Огласительная беседа

Крещение – Таинство Церкви, в котором происходит духовное рождение человека (Ин. 3:5. После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

Оглашение

Перед принятием святого Таинства Крещения необходимо обязательно пройти курс из двух огласительных бесед (лекций), чтобы твёрдо усвоить истины христианского вероучения. В случае крещения ребёнка этот курс должны пройти и родители, и восприемники (крёстные родители крещаемого).

По итогам бесед выдается свидетельство о прохождении оглашения с подписью ответственного катехизатора и печатью храма. Данное свидетельство освобождает в будущем от обязательного прохождения огласительных бесед.

Время проведения огласительных бесед

В нашем храме первая огласительная беседа проводится по субботам в 15:00 катехизаторами. Время второй беседы – по договоренности. Запись на Крещение производится в Церковной лавке при храме с условием обязательного предъявления свидетельств о прохождении огласительных бесед всеми требуемыми лицами (см. выше).

Некоторые вопросы о Таинстве Крещения

Кто такие восприемники?

Восприемники (крестные родители) – это православные христиане, которые обязуются принимать участие в духовном становлении своего крестника.

Восприемник должен быть православным христианином, стремиться жить согласно учению Церкви и регулярно приступать к Святым Таинствам Исповеди и Причастия.

Восприемниками не могут быть родители своих детей или лица, в будущем желающее вступить в брак с отцом или матерью ребенка.

Восприемники по мере сил участвуют в духовном становлении своего крестника, для чего им необходимо знать учение Церкви, и показывают своей жизнью добрый пример крестнику, ежедневно о нем молятся.

Как выбрать крестных родителей для ребенка?

Во время Таинства Крещения крестные родители во всеуслышание обещают помогать крестнику в постижении Евангелия, в усвоении христианских заповедей. Крестный родитель должен научить крестника обращению к Богу с молитвой, участию в Таинствах. Без живой связи с Богом, общения с Ним в молитве, знания Евангелия и Таинств Церкви дар Крещения останется нераскрытым, как семя, упавшее в землю и не проросшее в положенное время. Вот почему в восприемники следует выбирать человека духовно зрелого, знающего не понаслышке о Церкви.

Унистрой с гордостью представляет жителям Казани новый жилой комплекс под названием «Беседа», расположенный в зеленом массиве микрорайона Дербышки. В непосредственной близости располагается озеро Комсомольское, река Казанка, Березовая Роща. Жители дома получат уникальную возможность наслаждаться красотами природы, дышать чистым воздухом и прогуливаться семьей под пенье птиц.

При этом добраться в любой район города не составит труда. Дорога к центру занимает всего 15 минут. Многополосная автомагистраль по ул. Мира позволит жителям «Беседы» без пробок ездить на работу или учебу.

ЖК «Беседа»: структура комплекса и особенности квартир

Сам комплекс состоит из двух 10-этажных домов с двумя корпусами. В августе стартовала продажа квартир первого дома проекта, поэтому сейчас у покупателей есть отличная возможность выбора лучших предложений. Вашему вниманию предлагаются 1-,2-, 3-комнатные квартиры, площадью от 31 м2 до 96,6 м2 с лучшими видовыми решениями.

Жилой фонд комплекса представлен комфортными квартирами разнообразных планировок. «Унистрой» первым реализовал уникальный для Казани формат жилья – «ситихаусы». Это квартиры, расположенные на первом этаже, с собственной террасой. Владельцы такого жилья могут в полной мере ощутить комфорт загородного дома, имея все удобства городской квартиры.

Также предусмотрены планировки с зимним садом. В такой зоне вы можете с комфортом проводить время с семьей, устраивать домашние обеды или романтические вечера на фоне живописных пейзажей.

Приобретая недвижимость в ЖК «Беседа», вы получите квартиры с качественной предчистовой отделкой. Это значит, что вам не понадобится выравнивать стены, заливать полы и выполнять прочие «пыльные» работы. Владельцу останется лишь выполнить облицовку, согласно дизайнерскому решению.

Комфорт европейского уровня

«Унистрой» — крупный девелопер, лидер с безупречной репутацией. Как и остальные наши проекты, ЖК «Беседа» выводит владельцев на новый уровень жизни:

  • Европейские фасады домов с корзинами для монтажа блока кондиционера.
  • Теплые тамбуры, в которых установлены домофоны.
  • Оборудованные колясочные комнаты для хранения колясок, самокатов, санок.
  • Одноуровневый вход в подъезд, обеспечивающий удобство заезда колясок и маломобильных групп населения.
  • Многоуровневый парковки для жителей дома на 499 мест и гостевые парковочные места на территории.
  • Детский сад на 260 мест.
  • Игровые зоны, спортивные площадки и локации для прогулок.
  • Услуги по управлению и обслуживанию домов оказывает сервисная компания «Территория Комфорта».

Не упустите возможность стать первыми и выбрать лучшую квартиру в живописных окрестностях города!

12

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………2

1.Метод беседы…………………………………………………….3

2.Типы бесед……………………………………………………….5

3.Подготовка и проведение беседы……………………………..8

Заключение……………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Тема реферата является актуальной, так как при всем многообразии методов психолого-педагогических исследований ученые всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед .
Объектом являются методы научного исследования, предметом – беседа, как метод научно — педагогического исследования.
В работе поставлены следующие цели и задачи:
1.Проанализировать научную литературу по теме исследования и дать определение понятия «беседа»;
2.Выявить основные типы бесед в исследовании личности,

3.Рассмотреть структуру подготовки и проведения беседы.

Метод исследования: анализ научной литературы

Цель: Проанализировать обобщить, представить.

  1. МЕТОД БЕСЕДЫ

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного .

Беседа – это вопросно – ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно – воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с испытуемым на определенную тему .

Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался еще Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с неменьшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях .

Беседа – активный, побуждающий метод. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учитель побуждает учеников вспоминать уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений .

Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.

Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных школьникам общим правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.

В начальной школе беседа наиболее эффективна для:

— подготовки учеников к работе на уроке;

— ознакомления их с новым материалом;

— систематизации и закрепления знаний;

— текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психолого-педагогического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых особенностях испытуемых .

2. ТИПЫ БЕСЕД

Предложено несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы:

1) вводные, или организующие;

2) сообщения новых знаний;

3)синтезирующие, или закрепляющие;

4) контрольно-коррекционные.

По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Учащиеся, при этом, воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристической беседе учитель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы .

В психологии выделяют следующие основные типы бесед:

— стандартизованная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика;

— частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

— свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная .

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа) .

Остановимся более подробно на классификации бесед по назначению:

1.Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

2.Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

3.Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний.

4. Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания .

3.ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕД

Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всей аудитории. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять обучаемых, «выкрикивающих» ответы. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы.Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности обучаемых, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.Успех беседы зависит от контакта с аудиторией. Нужно следить, чтобы все обучаемые принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение.Каждый ответ внимательно выслушивается. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные комментируются, уточняются. Обучаемому, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения преподавателя обучаемые могут задавать вопросы друг другу, но как только преподаватель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активизации, это занятие надо прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности обучаемых, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно .Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

1. Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

2. Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

3. Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

4. Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это незаметно для испытуемых .В заключении следует отметить достоинства и недостатки беседы, как метода психолого – педагогического исследования.

Достоинства метода беседы:

— активизирует учащихся;

— развивает их память и речь;

— делает открытыми знания учащихся;

— имеет большую воспитательную силу;

— является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

— требует много времени;

— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

— необходим запас знаний .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что в данном реферате полностью достигнуты цели и задачи исследования. Была проанализирована научная литература, рассмотрены понятия беседы с точек зрения различных авторов, выявлены основные типы бесед в исследовании личности, рассмотрена структура подготовки и проведения беседы, а также ее достоинства и недостатки.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно – тематического содержания беседы имеют основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

— Что представляют собой огласительные катехизические беседы, которые проводятся в нашем храме, и для кого они предназначены?

— Эти беседы призваны дать самые начальные представления о христианской вере тем, кто собирается принять таинство Крещения. «Катехизис» — это и есть научение в вере. «Оглашение» — традиционное наименование подготовки к крещению.

Наша беседа посвящена темам: о Боге, о спасении, о Церкви и о самом таинстве Крещения. Беседа проводится по воскресеньям в классе воскресной школы в 11.00. На неё приглашаются родители детей, которых собираются крестить в нашем храме; желательно, чтобы и крёстные прошли подобную подготовку. А ещё эти беседы рассчитаны на взрослых людей, которые готовятся к принятию крещения.

— Для чего нужно беседовать с теми, кто желает принять крещение?

— Крещение — это шаг, который должен кардинально изменить жизнь человека, а через это и окружающий мир. Именно так горстка преследуемых апостолов обратила в спасительную веру устаревший языческий мир, исполняя заповедь Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:19). Но это ощущение преображения, к сожалению, утрачено в современном мире. Наши соотечественники в большинстве своём относятся к Церкви, как к этнографическому заповеднику, а к Христианству — как к милым, но мало к чему обязывающим обрядам. Православие, как многим кажется, имеет к ним отношение лишь только по факту рождения на территории, где эта религия имеет исторические корни. О Христе даже не всегда вспоминают, освящая куличи, приходя за крещенской водой или сидя за праздничным рождественским столом! Крестившись или окрестив своих детей, человек как бы отдаёт дань многовековой традиции, смутно осознавая, зачем ему это, собственно говоря, нужно. Другим поводом к крещению может быть желание получить «небесную защиту». Как будто, крестившись, человек подписывает односторонний договор, по которому отныне он может претендовать на «высокое покровительство», даже не задаваясь вопросом — а что эти отношения будут требовать от него? Но этот договор — завет, заключён кровью Христа. И мы крестимся в образ Его смерти (Рим 6:3).

Нисколько не принижая культурного вклада Православия в историю России и не отрицая приобретения крещёными христианами благодатной защиты, всё же, стоит помнить смысл этого таинства гораздо глубже, ответственнее и даже страшнее. Бог ждёт от своих чад не снисходительного соглашения, а горячего желания посвятить Ему свою жизнь. «Сыне, дай Мне твое сердце».

Таким образом, недостаточно лишь смутного желания «приобщиться к духовному». Опыт показывает, что и единственного собеседования накануне мало. На одной встрече трудно раскрыть подлинную глубину евангельской истины.

— Является ли такая практика нововведением? Ведь наших родителей, бабушек и прабабушек никто не готовил к крещению.

— Наши деды и прадеды учили Закон Божий в гимназиях и церковноприходских школах. Мы же сейчас унаследовали с советского периода практику приступать к таинству без подготовки, когда крещение само по себе было уже подвигом. За это можно было поплатиться репрессиями в той или иной форме. А религиозное образование было в принципе невозможно. Времена изменились. Святейший патриарх Алексий II неоднократно призывал вводить огласительные беседы для крещающихся. Фраза «народ крещён, но не просвещён» стала крылатой в церковной среде. В Москве всё больше и больше храмов вводят обязательные огласительные беседы. Впрочем, в ранний период христианства, вплоть до VI — VII вв., принять крещение без подготовки было просто невозможно. Иногда она продолжалась до трёх лет. Многие отцы Церкви так называемого «золотого века» православного богословия были учителями в катехизических огласительных школах. Таковы Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие.

Так что практика крестить без научения не имеет оправдания ни в истории, ни по здравому рассуждению, ведь Христос призывал апостолов «научить все народы, крестя их…».

— Насколько обязательно такое научение? Может быть, было бы целесообразно ввести беседы только для желающих?

— Обязательно для всех. Желающие всегда найдут для себя способ удовлетворить свою жажду познания. Но допускать к великому таинству Крещения неподготовленных равносильно тому, как дать голодному сырую пищу, не научив, как готовить её должным образом. К тому же, поспешное крещение прямо запрещено церковными правилами, о которых мы, к сожалению, забываем.

Желание совершить всё «побыстрее и попроще» является свидетельством легкомыслия. В конце концов, никто не удивляется, когда в ЗАГСе молодым парам определяют дату бракосочетания не ранее, чем через месяц после подачи заявления. Крещение, на мой взгляд, сравнимо с супружеством, а то и превосходит его. Ведь это взаимоотношение не просто двух людей, а Личности Бога и человеческой личности.

— Отдаёте ли вы себе отчёт в том, что подобная практика может встретить непонимание и нежелание? возможно, эти беседы кого-то отпугнут или заставят искать более простые и скорые способы решения этого вопроса, например, в других приходах?

— Признаюсь, что этот малодушный страх долгое время останавливал нас перед столь ответственным решением. Но всё же мы задумались: «Кого мы боимся потерять?» Те, кто не способен сосредоточиться даже на одной полуторачасовой беседе, — те не придут в храм и после крещения. Кстати, на церковном языке «крещение» и «просвещение» как наименование процесса вхождения в духовную жизнь являются синонимами. Крестившийся, но не просветившийся профанирует Божественный дар.

Тому же, кто неравнодушен к спасению своей души, наши беседы, безусловно, дадут первоначальный толчок для духовного пути. Ведь крещение — это только первый шаг, но и останавливаться нельзя. Этой цели служат воскресная школа для взрослых в нашем храме, проповеди на богослужении, христианская литература. Надеемся, практика подобной подготовки будет вскоре распространена повсеместно.

Обложка журнала «Православная беседа», 2011 г., №2

Журнал «Православная беседа»

Издается с 1991 года, являясь первым в постсоветской России массовым духовно-просветительским журналом. Выходит в свет по благословению Святейшего Патриарха, под духовным попечительством Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Отдела религиозного образования.

В состав редакционной коллегии входят опытные пастыри, среди которых ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, известные священники — Димитрий Смирнов, Владислав Свешников, Всеволод Чаплин, Артемий Владимиров, Валериан Кречетов, Максим Козлов.

Среди постоянных авторов — иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, отечественные и зарубежные богословы, преподаватели духовных учебных заведений, известные христианские публицисты и писатели.

Журнал распространяется по подписке в России и за ее пределами — в ближнем и дальнем зарубежье, а также по епархиям, приходам и монастырям, церковно-общественным и благотворительным организациям, по доступной цене, а значительная часть тиража — на благотворительной основе.

Журнал рассчитан на самый широкий круг читателей.

Главные редакторы

  • Лебедев Валентин Владимирович (с 1991)

Использованные материалы

  • Официальный сайт журнала

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *