — порядка 400 человек.

— С Новгородом у нас прекрасная история. С новгородской экспозицией может сравниться только экспозиция Третьяковской галереи, наверно. И когда Новгородский музей попросил нас исполнить копии, а мы этим занимаемся давно, для нас это было просто счастье.

Это была очень тяжёлая работа, признаётся Кирилл. Над экспонатами выставки в мастерской работали более полугода.

— Мы делаем полный цикл – сами снимаем, приезжает наш фотограф, — поясняет он. — Потом идёт долгая работа с файлами, потом изготовление самой доски и грунтование, левкас. Мы всё делали сами, но исключительно под руководством музея, всю работу оценивали искусствоведы. Получилась выставка из 12 икон.

— Сколько времени уходило, чтобы сделать копию одной иконы?

— Сделать доску для относительно крупного производства, как наше, большого труда не составляет, это две недели, — отвечает Кирилл. – Но самое сложное – это работа с файлом. Просто подойти к иконе, сфотографировать её и напечатать копию — не получится. Её собирают из большого количества кусков, подгоняют их под одну яркость, под один контраст, один цвет. Потом общий сведённый файл мы отсылаем в музей, и начинается долгая кропотливая работа — где-то не та яркость, где-то нужно чуть изменить цвет. По каждой цветопробе собирается худсовет, анализирует, оценивает. И когда всё изображение по цветопередаче близко к идеальному, тогда мы уже делаем доску. Для изготовления используется древняя технология — это настоящие доски, липа и дубовые шпонки. Грунт, правда, современный. На доску наносится высококачественная печать, ультрафиолетовым принтером. Это не наклейка, это не бумажка. Если вы были у стоматолога, знаете, цемент, из которого делают пломбы, застывает под ультрафиолетовой лампочкой. Здесь принцип аналогичный, используются краски, отверждаемые ультрафиолетом. Принтер размером с комнату, ездит над доской, и выходит затвердевшее изображение. Дальше технический лак, крепежи и так далее. Копия готова.

Кстати, Новгородский музей-заповедник вместе с мастерской «Софийская набережная» сделали открывшемуся музею Ксении Петербуржской подарок – копию иконы святой.

А в настоящее время, раскрыл секрет Кирилл Зверев, в проекте «Святые лики» заканчивается работа над копией ещё одной новгородской иконы – древнейшей в России иконы «Апостолы Пётр и Павел». Так благодаря новым технологиям «невыездными» из-за своей ценности шедеврами иконописного искусства могут теперь любоваться в других городах нашей страны и за рубежом. Тем более что высококачественные копии ничуть не отличаются от оригиналов.

Кирилл, к слову, сопровождал экспонаты «Безмолвной проповеди» в нескольких поездках, в том числе и за границу.

— Этой выставке, наверно, уже года три. И три года я счастлив, — с удовольствием делится он.

Впрочем, в счастье он не одинок. Такие же эмоции мы увидели у всех, кто так или иначе оказался причастен к этому маленькому, как его скромно оценили инициаторы и организаторы, проекту. Маленькому проекту, который несёт большую радость глубинного познания – истории и человеческой сути.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Сергей БРУТМАН

Смотреть фоторепортаж

Об иконах экспозиции «Русская икона XI-XIX веков» Новгородского музея-заповедника читайте:

Легенда о «Круглой доске»

Лучшее переняли у Византии

Главное назначение иконы — вызывать молитвенное состояние, считает наместник Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий. В качестве приглашенного гостя он посетил 11 сентября вернисаж в Государственном Эрмитаже. Крупнейший музей России открыл выставку поствизантийских греческих икон из коллекции Эмилиоса Велимезиса.
«Для меня как для православного человека важно не авторство икон, не то, что они написаны Эль Греко или каким-то другим мастером. Для меня икона — не предмет искусства, и важнее всего то, что перед иконами молятся, и некоторые из них становятся по молитвам чудотворными — вне зависимости от техники их написания и эстетического совершенства», — отметил владыка Назарий в беседе с корреспондентом «Воды живой».
По мнению епископа, «если икона одухотворенная, она вызывает молитвенное состояние». Он положительно относится к тому, что многие люди собирают и хранят святые образы, ведь это одна из возможностей их сохранить.
«Хотя, конечно, то, что иконы находятся в музее, для меня нонсенс», — добавил владыка Назарий.
Греческие иконы пользуются особым почитанием в России, где никогда не забывали, что из Византии пришла к нам православная вера.
Коллекционер Эмилиос Велимезис, чье собрание XVI-XVIII веков можно увидеть в Эрмитаже до 13 декабря, собирал иконы с 1935 по 1946 год. После его смерти родственники экспонируют свое наследие по всему миру. В Россию коллекция привезена впервые.
Представленные иконы относятся к XVI-XVIII векам, когда Византиийская империя прекратила существовать как государство, но ее художественная культура продолжала развиваться. Этот период получил название поствизантийский. Часть икон написаны мастерами знаменитой школы на острове Крите, в которой византийские традиции испытали сильное западноевропейское влияние.
Большинство экспонируемых икон писалось для рядовых заказчиков или небольших церквей, и в этом их обаяние. Они обладают очарованием и простодушной наивностью. Эта «массовая продукция» создает культурный фон, благодаря которому древние традиции Византии сохранились в веках и вдохновляют современных иконописцев.
С древних, изъеденных жучком-древоточцем, досок на нас смотрят суровые лики православных святых, отдавших жизнь за Христа. Задумчивый взгляд Богоматери проходит словно сквозь нас — Ей открыто то, что недоступно нам, смертным. Младенец Христос нежно прижимается к лику Матери, как простой ребенок, — словно не суждено Ему принять Крестные муки за род человеческий.
Вглядываясь в иконы, выставленные в музеях, следует помнить не только (и не столько) о внешней живописной красоте, но не забывать об их главном назначении — дарить человеку веру, надежду и любовь.
На снимках — иконы из собрания Эмилиоса Велимезиса.
«Вода живая»,

  1. Икона Всех Святых — история образа
  2. Значение иконы Всех Святых
  3. В чём помогает святыня?
  4. Молитва Всем Святым

Православная иконография – удивительная область искусства, в которой выразительные метафорические образы из Библии и житий Господних угодников зримо воплощаются с помощью стилизованных техник и неординарных приёмов работы. Именно подобное сочетание позволяет создавать лучшие сакральные произведения, к которым справедливо причислены иконы всех святых — фото и их значение, а ещё то, с какими просьбами обращаются к данной реликвии, изложены в нашей статье!

Икона Всех Святых — история образа

С конца IV – начала V ст. в христианстве установлен праздник Святых, по миру просиявших. В этот день поминают как канонизированных подвижников, так и тех, чьи имена по каким-то причинам остались неизвестными. Подобная традиция возникла на основании слов из «Откровения Иоанна Богослова»: пророк вдохновлённо описывает представшего перед ним Агнца – Иисуса Христа, жертва которого избавила человечество от первородного греха. Престол Творца окружали «тьмы тем и тысячи тысяч» людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, и ангелы, и животные, и все они славили Бога.

В православии день Всех Святых выпадает на первое воскресенье после Святой Троицы (так подчёркивается роль Духа, который снизошёл на каждого подвижника), а в католичестве оно имеет фиксированную дату – 1 ноября. Этот праздник является своеобразным рубежом в годовом цикле молебнов: после него прекращаются песнопения Цветной Триоди (особых стихиров из трёх строк) и начинается исполнение Октоиха – молитвословий, разделённых на 8 голосов.

Старейшие реликвии в честь торжества написаны в X-XV ст. Изначально святые поклонялись именно Агнцу, стоя возле Него на коленях и протягивая Иисусу Христу свои мученические венцы. Но постепенно такая трактовка сменилась другой, где в центре произведения располагалась Троица либо Саваоф, рядом восседала Дева Мария и парили ангелы, а в сфере вокруг них (реже – в размещённых внизу арочных проёмах) находились праведники. Кроме того, сохранились фото иконы XVIII ст., где к рисунку добавлены миниатюрные изображения-клейма «Лоно Авраамово», «Распятие на Голгофе», «Коронование Богородицы» и «София».

Святыни с этим сюжетом часто встречаются на Афоне – в частности, они есть в монастырях Кутлумуш, Пантократор, Каракал, Новом Ските, обители Павла Ксиропотамского и Ставроникита. Похожая роспись, выполненная нидерландскими художниками Губертом и Яном ван Эйк, украшает алтарь в соборе св. Бавоне в Генте. Подобные реликвии создавали и столь знаменитые живописцы, как Фра Беато Анджелико и Альбрехт Дюрер.

Популярные товары

-15%

Святой благоверный князь …

353 грн

-15%

Благоверный великий князь …

353 грн

-15%

Благоверный великий князь …

353 грн

-15%

Святитель Димитрий …

353 грн

-15%

Святой благоверный князь …

353 грн

Святая блаженная Ксения

415 грн

Святой мученик Валерий …

415 грн

Святой преподобный Алексий, …

415 грн

Святая мученица Татьяна

415 грн

Святая мученица Раиса

415 грн

Преподобный Нестор …

415 грн

Введение во храм Пресвятой …

415 грн

Святая мученица Неонилла …

415 грн

Святая праведная Лия (Лилия)

415 грн

Святые мученицы Вера, …

415 грн

Икона «Собор Пресвятой …

415 грн

Святая блаженная Ксения …

415 грн

Святой Максим …

415 грн

Икона «Собор преподобных …

415 грн

Святой апостол и евангелист …

415 грн

Святой мученик Маркиан

415 грн

Святой благоверный князь …

415 грн

Святая равноапостольная …

415 грн

Святой благоверный князь …

415 грн

Значение иконы Всех Святых

Согласно посланию апостола Павла к Ефесянам, каждому человеку дана благодать по мере дара Господнего, и сподобиться её можно как праведной жизнью, так и смертью во славу Творца. Из этого следует, что святость не зависит от того, был ли подвижник признан церковью – существуют безвестные мученики и страстотерпцы, сведения о которых не дошли до наших дней. Не менее важными были деяния просветителей, мудрецов, миссионеров и правителей, внёсших свой вклад в распространение христианской веры – икона всех святых напоминает и о них.

Кроме того, реликвия является олицетворением Церкви Торжествующей, или Небесной. Это собрание всех праведных последователей Иисуса, возглавляемое самим Спасителем. Такая конгрегация свободна от недоразумений, конфликтов и разногласий, пронизана любовью, миром, взаимопониманием и радостью. Иными словами, образ демонстрирует идеальный пример самозабвенного служения Творцу, когда утрачивает смысл любое неравенство и земные различия.

В чём помогает святыня?

Данная икона утешает, поддерживает в сложных жизненных ситуациях, дарит спокойствие и надежду на лучшее, изгоняет печаль, уныние, тягостные переживания. Она укрепит Вас в вере, защитит от искушений и сомнений, позволит обрести стойкость и смирение в неблагоприятных обстоятельствах, подскажет правильное решение.

А ещё Вы можете взывать не ко всем подвижникам, запечатлённым на святыне, а к какому-либо конкретному праведнику. Например, православные мастера изображают на реликвии архангела Михаила, побеждающего зло и недобрые страсти, Ксению Петербуржскую, которая покровительствует молодым девушкам, замужним женщинам и матерям, Георгия Победоносца (заступника военных, фермеров и земледельцев), Николая Чудотворца – одного из наиболее чтимых и могущественных христианских святых. Также на образе присутствуют Пантелеймон Целитель, Иоанн Богослов, евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука, Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский и многие другие Божьи угодники.

Купить икону из янтаря, любовно изготовленную в нашем интернет-магазине, стоит всем, кто стремится к отпущению грехов и спасению души!

Молитва Всем Святым

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *