Образование в современной школе

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

9 предложений министра образования Михаила Журавкова

Александр ПАТЛИС, певец:

— В первую очередь я бы упростил систему оценки знаний до «неуд. — удовл. — хор. — отл.». Также надо быть внимательнее к стремлениям школьников, уметь раскрывать вовремя их способности и уже с 12 лет определить им профиль. Неправильно, когда ученика, у которого лежит душа к творческим предметам, сильно загружают химией, физикой и геометрией, что в жизни, возможно, вообще не пригодится. По итогу нелюбимые уроки делаются по остаточному принципу, ученик получает плохую отметку и морально угнетен. И учителям давно пора понять: если ученик другой, это не значит, что он плохой.

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженный артист Республики Беларусь:

— На мой взгляд, если человек склонен к гуманитарным наукам, то после 8-го класса надо дать ему возможность двигаться дальше по этой стезе. Если ребенок не может определиться, кем он хочет стать, и такое часто бывает, то в этом должны помочь ему учителя и родители. А еще я категорически против десятибалльной оценки учеников! Они просто путаются в ней — взрослые разобраться не могут. Надо вернуть пятибалльную, а еще лучше немецкая система оценки: 1 — самая лучшая отметка, 5 — худшая. По этой системе я был бы отличником (смеется). Также в исключительных случаях надо применять розги и публично пороть прямо во время линейки.

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

— Меня не радует в школе вторая смена, это очень неудобно. С учетом развития современных технологий я ввел бы больше часов информатики, программирования, работы с компьютерами, различными гаджетами. А еще в наших школах слишком много часов русского языка и литературы, я бы больше внимания уделил белорусскому и иностранным языкам.

Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат»:

— У меня внуки учатся в гимназии, и я не вижу особых проблем, связанных с их обучением. Когда дети учились в школе, их тоже не было. Удивляло только, что учителя слишком много внимания уделяли дисциплине. А разве ребенок должен слишком тихо себя вести? Часто крепкий троечник, разгильдяй, лучше приспособлен к жизни. Главное — чтобы школа была как семья, чтобы учителя не были загружены ненужной работой, написанием отчетов… Я окончил сельскую школу, где учителя относились к нам как к взрослым, мы вместе строили спортивные площадки… Я всегда шел туда без боязни и получил хорошее образование.

Андрей САКОВИЧ, доцент Белорусского государственного медицинского университета:

— Не могу судить об общем уровне школьной подготовки и необходимости что-то менять, потому что по профильным предметам, которые требуются для поступления в наш вуз, абитуриенты подготовлены очень хорошо. Значит, у тех, кто готовится поступать в медицинский вуз, есть возможность хорошо изучить эти предметы в рамках школьной программы.

Елена ДРУЖИНИНА, психолог:

— Я бы изменила не столько в программе, сколько в школе. Единственное, что школа может дать в противовес домашнему или дистанционному обучению, — это учеба в коллективе. Именно с одноклассниками мы учимся любить-ненавидеть, дружить-враждовать, сотрудничать и конкурировать. И лучшее, что может сделать школа, — это научить детей правильно взаимодействовать. А уж глубина изучения отдельных предметов, как и сам предметный набор, не имеет значения в том, как в дальнейшем сложится жизнь ученика.

Сысоева Г.С.

Проблемы воспитания в современной школе.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями .
Часто в своей работе сталкиваешься с таким вопросам как: должна ли школа заниматься воспитанием? Это является лишь следствием неверно поставленного вопроса. Исходя из того, что воспитание — лишь одна из форм социализации ребёнка, мы понимаем, что школа может выбирать либо её активную форму в своих стенах, либо, заняв пассивную позицию, так же оказывать влияние на личность, социализировать её, но уже спонтанно, анархически и без предсказуемого итога.

Можно выделить три наиболее важных сферы, которые оказывают влияние на становление индивидуума: семья, школа и круг его общения. Причём в современном обществе, это не только люди, с которыми ребёнок находится в непосредственном физическом контакте, но и виртуальные друзья и собеседники. Взаимодействуя с каждым из них, личность получает определённое воздействие, результатом которого является окончательно сложившееся мировоззрение человека.

Если проанализировать жалобы родителей и педагогов, можно прийти к интересному выводу. Родители часто жалуются на школу, обвиняя в том, что из наставника она превратилась в конвейер по решению контрольных, школа — на родителей, ставя в укор пренебрежительное отношение к своим родительским обязанностям в плане воспитания. Каждые при этом выделяют негативную роль СМИ в становлении личности. Ее мы можем отнести к нашей третьей «молчаливой» сфере социализации, которая ни на кого не жалуется, а судя по словам родителей и педагогов, полностью в ответе за общий уровень культуры современного россиянина.

Это напоминает попытку оправдать собственное бессилие или, точнее, пассивность сторон занятую в процессе социализации ребёнка.

Представим, каким образом выглядит воспитание внутри семьи? Родители не планируют педагогические мероприятия, не готовят конспекты речей за общим столом.

Как правило, родительское воздействие имеет двоякую природу: ситуационную, когда родитель стимулирует или напротив, пытается скорректировать, результат деятельности ребёнка, и каждодневную, а потому незаметную для родителя, но постоянно сканируемую самим ребёнком. Ситуационные воздействия всегда уступят по воздействию каждодневным. Макаренко так писал об этом: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома .» Воспитание опытом, своими поступками или бездействием всегда результативнее и имеет преобладающее положение над словами родителя.

Во многом, проблемы семейного воспитания перекликается с теми же проблемами в школе. «Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит, прежде всего, от качества обучения», — высказывает своё мнение автор учебных пособий Алексей Нелькин . Кто в школе отвечает за воспитание? Директор, замдиректора по воспитательной части, социальный педагог, классный руководитель. С этой целью создаётся целый перечень мероприятий, направленных на достижение… Цели можно перечислять долго. В одной школе их окажется больше, в другой – меньше, но, значительная их часть- это те самые назидания и поучения… Странно, а где в списке ответственных за воспитание учителя-предметники? А ведь именно с ними ученик в течения дня проводит большее количество времени! Здесь ему прививают отношение к обучению, здесь ему дают понять насколько важна его личность школе, насколько важно понимание им предмета его наставнику.

Отсутствие индивидуальной работы с отстающими, выделение незаинтересованности в итоге обучения ученика с ссылкой на необходимость услуг репетитора. Именно такой непрофессионализм учителей-предметников служит основой развития негативного восприятия учеником школы. И выработки ответной реакции, которую мы зачастую пытаемся исправить через воспитательную беседу. Хочется ещё раз вспомнить слова Макаренко: «Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли». Конечно, никакая педагогическая соль не найдёт места в душе ребёнка.

Итак, мы начинали свой разговор о трёх сферах, которые и осуществляют воздействие на социализацию человека. К сожалению, нам представляется, что школа в настоящее время не справляется должным образом с поставленными перед ней воспитательными задачами, что во многом объясняется неверным представлением сущности процесса воспитания самими педагогами. Противостояние семьи и школы представляет собой лишь попытку перенести вину каждой из сторон друг на друга, в то время как актуален уже не вопрос «Кто виноват?», а «Что делать?» И, главное, не стоит преувеличивать значение негативной сферы в процессе социализации. Она оказывает серьёзное влияние только тогда, когда учитель и родитель своим примером подтверждает её правоту.

Образование в современной школе –

этожурнал для педагогов и руководителей всего спектра образовательных организаций: школ, СПО, ВУЗов и дополнительного образования, а также организаций предлагающих товары и услуги для сферы образования. Мы стремимся сделать журнал полезным каталогом информации, необходимой большинству наших читателей.

Основные рубрики журнала

В рубрике «Педагогическая трибуна» мы предоставляем трибуну новым идеям и новациям в образовании В рубрике «Педагогические технологии» и «Вопросы воспитания” публикуются материалы о путях реализации принципов личностно ориентированного развивающего образования, технологиях современного урока; проблемах воспитания, сценарии праздников и т.д. В рубрике «Образование за рубежом» Вы узнаете об опыте работы ведущих зарубежных образовательных организаций и международных проектах, в которых можете принять участие В рубрике «Капитаны просвещения»» Вы познакомитесь с лучшими представителя директорского корпуса отечественных образовательных организаций. В рубрике «Школы России» мы публикуем статьи о лучших отечественных школах, их истории, достижениях, особенностях, международных связях и планах на будущее. В рубриках «Юные таланты» и «Наша галерея» публикуются работы талантливых учащихся в области литературы, поэзии и изобразительного искусства, получившие высокую оценку специалистов. Выходит раз в два месяца

Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный № 018945 от 17 июня 1999 г.

Тираж 2000 экз. Формат А4, бумага – мелованная, 80 г/м3. Объем – 48 полос (полноцвет). ISSN 1609—7432 Подписной индекс по каталогу агентства «Роспечать» на полугодие — 79370. Учредитель Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов России

Проектная работа

по: Истории русской литературы XIX века

на тему : Творчество А.С.Грибоедова.

Выполнил: студент 3 курса группы»А» Направление: русский язык и литература

Набиев Хусан.

Приняла : Ахатова М.Г.

Навои – 2018 год

План:

  • Биография А.С.Грибоедова
  • Комедия «Горе от ума»
  • Сюжет и конфликт комедии
  • Вопросы
  • Литература

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

Быт и нравы старинной дворянской семьи,

домашнее воспитание и образование

Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории

Благородный пансион

Московский университет

Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями

Служба в армии

Коллегия

иностранных

дел

Дипломатиче-

ская служба

в Персии

Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы.

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)

«Горе уму» (1823)

«Горе от ума» (1824)

Секретарь по

иностранным делам

в штабе генерала

Ермолова.

Семья Чавчавадзе

«Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»

(А. С. Грибоедов)

Политическая ссылка

в Персию

«Смерть постигла его

посреди смелого

неравного боя»

А. С. Пушкин

Герои классицистической комедии

Герой или героиня

Счастливый любовник

Несчастливый любовник

Обманутый отец

субретка

резонёр

Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

Главных

Второстепенных

Герои, необходимые для связи

Сценического действия

Внесценические

Герои-пародии

Герои-маски, эпизодические герои

Кто является главными героями комедии?

  • Софья
  • Чацкий
  • Молчалин
  • Фамусов
  • Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Кто является второстепенными героями?

  • Лиза
  • Скалозуб
  • Хлёстова
  • Горичи
  • Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Персонаж-пародия

  • Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Герои, необходимые для связи сценического действия

  • В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
  • Какую роль они играют в действии комедии?
  • Кто эти герои?

Внесценические персонажи

  • те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
  • Кто является внесценическими персонажами?
  • Максим Петрович
  • Марья Алексевна
  • Брат Скалозуба
  • Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
  • Фома Фомич
  • Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец

Герои-маски

  • Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
  • Кто они? Назовите их.
  • Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
  • Тугоуховские
  • Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка

Говорящие имена

  • Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
  • Софья – мудрая
  • Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
  • Репетилов – повторяет
  • Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
  • Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.
  • Заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

«Век нынешний»

1. Представители

2. Отношение к крепостному праву

«Век минувший»

Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба

3. Отношение к засилию иностранного и иностранцев

Фамусов, гости на балу, Молчалин, Скалозуб

4. Отношение к нынешней системе воспитания

5. Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

6. Отношение к службе

7. Отношение к чинам

8. Отношение к покровительству и протекции

9. Отношение к свободе суждений

10. Идеалы

Максим Петрович, Фома Фомич

Соответствие классицистическим канонам

  • Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия?
  • Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии
  • Какие две сюжетные линии вы может выделить?

Любовный конфликт

Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»

Кульминация

Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине

Завязка

Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина

Развязка

Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи

Экспозиция

Социально-политический конфликт

Объявление Чацкого сумасшедшим

Кульминация

Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами

Завязка

Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим

Развязка

Экспозиция

Отношение к крепостному праву

Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
  • Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».

Отношение к засилию иностранцев и иностранного

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
  • С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».

Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний

Век минувший

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи Прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Учение – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…»

Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

Век нынешний

Век минувший

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?

Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.

Отношение к чинам и службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.
  • Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
  • Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.

Отношение к протекции и покровительству

Век нынешний

Век минувший

Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.

В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к свободе суждений

Век нынешний

Век минувший

Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»

Молчали говорит:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь

«Грибоедов принадлежит к самым

могучим проявлениям русского духа», —

сказал критик Виссарион Григорьевич

Белинский.

Глубокий ум, разносторонняя талантливость, широкая образованность, пытливость мысли и разнообразие интересов были отличительными чертами Грибоедова. И все свои богатые силы и способности он отдал на служение родине.

Его бессмертная комедия «Горе от ума» проникнута любовью к народу и непримиримой ненавистью ко всему, стоящему на пути движения России к лучшему будущему.

Вопросы:

  • Какие роды литературы вы знаете?
  • Эпос, лирика и драма
  • Что такое драма?
  • Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.
  • Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
  • Комедия, драма, трагедия
  • Из каких частей состоит драматическое произведение?
  • Действия (акты), сцены (явления)
  • Что такое авторские ремарки?
  • Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

Вопросы:

  • Что называется комедией?
  • Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств.
  • В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
  • Что такое сюжет?
  • Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении

Монолог

  • Что такое монолог?
  • Монолог – это речь одного лица
  • С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?
  • В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция

Литература:

Флоринский С.М. Русская литература. — М.: Просвещение, 1969

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *