Ольгин крест Псков

Известный Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове располагается недалеко от побережья р. Великая. Существует предание, что в древности церковь относилась к Ивановской обители, основанной ориентировочно в 40 г. 13-го столетия. Своим существованием монастырь обязан кн. Ефросинье, дочери князя Ригвольда из Полоцка. Она же была тетей кн. Довмонта.

Источники повествуют о трагической судьбе кн. Ефросиньи. Ее супругом был авантюрист князь Ярослав Владимирович. Он отверг женщину. Единственным выходом для несчастной стал постриг в монахини. Княгиня основала Ивановскую обитель в Пскове, заняв место ее настоятельницы.

Через время кн. Ярослав обманом вызвал княгиню для разговора за пределы монастыря. Ефросинью убил ее собственный пасынок по приказу князя-отца. Тело настоятельницы привезли обратно, где оно и было погребено в стенах монастырского собора. С тех пор храм стал местом упокоения княгинь Пскова. Здесь же нашли свое последние пристанище останки кн. Марии, кн. Натальи, а также наследник и супруга Великого Князя Ярослава Васильевича.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове представляет собой несколько растянуто с запада на восток здание. Храмовые фасады разделены на вертикальные сегменты, завершающиеся округлыми закомарами. Внешние формы соответствуют внутреннему рельефу.

Церковная глава обладает внушительным световым барабаном. Она слегка сдвинута от центра к восточной части, а прочие две главы находятся ближе к западному притвору. Украшением глав служат закомарные подкарнизные пояса.

С алтарной стороны располагается троица полусферических апсид. Их поверхности отличаются плавность и гармоничностью. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове не обладает помпезностью и большим количеством украшений. Его силуэт отличается исключительной живописностью линий.

Звонница возле южной стены храма, возведенная в XVI в., имеет два пролета. С запада к церкви примыкает пристройка, сделанная в 17-м столетии. Она тянется вдоль церковного фасада. Однако это – лишь часть того, что здесь было возведено прежде. Многое разрушилось, что-то разобрали. Остались лишь незначительные элементы. При взгляде на храм создается впечатление грузности и массивности здания. Это обусловлено его исключительной древностью.

До XIX в. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была отделана тесовыми досками. Главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. В наши дни оно не сохранилось. Церковный иконостас состоял из четырех поясов, тумб и карнизов. На поясе верхнем – крест с позолоченными изображениями.

Церкви древности возводили с учетом возможного вторжения, осады и длительной обороны. Потому строительство начиналось с нижнего этажа и погреба. Под Храмом Рождества Иоанна Предтечи в Пскове также присутствует обширный сводчатый погреб. Он выложен камнем. В нем есть подземный ход.

Массивные двери из дерева, ведущие в притвор, украшены росписью и покрыты железными полосами с навесными замками и внутренними личинами. С юга установлена двойная дверь. Хоры для певчих, находящиеся в западном секторе, деревянные. Для инсоляции существуют 5 широких окон, забранных решетками. Также две пары небольших окошек присутствуют в куполе.
Когда-то рядом с церковной колокольней располагался теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею.
В 1805 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове обнесли надежной оградой из камня. А в 82 г. 19-го столетия на ней же воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран в 1845 г. А на освободившемся месте возвели новый. В 85 г. 19-го века свершилось строительство 2-этажных палат настоятеля. Однако они простояли совсем недолго, до 1899 года. Тогда же на их месте возвели храмовую просфорную.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове в наши дни является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В 2007 г. церковь стала принадлежать обители Иоанна Богослова. До сегодняшнего дня церковная территория считается монастырским подворьем.

Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Пскова и Псковской земли. Еще до крещения Руси, княгиня Ольга, оказавшись на берегу реки Великой, указала на место, где невероятным образом сходились несколько солнечных лучей. Тогда, глядя на это чудо, она и предсказала, что будет здесь величественный город и Троицкий собор. Кром и Троицкий собор стали священными символами Пскова и всей Псковской земли на многие столетия. Впрочем, судьба и история не всегда были благосклонны к ним.

Настоящий собор является четвертым по счету. Первый по преданию был построен княгиней Ольгой в X веке. Тогда на территории Кремля была поставлена первая деревянная церковь. Первое каменное здание храма заложено в XII веке. Впоследствии в этот храм были положены мощи его создателя, святого князя Всеволода.
Дата постройки ныне существующего собора — 1682-1699 годы. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри. Собор двухъярусный, причем нижний ярус его, очевидно, является подклетом древнего собора.

В Троицком соборе проходили торжественные обряды и службы, крещение, обряд посажения на княжение. У стен Троицкого собора бурлило народное вече, нередко заканчивавшееся потасовками, в которой многие участники веча получали увечья — ведь слово «увечье» пошло от «вече»… Здесь хранились важнейшие документы. Отсюда уходила на войну псковская рать и здесь же погребали защитников города. В соборе висели два меча — главные символы Пскова, олицетворявшие его независимость и доблесть. На одном из них (меч князя Довмонта) было написано: «Чести моей никому не отдам».

Троицкий собор разместился на высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую внутри крепостных стен Псковского Кремля.

78-и метровый белоснежный собор виден на расстоянии нескольких десятков километров от города. Это самое высокое здание древнего Пскова. Высоко в небе над собором сияет центральный золотой купол храма — символ Святой Троицы, которая была символом Псковской земли. Площадь купола составляет 300 м.кв., на его золочение во второй половине 20 века был израсходован 1 кг 310 г сусального золота. Другие 4 главы символизируют святых евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

Внутри храма — обилие света. Интерьер храма поражает своей высотой и высоким иконостасом. Семиярусный, деревянный, резной, золоченый иконостас Троицкого собора — это один из самых грандиозных иконостасов XVII-XVIII веков, сохранившихся до наших дней. Купола храма изнутри расписаны звездами и облаками, как символы небесного свода.

Невозможно представить Псков без Троицкого собора. Серебряными главами он уходит в небо, стремясь в бесконечность. Рядом с ним высится мощный столп колокольни. В соборе хранится «Ольгин крест», сделанный в 1623 году по образцу более древнего, по преданию — сооруженного еще княгиней Ольгой. Эта реликвия сгорела в 1590 году. Ранее в Троицком соборе хранилось еще несколько почитаемых городских реликвий. Среди них — меч князя Всеволода-Гавриила. Его огромным размерам удивился даже Петр I, который, как известно, сам отличался недюжинной силой и высоким ростом.

Чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.

Сюжет: День города-2007 Более 50 биотуалетов решено приобрести для будущих псковских праздников Массовых мероприятий на площади Ленина в Пскове больше не будет 15 молодых псковичей сфотографировались на память с ветеранами В пятый раз в Пскове состоится музыкально-поэтическая программа во славу Княгини Ольги В Пскове впервые в истории города пройдет буккроссинг Победителями первого фотокросса в Пскове стали гости из Санкт-Петербурга 1050 лет крещению Великой княгини Ольги в Византии исполняется в этом году Торжественная церемония у Вечного огня, приуроченная к Дню освобождения города, прошла в Пскове Подведены итоги выставки цветов «С любовью к городу» Костер в память о спасителях мира от фашизма зажгут ветераны на Михайловской горке в Пскове Улицы Пскова были приведены в порядок после празднеств к 8 утра День города Пскова, 22 июля 2007 г. Псковский фотокросс нужно продолжить, считают его участники Валерий Павлов: Нет награды выше и дороже, чем признание земляков День города Пскова, 21 июля 2007 г. 126 псковичей попали в вытрезвитель в дни празднования освобождения Пскова Иван Калинин: Валерий Павлов отдается своему делу с душевностью и с высокой гражданской позиции День воинской славы празднует сегодня Псков Акция «Фотография с ветераном» пройдет сегодня в Пскове Валерий Павлов получил атрибуты Почетного гражданина города Пскова В Пскове наградили победителей конкурса-выставки «С любовью к городу» Псков впервые стал центром «Хоровода дружбы» «Главный рыболов» области хочет сделать «Псковскую уху» не просто соревнованием, а праздником На всех желающих отведать «Псковской ухи» не хватило тарелок В «Городе мастеровом» поселилось около 200 мастеров-ремесленников Александр Гаврилов мечтает о пробеге в честь Дня города Фестиваль детско-юношеского футбола пройдет в Пскове 21 июля Творческие коллективы из Эстонии, Латвии и Польши украсят празднование Дня города Пскова Алексей Сигуткин примет участие в праздновании освобождения Пскова Накануне Дня города молодежь Пскова очистит стены домов от экстремистских изображений Территория Псковского завода механических приводов признана самой озелененной и благоустроенной Юные патриоты готовятся к несению почетных караулов в День города Пскова «Драконы» сразятся на Великой во время празднования Дня города Пскова В память равноапостольной княгини Ольги в храмах Пскова пройдет Божественная литургия Дополнительные автобусы будут организованы для псковичей после фейерверка в День города К Дню города «Северо-Западный Телеком» проводит для псковичей акцию «+Модем в подарок!» Садовник и Цветочница откроют X городскую выставку цветов в Пскове Два детских праздника пройдут для псковичей в рамках Дня города Движение автобусов в Пскове в праздничные дни будет изменено Программа празднования Дня города 21 — 24 июля Ярмарка ремесел «Псков мастеровой» развернется в Довмонтовом городе 21 июля Впервые празднование Дня города пройдет на площади Ленина в Пскове Псковичам и гостям города в период празднования Дня города может не хватить туалетов Техническое состояние перил на мосту 50-летия Октября вызывает опасения у мэрии Пскова «Балаган LTD» и Лена Терлеева поздравят псковичей с Днем города

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы>>>

  • Общий раздел
  • Троицкий кафедральный собор
  • Монастыри
  • Спасо-Мирожский монастырь
  • Снетогорский монастырь
  • Псково-Печерский монастырь (еще в Категории «Памятные места»>>>)
  • Святогорский монастырь (еще в Категории «Памятные места»>>>)
  • Храмы
  • Храм Николы Чудотворца в Любятово
  • Кладбища. Некрополи
  • Иконы
  • Псковские епархиальные ведомости
  • Духовное образование
  • Духовенство
  • Псковский церковно-археологический комитет
  • Литературные памятники монастырской письменности

В коллекции представлены издания, рассказывающие о Псковской епархии, истории псковских храмов и монастырей, о местных святых, иконах, некрополях, духовенстве, духовном образовании, а также о литературных памятниках монастырской письменности.

Первой книгой, посвященной непосредственно истории церкви, является часть третья «Истории княжества Псковского» митрополита Евгения (Болховитинова). В ней он подробно освещает историю псковской церковной иерархии, представляет списки псковских архиереев, биографии псковских подвижников, очерки о монастырях и церквях (упраздненных и ныне существующих), разные надписи на псковских церковных древностях, план гробниц под Троицким кафедральным собором, календарную роспись крестных ходов. Перу того же автора принадлежат более подробные описания древних псковских монастырей: Псково-Печерского, Крыпецкого, Снетогорского, Иоанно-Предтеченского, Святогорского и Никандровой пустыни. В описаниях говорится о местоположении монастыря, объясняется его название, излагается история его возникновения, устройство, приводятся биографические сведения об основателях-подвижниках, дается описание внешнего вида зданий, описываются святыни, монастырские владения, угодья и, в заключении, — список настоятелей от начала монастыря до позднейшего времени. Объем «Описаний…» различен, что объясняется «заслуживающей подражания его привычкой не говорить о том, о чем нет исторических данных». Именно эти работы стали основой для всех последующих историков и краеведов в изучении местной церковной старины. По замечанию И. И. Василёва, «После трудов митрополита Евгения местная литература не представила ничего самостоятельного, она ограничилась лишь повторением и распространением сказанного этим ученым псковолюбцем». Митрополит Евгений умел вызвать интерес у последующих исследователей. В дальнейшем о псковском монашестве писали арх. Аполлос, игумен Иоанн, А. Панов, И. Василёв, Н. Милевский, Г. Лебедев и др. Все эти работы говорят о большом нравственном значении монастырей и благотворном их влиянии на религиозную жизнь. Несмотря на то, что монастыри являются весьма консервативным институтом и мало зависят от условий времени и места, Н. Серебрянский в своей работе «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле» уделил особое внимание местным особенностям, внутренней жизни монастырей.

Сборник дореволюционных публикаций «Храмы и монастыри губернского Пскова» (2005), составителем которого является Н. Ф. Левин, позволит современным читателям познакомиться с краеведческой литературой, ставшей библиографической редкостью. Многие биографические справки об авторах публикаций составлены впервые. Сборник иллюстрирован открытками с видами псковских храмов.

Отдельно выделены литературные памятники монастырской письменности — преимущественно древнерусские жития (святых и князей), а также монастырский устав Ефросина Псковского, повесть о явлении чудотворных икон. В истории древнерусской письменности Псков занимает особое место: благодаря Пскову сохранилось «Слово о полку Игореве». Н. Серебрянский, исследователь псковских литературных памятников, в своих «Заметках и текстах из псковских памятников» отмечает, что списки «Слова…» были не просто распространены, а даже оказали влияние на характер местной письменности: «В последней мы встречаем не только краткие заметки, написанные в стиле автора Слова, но и целые произведения, по художественности и образности своего изложения напоминающие нам этот великолепный памятник Киевской дружинной Руси». Автор также отмечает, что любовь к рукописной книге в Пскове, по сравнению с другими местностями, сохранилась особенно долго, псковские рукописи ценны тем, что сохранили характерные черты псковского разговорного языка, и в местной старинной письменности сохранились народные предания.

В коллекции также рассматривается история псковских духовных образовательных учреждений: отчеты Псковского епархиального училища (1888-1907 гг.), история Псковской семинарии, Невельской духовной гимназии, Порховского духовного училища.

История Псковской епархии подробно изложена в работе В. Д. Смиречанского «Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии». Церковная жизнь подробно освещалась на страницах «Псковских епархиальных ведомостей», которые издавались с 1894 по 1917 гг. Издание включало в себя две части. В официальной части публиковались распоряжения Святого Синода, епархиального начальства и т. п.; в неофициальной части печатались выписки из творений святых отцов и духовных писателей, темы для проповедей, историко-статистическое описание епархий, в том числе информация о погостах, церквях, монастырях, приходах, священнослужителях, церковных школах, церковно-приходских братствах и попечительствах, благотворительности и миссионерской деятельности.

В коллекции представлены также статьи, хроникерские заметки из «Известий Императорской археологической комиссии», трудов Комиссии по сохранению древних памятников при Императорском Московском археологическом обществе «Древности», рассказывающие о памятниках и предметах церковной старины.

Обладание какой-либо реликвией издавна привлекало людей к городу или храму. Н. В. Покровский, директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской академии, в своих «Заметках о памятниках псковской церковной старины» (1914) отмечал, что «археологическая ценность Пскова … весьма значительна. Здесь, не говоря уже о городских стенах, сохранилось много памятников древней церковной архитектуры; сохранилась настенная живопись в Мирожском монастыре ХII в. и в Снетогорском; весьма много хороших икон XVI-XVII вв.; прекрасные ювелирные изделия, образцы древнего литья и шитья». Уже в XIXв. Псков называли городом-музеем, и было очевидно, что сохранение псковских святынь требует особых усилий. На это было направлено создание Псковского церковного историко-археологического комитета в 1908 г., описанию деятельности которого посвящено несколько изданий коллекции. Инициатор создания комитета и музея, архиепископ Арсений (Стадницкий) говорил: «Азбучная истина гласит, что история — учительница народов. А исторические судьбы Пскова столь поучительны, что изучение их представит, несомненно, много научного и жизненного интереса … В наши дни особенно настоятельно чувствуется нужда во всестороннем изучении отдельных единиц нашего отечества, тех или других местностей, только по возможности с различных сторон. Церковно-археологический комитет и поставляет одною из своих целей изучение одной из таких единиц, – разумею церковно-приходскую жизнь нашей области в ее историческом развитии и настоящем состоянии».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *