Образ святого Георгия

Да покровительствует тебе святой Георгий 06.05.2020
Святой Георгий Победоносец — небесный покровитель России, очень почитаемый в народе. Известно еще одно его чудо — оживление единственного вола бедного земледельца. За это св. Георгий почитается также как покровитель скотоводства и земледелия.
Молитва Георгию Победоносцу на победу помогает каждому из нас в любой борьбе. Согласно преданию, Святой защищает всех слабых и невинных. Был послан Иисусом на мольбы народа, освободить их от великой напасти. Люди просили избавить их от страшного жертвоприношения, в котором они должны были отдавать своих детей на съедение грозному змею, дабы задобрить его. И пришел Георгий, да и избавил их от данно.Святой покровительствует всем слабым и невинным людям, так что молить его можно о победах в личной борьбе. 6 мая православные христиане могут обращаться в своих молитвах к святому великомученику, прося благословения себе и своим близким, особенно это касается военнообязанных молодых людей. Георгий Победоносец родился в Каппадокии еще в 3 веке. Сюжет: Православные обряды. … История жизни Святого Георгия Победоносца. Георгий Победоносец родился в Каппадокии еще в 3 веке. Отец его погиб мучительной смертью за свою веру в Иисуса Христа, а мать с ребенком переехала жить в Палестину и воспитала сына в православной вере.

С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу. Часто помогает икона святого Георгия в том, чтобы уберечься от различных невзгод и превзойти испытания самым лучшим образом.
Святого покровителя Москвы Георгия Победоносца почитают в разных странах. Несмотря на то, что жил он на заре христианской эпохи в III веке, для многих верующих это очень близкий святой. Великомученик, прошедший через невероятные, немыслимые современному человеку страдания.
День святого Георгия Победоносца 6 мая, история
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился Георгий в городе Бейруте (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.
Святой мученик все терпеливо переносил с молитвой на устах. В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.


Молитва Георгию Победоносцу о помощи и защите
«О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением.
Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитва Святому Георгию о помощи в работе
«Святый Великомученик, Чудотворник Георгий, не сдавшийся от убеждений, намерений своих, выстоявший с верой Христианской. Благодарю Высшие силы за то, что имею. Молю, Георгий, об усилении веры в силы свои на производстве. Прошу, смягчи сердца врагов моих, отверни их лики от меня грешного. Надели каждого мудростью, терпением идти своей дорогой. Прошу тебя о помощи в работе, о благополучном решении проблемы моей. На тебя надеюсь и уповаю, Святый Георгий Победоносец»
Молитва великомученику Георгию Победоносцу на победу от врагов
Так же молитва читается на победу в спорте.
«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Икона Георгия Победоносца, в чем помогает
Каждый человек верит в чудо. Кто-то загадывает желание и надеется, что оно исполнится, кто-то верит в своего покровителя. Одной из самых сильных чудотворных икон считается лик Георгия Победоносца. Его просят о помощи православные, знают о нем и представители других религий. В чем же сила иконы?
Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.
К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.
Часто помогает икона святого Георгия в том, чтобы уберечься от различных невзгод и превзойти испытания самым лучшим образом.
Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.
Источник: Пронедра
Подробнее на Курьер.Среда.Бердск: https://kurer-sreda.ru/2020/05/06/550671-o-chem-prosit-svyatogo-georgiya-pobedonosca-6-maya-3-silnyx-molitvy-georgiyu-pobedonoscu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
Москва. Церковь Георгия Победоносца в Коломенском. Москва, проспект Андропова, 39, стр.4,5 Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:между приблизительно 1530 и приблизительно 1540. 1843 — трапезная.
Архитектор:Неизвестен, Е.Д. Тюрин (перестройка трапезной) Церковь была построена в XVI в. как колокольня в виде круглой двухъярусной башни, стены которой обработаны ложными арками, пилястрами и кокошниками на основе ордерной системы, свидетельствуя о влиянии на старый тип башенной постройки новых принципов. В XVII в. к колокольне с запада была приделана кирпичная одноэтажная палата. Очевидно, тогда же колокольня была перестроена в церковь св.Георгия. Крупные переделки были в середине XIX в., когда с запада была пристроена большая кирпичная трапезная. Пристройка трапезной и внешняя обработка — 1843 г. Архитектор Тюрин.

Tags: 6 мая, георгий победоносец

Всадник, поражающий копьем

Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные

в сражении раны не принимаются в уважение, при

удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги.

Удостаивается же оного единственно тот, кто не только

обязанность свою исполнит во всем по присяге, чести

и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и

славу Российского оружия особым отличием.

Из статута ордена Святого Георгия

Символ России и Москвы — скачущий на коне и поражающий копьем огнедышащего змия святой Георгий Победоносец — символ доблести и чести, самопожертвования и отваги. Откуда пришел на русскую землю и в Москву святой Георгий? С Севастопольской земли!

Всякий раз, уезжая из Москвы в Севастополь и возвращаясь оттуда обратно, я задумываюсь над тем, почему Курский вокзал назван именно Курским? Не мною первым замечено, что куда справедливее было бы назвать его Севастопольским, ибо Курск — всего лишь обычный промежуточный пункт на долгом пути, а завершают свой тысячемильный бег стальные рельсы на берегу южной бухты Священного города. И если Москва — альфа этого долгого пути, то Севастополь — его омега. А между ними заключено все остальное: города и проселки России, ее поля, деревни и погосты. Альфа и омега, начало и конец всего сущего…

Курский вокзал, как и вся Москва, увенчан городским гербом: Георгием Победоносцем, который, сидя верхом на белоснежном скакуне, поражает копьем огнедышащего змия. Что ж, может совсем не случайно присутствует святой Георгий на фронтоне Курского вокзала. Ведь где-то там, в бескрайнем далеке, куда убегают от вокзального перрона рельсы, на берегу южного моря есть одинокая скала, откуда когда-то начал свое гордое и победное шествие в святую Русь Георгий Победоносец. Откуда пришел он в Москву символом доблести и чести, храбрости и самопожертвования, а олицетворил собой герб величайшей из мировых столиц. Пришел, чтобы связать еще одной незримой духовной связью два необыкновенных города Херсонес — Севастополь и Москву в единое неразделимое целое.

Что ныне нам известно о святом Георгии? К сожалению, крайне мало. Жития гласят, что родился Георгий в III веке н. э. в городке Капподакии, что в Малой Азии. Был солдатом в одном из римских легионов. Участвуя во многих походах и боях, показал не только храбрость, но и талант военачальника. Воина заметил сам император Диоклетиан. Карьера Георгия была стремительна. Он покрывает себя новыми лаврами в сражениях в Египте, с сарматами и вскоре получает престижный чин комита, входит в императорскую свиту. Все это время Георгий являлся христианином.

Чудо Георгия о Змие. Икона. Новгородская школа. XV в.

Спустя несколько лет после восшествия на престол Диоклетиан начал гонения на христиан. На одно из совещаний, где шла речь об усилении репрессий против христиан, император пригласил и своего любимца-полководца. Когда же Диоклетиан открыл совещание, то Георгий, внезапно прервав императора, встал и обратился ко всем присутствующим с речью:

— Прекратите гонения на почитателей Христа! Вы уже достигли крайней степени неистовства, издавая свои бесчеловечные законы против невинных! Но ведь мучениями и преследованиями нельзя заставить людей согласиться с вашим безумием. Не обольщайтесь ложью и обманом, ведь идолы ваши вовсе не боги, а истинный и единый бог на земле — Иисус Христос!

Своевольный комит был тут же забит в колодки и брошен в дворцовую тюрьму. Для усиления страданий на грудь ему была положена каменная плита. После ночи мучений Георгий был вновь доставлен к императору. Диоклетиан несколько поостыл и теперь желал услышать слова раскаяния от своего комита.

— Георгий — ты мой старый боевой соратник. Что тебе ныне не хватает в жизни? Раскайся в своем упрямстве и покорись!

В ответ Георгий лишь покачал головой:

— Я свой путь уже избрал и отказываться от него не намерен!

Бывший комит был снова брошен в темницу, его жгли раскаленным железом, колесовали. Но Георгий был стоек. Затем, как гласит «Житие святого Георгия», его бросили в ров с негашеной известью, однако когда спустя трое суток достали оттуда, то бывший комит был еще жив.

Пытки возобновились. Но, несмотря на них, Георгий умудрялся даже в застенках сеять зерна христианского слова. Он победил в споре волхва Афагена, воскресил одного из умерших, ободрял идущих на казнь, просвещал и утешал. Тем временем слух об издевательствах над одним из наиболее почитаемых за храбрость и доброту полководцев дошел до солдат и плебса. Начался ропот. Диоклетиан занервничал, почувствовав себя неуютно. В довершение всего, его собственная жена Александра публично объявила, что она требует освобождения Георгия, и демонстративно приняла христианскую веру. И тогда взбешенный непокорностью император велит казнить собственную жену, а затем и непокорного полководца.

Представ перед палачом, Георгий самолично положил голову на плаху. Случилось это 23 апреля 203 года. Мощи погибшего, согласно его собственному завещанию, были перевезены в Палестину и положены в городе Лидде. Затем были многие и многие чудеса, совершенные Георгием уже после смерти.

Ну а что же знаменитый змий? Согласно преданию в Финикииу подножия Ливанских гор существовало большое болотистое озеро. В нем жил огромных размеров змий, пожиравший людей. Каждый день местные жители-язычники назначали ему жертву по жребию. В какой-то момент очередь дошла до дочки правителя. Стоя на берегу озера, она ждала неминуемой смерти. Внезапно появился Георгий на коне с копьем в руке. В это время из воды показалось и само чудовище. Осенив себя крестным знамением, Георгий бросился вперед и на всем скаку пронзил змия своим копьем прямо в огнедышащую пасть. Когда же к месту схватки сбежались местные жители, то Георгий обратился к ним со словами:

— Не бойтесь никого и ничего! Только веруйте в Господа нашего!

Сказав это, Георгий исчез, а жители сожгли мертвого гада и уверовали во Христа. «Много и других чудес совершалось и ныне совершается молитвами этого святого, — гласит «Житие Георгия». — Особенно часто он является правоверующим христианам в помощь на поле брани за веру, царя и отечество, и поэтому церковь издревле чтит его «победоносцем» для православного воинства, сильным помощником и поборником православных царей и царств».

Мученичество Св. Георгия. Клейма иконы XIV в.

Возьму на себя смелость высказать свою, возможно весьма дерзкую, версию этого самого знаменитого подвига святого Георгия — поражение Змия.

По логике всех событий тех лет, на мой взгляд, Георгий одержал эту победу еще во время своей земной жизни.

Во-первых, именно во времена Диоклетиана шли боевые действия в Сирии, а потому пребывание центуриона Георгия там вполне объяснимо.

Во-вторых, Диоклетиан за время своего долгого правления вел немало победоносных войн, и талантливых опытных полководцев у него было также немало. К тому же Георгий, будучи выдвиженцем императора, был не из самых опытных. Да, он был храбр, честен, но история не сохранила нам названий решающих битв, выигранных лично им. За что же Георгий был столь уважаем императором, любим воинами и народом? Что он совершил сверхъестественного? Ответ прост: Георгий Победоносец сразился с реальным змием и одолел его! Такие подвиги не забываются. Отсюда и невиданная популярность отважного воина.

Вспомним, что предания многих народов говорят о том, что во многих случаях критерием настоящего героя была именно победа над Змием или Драконом.

Темы «Змия» я не стану касаться особо, хотя многие ученые сходятся на том, что реликтовые ящеры-динозавры вполне могли дожить до человеческой эпохи. Отметим, что по преданиям и мифам обитали они прежде всего в болотах или горах, то есть местах, наиболее труднодоступных для человека.

Вспомним, что рыцари легендарного короля Артура специально искали драконов, ибо, только победив одного из них, они могли сесть на равных за круглый стол с королем.

Но мотив подвига Геракла был совершенно иным, чем у самовлюбленных и корыстных английских рыцарей. Ведь Георгий был истинным христианином. Находясь же в Сирии, он узнал, что одно из местных языческих племен приносит ежегодную ритуальную человеческую жертву живущему в местном болоте плотоядному ящеру. Вначале, вероятно, Георгий попытался разубедить языческих жрецов в совершаемом им преступлении. Но так как те остались немы к его увещеваниям и уже приготовили в качестве жертвы очередную девушку, у Георгия не оставалось иного выхода, как вступить в единоборство с самой гигантской рептилией и, убив ее, доказать тем самым язычникам силу новой веры, а заодно и положить конец человеческим жертвоприношениям.

Бой Георгия-человека со Змием куда героичнее, чем бой Георгия, появившегося из облаков. Святому небожителю одолеть земного гада не составило бы особого труда. Это был бы, по существу, даже не бой, а обычное убийство. Ведь исход поединка был уже предрешен заранее. Исход же боя смертного воина с чудовищем был совершенно непредсказуем. Рассчитывать в нем Георгий мог лишь только на свою силу и ловкость, да еще на молитву. К тому же в бой он шел не за себя, а во имя спасения людей и их заблудших душ. Это придает его человеческим качествам еще большую притягательность.

Нет сомнений, что победа, одержанная храбрым центурионом, имела потрясающий эффект. Язычники, пораженные силой Божьего слова, приняли новую веру, а воины Георгия разнесли рассказы о его небывалом подвиге по всей Римской империи.

Друзья давно обещали познакомить меня с выдающимся отечественным скульптором академиком Федором Васильевичем Викуловым. И вот наконец эта встреча состоялась на выставке скульптора в Измайлово. Вместе мы долго бродили по залам. Наконец, мы вместе с академиком подходим и к скульптуре Георгия Победоносца. Сразу же бросается в глаза величина Змея, такого чудища я нигде еще не видел. Викулов понимающе кивает седой головой: «На иконах и картинах Змия почему-то всегда изображают тщедушно-мелким и даже жалким. Так что порой вообще непонятно, с кем же сражается Герой — со Змием ли или с каким-то червяком? На самом деле все было иначе: Всадник был мал, а Змий огромен и страшен!»

Я всматриваюсь в Змея, он и в самом деле жуток: злобно оскаленная зубастая пасть, выпученные глаза, кривые рога на голове, извивающийся чешуйчатый хвост. Но враг несмотря ни на что уже обречен! Копье уже нанесло свой решающий удар, насквозь пронзив злобную пасть. Георгий Победоносец осязаем, он правдив! Всадник Викулова мне особенно близок, именно таким я и представлял себе великого Героя, именно таким я представлял его бой со ВСЕМИРНЫМ ЗЛОМ…

Но был ли Георгий первым, кто в единоборстве одолел страшного ящера?

Борьба со Змием во все времена была весьма значима для людей и имела определенный мистический смысл. Вспомним хотя бы главный индоевропейский миф о сотворении мира — ведический «Миф о Змееборце». Его содержание сводится к тому, что в Змее, обвивавшем некий изначальный холм, были сосредоточены все силы сопротивления. Но приходит великий герой Индра. Он одолевает Змея и тем самым дает начало существующему мирозданию, «организованному космосу, состоящему из верхнего и нижнего миров». Именно так трактует единоборство Индры известный исследователь ведийской мифологии Ф. Б. Кейпер. Как знать, может быть, именно так был воспринят в свое время нами и подвиг Георгия? Может, именно потому он и стал общехристианским героем?

Но и Индра не самый древний арийский герой, сражавшийся со Змеем. Со страшным змеем Гандарпетом сражался не упоминаемый нами в свое время другой герой древнеарийского эпоса Кэрсасп. Знаменательно, что своего страшного врага Кэрсасп поймал и убил не где-нибудь, а на острове в море Ворукаша. Вспомним здесь наши поиски острова Буян! Авестийский Кэрсасп вообще потрясающий змееборец. «Равайата» рассказывает нам еще об одном одолении им гигантского змея столь страшного, что он имел зубы «с человеческую руку», каждое ухо «величиной в 14 одеял», «с глазами как колеса, и рогами как сучья». Проезжая по степи, Кэрсасп принял спящего змея за пригорок и разжег на нем костер. Когда змею стало больно, он дернулся. Поняв, кто находится под ним, Кэрсасп бросился бежать к его голове (бежал целый день!), а, подбежав, разбил голову змея палицей.

Наверно, вообще не существует ни одного народного эпоса, где бы главные герои ни доказывали свою силу и храбрость именно в схватках со змиями. Простым это признать никак нельзя!

Случайно или нет, но почти в одно и то же время (с разницей в несколько десятков лет) на земле сегодняшнего Севастополя побывали два самых знаменитых и чтимых на Руси и в России змееборца: Георгий Победоносец и… Илья Муромец (тоже, кстати, именуемый русской церковью не иначе, как «преподобный»). Пребывание Ильи Муромца в Севастополе связано со знаменитым походом на Корсунь русского князя Владимира. Знаменитый богатырь не только входил в состав княжеской дружины: но, как и сам князь, именно в Корсуни принял христианскую веру. Об этом мы в свое время поговорим еще более подробно, пока же скажем, что и «старый казак Илья», в отличие от хвастливых рыцарей «круглого стола», дравшихся с чудовищами ради личной славы, одолел былинного Змея Горыныча, спасая людей от неволи. Вполне вероятно, что, попав в схожие обстоятельства, как некогда и Георгий, Илья Муромец, будучи христианином, также сразился с одной из последних гигантских рептилий, спасая из заточения не тела, но души поклонявшихся ей язычников.

А потому, говоря о великих русских богатырях, будем помнить, что истоки их бескорыстных подвигов следует искать в подвигах святого Георгия. Местом же духовного возвышения во имя жертвенного служения своему народу и православной вере стал Севастополь, что дословно в переводе с греческого и означает — Священный город.

Ну а как же пришел Георгий Победоносец на Русь?… Более тысячи лет назад, в 891 году, неподалеку от Херсонеса у мыса Фиолент было застигнуто сильной бурей рыбацкое суденышко херсонеситов. От напора ветра рухнула мачта, сломался руль. Огромные волны несли беспомощное судно прямо на прибрежные скалы. Видя, что впереди неизбежная гибель, рыбаки обратились с мольбой к святому Георгию. Каково же было их удивление, когда Георгий, сверкая золотыми латами, появился пред ними на прибрежном острове-скале. Тотчас же стихла и буря. Когда же спасенные мореплаватели взошли на скалу, то обрели там просиявшую икону святого Георгия. Они перенесли ее на берег, а затем в благодарность за свое чудесное спасение основали на скалистом берегу здесь же святую обитель. Вскоре монастырь стал резиденцией греческих митрополитов в Тавриде. После постройки Севастополя и создания Черноморского флота именно иноки Георгиевского монастыря стали духовниками на боевых кораблях, вдохновляя, укрепляя и отпевая моряков. В Георгиевском монастыре неоднократно бывал весьма почитающий эту святыню адмирал Ушаков, отдавший служителям три тысячи рублей (сумму по меркам XVIII века огромную!). Здесь же на территории монастыря находилась и летняя резиденция адмирала Лазарева. Наверное, не было ни одного сражения Черноморского флота, в котором бы не принимали участие монахи Георгиевской обители: Калиакрия и Корфу, Тендра и Гаджибей и, наконец, Синоп. Всегда под русскими кораблями витал победный дух святого Георгия.

На мысе Фиолент и в Георгиевском монастыре особая аура вдохновения. Вспомним стихи Пушкина и Мицкевича, написанные под впечатлением увиденного и прочувствованного здесь. Эти места произвели неизгладимое впечатление на Льва Толстого и Алексея Толстого, на Куприна и Короленко, на Аксакова, Островского, Горького, Сергеева-Ценского…

Сохранилось письмо Антона Чехова с описанием впечатлений от Георгиевского монастыря: «В Севастополе в лунную ночь ездил я в Георгиевский монастырь и смотрел вниз с горы на море; а на горе кладбище с белыми крестами. Было фантастично…»

До сих пор окутано непроницаемой тайной посещение монастыря Михаилом Лермонтовым. Его друг Петр Вяземский подтверждал, что осенью 1840 года поэт инкогнито на шхуне «Юлия» посетил здешние места вместе с французской красавицей Адель Оммерде Гель. И сейчас лермонтоведы, разделившись на два лагеря, отчаянно спорят, был ли Лермонтов в Георгиевском монастыре. Но ведь он просто не мог здесь не быть! Отчаянный храбрец не мог не посетить места, связанные со святым Георгием, гениальный поэт не мог не побывать в местах, столь возвышенных и вдохновенных! В чем же притягательность этого места? Может, и в этом сказывается обаяние всадника в пурпурном плаще?

Ныне Георгиевский монастырь является самым древним из всех существующих на русской земле. Бежит по скалам вниз к морю священный Георгиевский источник, выбиваясь прямо со скалы. На скале прямо над ним икона всадника, поражающего копьем Змия. Далеко внизу видна и скала Святого Явления, увенчанная огромным металлическим крестом. Старожилы говорят, что если в ненастную погоду долго вглядываться в скалу, то иногда можно увидеть на ней фигуру блистающего доспехами святого воителя.

Именно из Херсонеса рассказы о подвигах Георгия Победоносца достигли южных русских городов и уже оттуда распространились по всей остальной Руси. Прошло совсем немного времени, и образ святого Георгия стал близким и родным для каждого русского человека. Ведь именно в таком святом здесь нуждались особо. Воин и защитник, победоносец и мученик за веру, Георгий был особо дорог русской земле, истекающей кровью от бесчисленных нашествий. Именно здесь Георгий Победоносец стал символом храбрости и самопожертвования, ратного подвига и верности православию — все в нем слилось для русских людей воедино.

Скала Святого Явления Георгия Победоносца

Небезынтересно и иное. Ведь совсем не случайно посетил святой Георгий именно берега Херсонеса. Воин, чья земная жизнь была прервана императором Диоклетианом, прибыл в город, который по неизвестной нам причине был нелюбим тем же Диоклетианом особо. Есть версия, что именно при нем в 300 году н. э. Херсонес утратил статус «свободного» города и, войдя в состав империи, стал управляться провинциальной администрацией. И, может быть, в этом тоже было некое предзнаменование, ибо Победоносец явился в Священный город именно тогда, когда против собственной воли город был включен в границы чуждой ему империи. Символ России и Москвы — Георгий за тысячу восемьсот лет до иного насильственного присоединения прибыл на севастопольскую землю предтечей грядущей духовной неразрывности Севастополя с ее проматерью — русской землей.

Вот уже больше тысячи лет святой Георгий — один из самых почитаемых святых на Руси и день его ежегодно торжественно празднуется 26 ноября. Вспомним, что Ярослав Мудрый при крещении принял себе имя Георгий. Как славил он Победоносца по всем городам и храмам! А после победы над печенегами основал и Георгиевскую обитель с церковью. Именно Георгий-Ярослав Мудрый первым начал изображать своего любимого святого на монетах и знаменах. Под ликом Победоносца русские воины ходили в битвы на Чудском озере и Куликовом поле, под Полтавой и при Бородине. Великий князь Иван Третий внес Георгия Победоносца в герб Московского княжества и России, на которых он значится и поныне.

С самого своего появления на Руси святой Георгий был особо любим ратными людьми. Заслужить Георгиевский крест во все времена в России было делом далеко не простым. Так, за все дореволюционное время его первой степени были удостоены лишь двадцать человек. Среди них и те, чья воинская слава напрямую связана с Севастополем: Румянцев и Потемкин, Суворов и Кутузов. Кавалером Георгиевского креста 2-го класса был и адмирал Нахимов. Не менее почетными почитались и солдатские Георгии.

Только в дни Первой Севастопольской обороны его получили тысячи храбрейших. «Георгий» — награда особая, это награда царей и солдат, вельмож и крестьян. Ибо ее кавалеры, забывая чины и сословия перед лицом напасти, шли за Отечество единой ратью. И князь, умирающий под солдатской шинелью, и мужик, принимающий смерть за царя, — все они были соратниками по единому подвигу во имя единой цели. «Георгий» — это великое отличие, которым была награждена вся Россия.

И как не вспомнить здесь о том, что за героическую защиту Севастополя в 1854–1855 годах все без исключения черноморские флотские экипажи были награждены Георгиевскими знаменами, а матросы всего Черноморского флота (уникальный случай в истории России) получили на свои бескозырки черно-желтые Георгиевские ленты, которые и носили вплоть до 1917 года. Ныне Георгиевские ленты — отличительный признак морской гвардии России.

Орден Св. Георгия.

А как не воздать долг памяти знаменитому Андреевскому Георгиевскому флагу, которым в российском флоте награждали боевые корабли за высшую доблесть, проявленную в морских сражениях. На белом полотнище в перекрестии синего Андреевского креста Георгий Победоносец поражал копьем ненавистного змия. Так на самом почитаемом в российском флоте флаге слилась воедино любовь к двум самым почитаемым на Руси святым — Андрею и Георгию. И, может, далеко не случайно, что именно этого флага за небывалый доселе героизм был удостоен в 1829 году черноморский бриг «Меркурий», вышедший победителем из схватки с двумя турецкими линейными кораблями. Ведь после одержанной победы «Меркурий» вернулся именно в Севастополь, т. е. туда, откуда пришли на Русь оба великих святых!

Минули годы, и в состав Черноморского флота вошел броненосец «Георгий Победоносец», словно легендарный витязь, закованный в доспехи путиловской стали, а вместо копья вооруженный четырьмя всесокрушающими двенадцатидюймовыми орудиями.

Как и святой, в честь которого корабль был назван, он достойно сражался за православную веру в годы Первой мировой. Именно броненосец «Георгий Победоносец» последним ушел в 1920 году из Севастополя на чужбину, в те места, где когда-то сражался с врагами храбрый комит Георгий. Именно на «Георгии Победоносце» в 1924 году был спущен последний Андреевский флаг старого флота. Что это, опять странная игра случая или фрагмент продуманного свыше великого сценария нашего бытия?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оберегающая сила икон с ликом великомученика Георгия

Иконописные реликвии, отображающие лик великомучеников, представляют собой предмет почитания православных верующих. Одним из самых известных святых в христианском мире считается Георгий Победоносец.

История великомученика Георгия Победоносца

Жизнь святого Георгия описывается в разных вариантах сказаний. Однако самым распространенным является греческое предание, изложенное преподобным Симеоном Метафрастом из Византии. Согласно ему святой Георгий родился в малоазийской области – Каппадокии в III столетии. Его родители были благочестивыми христианами, которые дали ребенку достойное образование. Отличная физическая форма и мужество обеспечили Георгию блестящую военную карьеру уже в 20-ти летнем возрасте.

Несмотря на высокую должность начальника инвиктиоров и благосклонность императора Диоклетиана, великомученик взбунтовался против ярых гонений на христианскую церковь. Выдержав зверские пытки, он не отрекся от веры во Христа, за что был казнен путем обезглавливания в 303 году нашей эры. За духовную победу над мучителями и несломленную истинную веру святого нарекли Победоносцем.

Иконы с ликом Святого Георгия Победоносца: ценность для христиан

С древних веков до нас дошло разные варианты иконографии великомученика Георгия:

  • образ облаченного в доспехи конного воина, пронзающего копьем змия (в соответствии с приданием о том, как уже после смерти Георгия схожий с ним юноша на коне спас родную округу от чудовищного змея, поедавшего молодых людей);
  • образ мученика, стоящего справа от трона Богородицы в белом хитоне и расшитом плаще знатного вельможи с крестом в руках;
  • в виде восседающего на троне прославленного великомученика с венком, возложенным ему на голову ангелом;
  • преклоненный в мольбе перед Спасителем с отсеченной головой в руке;
  • вместе с другими святыми воинами (например, со святым Дмитрием).

Множество чудес, совершенных великомучеником, превратили его в небесного покровителя военных, земледельцев и животноводов. К уникальным иконам с ликом святого Георгия обращаются с молитвой, чтобы защитить новобранца от сложностей военной службы, уберечь скот от падения и урожай от ненастья. Купить икону Георгия Победоносца можно для защиты от врагов, молясь о мире и спокойствии для своей семьи.

Старинные иконы святого Георгия Победоносца в антикварном салоне

Вниманию клиентов интернет-магазина «Наследие предков» представлен каталог с антикварными иконами, изображающими великомученика Георгия. Среди них особую культурную ценность имеют:

  1. Икона Святой Георгий Победоносец, повествующая о чуде победы над змием. Она является авторской живописью и относится к периоду 1860-1890 годов. Сохранила первозданный вид под слоем олифы, не была подвергнута реставрационным изменениям. Имеет сопроводительную документацию-атрибуцию.
  2. Бронзовая икона 18 века, изображающая сцену убийства Святым Георгием змия как воплощения язычества или дьявола. Изготовлена посредством литья.
  3. Центральные элементы трехстворчатых складней, относящихся к разряду путных икон. Изготовлены из бронзы с изображением сюжета «Чудо Георгия о змее». Датируются XVIII-XIX веком. Цена на них варьируется от 4 до 8 тысяч рублей.

Мы предлагаем купить икону Георгия Победоносца в Москве с сопутствующими сертификатами, подтверждающими их оригинальность и подлинный возраст. Все документы заверены подписями экспертов, специализирующихся на оценке культурных ценностей и активов нематериального характера, а также опытных искусствоведов.

Е. П. Борзова

Значение символа Победы в образе святого Георгия Победоносца в культуре России

Символ Победы, отраженный в образе св. Георгия Победоносца, много значит для русского народа, и неслучайно изображение Георгия, побеждающего змея, было включено в герб современного Российского государства. Картина герба РФ представляет собой ярко красный щит, где в центре — золотой двуглавый орел, на груди которого помещен всадник, поражающий копьем змея, символизирующий справедливость, духовную силу, победу добра над злом, врагом и насилием. Этот символ близок духу русской нации, ибо его значение, закрепляясь в самой истории, стало объективным содержанием народного сознания. В конце XV века (1497) на гербе Московского государства, на первой половине изображающем двуглавого орла, появилась вторая половина, где предстал всадник, попирающий змея. Укрепившись в геральдике как изображение победы над врагом на ордене за боевые заслуги, учрежденном Екатериной II в XVIII веке, оно обросло в истории российского государства новыми значениями.

Культ святого Георгия является одним из самых первых христианских культов на Руси, он был охотно принят народом и стал активно распространяться сразу же после принятия христианства. Изображение святого Георгия в виде всадника-змееборца встречается уже в начале XII века.

Потребность в укреплении символа победы, вдохновляющего русский народ и укоренившегося в его сознании, восходит своими истоками к тем временам, когда Русь вынуждена была защищать свою веру от попыток ее изменить крестоносцами и уберечь свою культуру от уничтожения Золотой Ордой. Монгольский аркан и немецкий меч в XIII веке представляли серьезную угрозу для Русской земли с Востока и с Запада. Сознание русской нации в это время, действительно, нуждалось в символе победы над врагом и победном духе. И тот герой, который стал воплощением символа победы добра над злом, отраженным в образе святого Георгия Победоносца, появился как защитник веры, победитель врага, освободитель земли русской от завоевателей и угнетателей, был князем Александром. Александр Невский, после победы над шведами на Неве в 1242 году, на Чудском озере разбил немецких крестоносцев, покушавшихся на православную веру русских. Второй герой — князь Дмитрий Донской в 1380 году во главе объединенного русского войска в Куликовской битве победил ордынское войско Мамая, вселив веру в окончательное освобождение от монгольского ига. Но формирование русской нации

и ее государственности в виде Московского государства все же было окрашено некоторой трагичностью, так как оно снова оказалось в окружении враждебных государств. Начиная с конца XIV по середину XVI века, после победы на Куликовском поле до венчания на царствование Ивана Грозного, Московское государство нуждалось в культивировании духа победы над врагом и идее внутреннего единства, поскольку внешне объединяться стране было не с кем. Вследствие османской агрессии были уничтожены культурно-родственные государства Балкан — Сербия, Болгария, Византия. Московское государство, оказавшись на окраине западного мира, стало ощущать себя находящимся во враждебном окружении, появилось сознание того, что народ живет в «осажденном врагами лагере» и является единственным православным островком в мире. Неслучайно, при Иване III в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами главной башни Кремля — Фролов-ской (позднее Спасской).

Кроме того, Россия для защиты собственных границ нуждалась в укреплении своей силы и мощи, а для этого требовалось развитие технической модернизации, приобретение технических достижений, которые начались уже с царствования Бориса Годунова. Благодаря этому и тем огромным прозападным научно-техническим достижениям, которые интенсивно внедрял Петр I, Россия, первая в истории из незападных стран, превратилась в одну из великих европейских держав. Она победила в подражательной Западу технической модернизации, закрепив в сознании русского народа символ победы над врагом, рабством и бедностью.

В России укоренился победный дух, но не сама техническая модернизация, которая всегда только стимулировалась необходимостью какой-нибудь победы и происходила из великого желания освободить закабаленный дух. Угроза порабощения внешним врагом его пробуждала и активно развивала. Свободный дух укрепился в сознании русского народа благодаря особенностям его «освободительной» истории, однако невозможно найти в прошлом примеры, чтобы техническая модернизация, или мощное развитие экономики, сама по себе его вдохновляла. Экономические стимулы с трудом прививались россиянам. Материальные ценности или бытовые условия были заманчивыми, но не имели решающего значения, удивляя иностранцев «загадочной русской душой». Это характерно Западу, но не России. Экономикоцентризм никогда не сможет лежать в основе русской национальной идеи, поскольку нет экономикоцентрист-ской традиции в русской культуре, но всегда была сильна духовная традиция. В эпоху Реформации (XVI в.) в Европе появились идеи либерализма, которые стали интенсивно развиваться, позиционируя себя в качестве политического выражения индивидуализма, исходящего из безусловного признания самоценности и самодостаточности человека, из абсолютизации антропоцентризма. 12

В науке, искусстве, политике важные позиции завоевывает секуля-ризм. Все это создает в Европе либеральную историческую среду, в которой складывается менталитет, исходящий из приоритета индивидуального интереса над всеми центрами коллективной идентичности, такого индивидуального самоопределения, которое имеет право свободно менять групповую принадлежность вместо жесткой привязанности к той или иной социальной общности.

В России, напротив, в это время (XVI в.) происходит венчание на царство первого царя (Иван IV Грозный); настал конец вековой вражды татар и русских, произошло утверждение православной церковью в русской общественной ментальности идеи соборности.

Технические достижения в России и в СССР создавались в результате соревновательной модернизации: догнать и перегнать Запад. Эта идея была результативной, поскольку отражала и закрепляла традицию идеи победы (в данном случае, в соревновании). В восточных странах нет такой проблемы. Только в XIX веке они встали на путь технической модернизации, внедряя в нее свое своеобразие, но не подражая в чистом виде Западу. К Западу они относились с недоверием и некоторым презрением, помня и ценя свою историю.

Символ победы, мобилизация и интеграция всех сил и следствия недопущения закабаления, насилия над народом, культурой, государством, внешним врагом и сегодня не дает возможности России примириться с мыслью однополярного мира, управляемого одним сильным государством, экспансии культуры и унизительного состояния быть объектом внешней политики двойных стандартов. Это отчасти объясняется тем, что победный дух россиян очень глубоко проник в сознание, возможно уже действует на уровне подсознания. В этом опять «виновата» русская история. Она такова, что именно на Руси и в России три раза останавливалось завоевание мира.

Первая угроза завоевания многих народов, исходившая от кочевников-монголов, возглавляемых Чингисханом (начало XIII в.), покоривших огромные территории Китая и Средней Азии, расширивших свои территории завоеваниями при Батые, в 1237 году пришла на Русь. Только в 1380 году закабаление народов было остановлено ценой огромных человеческих жертв после известной славной Куликовской победы, хотя полностью татары покинули русскую Землю только в 1480 году.

Вторая претензия завоевания мира принадлежала великому Наполеону, развенчанной именно Россией. История хранит в своей памяти 1812 год, год огромных жертв в битве под Бородино, год победы русских в войне с Наполеоном.

Третья угроза миру и всему человечеству принадлежала фашизму и Гитлеру. Как Вторая мировая война и Великая Отечественная война для

Советского Союза она закончилась великой Победой и ценой миллионных жертв для советских людей.

Победы стоили неслыханно дорого, и горький и сладкий дух победы уже на генетическом уровне закрепился в российском народе.

Поэтому в тревожные времена символ победы возникает из подсознания и требует своего осуществления в соответствующем образе. Видимо, неслучайно в 2001 году, в знак необходимости перевода государства на путь побед над трудностями переходного периода, строительства нового государства на других основах, угрозами разделения внутри страны, возможности бархатной революции; победы над бедностью, социальным бездействием и собственным нигилизмом, возникла необходимость в центр герба Российского государства поместить образ святого Георгия Победоносца, символизирующего победу. (27 декабря 2000 года президент В. В. Путин подписал Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О государственном гербе Российской Федерации»).

Показательным для демонстрации духа победы, который лежит уже в подсознании россиян, является воспринятая им георгиевская лента, которая стала «народным» символом победы над фашизмом, символом праздника «Дня Победы» — 9 мая. Ее охотно надевают, завязывают в виде украшения, демонстрируют в разных видах и в разных местах и дети, и взрослые.

В зрелищных победах в спорте, в искусстве в 2008 году после довольно продолжительного затишья в этих сферах Россия наконец-то стала заявлять о себе на Западе и в мире. Но за рубежом победы, воодушевляющие российский народ, нисколько не радуют. Некоторые западные политологи и социологи предупреждают о возможности в России Веймарского синдрома. Веймарская республика, которая была объявлена в 1919 году, после поражения Германии в развязанной ею же Первой мировой войне, не справившись с осознанием унизительного состояния побежденной страны, и со своими политическими, моральными, экономическими трудностями, пришла в 1929 году к сильному влиянию нацизма, а в 1933 году очень быстро превратилась в тоталитарное государство фашистского толка. Ситуация в России после распада Советского Союза и крушения его влияния на мир как главной страны мировой социалистической системы, у некоторых политических аналитиков ассоциируется с историей Веймарской республики. Состояние Российской Федерации, которая усиливает свои позиции за счет «тоталитарных шагов», сравнивают с Веймарским синдромом, боясь усиления фашистских настроений, которым может способствовать победный дух нации.

Заключая рассуждения об историческом значении символа Победы в образе святого Георгия Победоносца в культуре России, следует отметить в нем особую национальную идею россиян.

Выставка, посвященная Георгию Победоносцу – одному из наиболее любимых и почитаемых русских святых. Выставка приурочена ко Дню Георгия Победоносца, который отмечается 6 мая.

История Москвы, ее общественно-политическая, культурная и духовная жизнь неразрывно связаны с образом Святого Георгия. В экспозицию вошли предметы из коллекции Музея Москвы с изображением Георгия Победоносца: живопись, монеты, керамическая посуда, мозаичные и текстильные панно, батик, изделия из бисера, войлока и металла.

Центральным экспонатом выставки стала картина греческого художника Костаса Эфимидиса «Святой Георгий Победоносец». Картина – дар Москве от греков России к 870-летию города. 6 мая, в день празднования Георгия Победоносца, этот дар будет торжественно передан городу.

Тема Георгия Победоносца получила глубокое осмысление в творчестве выдающихся русских художников: Кандинского, Ларионова, Гончаровой, Филонова, Нестерова, Васнецова. Объединенные в одну видеопроекцию шедевры живописи и графики демонстрируют зрителю многообразие сюжетных и стилистических трактовок этого значимого и многогранного образа.

Изображения святого можно увидеть и на монетах, гербе Российской Федерации и гербе Москвы, эталон которого находится в коллекции Музея Москвы и представлен на выставке.

Богатый состав экспозиции позволяет глубоко понять и прочувствовать уникальную энергию канона Святого Георгия – емкого, монументального, – которая на протяжении веков помогает выстраивать драматургию иконы, сказки, эпоса, баллады, народной песни, житийных текстов, светской литературы, авангардной изобразительной культуры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *