Общественное самосознание

Бурханова Д.С.

канд.ист.наук, доц. каф. «История»:

Тема сегодняшнего круглого стола является на сегодняшний день актуальной и ее обсуждение своевременным. В различных словарях есть определение термина национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности. Представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Иначе говоря, это идеология общества. На данном этапе развития нашего общества идеологией является независимость.

Бурханова Д.С.

канд.ист.наук, доц. каф. «История»:

Тема сегодняшнего круглого стола является на сегодняшний день актуальной и ее обсуждение своевременным. В различных словарях есть определение термина национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности. Представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Иначе говоря, это идеология общества. На данном этапе развития нашего общества идеологией является независимость.

В формировании национального самосознания бесспорно значительное место занимает Отечественная история.За годы независимости в Казахстане возрос интерес к истории, и это понятно. Мы осознаем, что было с нашей историей, когда мы были в составе Российской империи, а затем и в составе Советского государства. Отдавая дань великим русским востоковедам, которые немало сделали для создания нашей истории, необходимо признать история наша подчинялась истории российской. Она была ее составной частью. С обретением независимости возможности ученых историков увеличились, историки обрели государственную поддержку. Начался пересмотр некоторыхутвердившихся концепции. В современных условиях появилась возможность пользоваться ранее недоступными архивными фондами, мощным пластом ранее не использованных источников и литературы. Стало реальностью изучение и анализ трудов репрессированных деятелей государства, ученых, лидеров национально-освободительного движения. В этой связи исследователи направили свой поиск на изучение и анализ многих ранее недоступных проблем отечественной истории, что,безусловно, дополнит ее и будет способствовать дальнейшему формированию национального самосознания.

Одним из важнейших аспектов при формировании национального самосознания молодежи при изучении истории Казахстана является признание того что, территория современного Казахстана издревле принадлежит ее народу. Хотя не обнаружены останки первобытных людей, типа: синантропа, неандертальца и т.д. но имеются масса археологических материалов подтверждающих о существовании населения на этой территории как в эпоху камня, бронзы и т.д. Что дает нам основание, говорит на этой территории жили, наши предки, будут жить наши наследники, а нам ее надо сохранить. Ведь не каждый народ может гордиться и говорить, что это земля досталась ему в наследство о его предков. Именно здесь сформировался казахский народ как этнос, в процессе исторического развития сложился язык, культура, психологический склад, обычай и традиции, хозяйственный уклад жизни. Что в итоге привело к формированию своеобразной кочевой цивилизации. Кочевая цивилизация во многом превосходила оседлую цивилизацию, обогатила ее.

Следующим немало важным аспектом при формировании национального самосознания при изучении отечественной истории является признание того что, наша история развивалась синхронно с мировой историей. Подтверждении тому в истории много, например принятие религии. Князь Владимир крестился со своей дружинной 988 году и с этого момента считается принятие Руси христианства. В государстве Караханидов ислам был объявлен государственной религией 960 году, т.е. Объективные условия и сам процесс общественно-политического развития диктовал необходимость принятия религии, что свидетельствует о синхронности развития. Или процесс образования государств если Древнерусское государство образовалось 888 году или как говориться в IX веке, то к этому времени на евразийском континенте существовали такие крупные государственные объединения как государство Огузов, Караханидов, Кыпчакское ханство и т.д.

Следующий момент чтобы поднять роль отечественной истории не только в формировании национального самосознания, а в целом в воспитании и образовании необходимо увеличить количество кредитов по этой дисциплине, и продлить обучение Истории Казахстана на учебный год, перенести государственный экзамен с первого курса и первого семестра на третий или на второй курс. Студенты не успев адаптироваться первым экзаменом является Государственный экзамен по истории Казахстана — это не совсем логично и методический неверно. Мотивировать это тем, что они изучали ее в школе нельзя. История Казахстана сейчас пересматривается с позиции 20-летия независимости, осмыслить этот важный процесс необходим. Продолжить изучения истории Казахстана продолжить изучением истории и становления независимого Казахстана на втором курсе не исторических специальностей. В этом плане необходимо пересмотреть учебные планы с целью теоретического углубления материала и постановки проблем по изучаемому периоду.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование национального самосознания: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Завершение второго тысячелетия характеризуется как глобальными социальными потрясениями, так и локальными столкновениями и конфликтами. Масштабные, неоднозначные и разнонаправленные процессы происходят сейчас в развитии многих этнополи-тических общностей и их взаимоотношений, в развитии национального сознания и самосознания различных народностей и наций. Интерес к процессам, происходящим в сфере развития национального самосознания различных народов, живущих в индустриальном и постиндустриальном обществе, вызван еще и их не всегда осознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и навязыванию интернационализации образа жизни, угрожающими сохранению культурной традиции и национальной самобытности. С возрастанием понимания целостных характеристик человечества, с осознанием того, что распространение урбанизации и нивелирующих форм массовой культуры, межгосударственных и межличностных контактов и взаимосвязей сохраняется этнокультурное многообразие планетарного сообщества людей.

В этой связи необходимо отметить некоторую парадоксальность ситуации в развитии современных национальных отношений, которая состоит в том, что рост объективных мировых интеграционных процессов ведет, с одной стороны к взаимодействию практически во всех важных областях общественной деятельности человека, то есть в экономической, политической, культурной, правовой. В то же время имеет место противодействие мировой интеграции (интернационализации и глобализации экономики), а в духовной сфере — протест отдельных национальных общностей в различных регионах и странах, которые боятся утраты своей самобытности и национальной идентичности.

В условиях укрепления тенденции интернационализации экономики и универсализации общественной жизни закономерно активизируется роль национального фактора. У. Шахт и X. Швильк писали: «Самопознание этого рода формируется не против других, а формируется для себя. Без уверенности в себе такой процесс не может быть действенным».1 Данное обстоятельство находит свое выражение в желании народов сохранить свои культурно-исторические ценности, свой образ жизни. Как представляется многим исследователям, возрастание значимости национального фактора в жизни общества предопределяет необходимость выявления его реального содержания. Это позволяет более эффективно воздействовать на социальные процессы и избирать адекватные средства для достижения гармонизации межнациональных отношений.

И наконец, еще один аспект, актуализирующий данную тему, связан с тем, что последнее десятилетие уходящего тысячелетия стало временем национальных (этнических) геополитических катаклизмов. Оно было отмечено значительными политическими переменами и потрясениями, которые сопровождались появлением «проблемы национального» во многих странах, имеющих полиэтническую структуру общества. Эти события показывают, что «национальное» не только не исчерпало себя, но, напротив, поставило перед человечеством новые проблемы. В современных условиях, в условиях общей тенденции интернационализации экономики и универсализации общественной жизни возрастает роль национального фактора, который находит свое отражение в желании сохранения своих культурно-исторических ценностей, своего образа жизни. Как представляется многим, значимость национального фактора в жизнедеятельности общества предопределяет необходимость выявления его реального содержания и способности воздействовать на социальные процессы и умелого использования в интересах всех лю

1 H. Schwilk; U. Schacht (Hrsg.). Die selbstbewusste Nation: «Anschwellender Bocksgesang» und weitere Beiträge zu einer deutschen Debatte. — Frankfurt/M; Berlin: Ullstein, 1994. -sl 1. дей, гармонизации межнациональных отношений. Все это актуализирует изучение проблемы формирования и сущности национального самосознания. От своевременности и глубины решения этой проблемы зависит не столько разрешение многих научно-теоретических споров, сколько судьба наций (этносов) и государств. Эта проблема особенно значима и актуальна для Российского общества, объединившего множество этносов, культур и конфессий.

Степень научной разработанности проблемы. Сама проблема национального самосознания формируется внутри анализа проблемы национального сознания. Национальное сознание понимается через сознание человека, через общественное сознание, а также условий жизни возникающей национальной общности. Интерес к данной проблеме существует начиная со времен античности, средних веков и Нового времени. В той или иной форме она выдвигается и рассматривается в средние века и Новое время. Правда, следует иметь в виду, что в произведениях мыслителей указанных исторических эпох категория «национальное самосознание» не употреблялась. Они оперируют другими, близкими к этой категории, понятиями.

Так, античные философы1 (Аристотель, прежде всего) — эллины о неэллинах говорили как о «варварах по природе», неспособных к культуре и свободному творчеству, а так же к самореализации.

Западноевропейская средневековая философия в целом развивалась в рамках христианского мировоззрения. В частности, Августин исходил из идеи происхождения людей от одного праотца, а также их равенства перед Богом.

И. Кантом» были сформулированы идеи и положения, отрицающие вечность и неизменность национального характера, утверждающие конкрет

1 Реале Дж., Антисери Д. Западная Философия от истоков до наших дней. Античность. Т. 1. -С.-Пб., 1994. -С. 159, 173. Кант И. Антропология // соч. в 6 т. -М., 1966.Т.6. -С. 562-573. но-историческую природу этого социального феномена, раскрывающие противоречивость национального характера (наличие в нем не только положительных, но и отрицательных свойств и сторон). Ш. Монтескье1 развивал свои взгляды на природу национального самосознания, называемого им «национальный дух», «общий дух». Согласно его взглядам, национальное самосознание — такой же неизменный феномен, как неизменна обуславливающая его природа, географическая среда. Ж.Ж. Руссо 2 был убежден в том, что каждый народ имеет или должен иметь свой национальный характер. о

И.Г. Фихте настаивал на необходимости исследования последнего основания нации, в качестве которого выступает ее духовная конституция (характер, национальная самобытность, культура и т.д.). Г.В.Ф. Гегель4 одним из первых поставил проблему внутреннего саморазвития не только индивидуального самосознания, но и самосознания общности, которое выражено им в понятии «народный дух».

С середины XIX века было продолжено исследование национального самосознания с позиций теории «народного духа», в основу которой было положено учение Гегеля об «Объективном духе». Эта теория была связана с именами М. Лацаруса, Г. Лебона, Г. Штейнталя.5 В их работах употребляются понятия «народное самосознание», «самопонимание народа»,»общественное самосознание народа». В. Вундт6 рассматривал психологию народов как особую отрасль науки, при этом он отрицал наличие в «народном духе» независимого от индивидуумов субстанциального ядра. Он оперирует также понятием «национальный дух».

1 Монтескье Ш. Избранные произведения. -М., 1955. -С. 353.

5 Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о народной психологии. -Воронеж, 1885. -С.24.

6 Вундт В. Проблемы психологии народов. -М., 1912. -С. 17-20.

В.Г. Белинский, А.И. Герцен, H.A. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский1 в полемике со славянофилами, активно использовали понятие «национальный дух». Так, они ставили формирование и развитие национальных особенностей сознания народов в зависимость от конкретных исторических событий, изменений в социально-экономической жизни народов. В работах Д.Н. Ов

2 3 сянико-Куликовского и Г.Г. Шпета, занимавшихся изучением духовных особенностей национального развития, анализировались психологические аспекты национального самосознания.

В отечественной научной литературе советского периода к проблеме национального самосознания активно начали обращать внимание в послевоенные годы в связи с внешнеполитической ситуацией. В работах историков и этнографов5 была высказана мысль о том, что процесс формирования национального самосознания тесно связан с функционированием отдельных признаков этноса. В науке было закреплено рассмотрение национального самосознания через понятие «этническое». Здесь национальное самосознание сводилось к сознанию индивидуумом своей принадлежности к определенно

2 Овсянико- Куликовский Д .Н. Психология национальности. -Пгт., 1922. -С. 18.

J Шпет Г.Г. Сочинения .Введение в этническую психологию. -М., 1989.

4 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. -М., 1994.-С. 309; Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. -С.-Пб., 1888. С. 33; Бердяев H.A. Судьба России. — М., 1990. -С. 58; Бердяев H.A. О современном национализме // Философские науки. 1991. № 3. -С. 104; Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья .- М., 1990. -С. 472; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. -С.-Пб., 1991; Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. -М., 1993. -С.200-201. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -M.JL, 1949; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства- М.Л., 1949; Мавродин В.В. Формирование русской нации. -Л., 1947. му сообществу. В дальнейшем в содержании понятия «нация» произошли изменения, меняющие устоявшееся значение термина «национальное самосознание». Появилась тенденция отождествлять его с «самосознанием нации» или же «национальным сознанием», то есть рассматривать его как элемент идеологии и общественной психологии.1 Более того, национальное самосознание часто рассматривалось как реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей. В этом смысле национальное самосознание представлялось как вторичное явление. Подробный анализ основных этапов эволюции понимания природы национального самосознания осуществлен в работах Р.Ш. Джарылгасиновой.2

Важную роль в раскрытии содержания основных понятий, имеющих прямое отношение к научному рассмотрению данной проблемы, имели дискуссии по проблемам нации и национальных отношений, проведенные рядом научных и общественно-политических журналов. По социологии национальных отношений — Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, JI.M. Дробижевой, JI.C. Перепелкина, С.И. Шкаратана;4 по проблемам и методологии социальных исследований — Г.С. Арефьевой, B.C. Барулина;5 по вопросам методологии- Г.А. Антипова, Б.А. Грушина, В.Е. Кемерова, В.Ж. Келле, М.Я. Коваль

2 Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке: основные аспекты проблемы//Советская этнография. 1987. № 4.

В этот период стало реальностью широкое использование понятия национального самосознания. Позже возникла необходимость «включения» его в понятийный аппарат науки. В разработку содержания этого понятия существенные дополнения внесли работы в области теоретической этнографии и философских проблем теории этноса:5 С.М. Арутюняна, Ю.В. Бромлея,

Для многих исследовательских работ того периода (за редким исключением) было характерно отстаивание тезиса о полном и окончательном решении национального вопроса, что привело к игнорированию сложных процессов в сфере межнациональных отношений. Стараясь не замечать реальных противоречий, исследователи советского периода оказались в лоне идеологических положений и ограничивались поверхностным анализом явлений.

Анализ научной литературы, посвященной проблемам национального самосознания, дает нам основание сделать вывод о том, что нет целостной, единой точки зрения на содержание и структуру этого феномена. По-прежнему понятие национального самосознания имеет разные толкования. И это неизбежно. Однако проблема национального самосознания должна быть продумана максимально полно, с учетом по возможности всех его сторон.

Поэтому не случайно то, что в последнее время активизировался интерес ученых к изучению национального самосознания конкретных наций, проживающих на территории бывшего СССР. Научный анализ процессов в этой сфере осуществлен в работах Р.Г. Абдулатипова, Д.Ж. Валеева, А.И. Володина, Д.М. Гилязитдинова, JI.M. Дробижевой, В.Н. Иванова, Р.И. Ирназарова, О.Б. Мухамметбердиева, P.M. Тухватуллина.1 Подобные исследования имеют особую ценность, так как именно они позволяют выявить особенности проявления национального самосознания нации в переломные кризисные моменты. Без их учета решение национальных проблем практически невозможно.

Исследователи пришли к выводу, что разбуженное национальное самосознание может проявлять себя по-разному: в зависимости от условий, оно может стать основой поступательного развития народа, дать импульс к его новым достижениям в социально-экономической, политической, духовной сферах; а может надолго затормозить развитие этноса, обострить и довести до конфликта его отношения с другими народами и т.д. Значит, с одной стороны, национальное самосознание в определенной мере нейтрально к вектору социально-экономического и политического развития этноса, а, с другой стороны, оно выступает формой самого этого развития. Для современного состояния российского общества характерен повышенный динамизм в развитии национального самосознания многих этносов. В общественном сознании различных этносов можно обнаружить элементы национализма и шовинизма. Последние также привлекают внимание многих иссле

В русле данного исследования большой интерес представляют работы таких зарубежных авторов, как Э. Геллнер, Н. Дайкер, X. Фрийда, У. Шахт, X. Швильк.1

Анализ научной литературы, посвященной проблемам национального самосознания, дает нам основание сделать вывод, о том, что нет целостной, единой точки зрения на содержание и структуру этого феномена. По прежнему понятие национального самосознания имеет разные толкования. И это неизбежно. Однако проблема национального самосознания должна быть продумана максимально полно, с учетом по возможности всех его сторон.

На сегодняшний день в современной социально-философской литературе нет системного, монографического исследования проблемы национального самосознания, удовлетворяющего потребности современной общественной науки и социальной практики. Авторами, интересующимися национальными вопросами, как было подчеркнуто выше, затронуты лишь отдельные стороны проблемы национального самосознания; недостаточно работ, в которых бы давался социально-философский анализ проблем исследования национального самосознания.

Не претендуя на всестороннее и исчерпывающее раскрытие рассматриваемой темы в связи с ее сложностью и многогранностью, а также исходя из ее актуальности и недостаточной разработанности, автор определяет цель диссертационного исследования: социально философское осмысление сущности и тенденций развития национального самосознания как важнейшего фактора общественного развития российского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

-осуществить философский анализ понятия «национальное самосознание», определить его природу и содержательные компоненты;

-проанализировать национальное самосознание с точки зрения выполняемых им функций, а также механизмов его формирования;

-раскрыть специфику формирования национального самосознания, противоречия и выявить основания, необходимые для его гармоничного развития;

-рассмотреть процесс формирования и развития национального самосознания народов Республики Башкортостан в период реформирования современного российского общества.

Объектом исследования выступает национальное самосознание как элемент национального сознания. Последняя является одной из форм общественного сознания. Национальное самосознание рассматривается нами как сложное, системное, многофункциональное общественное явление.

Предметом исследования являются сущность, функции, роль, специфика процессов формирования национального самосознания в последнее десятилетие XX века вообще и, в частности, реформирование общественной жизни Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан).

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и связана с реализацией поставленной цели, решением основных задач в исследовательской работе:

— предложено новое понимание национального самосознания. Национальное самосознание включает в себя:1) осознание нацией себя как некой целостности; 2) определение нацией своих национальных (экономических), политических и т.д. интересов; 3) осознание нацией своего отличия от других наций; 4) осмысление «сегодняшнего дня» нации через её историческое прошлое и определение перспектив на будущее;

— выделены две новые функции национального самосознания в общественном развитии, а именно: объединения и преемственности. Объединение выражается в потребности сохранения своей целостности, поддержании жизнеобеспечения социума. Преемственность отражает духовную жизнь национальной общности в непрерывности культуры, являющейся важнейшим условием гармоничного и полноценного развития любой личности.

— раскрыты основные противоречия процесса формирования национального самосознания. Конструируя многосторонность бытия нации, национальное самосознание отражает социально-экономические, политические, идеологические противоречия. В их сути лежит основное противоречие национального развития: объективная тенденция к интернационализации экономической, политической, социальной, духовной сторон жизни нации и стремлением к сохранению своей самобытности, уникальности;

-определены современные тенденции развития национального самосознания наций, народов Республики Башкортостан. В содержательном плане была выявлена сфера так называемого «культурного пространства», его структурные компоненты, их взаимосвязь и взаимовлияние (функционирования национальных языков, доступа к средствам массовой информации, а также представительства данной национальной группы в различных сферах и, прежде всего, в государственном управлении).

Методологической и теоретической основой работы являются: 1) Примордиальный \primordialis ] подход, где этничность понимается как существенная первичная, изначальная характеристика. То есть подход, согласно которому нация является одной из фундаментальных (возможно наиболее крупной) социальных общностей. 2) Социокультурный подход, при котором формирование национального самосознания понимается как часть объективного процесса, связанного с развитием социальных систем. Анализ конкретного состояния развития социальных и культурных факторов общества дает возможность определить содержательные доминанты национального самосознания.

Основой исследования являются работы отечественных и западных ученых по исследуемой проблеме в области философии, социальной психологии, этнографии, социологии, содержащие осмысление таких вопросов, как взаимоотношение бытия и сознания, активная творческая роль последнего, существование специфических особенностей национальной психологии.

3) Монографии и статьи, отражающие специфику национального развития. Сочинения русских философов. Работы зарубежных ученых по социально-философской проблематике.

В работе использовались принципы объективности, конкретности, всесторонности и историзма научного знания.

Эмпирическую основу составляют работы отечественных и зарубежных мыслителей по данной проблеме, материалы периодических и массовых изданий, справочники, статистические сборники, социологические исследования.

Теоретическая значимость диссертации. Разработка и исследования национального самосознания дают возможность для анализа актуальных проблем социальной философии в области межнациональных отношений.

Практическая ценность результатов диссертации. Разработка и исследование национального самосознания дают возможность для анализа актуальных проблем социальной философии в области межнациональных отношений. Основные положения диссертации могут быть использованы в курсах лекций по социальной философии, а также для разработки соответствующих спецкурсов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета (11.06.99.) и рекомендована к защите.

Отдельные положения диссертации были апробированы на Международной научной конференции.// Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности («Вторые Валидовские чтения»). -Уфа: БГУ, 1995; Научно-практической конференции, посвященной 50-летию победы в ВОВ. -Уфа: УТИС, 1996; Всероссийской научно-практической конференции // Ценностные ориентации в подготовке специалистов. -Уфа: БГПИ, 1997; Межвузовской научно-практической конференции «наука-сервис-семья». -Уфа: УТИС, 1998; Втором Российском философском конгрессе. -Екатеринбург: УрГУ, 1999; Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий». -Уфа: БГУ, 1999. Общий объем публикаций по диссертации составляет: 1.1 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы из 267 наименований. Общий объем диссертации составляет 166 страниц.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *