Обломовщина сегодня

Сочинение

Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в виду не точность дат, не достоверность места действия, а то, что мастера слова подмечают такие черты характера, которые свойственны не одному человеку, а многим. Таким образом, перед нами предстает герой не сам по себе, а как представитель определенного поколения (Печорин из «Героя нашего времени»), слоя общества (Фамусов из пьесы «Горе от ума») или даже целого народа.
Именно представителем целого народа и является главный герой романа «Обломов». Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
Чем же отличается Обломов от других героев русской литературы? Тем, что он смертельно болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
Обломовщина — это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Еще в середине XIX века Добролюбов писал: «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта, мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Но, читая роман сегодня, в XXI веке, я спрашиваю себя, ушла ли обломовщина вместе с девятнадцатым столетием? Не продолжаем ли мы бояться перемен? Не хватаемся ли за прошлое, пытаясь удержать день минувший?
Я думаю, что обломовщина никуда не ушла. Она живет рядом с нами… она живет в нас. Я замечаю даже за собой, что я боюсь начать новое дело, потому что не знаю, способен ли я довести его до конца. Хватит ли у меня сил, возможностей, знаний и терпения. Поэтому часто мои начинания заканчиваются, так и не начавшись.
Я также замечаю, что это происходит не только со мной. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе.
Трагедия наша в том, что мы, ничего не делая, все же имеем свои стремления и желания. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда бы нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
Что заставляет нас бояться и не доверять себе? Как вырваться из порочного круга, который мы сами нарисовали и запретили себе выходить за его рамки? Кто же, наконец, сдвинет людей с места всемогущим словом: «Вперед!», о котором так мечтал Гоголь… До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе.
Обломовщина терзает нас не одно столетие. Неужели мы так свыклись с этой язвой, что даже не собираемся с ней бороться? Как начать действовать? Как изменить свою жизнь?
Нужно изменить себя. Самое главное — сделать первый шаг: перестать бояться. Себя, людей, будущего, обстоятельств, проблем и трудностей. И нужно сделать это непременно сегодня, потому что завтра может быть уже поздно. И все, что нам останется, это старый засаленный халат и диван, лежа на котором мы будем мечтать, «а хорошо бы все это сделалось».
В русском языке есть несколько слов, обозначающих людей, которые боятся перемен. Например, «консерватор», «ретроград». И в наших силах сделать так, чтобы эти слова стали устаревшими, вышедшими из активного употребления.

Другие сочинения по этому произведению

«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману И. А. Гончарова «Обломов») «Сон Обломова» (Анализ эпизода из романа И. А.Гончарова «Обломов») «Его нравственная стихия — инерция и безмятежность» (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Жизнь моя началась с погасания Мысль семейная» в романе «Обломов Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин). «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?» «Отчего я другой?» (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова «Обломов») «Философия покоя» Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Авторская позиция в романе «Обломов» Анализ эпизода «Прощальная встреча Обломова и Ольги» Анализ эпизода прощания Штольца с Обломовым Андрей Штольц — надуманность образа (роман «Обломов») Андрей Штольц как «человек действия». Антиподы ли Обломов и Штольц? Антитеза как композиционная основа романа «Обломов» В чем причины «обломовщины» (глава «Сон Обломова»)? В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Вечные образы в романе «Обломов» Все мы в душе Обломовы Встреча Обломова со Штольцем (анализ 3-ей главы II части романа И. А. Гончарова «Обломов»). Герои романа И. А. Гончарова — Обломов и Алексеев Гончаров и «натуральная школа»: точки пересечения и расхождения. (Первая часть романа.) Два женских характера в романе И. А. Гончарова «Обломов». Два лика любви в романе И. А. Гончарова «Обломов» Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов» Диван — трон Обломова (сочинение-миниатюра) Дружба Обломова и Штольца Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова «Обломов»? Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов» Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Захар — второй Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова (По роману «Обломов») Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману «Обломов”) Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» Идейно-художественное значение писем в романе И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов» Илья Обломов — объект сатиры или жалости (Роман Н. А. Гончарова «Обломов») Илья Обломов и Ольга Ильинская Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века И.А.Гончаров «Обломов») Как Илья Ильич становится «обломовым»? Какие чувства во мне вызывает Обломов? Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Кто нужен России: Обломов или Штольц? Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына Любовь Обломова Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына Мини-сочинение «Обломов и его окружение» Мир города Калинова и Обломовка Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов» Можно ли, на ваш взгляд, назвать И. И. Обломова трагическим лицом? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов» Нравственная проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» Обломов — барин и человек Обломов — национальный характер Обломов — общечеловеческий тип. Обломов и «другие» (сочинение-миниатюра по 8 главе романа И. А. Гончарова «Обломов») Обломов и «лишний человек» Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов» Обломов и Захар в романе И. Гончарова «Обломов» Обломов и «обломовщина» Обломов и обломовщина (по роману «Обломов») Обломов и обломовщина (По роману И. А. Гончарова «Обломов») Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Обломов и обломовщина как явление русской жизни Обломов и Штольц Обломов и Штольц (по роману «Обломов») Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова «Обломов») Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Обломов среди «лишних» людей (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Обломов- «голубиная душа» или «лишний человек»? Обломов: его сущность, характер и судьба Обломовка во сне и наяву Обломовщина в наши дни Обломовщина и штольцевщина как типы жизни Обобщающая сила образа Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Образ Андрея Штольца Образ Захара Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова Образ Обломова Образ Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов» Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов» Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова «Обломов») Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна пшеницына (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»). Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И.А.Гончаров. «Обломов».) Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А.Гончарова «Обломов») Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ 10 главы второй части романа И.А.Гончарова «Обломов») Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ 10-й главы второй части романа И. А. Гончарова «Обломов») Письмо Обломова Штольцу Письмо Обломову в позапрошлый век (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Письмо Пшеницыной Портреты и интерьеры в романе Гончарова «Обломов» Потрет как средство создания образа в романе «Обломов» Почему Андрей Штольц не смог изменить образ жизни Обломова? Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»). Почему Захар еще больше Обломов чем сам Илья Ильич Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым? Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова? Почему Обломов лежит на диване? (По роману И. А. Гончарова «Обломов») Почему Обломова нельзя назвать отрицательным персонажем? Почему Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова? (по одноименному роману И.А. Гончарова) Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова «Обломов») Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Причины деградации Обломова Причины появления «обломовщины» Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «Обломов» Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» Пути, которые не выбирал Обломов Пути, которые не выбрал Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Развитие отношений Обломова и Ольги Роль сна Обломова Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман «Обломов» в русской критике Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателя Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным) Роман И. А. Гончарова «Обломов» как монография С каким цветком вы бы сравнили Ольгу Ильинскую — героиню романа И. А. Гончарова «Обломов»? Смысл оппозиции Обломов-Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов» Сон Обломова Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов»). Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» Социально-психологические причины «обломовщины» Сочинение по роману «Обломов» Спор Обломова и Штольца. Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца Сравнительная характеристика Обломова и Штольца Становление Обломова Столкновение мечты и реальности в жизни Обломова (по одноименному роману И.А. Гончарова) Счастье в понимании Обломова и меня. Сюжетные антитезы в романе «Обломов» Тема движения и покоя в произведении И. А. Гончарова «Обломов» Тема любви в романе «Обломов» Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов» Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова «Обломов» Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова «Обломов» Характеристика Обломова Характеристика Обломова и Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Художественное мастерство Гончарова в раскрытии человеческих характеров (по роману «Обломов») Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» Художественные особенности романа Гончарова «Обломов» Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» Человеческие типы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Черты русского национального характера в Обломове Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Штольцы и Обломовы в наше время Критики Добролюбов и Дружинин о романе «Обломов” Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов» Мое отношение к Обломову Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем Ядовитое слово «Обломовщина» В чем состоит трагедия жизни Обломова Система образов романа «Обломов» И. А. Гончарова Полнота и сложность характера Обломова Характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны Характеристика образа Обломова Ильи Ильича Сравнение персонажей: Обломов и Захар Сон Обломова. Анализ эпизода Черты, сблизившие Обломова с Пшеницыной Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова Обломов и Ольга Ильинская Первое впечатление от романа Гончарова «Обломов» Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов» Различия в характерах героев Обломов и Штольц Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов» Замысел и план романа «Обломов» Почему Обломовщина актуальна и сегодня? Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца Может ли быть «лишним” хороший человек? (2) Cон Обломова «Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов») Роль Штольца в романе Гончарова «Обломов» Испытание любовью(по роману И.А. Гончарова «Обломов») Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» Художественное мастерство И Гончарова в романе «Обломов» Характеристика образа Штольца Андрея Ивановича Сюжет и композиция романа «Обломов» Главные персонажи в романе «Обломов» Круг интересов Обломова (сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов») Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова Что есть любовь в жизни Обломова Одна из главных трагедий романа — трагедия Обломова Характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича Характеристика Софьи и Молчалина Первая часть романа «Обломов» Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова Чацкий и Софья Тема жизни в романе «Обломов» «У любви тысячи аспектов и в каждом из них – свой свет своя печаль свое счастье и свое благоухание» (К Г Паустовский) (По роману И А Гончарова «Обломов») Андрей Штольц как антипод Обломова (2) Любовь в романе «Обломов» Особенности композиции романа «Обломов» Отражение пороков общества в романе Гончарова «Обломов» История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов» Обломов — романтик мечтающий о тихом семейном счастье Счастливы ли герои романа? («Обломов») Ольга Ильинская и ее роль в жизни Обломова (по роману Гончарова «Обломов») Ольга Ильинская: спасительница или предательница Образ Ольги Ильинской стремление к высшему идеалу русской женщины в любви Обломов и Ольга Ильинская. Была ли любовь «Человек сам создан устраивать себя и даже менять свою природу» (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Любовь Ольги к Обломову «Нет счастья в бездействии…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума» и роману Гончарова «Обломов») Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова Особенности композиции Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова Сон Обломова» в романе И.А. Гончарова «Обломов Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Тема рабства в романе «Обломов» Может ли быть «лишним” хороший человек? (1) Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) Штольц персонаж романа Гончарова «Обломов» Захар — слуга Ильи Ильича Обломова Анализ характеров персонажей в романе «Обломов» Характеристика образа Марьи Михайловны Размышления о смысле и проявлении высшего человеческого чувства в романе Ивана Гончарова «Обломов» Общественные идеалы Штольца в романе «Обломов» «Хрустальная душа» томящаяся в безделье (по роману Гончарова «Обломов») Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова Можно ли считать образ Обломова негативным Крепостнический уклад России в романе «Обломов» Проблема влияния среды на человека Новый ли человек Штольц? (1) Женские образы в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов» Тема счастья в романе И.А. Гончарова «Обломов» Нужен ли нам Обломов Испытание любовью Обломов и Ильинская (сочинение по роману И А Гончарова «Обломов») «Счастье есть дело судьбы ума и характера…» (По роману Гончарова «Обломов») Образ Андрея Штольца в романе И А Гончарова «Обломов» «Воспитание – великое дело им решается участь человека…» (В Г Белинский) (По роману И А Гончарова «Обломов») Загадочный Андрей Штольц (о романе «Обломов» И. А. Гончарова) История создания романа «Обломов» И. А. Гончарова Чацкий и Скалозуб Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой Существенно ли Обломов отличается от большинства людей ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» Обломов и Штольц сверстники и товарищи Женские образы в романах И.С.Тургенева «Отцы и дети» иИ.А.Гончарова «Обломов» Как мог дойти до рабства Илья Ильич Обломов Типичный представитель дворянства Почему роман начинается с описания внешности главного героя Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова Судьба Обломова — это судьба многих дворян середины XIX века Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова Мерная жизнь Обломова в одноименном романе Гончарова Характеристика образа Мухоярова Ивана Матвеевича Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова Диван — трон Обломова Есть ли Обломовы и Штольцы сегодня Что сгубило Обломова привело его в состояние полной апатии Нужны ли Обломовы России? Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. (И.А.Гончаров. «Обломов») Антитеза «Обломов” Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века (По роману «Обломов») ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И «ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова «Обломов» Сказка из «Сна Обломова» Пути в жизни которые мы выбираем сами (на примере романа «Обломов») Ум и сердце в судьбах героев романа «Обломов» Спутницы Обломова Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов» Спутницы Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов») Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Сонный покой снова обволакивает Обломова Что же такое обломовщина и как она проявилась в характере Сочинение на тему «Силен или слаб Обломов?» Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ 10 главы второй части романа И.А. Гончарова «Обломов») Штольц как антипод Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» Обломов — типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России Комическое и трагическое в романе И А Гончарова «Обломов» Обломов как русский человеческий тип Роль любовной интриги в романе И.А. Гончарова «Обломов” Комическое и трагическое — Гончаров Сочинение по роману «Обломов» Кто нужен России Обломов Штольц Андрей Иванович — один из главных героев Странная комедия (пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума») О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Лень и жадность отличительные черты героев романа «Обломов» Штольц тип «нового человека» практического деятеля Человеческие отношения главных героев в романе И А Гончарова «Обломов» Предметный мир в романе А. И. Гончарова «Обломов» Споры вокруг фигуры Ильи Ильича Обломова В чем же секрет романа «Обломов» Анализ письма Обломова Поэтическое миросозерцание Гончарова Жанровая колоритность романа В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу Софья и Лиза: два характера и две судьбы Характеристика образа Захара «У истинного таланта каждое лицо — тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…» (По роману Гончарова «Обломов») «Томительность» ума Ольги в романе «Обломов» Своеобразие повествовательной манеры в романе «Обломов» И. А. Гончарова Социальное и вечное в комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта Роль любовной интриги в романе Гончарова «Обломов» В поединке Обломова и Штольца не может быть победителя Мечтательность как причина деградации Обломова редметный мир в романе А И Гончарова «Обломов» Мысль семейная Можно ли считать «Обломов” романом о любви Обломов раб своих рабов Поиски положительных начал русской жизни Разбор сюжета романа «Обломов» Два восприятия мира (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Контрастность образов – Штольц и Обломов Гоголевские традиции в романе И.А. Гончарова «Обломов” Идеальный женский характер Какое впечатление на меня произвело описание героя Обломов пассивный протест против окружающего зла(по роману И. А. Гончарова «Обломов») Ильинская Ольга Сергеевна — одна из главных героинь романа Обломов и Адуев младший сходное и различное Роман И.А. Гончарова «Обломов» — классика русской литературы «Главный узелок нашей жизни все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы» (По роману Гончарова «Обломов») Превращение провинциального мечтателя в делового, предприимчивого человека (по роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история») Художественные особенности комедии «Горе от ума» Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов» Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А. Гончарова «Обломов») Мифологические модели мира в романе И.А.Гончарова «Обломов» Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов». Нравственная проблематика в романе И. А. Гончарова «Обломов» Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов» Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов» «Воспитание — великое дело им решается участь человека » (В Г Белинский) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) (по роману И А Гончарова «Обломов») Илья Обломов — «мирный зритель боя» «Сон Обломова» разъясняет, что такое «обломовщина» Андрей Штольц как антипод Обломова (1) Силен или слаб Обломов? Ольга Ильинская — центральный положительный образ романа «Обломов» Сложная взаимосвязь рабства и барства в романе «Обломов» Художественные особенности романа «Обломов» Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума» Современное общество показанное в романе «Обломов» Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И.А.Гончарова «Обломов» Столкновения «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» — И «ВЕКА МИНУВШЕГО» Сочинение по роману И. А. Гончарову «Обломов» Новый ли человек Штольц? (2) Что мы узнаем о личности Обломова из начала романа Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов» «Жизнь скучна без нравственной цели…» (По роману Гончарова «Обломов») Письму Обломова (Роман «Обломов») Роман «Обломов» классическое произведение Сюжетно композиционное своеобразие романа И. А. Гончарова «Обломов» Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова «нравственное рабство» и «голубиная нежность» Художественное время и пространство в романе «Обломов» Сюжетно композиционное своеобразие романа «Обломов» Обломов — образ огромного обобщающего типа Круг интересов Обломова Превращение провинциального мечтателя в делового предприимчивого человека Надо ли «торопиться жить» Жанр романа «Обломов» Что сгубило тебя «Обломовщина»! (роман «Обломов») Приезд Штольца в дом Обломова Символические образы и детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» Словесные «лейтмотивы» в «Обломове»

ПОЧЕМУ
ОБЛОМОВЩИНА АКТУАЛЬНА И СЕГОДНЯ?

(по роману И.А.
Гончарова «Обломов”)

И.А.
Гончаров — известный русский писатель,
написавший только три романа, над каждым из
которых работал не менее десяти лет. Один из
этих романов — «Обломов”. Произведение
вышло в свет в 1859 году, получив признание, но
мнения о смысле романа,

так
же как и о главном герое, резко разделились.
Этот роман читается и до сих пор, а имя
Обломова стало нарицательным.

Кто же
такой Обломов? Обломов — это еще молодой
человек, среднего роста и с приятной
наружностью, но лицо не имело никакого
выражения, и даже цвет лица у него не был ни
румяным, ни смуглым, ни бледным. Обломов как-то
обрюзг не по годам, потому что он почти не
двигался и только лежал. Причем лежал он не
из-за того, что был

болен
или сильно устал, лежание было его обычным
состоянием. Символом лени Ильи Ильича был
настоящий, весьма вместительный восточный
халат, длинные, мягкие и широкие туфли. Эти
вещи помогают понять сущность характера
Ильи Ильича.

Почему же
Обломов почти ничего не делал, а все его
тревоги разрешались вздохом и замирали в
темноте? Наверное, ответ на этот вопрос
кроется в детстве Обломова. Когда Илья
Ильич был маленьким мальчиком, он жил в
родной сердцу Обломовке, где никогда ничего
не меняется, и все течет своим чередом.
Множество нянек, знахарок окружали его с
детства. Любовь и ласка, тишина и покой
рождали лень души. Даже учеба была для
мальчика необязательным занятием. Вот из-за
такого воспитания Обломов вырос мягкотелым,
ленивым человеком.

Илью Ильича
погубила «обломовщина”. «Ясно, что
Обломов не тупая, апатичная натура, — пишет
Добролюбов. — Но гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от
собственных усилий, а от других, — развила в
нем апатическую неподвижность и повергла
его в жалкое состояние нравственного
рабства”. Мне кажется, что именно в этих
словах раскрывается смысл понятия «обломовщина”.
Обломовщина — это внутреннее и внешнее
спокойствие, нежелание прилагать
собственные усилия к чему-либо,
размеренность и неторопливость, апатия.
Есть ли обломовцы в современном мире?
Конечно! И так как в наше время человек не
может не работать, у обломовца будет тихая,
сидячая, монотонная работа. И изо дня в день
он будет ходить на работу, не делая ничего
более. Тем самым он не будет нарушать свой
покой. И такая жизнь существует сегодня.
Обломовщина проявляется в стремлении
человека к комфорту, в желании жить проще и
лучше. Если, например, в наше время лишить
какого-то человека комфорта, допустим,
оставить без воды и электричества, то для
него это будет большим испытанием.

В общем, я
думаю, что обломовщина очень актуальна и
сегодня и не умрет, пока существует
цивилизация.

«Дела себе исполинского ищут,

Благо наследство богатых отцов

Освободило от малых трудов».

Н. А. Некрасов

Роман «Обломов» написан в 1858 г. К показу повседневного быта помещиков-крепостников обращались многие писатели. Но только И. А. Гончарову удалось «с такой широтой раскрыть тему деграда­ции крепостного дворянства». «Я старался показать в «Обломове», — писал Гончаров, — как и отчего у нас люди превращаются в кисель — климат, среда, протяжение — захолустья, дремотная жизнь — и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

С главным героем Ильёй Ильичом Обломовым впервые мы встречаемся на Гороховой улице, в одном из больших домов. Пе­ред нами «человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи… С лица беспечность переходила в позы всего тела. Иногда взгляд его помрачался выражением будто уста­лости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли согнать с лица мягкость…» Прекрасный, говорящий сам за себя портрет. Можно составить характеристику героя, не читая книги. Мне, например, после этих строк было уже ясно, что наш герой — человек добрый, мягкий, но до бесконечности ленивый и безвольный.

Жизнь Обломова прослеживается в романе с семилетнего воз­раста до смерти, поэтому мы видим его становление, постепенную деградацию и полный распад личности.

Вот перед нами маленький Илюша. Это живой, подвижный мальчик. Он, не внимая запретам матери, бежит то к сеновалу, то на скотный двор или пытается забраться на голубятню. Он хочет всё делать сам, но родственники кричат: «Куда? Зачем? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?»

Условия, в которых воспитывается Обломов, не располагают к дей­ствию, к труду. Автор подчёркивает, что в Обломовке была одна за­бота — пища: «Об обеде совещались целым домом… Всякий предла­гал своё блюдо… Какие запасы были там варений, солений, печений». Зато стремление к знаниям не поощрялось. И наш герой совсем не интересовался науками. В классе он отсиживал положенное время, кое-как делал домашнее задание, но сверх того — ни строчки.

Я уверена, если бы этот живой и впечатлительный мальчик жил в других условиях, из него вышел бы полноценный человек. А что из него получилось в результате такого воспитания, мы видим на про­тяжении всего романа. Первая часть — эго история одного дня. Об­ломов дремлет, просыпается, вспоминает о каком-то деле, дремлет дальше, обдумывает шага, которые изменили бы к лучшему дела в по­местье. Но это только мысли, туманные, расплывчатые. Нужно переехать на новую квартиру… Но Илья Ильич приходит в ужас от любого перемещения.

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли — спутники всей его жизни. И только «на диване он испытывал чувство мирной радости… и гордился, что не надо идти с докладом, писать бума­ги». Жизнь для Обломова — вечный праздник. В таком духе его воспитывали с детских лет. Он — барин. Сознавая это, он не пыта­ется что-либо изменить. Даже любовь к замечательной девушке, преобразившая Обломова на некоторое время, не спасла его. По­размыслив немного, Илья Ильич отказывается от женитьбы на Ольге, так как это может лишить его покоя и сна.

Лёжа на диване, он мечтает создать идиллию. Дом его — пол­ная чаша, в нём всегда полно гостей — родных, друзей. Но это только мечты. В реальной действительности Обломов не в состо­янии даже навести порядок у себя в кабинете.

Видя постепенное нравственное и физическое умирание дру­га, Штольц хочет отправить его за границу. «Теперь или никог­да», — говорит он. Эта фраза заставила Обломова думать о своей судьбе целый день. И он машинально написал пальцем «обломов­щина». Обломовщина, как призрак, становится на пути у героя. И он делает попытку преодолеть себя. Но тщетно.

Постепенно рвутся нити, связывающие Обломова с жизнью. Он простился «с толпой друзей, продал лошадей». Всё реже стал выходить из дому, женился на женщине, которая не помешает ему пребывать и далее в состоянии бездействия. Узнав об этом, Штольц говорит: «Погиб!» А на тревожный вопрос Ольги: «Да что там происходит?» — бросает: «Обломовщина».

Что же такое «обломовщина»? Обломовщина, по мнению рус­ских критиков, — это бесхарактерность, безволие, равнодушие, презрение к труду и эгоизм. Все эти черты, безусловно, присут­ствуют в характере Обломова.

Добролюбов расширил трактовку обломовщины: «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимо­сти развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запуганность и обременительность делопроизводства, он Обломов».

От себя хочу лишь добавить: прошло более ста лет, а Обломовы не перевелись. Их можно встретить и на улице, и на любом рабочем месте, и даже в Верховной Раде. Значит, роман И. А. Гончарова и сейчас не менее актуален, чем в 1858 г.

< Предыдущая

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат «Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».
В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.
Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.
После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.
Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *