Однополые браки церковь

Этот материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Конечно, это произошло не сразу. Но в понедельник церковь наконец-то разрешила венчать и однополые пары. Произошло это во время заседания высшего органа норвежской церкви, собравшегося на конгресс в Трондхейме. Большинство участников проголосовало за то, чтобы разрешить гомосексуалистам венчаться в божьем храме. И тем самым они поставили точку в споре, продолжавшемся много лет.
«Это исторический день, радостный день для гомосексуалистов, лесбиянок, транссексуалов и бисексуалов», — говорит новый руководитель Церковного совета Кристин Гюннлейксрюд Роум (Kristin Gunnleiksrud Raaum) в беседе с VG, после того, как Церковный совет 11 апреля большинством голосов приняло решение разрешить однополое венчание в церкви.
Она представляет Открытую народную церковь, получившую большую поддержку на церковных выборах осенью прошлого года, которые проводились одновременно с муниципальными выборами.
Благодаря этому Открытая народная церковь смогла направить так много делегатов на съезд в Трондхейме. И в результате большинство участников мероприятия проголосовало за предоставление однополым парам возможности венчаться.
За предложение проголосовали 88 из 115 делегатов.
Священники могут отказаться
— А не могут ли священники отказаться венчать однополые пары?
— Да, конечно, они могут им отказать, по соображениям совести.
— Что вы собираетесь делать, чтобы и консервативные силы оставались в церкви, и чтобы им там нравилось?
— Очень важно сделать так, чтобы в церкви нашлось место всем голосам. Нам хочется, чтобы церковь стала более вместительной, я думаю, что большинству эта идея понравится. Нам надо больше внимания уделять культуре несогласия в церкви, чтобы было место всем точкам зрения, говорит Кристин Гюннлейксрюд Роум (Kristin Gunnleiksrud Raaum).
«Потрясающий день»
Руководитель Епископского совета в Осло и лидер Открытой народной церкви, Гард Сандакер-Нильсен (Gard Sandaker-Nielsen), полагает, что это очень важный день для народной церкви.
«Это замечательный день для народной церкви, потому что мы больше никого не отталкиваем. Это было ужасно, но теперь с этим покончено, и это великий день», — говорит Сандакер-Нильсен VG.
Когда он в 2008 году вступил в партнерские отношения с Лассе Сандакером-Нильсеном (Lasse Sandaker-Nielsen), церемонию провел судья на паперти в церкви Кампен (Kampen), потому что в самой церкви этого делать было нельзя, на паперти происходила и вся остальная церемония.
«Ну, у нас было так, как было, но другие смогут теперь этого избежать», — говорит Сандакер-Нильсен.
Когда в том же году вышел новый закон о браке, они преобразовали свое партнерство в брак.
«Это потрясающий день для нас, для гомосексуалистов и лесбиянок, которые боролись за право быть признанными, это большой день и для норвежской церкви, потому что все стало упорядочено, и мы согласились с тем, что можно быть несогласным», — говорит Гард Сандакер-Нильсен.
Стейн Эрик Хаген доволен
Инвестор и миллиардер Стейн Эрик Хаген (Stein Erik Hagen) был одним из тех, кто возглавил избирательную кампанию Открытой народной церкви о время церковных выборов осенью прошлого года.
«Я долго ждал этого дня. Это исторический день, кажется, что даже потолок в Церкви стал намного выше. Я надеюсь, что консерваторы с этим смирятся, что церковь не расколется», — говорит Хаген VG.
«Тем самым норвежская церковь показала, что она на одной волне со всем норвежским обществом. Я хотел бы, чтобы Открытая народная церковь и решение, которое делает возможным венчание однополых пар, станут важным вкладом в становление открытой и интегрирующей церкви», — говорит Хаген, который раньше рассказал о том, как сам он, изначально бывший гетеросексуалом, стал бисексуалом/гомосексуалистом.
«Долгожданная победа»
FRI (Общество за половое и сексуальное многообразие) опасалось, что рассмотрение вопроса закончится принятием особого соглашения для однополых пар, но этого не произошло. «Это действительно долгожданная победа, мы долго ее ждали», — говорит Ингвилл Эндестад (Ingvild Endestad) из FRI (раньше эта организация называлась Национальной организацией лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов LLH).
«Сейчас было принято решение, что венчание должно быть доступно всем, независимо от пола. Мы знаем, что очень многие ждали этого дня и радовались тому, что им наконец-то можно будет обвенчаться в церкви», — добавляет Эндестад.
Будет разработана новая церковная служба
В январе на новом конгрессе будет принят новый обряд богослужения.
«И тогда уж гомосексуалисты и лесбиянки просто помчатся в церковь, чтобы иметь возможность сказать «да»», — говорит Сандакер-Нильсен.
«Новый обряд могут использовать все пары, в то время как сегодняшняя церемония по-прежнему может использоваться теми, кто считает, что брак — это только между мужчиной и женщиной. Сейчас мы согласились с тем, что можно быть несогласными, и это значит, что должны быть созданы условия и для тех, и для других», — говорит Сандакер-Нильсен.
Два года тому назад Церковный совет отклонил предложение разработать отдельную церемонию для венчания однополых пар. Церковный совет состоит из представителей одиннадцати епископатов.
Совет собирается раз в год и является высшим представительным органом Норвежской церкви, говоря проще, это церковный стортинг (парламент).
В 2008 году был принят закон о браке, согласно которому однополые пары получили право заключать браки — так же, как и гетеросексуальные пары. Тогда церковь получила право, но не обязанность, венчать гомосексуальные пары.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Папа Римский Франциск сделал очередной шаг навстречу ЛГБТ-сообществу, которое на протяжении многих столетий воспринималось католической церковью как серьезная проблема, с которой необходимо бороться. На встрече с журналистами понтифик заявил, что Римско-католическая церковь, а также христиане мира обязаны попросить прощения у гомосексуалистов за прошлое отношение к сексуальным меньшинствам.

Реклама

Франциск подчеркнул, что гомосексуалисты не должны быть подвержены дискриминации и относиться к ним необходимо «по-пастырски». Он также отметил, что церковь учит тому, что гомосексуальные тенденции не являются греховными, однако грехом являются гомосексуальные акты, и потому представители ЛГБТ-сообщества должны стараться быть целомудренными.

Как отмечает Slate, сама риторика папы свидетельствует о том, что Франциск не выделяет геев в отдельную группу ущемленных церковью, а скорее относит их к более широкой категории людей, которым церковь должна принести извинения. «Я думаю, что церковь не только должна извиниться… перед гомосексуалистами, которых она обижала, но и перед бедными, а также перед женщинами, которые подвергались эксплуатации, детьми, которых заставляли работать. Церковь должна извиниться за то, что воздавала хвалу оружию», — уточнил Франциск.

При этом под «церковью» в данном случае понимается не сам институт, а мировое сообщество христиан. «Церковь должна извиниться за то, что много раз вела себя неподобающим образом. И когда я говорю «церковь», я имею в виду всех нас, христиан. Потому что церковь свята, а мы все — грешники», — добавил Франциск.

В ходе беседы с понтификом журналистка Синди Вуден поинтересовалась, не должна ли церковь принять на себя долю вины за то, что произошло в гей-клубе в Орландо. «Горе. Ужас. Боль» — так она описала реакцию Франциска на свой вопрос.

Sorrow. Dismay. Pain. #PopeFrancis, when I mentioned Orlando massacre. pic.twitter.com/1k6qL2En47

— Cindy Wooden (@Cindy_Wooden) June 26, 2016

«Вопрос заключается в следующем: если человек находится в этом положении, но он имеет добрую волю и ищет Бога, то кто мы такие, чтобы судить его?» — ответил понтифик, повторив в несколько измененном виде свой тезис «Кто я такой, чтобы судить», высказанный им сразу после избрания главой католической церкви в 2013 году. «Мы должны извиниться за многое, не только перед геями. Но мы должны не просто извиниться, а попросить прощения», — резюмировал он. Впоследствии спикер Ватикана отец Федерико Ломбарди уточнил, что, говоря о «положении», папа Римский имел в виду не положение с медицинской точки зрения, а состояние души (в итальянском языке разницы между этими двумя словами нет).

Слова, произнесенные понтификом на борту своего самолета в окружении журналистов, стали своеобразным ответом на резонансное заявление председателя Конференции католических епископов Германии, архиепископа Мюнхена и Фрайзинга кардинала Райнхарда Маркса. На прошлой неделе он также заявил, что церковь должна извиниться перед геями, поскольку в свое время приложила максимум усилий, чтобы маргинализировать эту группу людей. Маркс является одним из девяти советников папы Римского и автором известного доклада, в котором обсуждалась возможность принятия геев в лоно католической церкви.

Заявление понтифика на ЛГБТ-тему прозвучало практически в одно время с началом самого массового гей-парада «Прайд» (Pride — «гордость»), который прошел в воскресенье днем на Манхэттене. В этом году он начался с минуты молчания в память жертв теракта в Орландо, в результате которого погибли 49 геев. В их честь в начале шествия участники несли 49 флагов оранжевого цвета — символа борьбы против насилия. В параде приняли участие многие американские знаменитости и политики, в том числе кандидат в президенты США Хиллари Клинтон. Ее позиция по ЛГБТ-союзам в целом совпадает с линией, проводимой действующим президента США Бараком Обамой: браки представителей нетрадиционной сексуальной ориентации должны быть их неотъемлемым и конституционным правом.

Позиция папы Франциска не столь однозначна: в 2010 году он решительно выступил против разрешающего однополые браки законодательства, введенного правительством его родной Аргентины. Понтифик также настаивал на том, что усыновление гомосексуалистами является одной из форм дискриминации в отношении детей. Однако с тех пор, как он взошел на престол, Франциск неизменно продолжал поддерживать либеральных архиепископов, высказывающихся в поддержку однополых браков.

О намерениях Левена сообщает общественный телеканал SVT. «Ни один пастор Шведской церкви не может отказаться от проведения бракосочетания однополых пар», — заявил премьер, сравнив долг священника с клятвой Гиппократа. Служителя церкви, который отказывается венчать людей нетрадиционной ориентации, он уподобил врачу, не желающему в силу личных убеждений проводить процедуру аборта.

Стремление демократических властей королевства напрямую вмешиваться в дела церкви, которая только в 2000 году полностью отделилась от государства, а до тех пор с середины 1950-х официально имела статус госструктуры, создает правовую коллизию. И это при том, что однополыми браками в Швеции никого не удивишь.

Напомним, что они были легализованы в королевстве в 2009 году. Тогда же синод шведских протестантов разрешил церковные обряды бракосочетания среди представителей ЛГБТ-сообщества. Правда, с принципиальной оговоркой: никто не может принудить священника к совершению таинства. Ситуация выглядит тем более парадоксальной, что Евангелическо-лютеранская церковь Швеции, к которой формально принадлежит большинство населения королевства, считается одной из самой либеральных с точки зрения как идеологии, так и вопросов организации внутренней жизни. В том же 2009 году епископом Стокгольма была избрана Ева Брунне — открытая лесбиянка, живущая в браке с другой женщиной-священником. Церемонию ее возведения в сан посетила королевская чета Швеции, а вот архиепископ Кентерберийский и некоторые представители Всемирной Лютеранской Федерации и церквей Исландии, Эстонии, Латвии и Литвы отклонили приглашение на торжество, которое многие сочли скандальным.

Инициатива правительства создает правовую коллизию

Кстати, некоторые приходы, относящиеся к Федерации протестантских церквей Швеции, официально предлагают услуги по венчанию нетрадиционных пар. Согласно статистике, к концу 2014 года 5356 шведских женщин и 4212 мужчин вступили в однополые союзы.

Еще один парадокс состоит в том, что шведы считаются одной из самых нерелигиозных наций в мире. Согласно опросам, до 85 процентов населения придерживается атеистических взглядов, при этом паства Шведской церкви неуклонно сокращается (с 83 процентов от числа подданных в 2000 году до 61,2 процента в 2016-м). Во многом это связано с возможностью освободиться от специального церковного налога в размере 1 процента от дохода, который раньше был обязательным для всех жителей королевства. После отделения церкви от государства его заменили добровольным членским взносом для прихожан, от которого церковная казна очень зависит. Со стороны может показаться странным, что при достаточно индифферентном отношении шведов к религии и плачевном положении здешних церквей, содержание которых становится все менее рентабельным из-за малой «заполняемости», в стране по-прежнему придают большое значение обрядам. В том числе и венчанию, которое равноценно гражданской регистрации брака. Каждая третья пара выбирает именно венчание.

По мнению наблюдателей, Левен неслучайно озвучил свою идею именно сейчас: в 2018 году в Швеции пройдут парламентские выборы, и борьба за голоса налогоплательщиков уже началась. С другой стороны, инициатива правительства, бесспорно, стала очевидным давлением на церковные институты Швеции, — самым серьезным с 2000 года, полагают эксперты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *