Окормляет, что это?

«Некоторые военные объекты находятся в часах езды от ближайшего православного прихода – другие близки к ним, однако данную ситуацию можно изменить, таким образом отменив эти неудобства”, – считает протоиерей, отставной священник, Джером Чвиклинский, который служит американским военным в Южной Калифорнии.

Как пишет сайт Orthodox Church in America, накануне праздников американские военные, квартирующиеся в районе Туэнтинайн-Палмс, что в пустыне Мохаве, испытывают особую потребность в духовном окормлении со стороны православной церкви.

«База новобранцев морской пехоты, располагающаяся недалеко от Сан-Диего, находится в пределах пяти миль от приходов, – рассказывает священник, – это где половина всех морских пехотинцев проходит базовую подготовку. Новобранцам не разрешается покидать базу, с таким же успехом эти приходы могли бы находится на луне! И такая ситуация – почти в каждой юрисдикции”.

По теме: Русское православие ширится в Северной Калифорнии

Кроме того, новобранцам не позволяется владеть автомобилями, что чрезвычайно усложняет их возможности передвижения. Решить вопрос окормления православной паствы, служащей в военных силах США, взялся отец Иероним со своей супругой. Каждое воскресение вместе с матушкой Уенди он посещает несколько военных баз, проводя там службы и исповедуя приходящих на богослужения солдат.

Фото: OCA

«Сложность нашей работы заключается в том, что ряды рекрутов меняются каждые 11 недель”, – жалуется отец Иероним. Несмотря на это, их «духовный рост является феноменальным”. Солдаты регулярно посещают службы, приводя в часовню своих друзей.

«Даже непродолжительное время в буткемпе и соответствующая катехизация оставляет свои семена, что в дальнейшем, ко времени их зачисления на службу, может привести к обращению (в веру)”, – говорит православный священник.

В полиции Сакраменто появился славянский отдел

Несмотря на большую «текучку” среди военных, отцу Иерониму удается держать связь с «окормляемым стадом” посредством Союза православных капелланов, который действует во многих военных частях страны. Таким образом, военнослужащие не только растут в должностях, но продолжают «возрастать в вере”.

По словам пастора Иеронима «немногие надеялись на то, что православие выживет”, но ситуация доказывает, что православная вера востребована в рядах армии США и «наряду с ароматом от кадила, зачастую в часовне можно услышать запах нафталина и армейского пота”.

Отец Иероним в прошлом сам служил в морпехах, многие годы находясь в Афганистане и других странах мира. В 2014 г. он вышел на пенсию и больше не может находится в рядах американской армии.

«Именно поэтому церковь, а под словом «Церковь” я подразумеваю также ее членов, выбравших своим призванием служение в вооруженных силах, еще больше нуждается в военных капелланах”.

Наш монастырь проявляет особую заботу не только о братии и приезжих паломниках, но и о тех людях, кто не в силах посещать храм по своей немощи или болезни. В основном, это жители прилегающих к монастырю деревень. По благословению игумена Евсевия (Тюхлова), наместника Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря, было организовано духовное окормление и Таинство Причащения на дому жителей прилегающих деревень, неспособных по здоровью посещать храм. «Не передать словами, насколько многие из них счастливы возможности причащаться на дому. После Таинства их лица сияют неким таинственным светом благодати Божией и тихим спокойствием, что с Богом не страшна даже и сама смерть!» (иерей Евгений).

Великий пост – это время особых духовных подвигов, особых переживаний. Это время, когда очень важно освободиться от каких-то своих пристрастий и, конечно, для того, чтобы победить свое греховное «Я», и возложить все свое упование на Бога. Во время поста святые отцы Православной Церкви советовали тщательно в себе разобраться, познать, кто мы есть на самом деле.

Время Великого поста это период усиленной молитвы и духовного совершенствования. Для того чтобы душа действительно обрела благоволение пред Богом, существуют специальные средства для достижения внутренней гармонии между телом и душой. Это духовный и телесный пост, регулярная исповедь и причащение. Ведь Христос Господь, когда приходил на землю принимал на Себя всю полноту человечности, оставаясь при этом Богом. Освятив наше человеческое естество, Он дал и нам возможность стать истинными чадами Божиими. Для этого Он заповедовал нам со страхом Божиим и верою причащаться Тела и Крови Христовых. В течение двух тысяч лет Таинство Причащения является основополагающим в Православной Церкви. Без Него спасение человека невозможно.

Теология

Н. С. Вакуленко

К ВОПРОСУ ОБ ОКОРМЛЕНИИ ПАСТВЫ НА ПРИХОДЕ

В статье рассматриваются виды поврежденности человека и их взаимовлияние, отношения между медициной, психологией и религией в сфере врачевания этой поврежденности. Приводятся определения пастырского консультирования, в частности с позиции поврежденности онтологической составляющей человека и её врачевания. Показано, что «Пастырское консультирование» — вполне сформировавшееся научное направление, а также самостоятельная учебная дисциплина, имеющая свою фундаментальную специфику и направленная на подготовку будущих пастырей. Приводятся данные о широком спектре научных интересов в области пастырского консультирования; существующих в системе духовного образования на западе и востоке программах различных уровней вузовской подготовки по этой теме. Сделан вывод о целесообразности введения «Пастырского консультирования» в учебный процесс духовных образовательных учреждений, в программах которых она отсутствует, и необходимости подготовки для преподавания дисциплины соответствующих специалистов.

Ключевые слова: дух, душа, тело, поврежденность человека, врачевание, религия, психология, медицина, (со)отношение, пастырское консультирование, подготовка будущих пастырей, учебная программа, духовные учебные заведения, специалисты в области пастырского консультирования.

В силу падшести нашего мира всё тварное в нем повреждено, однако поврежденность имеет размеры (в частности, глубину), которые переменны и могут иметь тенденцию увеличения или уменьшения. Несомненно, человек заинтересован в минимальности повреждений, и в первую очередь это касается его самого. Жизни человека присущи три составляющие: телесная, душевная и духовная. Поврежденность каждой из них может ощущаться весьма явственно и, как правило, болезненно. Телесная поврежденность — немощи и болезни тела. Душевная поврежденность наиболее очевидна, когда мы наблюдаем момент ухода человека в мир иной; мы так и говорим: «душа покидает тело». Также душевная поврежденность присуща людям, о которых говорят «бездушный человек». Поврежденность третьего типа — духовную — мы констатируем не так часто (в силу нашей невнимательности), но нам о ней известно, и поэтому, когда слышим выражение «бездуховный человек», понимаем, что это нечто отличное от поврежденности телесной и поврежденности душевной. Проявление духовной поврежденности, вероятно, можно наблюдать во время совершения обряда отчитывания (экзорцизма). Каждый из видов поврежденности может быть как видимым, так и невидимым, и для человека очень важно распознать симптомы и обратиться к врачевателю за исцелением как можно раньше. Врачеватель или целитель — тот, кто призван помочь исправить повреждение, и принято считать, что в первом случае (телесная поврежденность) это специалисты в области медицины; во втором случае (душевная поврежден-ность) — психологи (или психиатры); в третьем (духовная поврежденность) — те, кого так или иначе принято связыть с высшими силами (представители разных духовных учений — религий (священство, гуру, учителя разного толка)).

Наталия Сергеевна Вакуленко — кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии (nsvac@mail.ru).

Человеческий опыт показывает, что поврежденность одного вида может вызывать поврежденность другого, все виды взаимосвязаны1 и их исцеления связаны с разными врачевателями. Так, врачи фиксируют необъяснимые исцеления самых тяжелых заболеваний; психологи говорят о психосоматике; религиозными источниками зафиксировано множество самых разных исцелений. Множество людей убеждены в зависимости физического (телесного) состояния от состояния души или духовного состояния и приводят в качестве доказательств примеры из собственного жизненного опыта или опыта близких людей. Такое положение свидетельствует о тенденции взаимопроникновения опыта разных сфер — врачевания в том числе (рис. 1) — и, следовательно, о необходимости уравновешенности такого сочетания в каждой из областей.

Рис. 1. Области врачевания (и соответствующие повреждения): 1 — медицина; 2 — психология; 3 — религия;

Рис. 2. Взаимовлияние областей врачевания:

прямое взаимодействие

прозрачные для взаимопроникновения границы

■ опосредованное или частичное взаимодействие

Если проанализировать взаимоотношения между медициной, психологией и религией (на уровне связей между их представителями (рис. 2)), окажется, что наибольшая открытость наличествует со стороны психологии по отношению к медицине (разрабатываются разнообразные и многочисленные методики помощи человеку, так или иначе, более или менее влияющие на его физическое состояние), при этом медицина в плане оздоровления человека в основном направляет пациентов на психиатрическое лечение, требующее медикаментозного вмешательства, не особо полагаясь на психологические методы. Медицина весьма незначительно открыта в сторону религии, чаще — из суеверия, а также бессилия, когда пациентам предлагается обращаться к Всевышнему и полагаться на чудо (или на народных и нетрадиционных целителей). Религия, наоборот, достаточно открыта медицине2, при этом опираясь на убежденность в том, что телесное состояние человека напрямую зависит от душевного и духовного состояния; среди докторов есть немало глубоко верующих людей3 и даже канонизированных Церковью, людей, пытавшихся объединить науку и религию4.

Наиболее неустойчивые отношения наблюдаются между психологией и религией. Принято считать, что психология и религия работают параллельно друг другу, при этом психология в основном исключает религиозную сферу из своей сферы деятельности, полагая, что «основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо

2 Медицина и религия. 2012 // Портал DISLIFE. URL: http://dislife.ru/articles/view/22819 (дата обращения: 12.09.2017).

4 Например, Святитель Лука Войно-Ясенецкий, канонизированный Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года.

или подлежит проверке»5. «Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии6. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными»7. Религия, в свою очередь, также часто старается исключить психологию из сферы своего взаимодействия с человеком8. Считается, что особенно это относится к православию как вероучению, наиболее ревностно следящему за чистотой веры своей паствы и опасающемуся секуляризации Церкви. Однако это не так. Формируется целое направление «православная психология»: на запрос «православная психология» в сети Интернет выдается 479 000 ответов. На запрос «православие и психология» выдается около 600 000 ответов. Существует сайт «Русская Православная ПСИХОЛОГИЯ», определивший своей задачей «собрать воедино информацию о православных психологах в России, о факультетах, где изучают православную психологию, накопить каталог православных сайтов по психологии»9. Сайт православного журнала «ФОМА» выдает 34 000 ответов, связанных с психологией и православием10. Цифры говорят сами за себя.

С проблематикой темы «психология — православие» напрямую связана другая — «пастырское консультирование». Терминологическая вариативность выбора между «пастырским» и «пасторским»11 консультированием, которая в данной статье не рассматривается12, приводит к тому, что при поиске источников в первом случае (пастырское консультирование) число ссылок несколько меньше (21 800), чем во втором (25 600); при этом в указанные числа включаются и иноязычные ссылки, соответствующие второму типу термина (pastoral). Интересно также отметить, что запрос по английскому термину pastoral counselling выдает примерно 516 000 ссылок, а по английскому термину pastoral counseling — примерно 5 830 000 ссылок. Трудно представить весь спектр проблематики, охватываемой даже самым меньшим числом ссылок — 21 800, не говоря уже о 5-6 млн источников, однако это свидетельствует о чрезвычайной актуальности пастырского консультирования для жизни Церкви.

Для начала приведем несколько определений пастырского консультирования. Самым простым будет следующее: «пастырское консультирование — это форма знакомства крещеных и некрещеных, знающих и незнающих с православной верой,

6 Можно предположить, что в различных частях света уступки делаются превалирующим там религиозным убеждениям.

7 Козлов Н.И. Психология и религия. …

9 См.: URL: http://dusha-orthodox.ru (дата обращения: 12.09.2017).

10 См.: URL: http://foma.ru/yandex-search?searchid=2251733&text=православная%20психологи-я&web=0 (дата обращения: 12.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Принято считать, что «пастырский» указывает на связь с православием, а «пасторский» — более транслитерированный вариант перевода и указывает на связь с различными конфессиями.

12 К синонимическим терминам относятся также: пастырское руководство, пастырское попечение /попечительство / душепопечение, приходское консультирование, пастырская забота, консультирования в душепопечительной деятельности пастыря, пастырское окормление.

православной культурой и традицией Церкви»13. Однако пастырское консультирование не исчерпывается этими функциями. «Священник ответит на Ваши вопросы о Православном вероучении, поможет подготовиться ко Крещению, Исповеди и Причастию, даст пастырский совет в Вашей жизненной ситуации»14; «эта область часто содержит религиозный компонент и учит, как помочь духовно и эмоционально»15. «Пастырское консультирование касается духовных вопросов, как личных, так и семейных, религиозных конфликтов, кризисов веры, трудностей христианской практики (воцерковления), подготовки к Таинствам. Пастырское консультирование может включать и элементы психологического консультирования»16. (Подробный разбор определения сути пастырского консультирования см., например, в работах протоиерея Андрея Лоргуса17.) Существует множество других определений, так или иначе соотносящихся с только что приведенными.

Актуальность приобрел вопрос о необходимости и целесообразности включения дисциплины «Пастырское консультирование» в учебные программы духовных учебных заведений. Ситуация в данном случае различается между учебными заведениями на западе, где эта дисциплина — давно известное явление, и на востоке, где решение об обязательном введении «Пастырского консультирования» в учебные программы находится в стадии принятия. Приведем несколько примеров.

Университет Лойолы (Мэриленд, США) в сентябре 2016 г. отмечал 40 лет программы пастырского консультирования18. Школы, колледжи и университеты предлагают курсы и программы (бакалаврские, магистерские, докторские) подготовки по дисциплине «Пастырское консультирование». Среди этих вузов — государственные, христианские, католические, протестантские и православные, а также он-лайн образование. Примерами могут служить Институт профессионального пастырского консультирования (Цинциннати, штат Огайо, США)19; межконфессиональный христианский Университет Орала Робертса (College of Theology and Ministry)20; Калифорнийский баптистский университет; католические Университеты Чарльза Стерта (Австралия)21 и Лойолы (Чикаго, США)22; православный Антиохийский дом учебы23, Православная

14 Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца, г. Димитровград …

15 Сайт bachelorstudies: Бакалавриат / Пастырское попечение / Заочное и вечернее обучение. Смотрите заочные и вечерние программы бакалавриата по направлению Пастырское попечение 2017/2018. https://www.bachelorstudies.ru/Bakalavriat/Пастырское-попечение/Заочное-и-ве-чернее-обучение/ (дата обращения: 12.09.2017).

20 См. URL:http://www.oru.edu/academics/cotm/christian-caregiving-counsel-major.php (дата обращения: 12.09.2017).

21 См. URL:http://www.csu.edu.au/courses/master-arts-pastoral-counselling (дата обращения: 12.09.2017).

23 Подробнее см. сайт http://www.antiochian.org/studies/master-theology-pastoral-counseling-program

школа богословия в составе Колледжа Троицы24; Православная духовная семинария св. Фотия (Греция; Этна, Северная Калифорния)25; Православная духовная академия св. Владимира (штат Нью-Йорк, США)26 и многие другие (см. список 25 таких вузов27). Сайт Pastoral Counseling.Org со слоганом «Помощь другим через основанную на вере терапию» предлагает три направления подготовки, и в каждом из направлений рекомендуются учреждения, осуществляющие подготовку специалистов по соответствующим программам с присвоением соответствующих степеней, например28: Бакалаврские программы: Либерти Университет

1. Религиоведение: Христианское консультирование. Магистерские программы: Либерти Университет —

1. Христианские исследования: Пастырское консультирование.

2. Пастырское консультирование.

3. Религиоведение: Пастырское консультирование. Христианский университет Огайо —

1. Религиоведение: Пастырское окормление и консультирование. Докторские программы: Либерти Университет —

1. Религиоведение: Пастырское окормление и консультирование.

2. Религиоведение: Пастырское консультирование.

В отличие от вузов других конфессий, православные в основном предлагают не программы, а отдельные курсы. Некоторые из них имеют иное название, хотя по сути охватывают вопросы «Пастырского консультирования». Например: Православная школа богословия в составе Колледжа Троицы29: Пастырское попечение подростков.

Православное пастырское консультирование (не предлагается в данном году): охватывает полностью ту область приходского служения, которая совпадает с пастырским консультированием. Будут рассматриваться: место пастырского консультирования в рамках приходского служения и рукоположенного клира и мирян, занимающихся пастырским консультированием; Благая Весть Христа как основание пастырского консультирования; библейская, литургическая, сакраментальная (таинства), духовная и богословская основа пастырского консультирования при особом внимании к рассмотрению христианской традиции пастырского попечения в рамках нашего современного контекста.

— традиционное пастырское учение Православной Церкви с акцентом на духовной роли пастыря и его обязанностях, а также на подобающих отношениях священника и прихожан;

25 Academic Catalogue 2017-2018. — Etna, California. 2017. Website: http://www.spots.school (дата обращения: 12.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 См.: URL: http://www.svots.edu/search/node/pastoral%20counseling (дата обращения: 12.09.2017).

28 См. URL:http://www.pastoralcounseling.org/specialization/biblical-counseling (дата обращения: 12.09.2017).

30 Academic Catalogue 2017-2018. Etna, California. 2017. URL: http://www.spots.school (дата обращения: 12.09.2017).

— подготовка студентов к практическому служению на приходе: ведение исповедей, посещение болящих, работа с разными возрастными группами, консультирование прихожан, имеющих проблемы в браке, душевные проблемы, проблемы в межличностных отношениях и другие виды проблем, а также противостояние деструктивным атакам на библейские и традиционные основы семьи, общины и социальные ценности со стороны современного секуляризма;

— изучение таинство исповеди и искусство духовного руководства и исследование их связи с пастырским консультированием.

Психология религии (магистратура; практ. занятия — 3 кредита): введение в психологическое измерение религии в целом и исследование связи между православием и психологией, как представлено в высказываниях отцов-пустынников. Критическое исследование негативного влияния секулярной психологии в современности и ее отклонение от психологических основ Библии и Отцов Церкви.

Православная духовная академия св. Владимира (штат Нью-Йорк, США)31

Магистерская программа «Пастырское богословие» — один из курсов (включает, судя по предыдущим описаниям, вопросы пастырского консультирования).

Докторская программа «Консультирование на приходе» — один из 8 курсов.

Еще один пример: Антиохийский дом учебы. Школа православного богословия в Ан-тиохийской Православной Христианской Архиепископии, Северная Америка — см. таблицу 132.

Публикуются соответствующие пособия, которые переводятся на русский язык33.

Таблица 1. Антиохийский дом учебы. Школа православного богословия. Программы по пастырскому консультированию

Учебное заведение Antiochian House of Studies. School of Orthodox Theology (Антиохийский Дом Учебы. Школа православного богословия)

Степень Certificate Program Сертификационная программа Магистр теологии (MTh) по пастырскому консультированию

Требования для приема • минимум аккредитованной степени бакалавра • свидетельство достаточной христианской зрелости • свидетельство об активной приходской службе

Что Pastoral Marriage and Family Counseling — Пастырское консультирование в области семьи и брака 54 кредита 3 полных года • 14 уникальных курсов (дист.); • ежемес. эссе, теле- , видео- конфереции и др.; • 2 недели интенсивных курсов по прикладному пастырскому богословию и основным дисциплинам по пастырскому консультированию на кампусе учебного центра; • 400 часов / 6 кредитов — практика (комбинация работы на местах по пастырскому консультированию; • супервизия практич. работы); • 6 кредитов — диссертационный проект по теме курса (для пользователей в приходах США и за рубежом).

31 См. URL: http://www.svots.edu/search/node/pastoral%20counseling (дата обращения: 12.09.2017).

ПЛЮС Доп. курс по клиническому пастырскому образованию (CPE) Или Сертификат специалиста по пастырской помощи от Американской ассоциации пастырских консультантов (American Association of Pastoral Counselors)

Для кого • духовенство, заинтересованное в том, чтобы стать более квалифицированным в реагировании на сложных дезориентированных людей и семьи, находящиеся под их опекой; • представители помогающих (вспомогат.) профессий34, желающих повысить уровень оказания помощи на прочной основе православного пастырского богословия; • миряне, желающие начать или развивать служение на уровне прихода, общины или епархии в областях пастырского или кризисного консультирования, службы капелланов35 или духовной заботы в периоды бедствий.

Духовные учебные заведения на востоке включают в учебные программы дисциплину «Пастырское богословие», во многом пересекающуюся по содержанию с пастырским консультированием, и публикуют учебные пособия для ее освоения36. Более 45 000 ссылок выдается сетью Интернет по диссертациям в области пастырского богословия.

Таким образом, серьезное внимание к теме пастырского консультирования, детальная разработка теоретических и практических вопросов37, организация на приходах службы пастырского консультирования38, а также широкое введение одноименной дисциплины в учебные программы богословских и духовных заведений на западе и отчасти на востоке делают «Пастырское консультирование» абсолютно актуальным и настоятельно требуют подготовки высококвалифицированных специалистов для преподавания этой дисциплины в соответствующих вузах.

Итак, пастырское консультирование — помощь человеку в решении его проблем, неизбежно ведущих к той или иной поврежденности онтологической составляющей человека. Повредить ее — это повредить в человеке образ и подобие Божие. Очевидным парадоксом является тот факт, что онтологическая составляющая очень хрупкая и очень прочная: ее очень легко повредить, но при этом ее повредить очень трудно, если не невозможно. У нее, скорее, есть свойство как бы затухать, как бы убывать — до исчезновения, и такой конец страшен. Из накопленного Церковью опыта известно, что такое сущностное повреждение может быть вызвано нарушениями в любой другой составляющей человека — как на внешнем (телесном) уровне, так и на более глубоких системных уровнях человеческого существа. Пастырское

35 Имеются в виду помощники службы капеллана.

37 Об истории научного развития пастырского богословия в Русской Православной Церкви см., например, статью, с которой в 2009 году начинались публикации материалов постоянно действующего Пастырского семинара Богословского факультета ПСТГУ: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в Российской духовной школе (XVIII — начало XX в.). Вестн. Православ. Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консультирование призвано врачевать этот страшный недуг, а пастырь-консультант и есть тот врачеватель, который должен уметь поставить правильный диагноз, определить источники повреждения, умело помочь человеку и вывести его к исцелению. Чем опытнее и дерзновеннее врачеватель, чем полнее арсенал его средств, тем полноценнее его собственная онтологическая составляющая, фундаментальнее — собственное основание, и тем весомее будет его помощь страждущему. Этому и необходимо учить через дисциплину «Пастырское консультирование», а также посредством су-первизорского39 пастырского консультирования.

Источники и литература

9. Медицина и религия. — 2012 // Портал DISLIFE. URL: http://dislife.ru/articles/view/22819 (дата обращения: 12.09.2017).

10. Паттон Дж. Пастырское попечение. — М. : Триада, 2015. 128 с.

12. Academic Catalogue 2017-2018. — Etna, California. 2017. URL: http://www.spots.school (дата обращения: 12.09.2017).

14. Patton, John. Pastoral Care: An Essential Guide. — Nashville, TN: Abingdon Press, 2005. P. 122.

39 Супервизия — получение поддержки более опытного специалиста или система профессиональной поддержки любого специалиста из помогающих профессий, направленная на продуктивный профессиональный рост.

Nataliia Vakulenko. To the Question about Pastoral Counseling in the Parishes.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я окормля́ю окормля́л
окормля́ла
Ты окормля́ешь окормля́л
окормля́ла
окормля́й
Он
Она
Оно
окормля́ет окормля́л
окормля́ла
окормля́ло
Мы окормля́ем окормля́ли
Вы окормля́ете окормля́ли окормля́йте
Они окормля́ют окормля́ли
Пр. действ. наст. окормля́ющий
Пр. действ. прош. окормля́вший
Деепр. наст. окормля́я
Деепр. прош. окормля́в, окормля́вши
Пр. страд. наст. окормля́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… окормля́ть

окормля́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — окормить.

Корень: —.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. направлять кого-либо, чаще всего духовно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: окормление

Этимология

Происходит от праслав. *kъrma, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. кърма, ст.-слав. кръма, русск., укр. корма́, болг. къ́рма, сербохорв. кр̀ма «рулевое весло», словенск. kŕma. Стар. и кажущееся убедительным сравнение с греч. πρύμνᾱ, ион., гомер. πρύμνη «корма», греч. πρέμνον «толстый конец бревна» сопряжено с фонетическими трудностями. Кроме того, πρύμνᾱ имеет вид чисто греческого образования от πρυμνός «крайний». Совершенно иначе объясняет греч. слово Швицер, который производит πρύμνᾱ из *πύμνᾱ под влиянием πρῶιρα «нос корабля». Его дальнейшее предположение о том, что слав. *kъrma заимств. из греч. πρύμνᾱ и что k развилось из р в результате диссимиляции губных, не подтверждается слав. параллелями. По всей видимости, эти слова не связаны друг с другом, и слав. слово родственно греч. κορμός «колода, чурбан, полено», κορμὸς ναυτικός «весло» (Евр.), κορμός … κώπη (Гесихий). По мнению Шпехта, корма́ связано с ко́рень. Сравнение с греч. κυβερνᾶν «управлять» — у Махека. По одной из версий, корма связано с *kъrmь «корм, пища»: погружение в воду весла ассоциировалось с магией кормления. Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Фото: Дмитрий Часовитин / Global Look Press

      Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению совместно с санитарными властями разработал правила для совершения треб на дому при посещении людей, находящихся на самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Они размещены на сайте Русской православной церкви (РПЦ).

      Согласно рекомендациям, священник должен соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, определенные Роспотребнадзором. В частности, данные правила предназначены для священников, посещающих госпитализированных больных с COVID-19, и тех, кто окормляет верующих, находящихся на карантине дома. Последняя рекомендация касается людей, прибывших из страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, контактировавших с заразившимися коронавирусом, а также инфицированных с COVID-19 в легкой форме.

      Отмечается, что документ был одобрен рабочей группой при Патриархе Московском и всея Руси.

      Согласно правилам, священнику рекомендовано посещать находящихся на домашнем карантине людей, облачившись в средства индивидуальной защиты (СИЗ) поверх подрясника, епитрахили и поручей. Епархиальное начальство должно позаботиться о наличии СИЗ у священника и получить соответствующие договоренности с медиками. После совершения таинств все использованное священник должен поместить в специальный пакет, затем сжечь его или сдать для утилизации в лечебное учреждение. При этом Евангелие рекомендуется оставить больному.

      После снятия средств индивидуальной защиты священник должен обработать руки и открытые части антисептиком. При посещении нескольких больных, находящихся в одной палате или в разных палатах одного отделения, частицы для Причастия должны готовиться по количеству приобщающихся.

      Помимо этого, на сайте РПЦ размещены рекомендации для посещения госпитализированных больных с подтвержденным диагнозомCOVID-19. Во многом они повторяют требования для посещения больных на дому. Кроме того, священников также обязали «выполнять правила, установленные администрацией лечебного учреждения».

      Коронавирус Россия Москва Мир 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли Источник: JHU,
      федеральный и региональные
      оперштабы по борьбе с вирусом Источник: JHU, федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *