Обязанности алтарника

Одним из самых почетных и ответственных послушаний для православного мужчины-мирянина является послушание алтарника.

Алтарник — церковнослужитель, помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения. Термин возник в середине XX века, прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

Пономарь (в переводе с греческого – «приставник») – церковнослужитель, выполнявший обязанности сторожа храма. В его функции также входило поддерживать храм в порядке, запирать и отпирать его, возжигать свечи. Впоследствии пономарь нередко стал выполнять должность чтеца.

Над алтарником не совершается рукоположение, ему запрещено касаться Престола и Жертвенника. Облачением алтарника является стихарь — длинная одежда с широкими рукавами, символизирующая ангельское одеяние, так что, прислуживая в алтаре, они сами являют образ ангелов. Поэтому Церковь требует от них соответствующего поведения не только во время богослужения, но и в жизни.

На алтарника возложено множество обязанностей по подготовке службы, слежению за чистотой и порядком в алтаре. Перед богослужением алтарники возжигают свечи и лампады в алтаре, готовят облачения для священнослужителей, приносят в алтарь просфоры, вино, ладан и записки. Во время богослужения алтарник может исполнять также обязанности чтеца, свещеносца, звонаря, подавать плат во время Причастия. После окончания богослужения алтарники делают уборку, а накануне праздников украшают алтарь.

На послушание алтарника настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Активное участие в службе дает возможность лучше узнать и полюбить богослужение.

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций…

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест, с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие, антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон. Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета — Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир. Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота. Лжица для причастия. Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия — первая часть Литургии.

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница, дикирий, трикирий и две рипиды.

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.

Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский, www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей «служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно «вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Использаванны материалы

1. Статья «Кто может входить в храм”. — https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Статья «Клирос” — https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.»Устройство православного храма”. — http://berezniki.cerkov.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/

4. Макариополски епископ д-р Николай и ар химандрит д-р Серафим, «Храм” — http://www.pravmladeji.org/node/36

5. «Алтарь и церковная утварь”, Храм Пресвятой Богорицы в г. Балканабату (Туркменистан) — http://www.balkanabat.prihod.ru/

Виталий Чеботар

магистр богословия

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Стихарь взрослый

Стихарь — это слегка расширенное к низу изделие с длинными прямыми рукавами. По низу рукава и платья настрачивается два ряда галуна. Прорези под рукавами также обрабатываются по краю узким галуном. Также отделывается и кокетка. Горловина обрабатывается галуном и застегивается на пуговку. Сзади, на спинке, нашивается один крест размером 16-21 см, в зависимости от размера облачения. Крест и галун желательно подбирать гармонирующими по цвету и рисунку с парчой, из которой шьется изделие. Облачение может быть выполнен как на подкладке, так и без нее, для удешевления продукции.

Стихарь пономаря: особенности

Стихарь алтарника — это церковное богослужебное облачение для пономаря. Пономарское облачение похоже на диаконское, но не имеет застегивающихся боковых разрезов. Имеются только небольшие разрезы подмышками для удобства движений во время службы. Принципиальной разницы в покрое стихаря алтарного и диаконского нет. Для пошива стихаря алтарника часто используют более дешевые ткани — вискозу, парчу с люрексом или парчу с небольшим рисунком.

Алтарник (пономарь) – помощник священнослужителей в алтаре и храме. О том, кто может стать алтарником, каковы его обязанности и что главное в этом служении, мы беседуем с Валерием Александровичем Тепловым, алтарником Скорбященского храма г. Клина.

– Валерий Александрович, кто и с какого возраста может стать алтарником? Что для этого нужно?

– Алтарник – мирянин, т.е. в алтарники не посвящают, это послушание. С какого возраста и кому можно войти в алтарь – решает настоятель храма, он же благословляет человека на это служение. Один из батюшек, которому я сослужил, вводил в алтарь мальчиков-прихожан c 5-6-летнего возраста, они тоже прислуживали за богослужением. Но многие священники считают, что это служение требует определенной духовной зрелости – всё очень индивидуально.

– А что входит в обязанности алтарника?

– Алтарник помогает священнослужителям. Он должен подготовить место служения, облачения священников и диаконов, кадило, просфоры, воду и вино, следить за своевременным возжением свечей, лампад, светильников. В его обязанности входят помощь при совершении таинств, уборка в алтаре, при необходимости – чтение Часов, а иногда, если священник благословит – и Апостола.

– Т.е. получается, что помимо молитв и богослужения нужно знать и церковно-славянский язык. Сколько же времени требуется, чтобы все это освоить?

– Повторюсь, все очень индивидуально. Если у человека есть вера и он воспринимает эту деятельность как служение – это главное. Порой достаточно знания основных молитв, а остальное приходит со временем.

– Исходя из ваших слов, обычно люди учатся на практике и занимаются самообразованием?

– Да, но помимо этого сейчас есть много возможностей получить знания: в воскресных и церковно-приходских школах при храмах, на богословских курсах, в высших учебных заведениях (ПСТГУ, МПИ им. Иоанна Богослова и др.).

– Валерий Александрович, вы тоже учились на практике? Как и когда началось ваше служение?

Я к вере пришел поздно, в 90-е годы. Тогда вся страна просыпалась от безбожного сна, ну и я тоже… Сначала в церковь долго ходил, потом помогал в открытии нескольких храмов. А в алтарь впервые вошел в храме Георгия Победоносца на Варварке. Поначалу боялся что-то сделать неправильно, многого не знал, порой пытался «проскочить» между царскими вратами и престолом, и меня деликатно поправляли…

– Значит, существуют определенные запреты, ограничения?

– Алтарник не должен касаться престола и предметов на нем, жертвенника, если коротко – всего того, на что призывается Дух Святой при совершении богослужения. Нельзя переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и царскими вратами…

– А женщины могут прислуживать в алтаре?

– Могут, по усмотрению настоятеля и по благословению священноначалия. Существуют при этом определенные правила: возраст не менее 60-ти лет, безбрачие, т.е. женщина должна быть вдовой или девицей, ну и, конечно, она должна быть устоявшейся в вере, не новообращенной. В деревнях, где мужчин не хватает и в монастырях это особенно распространено. А в прошлом веке, во времена гонений на Церковь, алтарницами были именно женщины. В церкви тогда, можно сказать, вообще были одни «белые платочки», поэтому вера сохранилась во многом благодаря самоотверженности этих женщин.

Беседовала Юлия Павлюк

Фото: Юлия Павлюк

Интервью со звонарем Скорбященского храма г. Клина Н. В. Глухойкиной
Ю. Павлюк
Раньше церквей было много, в любой части города или села был слышен колокольный звон. Знаете, в России до революции было более 1 миллиона колоколов! Даже если человек был занят работой, он по звуку колокола понимал, что происходит в храме и эта живая связь не прерывалась

Образование для христианина – это миссия
Наталия Гусева
Как-то, возвращаясь из Москвы, я оказалась в одном купе с молодым мусульманином. Вечером я тихонько вытащила молитвослов, а он – правило для намаза. Мы взглянули, улыбнулись и… всю ночь провели за беседой «а как у вас?». Хороший парень, правильный. Кстати, мы с ним пришли к такому выводу, что толкование духовных книг «от себя» не очень хорошо…

(скачать) Действия алтарника на литургии

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона.

  1. Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
  2. Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
  3. Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.
  4. Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
  5. Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
  6. Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
  7. Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
    1. Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
    2. По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
  8. Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
    1. Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
  9. Великий вход.
    1. По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса. Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
    2. По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
    3. Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
  10. Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
  11. Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
  12. При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
  13. На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
  14. Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
    1. Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
  15. По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
  16. Открыть завесу по указанию священника.
  17. Переставить свечу к иконе Спасителя.
  18. Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
  19. После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
  20. Зажечь свечу на жертвеннике.
  21. Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
  22. Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
  23. Раздать антидор.
  24. Читать благодарственные молитвы.
  25. Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола.

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.).

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Стих. Хор – прокимен.

Иерей: Премудрость.

Чтец: ……….. *чтение.

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет «Аллилуйя”— трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: «Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: «Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: «Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: «Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: «Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *