Одесский кукша

На проходившем 2-3 февраля 2016 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе прочих святых был утвержден для общецеркового почитания преподобноисповедник Кукша Одесский (Величко†1964, память 16 / 29 сентября);

Как и преподобный Лаврентий Черниговский, о котором нам уже довелось писать здесь, на «Катехоне» (http://katehon.com/ru/article/prepodobnyy-lavrentiy-chernigovskiy-o-voyne-care-i-antihriste ), как и преподобный Аристоклий Афонский, также прославленный на Ариерейском соборе, преп. Кукша Новый — святой священноинок схимник (схиигумен), чудотворец и прозорливец, обращенный внутренним взором к концу времени и видимого земного мира, к «последним событиям» — и он же яко един от древних. Ревнитель святоотеческого Предания, творец непрестанной Исусовой молитвы. Именно такой, о каких говорят: cвет мирянам иноки, свет инокам ангелы.

И он же в судьбе своей — неотделим от судьбы Отечества, от «страшных лет России».

«Обычно утреннюю и вечернюю молитву благословляли читать, как новоначальной, мне, чтобы приучить читать правильно- вспоминает одна из духовных чал преподобного — Однажды, читая молитву на сон грядущим, я пропустила фразу «Императору споборствуй» (ведь Императора же нет у нас), о. Кукша прервал моё чтение и велел повторить, сказав при этом: «Никогда не пропускай, всегда читай «Императору споборствуй» (Житие святого преподобного отца нашего схиигумена Кукши (Величко) —исповедника. Саратов, 1994).

На самом деле ведь это означает: так или иначе, при видимом отсутствии Царя, мы должны жить как бы Царь есть.

И при этом преп. Кукша постоянно говорил: «Сейчас начинает испоняться глава 3-я книги пророка Ездры. К нам быстро катится гибель. Ох, сестры мои, какое настает время ужасное, что жить не захочешь на белом свете, а оно вот…вот. О, Господи, Боже мой, Боже мой! Грядут на землю страшные бедствия: огонь, голод, смерть, гибель и пагуба, и кто может их отвратить! И это время очень близко, не слушайте никого, если скажут, что будет мир, нет, мира не будет, будет война»

Житийная история

Преподобный Кукша Новый родился 12 января (25 нового стиля) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского уезда Николаевской губернии в семье Кирилла и Харитины и был крещён с именем Косьма; в семье было ещё два сына — Фёдор и Иоанн, и дочь Мария.

По рассказам знавших его мальчик сторонился игр, предпочитая сидеть на крыльце с любимой книгой — Евангелием. Больше всего любил церковные службы. Известно событие его отрочества. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Так потом и было.

В 1895 году Косьма отправился с паломниками в Святую Землю, а на обратном пути посетил Афон, но был вынужден вернуться домой за благословением, которое отц не хотел ему давать. Уговорить отца удалось только через год, и только тогда юноша поступил послушником в русский Свято-Пантелеймоновский монастырь. Затем – полтора года послушания у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен гостиником Позже пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество с именем Ксенофонт.

Во время первой мировой войны служил братом милосердия в санитарном поезде Киев — Львов, также с 1913 г. по 1832 год служил в Киево-Печерской Лавре.

Схима

Подвижник очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали в его желании. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, отец Ксенофонт взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте он неожиданно тяжело заболел — как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел. Было это в 1931 году, когда ему было пятьдесят шесть лет, а в 1934 году он был рукоположен в сан иеромонаха и поставлен служить в одну из киевских церквей.

В 1938 году был арестован, приговорен к 5 годам заключения, срок отбывал в пос. Вильва Соликамского района Молотовской области (ныне Пермский край). В заключении с ним происходили неожиданные и просто чудесные события. Так, однажды епископ Киевский прислал в лагерь преподобному 100 частиц сухих Святых Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но отец Кукша решил, что Святых Даров следует сподобить всех находившихся там священников, иноков, инокинь и всех желающих. В назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на работу незаметно от конвоя быстро разрешали людей от грехов и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере причастились 100 человек. Для многих это Причастие было последним.

В лагере с о. Кукшей стали происходить совершенно «житийные» случаи. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» — и к ногам его упал пирог: ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега и со слезами возблагодарил Бога.

На годы заключения приходятся первые чудеса, явленные чрез преподобного Кукшу.Господь открыл старцу, что у одного из охранников дома заболела дочь. «Чадо, возьми отпуск, поезжай домой, тебя отпустят. У тебя дома заболела дочь», — напутствовал его святой. «Летом не отпустят», — сказал охранник и ушел, а старец молился о нем и о его больной дочери. Вскоре он вернулся, говоря, что пришла срочная телеграмма, в которой сообщалось, что дочь сильно заболела, и начальство отпускает его съездить домой. «Помолись, отец, о ней, — попросил он, — ведь она у меня одна, Анной зовут». Старец ответил: «Если ты дашь обет Богу изменить свою жизнь и будешь ходить в храм, то дочь твоя будет здорова». Охранник дал обет. По молитвам преподобного девочка получила исцеление.
В 1943 г. отец Кукша на три года был отправлен в ссылку в Кунгур без права совершения богослужений, жил в колокольне единственной действовавшей на тот момент городской церкви. А после войны вернулся в Киев, в Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах.

Подвиг старчества

Тогда же на него Господь возлагает подвиг старчества. Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, а теперь к нему потянулось множество людей = самых разных…

В 1951г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. И здесь люди сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. Созранились воспоминания и свидетельства о чудесах.

В Иоанно-Предтеченском монастыре города Кунгура в марте 2014 года принял постриг в великую схиму с именем преподобного Кукши Одесского 102-летний монах Никон. В годы Великой Отечественной Войны он служил минометчиком, был тяжело ранен в руку осколком, который так и не удалось извлечь. Со временем осколок стал вызывать нестерпимые боли, и тогда Никон поехал к своему духовному отцу. Преподобный Кукша внезапно отправил его срубить на дрова сухую липу. Изнемогая от боли, Никон за послушание пошел рубить дерево. И после первых ударов топором осколок внезапно сам выскочил из руки, а монах получил исцеление.

Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келлию святой водой, как-то спросил его: «Батюшка, зачем это вам надо окроплять? Что оно дает?» Прошло дня три. Отец Кукша зашел к послушнику в келлию и на глазах у него начал окроплять ее святой водой. Впоследствии послушник рассказывал: «И вдруг я такое увидел, такое увидел! Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери, да не успевают, вываливаются один через другого…» Окропив келлию, старец спросил: «Ну что, видел, что оно дает?»

Преподобный Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгого столяния у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», У иноков это означает «умирать». И ушел. Через неделю игумен опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определяет ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной Седмице переводят в Крещатицкий женский Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо. Он часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!»

В 1960г. закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в мужской Иоанно-Богословский монастырь в Крещатик, монахов отправили в Почаевскую Лавру, а отца Кукшу — в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, где он и провел последние четыре года жизни

В монастырь часто приезжал и навещал старца Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.
Именно в это время схииегумен Кукша был восприемником при монашеском постриге будущего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана)

Старец предвидел обстоятельства и время своей кончины.Обстоятельства были драматичны. Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись — и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет — и Кукши нет, возьмут лопаточки и закопают».

Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни.
За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу. Произошло это 24 декабря 1964 года (н.ст.), соазу же на его могиле начались чудесные исцеления больных.
Cтарец Кукша еще раньше говорил, чтобы после его кончины приходили на его могилку, рассказывали о печалях… Так же некогда говорил и преподобный Серафим.

Чудеса

Прославлен Украинской Православной Церковью Московского Патриархата 4 октября 1994 года. Теперь же — всецерковно.Рака с мощами святого Кукши Одесского находятся в Одесском Свято-Успенском монастыре.

Чудеса, связанные со святым Кукшей Новым, совершаются постоянно. Вот только две истории (из многих, на выбор)

Через несколько дней после прославления преподобного Кукши одна раба Божия поделилась радостью. У нее болел ребенок, несколько дней у него была очень высокая температура, и родители уже не знали, чем ему можно помочь. Женщина была на прославлении преподобного и получила частицы облачения и гроба. Дома ее встретили с упреками, что ребенок болен, а матери нет. Она сразу пошла к сыну и, помолившись, приложила частицы облачения и гроба к его голове. Ребенок уснул и на следующий день проснулся абсолютно здоровым.

По молитвенному предстательству преподобного Кукши Господь воскресил из мертвых младенца. В Одессе, в одной православной семье, в ночь с 7 на 8 января 1996 года внезапно заболела двухлетняя Ксения. Температура резко поднялась выше 39 градусов и продолжала расти. Девочка начала метаться в жару. Бабушка Ксении, врач по профессии, видя ее крайне тяжелое состояние, попросила свою дочь — мать девочки — вызвать скорую. Пока она говорила по телефону, Ксения внезапно затихла. Бабушка начала осматривать внучку: сердце ее не билось — жизнь оставила девочку. «Скорую не надо, уже поздно…», — сказала она дочери. В отчаянии мать ребенка встала на колени перед иконами и начала слезно молиться: «Господи, возьми мою душу, а ее душу оставь!» После долгой молитвы она вспомнила, что осенью 1994 года в Свято-Успенском Одесском монастыре ей дали частицы облачения и гроба преподобного Кукши. Призвав имя святого, мать взяла эти частицы и приложила ко лбу умершей девочки. Вдруг Ксения глубоко вздохнула — жизнь вернулась к ней. Когда девочка окончательно пришла в себя, то, показав рукой на икону преподобного, попросила мать: «Дай мне Кукшу…». Прибывший врач, осмотрев девочку, сказал, что никаких оснований для вызова скорой он не нашел. В семье этот день называют вторым днем рождения Ксении.

«Императору споборствуй»

Еще преподобный Кукша был славен тем, что, вопреки всеобщему (в том числе церковному) предательству Царя и Царской власти в России он всю жизнь оставался монархистом.

В связи с тем, что мы уже упоминали: его просьбой к духовным чадам было не оставлять ни при каких обстоятельствах молитвы за Императора.

«Найдём житие великого отца древности — преп. Иоанна Колова (память 9/22 ноября). Там говорится, что когда он умирал радостный, со светлым лицом, то сошедшаяся братия воскликнула: «Отче, скажи нам скорее последнее наставление для нашего спасения, пока ты ещё не умер!» И преподобный сказал: «Братия, я никогда никого не обязывал делать то, что прежде не исполнил сам», — и с этими словами предал душу Богу. Откроем «Отечник» свт. Игнатия Брянчанинова и найдём правило 112 преп. Антония Великого — оно говорит об этом же. Многие святые учат так, конечно, преп. Кукша это прекрасно знал, и, если он обязал женщину каждый день в вечерних молитвах читать слова «Императору споборствуй» — это значит, что он каждый день читал эти слова сам» — справедливо толкует сегодняшний комментатор (http://www.pokaianie.ru/article/prophecy/read/10413/full ).

В начале этих заметок мы уже кпоминали о духовной связи о. Кукши Нового и о. Лаврентия Черниговского, чье «царское служение» нам сегодня известно еще более подробно.

Сохранились записи об их встречах :

«Преп. Кукша был на шесть лет моложе преп. Лаврентия. Интересен рассказ схимонахини Херувимы и схимонахини Евникии, приведенный в том же Почаевском издании, о встрече этих двух великих пророков: «Сестры, подвизавшиеся при святом подвижнике схиигумене Кукше, рассказывали: «Когда отец Кукша жил в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, поехал поклонится мощам Святителя Феодосия и посетить отца Лаврентия. Во время беседы отец Лаврентий многократно спрашивал отца Кукшу: «Вы из Одессы?», или: «Вы живёте в Одесском монастыре?» Отец Кукша каждый раз смиренно отвечал: «В Киеве», или: «Из Киева, и живу в Лавре». А отец Лаврентий сказал: «А, эге, понял, в Одессе Успенский монастырь»» (Преподобный Лаврентий Черниговский «Житие, поучения, пророчества и акафист». Типография Почаевской Лавры, с. 145,146).

Предсказания об апокалипсисе

В упомянутцх наших заметках о преп. Лаврентии Черниговском мы приводили предсказания этого святого: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный — Божий Помазанник. Благодаря ему в России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Православную Церковь не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. Русского Царя-Самодержца будет бояться даже антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, описанные в Священном Писании. В России же будет процветание Веры и ликование, но только на малое время, ибо придёт Страшный Судия судить живых и мертвых!».

Мы обращали внимание на то, что, в отличие от греческих предсказаний, русские говорят об одновременном появлении Последнего Царя и антихриста «от колена Данова» и о том, что антихриста может и не быть на Русской земле (греки настаивали и настаивают на том, что он будет господствовать всюду).

Преп. Кукша стоит на «русской» точке зрения, но, если преп. Лаврентий упоминает также и «ликование», то предсказания преп.Кукши окрашены в более скорбные тона. Быть или не быть собственно антихристу на Русской земле, ей не избежать общей страшной (для земного ума) участи. отступнического рода человеческого.
Преподобный связывал мировую войну и бедствия с общим отступлением от Православия:

«Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится».

» Грядут на землю страшные бедствия, огонь, голод, смерть, гибель и пагуба. И кто может отвратить их. Если назначено Господом за грехи людей и это время уже близко вот, вот. И не слушайте никого, что говорят о том, что будет мир, нет мира и не будет его.

Война и тут же сразу сильный, пресильный голод, посмотрите куда все сразу исчезнет, нечего будет кушать, и тут гибель, гибель и гибель, всех погонят на восток, мужчин и женщин, но оттуда не одна душа назад не вернется, все там погибнут. Страшная и великая будет погибель от голода. А кто останется от голода, тот погибнет от мора, от моровой язвы, и эта заразная болезнь невозможна будет к лечению. Не напрасно сказал и написал святый пророк: «Горе, горе и горе тебе наша земля». Одно горе пройдет, настанет второе, второе пройдет, настанет третие и так дальше

Некоторых смущает в этих предсказаниях то, что преподобный Кукша остерегает в наступающие времена от вступления в брак. Надо помнить: здесь нет похуления брака как такового или тем более гнушения им. Речь только о том, что грешный человек в услових конца всего видимого может не выдержать отвественности за другого и за детей, и тогда погибнут и оба, и дети.. Впрочем, имеющий вместить да вместит, и далее об этом довольно.
Дерзнем все же высказать некоторую надежду в связи с тем, что наша Церковь именно сейчас, когда, кажется, возврата уже нет, прославила именно преп. Кукшу (вместе с преп. Лаврентием)

Быть может, если такого «собора» (который, кстати, не может по канонам быть созван без Православного Императора) и не удастся избежать, то, быть может, тем его участникам, которые все же сохранили Православие, удастся «замотать», «нейтрализовать», «спустить на тормозах» самые опасные его решения и тем самым не дать проявиться и самым страшным последствиям. При том, что та мировая война, о которой говорил старец, уже идет, но ведь не только собственно в войне дело. Война это ведь еще и явление Империи, а, значит, и Императора. Будущее всегда в некотором смысле двойственно.

Очень часто бывает так, что понимание глубинной сути предсказания и святости того, кто его делает, способно остановить и отвести роковой ход вещей. Прославляя преподобного Кукшу, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви засвидельствовал и свое приятие его взглядов на грядущие события, решимость все же не допустить того, чтобы планируемые в Православном мире мероприятия этого лета не стали мироразрушительными. Русская Церковь, в том числе в лице архиереев, молится преподобному и ждет от него помощи.

Через год после возвращения из Иерусалима на Афон Косьме посчастливилось еще раз побывать на Святой Земле, он сподобился полтора года нести послушание у Гроба Господня. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом. По промыслу Божию отроку предстояло 16 лет постигать основы монашеской жизни в монастыре Святого Великомученика Пантелеимона, под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах. Под его мудрым окормлением монах Ксенофонт сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании. Несмотря на то, что был внешне малограмотным человеком, едва умел читать и писать, святое Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.

В 1913 году греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. В 1913 году греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал к своему духовному отцу:

— Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!

— Хочу, отче.

— Тогда смотри. — Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз — оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых, он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: «Отче, мне страшно!»

Через некоторое мгновение старец произнес:

— Вставай, не бойся.

Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Полученное перед отъездом с Афона Божественное утешение в тяжелые годы поддерживало о. Ксенофонта.

В 1913 году афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. В 1914 г. во время первой мировой войны он 10 месяцев был «братом милосердия” в санитарном поезде «Киев-Львов”, а вернувшись в Лавру, нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи…

8 апреля 1931 года, будучи смертельно больным, подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре выздоровел.

3 апреля 1934 года состоялось рукоположение в сан иеродиакона, а через месяц— в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний срок в лагерях г. Вильма Молотовской области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу «выполнять норму” на изнурительных лесоповалочных работах. Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей.

Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый на-ставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруя. Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, от-ступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое н безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Монастырь расположен у места гибели священномученика Кукши Печерского (1113 г.), просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии.

По мнению историков, память о Кукше первое время после его мученической кончины поддерживалась. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели св. Кукши над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились.

Однако в конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора.

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска.

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Все учащиеся в г. Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С. С. Андреевский и члены Государственной думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и о. Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.

23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство священномученика Кукши.

В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 г. был создан скит св.  Кукши на месте его убиения во Мценском районе.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области (Журнал № 104).

Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.

9 марта 2017 года игумен Алексий решением Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарным епископом Орловской епархии с титулом «Мценский». 9 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя в Москве возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа. На заседании Священного Синода 4 апреля 2019 года Преосвященным епископом Великоустюжским и Тотемским постановлено быть епископу Мценскому Алексию, викарию Орловской епархии.

9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России. Утром в монастырь прибыли участники крестного хода, посвященного 900-летию подвига святого Куши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов.

Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.

АПОСТОЛ И ПРОПОВЕДНИК ВЯТИЧЕЙ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КУКША

Имя преподобного Кукши, инока Киевско-Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру язычникам-вятичам и принявшего от них мученическую смерть в начале ХII века, едва ли что-то говорит большинству наших современников. Это кажется особенно странным, потому, что вятичей считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. А значит, священномученик Кукша «апостол вятичей» должен
был бы почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества.А между тем, в Древней Руси, не в пример нам,о его подвиге знали и помнили. Имя преподобного Кукши было широко известно на Руси: «о котором всем известно» — так писали о нем. Спустя много лет, после его мученической гибели, епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киево-Печерского монастыря, повествует о нем:» Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим». Об этом святом угоднике и пойдет наш рассказ.
Киевский Печерский монастырь, с которым была связана часть жизни преподобного священномученника Кукши, ведет свою историю с 40-х годов, XI века, когда русский инок Антоний, постриженик одного из греческих афонских монастырей, по повелению Божией Матери, вернулся на Русь, обосновался на крутом, поросшем лесом берегу Днепра, в окрестностях стольного града Киева, близ княжеского села Берестовое Преподобный Антоний остался на всю жизнь «пустынножителем», не признавшим общежительской жизни монахов и их общения с миром, он отказался стать игуменом и остался до конца жизни только примером подвижничества и благочестия, не принимая участия в устройстве монастыря. Основателем Киево-Печерской Лавры и прообразом для русских монахов является преподобный Феодосий. В 1057 году он был избран игуменом монастыря и до своей кончины управлял им с величайшей мудростью и усердием. Скончался преподобный Феодосий в 1075 году. Примерно в это время родился в землях вятичей мальчик, названный Кукшей.Кто такие были вятичи? «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах, и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски,и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели же подве и по три жены». Вятичи – одно из славянских племен, очень замкнутое, загадочное и очень воинственно настроенное. Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем – князь. Постепенно влясть у князя усиливалась и становилась наследственной.
Вятичи, жившие среди огромных лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными. Земли, на которых они жили, славились своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Поэтому вытичи вели полу-охотническую, полу-земледельческую жизнь. Мелкие деревни по 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другое место, где выжигался лес и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать снова. Орудия труда – соха, рало или суковатка, мотыга, топор. Выращивались, в основном: озимая пшеница, рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, полба, просо, гречиха, горох, лен, конопля, репа,капуста, лук, чеснок, редька, свекла.Вятичи занимались также разведением крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, синей, лошадей, собак, кур, гусей, уток,домашних лебедей, журавлей, голубей. Корма заготавливали косами. Большое значение в жизни вятичей имела охота на лося, зайца, медведя, кабана, косулю, бобра. На охоте использовались лук и стрелы, рогатины, ловчие ямы,силки, западни, сети, петли, различные «ловища» и «перевесища», а также ловчие соколы и ястребы.
Большим подспорьем был – сбор меда диких пчел, рыболовство: ловили белую рыбу во множестве, водились раки, занимались собирательством грибов, ягод, орехов, а также гнали смолу, деготь, заготавливали ивовое и дубовое корье, бересту и лыко, из которой плели лапти, делали короба, кузова и т.д. Широко были развиты прядения и ткачество. Вятичи вели оживленную торговлю с арабским миром по рекам Оке и Волге, а такде по Дону и далее по Кампийскому морю. Среди местных городищ того времени были не только сельские селения, но и городища «городского» типа.Под командованием вятических кнезей находилось многочисленное войско, в первых рядах стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставляюшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны,туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие – широкие топоры – секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Страшными были удары этих боевых секир, они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, за ними толпились лучники и метатели дротиков – молодые воины. Посредниками между божеством и человеком были старшие в роде и главы семейств. Места, где приносились жертвы, считались священными, и жертвенные камни составляли предмет особого почитания. По верованию вятичей, душа человека по смерти оставалась здесь же, на земле, она не лишена была потребности в пище и питье, поэтому у изголовья покойника ставили воду, мед и т.п. В брачных и других пиршествах приглашали принять участие в веселье и души умерших родственников,на их долю выбрасывали блины в окно. Этого же обычая держались и прочие поганые, «не ведущие закона Божия, но сами себе творящие закон».
«И когда, кто умирал среди них, творили тризну великую, и затем складывали громаду дров,клали мертвеца и сжигали, и затем, собрав кости, складывали в сосуд и ставили на распутии на столпе, и в курганы ссыпали». Если в Киевской Руси главным богом был – Перун – бог грозового неба, то у вятичей – Стрибог (Старый бог), который создал вселенную, землю, всех богов, людей, растительный и животный мир; Ярило – бог солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженный четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год отмечался праздник Купалы – бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи почитался Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Кроме того вятичи поклонялись силам природы и почитали – лешего, водяного, русалок,домового. Таковы были быт, нравы и религия вятичей, которые мало чем отличались от других восточнославянских племен. В Тульской,Брянской, Орловской, Калужской, Московской,Рязанской областях остались курганы рассказывающие о жизни вытичей.Крестив в 988 году Русь Владимир не стал крестить вятичей, не хотел крестить инородную Русь силой и принуждением. Профессор Е.Е.Голубинский поясняет: » Вятичи с Радимичами не были инородцы в собственном смысле,но они были столь строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем с настоящими инородцами…». Вятичи дольше,чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии.
Опорными пунктами были города-крепости: Серенск, Мосальск, Козельск, Лопасня, Лобынск, Мценск,Ростиславль и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысч жителей. Княжеским центром,столицей вятического союза племен, был город Корьдно, где находится до сих пор не известно.В «Повести временных лет» она упоминается в походах Владимира Мономаха на вятитчей: «А в Вятическую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну».

По некоторым исследованиям Орловской области предпологают, что сыном князя Ходоты был Кукша. Мономах, разбивший вятичей, убил непокорных и князя Ходоту, а сына его взял живым в плен. И чтобы лишить этого князя наследственной власти, а вятичей – предвадителя,князь Владимир отвозит его в Киев, обращает в хрестианскую веру и постригает в монахи. Таким образом можно редположить, что святой Кукша был сыном грозного Ходоты. Об Ходоте есть единственное упоминание в «Поучении детям» Владимира Мономаха в Лаврентьевской летописи от 1096 года. Этот поход на вятичей был в 1082–1083 годах. Если предание о том, что Кукша был саном Ходоты верно,что Кукша мог попасть в плен 15-17 лет, а в Лавру в 1085 в возрасте 17–20 лет, а по приезде в Киев Владимир обращает его в христианство и постригает в монахи. Тогда получается,что родился он около 1063–1070 годах, а кончина его последовала в 44–50 лет.Но есть и вторая версия, согласно которой вятич – Кукша сам пришел в моностырь из среды вятичей – переселенцев. «Лучшие мужи» из вятической земли были переселены с семьями князем Владимиром Святославовичем в города-крепости для защиты рубежей Руси от ее злейших врагов печенегов. Об этом говорится в «Повести временных лет». И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей от славян, и от кривичей, и от гуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами».
Преподобный Кукша вполне мог принадлежать к потомкам из таких семей.
И тогда в том,что Кукша, будучи вятичем, оказался в Киево-Печерском монастыре, нет ничего необыкновенного. Многие полагают, что имя Кукша происходит от названия птицы Кукша, которая обитала в местах, где жили вятичи, где проповедовал Кукша. В предании также есть и второе имя Кукши – Иоанн, оно не закрепилось в святцах, осталось первое – Кукша. Когда он был назван Иоанном? В крещении или иночестве? Языческое имя прочно закрепилось за ним, что сохранилось в истории и языке насельников Киево-Печерской Лавры. Пимен возгласил посреди церкви Печерской:»Брат наш Кукша в этот день убит». Многие знаменитые отцы,епископы XI-XII веках были иноками Печерского монастыря,наставниками, собеседниками и сподвижниками преподобного Кукши – святой Леонтий, епископ Ростовский, принявший мученическую кончину от язычников, святые Исаня, Николай и Ефрем – епископы Переяславские, святые Никита и Нифонт Новгородские, инок Нестор Летописец,преподобный Александр, врачеватель Алипий,книжник Григорий и др. Вместе они молились,вместе они трудились на ниве Божией, неся Благую Весть в самые отдаленные уголки Русской земли, в области, населенные язычниками. О духовной атмосфере, царящей в обители, и об отношениях между братией Нестор Летописец писал:»Дивно-умилительное и сладостно-радостное зрелище представляла из себя братия святой Печерской обители; воистину дивно и глубоко-поучительно наблюдать их жизнь! Господь собралв обители Матери Своей таких черноризцев,которые сияли великими добродетелями в Русской земле, Как светила небесные – одни из них подвизались во всеношных молитвенных бдениях и коленопреклонениях, другие лишали себя пищи на несколько дней, иные вкушали только хлеб с водой, другие питались только зеленью с овощами – и все они между собой пребывали в единении и взаимной любви. Младшие всегда были покорны старшим, не смея даже говорить в присутствии их, разве только с глубокой почтительностью и покорностью.
Старшие всегда были проникнуты снисходительною любовью к младшим, вникая в их жизнь, уча, наставляя и утешая их, как своих возлюбленных чад. Если кто из братии впадал в согрешение, все относились к нему с братским участием и сочувствием,и даже епитимию, налагаемую церковную на согрешившего, многие разделяли между собою.Когда кто из братии отходил временно из обители, вся остальная братия печалилась от этой разлуки, посылая за ним, призывая его возвратится скорее в монастырь. При возвращении же ушедшего в монастырь все радостно его встречали и ходатайствовали за него перед игуменом. Такова была взаимная любовь среди той братии, которая и после смерти сияет, как неугасающие светила, многоразличными чудесами». Вот в какой рассадник добродетелей и дивный духовный луч попал Кукша! Это описание для нас интересно тем, что Кукша был в монастыре в одно время с Нестором Летописцем. Нестор принимал участие в открытии мощей преподобного Феодосия в 1091 году и сам описал это. Кукша мог быть участником и свидетелем этого обретения мощей, и когда Нестор писал главный свой труд – Летопись (окончил в 1112 году) рядом с ним мог находиться наш Кукша! Более того, преподобный Нестор скончался в 1114 году, почти одновременно с Кукшей.
По предположениям Кукша был в обители около 15 лет. За это время он стал не только мантийным монахом, но и был рукоположен во священника. И то, что Кукша имел священнический сан, требовавший известной степени образования в то время доступного весьма немногим – это говорит о высоком доверии к нему со стороны Печерской обители и церковной иерархии. Кто благословил преподобного Кукшу на нелегкое дело проповеди Христа среди язычников? Он не мог пойти без благословения. В работе Шерапов указывает: «Выступил на дело апостольского служения среди язычествующих вятичей друг Черниговского архипастыря Феоктиста, священноинок Кукша». До вступления на Черниговскую кафедру Феоктист подвизался в Киево-Печерском монастыре. Здесь он принял иночество при преподобном Феодосии и по его кончине был одним из начальных учителей монахов. Он был в числе великих старцев: в 1103 году святой Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря. Возможно, что Феоктист будучи игуменом и благословил Кукшу на его труды. Некоторые источники называют Феоктиста и Кукшу друзьями. Их дружба возникла, когда они еще были простыми иноками: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!».Решимость взять на себя трудное дело благовестия в краю глубокого идолоопоклонства,многое говорит о характере святого. Ревностный проповедник, был человек мужественный,а то, что он имел ученика, характеризует его,как учителя и заботливого отца. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам по реке Десне, значит это было судоходное время и первая Евангельская проповедь святого Кукши началась в пределах Брянска. Дальнейший путь пролегал через Путивль, Севск, Серенск, Лобынск и Москву. Поднявшись по реке Десне, проповедники вступили в страну вятичей верховья Оки с притоками: Жиздрой, Угрой, наиболее подготовительными к проповеди христианства.

Сюда христианство проникло еще прежде Кукши, поэтому в этих местах Кукша и не столкнулся с открытым сопротивлением со стороны местного населения. Деятельность «апостола вытичей» развернулась на территории Калужской, Брянской, Орловской, Московской областей, то есть в самом центре России, а потому с полным основанием святой Кукша может быть назван одним из главных просветителей и крестителей нашего отечества. В Киевском Патерике описываются конкретные дела святого Кукши:
Бесы прогонял:
«Случаи исцеления бесноватых людей, избавления домов и других мест от власти демонов,результат проповеднических трудов Кукши,который своей проповедью, обращением неверных ко Христу и построением в их земле христианских храмов сокрушил и привел в запустение языческие кумиры, прекратил где-то идолослужение, низверг какие-то изваяния языческих богов «бесов», идолов. Хотя и не все, а лишь некоторые вятичи были просвещены, но как ночной мрак постепенно слабеет и рассеивается в виду появляющегося дневного света, так и царство сатаны падает и рушится перед всесильным крестом Спасителя, когда он прочно бывает водружен в сердце верующих.
«Дождь с небес сведе…»
Чудесное сведение дождя необходимо понимать в связи с голодными годами в земле вятичей или с долговременною засухою, грозившей уничтожить все плоды жатвы и лишить жителей материального благосостояния. При таких обстоятельствах, истощив тщетные мольбы к своим богам, вятичи могли обратиться к проповеднику новой религии с просьбой умолить своего Бога об избавлении их от едствия.
«…озеро изсуши…»
Весть о чудесном низведении христианским проповедником дождя с неба быстрораспространилось между вятичами и многих из них привела ко Христу. Как сведение дождя, так и иссушение озера последовало в виду многих свидетелей,которые уверовали в истинного Бога. У вятичей вода была в числе наиболее почитаемых ими стихий. Воду они обожествляли, все озера и реки,по суеверному представлению наполнены были низшими божествами, носившими название «водяных». Можно предположить, что иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозным характер. Возможно, на его берегах проходили какие-то языческие обряды, ритуалы,игрища. Тогда само его наличие было противно христианскому сердцу святого. Иссушить такое
озеро значило поколебать веру язычников, заставить их усомниться в силе своих богов. Промысел Божий не допустил бы этого чуда, если бы не соединились высшие цели вразумения и обращения язычников.Возможно, озлобленные язычники, желая погубить проповедника новой, враждебной им веры, ввергли его в озеро и собрались торжествовать над ним и его учением свою победу. При таких обстоятельствах иссушение озера было величайшим посрамлением язычников,причем в месте, которое они обожали. Не потому ли ожесточились вятичи и решили убить его? Иссушение такого озера равнялось прекращению нечестия в целой стране и могло обеспечить успех христианизации вятичей. Ивот не было ли это чудо последним подвигом святого Кукши на земле, снискавшим ему мученический венец славы?
«…Инна различна удивительная знамения последоваше ему…»
Чудеса которыми сопровождалась проповедь святого Кукши в земле вятичей, восполняли его славу и возбуждали удивление современников.Здесь была и личная заслуга проповедника: Господь не одарил бы его силою чудотворения, если бы он не стяжал пламенной вероы а Бога и не достиг высокого нравственного совершенства. Чудеса были допущеныпромыслом не столько для прославления самого Угодника Божия, сколько для враумления и обращения язычников.
«Осененный благодатью свыше» – говорит о святом Кукше в «Словаре Историческом Святых, православных в Российской Церкви» – он творил многие чудеса, и «изумленные чудесной его силою язычники начали принимать учение святого проповедника и крестителя. В исторической литературе большенство версий, что местные жрецы по ненависти своей решили убить Кукшу, и не просто предать смерти, но мученнической казни. Дмитрий Ростовский пишет: «наконец, по наущению языческого жреца, он был предан мучениям, после чего ему отсекли голову, а вместе с ним и его ученику Никону». Жрицы были не только вдохновителями этой расправы, но и сами исполнителями: «озлобленные за сокрушение их кумиров, жрецы вятичей подвергли преподобного Кукшу различным истязаниям и потом отсекли ему голову…» языческие жрецы в этих мучениях вымещали на нем свою злобу за сокрушение своих идолов, за первых и многочисленных христиан, чтооставили язычество после проповеди Кукши. В Патериках указывается: «многих верою просветил», «многих из них просветил святой крещением и обратил от неверия ко Христу», «и просветил многих верою».Некоторые современные иследователи называют место гибели Кукши окресности города Серенска на реке Серене, притоке реки Жиздра (Мещовский район Калужской области). «Народное предание указывает место, где был убит преподобный Кукша – это берег реки Серены,возле города Серенска, где некогда простирался дремучий Серенский лес».
О том, что преподобный Кукша погиб около Серенска, писали А.Н, Насонов, Т.Н. Никольская, Н.Г. Недоши
вина, В.В, Седов, О.М. Рапов. Самое главное, что пишет Орловский священик И. Чистюхин,что придания об убиении Кукши и его ученикав Серенске так и осталось приданием, никакого увекочечения там так и не произошло.В г. Калуге в храме Георгия Победоносца сохранилась старинное изображение преподобного Кукши за верхом, в нижнем предле.В 2009 году по благословлению Митрополита Калужского и Боровского Климента,впервые организован Духовно-просветительский центр в честь священномученника Кукши с храмом этому угодоуклоннику Божием вблизи Серенска (6км),музейным комплексом, купелью, в перспективе по воле Божией детским приютом, воскресной школой,монашеской общинной и т.д. И в этом строительстве, в ямле вятичей, очень помогает преподобный Кукша, как и ранее своей любовью. Строительство центра очень неоходимо, так как он будет служить средством для создания храма души христианской, предназначенной для обитания Духа Святого. Очень нужна любая помощь в строительстве, приезжайте и вы ощутите помошь угодника Божиего Кукши в своих делах и духовных подвигах.

Мощи св. Кукши находятся в Киеве, в Антониевых пещерах, частица мощей святого
имеется и в Покровском храме Свято-Успенского мужского монастыря г.Новомосковска.
КУКША (ИОАНН)
конец XI — начало XII вв.
Монах Печерского монастыря, миссионер. Священномученик.
Память 28 сентября (11 октября н.ст.) и 27 августа (9 сентября н.ст.).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *