Общее дело возрождение деревянных храмов севера

Если же говорить о том, что меня радует, в том числе в связи с восстановлением наших древних памятников, то это волонтерское движение. Я был поражен, познакомившись с совершенно неформальным, никем не организованным сверху, а развившимся с низовой инициативы молодежным движением, которое названо «Общее Дело». Молодые люди сами собирают деньги, сами отправляются в далекие края, в том числе в Архангельскую область, где в тяжелейшем положении находятся наши старинные храмы, шедевры деревянного зодчества. Например, вы знаете, что один из самых замечательных таких памятников, деревянная церковь в Кондопоге, сгорел дотла на глазах людей. Так вот, молодежь в свое свободное время, на свои деньги отправляется в экспедиции и восстанавливают эти храмы. Дай Бог, чтобы такие молодежные и, может быть, не только молодежные волонтерские группы помогали нам восстановить все то, что еще сохранилось, потому что речь идет не просто о музейных экспонатах — речь идет о нашей истории, речь идет о том, как мы, люди XXI века, относимся к прошлому. И если мы хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки.

Храм был освящен 9 октября 2001 года архиепископом Новгородским и Старорусским Львом.

Церковь с колокольней была возведена за три года. Новый храм отчасти стоит своим фундаментом на месте старого, трехпрестольного — Святой Троицы, иконы Божией Матери Старорусская и Иоанна Богослова. Кстати, в Поддорье была и кладбищенская церковь, немного восточнее нынешнего храма, которая была разобрана.

Настоятель — протоиерей Василий Киселев, окормляющий на территории Поддорского района пять приходов. Четыре из пяти храмов в районе были построены в новейшее время.

— Церковь хранит Святое Предание, она обладает огромной историей. Нет ли у вас сожаления о том, что тут, на Поддорской земле, из-за войны, советских гонений на Церковь, осталось мало старых храмов? Или же все перевешивает радость от того, что, в том числе и вашими трудами, появляются тут, далеко не в самом населенном уголке Новгородской земли, новые храмы?

— Начну с того, что я родом из Тверской губернии, из Кашинского уезда — той ее части где не было войны. В моих родных местах там до сих пор стоит старый храм, и род, из которого я произошел — верующий. У бабушки было много икон, она всегда вычитывала богослужебные часы дома из книг в те времена, когда церкви были закрыты и, наверное, поэтому у меня лично не было чувства оторванности от прошлого. Также, когда я жил в Санкт-Петербурге, меня окружали храмы.

Конечно, когда я приехал сюда, в Поддорье, тут был молитвенный дом, а не старый храм, который еще войну наша же артиллерия разбила. Как мне рассказывал один из здешних старожилов, за семь километров по храму била дальнобойная артиллерия, чтобы разрушить его как немецкий наблюдательный пункт. Тут рядом, в огороде, можно найти еще осколки от снарядов.

Намоленность места важна, но это еще не все. Впрочем, и преемственность у нас есть, и мы храним ее. Так, у нас есть икона, которая была в старом храме. Она была спрятана и бережно сохранена местными жителями. И, также в честь иконы Божией Матери Старорусской, придел которой был в старом храме, у нас есть эта икона. И также мы поступили в память о приделе Иоанна Богослова.

Мы смиренно относимся к тому, что порой не удается сохранить старое. Мой духовный отец, протоиерей Василий Ермаков, сказал мне: «Тебе там, в Поддорье, надо служить и трудиться, трудиться и еще раз трудиться».

— Отмечаете ли вы для себя какие-либо местные особенности, отличия между приходами на территории района?

— Безусловно. Например, здесь, в Поддорском районе, очень много старообрядцев поморского толка. Они в свое время бежали в довольно труднодоступные места и расселились в местной округе. Это строгие люди со своей культурой, к ним нужен особый подход. Владыка Лев благословил меня отпевать старообрядцев, которые приходили с просьбами, по возможности, окормлять и их. Они говорили: «Что мы, скоты что ли?! Без отпевания нас нельзя погребать!»

У нас есть и случаи, когда люди переходят в нашу веру и по их просьбе мы их докрещиваем.

Очевидно, это происходит еще и потому, что ближайший старообрядческий храм находится в Старой Руссе и приход там очень неодобрительно относится к тому, если человек, даже по объективной причине, начинает редко посещать церковь. Говорят там прямо: «Раз не ходишь ты сюда на службы, значит ты не наш». Вот и приходится местным старорообрядцам обращаться за духовной помощью к нам. Особенно это выражено в нашем приходе в Белебелке и в соседнем Волотовском районе.

— У вас нет конфликтов и трений со старообрядцами?

— Вообще-то нет. Хотя в повседневном быту у старообрядцев есть много условностей. Отдельные ковшики и кружки для чужаков, отдельные дверные ручки…

— Какая социальная проблема здесь наиболее актуальна? Кто-то в деревне обычно говорит об алкоголизме, кто-то о наркомании, о безработице.

— Об алкоголизме скажу кратко: всех кто пил, мы уже отпели. Остались лишь самые «крепкие». Ну а прочие, как у нас говорят, «в березках».

Безработица есть. Кто может — тот в лесу работает. И молодежи, к сожалению, меньше становится…

— Что же может в такой ситуации сделать Церковь?

— На мой взгляд, Церковь должна быть отдушиной для человека. Человек не может жить только материальным, он должен тянуться еще и к духовному. Хорошо, что у нас есть воскресная школа. Ребят в нее ходит не так много, но есть же ученики. Значит приход обновляется, и это радует.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия»

Фото Максима Озерцова

В начале июля на подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Казаково состоялся праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности.

В этот день в Покровском храме по благословению игумена Феодосия служил иеромонах Вениамин (Юдин), насельник Свято-Успенского Александро-Ошевенского монастыря. Отметим, что все важные мероприятия и праздники на этом приходе начинаются с Божественной литургии, Без духовной основы — Евангельской проповеди — невозможно говорить об укреплении семейно-нравственных отношений.

фото: Храм Покрова Пресвятой Богородицы

После богослужения состоялись праздничный «концерт» и чаепитие в приходском доме, на которые были приглашены как семейные пары, которые состоят в браке уже долгие годы, так и молодые семьи с детьми.

«Молодому поколению сейчас крайне необходим живой пример, как наших русских Святых, жизнь которых достойна подражанию, так и взрослых, которые сумели не только построить семью, вырастить детей, но вместе пройти через жизненные трудности рука об руку» — убежден игумен Феодосий (Курицын), настоятель Свято-Покровского храма в Казаково.

Мероприятие получилось очень душевным: присутствующие поделились историями создания своих семей, открыли свои «секреты» прочности семейных отношений, беседовали, пели песни, дети читали стихи, все вместе отгадывали загадки. Праздник состоялся при поддержке Международного грантового конкурса » Православная инициатива».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *