Ольгинский женский монастырь

Волговерховье. Ольгинский монастырь.

28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX — начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе.

Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый — Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов (каменщики); производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское, дворянин Алексей Николаевич Вараксин. Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 г. в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 г. указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перевезли в Волго-Верховье. Так начинался новый монастырь на истоке Волги.

В 1907 г. инженер О. Кетлер составил план местности и обозначил границы обители. Тогда же, по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 г. Этот одноглавый высокий деревянный клетского типа храм, которых было много на Руси, сохранился до наших дней; его реставрировали в конце 70-х гг. В 1909 г. из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 г. эта обитель стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем Осташковского уезда Тверской губернии. В новую обитель на истоке Волги в число инокинь пришли из Вышневолоцкого Казанского монастыря послушницы Агрипина Нилова, Алевтина Федорова, Анисья Михайлова. В 1910 г. приняты в послушницы мещанка из подмосковного города Клина Пелагея Соколова и молодая крестьянка Домна Федорова из деревни Лежа Козловской волости Вышневолоцкого уезда, из Елизаветинской общины — Любовь Шатилова. В монастыре также находились крестьянки Мария Гавриловна Афанасьева из сельца Быковка Денисовской волости Тульской губернии. Варвара Трифоновна Суханова из деревни Архангельское Логиновской волости Тверской губернии. В храмах монастыря служили священники и дьяконы, которые получали жалованье от обители и жили в селе Волго-Верховье. Так, в 1917 г. в Ольгинском монастыре служил отец Василий Данилов. В обитель на истоке Волги стремились попасть священнослужители даже из отдаленных мест Тверских и Новгородских земель. Например, существуют письма дьякона погоста Рашкина Нила Любского и священника Петра Пенкина из села Сельцо-Карельское с просьбой предоставить им возможность служить в храмах Ольгинского монастыря.

В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Об этом ярче всего свидетельствует письмо директора Императорского женского педагогического института О. Платова великому князю Константину Константиновичу, датируемое 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место… бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают». Монастырь получил поддержку от казны — землю и лесные угодья; от помощника благочинного тверских обителей игумена Виталия — серебряный крестик с ковчегом для вложения частицы святых мощей княгини Анны Кашинской; от крестьянина села Волго-Верховье Ефима Волгина — землю. Из архивов известно, что 30 апреля 1911 года игуменья Вера ездила в Москву «для принятия жертвуемой иконы».

В 1907 г. открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 г. ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священнослужители, а также сестры обители. В декабре 1914 г. по представлению осташковского отделения Тверского епархиального училищного совета игуменья Ольгинского монастыря Вера получила «почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковно­приходской школы». Для этой школы в 1907 г. был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, который находился в южной части монастыря. Необходимыми для занятий учебниками обеспечивала школу библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 г. при школе устроили огород.

Волго-Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей-сирот из семей священнослужителей. Волго-Верховский монастырь вкладывал деньги в различные общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища, Комитет великой княгини Елизаветы, Общество спасения на водах. Общество ревнителей истории. Главное управление Российского общества Красного Креста и другие. Пожаловал деньги монастырь на истоке Волги и на сооружение в Петербурге храма в честь 300-летия царствования дома Романовых; благотворительному обществу, осуществлявшему подготовку к празднику 100-летнего юбилея победы над французами в Отечественной войне 1812 г. В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игуменья Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.

За очень короткий срок кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 г. — двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 г. — двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости — здание школы. На территории монастыря в северо­восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 г. в восточной стороне построили деревянную баню. Строительство велось не только в Волго-Верховье, но и на землях, принадлежавших обители. Так, в 1913 г. на дороге за Волгой возвели одноэтажный деревянный дом с пристроенным к нему ледником, коровником, сараями для дров. В самом доме разместили почтовое отделение и квартиры для начальника почты и почтальона. В 1922 г. почтовое отделение закрыли; в здании разместили Верхневолжскую сельскую школу, но позднее ее ликвидировали из-за отсутствия детей в Волго-Верховье и окрестных селениях.

В 1914 г. в лесной монастырской даче построили небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором жили сестры и послушницы во время полевых работ. Немного позднее здесь же появились сарай и скотный двор. На земле, подаренной монастырю крестьянином села Волго-Верховье Ефимом Волгиным, устроили двор и одноэтажный деревянный дом для священника. В версте от обители располагалось кладбище Ольгинского монастыря площадью в одну десятину, обнесенное земляным валовым рвом. Все это описание сооружений Ольгинского монастыря было составлено в 1925 году настоятельницей, игуменьей Верой, казначеей — монахиней Антониной и благочинной — монахиней Софией. Сестры Волго-Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 г., в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляли покупка продуктов для монастырской трапезы, которые приобретались в различных местах: у Веры Игнатьевой, владелицы лавок в селе Волго-Верховье; в общественной потребительской лавке города Осташкова (чай, рыба); в Осташковском союзе кооператоров «Селигер» (ржаная мука); в Осташковском обществе потребителей (сахар, мука); в частных магазинах осташковских купцов Нагибина и Гумилева (чай, мыло, дрожжи); тверского купца Крупенникова (соленая рыба); у осташковского священника отца Димитрия Марковича купили лошадь. Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам; выделялись деньги на содержание школы; платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, «Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну», на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Самый большой доход Ольгинский монастырь получал от продажи скота, а также от билетов Государственной комиссии на бессрочный капитал второго 5%-ого займа. Обитель очень немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду здания почты.

Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 г. Игуменья и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим в 1919 г. циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 г. сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель, о чем говорит запись в расходной книге Ольгинского монастыря об оплате изготовленной в Твери в частной мастерской X.М. Панкратова печати и штампа этой артели. Можно сказать, что в 1918 г. монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а позднее — сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо-Преображенского собора.

Власть изъяла у монастыря абсолютно все — земли, здания. Финансовые записки коммуны и артели, которые продолжали вести бывшая игуменья Вера, казначейная монахиня Антонина, благочинная монахиня Нина, ярко свидетельствуют, что сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте — доходы от рукоделия; немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи. На нужды храма сбор был мизерным. Самые большие расходы монастыря в это время составляли налоги. Платили в осташковский финансовый отдел сельхозналог; за конфискованные монастырские здания и сооружения, которые новая власть по «новым законом» сдавала в аренду инокиням; в отдел землеустройства в Осташкове — за аренду хозяйства; в осташковское страховое агентство; бельковскому председателю сельского совета И.И. Семенову — за сенокосные угодья. Налоги постоянно росли, появлялись новые, а иногда власть одни и те же налоги требовала уплатить дважды, как, например, в осташковский финансовый отдел в июле 1924 г. — за аренду монастырских хозяйств. И хотя сестры работали много, доход 1923 г. составлял 7 коп., в 1924 г. — 53 коп. Далее все записи прерываются; к концу 1924 г. община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы. Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. О монастырских зданиях, школе, библиотеке теперь можно узнать только по сохранившимся архивным материалам и по остаткам фундаментов зданий, поросшим травой. Большой каменный Спасо-Преображенский собор много лет использовался под склад зерна.

В 1960-е гг., когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристскую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сел и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, в Спасо-Преображенском соборе открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречен на неудачу. Время неумолимо шло… Не стало в Волго-Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. Последнюю бабушку Пушкину дети увезли в Свапуще, большую деревню на берегу Селигера. В селе не стало детей и школы; из Волго-Верховья уехала семья учительницы Поляковой, которая принимала всех, кто отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтобы попасть на исток. И все же в конце 1970-х гг. что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Многое зависело от ведущего архитектора проекта реставрации из Калининской (позднее Тверской) реставрационной мастерской Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексеевича Ковалева, который родился неподалеку от истока — в деревне Жукове. Удалось обойти и преграды в лице ученых-эстетов, которые считали, что здания начала XX столетия не представляют какой-либо художественной ценности, а поэтому их нельзя считать памятниками архитектуры и вести реставрацию. Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так получилось, что Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря в Волго-Верховье, построенный на пожертвования народа в начале XX столетия, в конце века также был возрожден на добровольные взносы миллионов людей, которых объединяло это общество.

Несколько лет назад в мае, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, в праздник славянской письменности и культуры в Волго-Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятелей, представителей культуры. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор у Ольгинского монастыря отслужил молебен, освятил исток великой русской реки, установили крест над кровлей маленького рубленого домика, стоявшего над ключом — началом Волги. Молебен на истоке стал уже традицией, который всегда совершается 29 мая. В 1994 г., впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, Архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служения литургии и в последующие годы. 9 июля 1995 г. чин малого водоосвящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил торжества по случаю перенесения святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столобное.

Ныне оживает святыня у истоков великой русской реки и, надеясь на молитвы преподобного Нила Столобенского, возрождается и монашеская жизнь в Верневолжском Ольгинском женском монастыре. Единственная сохранившаяся церковь реставрируется.

Паломничество в Грузию: шпаргалка №6. Ольгинский монастырь

Читайте весь цикл статей:

Главные храмы Тбилиси >>>

Чудеса церкви Александра Невского >>>

Мтацминда и храм святого Давида >>>

Пантеон на горе Мтацминда >>>

Церкви русской архитектуры в Тбилиси >>>

Вы, дорогой читатель, хоть и приехали издалека, но обязательно захотите посетить Мцхета. Доехать из Тбилиси туда можно на маршрутке за 1,5 лари. Побывав в Светицховели и Самтавро, подниметесь на Джвари и насладитесь прекрасной панорамой, которую воспел Лермонтов, описав подробно то самое место, где «обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры» сливаются воедино.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

Не забудьте заглянуть и в Ольгинский монастырь, который находится в противоположной стороне от Светицховели, прямо напротив железнодорожной станции на крутом склоне, поросшем лесом. Только местные жители укажут тропинку, как именно подняться наверх к самому монастырю. Подниматься в гору надо минут 15-20.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Тропа, ведущая к Ольгинскому монастырю

Прямо у входа в монастырь есть источник, выложенный каменными плитами.

Пройдя вперед, вы увидите маленькую расчищенную площадку 20 на 10 метров и на ней крохотную церковь, построенную из разнокалиберных валунов-кусков скал. Поблизости, за проволочной оградой, домик–трапезная, а рядом совсем крошечные кельи. За церковью есть небольшое кладбище с десятком могил, где покоятся насельницы прежних лет.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

История монастыря вкратце такая.

В VI веке здесь был основан монастырь святой Екатерины, а в XII веке построили церковь Пресвятой Богородицы. Со временем обитель опустела, о ней забыли. Но в начале XX века во Мцхета решили провести железную дорогу. Строительством руководил инженер Брайловский. Руководство подарило ему участок земли вот на этой горе для постройки дачи. Однажды, когда инженер осматривал свой участок, он увидел торчащий из-под земли металлический крест. Рабочие стали в этом месте копать и вскоре освободили от земли и сухих веток древнюю церковь, на дверях которой висел заржавевший замок.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

Инженер между тем руководил строительством дороги. По плану, через гору надо было провести туннель. Гору стали долбить с двух сторон. По расчетам Брайловского, рабочие должны были встретиться в назначенный день. Но этого не произошло. Брайловский впал в отчаяние и, решив, что допустил ошибку, застрелился. Его жена Ольга Горнич, потрясенная поступком мужа, решила основать около найденной церкви женский монастырь. Она приняла постриг и с великим трудом возродила обитель, которую с тех пор люди стали называть Ольгинской. Здесь же она стала первой игуменьей.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

«Она пережила революцию, годы голода и гонений. Ее погребли в храме, освященном во имя великой равноапостольной княгини Ольги. Главной святыней его является икона Божией Матери, найденная при раскопках, которая почитается здесь как чудотворная. Около нее происходили знамения. Так, накануне революции, по рассказам старых монахинь, перед образом сама собой загорелась лампада», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «Монастырь Святой Ольги».

Затем долгое время игуменьей монастыря была Ангелина (Кудимова), которую родители привели в обитель еще одиннадцатилетним ребенком. Она много потрудилась для обители во время воинствующего атеизма.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

«Во время войны в монастырский корпус вселили несколько курдских семей. Матушка сумела завоевать уважение и у этих людей. Но все-таки это соседство было для монахинь тяжелым испытанием, поскольку шум и детский плач не могли не мешать их безмолвию и молитве. После войны мать-игумения получила тайное пожертвование для того, чтобы иметь возможность предоставить курдам площадь для жилья в другом месте. Те, видимо, понимали неуместность своего пребывания в женской обители и потому согласились оставить монастырь», – вспоминает архимандрит Рафаил (Карелин).

Могила игумении Ангелины находится у западной стены храма.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili. Ольгинский монастырь

В разное время тут служили митрополит Зиновий (Мажуга), архимандрит Рафаил (Карелин) и архимандрит Варсонофий (Величко).

Я была в том монастыре несколько раз, и мне знающие люди рассказали такую историю.

– Однажды, несколько лет назад, мы поднялись сюда и после службы решили все вместе сфотографироваться. А потом потрясенный фотограф пришел в церковь и показал негатив. На нем мы все и… двое монахов в полном облачении. Фотограф показывает на них и, заикаясь от волнения, спрашивает: «А эти-то откуда взялись? Их ведь точно не было!». Наверное, это были древние насельники монастыря, которые и сейчас незримо присутствуют в Ольгинской обители.

  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.
  • Ольгинский монастырь © Sputnik / Vladimir Umikashvili.

Благотворительная акция соотечественников в русском монастыре в Мцхета

Союз русских женщин Грузии «Ярославна», член Международного совета российских соотечественников, и Союз русской молодёжи Грузии 19 августа, в День Преображения Господня, провели благотворительную акцию в Ольгинском женском монастыре близ древней столицы Грузии – Мцхета.

По традиции, нагруженные пакетами с провиантом и бытовыми предметами первой необходимости, члены организаций навестили в этот день монахинь монастыря.

Поистине великую радость испытываешь, обнаружив в Грузии заповедные, почти не тронутые временем оазисы истинно русской культуры и истории. Именно так воспринимаешь незабываемые, ни с чем не сравнимые встречи с матушками из Ольгинского монастыря, где веками хранили и пествовали тот русский дух, который и в самой России не часто встретишь.

Более четырнадцати веков назад на грузинской земле возвышались стены монастыря, который был возведён в честь великомученицы Екатерины. Затем следы монастыря в летописных данных исчезают надолго и появляются вновь только в конце XIX века.

Ольга Горнич, жена русского инженера, начальника дорожной станции Мцхета, гуляя по окрестностям, случайно обнаружила в расщелине иконостас. Рабочие произвели раскопки, и взору людей предстала церковь. В начале прошлого столетия монастырь был реконструирован, освящён и наречён Ольгинским, в честь княгини Ольги, жены киевского князя Игоря, ещё в 957 году принявшей христианство.

Сегодня монастырь всё так же стоит в своём первозданном виде: маленькая каменная базилика, чуть поодаль – аскетические монашеские кельи да уходящее в гору монастырское кладбище.

В начале прошлого века здесь было двадцать послушниц, направлялись они сюда со всех уголков России – по личному желанию нести обет послушания в русском монастыре Грузии.

В 20-х годах XX столетия многие монастыри были разграблены и закрыты, однако каким-то чудом ещё оставались небольшие общины монахов, как после жатвы остаются ещё колосья на поле. В числе таких общин была и мцхетская Ольгинская обитель. Многие монахини нашли приют в Ольгинском монастыре, где их приняла игуменья Ольга (та самая Ольга Горнич, принявшая постриг в 1905 году).

Среди прибывших находилась монахиня по имени Ангелина, которую родители привели в обитель ещё одиннадцатилетним ребёнком. Впоследствии она стала игуменьей Ольгинского монастыря и многое сделала для его восстановления в послевоенные годы.

Славился монастырь строгим соблюдением богослужебного устава, поэтому в советские годы (когда в Грузии ещё не были открыты семинарии) в монастыре происходила подготовка священников по изучению церковного устава и практического богослужения. Матушка Ангелина лично подсказывала и обучала, какие священнодействия нужно производить.

В наши дни жизнь в монастыре течёт медленно, размеренно, по строго установленным канонам. Сюда редко ступает нога мирян, исключение составляет 24 июля – День Святой Ольги. Ныне обитательниц монастыря четверо: игуменья Раиса 74-х лет из Воронежа, сёстры Вера 76 лет, Мариам 85 лет с Кубани и Матрона 77 лет из Санкт-Петербурга. Женщины уже более 20 лет живут в этом монастыре. Сейчас они даже не спускаются в город, потому что в столь преклонном возрасте для них это очень сложно.

Лишь в День Святой Ольги начинается паломничество в монастырь. По узкой, вырубленной в горе тропинке медленно поднимаются люди к церквушке, почти слившейся с отвесной скалой. Какая-то сила ведёт тебя вверх, и вот настаёт миг, когда твоему взору предстаёт парящая в пронзительно-синем небе маковка, и ты невольно щуришься от блеска православного креста.

Ольгинский монастырь расположен между гор и большую часть года скрыт от солнечных лучей. Человеку, попадающему туда, кажется, что он – в ущелье, где царит тишина и полумрак. Внизу под монастырём струится источник чистой горной воды.

Тишину нарушают лишь негромкие удары в колокол, призывающие монахинь на молитву. В своих тёмных одеяниях они быстро и бесшумно, как тени, одна за другой идут в храм. Нелегко живётся монахиням.Подсобного хозяйства нет: смотреть за огородами и скотиной возраст уже не тот. Нет и мизерных доходов от продажи свечей, совершения церковных обрядов ввиду отсутствия прихожан. Удивительно, как удалось выжить в таких условиях этим мужественным женщинам, ведь зимой горная тропинка, ведущая в монастырь, часто непроходима.

Игуменья Раиса поблагодарила активистов «Ярославны» и СРМГ за проявленную заботу словами: «Слушайте нашу службу, и Господь запишет ваши имена в Великую книгу жизни…».

Алла Беженцева,
председатель Союза русских женщин Грузии «Ярославна»

Монастырь Святой Ольги

Ольгин женский монастырь находится у с. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл., возле истока Волги. Первоначально в этом месте, у истока Волги, в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича Романова был устроен Волговерховский Преображенский мужской монастырь, приписанный к Нило-Столобенской пустыни.

Всем миром

Средства на строительство Ольгина монастыря в конце XIX-начале XX в. собирали по всей России, значительный вклад сделала царская семья, в том числе великая княжна Ольга Николаевна.

>Именем небесной покровительницы

Считается, что именование монастыря произошло во имя св. равноап. вел. кн. Ольги как небесной покровительницы великой княжны Ольги Николаевны Романовой.

Историческая справка

В начале царствования Петра I, в 1697 г., государь обратил на него внимание и способствовал его расширению. К несчастью, в 1723 г. его деревянные строения сгорели. Последовал указ Тайного верховного совета о восстановлении монастыря, но через год Пётр I скончался, и указ не был выполнен, а монастырь упразднили. В 1740 г. монастырская земля перешла к Троицкому Селижарову монастырю, и на ней были поселены приписные церковники. Из этого поселка образовалась деревня Волгино Верховье – предшественница нынешнего села Волговерховье.

В 1897 г. по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), который был и выдающимся церковным историком, а также тверского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына начался всероссийский сбор пожертвований на строительство соборного храма нового монастыря в Волговерховье. В 1906 г. при строящемся Спасо-Преображенском соборе образовалась женская община, ставшая основой учреждённого в 1909 г. Преображенского монастыря. Освящение нового кирпичного Спасо-Преображенского храма состоялось 29 мая 1912 г., и этот день считается основанием Волговерховского женского монастыря святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Монастырь был закрыт местными советскими властями в 1924 г. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска взяли Волговерховье, но монастырские храмы сохранились, в соборном храме располагалась конюшня.

28 декабря 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод определили по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открыть у истока Волги женский монастырь.

В комплекс монастыря входят, кроме Спасо-Преображенского собора, деревянная Никольская церковь (1908), перед которой установлен памятник Николаю Чудотворцу, домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Крестовоздвиженская часовня на водоразделе Волги и Озерёнки, т.е. Каспийского и Балтийского морей. Над истоком Волги восстановлена часовня. Другая часовня в с. Волговерховье освящена во имя прпмц. кн. Елисаветы. Хозяйственные и жилые постройки прежнего монастыря не сохранились. Проводятся работы по завершению строительства комплекса монастырских построек для проживания и жизнедеятельности насельниц монастыря и паломников.

В настоящее время в монастыре одна мантийная монахиня, две инокини и четыре послушницы. С 2009 г. регулярно три-четыре раза в неделю штатным священником в церквях монастыря проводятся службы.

Как добраться

От Осташкова 53 км по асфальту до д. Свапуще, там по указателю налево – на с. Волговерховье. Через 10 км движения по улучшенной грунтовой дороге, когда слева покажется оз. Стерж, дорога свернет направо, в лес. Через 8 км, миновав д. Вороново, вы окажетесь в с. Волговерховье, за дальней окраиной которой слева находится монастырь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *