Обрезание праздник

Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

История

Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

«И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог».

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

Икона «Рождество Христово»

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Смысл © video: Sputnik .

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

По толкованию отцов Церкви, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился не только обряду обрезания, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

Во-первых, чтобы через это даровать людям усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.

© photo: Sputnik / Tselik Репродукция картины «Голгофа» нидерландского художника

Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть, удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Традиции

Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день, а все традиции и обычаи так или иначе связаны с празднованием Старого Нового года.

В этот день на Руси было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу» или «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

Вечер перед этим праздником называли «щедрым» — ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В ночь на 14 января девушки гадали на суженого — ведь продолжался период Святок, лучшее время года для всякого рода гаданий и предсказаний. Для этого девушки расчесывали перед сном волосы, клали к себе под подушку гребешок и говорили волшебные слова: «суженый-ряженый, приди расчесать мне голову».

В этот день судили и о погоде в предстоящем году. Если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты. Если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых, а если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Владимир Басенков, 15 января 2020, 11:21 — REGNUM

Фридрих Герлин. Обрезание Господне (фрагмент). 1466

На восьмой день после рождения Иисус Христос был обрезан согласно ветхозаветной традиции, что символизировало посвящение ребенка Богу и принадлежность к избранному Создателем народа. Во время обряда обрезания Спаситель также получил имя, которое во время своего явления архангел Гавриил сообщил Святой Марии.

Традиция обрезания у мужчин, характерная в наши дни преимущественно для ислама и иудаизма, берет свое начало в далеком прошлом всей человеческой цивилизации. Операция, значение которой в современном мире с ходу объяснит не каждый, имела глубокий религиозный смысл. Согласно текстам Ветхого Завета, Бог заключил договор с Авраамом как представителем богоизбранного народа. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1) — емко звучала заповедь, данная Создателем Аврааму. А обряд обрезания стал символом посвящения себя Богу. С тех пор все иудеи должны были проходить эту хирургическую инициацию в знак верности Всевышнему и, одновременно, принадлежности еврейскому народу.

Как известно, в христианстве традиции обрезания нет, хотя Иисус Христос был ей причастен. Тем не менее, чем же совершение этого обряда-рудимента так значимо для православных христиан? В своих толкованиях святые отцы часто ссылаются на слова уже взрослого Христа о важности исполнения Божественных установлений: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Заповеди, данные Богом Моисею и сложившиеся вокруг них традиции, регламентировавшие жизнь иудейского общества, не отменялись Спасителем как не обязательные, а, наоборот, усиливались и преобразовывались. И обрезание в данном случае было… прообразом и предтечей таинства крещения, посредством принятия которого человек становится, буквально, членом Церкви. Христос не отменил обряд посвящения в ряды Божьего народа, а исполнил его и в будущем преобразовал.

Джованни Беллини. Обрезание Христа

События праздника Обрезания также свидетельствуют и о человеческой природе Иисуса. Когда люди рассуждают о Христе, Его жизни и учении, невольно появляется соблазн рассматривать Спасителя исключительно как Бога. В этом кроется опасность потерять всю смысловую нить христианства. Еще в первые века после Вознесения Христа среди Его последователей появилась ересь докетизма. Последователи этого учения были убеждены, что Иисус пришел в мир людей не как Человек, а как визуальная иллюзия. Следовательно, и все, что в будущем пережил учитель христиан — всего лишь мираж. Праздник Обрезания по всей своей логике был одним из неопровержимых доказательств того, что Христос — это и реальность, и живой Человек из плоти и крови.

И в этом разрезе день памяти посвящения восьмидневного Младенца Иисуса Богу раскрывается как символ важности религиозных правил и регламентов. Христос во время земной жизни обличал фарисеев и законников за их внешне идеальное соответствие букве иудейского закона при полном внутреннем противоречии ему. Действительно, обряд и норма поведения сходят на нет в сакральном смысле, если их носитель в погоне за правильностью исполнения уходит от культивации в своем сердце добродетелей, например, любви и доброты по отношению к окружающему миру. В таком случае «законничество», то есть внешнее исполнение предписаний, превращается в тягостную обязанность и для самого исполнителя, и для его окружения. Зацикленный лишь на обрядовой стороне адепт культа уходил от смыслового наполнения своих ритуалов.

Христос пришел для того, чтобы сказать всему человечеству: ребята, Бог — это любовь. Любите Бога, любите друг друга, и будет вам счастье. И христианство вообще можно выразить вот в этой короткой словесной формуле, за которой разворачивается необъятная вечность. Иисус вел проповедь о наполнении всех сфер жизни людей любовью и призывал руководствоваться во всем именно этой наивысшей добродетелью. Обряд Богу, в общем-то, не нужен. Но внешнее выражение веры, в котором зашифрованы символы и смыслы религиозного учения, нужно людям. Люди состоят из плоти и крови, живут в трехмерном пространстве, и вообще, существуют во Вселенной, которая живет по своим законам. Закон упорядочивает жизнь любой системы, стремясь выстроить внутри нее гармонию. Гармония достигается за счет подчиненности всех элементов системы существующему внутри нее закону.

Именно поэтому христианство имеет регламентированный свод предписаний, регулирующих внутреннюю и внешнюю жизнь как всей Церкви, так и отдельного человека. Естественно, что отказ полностью или частично стремиться к исполнению тех или иных сторон религиозной жизни чреват сбоями. И в этом смысле праздник Обрезания Господня свидетельствует о жизнеспособности закона (то есть свода правил) для Церкви в противовес нарастающим модернистским веяниям об отмене и упразднении тех или иных сторон церковной жизни под предлогом их несовершенства.

Обрезание Христа, Преображенский монастырь, Болгария

Иисус Христос, будучи Богом, не избегал исполнения «устаревших» правил жизни иудейского общества. Он пришел в мир людей с новым законом, не отрицая старого. Особенностью Церкви же как института можно считать ее вневременность и надмирность. Церковь не может устареть по определению. И в этом смысле логика сохранения преданий понятна: полученные людьми от Бога знания и правила не подлежат пересмотру через 10, 100 или 1000 лет, пока Создатель Сам не внесет эти изменения путем сверхъестественного вмешательства в жизнь человеческого общества, как это было в Ветхом и Новом Завете.

Разговоры об «отсталости» Церкви не учитывают главного: общество верующих во Иисуса Христа подчиняется не веяниям времени и законам моды, а правилам, которые позволяют добиться счастья не в сиюминутном моменте, а в вечном существовании человека. И в этом смысле праздник Обрезания Господня лишь подтверждает: у счастья свои законы, которые работают, несмотря на эпоху и временной промежуток истории.

Обрезание Господне относится к великим праздникам — семнадцати праздникам с торжественным богослужением, которые по значимости уступают лишь Пасхе. Тем не менее, он стоит в иерархии ниже двунадесятых праздников — двенадцати из великих праздников, считающихся более важными, чем пять остальных.

В иудаизме обрезание играет примерно ту же роль, что и крещение в христианстве — оно символизирует приобщение недавно родившегося ребёнка к религии. младенец Иисус, будучи сыном еврейки, принял обрезание по ветхозаветному закону на восьмой день после своего рождения.

В христианстве отсутствует традиция обрезания в прямом смысле этого слова. В празднике принято видеть призыв к смирению и к самоограничению, то есть «отсечению» страстей и дурных мыслей.

В народно-христианской традиции на 1 января по юлианскому календарю приходится Васильев день — в часть святителя Василия Великого, или Василия Кесарийского, которому, в числе прочего, приписывается изобретение иконостаса. В день памяти этого христианского святого, по некоторым данным, крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия, а в домах пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. Считалось, что люди, просыпающиеся в этот день первыми и умывающиеся водой из колодца, родника или реки будут бодрыми и подвижными на протяжении всего последующего года.

Читайте материал «Щедрый вечер 13 января: традиции, приметы и запреты»

14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне в память о том, как на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос принял обрезание. В этот день Ему было дано имя Иисус, которое предрек Деве Марии Архангел Гавриил при Благовещении. Назвать младенца Иисусом повелел Иосифу Обручнику и ангел, сообщивший ему, Кого носит во чреве Мария.

Вопрос-ответ Сочельник и Рождество Христово в православии: история и традиции

История праздника

Согласно ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, то никто из народа Израилева не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.) Ветхозаветное обрезание считается прообразом христианского крещения – потому что крещаемый, как и обрезаемый, заключает завет с Богом.

Поэтому в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало до прихода волхвов и бегства в Египет, Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель). По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30).

Традиции празднования

Христиане празднуют Обрезание Господне, начиная с IV века. Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 14 января по новому стилю.

Обрезание Господне празднуют в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.

Васильев день. Новогодняя дореволюционная открытка. Россия. Фото: Commons.wikimedia.org

В этот день в храмах после литургии служат молебен о новолетии — это заведено с тех пор, как император Пётр I повелел, считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе.

Фрагмент из обрезания Христова по Friedrich ХерлинИзображение в Менологионе Василия II ( ок.  980 г. )Изображение Обрезания Иисуса Фра Анджелико ( ок.  1450 г. )Синьорелли «s гр.  1491 Обрезание Христа по заказу Братства Святого Имени Иисуса в Вольтерре , с Симеоном в тылу

Обрезание Иисуса является событием из жизни Иисуса , согласно Евангелию от Луки главу 2 , в котором говорится в стихе 21 , что Иисус был обрезан восемь дней после того, как его рождения (традиционно 1 января). Это соответствует еврейскому закону, согласно которому мужчины должны быть обрезаны через восемь дней после рождения во время церемонии брит-милы , во время которой им также дают свое имя . Обрезание Христа стало очень распространенной темой в христианском искусстве с 10 века и далее, одним из многочисленных событий в жизни Христа, часто изображаемых художниками. Первоначально он рассматривался только как сцена в более крупных циклах, но в эпоху Возрождения мог рассматриваться как отдельный предмет для картины или составлять основной предмет в алтаре .

Это событие отмечается как праздник обрезания в Восточной православной церкви 1 января, в зависимости от того, какой календарь используется, а также отмечается в тот же день многими англиканами . Он отмечается католиками как праздник Святого Имени Иисуса , в последние годы 3 января в качестве необязательной памятной даты , хотя долгое время он отмечался 1 января, как и в некоторых других церквях. На поверхности обнаружено несколько реликвий, которые утверждают, что они являются Святым предубеждением , крайней плотью Иисуса.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *