Образ женщины в православии

Женские образы в христианстве

Нелишним будет еще раз рассмотреть ключевые женские персонажи христианской религии: Ева, Дева Мария и Мария Магдалина.

Христиане часто утверждают, что в их религии нет дискриминации по половому признаку, приводя в пример Богоматерь, почитаемую как заступницу перед Богом. Однако рассмотрим их типичные ошибки:

1. Богоматерь почитается не как апостол, не как проповедница, а как Мать Христа и Непорочная Дева.

2. Уже в самом почитании вечной девственности (что не доказано из текста Библии, кстати) и материнства одновременно в одном Лице видятся две уважаемые социальные роли женщины с патриархальной точки зрения – либо мать, либо девственница, а идеал есть первое + второе.

3. Девственность Марии служит предметом разных дискуссий: с одной стороны, согласно тексту Септуагинты, мать мессии – парфенос, то есть физиологическая девственница. С другой стороны, у нас нет библейских свидетельств того, что Она оставалась девой всю жизнь, при живом муже, и не имела детей, кроме Иисуса. Однако церковное предание настаивает на такой версии.

4. За образом Марии не видно ее как личности – мы видим лишь две ее социальные роли.

5. В католичестве считается, что ее праведность – следствие того, что она была освобождена от первородного греха при ее зачатии родителями, для того, чтобы быть чистой и принять божественный плод (функция).

Дева Мария – христианский идеал праведности, недостижимый и широко почитаемый как Заступница перед Богом за наши грехи, Мать Спасителя и Непорочная Дева.

Фактически ей отводится значительная роль Заступницы перед Сыном. Возможно, культ ее как Богини-Матери пришел под влиянием анатолийских и других верований, в которых сохранились пережитки матриархата. И хотя формально она не Богиня и образ ее несколько стерт, но фактически ей приписывается могущество, либо в силу ее положения как матери Бога, либо в силу ее необычности, исключительности, как-то: очищения ее от первородного греха, либо в момент зачатия ее, либо в момент зачатия ей Иисуса.

Как считают католики, она была предочищена при ее собственном зачатии (ее родителями Иоакимом и Анной), либо при Благовещении (в православии). Любопытная деталь – получается, католики верят, что она просто не могла грешить, а православные – что теоретически могла, но не грешила. И с той и с другой стороны интерпретация имеет плюсы и минусы. Ведь если мы принимаем первую точку зрения, то выходит, что ее заслуги в ее безгрешности нет. А если вторую – то выходит, что можно не грешить, и не будучи крещенным (тогда как же теология первородного греха, согласно которой, только Крещение его смывает?).

Получается, что раз Бог ее (по-католически) еще до рождения предочистил действием Святого Духа, то это его заслуга, что она не грешила, таким образом, Он ее предназначил для рождения Сына. А если такого не было, то тогда выходит, что она, даже не будучи предочищенной (то есть под действием первородного греха, как и все) все равно не грешила, и за это ее Бог избрал Матерью Спасителя. Тогда как ей удавалось не грешить, будучи под действием первородного греха? Католики вышли из положения введением догмата о Непорочном зачатии Девы Марии (Иоакимом и Анной).

На другом конце полярности – праматерь Ева, падшая жертва искусителя, возгордившаяся в стремлении господствовать над мужем и жестоко обманутая, виновница грехопадения и причина подчинения женщины в падшем мире, принесшая в мир первородный грех, диаметральная противоположность, олицетворяемая с обычными женщинами.

Таким образом, наметился катастрофический разрыв, и пустующую нишу между полярностями заполнила овеянная уже легендами и домыслами фигура Марии Магдалины, женщины-грешницы, в то же время добившейся святости и спасения. Безусловно, быть похожей на Деву было невозможно, а на Еву – не возникало желания, поэтому культ Магдалины, близкой и понятной большинству женщин, прочно утвердился в церковной западной традиции.

Поэтому этот образ заслуживает отдельного внимания. Почитание этого образа – своего рода борьба женщин за свои права и попытка обрести достойную нишу в религии. Я придерживаюсь мнения, что это полезный для верующих женщин образ, который является живой личностью и удовлетворяет потребности в эмоциональной любви, не всегда доступные в культе Девы Марии.

Мария Магдалина – значимый персонаж в гностической философии. В апокрифическом Евангелии от Марии Иисус говорит ей после своего явления: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде Меня. Ибо где ум, там сокровище» и открывает ей некие слова, которые не передавал ученикам.

В гностическом сочинении «Пистис София» Мария выступает как посвященная самого высокого уровня, правильно толкующая слова Учителя, и удостаивается его наивысших похвал.

Глава 17. Когда, вот, Он это сказал своим ученикам, Он сказал им: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» 33 И было, когда Мария услышала эти слова, которые сказал Спаситель, она устремила свой взор в воздух на час и сказала: «Господи мой, вели мне говорить открыто!»

Ответил Иисус милостивый, Он сказал Марии: «Мария, блаженна, то, что я исполню во всех тайнах тех, что принадлежат Вышине, скажи открыто, ты, которой сердце более, чем всех твоих братьев напрямлено в Царствие Небес.»

Глава 19. И было, когда Мария кончила говорить эти слова, Он сказал: «Хорошо Мария, ибо блаженна ты перед всеми женами, которые на земле, ибо будешь ты – Полнота всяческой Полноты и совершенство всех совершенств.»

В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается в нескольких эпизодах:

• Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2);

• Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк.15:40—41, Лк.8:3);

• Потом присутствовала на Голгофе при кончине Господа (Мф.27:56 и др.);

• После чего была свидетельницей его погребения (Мф.27:61 и др.);

• А также стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мк.16:1—8);

• Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Noli me tangere), но зато поручил возвестить апостолам о своем воскрешении (Ин.20:11—18).

Особое внимание Марии Магдалине уделяется в Евангелии от Иоанна.

«При кресте Иисуса стояли матерь его, и сестра матери его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19:25). «Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1—2)

Затем Мария увидит ангелов и самого Христа, не узнав его и приняв за садовника.

«Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Христос зовет ее по имени, она узнает его и хочет дотронуться до него. Но Христос говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу Моему» (Ин. 20:15—16). Эта сцена становится в последующие века источником многочисленных произведений живописи, как и сцена миропомазания.

Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам (Рим.16:6).

В католической традиции Магдалина была отождествлена еще с несколькими евангельскими персонажами:

1. Марией, упоминаемой в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1—8);

2. не названной по имени женщиной, совершившей помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6—7, Мф. 14:3—9);

3. грешницей, омывшей ноги Христа миром в доме Симона Фарисея (Лук. 7:37—38);

4. в ее жизнеописание вплетается житие раскаявшейся грешницы V века по имени Мария Египетская.

В искусстве атрибутами Магдалины становятся алебастровый сосуд, череп и рыжие волосы.

Одной из причин отождествления Магдалины с блудницей становится признание Католической церковью, что она и есть та женщина, что омыла ноги Иисуса миром в доме Симона Фарисея.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастовый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37—38).

Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой св. Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку».

Подкрепление и литературную обработку миф о грешнице и проповеднице Магдалине нашел в красочной «Золотой легенде» Якова Ворагинского, где описана история блудницы из богатого рода, сестры Лазаря и Марфы, в будущем пламенной проповедницы, обращающей людей к Христу.

В протестантизме и православии Магдалина почитается только как святая жена-мироносица, так как в этих религиях не было принято отождествления ее с другими евангельскими персонажами.

Если мы помним, что одним из главных женских «грехов» является неумение развить свой потенциал, то чему учит нас образ Марии Магдалины? Так ли важно, какого мы пола, возраста, положения или социального статуса и образования, чтобы Господь призвал нас? История призвания Симона и Андрея, скупо описанная в Евангелии от Марка, дает нам понять, что главным для Бога является наше желание откликнуться на Его призыв, в то время как наши земные, социальные представления о важности в призвании земных факторов – черт характера, половой принадлежности, степени образованности и подготовленности – не играют роли. Важно то, что Бог призывает нас, но в нашей воле откликнуться и пойти за Ним, и тогда он даст нам дары, о которых мы не догадывались или которых не имели, или «уйти опечаленными», как юноша, у которого было большое имение. Безусловно, многим женщинам и сейчас, и во времена Иисуса проще казалось оставаться на той второстепенной роли, которую предназначал им закон и обычай. Однако женщины, которые стали выше всего этого, повинуясь зову Господа, Магдалина, самаритянка Фотина, с которой Христос говорил у колодца, проявили чудеса духа и служения, показав своим примером, что во Христе действительно нет уже ни женского пола, ни мужского. И сейчас эти подвижницы являются для нас наставлением о том, что никакие социальные предрассудки не могут остановить женщину, если она сама разрешает себе стать выше них и служить по своим способностям. Своевременным и сегодня напутствием являются слова Симоны де Бовуар о Терезе Авильской:

«Удивительную судьбу святой Терезы Авильской можно объяснить примерно так же, как и судьбу святой Екатерины: в своей вере в Бога она черпает незыблемую веру в себя; доводя до совершенства приличествующие ее положению добродетели, она обеспечивает себе поддержку своих духовников и всего христианского мира – это позволяет ей стать выше обычной монахини; она основывает монастыри, управляет ими, путешествует, смело берется за дело и упорствует в своих начинаниях с бесстрашием и мужеством мужчины; общество не чинит ей преград; даже литературный труд не считается дерзостью – духовники обязывают ее писать. Она с блеском свидетельствует о том, что женщина может подняться столь же высоко, как и мужчина, если удивительный случай предоставит ей равные с мужчиной возможности.»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Эта тема — образа женщины, её одежды, — не перестаёт обсуждаться в кругах «верующих христиан», но так и не помудревших.

Я к чему?

А к тому, что мудрость — даётся свыше. а заумность для умничаний и установок — снизу…

Встретила видео в интернете, где показано, как на протяжении веков — менялся этот женский образ. Только на примере лица и причёски, ну и некоторых деталей одежды и украшений.

ВСЁ МЕНЯЕТСЯ!

Раньше женщина-израильтянка покрывала и голову и лицо.

И носила длинную одежду (КАК И МУЖЧИНЫ, кстати!). И ездила, в лучшем случае, — НА ОСЛИКЕ! (У Господа — и ослика не было!)

Сейчас, когда пишу, то перечитываю походу много исторических и этнических статей и продолжаю далее, уже опираясь на факты…

Что ж… Давайте распознаем и разоблачим ложь.

А факты — такие:

Жила небогатая женщина-израильтянка «того времени, которое нам в пример ставится» — в шатре, или в пещере, вырубленной в скале и ставшей жилищем. Или в доме, построенном из вулканического базальта без раствора и с необработанных камней. И спала она, довольствуясь возвышением из камней и досок, положив камень под голову (НЕ ПОДУШКУ!). Или (намного позже!) имелись тюфяки, набитые листьями и соломой…

В лучшем случае (у очень богатых, опять же — царей, фараонов), вместо подушки, была специальная подставка из камня или дерева (подголовник).

На фото, конечно же, подголовник, который использовался в Древнем Египте вместо подушки. Не знаю, насколько это удобнее, чем мягкая подушка, но наверняка гигиеничнее — с учетом жаркого климата и обилия мелких насекомых-паразитов. Варианты «подушек».

А мы — уже не можем сегодня представить свою жизнь без мягких подушек. Однако изначально, как уже было сказано выше, они предназначались лишь для САМЫХ богатых (фараоны, цари…).

Повторимся, чтобы лучше запомнилось: История подушки начинается во времена Древнего Египта. Археологи находили первые экземпляры в пирамидах. Египтяне изобрели их, боясь во время сна испортить замысловатую прическу. Подушка того времени – это изогнутая дощечка на подставке. И ставилась она — отнюдь не на мягкий матрац!

Хорошенечко присмотритесь — может это — женщина?.. Или и того хуже?!..

«Вот, развратники???!!!» — скажут лжесвятые…

Да нет, не развратники, а обычные нормальные люди со своей национальной культурой, самобытностью и порядками.

А вот те, кто отцеживает комара, а пропускает верблюда — они… да…

Вот и у эскимосов не вижу длинных юбок — но, ШТАНЫ!!! Как пить дать — штаны, КАК и У МУЖЧИН! УЖАС!!! (скажут те, кто в юбке родился)

Цитирую:

«Штаны меховые
Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера — меховых штанов — каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны — внимание — меховые (!) чулки.»

(Из статьи: Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера)

А вот так выглядела одежда Христа и людей этого времени:

На заднем плане, слева- женщина!.. Одежда её — мало чем отличается от мужской! Не видно? Хорошо смотрите, где там брюки у мужчины.

Интересно, как Моисей мог давать заповедь от Бога, которая не была актуальна именно для израильского народа?.. «Что» там было традиционной одеждой?

Читаем в истории костюма:

«Древнееврейская мужская одежда (как и женская — особенно!) — вобрала в себя многие элементы других стран: ассирийские, финикийские, вавилонские, и т.п. И состояла, как правило, из шерстяной рубахи без рукавов или с короткими рукавами, которая могла иметь различную длину, пояса и прямоугольной накидки или плаща, четыре угла которого иудейский закон предписывал украшать кистями. Позже к этому добавилась более богатая верхняя одежда или вторая нижняя одежда. Кроме головных повязок носили также шапки и капюшоны.

Женский костюм мало отличался от мужского… Разница заключалась в том, что одежда женщин была длиннее, шилась из более тонких тканей и богаче отделывалась…

Представительницы прекрасного пола заплетают и завивают длинные прически, пользуясь гребнями из слоновой кости, украшают прически сеточками с золотыми нитями, в особенности это проявляется в эпоху Римской империи. Также женщины покрывают головы капюшонами, накидками и покрывалами с вуалью, они фиксируются с помощью тканых повязок, плетеных шнуров либо металлических обручей.»

Понятно?! (а о газовой косынке — наверно, скрыли информацию((((…..)

Вот примерный образец из статьи: Еврейский костюм в древности

Кто-то увидел брюки? газовую косынку?

О БЮСТГАЛЬТЕРАХ в женской одежде — там НЕ УПОМИНАЕТСЯ!!!

Не говорите: «НЕТ!»

ВИДЕЛА — САМА!

ИТАК:

УСЛЫШЬТЕ НАКОНЕЦ-ТО!!!!!

И не будьте так глупы, как те, кто придя молиться Богу — разбивает себе лоб!

Бог — не моду создавал-запрещал! А запрещал «то», что называется по-современному трансвеститизм!

Да. Одно очевидно, что в нынешнее время комфорта и роскоши — для «святости» МОЖНО и ПОФОРСИТЬ — НО в «христианской» КУЛЬТОВОЙ одежде: газовых косыночках-шарфиках и юбочках по фигуре, с капроновыми колготиками в придачу… (видела на работе в цеху такую «святую», что ходила и светила своими ляжечками в колготиках среди всех, кто был в джинсовых рабочих брюках! И внимание ВСЕХ — было на её ляжечках! Так кто кого соблазняет? Джинсы — или заманчивые ляжки в капронах?

И вот пропагандируя одеяние древней женщины-израильтянки, её образ, но с пикантными современными эротическими добавками в виде лифчиков и колготок, и тому подобного — круги «верующих» этими своими заблуждениеми и обличаются, как НЕверующие. То есть — не имеющие ничего общего со Христом в себе и не руководимые Духом Божьим. И, что самое главное — НЕ ПОНИМАЮТ ЭТОГО! ЗАКРЫТО ИМ!!!

Эх.. Бедный ослик… Ему — предпочитают роскошь: авто, общественный транспорт. И, о ужас — даже самолёты и корабли. И, вместо покрывала женщины-израильтянки, ВСЕ заблудившиеся, и не знающие куда и за кем идут, — носят странную, неизменную газовую косыночку.

Кстати, мужа моего изгнали из собрания из-за того, что женился на мне, так как я — не в газовой косынке родилась. Но, прогнали — и он — прозрел. И укрепился в Господе. а не в прежнем невежестве. И Господь учит и вразумляет нас, ведёт по этой жизни. Не люди учат, а Он, Господь, как и обещал всем, кто ЗА НИМ пойдёт!

Недели полторы назад, спустя семь лет, как мы стали супругами, встречаем тех, кто мужа изгнал, а меня не принял. Члены этой религиозной общины — с нами не здороваются, как с теми, с кем «нельзя!» здороваться. И вот стоит в супермаркете женщина под два метра (которая семь лет назад всячески чехвостила нас) — как с обложки развратного журнала сошла! То, что я увидела — оказывается, «льзя!» Всё — по последнему писку моды: короткая современная стрижка, короткая куртка, чёрные легинсы в обтяжку и 15-ти сантиметровые яркие туфли на огромной танкетке и ещё большей шпильке!.. И — без косыыынкиии… Но, что интересно, она с нами — не поздоровалась! То есть, получается, что её «святость» не позволила ей с нами «грешными» поздороваться?.. (А «грех» наш в том, что Бог нас сделал зрячими и любящими истину Божью, руководит нами и Сам соединил нас в супружестве).

Но, о косынках ещё. Заинтересовали они меня. Откуда они стартовали? А давайте-ка пройдём страницами истории и откроем страничку: История советской моды 60-х!..

Советской! Безбожной! Моды!

И ч и т а е м: «Ультрамодной вещью во второй половине десятилетия становятся

нейлоновые косынки, особенно газовые, невесомые, прозрачные …» (ультрамодный — это моднее всего модного, МЕГА МОДНЫЙ и КРУТОЙ!) ПРИЕХАЛИ!!!
То есть — ВСЁ стало предельно ЯСНО! Все установки мнимой святости — чепуха на солидоле! А ведь по-настоящему святым можно быть и без униформы: БОЛЕЕ ВСЕГО — ОДЕВШИСЬ В ЛЮБОВЬ! «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14) Значит, одетый в любовь — становится совершенен? — Да. так НАПИСАНО! Из словаря: со-во-ку́п-ность.1. объекты, выступающие вместе, как одно целое. 2. свойство или состояние по значению прил. совокупный; сочетание, цельность чего-либо. 3. общая сумма, общее количество, полное множество. Но, платочек-то — легче надеть. И его — так далеко видно! ВСЕ оборачиваются: «СВЯТАЯ пошла!…» — (пардон, так думает о себе та, которая в косыночке, когда видит, что на её чудачество кто-то оглядывается…)

Да, МОЖНО обойтись и без украшений. Но, кто сказал, что слова апостола Павла «не объедаться» — обозначают вовсе не есть?.. А «не блудить» — обозначают вообще запрет половых отношений?.. Ещё апостола Павел сказал, что лучше быть, как он, не женатым, — то это не обозначало запрет на женитьбу!.. Кто сказал, что слова апостола Петра о том, что женщине ЛУЧШЕ иметь нетленные украшения — исключает украшения вообще? Если расставляются приоритеты — это не табу на то, что второстепенное. А лишь обращено внимание на главное. А всякие перекосы — это не Истина, а против Истины.

И, ВНИМАНИЕ!!!

Апостол Петр остерегал, что Истину извращают невежды — к собственной погибели

С глубоким уважением и любовью ко всем обличаемым — Вера Шредер (Шепель)

Несколько дней назад я писала о том, почему православная женщина может и должна выглядеть ухоженной и красивой http://ideal-happines.livejournal.com/16594.html
Сегодня я хочу поговорить о том, каким образом верующей женщине соблюдать требования церкви к одежде и при этом выглядеть красиво.

В принципе, церковь не накладывает какие-то серьезные ограничения на одежду. Женщине нельзя входить в храм в штанах (брюки, джинсы, шорты) и в одежде, которая подчеркивает и обнажает некоторые части тела. То есть нельзя придти в мини-юбке, нельзя в майке на бретельках и с глубоким декольте с обеих сторон, также неприличным будет придти в прозрачной одежде. Короткий рукав и вырез платья или блузки, который не оголяет грудь, вполне допустим. Юбка длиной до колена или чуть выше колена тоже. Голова должна быть покрыта, но никто не заставляет наматывать платок. Это может быть шарфик, шляпка, беретка, шапочка.
Таким образом мы видим, что очень жестких ограничений в наше время церковь не налагает.

Что касается цветовых решений, то тут можно исходить из своей фантазии, главное, чтобы одежда не была кричащей и пестрой, чтобы не отвлекала людей от молитвы.
Подумайте только, храм — дом Божий на земле. Для строительства храмов привлекают лучших архитекторов. Для росписи — лучших художников. Храмы украшаются позолотой, цветами к празднику. Их окуривают дымом лучших благовоний, и ставят свечи из натурального воска. А священников обряжают в лучшие одежды.
Это все потому, что Евхаристия — причастие, это Царский Пир, главное таинство для всех православных христиан. Причаститься Святых Христовых Тайн — праздник для каждого православного, с которым его обычно поздравляют и батюшки в конце службы, и близкие люди.
Обычно люди выбираются в храм именно на исповедь и причастие. Но даже если и просто побыть на службе, все равно мы приходим в гости к Богу, в его храм.
Раньше даже существовало такое понятие, как «кобеднишная одежда». Это был самый лучший наряд, который хранился именно для посещения храма.
Так откуда же взялась мода на бесформенную одежду невнятных темных цветов, которую можно назвать только тряпками, на стоптанные ботинки, на рюкзак за спиной, на старый платок, замотанный, как на сенокос или поход в лес в деревне? Неужели приличные люди ходят в гости и на праздник в таком виде?
Вероятно, такая традиция сформировалась не очень давно, уже после того, как храмы открыли в перестройку.
Дореволюционные традиции стерлись из памяти даже старушек, а вновь прибывшим некому было рассказать о них. Тем более, что народ кинулся в веру, как в омут с головой, поглощая неимоверное количество всякой околоцерковной литературы как православного, так и псевдорелигиозного толка. В 90-е это никто не контролировал. Новые батюшки, которых наспех учили и рукополагали, быть может, и сами толком не знали, как положено. Да и некогда было разбираться еще и с женской одеждой, забот по восстановлению храмов было полно.
До революции в церковь одевались, как на праздник. А в скромном виде можно было ходить в паломничество, чтобы не запачкаться в долгой дороге, ну и бедняки ходили, в чем было, ведь огромное количество нищих и бедных тоже ходили в церковь, нельзя же на них ровняться.
Думаю, что как раз в 80-90-е годы и появилась такая мода. Предположу, что пошла она от бедных женщин, у которых и не было нормальной одежды в эти голодные годы. Только старое и темное. Да сверх того устное народное творчество, основанное на цитатах из Евангелия, что бедному так же тяжело попасть в Рай, как верблюду пройти через игольное ушко. Да еще и разговоры о том, что все внешнее — это пустое, главное — духовная жизнь. В общем, это правильно. Только если не вдаваться в крайности.
Известно, что были известнейшие богатые православные меценаты, и даже святые. И духовная жизнь, конечно, должна быть на первом месте. Но это не значит, что надо пренебрегать своим внешним видом, и ходить с унылым постным видом, замотавшись в темные тряпки. Это ни на сантиметр не приближает нас к Богу.
Наоборот, мы своим видом высказываем пренебрежение к людям, которые пришли на праздник встречи с Богом.
Это не смирение — это завуалированная гордыня. Посмотрите, мол, какая я скромная и смиренная, ничто не отвлекает меня от молитвы, ничто не интересно мне больше в этой жизни. Но ведь Бог — это любовь. А вместо любви и заботы мы частенько слышим от таких женщин в храме слова злобы и осуждения, после которых многим новеньким и в храм-то зайти никогда не захочется.
Такие женщины, которые носят маску смирения и аскезы, с хмурым и понурым видом, скорее играют не миссионерскую, а антимиссионерскую роль, пугая и отталкивая своим внешним видом.
Позволю себе процитировать патриарха Кирилла, который еще будучи митрополитом сказал: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета».
Если вы редко бываете в храме и не знаете, как лучше одеться, дам несколько советов:
1. Не одевайте длинную юбку в пол, если вы не ходите в таких в повседневной жизни. Без опыта можно споткнуться об подол, порвать, испачкаться. Длинная юбка предполагает короткий шаг, придерживание и приподнимание руками, особенно если вы идете по лестнице или по грязной дороге. Это очень неудобно делать, если вы едете на общественном транспорте, если у вас в руках тяжелые сумки или дети. Как минимум, нужна тренировка.
2. Не одевайте короткую или обтягивающую юбку, это совсем не уместно в храме, и вы рискуете испортить настроение себе и другим, если люди будут смотреть на вас осуждающе или даже скажут о том, что это неприлично.
3. Если у вас совсем нет юбки, но очень нужно сходить в храм, то оденьте длинную верхнюю одежду поверх брюк/джинсов — пальто или длинный кардиган. Это не будет привлекать внимание.
4. Даже если на улице жара, не одевайте майку, оденьте что-то с коротким рукавом, или накиньте на майку тоненькое болеро или какую-то накидку, чтобы никто не любовался вашими обнаженными плечами и грудью.
5. Если вы не любите носить платок или шарф на голове, повяжите тонкий шелковый или шифоновый шарфик назад, примерно так, это не вызовет сильного дискомфорта:
А еще сейчас продаются очень интересные капоры и хомуты, которые вообще не надо повязывать, вот такие (сама первый раз увидела, хочу теперь и себе такой):
Сейчас есть множество магазинов, в том числе интернет-магазинов, которые предлагают одежду для православных женщин. Но мы с легкостью можем одеваться и в обычных магазинах, соблюдая приличия.
В этом посте я привожу маленькую подборку одежды, которая понравилась мне в православных магазинах. Но сама я, к примеру, одеваюсь в совершенно обычные платья, подбирая по фасону не слишком короткое, не слишком обтягивающее и не слишком открытое. Впрочем, с моими габаритами это было бы неприлично не только в храме ))
Или вот зимние варианты из шерсти:
На написание данной статьи меня вдохновил вот этот замечательный материал: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/pravoslaviye-eto-krasota-zhizni-vo-vsem
А как вам, милые женщины, нравится такая одежда? Комфортно ли вам ходить в платье или юбке в храм или напрягает?
Мужчины, а вам нравятся женщины, которые носят юбки и платья? Или лучше джинсы?

Tags: красота, одежда, православие, церковь

Категорических требований относительно той или иной одежды церквью не установлено, но есть неписаные правила.

1. Заходить в церковь женщина должна только с покрытой головой. Платок, косынка или шаль – главные и обязательные атрибуты женского одеяния. Можно надеть балахон с капюшоном или одежду с накидкой на голову. Подойдут также шляпка или берет.

2. Платье или юбка должны быть ниже колена, а лучше максимальной длины. Фасон нужно выбрать скромный, свободного кроя, без больших разрезов.

3. Следует подобрать платье с закрытым воротником и длинными рукавами. Если такого нет, то сверху можно надеть блузу или кофту, закрывающую плечи, руки, грудь.

4. Обувь должна быть классической, на низком каблуке или плоской подошве. Лучше, если это будут максимально закрытые туфли или босоножки.

5. Некоторые церковные приходы разрешают надевать брюки. Но они обязательно должны быть классического покроя ─ просторные и ни в коем случае не обтягивающие фигуру.

6. Цветовая гамма в одежде должна быть сдержанной ─ без вызывающе ярких элементов, кричащих надписей, большого количества страз. Однако это не означает, что нужно надевать только серое или черное. Иногда слишком длинное, полностью закрытое темное одеяние смотрится показательно скромно.

7. Одежда должна быть опрятной и выглаженной, обувь – чистой.

Главное правило церковного этикета: не привлекать к себе повышенного внимания – ни внешним видом, ни поведением, ни запахом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *