Общецерковная аспирантура

Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных кадров для Русской Православной Церкви, в том числе ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов.

Общецерковная аспирантура организована 31 марта 2009 года решением Священным Синодом Русской Православной Церкви. Общецерковная аспирантура стала преемницей филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей, который был организован в 1963 г. по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), председателя ОВЦС. Задачи, выполнявшиеся филиалом аспирантуры МДА, ныне поставлены перед кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры.

В Общецерковной аспирантуре созданы кафедры по ключевым направлениям церковной науки. Каждая из кафедр имеет свою специфику и нацелена на создание своей научной школы на основе традиций, заложенных восточно-христианским (в частности, русским) богословием, отечественной и зарубежной гуманитарной наукой.

Особое внимание уделяется в Общецерковной аспирантуре изучению иностранных языков, овладению методологией научно-богословского исследования.

Создаются возможности для защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора богословия не только мужчинами, но и лицами женского пола. Поступающие в аспирантуру девицы и женщины – это сотрудницы синодальных и епархиальных учреждений, церковные педагоги, регенты, искусствоведы, иконописцы, церковные филологи.

Учебное заведение располагается в самом центре Москвы в комплексе Патриаршего подворья храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоана Предтечи под Бором (Черниговский переулок).

Ректоры

  • Иларион (Алфеев) (с 31 марта 2009)

Использованные материалы

  • Материалы официального сайта

Уважаемые коллеги!

В научном сообществе вообще и в религиоведческом сообществе в особенности продолжаются дискуссии о научном статусе теологии. К сожалению, эти дискуссии не всегда ведутся в конструктивном ключе, что не способствует развитию гуманитарного знания и создает бесперспективное напряжение между сторонниками различных подходов. Исполнительный комитет Русского религиоведческого общества и ряд членов Общества представляет вниманию специалистов и общественности семь тезисов о соотношении религиоведения и теологии; мы полагаем, что их публикация сможет поспособствовать возвращению этой дискуссии в конструктивное русло.

Тезисы о соотношении религиоведения и теологии будут также представлены на VI Международной научно-практической конференции «Религия и коммуникация» в Минске (Республика Беларусь) 18–20 апреля 2019 года, запланирован и круглый стол в Москве, посвященный обсуждению этой проблематики.

Просим вас ознакомиться с документом и, при желании, подписать его.

Ваши реакции в порядке обсуждения предлагаем направлять на официальный адрес Общества – info@rro.org.ru; мы ответим на каждое Ваше письмо.

1. Становление теологии в качестве направления подготовки высшего образования и научной специальности вызывало и продолжает вызывать противоречивые реакции научного, в том числе религиоведческого сообщества в нашей стране. Незатихающие дискуссии по вопросу соотношения религиоведения и теологии делают необходимым содержательное высказывание по этой проблеме.

2. Термином «теология» зачастую обозначают:

(а) вероучение той или иной конфессии;

(b) специфический тип мышления, представляющий собой саморефлексию конкретного конфессионального сообщества;

(c) связанный с ними комплекс академических дисциплин.

С нашей точки зрения, теология в последнем смысле (академическая теология) не является воспроизведением вероучения той или иной конфессии и не исчерпывается саморефлексией сообщества: ее претензия на научность соответствует мировому опыту гуманитарных исследований и она следует основным критериям научности, принятым в гуманитарных науках.

3. Религиоведение и академическая теология различаются направленностью своего познавательного интереса: теология всегда носит конкретно-конфессиональный характер, в то время как горизонт религиоведческого исследования — религия, как бы мы её не определяли, религиозные традиции в сравнительном контексте и всё многообразие религиозных явлений.

4. Тем не менее, академическая теология и религиоведение представляют собой системы тесно связанных друг с другом дисциплин, способствующих комплексному пониманию всего многообразия религиозной жизни. Взаимоотношения между религиоведением и теологией должны строиться на основе принципов диалога – хотя этот диалог может быть и конструктивно-критическим.

5. Академическое изучение религии, в каких бы форматах оно ни проводилось, не подразумевает наличия мировоззренчески или институционально обусловленных предпосылок и «точек зрения», обязательных для исследователя и его аудитории. И теология, и религиоведение в равной степени основаны на идее академической свободы и потому должны быть независимы от идеологического диктата, политической конъюнктуры и административного содержательного контроля с любой стороны.

6. При соблюдении этих условий религиоведение и теология смогут сыграть важную роль в изучении религиозной ситуации в мире и в современной России, сохранении культурного наследия религиозных традиций народов России, профилактике рисков, конфликтов и угроз на религиозной почве, повышении уровня знаний граждан России о религии и религиозных культурах.

7. В свою очередь, результаты академического изучения религии (как теологического, так и религиоведческого) могут быть разумно использованы в образовательных и воспитательных практиках, сохранении религиозного многообразия и укреплении межрелигиозного мира.

Исполнительный комитет Общества:

Константин Антонов
Константин Гипп
Алексей Двойнин
Павел Костылев
Маргарита Шилкина

Члены Общества:

Марина Бигнова
Борис Двинянинов
Тинатин До Егито
Арье Коган
Мария Колмакова
Анатолий Лещинский
Игорь Малин
Ольга Прокушенкова
Сергей Саратовский
Алексей Смирнов
Раис Сулейманов

Соотношение религиоведения и теологии

Прочитать петицию

Последние подписи

6 Ольга Грива Симферополь Russia Заведующая кафедрой, профессор Май 10, 2019
5 Иван Мыздриков Москва Russia Клирик РПЦ МП, бакалавр теологии. Апр 18, 2019
4 Александр Иценко Барановичи Республика Беларусь Старший преподаватель, Барановичский государственный университет Апр 18, 2019
3 Артём Соловьев Казань Россия Апр 17, 2019
2 Сергей Козин СПб Россия Апр 17, 2019
1 Денис Сахарных Казань Russia Начальник отдела медиамониторинга ФГБОУ ВО «КНИТУ» Апр 17, 2019

Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

ОЦАиД

Юрисдикция: Русская Православная Церковь
Год основания: 2009
Место: Москва, Россия
Руководители: Иларион (Алфеев)
Преподаватели: Арсений (Соколов), Дикарев Алексий Викторович, Желтов Михаил Сергеевич, Завершинский Георгий Александрович, Звонарев Сергий Леонидович… further results
Выпускники: Арсений (Соколов), Митрофан (Баданин), Сергий (Акимов)
Направления: Церковная реформа

ОЦАиД (2009) — Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров высшей квалификации для Русской Православной Церкви (ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов).

Общецерковной аспирантурой и докторантурой по благословению митрополита Волоколамского Илариона в 2015 году создан Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви, организованный при участии Папского совета по содействию христианскому единству.

руководство

Ректор – митр. Иларион (Алфеев).

Иларион (Алфеев),

почетные доктора

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; основатель общины святого Эгидия Андреа Риккарди; митрополит Диоклийский Каллист.

преподаватели

Арсений (Соколов), Дикарев Алексий Викторович, Желтов Михаил Сергеевич, Завершинский Георгий Александрович, Звонарев Сергий Леонидович, Зубов Андрей Борисович, Иларион (Алфеев), Кирилл (Говорун), Нелюбов Борис Александрович, Паласио Мигель Хайрович, Сафонов Димитрий Владимирович, Сергий (Акимов), Сперанская Елена Сергеевна, Стефан (Игумнов), Фокин Алексей Русланович, Цыпин Владислав Александрович, Шмалий Владимир Владимирович, Ахматханов Руслан Асылбекович, Ванеян Стефан Сергеевич, Вдовина Галина Владимировна, Давыденков Олег Викторович, Иоанн (Копейкин), Касаткин Петр Игоревич, Кравец Сергей Леонидович, Лескин Дмитрий Юрьевич, Пилипенко Евгений Анатольевич, Селезнев Михаил Георгиевич, Шишков Андрей Владимирович, Шмонин Дмитрий Викторович, Якимчук Игорь Зотович

выпускники

диссертации

Наследие Реформации в контексте межхристианского диалога (конференция) (13 октября 2017), VII Иеронимовские чтения (23 ноября 2017), Молодежные богословские встречи в Германии (26 ноября 2017), Летний институт для представителей Англиканской Церкви (4 сентября 2018), V Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви (23 августа 2019)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *