Одежда Иисуса

Солдаты никогда не отличались добротой к жителям Иерусалима. Наводившие порядок в городе легионеры Цезаря могли позволить себе брать что хочется по праву сильного. Не стеснялись они обирать и приговоренных к смерти и даже уже казненных узников.

Не стал исключением и бродяга, распятый на кресте. Стражников привлек хитон, и они долго спорили кому достанется эта тряпка.

В конце концов в ход пошла удача — одежду просто разыграли. Так хитон Спасителя пошел в свое долгое путешествие по миру отдельно от своего владельца.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе города Москва

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

Хитон Иисуса Христа

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие.

После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон — разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

(Ин. 19:23-24)

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон.

Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Собор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя.

Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче.

Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.

Успенский собор в Москве. Здесь хранился хитон Иисуса

В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

23 июля день почитания Ризы Господней

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян.

Показывали ее только в день почитания — 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,

к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,

благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти

и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,

е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия.

Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:

спаси́ оте́чество на́ше,

и архиере́ев, и град, и вся лю́ди

честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,

и спаси́ ду́ши на́ша,

я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу.

Потому с благодарностью взываем Ему:

«Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния

все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,

Твое́ Боже́ственное сокро́вище — честну́ю ри́зу,

я́же есть хито́н,

е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́.

Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,

стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:

сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,

по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил.

Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю. Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии.

Герб древнего рода Багратиони. В центре композиции находится хитон Господень.

Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони — королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе.

Риза — главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

  • одну частицу перенесли в Киев. Там она хранилась в Софийском соборе;
  • две части отправились в новую столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. Первая в церкви Спаса нерукотворного образа, вторая — в храме Петропавловской крепости.

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие — в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви.

Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Здесь хранится часть хитона Иисуса Христа

Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично.

Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.

Христорождественский собор Рязани. Здесь также можно видеть частицу хитона Господня

Справочная информация

Трирский собор Святого Петра (Trierer Dom) — старейший собор Германии. Строительство храма начато около 320 г. по повелению императора Константина. Ныне он является одним из красивейших образцов романской архитектуры, ежегодно встречая множество паломников и туристов своей.

История и архитектура храма

Христианская община появилась в Трире около 270 г., а с 313 г. было принято законодательство, гарантирующее христианам свободу от религиозных преследований. После этого в Трире стало возможным построить первую настоящую церковь и уже около 314 г., при епископе Агриции Трирском в районе современного собора, вероятно на месте дворца царицы Елены, матери Константина, появилась первая базилика. Остатки древнего здания ныне можно увидеть в подвале под информационным бюро собора.

В 320-е гг. при епископе Максимине по указанию императора Константина начато расширение храма и создание в этом районе монументального сооружения из 4 базилик, баптистерия и различных пристроек, крупнейшего христианского сооружения того времени. А около 340 г. в комплекс вошло и так называемое «квадратное здание» (Quadratbau), чьи стены и сегодня составляют часть собора.

В 882 году при захвате норманнами храмовые постройки практически полностью были разрушены. Впоследствии собор был отстроен на старом месте уже в романском стиле, полностью строительство было завершено к 1196 году. На месте южной части античной постройки в 13 в. появилась готическая церковь Либфрауэнкирхе. Западная башня собора была пристроена уже в 16 в.

Трирский собор ныне является одним из лучших образцов романской архитектуры, хотя в его интерьере переплетаются как романские, так и более поздние готические и барочные архитектурные элементы. В частности, в эпоху барокко был создан новый украшенный резьбой алтарь и часовня св. Хитона, где хранится самое ценное сокровище: Хитон Христа, который по легенде разыскала в Иерусалиме и привезла в Трир царица Елена, мать Константина.

Зимой 1944-45 гг., собор, как и весь остальной город, был серьёзно поврежден в ходе боевых действий союзников. Алтарь был восстановлен к маю 1974 года, тогда же в храме был установлен орган.

Святыни Трирского собора

С 1512 г. в соборе периодически проходят публичные показы Хитона, сюда устремляются толпы паломников. Сейчас он покоится в хрустальном саркофаге и достаётся раз в несколько лет на страстную пятницу. Трирский собор является хранилищем и других христианских святынь.В крипте находится мощевик с главой Святой Елены, а в ризнице -часть цепи, которой был скован Апостол Петр,сандалия и гвоздь Святого Андрея Первозванного, а также частицы мощей Святых праведных богоотец Иоакима и Анны. Также в соборе захоронены некоторые епископы Трира.

Под охраной ЮНЕСКО

Трирский собор вместе с трирской Либфрауэнкирхе был внесён в 1986 году в список Всемирного культурного наследия человечества. Для спасения собора от разрушения уже много лет назад приняты серьёзные меры. «Древнеримские памятники, кафедральный собор Св. Петра и церковь Богоматери в городе Трир».

Собор открыт

Апрель-октябрь: ежедневно 6.30 — 18
Ноябрь-март: ежедневно 6.30 — 17.30
Осмотр во время богослужений невозможен

Древние говорили: одежда — продолжение человека. Действительно, глядя на одежду, можно многое узнать про ее владельца. Дворники или строители на работе одеваются в специальные костюмы, удобные и прочные. Их так и называют — спецовки. Запачкалась спецовка — ее легко можно постирать. Порвалась — тоже не беда: зашил — и носи дальше. Это ведь рабочая одежда, тут лишний шов красоты не испортит.

А вот сотрудники банков и отелей на работу приходят в аккуратных костюмах и выглаженных белых рубашках с галстуком. Это нужно для того, чтобы посетители их заведения сразу поняли: здесь порядок царит во всем, даже в одежде каждого работника. Если мы встретим в парке или на набережной бегущего человека в тренировочном костюме и кроссовках, то сразу же понятно: перед нами спортсмен. Ну а про полицейских или военных даже и говорить нечего: люди в форменной одежде сразу же выделяются даже в густой толпе.

В Древнем мире одежда была такой же «говорящей», как и сейчас.

По ней без труда можно было отличить нищего бродягу от воина, а богатого заморского купца — от именитого римского патриция. И конечно же, по торжественным облачениям легко можно было узнать царя, даже если его окружали самые знатные и богатые люди царства.

◄Исцеление расслабленного. Анастасия Ермакова, 2013. Репродукция предоставлена Академией живописи, изваяния и зодчества им. И. Глазунова

Но вот две тысячи лет назад в мир пришел Царь всех царей — воплотившийся Бог Иисус Христос. Что же говорит Евангелие об одежде Творца нашего мира? Наверное, она была столь блистательна, что затмевала своей красотой и богатством самые пышные наряды великих императоров!

Тех, кто так думает, ждет большое разочарование. Евангелие рассказывает, что земная жизнь Иисуса Христа проходила очень скромно. И хотя Его мама происходила из древнего рода знаменитого царя Давида, в их доме не было никакого богатства и роскоши. Пока Иисус был маленьким, семья кормилась трудом Его названного отца — Иосифа, который работал плотником. Когда Он подрос, то и Сам стал помогать Иосифу в его нелегком плотницком труде. Ну а кто такой плотник по современным меркам? Правильно — обычный строитель. Поэтому и ходил Иисус в самой обыкновенной одежде. В ней не было ни роскоши царского одеяния, ни строгости военной формы, ни красоты заморских одеяний купцов, путешествующих в дальние страны. Иисус Христос одевался точно так же, как и тысячи других обитателей Израиля — простых тружеников, в поте лица добывавших себе пропитание. Наверное, поэтому в Евангелии и нет описаний повседневной одежды Иисуса Христа.

Но зато там есть три места, где одежде Спасителя все же уделено внимание. Все они — о том страшном дне, когда Иисуса схватили и по ложному обвинению решили предать мучительной смерти на кресте. В двух случаях рассказ идет о том, как на Иисуса надели чужую одежду, в третьем — как отняли и делили Его собственную. И каждый раз за простым упоминанием одежды здесь скрывается целая история, трагичная и наполненная глубоким смыслом. Правда, не всякий может увидеть этот смысл сразу, ведь в тексте Евангелия он не раскрыт. Поэтому мы сейчас расскажем об этих событиях более подробно. Итак, вот три истории про одежды Иисуса Христа.

Белые одежды

Первый случай, когда враги Иисуса надели на Него чужие одежды, произошел во дворце царя Ирода Антипы.

В те времена земля Израиля была захвачена римскими войсками. Управлял ею наместник римского императора Понтий Пилат. К нему на суд и привели Иисуса. Слуги первосвященников стали говорить, будто Иисус объявил себя царем Иудейским и запрещает людям платить дань римскому императору. Это было очень серьезное обвинение. Но Иисус совсем не был похож на бунтовщика или самозванца. Обычно преступники на суде отрицают свою вину или просят о пощаде. Иисус же стоял перед Пилатом и молчал.

Озадаченный Пилат спросил Его: «Ты царь Иудейский?» Ответ Иисуса еще более озадачил Пилата: «Ты говоришь это». То есть «ты сам говоришь, что Я — Царь Иудейский». В этих словах было подлинно царское величие. Однако внешний вид Иисуса был совсем не царственный. Ночью его схватили и привели силой в дом первосвященника. Потом устроили над Ним суд и приговорили к смерти, издевались и били Его по лицу. Но даже после этого Иисус стоял перед римским наместником, сохраняя удивительное достоинство и не умоляя о помиловании. Так ведут себя только настоящие цари.

Пилат подумал и сказал иудеям, приведшим к нему Иисуса: «Я не нахожу в Нем никакой вины». Но те еще больше возмутились и стали кричать, будто Иисус Своими речами возмущал весь народ, начиная от Галилеи. Галилеей называлась область на севере Израиля, где Иисус проживал с родителями до выхода на проповедь. Узнав, что Иисус пришел оттуда, Пилат обрадовался. Дело в том, что в это самое время в Иерусалиме находился царь Ирод Антипа — правитель Галилеи. «Вот пусть он и разбирается со своими подданными», — подумал Пилат. И распорядился отправить Иисуса к Ироду, чтобы тот сам решил, что с Ним делать дальше.

Ирод очень обрадовался, когда к нему привели Иисуса. Он уже давно слышал об этом Учителе и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Но его надежды не оправдались. Иисус вообще не стал с ним разговаривать. Ни на один из своих многочисленных вопросов Ирод не получил от Него в ответ даже полслова. Хотя первосвященники стояли тут же и изо всех сил обвиняли Иисуса.

Вот здесь и звучит в Евангелии первое упоминание об одеждах Иисуса:

Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:11–12).

◄ Христос перед первосвященником. Геррит ван Хонтхорст. 1617.
На картине видно, что Спаситель облачен поверх хитона в белые одежды.

О какой «светлой одежде» идет речь, и почему эта одежда на арестованном Иисусе вдруг подружила непримиримых прежде врагов? Светлые одежды в те времена говорили об их владельце очень многое. Дело в том, что в белые тоги тогда одевались кандидаты на государственные должности в Римской империи. Это был некий символ их чистоты и непричастности к каким-либо нарушениям закона. Само слово «кандидат» означает буквально — облаченный в белое, чистый.

Так для чего же Ирод велел одеть Иисуса в почетное облачение высших римских чиновников?

С одной стороны, это была насмешка и над Христом, и над схватившими Его иудеями: облаченный в белое арестованный Иисус как кандидат на царство в захваченной римлянами стране. С другой — согласие с решением Пилата, признавшего Иисуса невиновным. Ирод увидел в поступке римского наместника знак уважения к себе, ведь тот признал право Ирода самому судить обвиняемых из подвластной тому Галилеи. И оказал ответное уважение — подтвердил решение Пилата по делу Иисуса, нарядив Его в одежды невиновного в преступлениях.

Да, это облачение в светлые одежды было прямой насмешкой над Иисусом. Однако Бог поругаем не бывает. Вот уже два тысячелетия эти светлые одежды продолжают обличать беззаконие смертного приговора, который иудеи вынесли Спасителю на своем судилище. Два свидетеля подтвердили невиновность Иисуса. Один из них — правитель Галилеи царь Ирод, другой — наместник римского императора в Иудее Понтий Пилат.

Пурпурная мантия

Второй раз чужие одежды надели на Иисуса во дворе претории — места, где жил Понтий Пилат.

После возвращения из дворца Ирода Иисусу вернули Его обычную одежду. Это сделали, чтобы Он снова мог выйти в ней на суд к Пилату не в светлой тоге невиновного, а как подсудимый, чья участь еще не решена.

► Се Человек. Бартоломе Эстебан Мурильо. Середина XVII в.

Казнить Иисуса Пилату не хотелось, потому что он видел, что обвиняют Его напрасно. Но иудеи все громче кричали «Распни Его!». И столько ненависти было в их крике, что Пилат понимал — просто так отпустить Иисуса не получится. Иудеи просто забьют Его камнями без всякого суда. Тогда, чтобы утолить ярость иудеев, Пилат решил наказать Иисуса, но — по своему усмотрению. Он сказал: «Итак, вы привели ко мне этого человека, как смущающего народ. И вот, я при вас исследовал дело и не нашел его вины ни в чем. Ирод также считает Его невиновным, ничего не найдено в Нем, достойного смерти. Итак, наказав, отпущу Его на свободу».

После этих слов Пилат отдал Иисуса на расправу своим солдатам-преторианцам. Те утащили Его во двор, сорвали с Него одежды и стали жестоко избивать бичами — тяжелыми плетками, свитыми из кожи.

И уже на избитого, обезображенного бичеванием Иисуса, надели красный плащ римского воина. Зачем они это сделали, и что означало такое переодевание?

Дело в том, что римский император одевался в специальную одежду. Это была мантия очень красивого темно-красного цвета. Ее делали из тончайшей шерсти или же из шелка. А придавала ей этот цвет специальная краска — пурпур. Стоила она дороже золота, потому что мастера строго хранили тайну ее изготовления.

А делали пурпур из… морских улиток! Первыми научились красить ткани пурпуром жители страны под названием Финикия. В окрестностях древнего финикийского города Сидон при раскопках была найдена огромная груда пустых раковин от пурпуроносных улиток. Рукотворная стена из раковин простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. Это были отходы мастерской по производству пурпура. Ведь для покраски всего лишь одного килограмма шерсти нужно было добыть целых 30 тысяч улиток!

Неудивительно, что носить одежду из пурпурной ткани могли себе позволить лишь самые могущественные и богатые люди древнего мира.

◄ Ecce Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871.
Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Христа жителям Иерусалима: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща…»

Вот такую «царскую одежду» и сделали воины из обычного красного солдатского плаща, чтобы надеть ее на избитого до полусмерти Иисуса. Это было очередное издевательство и насмешка: если тебя называют царем Иудейским — прими и царское облачение. В придачу к нему воины сделали для Иисуса еще и «императорский венец» из очень колючего растения — тёрна. В руки дали палку из тростника — вместо царского жезла. А потом, издеваясь, вставали перед Ним на колени, кричали «Радуйся, царь Иудейский», давали Ему пощечины, плевали в Него и били палками по голове.

Когда все эти истязания закончились, Пилат опять вышел и сказал иудеям: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины».

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща. Даже избитый, оплеванный и униженный шутовским нарядом, Он стоял перед орущей толпой как самый настоящий царь. Это царственное достоинство настолько поразило Пилата, что он обернулся к иудеям и сказал: «вот это Человек!» Но первосвященники и служители громче прежнего кричали: «Распни, распни Его!» Пилату надоел их крик:»Так возьмите Его, и распните сами. Я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

Пилат, услышав эти слова, испытал сильный страх. Он был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания. И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. У римлян так назывались мифические полубоги — дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на такого античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел несправедливость иудеев, и сам признал Иисуса невиновным.

Нужно было срочно заглаживать свою вину. Но в том и дело, что вовсе не спасение Иисуса было главной целью его попыток отменить приговор иудеев. Пилат всего лишь хотел отвести от себя божественное наказание — гнев Отца избитого им «полубога». Одним из вариантов тут действительно было освобождение Праведника. Но когда Пилат увидал, что иудеи не намерены идти на какие-либо уступки и требуют только смерти Иисуса, то не стал принуждать их силой. Он решил исполнить ритуал, освобождающий его от вины. А чтобы надежнее угодить оскорбленному, как он представлял себе, местному Божеству, ритуал тоже выбрал из местного религиозного закона. Пилат велел принести воды, умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови этого Праведника: смотрите сами». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда воины сняли с Иисуса «пурпурную» мантию, одели Его в обычную Его одежду и повели на распятие.

Тога и хитон

В третьем месте, где Евангелие говорит об одежде Иисуса, никаких переодеваний уже не было.

По римским правилам конвойной команде солдат, охранявших порядок при распятии преступников, полагалась в награду одежда казненных. Поэтому они просто раздели Иисуса перед тем, как прибить Его к кресту. И стали решать, кому и что достанется из Его вещей. Самих вещей было всего две. Верхняя одежда, которую римляне называли тога, состояла из одного большого куска ткани овальной формы. Тога накидывалась на плечи и потом определенным образом обматывалась вокруг тела. Вторая вещь называлась хитон — нечто вроде длинного свитера, который спускался ниже колена. Хитон надевался прямо на тело.

► Явление Спасителя на Геннисаретском озере. Дмитрий Хомяков, 2010. Христос облачен в хитон и тогу

Тогу римские воины поделили между собой, просто разорвав ее на четыре куска. А хитон так поделить не получилось, он был весь соткан целиком, без швов. Поэтому воины решили бросить жребий — кому достанется хитон.

Возможно, они бросали для этого игральные кости — у кого больше очков выпадет. Или, может быть, просто тянули палочки — кому достанется длинная, а кому короткая. А пока они были заняты этими делами, рядом с ними на кресте мучительной смертью умирал Спаситель мира, воплотившийся Бог Иисус Христос.

***
Одежда многое может рассказать о человеке. И по скудным евангельским упоминаниям об одежде Иисуса Христа становится понятно, каким видели Иисуса Христа люди в ту эпоху. Его одежда была совсем простой. Но даже враги своими руками одевали Его в светлые одежды и в пурпурную мантию царя. Да, это было сделано в насмешку над Иисусом. Но благодаря этим одеждам вот уже две тысячи лет люди во всем мире помнят, как Ирод признал Иисуса невиновным и Пилат спрашивал иудеев: «Царя ли вашего распну?» А разорванная воинами верхняя одежда Иисуса и Его хитон до сих пор хранятся в разных христианских храмах как великие святыни. Потому что одежда — продолжение человека, память о нем, свидетельство о том, как он жил на земле. А еще — напоминание о том, что всем нам еще предстоит увидеть Иисуса Христа во всей Его небесной славе и в ослепительных белых одеждах, сияющих, как свет солнца.

***

В этом материале об одеждах Иисуса подробно изложен глубокий смысл тех библейских фрагментов, где упоминается одеяние Спасителя, а также дан исторический комментарий. Если вы прочли статью об одеждах Иисуса детально и с интересом, пройдите наш тест и проверьте, хорошо ли вы разобрались в теме:

Царь Ирод приказал надеть на Христа белые одежды. Зачем он это сделал?

Поверил, что Он – «Царь Иудейский». Во дворце Ирода можно было находиться только в светлых одеждах. Одновременно хотел посмеяться над Христом и в то же время признать Его невиновным. Арестованных всегда одевали в белые чистые одежды, таким образом призывая говорить чистую правду.

Храм Русской Православной Церкви во имя св. Сорока мучеников Севастийских в граде Трире. Западное благочиние Берлинско – Германской епархии, Московского Патриархата.

Престольный праздник: 9/22 марта.

Братья и сестры, каждому кто впервые пришел на церковную службу нужно знать, что храм это не только место встречи церковной общины. Это место нашего Спасения. Главное в Церкви — встреча человека с Богом. Мостом, по которому человек может приблизиться к своему Создателю, являются Церковные Таинства, главное из которых — Евхаристия.

«В Таинстве Евхаристии Церковь видимая преображается в Церковь – Тело Христово, новый народ Божий, Храм Духа Святого. Это совершается жертвенной и евхаристической трапезой, установленной Самим Христом, на которой вся Церковь приносит Богу, во имя Христа, Жертву хваления, вспоминая Смерть и Воскресение Господаа. И принимая пресуществление Хлеба и Вина, нашего приношения и воспоминания, в Тело и Кровь Христовы, Церковь причащается Ими в совершенном единении с Ним».

Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия и жизнь. М.: «Паломник», 2002

Евхаристия совершается в храме за каждой Божественной Литургией. Участие в Таинстве помогает нам преобразить себя и окружающий мир.

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

Приход в Трире утвержден постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 августа 2004 г. (журнал 57) и является единственным официальным приходом Русской Православной Церкви в городе Трире.

Основателем и первым настоятелем прихода является архимандрит Иосиф, благочинный Западного округа Берлинско – Германской епархии.

В период с 2003 по 2009 гг. приход не имел своего храма, поэтому первые богослужения проходили в крипте католической церкви св. Валерия. Когда это стало невозможно, специально для нужд прихода был арендован дом в центральной части города Трира.

С самого начала образования в Трире прихода Русской Православной Церкви в город стало приезжать множество православных паломников из разных стран. Это стало причиной возникновения паломнического и культурно просветительского центра во имя святого апостола Фомы. В 2010 году был реализован проект по устроению в Трире гостиницы для приема паломников и создания при ней домового храма.

Осенью 2015 года, по приглашению отца Александра Масленникова и действующего в Трире паломнического и культурно-просветительского центра во имя святого апостола Фомы, Трир посетили российские иконописцы Александр Чашкин и Александр Шевченко, которые расписали алтарную часть. Теперь со стен храма на молящихся смотрят святые, чья жизнь так или иначе связана с Триром: апостол Матфий, равноапостольные Константин и Елена, святые Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий, мученики Фивейские и Севастийские. В конце года силами настоятеля и прихожан был установлен новый иконостас, а к престольному празднику — Царские врата. Было получено благословение архиепископа Берлинского и Германского Феофана на освящение престола.

22 марта 2016 года, в день памяти св. Сорока мучеников Севастийских, состоялось малое освящение храма во имя святых сорока мучеников Севастийских в г. Трире. По благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, чин освящения совершил первый настоятель храма, благочинный Западного округа, архимандрит Иосиф (Пустоутов) в сослужении нынешнего настоятеля, иерея Александра Масленникова.

В настоящий момент продолжаются работы по расширению и благоукрашению храма во имя св. Сорока мучеников Севастийских в городе Трире.

Наличие православного храма в городе Трире является важным не только для прихожан, проживающих в Трире и его округе, но и для православных паломников приезжающих в Трир со всего православного Мира. По слову архиепископа Берлинского и Германского Феофана, сказанном на богослужении у Хитона Господа в 2012 «Трир призван стать Бар- градом Германии»

В слове на освящении престола архимандрит Иосиф отметил, что одной из причин, способствовавших утверждению православия в Трире стали святыни, с древних времен пребывающие в этом городе. Еще до Миланского эдикта, в период гонений на христиан, в Трире была утверждена первая на территории современной Германии епископская кафедра. Епископы Евхарий и Валерий начали здесь активную проповедь христианства. Отсюда в свой знаменитый поход на Рим отправился святой равноапостольный император Константин. Согласно церковному историку профессору Бриллиантову, именно в пригороде Трира сомневающемуся Константину было явлено знамение Креста, вдохновившее его изобразить Крест Господень на воинских знаменах. Уже после обнародования Миланского эдикта мать императора, святая равноапостольная Елена после паломничества на Святую Землю передала в Трир великую христианскую святыню — нешвенный хитон Христов. В это же время, в город, святым епископом Агрецием, были переданы мощи святого апостола Матфия, которые хранятся тут по сей день. В 1356 году в Трир была перенесена и Честная Глава святой равноапостольной царицы Елены.

Славен Трир и подвигами мученичества за Христа. Здесь, на Марсовом поле была казнена трирская часть воинов знаменитого Фивейского легиона общей численностью 6500 человек. Благодаря молитвенной памяти об этом подвиге веры приход в Трире, по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, в качестве небесных покровителей получил также мучеников–воинов, пострадавших в тот же период времени в Армении на Севастийском озере. Сейчас же через освящение престола совершилось чудесное соединение этих двух свидетельств веры, географически произошедших в разных концах Земли: в основание престола храма во имя святых мучеников Севастийских была заложена частица мощей мучеников Фивейского легиона.

Лента событий 09.01.2019 Видео

Борис Корчевников

09.01.2019 Видео

Дорогие братья и сестры, по благословению нашего настоятеля — иерея Александра, снят видео — сюжет о Рождественском Богослужении в храме во имя Святых сорока мучеников Севастийских. Этот видео сюжет преподнесен в дар приходу — Аллой Митрофановой и Александром Ананьевым.

24.08.2018 О жизни прихода

18 августа, настоятель православного прихода во имя святых сорока мучеников Севастийских, иерей Александр Масленников, отслужил молебен с акафистом у Честной Главы святой равноапостольной царицы Елены в Трире. После молебна прихожане и паломники получили уникальную возможность приложиться к святыне. Это событие происходит в Трире ежегодно. Раз в году, 18 августа, ковчег сохраняющий святыню, открывают для поклонения. Это

12.08.2018 О жизни прихода

По инициативе центра апостола Фомы и представительства ИППО в Трире завершена работа по росписи алтаря в храме Сорока мучеников Севастийских 11:30 / 1 августа 2018 В храме во имя свв. Сорока мучеников Севастийских завершена работа по устроению и росписи алтаря. Художники из Москвы – Александр Чашкин и Александр Шевченко – прибыли по приглашению Представительства ИППО в

Кадр из польского кинофильма «Фараон». Царевич и его любимец Тутмос встретили в пустыне еврейку Сару. «Еврейка не будет ничьей любовницей!» — прибавила она с гордостью. «Даже любовницей писца у такого господина, который носит опахало над номархом Мемфиса?» — спросил насмешливо Тутмос». Как видите, одета она очень просто. Впрочем, возможно, в жарком Египте еврейские девушки одевались именно так…
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый…
Откровения Иоанна Богослова 19:8
Культура одежды. Напомнила одна из читательниц «ВО», что давно не было статей про одежду… Продолжаем наш «покровный» цикл. Но заметим, что обычно в книгах по истории костюма сразу за одеждами Древней Греции идет одежда Рима. Но таким образом из «истории моды» исключаются костюмы многих древних народов, чьи наряды, возможно, и не оказали такого уж воздействия на мировую цивилизацию, но тоже были в чем-то значимы, по-своему интересны и имели определенное значение. Откроем, например, Библию. Там несколько раз упоминается одежда из виссона и, судя по контексту, она была очень качественной, тонкой, дорогой и престижной. Но откуда эта одежда распространилась по древнему миру? И подобных вопросов в истории костюма мы можем найти очень много. Поэтому не будем пренебрегать модой не только великого Рима, но и расскажем о том, как одевались народы, его окружавшие. В прошлый раз рассказ был о кельтах и германцах. Сегодня мы расскажем о том, какую одежду носили древние иудеи.
Прежде всего давайте посмотрим на источники нашей информации. Откуда мы знаем о том, во что и как они одевались? Источник сведений у нас есть, и он вполне достоверный. Это египетские фрески, на которых семиты изображены в длинных красивых одеждах, часто из полосатой ткани, похожих на египетские каласирисы. На ногах у мужчин простые сандалии. У женщин – что-то вроде закрытых ботинок. Мужчины носят бороды и волосы средней длины, женщины – длинноволосы, с лентами.

Фреска из гробницы Хнумхотепа II, относящаяся к XIX в. до н.э. и изображающая семитов, совершающих подношение номарху
Узнать об этом нам помогают изображения древних евреев на фресках из египетских гробниц. Так, семиты предстают на них в красивых длинных одеяниях, похожих на египетские каласирисы, но сшитые из полосатой ткани с красными и синими узорами на белом фоне.
Мужчины на фресках обуты в сандалии, а вот женщины показаны в закрытой обуви, похожей на ботинки. У мужчин волосы и бороды средней длины, у женщин — длинные волосы, перевитые лентами из светлой ткани. Подробное описание древнееврейской одежды более поздней эпохи дают нам и книги Священного Писания.
Фрагмент этой фрески
Первоначально еврейская одежда была сходна с древнеегипетской, но затем в ней появились и ассирийские заимствования. Первая шитая одежда, короткая туника кеттонет, носилась в качестве нижней одежды. Верхней одеждой служил длинный плащ сипла. Женские туники были традиционно длиннее и шире мужских. Штаны у мужчин были пошиты по персидской моде, и их евреи носили с давних времен, совершенно не попадая под влияние и греческой, и римской моды того времени.
Разнообразные ткани в древнюю Иудею поступали отовсюду: это был и египетский тончайший виссон, и вышитые вавилонские ткани, и финикийские, окрашенные в пестрые, преимущественно пурпурного цвета, не одобряемые религиозной иудейской традицией.
А вот столь откровенные одежды еврейские женщины в то время носить не могли. Но ведь перед нами жрица храма богини Ашторет, особы, весьма падкой на любовь, так что удивляться костюму ее прислужницы совсем не приходится! Да и фрески опять же наличие столь откровенных одежд у египтянок подтверждают
Простые люди из низшего сословия носили грубую одежду из овечьей шерсти. Знать верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю, летнюю и праздничную различала в том числе и по названиям. Например, праздничная одежда называлась халифот.
Одежда в древности и, скажем так, вплоть до начала ХХ века, была очень дорогой и передавалась даже по наследству. В Библии часто встречаются описания одежды, преподнесенной в виде богатых даров или взятой в качестве трофеев после сражений. Даже по строгому иудейскому закону, обязывающему чтить шабат и не выполнять никакой работы в субботу, в порядке исключения разрешалось в случае пожара спасти из горящего дома одежду, оговоренную в специальном списке.
«Христос изгоняет торгующих из храма». Работа Гюстава Доре, величайшего из иллюстраторов всех времен и народов. Он был неподражаем в передаче светотени, но использовать его работы, в том числе и «Библию в иллюстрациях» в качестве иллюстративного источника по истории костюма, нельзя
Ткачеством занимались еврейские женщины, изготавливая их из льна и шерсти. Причем существовал любопытный запрет (шаатнез) на смешение нитей льняных и шерстяных. Носить такую одежду евреям в древности не разрешалось.
Чтобы шерсть была особенно белой, овец даже держали в домах. Теплые ткани делали из верблюжьей шерсти, хотя они были грубее, и из нее же шили и верхние халаты. Для одежды бедняков использовалась самая дешевая козья шерсть. С тканями из хлопка, поступавшими из Индии, иудеи познакомились уже позднее, в III-IV вв. нашей эры.
«Несение креста на Голгофу. Гюстав Доре здесь, кажется сделал все возможное, чтобы нельзя было точно определить ни место, ни время действия, ни национальность персонажей…
По религиозным понятиям, одежда должна была выглядеть скромно. Полагалось воздерживаться от роскоши, а пестрые восточные ткани раввинами единогласно осуждались. Традиции в одежде сохранились даже во время религиозных гонений. Запрещалось изменять костюм, чтобы скрыть свою принадлежность к еврейскому народу. Запрет этот имел исключения, но они четко регламентировались законом.
«Врачевание бесноватого» Гюстава Доре. Картина мастера, не так ли?
Собственно, в одежде древних евреев если и не все, то очень многое строго регламентировалось, причем не как-нибудь, а ссылками на божественное установление: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни и исполняли их» (Числа, 15:37-39). Так что даже кисточки на их одежде, и те были не просто так, а от бога!
«Смерть Елиазера», рисунок для Библии Гюстава Доре 1866 г. Впечатляюще, но совершенно неисторично!
Самой нижней одеждой обычно служила набедренная повязка или юбка, после которой надевали тунику простого покроя с отверстием для головы. Позднее в качестве нижней одежды стали носить тунику и штаны. Туника стягивалась поясом из сложенной несколько раз материи, причем в ее складках таким образом получалось что-то вроде кошелька, где держали мелкие монеты. Длинную нижнюю тунику носили женщины, а также люди богатые и ученые евреи.
Немногое нам даст и более поздняя живопись, изображающая древних иудеев. Картина Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира». 1871 г. Русский музей
Выходя на улицу, знатные евреи надевали халлук — халат до колен, обычно с полосатым или клетчатым узором и отделкой по швам. Халлук лаван из белой ткани был одеянием священников. Замужним женщинам запрещалось показываться в обществе с непокрытой головой и вообще ей следовало поверх одежды еще и закутаться в накидку с головы до пят.
А. Куприн в своей «Суламифи» (1908 г.) очень точно описал наряд знатной еврейки, готовящейся предстать перед царем:
«Рабыни надели на нее короткую белую тунику из тончайшего египетского льна и хитон из драгоценного саргонского виссона, такого блестящего золотого цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей. Они обули ее ноги в красные сандалии из кожи молодого козленка, они осушили ее темно-огненные кудри, и перевили их нитями крупного черного жемчуга, и украсили ее руки звенящими запястьями… Легкое узкое платье из льняного газа, затканное серебром, вплотную облегало тело царицы, оставляя обнаженными руки до плеч и ноги до половины икр. Сквозь прозрачную материю розово светилась ее кожа и видны были все чистые линии и возвышения ее стройного тела, которое до сих пор, несмотря на тридцатилетний возраст царицы, не утеряло своей гибкости, красоты и свежести. Волосы ее, выкрашенные в синий цвет, были распущены по плечам и по спине, и концы их убраны бесчисленными ароматическими шариками. Лицо было сильно нарумянено и набелено, а тонко обведенные тушью глаза казались громадными и горели в темноте, как у сильного зверя кошачьей породы. Золотой священный уреус спускался у нее от шеи вниз, разделяя полуобнаженные груди».

Красиво, не так ли? Хотя понятно, что простым женщинам-еврейкам вся эта роскошь была недоступной.
Здесь одежда участников сцены выписана просто прекрасно. И неудивительно, ведь автор картины специально ездил за натурой в Палестину и написал там массу эскизов. «Христос и грешница» Василия Поленова, 1888 г. Русский музей
Что касается описания одежды еврейских первосвященников, то оно очень хорошо было дано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона еще в 1891 г.:
«В отличие от других священников, ему присвоено было особое одеяние, главными частями которого были: 1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти, убранная снизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками; 2) эфод — короткая верхняя одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными именами 12 колен израильских; 3) нагрудник; прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами с двенадцатые драгоценными камнями, на которых также были вырезаны имена 12 копен (так называемые урим и шумим); 4) кидар (цаниф) — головной убор, на передней части которого была золотая дощечка с надписью: «Святыня Господняя». Как высший представитель закона, первосвященник должен был служить образцом законнической праведности, мог вступить в брак только с девицей и тщательно избегал всякого осквернения. Посвящение в сан первосвященника совершалось через излияние мирра на голову. В истории еврейского народа первосвященники играли большую роль и в смутные времена являлись главными спасителями народности и веры».
«Голова старого еврея». Василий Поленов. Эскиз к картине «Христос и грешница»
Из головных уборов известны шнур хеве, которым обвязывают голову, шарфы, которые оборачивались наподобие чалмы, свадебный головной убор жениха в виде диадемы — пеэр, и традиционная маленькая шапочка кипа, пережившая не то что века, а тысячелетия, а также шапки разнообразных форм, в разные времена, заимствованные… у соседних народов. Покрытая голова считалась знаком уважения, проявления которого особенно важно было соблюдать в храме и во время траура.
Женщины заплетали и завивали длинные волосы, пользовались гребнями из слоновой кости, прикрывали свои прически сетками из золотых нитей, что было особенно характерно для эпохи Римской империи. Как уже отмечалось, при выходе на люди головы покрывали накидками, капюшонами или покрывалами с вуалью, которые закрепляли с помощью повязок, плетеных шнуров или даже металлических обручей.
«Голова молодого человека в синем покрывале». Василий Поленов. «Христос и грешница»
Важен был цвет одежды, поскольку «цветовая речь» была в древности (да и сейчас, впрочем, тоже) была характерна для всех народов мира. У евреев в древности особо почитались такие цвета, как пурпурный, голубой, оранжевый и белый. Пурпурный считался цветом жизненной силы. Голубой считался цветом неба и духовной чистоты. Оранжевый был цветом огня, ну а белый – это цвет одежды иудейских первосвященников.
Р. S. Кстати, много интересной информации об одежде древних иудеев можно почерпнуть из той же Библии, «Ветхий завет», «Книга Исхода», 1:43, где приводится масса интереснейших подробностей!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *