Океан мудрости

УДК 316.35

АУДИТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СООБЩЕСТВ ВКОНТАКТЕ В УЗБЕКИСТАНЕ И ЕЕ СВЯЗЬ С «РУССКИМ МИРОМ»

В статье анализируется аудитория православных сообществ ВКонтакте в Узбекистане в контексте развития Интернета в этой стране. В исследовании применена методология «цифровой социологии», а также ряд новых исследовательских методов. В статье показан принцип отбора православных сообществ и их аудитории и рассмотрены критерии, по которым данная аудитория анализируется. К числу таких критериев относится социально-демографические (на основании заполненной пользователями при регистрации информации), поведенческие критерии (интересы пользователей на основании групп, в которых они состоят, а также вовлеченность пользователей в распространение информации православных сообществ на основании лайков, републикаций, комментариев). В статье показан серьезный интерес пользователей православных сообществ из Узбекистана к феномену «Русского Мира», понимаемого как православная связь с историей и культурой России. О таком интересе говорят как прямые факторы (участие пользователей в сообществах, посвященных истории и культуре России), так и косвенные. К косвенным факторам относятся: указание русского языка как основного, а также наличие «активных комментаторов», которые реагируют одновременно в нескольких сообществах с помощью лайков, републикаций, комментариев.

Ключевые слова: Интернет исследования, цифровая социология, православные сообщества ВКонтакте, парсинг, феномен «Русского Мира»

У

Василий Геннадьевич Писаревский

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Москва, Россия e-mail: wausily@yandex.ru

Характеристика пользователей Интернета и социальных сетей в регионе

Для оценки развития Интернета в целом в той или иной стране сегодня используются два основных показателя: степень проникновения Интернета и коэффициент активных пользователей социальных сетей.

Согласно исследованию ежегодной английской компании «We are social» (в этом исследовании рассматриваются различные показатели пользования Интернетом по всем странам мира), в регионе Центральной Азии, куда входит Узбекистан (наряду с такими странами как Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения), степень проникновения Интернета крайне низка. Данный показатель составляет 50% — более низкие значения демонстрируют только регионы Южной Азии (36%), а также Северной Африки (49%), Западной Африки (39%), Восточной Африки (27%) и Центральной Африки (12%) (Исследование «We are social…»).

Что касается коэффициента активных пользователей социальных сетей, то в регионе Центральной Азии в целом он также крайне низок. В целом по региону он составляет 12%, ниже лишь в Западной Африке (11%) и в Восточной Африке (7%), в то время как в регионах, например, Восточной Европы данный показатель составляет 45%, Западной Европы — 54%, Северной Америки — 70%.

В самом Узбекистане показатель степени проникновения Интернета составляет 48%, а коэффициент активных пользователей социальных сетей — 4%. Для сравнения, согласно уже упомянутому исследованию «We are social», степень проникновения Интернета в России составляет 76%, а коэффициент активных пользователей социальных сетей находится на уровне 47%.

В Узбекистане были попытки запустить собственные социальные сети, например, «Muloqot.uz» , однако они проигрывают и по охвату пользователей, и по пользовательской активности наиболее известным российским социальным сетям — «Одноклассникам» (занимают первое место среди узбекских интернет-пользователей, чему также способствовал запуск собственного мессенджера для узбекской аудитории) и «ВКонтакте» (второе место среди пользователей). На третьем месте находится международная социальная сеть Facebook. По состоянию на май 2018 г. национальная узбек-

ская социальная сеть «Ми1одо!;.^» прекратила работу (Самая популярная сеть…).

По мнению экспертов, существует ряд причин, объясняющих низкий уровень проникновения Интернета в Узбекистане. Среди них — высокая стоимость каналов связи, низкий уровень развития сетевой инфраструктуры, необходимость аренды пропускных каналов в других странах (прежде всего, в России), наконец, отсутствие интернет-ресурсов, способных генерировать качественный новостной контент на регулярной основе.

Методология исследования

В рамках нашего исследования была применена методология «цифровой социологии». В настоящее время интернет-сообщества в социальных сетях представляют не просто коммуникационный канал, но, в первую очередь, источник влияния на социальные процессы в «офлайне», то есть в привычной социальной реальности. Это потребовало разработки соответствующей методологии, а также появления новых методов в эмпирических интернет-исследованиях.

Методология цифровой социологии использует три основных принципа. Британский исследователь Марк Кэрриган в своей работе «Что такое цифровая социология» (Сагп^ап…) описывает ее основные методологические принципы. Первый принцип формулируется следующим образом: процесс передачи информации приравнивается к процессу влияния. Как отмечает одна из основательниц научного направления цифровой социологии — Дебора Луптон (университет Сиднея) (Ьир^п…), наиболее ярко это проявляется именно в интернет-сообществах в социальных сетях.

Второй методологический принцип вытекает из первого: если процесс передачи информации в современных условиях идентичен процессу влияния, то это влияние не может распространяться исключительно в онлайн-среде, оно неизбежно проявляется и в офлайне, то есть в привычной социальной реальности. Безусловно, до становления цифровой социологии как отдельного научного направления проводились различные интернет-исследования, направленные на изучение формирующегося в сети социального пространства. Однако только в рамках цифровой социологии, становление которой по времени совпало с развитием социальных

сетей, стало возможным сфокусироваться на изучении цифровых медиа (прежде всего, сообществ в социальных сетях), чтобы определить, какое влияние цифровые медиа оказывают на реальные социальные отношения и процессы.

Как отмечает Д. Луптон, если раньше предметом исследования выступал, к примеру, феномен киберкультуры, то в настоящее время в фокусе внимания исследователей — влияние онлайн-коммуникационных объектов, например, сообществ в социальных сетях, на социальные процессы в офлайне. Таким образом, происходит преодоление цифрового дуализма, что дает исследователю наиболее объективное представление о рассматриваемом объекте.

Наконец, третий методологический принцип цифровой социологии состоит в том, что новизна исследуемого объекта определяется, в первую очередь, новыми цифровыми технологиями.

Как отмечает М. Кэрриган, цифровая социология может рассматриваться в самом широком понимании как раскрытие возможностей, которые дают цифровые инструменты (в том числе сообщества в социальных сетях) для переосмысления структуры социологического знания (Carrigan…).

Предметное поле цифровой социологии находится на пересечении теорий информационного общества и использования новых цифровых методов в социологических исследованиях. Использование данных методов, полагает эксперт, помогает определить изменения текущей социальной реальности в контексте дигитализации.

Методы цифровой социологии основаны на парадигме big data (больших данных), в рамках которой анализируются массивы от сотен тысяч до сотен миллионов интернет-пользователей.

По отношению к анализу пользователей социальных сетей используется автоматизированный анализ анкет пользователей, заполненных ими при регистрации ВКонтакте. К таким данным относятся: пол, возраст, страна и город пользователя, наличие высшего образования, семейное положение, профессия, наличие детей. Помимо социально-демографических данных, исследователи могут получить и ряд поведенческих критериев целевой аудитории: лайки, републикации, комментарии, интересы, участие в определенных группах / пабликах ВКонтакте. Данный метод позволяет также выявить вовлеченность нашей целевой аудитории в рамках тех или иных сообществ, т. е. насколько активно

пользователи комментируют и делятся новостями сообщества в рамках социальной сети.

Данный исследовательский метод реализуется с помощью специального программного обеспечения — так называемых парсеров. Они позволяют анализировать большие аудитории по множеству критериев, а также выявлять наиболее активных пользователей. Для исследователя данная функция может стать особо интересной, поскольку, как писал британский «цифровой социолог» Мартин Хэнд, максимально эффективной представляется комбинация методов, основанных на концепции big data и традиционных качественных методах исследований, в том числе глубинных интервью с наиболее активными пользователями и лидерами мнений в социальных медиа (Hand, 2014).

Анализ пользователей православных интернет-сообществ ВКонтакте в Узбекистане

Анализируя православные сообщества в Узбекистане, нам удалось найти сообщество Ташкентской епархии (https://vk.com/ id161845426), в которой состоит 282 чел., и сообщество Свято-Троице-Георгиевского мужского Чирчикского монастыря (https:// vk.com/club54716707) — оно насчитывает 168 человек. Это не дает нам возможности проанализировать ряд показателей интернет-сообществ — таких, как вовлеченность пользователя в распространение контента сообщества на приемлемой выборке.

В связи с этим была выбрана другая стратегия исследования — с помощью парсингового сервиса Target Hunter (по результатам исследования Panda Target на сегодняшний день это самый мощный исследовательский инструмент из всех имеющихся парсеров) мы определили аудиторию ВКонтакте, которая заходит в социальную сеть с территории Узбекистана (Исследование Panda Target…).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта аудитория составляет 1 282 756 чел. Далее нам необходимо отобрать православные сообщества, в которых может состоять наша целевая аудитория, — учитывая, что сообществ, связанных с православной жизнью внутри самого Узбекистана, нам удалось найти только два, можно выдвинуть гипотезу о том, что интересующая нас аудитория состоит в известных православных российских сообществах.

Для того чтобы найти эти сообщества, мы вводим в парсер ключевые слова для поиска — Православие, православный, святой,

преподобный, святитель. Поиск показал, что число сообществ ВКонтакте, в названии которых есть одно из указанных ключевых слов, составляет 1 755. Мы формируем выборку по критерию численности участников сообществ, отбирая лишь самые крупные — от 20 000 участников и выше. В результате отбора в выборку вошло 70 сообществ с числом участников от двадцати тысяч человек и выше.

Суммарная аудитория данных сообществ составила 3 228 224 чел. С помощью инструмента «пересечение аудиторий» мы «наложили» аудиторию тех, кто выходит в сеть ВКонтакте из Узбекистана (1 282 756 чел.). В результате пересечения аудиторий мы получили выборку в 1 601 чел., с которой уже можно дальше работать. С помощью инструмента «очистка от ботов» мы удалили вызывающие сомнение аккаунты, что помогло уменьшить ошибку выборки. В результате наша выборка пользователей из Узбекистана, зарегистрированных в православных сообществах ВКонтакте, составила 1 479 чел., из которых 37,2% составляют мужчины и 62,8% — женщины. Далее было построено распределение аудитории по возрастным группам (на основе пользователей, указавших свой возраст, данные пользователи составляют 47,93% от общей выборки).

Как видно из табл. 2, наибольшее количество пользователей находится в группе «45 лет и выше», при этом три наиболее многочисленные другие группы — это 27—29 лет, 30—34 года и 35—44 года. В данном случае наблюдается некоторое смещение в сторону более старших возрастов, поскольку в исследовании российских участников православных сообществ ВКонтакте как наиболее многочисленные были отмечены группы 21—25 лет, 26—30 лет и 31—35 лет. В то же время необходимо отметить, что среди более молодых возрастных групп выделяется группа 21—23 года, которая по численности почти равна группе 27—29 лет.

Возможно, это можно объяснить тем, что у учащейся молодежи наблюдается интерес к контенту православных сообществ, а следующий всплеск интересов связан с браком и рождением детей, что более характерно для группы 27—29 лет. Если говорить о семейном положении, то его указали 29,28% нашей целевой аудитории, при этом статус женат / замужем указан у 14,33% от общего объема выборки.

Таблица 1. Православные сообщества, отобранные по ключевым словам

Название сообщества Ссылка сообщества Число участников

1 Верую | Православие https://vk.com/verui 1 630 761

2 Доброе слово •Православие- https://vk.com/ slovodobroe 330 804

3 Православие t https://vk.com/ club26919587 209 995

4 Православная психология https://vk.com/ orthodoxpsiholog 185 994

5 Православие.Ии https://vk.com/ pravoslavie ru 163 096

6 ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ • https://vk.com/okean mudrosti 159 136

7 Православные шутят! https://vk.com/orthodox smile 153 037

8 Православие и мир https://vk.com/pravmir 151 686

9 ПРАВОСЛАВИЕ https://vk.com/ pravoclavie 120 813

10 •ПРАВОСЛАВНЫЕ^- https://vk.com/pravoslav 120 669

11 ДЕТИ В СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЕ • Православие https://vk.com/duhovno nravstvennoe vospitanie 105 498

12 От юности твоея Православие https://vk.com/ot unosti 104 698

13 Православный журнал «Фома» https://vk.com/foma magazine 99 204

14 Мудрые мысли | Православие https://vk.com/svyataya istina 97 469

15 Православная телекомпания «Союз» https://vk.com/tvsoyuz ru 91 372

16 Православие • Ор0о5о§г| Екк^грих https://vk.com/ortodoxia 87 852

17 Православная Русь https://vk.com/ orthodoxrussia 86 515

18 ^Православная невеста и жена* https://vk.com/orthodox nevesta 85 028

19 Я ПРАВОСЛАВНАЯ! https://vk.com/ orthodoxwomen 84 879

20 Иконы. Православие. Счастье https://vk.com/ikonysvet 85 163

21 • Православная мудрость https://vk.com/ pravoslavnaja mudrost 83 347

22 Здоровая семья, православная любовь и медицина! https://vk.com/svetrossii 83 260

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название сообщества Ссылка сообщества Число участников

23 РУССКАЯ ДУША || СВЯТАЯ РУСЬ || ИСТОРИЯ РОССИИ https://vk.com/pvsskav 81 017

24 Православие https://vk.com/ecclesia 74 897

25 Мудрые советы святых православных старцев https://vk.com/ pravoslavnie starci 74 432

26 Святая праведная блаженная Матрона Московская https://vk.com/svmatrona 69 400

27 Изречения Святых отцов и учителей Церкви t https://vk.com/ pravoslavnie hristiane 65 344

28 Православная семья f https://vk.com/ pravosemva 59 750

29 ПРАВОСЛАВНЫЕ f | 2018 год от РХ https://vk.com/soborno 56 640

30 Святые отцы | Православие https://vk.com/ nastavleniaru 55 446

31 Преподобный Паисий Святогорец https://vk.com/gerontas paisios 54 668

32 Православные монархисты t | Спорт https://vk.com/ pravoslavie i sport 50 550

33 Î Преподобный Серафим Саровский https://vk.com/ serafimsarovskiv 48 836

34 ПРАВОСЛАВНЫЕ АУДИОКНИГИ • Православие https://vk.com/prav audio 48 138

35 СВЕТОЧЪ Православные ювелирные изделия https://vk.com/ svetochspb 47 635

36 f Православные и душеспасительные мультфильмы https://vk.com/prav multfilm 46 205

37 Евангелие. Библия. Православие https://vk.com/ evangelbible 45 390

38 Преподобный Серафим Саровский https://vk.com/sarovskij 43 860

39 Православие ВКонтакте https://vk.com/pravvk 42 689

40 Да любите друг друга | Православие https://vk.com/dalubite 39 392

41 Ф Милость мира. Православие Ф https://vk.com/milost mira 38 192

42 afiOfia Православие t Op065oi;r| EKK^noia afiOfia https://vk.com/rodnik duhovnvi 36 743

43 t ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ • Православие https://vk.com/prav kalendar 36 017

44 Святой праведный Иоанн Кронштадтский https://vk.com/ kronshtadtskij 35 522

Название сообщества Ссылка сообщества Число участников

45 ПРАВОСЛАВНЫЕ ВРАЧИ https://vk.com/ club101160441 34 602

46 Кухня православного стола / Рецепты постных блюд https://vk.com/post stol 34132

47 *Православный муж и глава семьи* https://vk.com/orthodox man 34042

48 Православная невеста, жена и мама https://vk.com/kapelka s 34024

49 t Лампадка сердца моего | Православие | Поэзия https://vk.com/svetserdza 33503

50 Православная Мама айОйа https://vk.com/prav mama 33262

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Свято-Троицкая Сергиева Лавра https://vk.com/stslavra 33268

52 Православная Россия https://vk.com/ pravoslavnaiarossia 33226

53 ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗНАКОМСТВА https://vk.com/azbuka vernosti 32509

54 Православные добровольцы https://vk.com/sr700 28363

55 Любители Стихов и Православных цитат! https://vk.com/orthodox poesy 28294

56 Православие для начинающих t https://vk.com/ pravoslavie dlya nachinauchix 28246

57 Православная женщина https://vk.com/orthodox woman 27055

58 Православные документальные фильмы https://vk.com/ club29184192 26596

59 Молодежь православная • https://vk.com/orthodox youth 26525

60 Свято-Успенский Псково-Печер-ский монастырь https://vk.com/pechory 26311

61 Православная соцсеть ЕЛИЦЫ https://vk.com/elitsy 25856

62 ПРАВОСЛАВИЕ В ФОТОГРАФИИ https://vk.com/ orthodoxfoto 25202

63 Святитель Игнатий (Брянчанинов) • Православие https://vk.com/ bryanchaninov ru 24109

64 Православные знакомства ™ https://vk.com/pravlove 23107

65 Святое православие https://vk.com/sv pravoslavie 22834

66 • ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗВОНЫ • https://vk.com/ club35294351 22562

Название сообщества Ссылка сообщества Число участников

67 Русь Православная! https://vk.com/orthodox monarchists 22254

68 Святитель Игнатий (Брянчанинов) https://vk.com/svt ignatij brjanchaninov 21959

69 Наша Вера Православна t https://vk.com/ pravoslavnava molodezh nn 21690

70 Русское Православие и Традиции https://vk.com/ club123199305 21101

Таблица 2. Распределение аудитории по возрастным группам (в процентах от общей выборки)

До 18 18-20 21-23 24-26 27-29 30-34 35-44 от 45 и выше

1,56 3,79 5,21 4,8 5,41 5,88 7,64 13,59

Таблица 3. Распределение аудитории по населенным пунктам (в процентах от

общей выборки)

Ташкент Самарканд Бухара Фергана Коканд Навои Алмалык Нукус Андижан

54,77 6,76 6,02 3,58 1,89 1,42 1,28 1,28 1,22

Рассмотрим распределение аудитории по городам (табл. 3).

Обращает на себя внимание, что более половины пользователей православных сообществ из Узбекистана сосредоточены в Ташкенте. На втором месте идут Самарканд и Бухара, дальше значения существенно снижаются. Суммарно в первых пяти населенных пунктах сосредоточено 73,02% нашей выборки. С одной стороны, это еще раз подтверждает наш тезис о слабом проникновении Интернета в Узбекистане и еще меньшем показателе пользователей социальных сетей, которые сосредоточены в основном в столице и двух—трех крупных городах. С другой стороны, несмотря на дорогое пользование услугой доступа в Интернет в отдаленных населенных пунктах люди хотят читать православные сообщества, им очень нужен публикуемый в них контент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой вывод можно сделать, ознакомившись с подробным списком населенных пунктов, в которых живут представители

нашей целевой аудитории. Помимо первых пяти представленных в таблице городов, Target Hunter выдает список из еще 66 населенных пунктов (в ряде случаев не указывается даже название населенного пункта, дается только административный район). Это говорит о серьезной потребности в православном контенте, который в рассматриваемых нами сообществах тесно связан с цивилизаци-онным феноменом «Русского Мира» — духовными и культурными связями с Россией для тех, кто считает себя русским.

Этот вывод подтверждается и по критерию «активных комментаторов», то есть тех участников православных сообществ, кто в течение последнего календарного месяца проявил до десяти активностей (лайков, републикаций, комментариев) в нескольких сообществах, входящих в нашу выборку.

Чтобы получить коэффициент активных комментаторов в рамках нашей выборки, мы узнали, сколько имеется активных комментаторов у всей аудитории православных сообществ (при объеме пользователей в 3 228 224 эта цифра составляет 782 305 чел., или 24,23%). Далее полученный сегмент активных пользователей мы «совмещаем» с нашей выборкой в 1 479 чел. и на пересечении получаем цифру в 419 активных комментаторов, или 28,33%, что даже немного превышает аналогичный показатель по всей аудитории православных сообществ.

Это еще раз подтверждает, что участники православных сообществ из Узбекистана не просто испытывают большую потребность в получении православного контента, но и хотят общаться со своими единоверцами из России, распространять контент с помощью лай-ков и републикаций, задавать вопросы и получать на них ответы.

Интересно распределение аудитории по языкам (указано у 26,64% аудитории, вопрос с возможностью множественных ответов) — русский язык указан у 26,1% аудитории, английский у 2,9%, узбекский у 2,7%. Таким образом, если соотнести число пользователей, указавших в качестве основного русский язык, с указавшими какой-либо язык пользователями, то получается, что 98,8% участников православных сообществ, проживающих в Узбекистане, используют русский язык как основной. При этом на втором месте поставлен не узбекский, а английский язык, что может косвенно указывать на ожидания пользователей относительно работы и связанных с ней перспектив.

Рассмотрим категории интересов нашей аудитории исходя из представленных в табл. 1 групп. Первую категорию интересов составляют сообщества, в которых представлены православные притчи, цитаты и краткие поучительные истории о том, что означает быть православным в современных условиях. В качестве примеров можно привести сообщества «Верую», «Доброе слово», «Православие», «ПРАВОСЛАВИЕ / ОКЕАН МУДРОСТИ» и мн. др. Вторая категория интересов представлена большими православными сообществами, где даются не только цитаты и притчи, но и ссылки на серьезные статьи, новости, аналитика. Это сообщества «ПРАВОСЛАВИЕ.Ки», «Православие и мир», «Православие Экклесиа».

Третья категория интересов представляет собой тематику православной семьи во всем многообразии: от знакомства (сообщество «Азбука верности») до жизни в браке и воспитания детей. В таких сообществах дается много практических рекомендаций, в том числе со стороны семейных священнослужителей. Особый интерес в рамках данной категории представляют сообщества «Православная невеста, жена и мама» и «Православный муж и глава семьи». В них дается множество историй и советов, как православным юношам и девушкам строить семью, каких ошибок нужно избегать, как воспитывать детей и т. д.

Четвертую категорию интересов можно охарактеризовать как «Святые и святыни». Это сообщества, посвященные кому-либо из святых (сообщества «Святая блаженная Матрона Московская», «Святой праведный Иоанн Кронштадтский», «Святитель Игнатий Брянчанинов») и известным в России обителям (сообщества «Свято-Троицкая Сергиева Лавра» и «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»). Интерес к этим сообществам не случаен — в глубинных интервью, которые нам давали священнослужители в Узбекистане, говорилось об интересе к почитаемым святым местам.

Пятая категория интересов представляет собой сообщества, которые иллюстрируют феномен «Русского Мира». В составе генеральной совокупности (это 1 755 православных сообществ ВКонтакте, в которых состоят представители целевой аудитории) были выявлены такие сообщества как «Федор Михайлович Достоевский», «Нетолерантная Русь», «Дореволюционная Россия /

Российская Империя», «Славянская душа», «Россия везде, где есть русские», «Русская душа / Святая Русь» и мн. др.

Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что «Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ» (Святейший патриарх Кирилл…).

Представим основные выводы по проведенному исследованию.

Во-первых, несмотря на низкую степень проникновения Интернета в Узбекистане, верующие являются участниками нескольких православных сообществ. При этом практически треть нашей аудитории являются «активными комментаторами», то есть ставят лайки, осуществляют републикации и комментируют публикации в данных сообществах, что говорит о высокой востребованности православного контента в Узбекистане.

Во-вторых, ядро аудитории составляют люди старших возрастных групп — 27—29 лет, 30—34 года, 35—44 года, а также группы от 45 лет и старше. При этом две трети из них (67, 55%) — жители столицы и двух крупных городов — Самарканда и Бухары. Это можно объяснить тем, что значительную часть аудитории интересуют православные сообщества, посвященные семье и детям, что обусловливает более высокий возраст пользователей.

В-третьих, отчетливо прослеживается связь православных верующих Узбекистана с «Русским Миром» — духовными и культурными связями с Россией. И то, что такая связь существует, подтверждается не только активным участием в рассмотренных ранее сообществах, но и тем, что представители целевой аудитории состоят в сообществах, тематика которых напрямую связана с «Русским Миром». Подтверждают данную гипотезу и косвенные показатели — такие как выбор пользователями русского языка в качестве основного и высокая активность комментаторов.

Таким образом, духовные и культурные связи с Россией поддерживаются и развиваются, в том числе через православные сообщества ВКонтакте.

Список литературы

Верченов Л., Ефременко Д., Тищенко В. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. М.: ИНИОН РАН, 2013. 360 с.

Патаракин Е.Т. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.

Писаревский В.Г. Социальный портрет аудитории православных интернет-сообществ в социальной сети ВКонтакте // Вестник Института социологии. 2014.№ 10. С. 130-148.

Святейший Патриарх Кирилл: Молдова. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/1254808.html (Дата обращения: 24.11.2018).

Castells M. Communication power. 0xford: 0xford University Press, 2009. 587 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rogers R. Digital methods. Cambridge, MA: MIT Press, 2013. 274 p.

THE AUDIENCE OF THE ORTHODOX COMMUNITY VKONTAKTE IN UZBEKISTAN AND ITS RELATIONSHIP WITH THE «RUSSIAN WORLD»

Vasiliy G. Pisarevskiy

PhD in Sociology

senior science researcher of Information-analytical centre,

Faculty of social sciences

Saint Tichon Orthodox University of humanities

Moscow, Russia

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *