Оглашенные в православии

Православные истории

Как известно, Божественная Литургия делится на две части. Первая часть называется «Литургия оглашенных», вторая — «Литургия верных». В самом конце первой части звучат слова диакона: «Оглашеннии изыдите…» Кто же такие «оглашеннии», и почему на Литургии им уделяется особое отношение, настолько важное, что их имя носит первая ее часть?

Слово «оглашеннии» в церковнославянском языке не имеет того значения, которое придает ему современный разговорный язык. Существует мнение, что нынешний иронический смысл этого слова возник потому, что в древней Церкви «оглашенные», — люди, готовящиеся ко крещению, — весьма эмоционально («во весь голос») выражали свою радость о будущем вступлении в церковную общину.

Однако более правильной представляется другая точка зрения, которую, в частности, предлагает Миссионерский отдел Православной Церкви. В древности тот, кто желал креститься, приходил к епископу и заявлял о своем намерении. В свою очередь, епископ «оглашал» его имя в церкви, то есть, громко произносил, например: «Раб божий Василий желает принять святое крещение». Имя будущего члена Церкви записывалось в специальный список на ежедневное поминовение, и община с этого дня начинала молиться за него.

Если сравнивать Таинство Крещения с рождением человека в духовную жизнь, то «оглашение» можно уподобить периоду, когда мать носит ребенка под сердцем. Матерью мы называем саму Церковь, которая шаг за шагом (через беседы со священником, участием в богослужении, в делах общины) готовит человека к принятию Таинства.

Надо сказать, что в древности «оглашенные» делились на несколько групп, в зависимости от степени духовной подготовки. Некоторые назывались «обуреваемые», то есть, «обуреваемые страстями». Затем шли «припадающие», «слушающие» и «просвещаемые», кого уже допускали в храм на Литургию, правда, не до конца, а до тех самых слов: «Оглашенные изыдите (выйдете)».

Оглашенные стояли в притворе храма, возле дверей. Услышав эти слова, они смиренно выходили, терпеливо ожидая величайшего для них праздника, когда после Таинства Крещения им разрешат быть на Литургии до конца.

Итак, вовсе не правильно понимать, что к «оглашенным» было некое ироничное, нелюбезное отношение. Наоборот, даже первая часть Литургии названа их именем! Церковь молилась об их просвещении и ждала назначенного дня, как мать ждет появления ребенка на свет! Это ясно отражается в словах диакона:»Вернии (то есть, верные) о оглашенных помолимся, да Господь помилует их», «огласит их словом Истины», «открыет им Евангелие Правды», «соединит их святей Своей Соборней (включающей в себя истинно верующих всех времен и народов) и Апостольстей Церкви», «спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию».

Далее следуют слова: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». В этот момент священник тайно читает молитву о тех, кто «подклонил своя выи (буквально: «шеи», то есть, главы)».

Почему же в конце Литургии оглашенных диакон трижды, настойчиво, произносит: «Елицы (которые) оглашении, изыдите», «оглашеннии изыдите», «елицы оглашении, изыдите»? Считается, что оглашенные еще не могут участвовать в Евхаристии. Ведь отречься от греха и начать путь к Богу, с помощью Божией Благодати, можно только приняв крещение.

Тем временем Литургия продолжается, и она уже называется Литургией верных.
http://kronsh.prihod.ru/az, _buki, _vedi/view/id/1129052

Уходить ли после слов “оглашенные, изыдите”?

Вопрос читателя: Здравствуйте, батюшка, такой вопрос: не очень давно начала ходить в церковь, на исповедь пока страшно идти, но, надеюсь, всё же до неё дойду. Просто стою на литургии и слушаю, как служба идёт, крещусь со всеми. Там говорят слова “оглашеннии, изыдите”. Мне после этих слов следует уйти, я правильно понимаю?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Нет, Вам уходить не нужно, если Вы крещеный человек. Оглашенными в Церкви называют готовящихся к принятию таинства крещения и получающих знания о вероучении через устное научение (оглашение). Раньше это оглашение длилось продолжительное время, перед его началом над оглашенными прочитывались специальные молитвы читать далее

Непременно пройдите по ссылке, там мой ответ про оглашенных, чтобы Вы знали, кто это. Так что Вам по праву крещения выходить не надо, но надо учиться пользоваться всеми теми привилегиями и возможностями, которые крещение, то есть вступление в Церковь Христову, дает.

Очень радостно, что Вы начинаете свою церковную жизнь, дай Бог! Как правило, профессии или ремеслу мы учимся не сами по себе, а у кого-то, если только речь не о переквалификации, когда база есть. Тем более этот принцип применим в духовной жизни! Очень советую Вам прийти и поговорить со священником лично о том, как Вам строить свою духовную жизнь. Совсем хорошо, если в храме есть установленные часы дежурств духовенства, когда можно прийти именно на беседу, не на исповедь. Если такого нет, подойдите к батюшке после службы и договоритесь о разговоре. Необходимо, чтобы знающий человек наметил Вам ориентиры, по которым Вы будете двигаться. Если это будет, то Вы будете сразу знать, что в богослужении нужно участвовать, стараться вплетать свою молитву в общую, а не просто слушать. Вы купите книги, которые расскажут Вам о смысле богослужения, о том, почему оно состоит из таких вот частей.Вы начнете разбираться с собой, понимать, что и как оценивается в христианской перспективе. И так шаг за шагом будете продвигаться в духовной жизни, открывая для себя все то, что Господь даровал человеку через Церковь.

Исповедь – одна из таких возможностей. Это таинство, в котором, когда человек кается, то есть искренне отвращается от греха и встает на новый путь, Господь исцеляет его душу от греха и от ран и последствий греха. Грех прощается полностью, а благодать, которая подается в Таинстве, исцеляет ущерб, который душе грехом нанесен. Это совершенно уникальная вещь! Разговаривая со священником, получая собственный опыт исповеди, Вы поймете и убедитесь, то, хотя и бывает стыдно, а порой мучительно называть свои грехи и мысли, потом душа преображается, освобождается ото всего скверного. Постепенно, раз за разом, но это так и есть. Дерзайте! Открывайте для себя Церковь и сокровища нашей традиции!
Привожу также ссылки на некоторые материалы:

1. Об исповеди: Совесть очищается стыдом

Как подготовиться к исповеди?

2. О богослужении: Как проходит литургия в Православной Церкви

Последование Божественной Литургии

Литургия с пояснением

Литургия: Проскомидия

Всенощное бдение

О Всенощном бдении. Часть 1

(есть и остальные части, посмотрите у нас в поисковике)

Всенощное бдение с пояснением

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

ОГЛАСИТЬ

Смотреть что такое «ОГЛАСИТЬ» в других словарях:

  • огласить — привести, сделать достоянием гласности, обнародовать, рассказать, прочесть, донести до всеобщего сведения, разгласить, прочитать, озвучить, дать огласку, наполнить, объявить, предать гласности, протрубить, довести до всеобщего сведения Словарь… … Словарь синонимов

  • ОГЛАСИТЬ — ОГЛАСИТЬ, ашу, асишь; ашённый ( ён, ена); совер., что. 1. Прочесть вслух для всеобщего сведения, объявить (офиц.). О. проект резолюции. О. приказ, указ. 2. Разгласить, сделать известным (устар.). О. чужую тайну. 3. чем. Наполнить громкими звуками … Толковый словарь Ожегова

  • Огласить — I сов. перех. см. оглашать I II сов. перех. устар. см. оглашать II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • огласить — огласить, оглашу, огласим, огласишь, огласите, огласит, огласят, оглася, огласил, огласила, огласило, огласили, огласи, огласите, огласивший, огласившая, огласившее, огласившие, огласившего, огласившей, огласившего, огласивших, огласившему,… … Формы слов

  • огласить — (наполнить пространство громкими звуками) что чем. …Она огласила пространство необычайным плачем и криком (Гл. Успенский) … Словарь управления

  • огласить — оглас ить, аш у, ас ит … Русский орфографический словарь

  • огласить — (II), оглашу/(сь), си/шь(ся), ся/т(ся) … Орфографический словарь русского языка

  • огласить — Syn: объявить, обнародовать (оф.) … Тезаурус русской деловой лексики

  • огласить — глашу, гласишь; оглашённый; шён, шена, шено; св. что. 1. Прочесть вслух для всеобщего сведения; объявить. Судья огласил приговор. Огласите текст приветственной телеграммы! 2. Устар. = Разгласить. О. новость. О. чужую тайну. 3. Наполнить громкими… … Энциклопедический словарь

  • огласить — объявить всенародно; научить; просветить … Cловарь архаизмов русского языка

Оглаше́нные, катехуме́ны (греч. κατηχούμενοι; церк.-слав. ωглашє́ннїи) в христианстве — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому.

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля.

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос.

В Православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Перед принятием таинства Крещения над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный богослужебный чин — «чин оглашения», состоящий из ряда молитв.

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.

В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:

  • во время богослужения могут находиться только в притворе храма,
  • не участвуют в таинствах церкви,
  • во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

В конце литургии оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных, в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.

В Католической церкви

В Католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» (Sacrosanctum Concilium). Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых». Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» (1979 год).

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней. Первая ступень — предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом. В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры.

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви.

В культуре

  • Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.

Примечания

  1. Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре. В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. Азы православия
  3. Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. Ипполит Римский. Апостольское предание (Traditio apostolica), II, 3.
  5. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum).
  6. Иоанн Златоуст. Беседа 25 на Евангелие от Иоанна // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — Изд. СПб. духовной академии, 1902. — Т. 8, кн. 1—2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. — С. 5—604.
  7. Цит. по: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. — М.: Сретенский монастырь, 2001 . — С. 146.
  8. Η ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΒΑΠΤΙΣΜΑΤΟΣ
  9. Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (др.-греч. Ἀφορκισμός) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мір и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём…по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает Никео-Цареградский Символ веры. (Данное действие должно совершаться трижды). После священник трижды задаёт вопрос о том, сочетался ли человек Христу, и каждый раз человек одинаково отвечает. И говорит священник: «И поклонись Ему.» Оглашаемый поклоняется со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.»
  10. Требник Чин оглашения
  11. Сайт центра катехизации (недоступная ссылка). Дата обращения 25 марта 2008. Архивировано 23 марта 2008 года.
  12. Катехизис Католической Церкви. Ст. 1258—1259
  13. Толковый словарь русского языка Ушакова (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )

> См. также

  • Верные
  • Катехизация
  • Огласительное слово

Ссылки

  • Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви.
  • Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе на pravmir.ru
  • Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *