Однодневные посты

Посты установлены Церковью с апостольских времен. Православный христианин знает, что одно из важнейших условий христианского образа жизни — строгое соблюдение постов и постных дней. Пост — это изменение образа жизни, это труд души, осмысление своих поступков, это покаяние. В пост все продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сливочное масло — исключаются из рациона питания. Разрешается вся растительная пища, не каждый день растительное масло, изредка — рыба. Конечно, пост соблюдать трудно. Особенно, если возникают сомнения, выдержит ли организм такое резкое и длительное исключение из пищи важнейших продуктов питания, не спровоцирует ли отказ от базовых продуктов какие-либо болезни, не сократит ли жизнь.

Христианский пост и здоровье

В течение года установлены четыре поста: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский. Кроме них, в период мясоеда соблюдаются постные дни — среда и пятница. По характеру разрешенной к употреблению пищи в каждый из постов можно уловить, образно говоря, питательный оттенок того или иного поста.

Великий пост падает на весну, он отличается особой строгостью и продолжительностью — семь недель. Начинается Великий пост после длительного мясоеда и «жирной» масленицы. За это время организм насытился белками и жирами животного происхождения, активно вырабатывала ферменты поджелудочная железа, а почки, печень и желчевыводящая система выводили токсины. Трудно приходилось желудку, кишечнику. Повысилась свертываемость крови, повысилось содержание холестерина. С учетом биоритмов года весной организм, с одной стороны, истощен, а с другой — идет обновление и рост различных клеток и тканей, перестраивается иммунитет, что требует немало энергии. В то же время на переваривание животной пищи энергии нужно больше, чем на переработку растительной.

Первая неделя поста — строгая. Пища употребляется невареная, без масла. Начинается мощное очищение организма от так называемых шлаков — это модное слово придумано, скорее, для рекламы, но суть процесса отражает верно. В принципе, это сыроядение, которое заново изобретает современный человек.

В последующие недели поста разрешается пища вареная, вегетарианская. Пост не означает голодания, просто белки животного происхождения заменяются растительными. Это все бобовые культуры — фасоль, горох, чечевица, бобы, а также зерновые — пшено, рис, гречка, пшеница, рожь. Много белков содержится в грибах, как соленых, так и свежих. Кладезь концентрированных белков, аминокислот, микроэлементов — орехи. Любые орехи полезны, каждый может выбрать себе по вкусу, но обязательно надо помнить о кедровых орешках. О кедре, его крепости, мощи и выносливости известно всем, а ядро кедрового орешка — сгусток всей энергии и природы этого дерева.

Жиры поступают в организм с растительным маслом. Особенно хорошо оливковое — оно обладает желчегонным эффектом и препятствует образованию камней в желчном пузыре. Масло поступает в организм и с продуктами: маслинами, семечками подсолнуха и других растений, с теми же орехами. Это масло вполне заменяет потребность в масле в постные дни.

Так за длительные недели Великого поста организм насыщается всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и подготавливается к последней — Страстной — неделе поста, и даже к полному голоданию в последние ее дни. По окончании Великого поста рекомендуется разговение, своеобразный выход из поста — прием в пищу сначала молочных продуктов, яиц, куличей, и только потом — мяса и всей остальной пищи животного происхождения. Так организм насыщается жирами и белками, чтобы подготовиться к летним постам.

Петровский, Успенский и Рождественский посты

Петровский и Успенский посты — это время расцвета молодой и свежей зелени с грядки, урожая разных плодов, особенно ягод. В лесу поспевают грибы, орехи, а значит, организм получает все необходимые витамины, железо, минералы.

Рождественский пост приходится на декабрь, на темное время года. Закончились запасы летнего солнышка и, следовательно, витамина Д. Замедляется фосфорно-кальциевый обмен, а значит, страдают кости скелета, становятся более хрупкими, возрастает опасность переломов. Но именно в этот пост во многие дни можно есть рыбу, икру — а это рыбий жир с витамином D и фосфор, необходимые в этот момент организму.

Постные дни среда и пятница — разгрузочные

В течение года соблюдаются постные дни — среда и пятница. Это, в сущности, разгрузочные дни, которые так часто назначают врачи для лечения какой-либо патологии.

С точки зрения медицины, пост и постные дни — это своего рода диета для профилактики и лечения различных заболеваний. Врачи разрабатывают безхолестериновые диеты, люди, чтобы уберечься от инфарктов, становятся вегетарианцами, придумано даже «раздельное» питание по Шелтону, Николаеву, множество других самых разных диет. Результаты — самые разные, нередко пищевые добавки приводят к тяжелым последствиям. Но одну закономерность отмечает медицинская наука: постящиеся несравнимо меньше страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ожирением, у них реже встречаются нарушения обмена веществ.

Существует несколько православных постов в календарном году, каждый из них имеет свои особенности и правила. Рассмотрим как выглядит православный календарь постов в 2019 году.

В православии пост является аскетической практикой, направленной на подчинения желаний тела воле духа. Чревоугодие является одной из главных человеческих страстей, побороть которую под силу не каждому. Поэтому в первую очередь пост направлен на то, чтобы обуздать эту страсть.

В периоды духовного совершенствования не допускаются греховные мысли и деяния, человек должен направить все свое внимание на свою духовную жизнь, воспитание воли и познание любви.

Великий Пост в 2019 году

Главный православный пост посвящен усмирению плоти и подготовке духа к великому празднику Воскресения Господня. Это самый длительный период воздержания, который посвящен сорокадневному посту Спасителя в иудейской пустыне. Подобно Христу на протяжении всего периода духовного совершенствования верующим предстоит отказываться от определенной пищи, мирских соблазнов и удовольствий.

Необходимо концентрироваться на своей духовной сущности, проводить время в молитвах и размышлениях.

Длится Великий пост семь недель, и начинается в разные даты, как и некоторые другие православные посты. Он продлится с 11 марта по 27 апреля в 2019 году. Самыми строгими неделями в питании будут первая и последняя, в остальные дни периоды сухоядения будут сменяться днями послабления, в которые разрешается готовить горячие блюда. Великий Пост всегда наступает весной, когда свежие ягоды и фрукты еще присутствуют в рационе.

Поэтому основу питания составляют маринованные овощи, бобовые, крупы и орехи. Далее, в зависимости от привычного рациона могут быть добавлены сухофрукты, постная выпечка, компоты, варенья и грибы.

Все семь недель имеют свое особое значение и посвящаются памяти святых или важным событиям. Каждый день последней недели посвящается трагическим событиям, связанным с мучениями и смертью Спасителя. В дни скорби верующие полностью отказываются от еды, проводят время в уединении и молитвах.

В воскресные праздники разрешается употреблять рыбные блюда и красное вино, готовить горячее и добавлять к трапезе растительное масло. Завершается период воспитания воли Пасхой, когда снимаются все ограничения и запреты.

Петров пост в 2019 году

Петров пост традиционно занимает летние месяцы и привязан к ежегодной дате Пасхи. Он проводится в память о святых апостолах Петре и Павле. Перед тем как вступить на путь проповеди и нести христианскую религию людям всего мира, апостолы постились, подобно им, верующие начинают период ограничений через неделю после Троицы. В 2019 году пост начнется 24 июня.

Длительность его всегда разная, но заканчивается он всегда 12 июля.

В питании пост, в честь первоверховных апостолов, не отличается строгостью. Во все дни кроме пятницы и среды можно готовить рыбные блюда, под запретом мясо и его производные. Летом, тяжелые мясные блюда постящимся заменяют овощные салаты, фруктовые и ягодные компоты, а также грибы.

Многие традиции Петрова поста пришли к нам из глубокой древности. В дни запретов православные готовили окрошку, постные щи и грибную икру, которые и сейчас являются почетными блюдами русской кухни. В праздничные дни православного поста хозяйки угощали своих гостей рыбниками, особыми пирогами с целой тушкой рыбы.

Успенский пост в 2019 году

Короткий двухнедельный православный пост назван в честь праздника Успения Богородицы. В 2019 году время духовной работы выпадет на период с 14 по 27 августа.

Этот период известен с самых древних времен, когда христианская религия только зарождалась и по строгости не уступает Великому посту. Молочные продукты, мясо и его производные, а также яйца полностью исключаются из рациона. Основную часть в продуктовой корзине занимают крупы, грибы и натуральная растительная пища.

Готовить рыбные блюда можно в день Преображения Господня. Эта важная дата для православных, так как именно в этот день Спасителю была открыта его Божественная природа. Отмечают праздник 19 августа.

Конец лета совпадает с периодом сбора урожая, поэтому многие традиции Успенского поста связаны с этим событием. Во время двух недель воздержания верующие отмечают Медовый спас и Яблочный спас. В конце лета собирают урожай меда и яблок, которые всегда играли важную роль в русской кухне. Небольшое количество собранных даров природы верующие в православный пост 2019 года приносят в храм для освящения.

Все важные праздники в христианстве предваряются постом, для того чтобы человек смог очистить тело и душу. Назначение Рождественского поста заключается в длительной работе над собой, через усмирение желаний плоти, покаяние и молитву. Человек должен оставить позади все греховное и чистыми помыслами, и сердцем, наполненным любовью, встретить рождение Иисуса Христа.

  • Р’С‹ держите РїРѕСЃС‚?
    Да Нет РќРµ РјРѕРіСѓ РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Проголосовать

Период ограничений длится сорок дней, в течение которых верующие соблюдают предписанные правила питания, посвящают время молитвам и размышлениям. Календарь и расписание постов в 2019 году гласит, что период воздержания начнется 28 ноября и продлится до 6 января.

Основу рациона в зимний пост составляют всевозможные крупы. Овсяная, гречневая и пшенная каши с добавлением сухофруктов появляются практически на каждом столе. В первой половине поста ограничения в питании не слишком строгие. Начиная с середины исключаются рыбные блюда, а завершается период самыми строгими предписаниями.

Сплошные седмицы

Сплошные седмицы отличаются отсутствием запретов и ограничений. После длительных периодов укрощения плоти, верующие могут позволить себе разнообразные блюда и традиционные застолья. Даты сплошных седмиц меняются в зависимости от календаря православных постов и важных церковных праздников.

В 2019 году расписание следующее:

  • 07.01-17.01 — Святки, неделя радости и веселья установленная в честь праздника Рождества Христова;
  • 18.01-23.02 — седмица Мытаря и фарисея, открывает особый подготовительный период, предшествующий Великому посту;
  • 04.03-10.03 — Сырная седмица, традиционная Масленица, праздник с блинами и скоромной пищей, проводимый перед началом Великого поста;
  • 29.04-04.05 — Пасхальная седмица, устанавливается после светлого праздника Воскресения Господня, который верующие отмечают несколько дней;
  • 17.06-23.06 — Троицкая седмица, неделя перед Петровым постом, установленная в честь праздника Святой Троицы.

В христианской религии существуют не только запреты и ограничения. Кроме важных церковных праздников, есть целые недели, когда народ гуляет и веселится. Праздник заметен и в совершении богослужений, и в облачении священнослужителей. Традиционно в седмицы устраивались массовые гуляния, ярмарки с разнообразными угощениями, игры и соревнования.

Два постных дня в неделю существовали еще на заре христианства. В настоящее время верующие настолько привыкли к этой традиции, что часто даже не задумываются о его происхождении и назначении. Во время становления молодой христианской религии два дня были установлены в честь трагических событий.

Постящиеся в среду вспоминают день в который Спаситель был предан Иудой, а пятница является памятным днем распятия и смерти Христа.

Соблюдая эти два дня поста еженедельно, верующие держат тело в тонусе, не дают ему полную свободу между многодневными постами. Это также имеет большое значение для духовного роста, соблюдая пост в пятницу и среду верующий показывает что никогда не забывает Бога, всегда готов к борьбе с искушением и нечистыми силами.

В два дня, выбранные еще на заре христианства, пост соблюдается строгий. Разрешена только растительная пища, причем в натуральном виде, поэтому придется забыть о привычных способах приготовления блюд.

В дни, как правило, употребляют овощи свежие или маринованные, сезонные фрукты, орехи и мед в небольших количествах. Рыбные блюда находятся под запретом, также как и растительное масло.

Однодневные посты в 2019 году

В христианской религии существует много православных постов, длящихся один день. Календарь питания в постные дни, устанавливается в зависимости от важных событий, с которыми связан пост. В 2019 году однодневные посты выпадают на следующие даты:

  • 18.01 — накануне Крещения Господня в храмах совершают освящение воды и проводят навечерие. В этот день принимают пищу только единожды, это может быть сочиво или кутья с небольшим количеством меда;
  • 11.09 — в этот день верующие вспоминают трагическую смерть Иоанна Крестителя, погибшего по велению жестокого царя. В память о благочестивой жизни пророка верующие соблюдают пост, который предполагает употребление растительной пищи с постным маслом;
  • 27.09 — праздник посвященный Обретению и Воздвижению Креста Господня. Символ христианской веры, а также орудие экзекуции был найден на Голгофе и явлен всем верующим. В этот день соблюдается строгий пост.

Однодневные посты могут быть установлены церковью в память о какой-либо социальной трагедии, которая сопровождалась человеческими жертвами. Постный день также должен предварять таинство причащения.

Можно ли в православные посты играть свадьбу?

Традиции, правила и запреты, связанные с ограничениями в пост пришли к нам из глубокой древности. Они были установлены духовными лидерами на основе толкования священного писания и других православных документов. Ранее на Руси не было принято регистрировать брак, судьбы двух влюбленных соединял только обряд венчания. Согласно церковным правилам венчаться в пост запрещено, для исключительных случаев необходимо разрешение правящего архиерея.

Поэтому раньше свадьбы во время поста никогда не проводились. Это время для тишины, духовного спокойствия, молитв и обращения к Богу. Ограничения поста несовместимы с веселым праздником.

Для официальной регистрации в ЗАГСе и последующего застолья нет строгих церковных предписаний, однако если вы соблюдаете пост, то праздник однозначно следует отложить. Поэтому заранее изучите как распределяются православные посты в 2019 году, составьте календарь по месяцам и подберите подходящую дату. Если есть острая необходимость зарегистрировать брак и назначить торжество в пост, проследите, чтобы на столе были не только скоромные, но и постные блюда.

Мясоеды

Мясоед, согласно церковному уставу, представляет собой период в который разрешается употреблять мясо. Традиционно период между постами, самое подходящее время для свадьбы. Так как, согласно православному календарю, в каждое время года предусмотрен мясоед, есть возможность выбрать подходящую дату для праздника в 2019 году.

Зимний мясоед

Между длительным Рождественским постом и строгим Великим постом есть время, разрешенное для употребления мясных продуктов. В 2019 году начинается он 7 января и длится до Прощеного воскресения, которое приходится на 10 марта. Во все дни, разрешается готовить блюда из различных видов мяса. Исключение составляют традиционные постные дни недели, третий и пятый.

Весенний мясоед

По завершении Великого поста и вплоть до начала Петрова, длится весенний мясоед. Согласно расписанию постов в 2019 году, подавать на стол мясные деликатесы можно с 28 апреля по 23 июня. Если однодневный пост совпадает с церковным праздником, разрешается добавить в меню рыбные блюда.

Летний мясоед

В летний период запрет на ограничение мясных продуктов снимается перед Успенским постом. В 2019 году он начнется 12 июля и закончится 13 августа. Начинается мясоед праздником апостолов Петра и Павла, который традиционно сопровождался широкими застольями и веселыми гуляниями.

Осенний мясоед

Последний в году мясоед, отлично подходящий для свадьбы, в 2019 начинается 28 августа и продлится до 27 ноября. В этот период на Руси игрались свадьбы, так как праздник Покров, выпадающий на осенний мясоед, считается покровителем браков.

Изучив календарь православных постов на 2019 год, и решив строго следовать заветам церкви, необходимо помнить, что ограничения касаются не только тела, но и души. Во время поста необходимо сократить поток поступающей ежедневно информации, контролировать ее качество, отказаться от шумных компаний, увеселительных мероприятий и длительных разговоров. Нужно проводить время в уединении, открывая сердце для молитвы. Ничто не должно отвлекать вас от главной цели любого поста, которая заключается в обуздании земных страстей, осознании своей духовной природы и покаянии.

Рабби Аха говорит: «Речи слуг отцов желанней, чем Тора детей. История Элиэзера приводится в Торе дважды, тогда как многие принципы законов Торы передаются только намеками»
Мидраш

Люди любят говорить. Иногда кажется, что мы просто обязаны поделиться мыслью с окружающими, только тогда и признаем ее своей. Мы изобрели сотни языков и десятки средств связи – чтобы сказать то, что считаем нужным.

Наша возможность к самовыражению составляет самую основу человеческой жизни. Во 2-й главе книги Берешит Тора описывает создание человека: «И образовал Б-г Всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Берешит, 2:7). Онкелос, делая комментированный перевод Торы на арамейский, перевел слова «и стал человек существом живым» как «и стал человек говорящим духом». Наши мудрецы в философских и кабалистических работах называют человека «говорящим». (Все творение мира делится на четыре «царства»: домем, «молчащие» или неодушевленные вещи; цомеах, «растущие» — растительный мир; хай – животный мир; медабер, «говорящий», то есть человек.

Не лучше ли определить человека на основе его ума или духовности? Конечно, умение общаться характеризует интеллект. В то же время характеризует и «духовность» – способность подниматься над собой и соотноситься с чем-то другим, отличным и, возможно, даже противоположным. Но у человека есть и другие способности, отражающие его духовность. Однако тот факт, что человека называют «говорящим», подразумевает главное: способность к говорению является существенным компонентом наших целей и задач в жизни.

Труд рта
Умение человека говорить – центральная идея в создании человека, этой теме посвящены следующие строки из Талмуда.

Рабби Элазар сказал: «Каждый человек был создан для того, чтобы трудиться, ибо написано: «Человек рождается для страдания» (Иов, 5:7). И все-таки я не знаю, создан ли был человек, чтобы трудиться ртом или совершать труд работы. Когда сказано: «Труженик трудится для себя, ибо заставляет его рот его» (Притчи, 16:26), – это говорит мне, что он был сотворен трудиться ртом. И все-таки я не знаю, был ли он сотворен выполнять труд Торы или труд говорения; когда сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих» (Иеошуа, 1:8), – это говорит мне, что он был сотворен выполнять труд Торы» (Сангедрин, 99б).

При изучении Торы необходимо помнить о важном правиле: когда мудрецы выдвигают какую-то гипотезу, она остается «рабочей» гипотезой даже после того, как ее «отвергли» в пользу некой другой. Сам факт, что эта гипотеза рассматривалась как возможная, предполагает, что на каком-то уровне она истинна. Идеи, не содержащие истины ни на каком уровне, не рассматриваются вовсе (таким образом, рабби Элазар не говорит: «Я не знаю, был ли человек сотворен для труда или для развлечений»; когда строчка гласит «человек рождается для страдания», понятно, что он был сотворен для работы; то же происходит и с другими «отвергнутыми» предположениями). Если применить такой подход к приведенному выше, получится, что все три вида «труда» – «труд работы», «труд говорения» и «труд Торы» – являются составными компонентами цели, ради которой создан человек. Дело в том, что «труд рта» выражает более высокую степень этой цели, нежели «труд работы», а что касается «труда рта», «труд Торы» – более возвышенный, нежели «труд говорения».

Что же именно представляют собой эти три вида «труда»? Что, в частности, есть «труд говорения», и почему он выше, чем «труд работы», но уступает «труду Торы»?

Мир высказанный
«И я во плоти моей вижу Б-га» (Иов, 19:26), – гласит строка. Поскольку Б-г сотворил нас по Своему образу и подобию (Берешит, 1:27), мы можем созерцать Его «личность» (то, как он соотносится с сотворенным в мире), изучая деяния наших собственных душ. Верно и обратное: изучая сказанное в Торе по поводу того, как Б-г соотносится с нашим существованием, мы многое можем понять о личности человека, о его месте в сотворенном мире.

Создавая мир, Б-г делал то, что делаем мы, когда говорим – Он общался. Он проецировал себя на «аудиторию», на реальность, существовавшую (в Его восприятии) вне Его. Б-г, как и мы в процессе говорения, желал, чтобы Его собственные «мысли» и «чувства» обрели форму в чьем-то другом сознании и восприятии помимо Его собственного.

Говоря, мы подражаем Б-гу, когда Он высказывал мир в бытие. Мы тоже творим. Мы тоже простираемся за пределы реальности нашего собственного существования, чтобы воссоздать себя и наше видение реальности в душах, сердцах и делах других людей.

Усилие
Если мы считаем, что «говорение» – из уст Б-га и из наших уст – является синонимом «творения», мы начинаем понимать, почему «труд говорения» является первоосновой нашей уникальности как людей. Но сначала обдумаем слова «человек рождается для страдания».

Разумеется, это факт жизни и факт человеческой природы – как нечто значимое и приносящее удовлетворение мы воспринимаем лишь то, что добыто путем усилий и борьбы. Если у человека нет надобности трудиться, чтобы добывать себе на пропитание, он займется деятельностью, которая заставит его прилагать усилия для достижения поставленной цели. «Уход от дел» так или иначе разъедает тело и душу. Чтобы этого избежать, человек должен либо делать новую карьеру, либо поставить перед собой какую-то иную задачу. В конечном счете жизнь без усилий и не стоит того, чтобы ее проживать. Сказано нашими мудрецами, что не заработанные дары – это «хлеб стыда», который не приносит удовлетворения получателю (Бава Меция, 38а).

Почему же человек сделан именно таким? Конечно, Б-г, который является воплощением добра, «милостивый и милосердный» (Шмот, 34:6), мог бы сотворить мир, свободный от невзгод, создать человека иначе, чтобы жизнь в таком мире была значимой и полной свершений. Почему же он обрек человека на страдания, наделил его природой, которая жаждет борьбы и требует преодолений?

Дело в том, что если бы не требовалось прилагать усилий, человек был бы просто пассивным получателем даров Б-га. Он получал бы (будь таковой его природа) от этих даров удовольствие и удовлетворение, но его роль в созидании была бы ограничена ролью получателя. Если он не будет трудиться, не будет вынужден добиваться чего-то сверх того, что приходит без усилий, он не сможет быть «партнером Б-га по созиданию» (Шаббат, 10а), каковым Б-г желает его видеть.

Мы напрягаем силы и трудимся, когда на нашем пути возникают препятствия, когда необходимо изменить status quo. Деяние, не требующее усилий, полностью соответствует нынешнему распределению сил во Вселенной. Такому деянию никто и ничто не чинит препятствий, потому что само оно ничего не изменяет. Такое деяние, даже если его совершить под фанфары, по сути дела деянием не является.

Труд определяет ту точку, в которой мы перестаем быть просто получателями, принимающими мир таким, какой он есть, и начинаем вносить свой вклад в мир, сотворенный

Б-гом. В этой точке мы бросаем вызов существующей реальности и начинаем действовать как партнеры Б-га в Его попытке выстроить мир таким, каким Он желает его видеть.

Развитие, созидание и выход за пределы
На самом базовом уровне мы достигаем партнерства с Б-гом через «труд работы» – через свои постоянные усилия, направленные на развитие созидательных ресурсов. Всякий раз мы пашем и сеем, чтобы получить из земли плоды; всякий раз мы преобразуем дерево, камень и другие материалы, чтобы выстроить дом; всякий раз мы извлекаем энергию из материи; мы трудимся. Это «труд работы», ибо мы боремся с инертным состоянием этих «сырьевых» материалов. Это работа Б-жеская, потому что мы помогаем Ему создать упорядоченный и цивилизованный мир из первоначального состояния «пустоты и нестройности» (Берешит, 1:2). Мы исполняем Б-жественную волю, выраженную в следующей строке: «Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Ишайя, 45:18).

Это, однако, самая примитивная степень партнерства с Б-гом: мы вносим вклад в Его работу, но делаем это на нижнем, вторичном уровне. Новаторские и творческие аспекты созидания – это сфера исключительно «старшего партнерства», хотя и здесь наша роль ограничена продолжением деяний Б-га. Ведь именно Он сотворил мир, мы же только развиваем то, что Он создал.

Более высокий уровень партнерства предполагает наше участие в созданном

Б-гом мире на уровне «говорения» – мы используем данную нам возможность созидать. Это происходит, когда мы совершенствуем реальность, передавая наш опыт другим людям. Когда «высказываем» миры в бытие, как это сделал Б-г. На этом уровне мы с Ним являемся партнерами не только потому, что мы, как и Он, вносим свой вклад, – здесь и мы, и Он являемся созидателями.

Этот уровень партнерства, называемый в Талмуде «трудом рта», состоит из двух элементов: «труда говорения» и «труда Торы».

Десять речений Б-га при сотворении мира созвучны Десяти заповедям, которые Б-г огласил на горе Синай. Десять речений – это «код источника» естественного мира, а Десять заповедей – суть высшей реальности, реальности Торы. Тора предлагает Б-жественное видение реальности, которое замещает естественную реальность: речь идет о реальности подлинного добра и совершенства, о реальности, которая в полной мере реализует Б-жественную волю.

Десять речений проистекают из Десяти заповедей, потому что естественный мир, созданный как среда, где будет воплощаться в жизнь Тора, черпает свою суть именно из Торы. При этом десять речений – это более упрощенное и огрубленное выражение Б-жественной воли. Зогар даже определяет их как «мирские слова» по отношению к

Б-жественным словам Десяти заповедей, потому что, если можно так выразиться, не Б-гово дело высказывать мир в бытие, равно как «не царское дело вести мирские разговоры» (Зогар, ч. 111, 149б).

Таким образом, Талмуд проводит грань между двумя сферами деятельности человека: «трудом говорения», то есть нашими творческими усилиями в контексте естественного мира («говорение» есть отсылка к десяти речениям), и «трудом Торы» – усилиями, направленными на достижение более высокой, сверхъестественной реальности, для чего в нашей каждодневной жизни воплощается Б-жественная воля в соответствии с Десятью заповедями Торы.

Б-г в деталях
В то же время Мидраш утверждает: «Речи слуг отцов более желательны, чем Тора детей».

В 24-й главе Хайей Соро Тора пересказывает историю путешествия слуги Авраама, Элиэзера, в Месопотамию, чтобы найти невесту для сына Авраама, Ицхака. Мы читаем, как Авраам посылает Элиэзера в путь, наставляя выбрать невесту из семьи брата Авраама, Нахора. Элиэзер прибывает в Месопотамию и молится Б-гу, просит направить его в поисках достойной невесты для сына господина. Он придумывает знак: если он попросит девушку дать ему воды, а та предложит напоить и его верблюдов, то это и будет невеста Ицхака. Появилась Ривка и поступила именно так. И когда Элиэзер спросил, из чьей она семьи, оказалось, она внучка Нахора. Слуга поблагодарил Б-га за то, что «вел меня Б-г в дом родных господина моего» (24:27).

Элиэзера пригласили в дом, где жила семья Ривки. Тут мы во второй раз читаем подробное изложение событий того дня – словами Элиэзера, который пересказывает события семье Ривки. Смысл рассказа опять-таки заключается в том, чтобы показать роль Б-жественного провидения в делах человека. «От Б-га произошло дело это, – отвечали Лаван и Бетуэль, отец и брат Ривки, – мы же не можем говорить тебе ни худа, ни добра» (24:50).

Эта длинная 24-я глава (67 стихов) оживленно обсуждается мудрецами. Тора не просто дает чрезвычайно подробное описание, что необычно само по себе, но повторяет его дважды почти слово в слово. И это в книге столь лаконичной, что благодаря одному лишнему слову или даже букве возникают целые законы! Отсюда вывод: Тора предпочитает речи слуг наших предков тонкостям законов Торы, обращенных к потомкам для изучения.

История Элиэзера – классический пример «труда говорения». Именно с помощью этого «труда» мы применяем наши творческие навыки и навыки общения для того, чтобы создавать мир в партнерстве с Б-гом. Некие события происходят в месопотамском городке возле колодца, в результате некая женщина выходит замуж за некоего мужчину. Это совершенно естественные события, их соединяет воедино то, что принято называть «совпадением». Однако Элиэзер преобразует эти события в связное и осмысленное изложение – в «говорение». Элиэзер рассказывает, как он молился Б-гу, прося о помощи, как выражал веру, что предстоящие события – суть деяния Б-га, а не слепая игра судьбы. Он просил знамения и получил его. Затем он пересказывает историю Бетуэлю и Лавану, сообщая о происшедшем и убеждая, что «от Б-га произошло дело это». То, что Элиэзер испытал и рассказал, есть элемент естественного мира, определенный как деяние Б-га, как выражение участия Создателя в жизни сотворенного им мира.

В конечном счете изучение и воплощение в жизнь законов Торы стоит в иерархии «трудов» выше, чем поиски Б-га внутри сотворенного мира. Через «труд говорения» можно соотнестись с Б-гом только на уровне десяти речений, тогда как через Тору можно подняться над естественной реальностью и осуществить партнерство с Б-гом, которое выходит за пределы «мирского говорения». И все-таки в «труде говорения» есть нечто такое, благодаря чему история Элиэзера становится более предпочтительной, нежели «Тора детей». Б-г испытывает особое удовольствие, когда вступает с нами в партнерские отношения в ходе наших каждодневных дел, когда снисходит до самых бытовых подробностей при пересказе событий из нашей жизни.

1. Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

2. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя.

3. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на Кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

4. Посты в среду и пятницу. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Апостолов Петра и Павла, Апостола Иоанна Богослова.
См. Посты в среду и пятницу – иерей Владимир Хулап.
Сплошные седмицы – недели, в которых нет поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января до 19 января.
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста.
Сырная (масленица – народн.) – неделя перед Великим Постом (но без мяса).
Пасхальная (светлая) – неделя после Пасхи.
Троицкая – неделя после Троицы.

Однодневные посты по монастырскому уставу – дни строгого поста (кроме постов среды и пятницы). Не вкушается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

См. раздел О ПОСТАХ

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи, следом за Сырной неделей (масленицей).
Петров пост начинается на второй неделе после праздника Троицы, заканчивается 12 июля (29 июня ст. ст.); в праздник святых апостолов Петра и Павла.
Успенский пост начинается 14 августа (1 августа ст. ст.), заканчивается 27 августа (14 августа ст. ст.), в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Рождественский пост (Филиппов пост) начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.), заканчивается 6 января (24 декабря ст. ст.), в сочельник.

Посты являются школой духовного воспитания верующих. В «Триоди Постной”, содержащей песнопения Великого поста, говорится: «Всечестное воздержание начнем светло…”, «Поста день, отложение греха да будет ти душе…”, «Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниях…”, «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедание покаяния…”, «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отлагания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный”.

Главнейшим и самым продолжительным постом является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Великий пост – это особый пост, это наша духовная десятина, жертва и приношение Богу, что было заповедано еще в Ветхом Завете (Втор.26). Одновременно Великий пост есть подражание сорокадневному посту Христа Спасителя.

Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Они готовят сознание верующих к посту, к покаянию. За основу названий каждой недели положены евангельские притчи, читаемые на Литургиях соответственно в воскресные дни. Первая подготовительная седмица называется Неделей о мытаре и фарисее (Лк.18,10-14). В эту седмицу отменяется пост в среду и пяток. Затем следует Неделя о блудном сыне (Лк.15,11-32). А на последней Неделе – мясопустной, или сырной – вместе с отменой поста в среду и пятницу всю неделю уже не вкушают мясных продуктов, так как заговенье на мясо было в конце средней седмицы.

Последний воскресный день перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем, когда верующие испрашивают друг у друга прощения. В этот день совершается заговенье на всю остальную скоромную пищу: молоко, масло, яйца и даже рыбу. Непосредственно сам Великий пост длится шесть последующих недель. Первая – наиболее строгая из них. В Типиконе, содержащем богослужебный устав Церкви, так говорится о первых днях поста со ссылкой на афонскую традицию: «Святыя же Горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом” (Типикон. М., 1956.– Л. 413). В последующие седмицы Поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие – воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе учреждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием” (Там же.– Л. 439). А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога” (Там же.– Л. 441).

Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная строго соблюдается. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте воспринять радость праздника Святой Пасхи.

Следующим в течение года является Петров пост, завершающийся праздником святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых Апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру.

Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1/14 до 15/28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в иной мир, непрестанно молилась, а последние 2 недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством.

Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14/27 ноября). Называется он также Рождественским, поскольку завершается праздником Рождества Христова (25 дек./7 янв.). Праздник Рождества отмечается спустя 9 месяцев после праздника Благовещения. Христос пришел на землю, явив тем самым милость роду человеческому, даровав нам спасение и искупление от греха. Воспоминание этого величайшего события освящается в Церкви постом и молитвой.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *