Оглашение в церкви

Оглашение

(9 голосов: 5.0 из 5)

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • Катехуменат в истории Церкви иерей Владимир Хулап
  • Оглашение протопр. Александр Шмеман
  • Чин оглашения. Требник
  • Чин оглашения и крещения в Древней Руси иеромонах Мигель Арранц

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.

Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.

Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.

«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя (Мф.28:19), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься (Деян.1:41, 8:37-38), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3-х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2-го и с 3-го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».

История Церкви. Часть 1
Николай Д. Тальберг

«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и при­нятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7-ое правило Константинопольского Собора 381 г) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3-ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.

Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное на­учение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».

История Христианской Церкви
Михаил Эммануилович Поснов

См. КАТЕХИЗАЦИЯ, ОГЛАШЕННЫЕ

Об оглашении

От многих священников приходилось слышать, что в настоящее время совершение Таинства Крещения – это тяжкое испытание для совести. Священнослужители, искренне совершающие Таинство, крестить очень не любят, потому что, по их словам, ощущение такое, что крестишь «неодушевленный предмет»… Это бывает, когда совершают Крещение без подготовки, оглашения. При этом, священник испытывает угрызения совести от того, что дает крещаемому человеку «санкцию», чтобы жить так, как он жил и раньше, не будучи крещеным, то есть совершая прежние грехи…

ОБ ОГЛАШЕНИИ

На данном этапе развития общества нельзя не отметить явные положительные тенденции, касающиеся положения и роли Церкви в обществе: восстанавливаются и строятся храмы, все больше и больше людей приходят к осознанию значения православной веры в жизни народа, широкое распространение получают просветительские и социальные инициативы Церкви.

Однако, для того, чтобы данные тенденции развились в полной мере и произвели наиболее благотворный эффект, представляется необходимым уделить особое внимание решению некоторых насущных вопросов, как внутрицерковной жизни, так и взаимодействия с внешним миром.

Одна из важнейших проблем современной внутрицерковной жизни – ее обмiрщение. Обмiрщение заключается в том, что религиозная по внешним проявлениям, деятельность современных христиан (как священнослужителей, так и мирян), очень часто бывает мотивирована нерелигиозными запросами. Активная социальная работа приходов и монастырей является безусловным социальным благом, однако внешняя деятельность должна находиться в неразрывной связи с решением духовных проблем и служить восстановлению союза душ человеческих с Богом.

Примером обмiрщения церковной жизни, влияющим на духовное состояние христиан, может послужить состояние христианской общины. Сложно переоценить значение данного аспекта церковной жизни, поскольку состояние общины фактически отражается как на взаимоотношениях Церкви с внешним миром, так и на духовном состоянии священников и постоянных прихожан. При этом, отсутствие системной работы по возрождению традиционной общины, привело к появлению ряда нежелательных явлений.

В приходской жизни – это:

1. Восприятие некоторыми прихожанами прихода как организации, оказывающей религиозные услуги, удовлетворяющей только личные религиозные (или интеллектуальные и эстетические) запросы человека-потребителя.

2. Отсутствие подлинного единства и взаимопонимания как между священниками и паствой, так и между прихожанами.

3. Отсутствие постоянной привязанности прихожан к приходу, частые переходы из храма в храм, от священника к священнику.

4. Неспособность большей части прихожан отозваться на призыв священника и предпринять значимое совместное мероприятие.

5. Недостаточная приходская забота о пожилых, необеспеченных, многодетных и т. п. прихожанах.

6. Миссионерская слабость приходов, в силу которой приходская среда не только не привлекает, но, зачастую, и отталкивает стремящихся ко Христу людей.

7. Отсутствие понимания обязательности изучения Священного Писания и Предания Церкви под руководством священников. Многие прихожане имеют о православной вере поверхностные и часто сомнительные представления; нередко, священникам доводится сталкиваться и с приходскими суевериями.

8. Недостаточное внимание священнослужителей к духовным проблемам прихожан.

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что подобные явления в приходской христианской общине – это яркое проявление утраты современными христианами сознания своего экклезиологического единства, преемственности духовного опыта и понимания основ правильной духовной жизни.

В духовной жизни – это:

1. Утрата Христоцентричности духовной жизни.

2. Ослабление евхаристической напряженности жизни и глубокого понимания значимости евхаристии для христианина.

3. Несознательность по отношению к духовным предметам.

4. Невнимательность в келейной молитве и на общественном богослужении.

5. Отсутствие у многих прихожан подлинного деятельного покаяния, стремления исправить, искупить каждый грех противоположными делами (Лк. 19,8), коснение в грехе.

6. Отсутствие глубокого познания своей немощи.

7. Забвение умного делания: бессистемность в борьбе со страстями, неправильная расстановка духовных приоритетов, непостоянство в добродетелях.

8. Отсутствие плодов духовной жизни, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание и т. д. (Гал. 5,22-26)

Как уже указывалось, неблагоприятная духовная обстановка в приходской среде осложняет и церковные отношения с внешним миром.

Во взаимоотношениях со светскими людьми это проявляется в следующем:

1. Непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета священнослужителей подавляющим большинством населения.

2. Отношение к священнику как к администратору, начальнику прихода; отношение к храму как к организации, предоставляющей специфические услуги за деньги.

3. Обвинения священнослужителей в стяжательстве и других грехах.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из важнейших причин обмiрщения церковной жизни является чрезвычайная открытость таинственной жизни Церкви, отсутствие заметной разницы в доступе к церковным таинствам для людей, состоящих в постоянном молитвенно-евхаристическом общении с Церковью и чуждающихся такового. Человеку свойственно меньше ценить то, что дается ему легко. Поэтому чрезмерная открытость негативно влияет как на тех, кто уже пришел в Церковь, так и на внешних людей. Из церковного обихода фактически ушли такие понятия, как «ВЕРНЫЕ», «ОТПАВШИЕ», «ОГЛАШЕННЫЕ». Современным сознанием все, принадлежащие по рождению к русской культуре, воспринимаются как «верные», независимо от реального отношения к Церкви. Для указания некоторой разницы между христианами по именованию и по образу жизни вводится неудачное понятие «воцерковленный». Понятия «воцерковленный» и «невоцерковленный» имеют следующие недостатки:

1. Они морально равнозначны и не показывают гибельность отпадения от церковного единства;

2. Они не требуют ответственности в отношении к Церкви;

3. Они способствуют размыванию границ между церковной средой и мiром, так как дают возможность невоцерковленному человеку считать себя православным.

Создание в приходе благоприятной для духовной жизни среды крайне затруднительно без введения четких границ между приходской общиной и мiром. Границы необходимы как для поднятия ценности статуса крещеного человека во внешнем мире, так и для укрепления ответственности уже крещеных людей.

Будучи ответственными за души овец Христовых, мы не можем не заботиться о формировании духовно здоровой православной общины, устроенной не только на началах братской любви и взаимной заботы, но и на знании веры и желании жить по вере. Непременным условием возрождения и укрепления духовной жизни является системная работа с людьми, желающими принять Святое Крещение. Человек, который входит в веру постепенно и сознательно, обращается к Богу не из чистой формальности, но на основе перерождения души. Человек, который осознает сверхценность Таинства, не вернется в мiр, словно ничего не изменилось, но станет постоянным прихожанином и активным членом общины.

Поэтому практика обязательной катехизации готовящихся к принятию таинств Крещения и Венчания является чрезвычайно действенным ресурсом современной миссионерской работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАТЕХИЗАЦИИ

Катехизация – слово, происходящее от греческого «катехизо», то есть – «обучаю». Исторически, в христианском мире под этим подразумевается обучение основам христианской веры и вероучения Церкви.

Казалось бы, вопрос о целях и задачах катехизации ясен сам по себе, и не имеет смысла констатировать очевидные вещи. Однако, на деле, ситуация оказывается иной. Разное понимание концептуальных моментов катехизаторской деятельности становится первой причиной практических затруднений. Для того чтобы подтвердить свою мысль, приведу пример. На прошедших Рождественских Чтениях, на секции, посвященной вопросам катехизации, один московский протоиерей высказался по поводу рабочих мест для катехизаторов в приходах. Он сказал, что ему в приходе нужен такой катехизатор, который сможет организовать детский праздник, паломническую поездку. И для обучения катехизаторов, он предложил привлекать людей из академии народного хозяйства, из института культуры.

На самом деле, если посмотреть, например, в любую серьезную монографию по истории катехизации, то мы увидим, что там нет ни слова об организации детских праздников и паломнических поездок. Почему? Потому что Церковь никогда не воспринимала катехизацию как культурно-просветительскую работу. Катехизация – это начальное душепопечение, это формирование базовых духовных установок. И готовить катехизаторов должны духовники, а не дяди и тети из академии народного хозяйства и института культуры. Нужно четко проводить эту границу: детские утренники – это организация досуга, а катехизация – это серьезная духовническая работа. К сожалению, сегодня мы еще не всегда находим в себе силы уйти от советской, секулярной методики работы с людьми. Но мы должны усвоить, что у Церкви другие цели и задачи, а также соответствующие им методы работы. Для того, чтобы перейти к изложению целей и задач катехизации, я хотел бы привести слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Советую же тебе … не почитай сих поучений обыкновенными беседами. … Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо?».

ЦЕЛЬЮ катехизации, то есть начального приходского душепопечения, является введение обращающихся к Богу людей в сознательную церковную жизнь, признаками которой являются деятельное стремление человека спастись во Христе и осознание церковного единства всех верующих. Иначе можно сказать, что целью катехизации является укоренение новообращенных в Священном Предании Церкви. Основанием катехизации являются слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Священное Предание – это непрерывное, практически переживаемое действие Св. Духа в Церкви. Приобщение к этому действию осуществляется, согласно словам Спасителя, во-первых, через научение вере, во-вторых, через участие в Таинствах, а, в третьих, через приобщение к полноте жизни в Церкви. Все эти составляющие одинаково равноценны, и ни одной из них нельзя пренебречь.

Реализация данной цели должна осуществляться на уровне жизни каждой приходской общины, потому что только в условиях христианской общины возможно укоренение в Священном Предании. При этом, в силу специфики задач и условий работы с новообращенными, целесообразно разделить катехизацию на два этапа: предкрещальный и посткрещальный.

Базовые задачи предкрещальной катехизации можно представить в их фактической последовательности.

1. Первая задача – встретить человека на пороге Церкви. Это очень важный этап, который в практике древней Церкви включал в себя такие аспекты, как обязательное подробное знакомство с человеком, за которым иногда следовало испытание благонадежности будущего христианина (нужно было предоставить христианина-поручителя) и его готовности участвовать в делах милосердия; к этому же этапу относилась и запись имени в специальные списки, посвящение в звание христианина, здесь уже

начиналась молитва Церкви за новообращенного. Именно на этом этапе происходило соотнесение целей и задач, которые имеет обратившийся в христианскую общину, с теми задачами, которые решает Церковь. Здесь уже четко определялся статус новообращенного: говоря современным языком, его права и обязанности по отношению к Церкви. Нужно отметить, что древний мир не знал принципа «заочной религиозности», господствующего в настоящее время. Поэтому обращение в христианскую общину уже означало, что человек готов выделять в своей жизни конкретное время, достаточное для выполнения христианских обязанностей, и на данном этапе начиналось их практическое освоение.

Сегодня задача встречи людей решается очень слабо. Причина слабости мне видится в отсутствии системного подхода к духовному окормлению новоначальных. Как один из возможных путей решения проблемы встречи человека в храме, можно предложить питерскую практику приходского консультирования. Сейчас Отдел катехизации Санкт-Петербургской епархии уже выпустил фильм и методичку о своей работе и готовит к выпуску вторую методичку. Приходское консультирование – это благотворительная деятельность мирян, которые, в дни большого стечения людей в храмах, помогают тем, кто делает первые шаги в Церкви, решить простейшие вопросы. В Обнинске и в Калуге такое служение вполне способны понести учащиеся и выпускники вечерних богословских курсов.

2. Предкрещальная катехизация должна с необходимостью решать и задачу научения новообращенного основам веры. Данная задача и дала название системе воцерковления: «катехизация» – устное наставление в вере. В древности изложение веры происходило обычно системно, последовательно. Содержание бесед примерно соотносилось с Символом Веры, вместе с истинами которого изучали содержание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако, стоит отметить, что, несмотря на ключевое значение изучения веры, ни в коем случае нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций. Система лекций или даже бесед далеко не самодостаточна.

В отношении системы обучения истинам веры, можно сделать еще дополнение о том, что, согласно 46 правилу Лаодикийского Собора, необходимо не только обучение, но и тщательная проверка усвоения знаний о вере оглашенными. Анализ современных систем катехизации показывает, что, при раскрытии вероучения Церкви, наибольшее внимание следует уделять следующим темам: а) О Боге и о вере, б) понятие греха, в) О Христе и его заповедях, г) О Церкви, Таинствах и молитве. Оптимальная продолжительность бесед – не менее месяца (один раз в неделю).

3. Параллельно с наставлением в вере, должна решаться еще одна задача: формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Примером решения этой задачи могут служить слова свт. Кирилла Иерусалимского, который, среди прочих неверных мотивов, упоминает и наиболее распространенные бытовые: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Согласно канонам Церкви, мотивы принятия Крещения должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокесарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни. Эта истина подтверждается и нашей повседневной жизнью и огромным количеством людей, которые отпадают от благодатного единства с Церковью сразу после Крещения. Если в древности, приходя в Церковь, человек чаще всего искал спасения, исправления жизни, то сегодня ситуация противоположная. В сознании людей укоренено языческо-магическое представление о Крещении как о средстве решения земных проблем. Абсолютно утеряна связь между Крещением и моментом обращения человека к вере. Обращение к вере начинается после каких-то особых жизненных потрясений, отстоящих от Крещения на десятки лет. Задача современной системы оглашения – привести в соответствие время подлинного обращения души к Богу, и время Крещения. Решение этой задачи становится возможным по мере развития практики катехизации в связи с общинной жизнью в приходах. То есть, введение качественной катехизации для нас ставит вопрос организации приходской жизни в соответствии с общинными принципами.

4. В задачи предкрещальной катехизации входит и приучение новообращенных к постоянному посещению богослужения, к личной молитве и достаточно продолжительному посту. 7 правило II Вселенского Собора предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения. Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме Литургии верных: «Ибо не для стен диакон возглашает: «Помолимся об оглашенных»», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Уже свщмч. Иустин Философ упоминает о том, что кроме научения вере, ко Крещению готовили постом и молитвою. Приучение к посту и богослужению у современных катехизаторов происходит по-разному. В некоторых случаях этого не требуют. В приходе прот. Дмитрия Смирнова, например, посещение богослужения обязательно. Мы в Обнинске рекомендуем, но не имеем возможности требовать и контролировать. Наиболее успешно данная задача решается при наличии хороших восприемников, которые приводят новоначальных за руку на богослужение и на Исповедь (если они уже крещены).

5. Необходимо также уделять должное внимание задаче воспитания покаянного настроя, подготовки к исповеданию грехов, которое должно подвести итог прежней нехристианской жизни. Практика исповедания грехов перед Крещением не была в древней Церкви общепринятой. Однако, на ее важность указывает, например, митрополит Иерофей (Влахос), опираясь на свт. Кирилла Иерусалимского и другие источники. Здесь же стоит отметить, что от оглашенных требовали оставления работы, которая была несовместима с христианскими представлениями о нравственности.

Воспитание покаянного настроя является одной из важнейших задач в современной системе оглашения. Практика применения ряда огласительных систем показывает, что опыт первого исповедания грехов перед Крещением чрезвычайно важен для последующей духовной жизни. Если об обязательном посте и посещении богослужения мы в современной ситуации еще не можем говорить, то об обязательной Исповеди говорить необходимо. Этот вопрос не менее важен, чем обязательная исповедь перед Причастием. Если мы от своих прихожан требуем Исповеди перед Причастием и видим в этом пользу, то, тем более, полезно приобрести опыт исповедания грехов тем, кто только начинает жизнь в Церкви. Кроме того, Исповедь перед Крещением позволяет правильно сориентировать человека и выяснить: не страдает ли человек от смертных грехов; например, не живет ли в «гражданском» браке.

6. В современных условиях сложно переоценить важность задачи выработки у христиан невосприимчивость к ересям. Об этом говорит Зонара в толковании на 46 правило Лаодикийского Собора, об этом же говорит в своих гомилиях свт. Иоанн Златоуст (с. 151 -152), а свт. Кирилл Иерусалимский даже требует от оглашенных большего: «Не уклоняйся от огласительных поучений: сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих мещешь стрелы, так и надобно знать тебе, как поражать ими эллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще готовее. Надлежит при том тебе благим произволением и десную руку простирать, дабы вести брань Господню, дабы преодолеть противные силы, дабы быть непобедимым при всяком еретическом нападении» (стр. 7). Огромную важность сегодня имеет противодействие сектам. Система оглашения должна и может способствовать ограждению людей от влияния сект. Подавляющее большинство современных сектантов – это люди, крещеные в православии.

6. С предыдущей задачей тесно связана необходимость очистить ум новообращенных от суеверий. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в огласительных поучениях. Причем данная задача является отдельной, в виду важности проблемы и устойчивости суеверий в умах людей.

7. Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью выдержать время. Поэтому важной задачей системы катехизации всегда было создание пограничной зоны адаптации между миром и Церковью. Пребывание в зоне адаптации позволяло выдержать время для обдумывания столь важного шага, как принятие Крещения. Кроме того, катехизация позволяет человеку органично войти в жизнь Церкви и найти в ней свое место.

8. Последнюю задачу, которую мне бы хотелось отметить, – это оказание молитвенной помощи оглашенным. О молитвенной заботе об оглашенных говорят уже Дидахе и св. Иустин Философ.

Таковы задачи, имеющие обоснование в историческом опыте Церкви, которые можно признать базовыми для огласительной системы. Однако, работа с новоначальными не может прекратиться с принятием ими Крещения: задачи, поставленные на этапе предкрещальной катехизации, практически невозможно реализовать в полной мере за тот срок, который отводится для подготовки к Таинству. Таким образом, необходимость посткрещальной катехизации становится очевидной.

В задачи второго этапа катехизации входит:

1. Раскрыть величие христианского звания во всей его полноте;

2. Более глубоко раскрыть учение о Таинствах;

3. Предостеречь от греха, показать опасность и крайний вред от греха, совершенного после приобщения к благодати в Крещении;

4. Внушить необходимость взаимной заботы о спасении братьев-христиан;

5. Дать конкретные рекомендации, касающиеся повседневного образа жизни христиан (И.Зл. стр. 236).

Говоря о целях и задачах катехизации, нельзя не коснуться вопроса об условиях ее успешного осуществления. Важнейшими условиями эффективной организации катехизаторской деятельности являются систематизация и централизация. Сегодня в межприходской среде пока еще наблюдается тенденция к решению вопросов миссии и катехизации собственными силами. Приходы предпочитают сами вести оглашение, издавать собственные газеты и приходские листки. Однако, опыт показывает, что редко у какого прихода получается и в деле оглашения, и в издании газет, организации сайтов преодолеть кустарный уровень работы. Поэтому необходимо говорить об объединении межприходских усилий. Только таким образом мы сможем поставить миссионерскую и катехизаторскую деятельность на должный уровень.

И, в заключение, мне хотелось бы отметить, что иногда в адрес священносужителей, развивающих огласительную работу в приходах слышны голоса в защиту тех, кто не желает готовиться к Крещению. Нам говорят, что, побуждая людей к катехизации, мы можем погасить в них тягу к Церкви, которая подобна «курящемуся льну» (Мф. 12,20). Хочется отметить, что задача сегодняшней системы – не угасить курящегося льна, а поддержать его, не отсеять большую часть, а вобрать и обработать большую часть хотя бы по минимуму. Именно так мы можем сейчас выполнить заповедь любви к ближнему – встретив его, потратив на него время и силы, прожив с человеком часть его жизни так, чтобы он уже не мыслил жизни вне Церкви.

Таинство Крещения. Оглашение

Из книги Германа Шиманского «Литургика: Таинства и обряды»

Оглашение взрослых

Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:

после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.

Оглашение детей

Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.

Чин оглашения, совершаемый в храме над взрослыми, более пространный по сравнению с чином оглашения младенцев.

При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).

В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.

Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства (Большой Требник, гл. 103—104).

Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу.

Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.

Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола

Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый — «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).

Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его — царство тьмы.

Само отречение выражается троекратным ответом — «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:

«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый отвечает: «Отрекохся».

Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу

Сюда относятся: обращение на восток (взрослый — «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом — то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» — крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», — и читает Символ веры. аконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», — на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.

Примечание

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.

После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.

Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

Примечание о восприемниках

Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.

Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.

Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.

В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

Количество просмотров — 181

О подготовке к таинтву святого Крещения — Оглашение

Выдержки из ДОКУМЕНТА «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).

Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).

Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

II.1. Оглашение

Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.

Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления.

II.2. Духовное просвещение крещеных людей

Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.

В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

***

Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает «разумное служение» (Рим. 12:1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать «служение слова» (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.

Оглашение как необходимое условие для крещения в древней церкви

Введение

Оглашенные (катехумемны в христианстве) — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»). Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Понятие о оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.

Катехизация (от греч. слова катехизис — кбфЮчзуйт — поучение, наставление) — наставление новоначальных в христианской вере. Катехизация — это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление — приобщение людей к христианской богоугодной жизни. Все канонические нормы православной церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45 и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

1. Оглашение в древней церкви

В истории древней церкви институт катехизации занимает центральное место в духовной жизни христианской общины. Этому были две причины: во — первых, катехизация являлась единственными вратами в Церковь; во — вторых, как раз в границах катехизационных учреждений формировалось догматическое богословие. Катехизаторы выступали в роли богословских авторитетов, экспертов по теологическим вопросам, арбитров в вероучительных спорах. Примером можно взять хотя бы Оригена, который выполнял подобную миссию не раз.

Особенный рассвет институт катехизации переживает в ЙЙЙ-ЙV веках. Это время можно назвать «золотым веком» огласительной практики. Ведь такие важные в богословской традиции труды, как «О началах» Оригена, «Большое огласительное слово» Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации.

Но начиная с V века, катехизационная практика пошла на спад, а в VЙЙ веке фактически полностью прекратила свое существование. Удивительная ситуация, если учитывать роль катехизаторских структур в Церкви первых четырех веков.

Раннехристианский период показывает отсутствие развитого института оглашения, чему способствовала живая апостольская проповедь, обилие даров, напряженное эсхатологическое ожидание скорого пришествия Христа.

Но основные элементы все же сохраняются:

1) предварительное научение (проповедь);

2) предкрещальная подготовка (например, пост и молитва).

Естественно предположить, что тогда община, сама состояла из вчерашних язычников и не имела опыта давления со стороны государства, не смотрела на языческое общество как на крайнее зло. Ожидая скорого пришествия Христа, члены ее не требовали от вновь приходящих той длительной практики оглашения и очищения, какую мы встречаем позднее.

Церковь первых веков (ЙЙ-ЙЙЙ) — церковь гонимая. С точки зрения римского общества она является маргинальным преступным религиозным сообществом, зловредной сектой, подрывающей общественные устрои. Римская империя считала себя универсальной, Pax Romana не признавал существования независимых структур, какой бы характер они не носили — религиозный, политический или культурный. Христианская община этой универсальности не принимала и считала языческий мир царством дьявола, языческих богов и их слуг. Сами же христиане помнили слова апостола Павла: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего». (Евр. 13:14) На войне при переходе из стана в стан «перебежчик» должен был пройти проверку, доказать искренность своего обращения. Для этого в христианстве и существовала катехизация, через которую человек — как правило, не менее трех лет — доказывал свое желание и возможность жить по христианским заповедям, и только после этого он допускался к таинству Крещения. Однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Следует учитывать, что в позднеантичной цивилизации был довольно высокий уровень образования, и каждый, жаждущий спасения, хотел не просто веры, но веры разумной. Есть известное выражение Блаженного Августина: «Верую, чтобы понять». Противостояние языческого и христианского мира к концу ЙЙЙ века было не просто противостоянием двух мировоззрений, но — двух интеллектуальных элит Римской империи. Римская интеллигенция сплотилась против христианства под знаменем неоплатонизма, который стал не только филосовской, но и религиозной системой. Соответственно христианство должно было дать ответ.

Философия оказалась для христиан очень полезным врагом. Именно посредством рецепции античной философской традиции христианство проникло в стан врага. Как справедливо замечает священник Павел Гаврилюк: «Для того, что бы говорить с язычниками на понятном им языке, христиане должны были найти то проявление языческой культуры, которое наиболее созвучно христианству… Таким образом, философия потенциально могла служить единственной общественной почвой для диалога христианства с миром языческой культуры». И это оказало влияние на катехизаторскую практику, так как уже в ЙЙЙ веке катихизация включала в себя опровержение языческого любомудрия, а в Александрии приходящие в огласительное училище проходили на первом этапе курс светских наук и языческую философию и лишь потом приступали к изучению Священного писания. В ЙV веке те же отцы-каппадокийцы сначала получали высшее образование, как бы мы сейчас сказали, философское образование и только потом приступали к таинству Крещения, уже в полнее сознательном возрасте (в среднем, в 25лет). Эта традиция была повсеместной. Раннего крещения избегали боясь согрешить после него из-за соблазнов юности. Некоторые, самый яркий пример — римские императоры ЙV века, откладывали свое крещение в плоть до смертного порога.

Но уже в V веке ситуация начала меняться, катехизация и крещение взрослых все больше стало уступать место крещению младенцев, процесс катехизации стал угасать, пока в VЙ веке не исчез окончательно.

оглашенный катехизация христианский церковь

Заключение

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения церкви:

— в древней церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;

— в древней церкви оглашение производилось только над христианином желающими принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;

— в древней церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени — крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога. Такое различие вызвано тем, что жизнь древней церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества. В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

Список использованной литературы

1. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 2.

2. Гаврилюк П. История катехизации в Древней церкви. М., 2001.

3. Toon P. Олашаемый, или Катехумен // Теологический Энциклопедический словарь / Под ред. У. Элвелла. М., 2003.

4. Сидоров А. Жизненный путь Оригена // Патристика. Н. Новгород, 2001.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *