Омофор Богородицы

Линейка «Зеленый диск»

Несколько лет назад в книге писателя Максима Калашникова (кажется то была книга «Оседлай молнию!») я нашел описание технологии психокоррекции, которую разрабатывала организация под названием «НИИ Психотехнологий им. Смирнова». Результат, который эта технология производила в борьбе, допустим, с вредными привычками и психотравмами, был столь необычным (да, впрочем, достаточно сказать, что он просто был!), что я решил обратиться напрямую в указанный НИИ чтобы выяснить подробности. Тот день стал началом нашего многолетнего сотрудничества и общения с ведущим сотрудником НИИ Максимом Конобеевским.

В этом выпуске я приведу статью М. Калашникова об основателе института Игоре Смирнове.

Гений психотехнологий

9 февраля 2001 года знаменитый британский физик и футуролог Стивен Хокинг выступил в Кембридже с сенсационной лекцией. Он считает, что с помощью генной инженерии человек увеличит объем своего мозга и тем самым расширит свои интеллектуальные возможности. Господи, насколько он неоригинален! Если бы Хокинг знал, что русские уже сегодня способны невиданно расширить интеллектуальные возможности человека, не корежа его генотип, не врезая в мозги компьютерные имплантанты. И здесь Россия пока опережает весь мир.

— Ваша задача — слушать музыку и нажимать кнопку, как только на экране появляется ряд цифр, — говорит мне провожатый. — Если вы поторопитесь, то в наушниках раздастся резкий сигнал и язвительный голос скажет «Рано!». Если не успеете — то услышите «Поздно!». Периодически на экране будут вспыхивать надписи «Добро» и «Зло». На первое реагируйте нажатием кнопки. Второе — пропускайте…

Усаживаюсь в удобное кресло перед экраном обычного компьютера. Надеваю наушники и беру в руки простейший пульт с единственной кнопкой. Так началась процедура психозондирования. Волны причудливой электронной музыки потекли в мой мозг. Гипнотизирующий, повелительный мужской глас в наушниках говорит: «Открой свою душу. Будь ребенком. Настройся на добро!». Дисплей машины замигал рядами цифр.

Черт! Первые минуты игры я то спешу с нажатием, то запаздываю. Резкие звуковые импульсы, прерывая космическую музыку, поначалу заставляют вздрагивать. «Рано!»… «Поздно!»… Голос после штрафных сигналов звучит с легким издевательством. Поневоле вхожу в ритм мелькания цифр на экране, и теперь карательные импульсы не звучат. Компьютер словно проверяет мою реакцию, все время пытаясь поймать меня. После каждой серии цифр начинают вспыхивать слова «добро» и «зло». Сначала они мерно чередуются, и ты реагируешь нажатиями уже автоматически: «добро-зло-добро-зло… «. О, черт! Поймал. Внезапно слово «зло» дублируется, а я автоматически нажимаю кнопку. «Зря нажал!» — автоматический голос бьет по натянутым нервам. И снова звучит музыка, и опять голос велит мне быть ребенком с распахнутой настежь душой.

Замелькали ряды цифр. Сейчас они кончатся, и снова пойдет «зло-добро». Постараюсь не быть захваченным врасплох. Поначалу это удается, но теперь компьютер ловит меня, два раза высветив «Добро». Среагировать не успеваю. «Надо было нажать!» — хлещет замечание.

Кажется, это превращается в игру на быстроту реакции. Расслабляюсь и стараюсь не допускать ошибок. Музыка все время звучит в наушниках, и я знаю: на ее фон наложен модулированный голос. Он все время о чем-то меня спрашивает, к чему-то побуждает, уточняет вопросы. Я не слышу его на уровне сознания, но подсознание его слышит, и тело мое реагирует на вопросы. Нажимая кнопку в ответ на мелькание экрана, я демонстрирую свои невольные реакции, заминки с ответами, выдаю то, что меня волнует или тревожит. Компьютер отмечает мои подсознательные реакции.

Вообще-то процедура должна длиться часа полтора. Но у меня есть только сорок минут. С сожалением снимаю наушники и останавливаю машину. Состояние мое — как после разгрузки вагона. Походка — «макаронная», ноги чуть подкашиваются. И вот тут начинаются чудеса.

Эксперт показывает мне распечатку. «У вас есть мышечные боли?» Да, немного застудил шею, ворочать головой больно. «Вы недовольны своей внешностью?» Точно. С тех пор, как забросил занятия борьбой, гирьки и гантельки, огрузнел изрядно. И мне сие действительно не нравится. «Почему вас взволновало название «КГБ»?» Не знаю. Наверное, не могу простить этой конторе развал Советского Союза. А эксперт продолжает:

— Ну, человек вы самодостаточный, чужому влиянию поддаетесь плохо, командовать любите. Детей своих обожаете. В семье все хорошо. С именем «Надежда» у вас ничего не связано?

… Черт, и это вытянули! Ну, разве можно забыть хрупкую девчушку, которая десять лет назад призналась тебе в своих чувствах?

— С армией у вас связаны плохие воспоминания?

Связаны. После сержантской «учебки» попал в войска и там НЕПРИЯТНО поразился атмосфере показухи, разложения офицерства и полной небоеспособности. Да еще по молодости и горячности лишился сержантских лычек за месяц до дембеля.

Спустя каких-то двадцать минут я чувствую небывалый подъем. Никакой тяжести в голове после обычного недосыпания, никакого туману в мозгу от выкуренной пачки сигарет. Голова совершенно ясна, мысли — четки. Господи, да так я себя чувствовал лет тринадцать назад, когда весил на четверть центнера меньше, курил пару сигарет в день и занимался спортом. Да, точно — так я чувствовал себя после хорошей тренировки, все казалось лучезарным и радостным, когда любое дело казалось по плечу. И это чувство окрыленности сейчас, после процедуры, держалось долгих 10 часов.

А ведь это — действие самой простой, элементарной нейротехнологии. Только ее малый побочный эффект…

Прорыв 1979 года

Все началось 2 февраля 1980 года, когда президиум Академии наук Советского Союза и Госкомитет СССР по науке и технике открыли научно-исследовательскую тему: «Физические поля биологических объектов, модулированные семантическим сигналом». Исполнителями этих сверхсекретных работ стали НИИ радиоэлектроники АН СССР, НИИ ядерной физики МГУ и Первый московский медицинский институт имени Сеченова. Тогда же в Первом «меде» возникает отдел нелекарственной терапии, позже превращенный в лабораторию психокоррекции. Во главе их стоял 28-летний ученый Игорь Смирнов, создатель революционных психотехнологий.

Что это такое? По определению Смирнова — это компьютерные технологии такого уровня, который позволяет диагностировать физическое и умственное состояние человека, а также исправлять это состояние через состояние человека, а также исправлять это состояние через прямой доступ в подсознание личности. Это проникновение неимоверно усиливает способности любого человека, заложенные в него от рождения. Если говорить совсем просто, то обычные люди используют всего четыре процента клеток мозга. Если же заставить работать хотя бы половину, то человек приобретает чуть ли не экстрасенсорные способности.

Смирнов — его фамилия по матери. А законным отцом его был не кто иной, как знаменитый начальник сталинского СМЕРШа Виктор Абакумов. Вместе с семьей его арестовали в 1951-м, и маленький Игорь ходить-то учился в тюрьме. Расстрелянного отца своего он не помнил и о своем происхождении узнал много лет спустя. Однако происхождение не помешало Игорю Викторовичу сделать впечатляющую научную карьеру в советские времена.

К 1982 году в его лаборатории родились уже завершенные технологические процессы, для которых сначала использовали отечественную вычислительную технику, а затем — и импортные компьютеры. Было сделано множество потрясающих изобретений, часть из которых считаются первопроходческими, пионерными. В 1980-е годы работа наших психотехнологов шла в рамках постановлений Центрального комитета коммунистической партии и Совета министров СССР, по решениям Военно-промышленной комиссии и приказам имперского Минздрава. Уже тогда Кремль держал в руках поистине чудо-оружие и волшебное средство одним скачком навсегда перегнать Запад.

— Для меня семьдесят девятый стал вехой, потому что именно тогда мы решились подать заявку на открытие. Называлась она так: «Свойство высших организмов к дистантным взаимодействиям», — рассказывает ученый. — Что это такое? Оказывается, когда есть группа живых объектов, они «варятся» в одном информационном поле. Никаких биополей нет — это ерунда, я ею уже переболел. Физическая природа информационного поля спорна. Никакие экраны его не загораживают, расстояния на него тоже влияют слабо. Вот прищемили хвост одной крысе — а за пять тысяч километров у другой в это время сердце остановилось. Я не утрирую. Так было. Пробовали на кроликах в Москве и в Самарканде.

Без сомнения, мы открыли экспериментальную модель оружия. Хотя к завершенной технологии такого рода мы и близко не подошли.

И действительно, Игорь Смирнов не оружие ковал. Он шел иным путем. Уходила старая эпоха, когда мощь страны определялась миллионами выплавленных тонн стали, баррелями извлеченной нефти и числом машиностроительных заводов. Наступала эра «экономики знаний» и высочайших технологий, в которой главным становилось производство не машин, а людей-гениев, способных стать выдающимися изобретателями, учеными, суперфинансистами и сверхвоинами. Смирнов создавал именно такое «человекостроение». Он очень многое успел до гибели СССР. Первый опыт по психозондированию, окруженный немыслимыми оболочками секретности, провели еще в 1984-м…

Все началось 2 февраля 1980 года, когда президиум Академии наук Советского Союза и Госкомитет СССР по науке и технике открыли научно-исследовательскую тему: «Физические поля биологических объектов, модулированные семантическим сигналом». Исполнителями этих сверхсекретных работ стали НИИ радиоэлектроники АН СССР, НИИ ядерной физики МГУ и Первый московский медицинский институт имени Сеченова.

Внешне в лаборатории Смирнова нет никакой фантастической техники вроде гипноизлучателей. Все построено на обычных персональных компьютерах и аудио-технике. Главный секрет технологии — это знания самого ученого о структуре личности человека и о способах воздействия на психику. Выявляются истинные взаимоотношения людей в группе, лидеры и те, кто им лично предан. Ты узнаешь, кто из них предан не человеку, а идее или общему делу, в ком развито чувство долга. Можно привести в норму тех, кто водит авиалайнеры, управляет ядерными реакторами или дежурит на командных пунктах стратегических сил, тех, кто дирижирует финансовыми потоками.

Если подняться на следующий уровень, то увидим уже технологии психической коррекции как для отдельных людей, так и для масс. Смирнов утверждает: так вполне возможно снизить агрессивность и преступные наклонности в обществе, особенно в регионах, склонных к вспышкам межнациональной розни. Эти же методы позволяют пресекать массовые беспорядки или панику при боевых действиях или техногенных катастрофах. Можно заранее рассеивать намерения у тех, кто готовит террористические акты. Передавая «встроенные» в музыку слова через динамики в аэропортах и нанося неосознаваемые людьми удары по подсознанию, можно засечь наркокурьеров и террористов с бомбами — по их «дергающемуся» поведению у пунктов досмотра.

Если же брать индивидуальный уровень, то психокоррекция способна излечивать наркоманию. Мы видели, как Смирнов лечит наркоманов, не применяя ни грамма лекарства. Зрелище жутковатое. Он сначала внушает им страх смерти, а потом — меняет мотивации их поведения.

Впрочем, грани психотехнологий весьма разнообразны. Представьте себе, что большой начальник, который решил навести порядок в России, вызывает к себе на беседу какого-нибудь известного чиновника, о котором всем известно: ворует фантастически, но поймать его за руку невозможно. И вот сидят они за столом, судача обо всяких пустяках -погоде, политике или вообще о музыке. И в кабинете музыка по радио играет или же кондиционер рядом мягко шумит. Но в шуме том скрыты переведенные в другой спектр вопросы, которые ваш собеседник сознательно не слышит, а его подсознание их прекрасно улавливает. Внешне ни один мускул на лице не дрожит, а тело все-таки едва заметно вздрагивает. Каждая дрожь прекрасно фиксируется компьютером.

— Воровал? — звучит неслышимый вопрос. Чиновник вздрагивает. Ага, воровал! Компьютер тут же задает новый вопрос.

— На каких счетах прячешь? В Австрии? Швейцарии? На Каймановых островах?

Он вздрагивает на слове «Австрия». Попался. Теперь надо перебрать названия банков. На каком опять дернется? Чем дольше беседа — тем больше допрашиваемый, сам того не понимая, выдает о себе сведений. При этом на месте подозреваемого в коррупции может сидеть тот, кого подозревают, например, в убийстве. Проблема судебной ошибки снимается.

Опыты показали, что, несмотря на неявность для проверяемого, эта система обладает гораздо более высокой эффективностью по сравнению с полиграфом — детектором лжи. Этот детектор, по большому счету — уже каменный век.

Трудно очертить даже границы достигнутого прорыва. Психосемантические методы, например, позволяют очень быстро изучать иностранные языки, в считанные дни наращивая словарный запас. А вот лазерный диск «Омофор». Слушай его, как обычный музыкальный — через наушники. Но на фоне музыки идет модулированное, неосознаваемое семантическое сообщение — звуковой сигнал сложной структуры. В 1997-1999 годах «Омофор» пробовали сорок пациентов с психическими расстройствами и болезнями на нервной почве. В том числе и те, кто страдает и эпилептическими припадками, и рассеянным склерозом. Результаты — очень хорошие. «Омофор» прекрасно борется с депрессиями, улучшает память и работоспособность, дает прилив сил и здоровый сон, вселяет уверенность в себя.

— Надо понимать, что эти технологии были разработаны еще до развала Советского Союза?

— Да, большая часть алгоритмов, идей и задумок была сделана именно тогда. По части обеспечения средствами, благами и приборами нам жилось очень хорошо. Я зарабатывал в 28 раз больше, чем сейчас. Советская власть платила мне 750 рублей в месяц, тогда как ректор Первого мединститута получал пятьсот. А тогдашние 750 рублей — это все равно, что семь тысяч долларов сегодня.

Резонатор инженера Смирнова

Гиперболоид инженера Гарина. Резонатор инженера Смирнова. Пока это фантастика. Дальнейший ход открытий сдерживается отсутствием сверхмощных компьютеров. Психосемантический резонатор может дать человеку поистине сказочную возможность: инструментально (через компьютер) вступать в контакт с над- и подсознанием. Сам же резонатор — это программно-аппаратный, базирующийся на системе психотехнологий, комплекс. Он дает в руки личности рычаги управления (и самоуправления) неосознанными психическими сферами. С его помощью человек способен сознательно совершенствовать свое «Я», работать со своим подсознанием, многократно усиливать способности, разбираться с внутренними конфликтами, укреплять мотивацию, делать несокрушимой свою волю.

Благодаря резонатору человек способен пустить в ход свои неимоверные умственные и телесные резервы, которые в обычном состоянии «спят», пробуждаясь лишь в чрезвычайных ситуациях. Мы все знаем, что под страхом смерти люди способны ставить настоящие рекорды. Спасаясь от собачьей своры, люди запрыгивают на самые высокие заборы. В горячке боя солдат иногда видит полет снаряда, а в рукопашной схватке — способен один уничтожить троих. Хрупкая женщина, когда ее ребенку угрожает опасность, иногда превосходит по силе тяжелоатлета. Новая же техника дает человеку возможность включать такие сказочные способности вполне сознательно.

Впервые в резонаторе Смирнова практически будет решена задача взаимообратной связи «человек-машина», когда мозг человека обретает дополнительный потенциал прямого использования памяти и всех возможностей сверхмощного компьютера. Как только резонатор будет построен, я первый суну в него голову. Пока есть только несколько частей резонатора…

Реакция машины для резонанса должна составлять 150 миллисекунд. Эти компьютеры у нас будут. Эти 150 миллисекунд позволят создать тот самый ритм воздействий — зрительных, звуковых, вибрационных.

Нет пророка…

В 1990-е наступила смута. Государство развалилось, державный контроль ослаб.

Прикладные работы Смирнова одно время теплились в специально созданном филиале «Союз-науки» — в шестом отделе научно-исследовательского центра «Кристалл» Миноборонпрома. Пока «реформы» не разгромили и это министерство. Фундаментальные исследования еще вяло текли в Первом-мединституте имени Сеченова, переименованном в академию (ММА). В 1994 появился НИИ психоэкологии Российской академии естественных наук. Во главе всех этих исследовательских организаций стоял Смирнов. Но из-за «демократического» безденежья свернула деятельность лаборатория психокоррекции в ММА имени Сеченова. Работу продолжали лишь аспиранты Смирнова. В 1993 году правительство США пригласило нашего гения для того, чтобы он помог в разрешении инцидента с техасской сектой-общиной «Ветвь Давидова».

Напомним, как было дело. Общинники считали, что власть в США захвачена мерзавцами и спекулянтами, которые уже давно не американцы. «Ветвь Давидова» стала жить, не признавая современных законов США. И тогда власти решили разогнать общину. Ее члены забаррикадировались в доме с оружием в руках, окруженные со всех сторон силами полиции и спецслужб США. Назревало кровавое побоище. Тогда Смирнов предложил передавать громкую музыку через динамики, а на фоне музыки — модулированные, встроенные в нее призывы родных и близких общинников, которые уговаривают их сложить оружие. Такое действие на подсознание действительно могло заставить осажденных сложить оружие, поколебать их решимость.

Правда, американцы использовали смирновские наработки бездарно. Вместо того чтобы «встроить» обращения родственников в музыку, они начали крутить их открыто, вызвав лишь всплеск ярости у осажденных. И тогда американский спецназ начал кровавый штурм убежища «Ветви Давидовой».

Смирнова усиленно заманивал к себе президентский советник Кристофер Моррис, и была даже создана совместная компания «Сайкитекнододжиз корпорейшн» («Корпорация психотехнологий»). Янки давали Смирнову гражданство США — но в обмен требовали передачи уникальных наработок. Однако русский ученый Родину не покинул.

Судьба сотрудников и соавторов Смирнова сложилась по-разному. Талантливые психологи, супруги В. Похилько и Е. Федотова выехали в США. Но их вместе с ребенком зверски убили в Пало-Альто, в одном из американских центров «управления будущим». Часть соратников Смирнова умерли своей смертью в России. Часть — продолжает работать за гроши в Медицинской академии имени Сеченова. Некоторые ушли в коммерческие структуры и развивают практическое применение уникальных разработок.

Максим Калашников (Кучеренко)

Новые CD, созданные по технологии И. В. Смирнова:

NEW! Зеленый диск #1. Антистресс. В ПРОДАЖЕ С ОКТЯБРЯ 2008! Зелёный диск® — Антистресс. предназначен для индивидуального прослушивания лицам, испытывающим стресс, психологическую напряженность, невротичность, плохое настроение, жизненную усталость, тревогу и беспокойство. Регулярно проводимые сеансы ослабляют влияния стрессовых ситуаций, гармонизируется душевное и физическое состояние.

Фабула создана основателем метода психокоррекции на неосознаваемом уровне, последователем и ученицей И. В. Смирнова Русалкиной Еленой Григорьевной.

А также еще два диска серии «Зеленый диск»:

Зеленый диск #2. Бросаем курить;
Зеленый диск #3. Уверенность в себе
Вы можете заказать эти CD по предоплате без предварительной регистрации в магазине. Достаточно написать нам письмо по адресу info@internatura.ru с указанием нужного товара и полного почтового адреса. Наложенный платеж при сумме заказа более чем на 1 тыс. рублей нами не практикуется.

С уважением, Константинов Леонид
leonid@internatura.ru

По рассылке: Сегодня у нас подписчиков: Пишите:
Архив
Статистика
Описание

leonid@internatura.ru

«Зеленый диск» может вправить мозги, но не туда

17.11.2000 | Архив

Бываете ли вы в магазинчиках при различных оккультных салонах, торгующих всякими амулетами, картами Таро, талисманами и прочей «амуницией» для домашней магии и чародейства? Впрочем, этим добром теперь наполнены прилавки и некоторых вполне солидных магазинов. Среди амулетов иногда можно увидеть и так называемый ОМОФОР, называемый еще и так: «Зеленый диск».

Этот лазерный диск хорошо известен тем специалистам, которые занимаются психологией и психиатрией. Ученые разработали его как лекарство для людей с «проблемной психикой». И этот компакт-диск никак не предназначен для всеобщего и свободного прослушивания.

Но, как сообщили некоторые интернетовские издания, «Зеленый диск» был похищен из московского НИИ психоэкологии и растиражирован с некоторыми изменениями. Газета «Труд» опубликовала сообщение с пресс-конференции российского «отца психотронного оружия» Игоря Смирнова, который буквально заклинал не пользоваться «самопальным» ОМОФОРом.

Долгое время о том, чем занимается Игорь Смирнов, писать в прессе не позволялось. И даже когда вездесущие журналисты узнали его тайну, то так называемые «компетентные органы» по привычке отнекивались: «Никакого психотронного оружия нет! Это фантастика…»

И тем не менее, на пресс-конференции Игорь Викторович Смирнов подтвердил, что разработкой электронных психотехнологий он занимается более 20 лет. То, что он изобрел, способно влиять на психическое состояние человека.

Как пишет «Труд», в Институте психоэкологии, которым он руководит, уже многие годы разрабатываются и успешно применяются методы лечения тяжелейших заболеваний с помощью специальных компьютерных программ, которые воздействуют на подсознание больного. Здесь и был создан «Зеленый диск».

Такие разработки (в основном — компьютерные) появились около двадцати лет тому назад. Прежде всего это методики, необходимые для диагностики многих болезней — их называют психозондированием. Суть в том, что из человека «добывают» информацию, которую он содержит в сознании, как бы не помнит ее. Это можно условно назвать детектором правды. Игорь Смирнов считает, что такой процесс очень напоминает психоанализ знаменитого Фрейда: психотехника помогает «добраться» до комплексов, вытесненных из сознания человека, и таким образом понять истоки болезни.

Другое, еще более серьезное направление работы — методы психокоррекции. Они сводятся к тому, чтобы, минуя сознание (а стало быть, и стадию критического осмысления), ввести некую информацию в подсознание человека. Происходит именно то, что называют внушением. В общем, некоторые средства позволяют заложить в память любую информацию, изменяющую поведение человека. И это никакая не фантастика!

Теперь «Зеленый диск» может купить всякий желающий. «Эта ситуация тревожит его разработчиков, — сообщил Игорь Смирнов в одном из своих интервью. — Мы считаем необходимым предупредить о ней общественностъ. На диске, который уже появился в «пиратском» варианте, содержится «психомузыка». Это музыкальные композиции, в которых есть замаскированные, «встроенные» речевые сигналы (попросту говоря — голос человека). Пока у нас нет оснований полагать, что диск может принести вред. Но я по-прежнему убежден, что психокоррекция должна проводиться только с участием врача. Ведь эти методики совсем новые, у нас нет данных об отдаленных последствиях их применения…»

«Зеленый диск», как образно говорят психоэкологи, — это еще и «витамины для мозга». Но при «пиратском» копировании они как бы портятся, а то и заменяются своего рода ядами. Ведь известно, что при перезаписи теряется до 30 процентов закодированной психокоррекционной информации. И, естественно, в установках, которые при прослушивании компакт-диска получает человек, возникают различные сбои.

«Зеленый диск» не первая пси-технология, похищенная «пиратами» и широко растиражированная. Некоторым хабаровчанам, например, известны «тошнилки». Это источники инфразвука, способные вызвать приступы тошноты и даже рвоты. Берут их обычно, чтобы «приколоть» свою компанию. А четыре года назад появилась компьютерная программа для психозондирования. Предназначенная специалистам, она помогает им выявить у человека его страхи, навязчивые состояния, комплексы, необычные склонности. Теперь представьте, что этой программой обследуют вас без вашего согласия. Неприятно, да?

Попали на «черный рынок» и некоторые другие компьютерные пси-технологии. В некоторых кафе прокручивают музыкальные отрывки со специальных пси-дисков. И продаются различные аудиокассеты, якобы успокаивающие, излечивающие людей звуком… А на самом деле порой калечащие!

Ну и какие из всего этого стоит сделать выводы? Бесполезно требовать каких-то запретов. «Пиратам» всякий дефицит только на руку. Может, всего и надо-то, что посоветоваться со своим врачом, стоит ли вообще что-то там такое слушать «от плохого настроения»…

Омофор

Покров Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род.

Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения. Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья.

Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.

Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.

На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».

Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды – омофор, епитрахиль и орарь – имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства. Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах – это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном – епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение.

Зачастую это прощение грехов от Бога оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов. Мы видим, как священник простирает над главой епитрахиль, но мы не видим тот нетварный свет, которым Бог просвещает наши души.

Тот Покров, который простерла Божия Матерь над главами молящихся в константинопольском храме тысячу лет назад, имеет много общего с тем покровом, который простирает над главою кающегося за каждой исповедью священник или епископ. Покров Божией Матери был символом прощения от Бога: опасность миновала, враг уходит, живите счастливо и долго на земле. Покров священника тоже является символом прощения: Бог не поставит тебе в вину твои грехи, если ты не будешь их повторять, иди свободным и продолжай свой жизненный путь. Чудо Покрова Божией Матери, когда от Ее омофора исходил свет светлее солнца, явственно увидели всего два человека. Так и способность увидеть чудо схождения благодати на главу кающегося человека после каждой исповеди тоже является уделом лишь избранных.

Мы верим, что Пречистая никогда не прекращает молитв за весь христианский род. В песнопениях сегодняшнего праздника мы многократно слышим обращение к Божией Матери: «За весь мир молишися, покрывaющи милостию», «молишися спастися всем», «честным омофором покрывaющи люди от всякия напaсти», «Тебе, Заступницу, и покров державен христианскому роду Христос дарова, покрывати и спасати люди согрешшия, к Тебе притекающия».

Нам хочется верить, что Господь нас прощает, защищает и благословляет по молитвам Божией Матери. Но почему-то очень часто этого покрова Богородицы мы на себе не чувствуем. Мы молимся, а в ответ не видим никаких перемен. Болезни, скорби, неустройства в жизни – все это продолжается изо дня в день. Неужели Бог нас оставил, и теперь наши молитвы напрасны?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобрать фрагмент одной из молитв сегодняшнего богослужения. В этой молитве звучит не только просьба к Богу о помощи, но и слова, обращенные к нам лично: «верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия» (1-я стихира на литии). Слова «истинную Матерь Божию исповедующие» говорят о том, что мы должны искать истину, правильных представлений о Боге и Деве Марии. Мы тогда начнем торжествовать с ангелами, когда очистим ум и приобретем знания о духовных предметах (см. стихиру на «Славу и ныне» на литии), когда будем хранить сердце в чистоте и соблюдать верность Богу. Затем автор молитвы обращает внимание на душевное расположение молящегося человека: «Сыну Твоему вопиющие». Молитва к Сыну Божию – это не перечисление списка предметов, которых не хватает в доме или на даче для полного счастья. Молитва – это крик души, вопль верующего человека.

Молиться со слезами на глазах, оплакивать свои проступки или хотя бы извиняться друг перед другом, когда мы кого-то обижаем, сейчас как-то не принято. Мы можем нагрубить, оскорбить, посмеяться над неудачами другого человека, пройти мимо чужой боли и при этом ничего не почувствовать. Мы ставим свое «я» мерой всех вещей и даже на исповеди не сокрушаемся в том, что с кем-то хладнокровно сводим счеты. Рассказываем о проблемах с мужем, дочерью и зятем, пытаясь уйти от ответа на прямой вопрос: а как ты сам (или сама) живешь? Какой ответ ты дашь пред Богом за свою душу? Мы не заботимся о том, чтобы приобрести верные знания о Боге, мы не плачем о своих грехах и зачастую не спрашиваем себя: какие мотивы мною движут, когда я что-то говорю и делаю по отношению к другим людям? И как же мы хотим заполучить Божий покров, когда мы сами не стремимся подготовиться для диалога с Богом?..

Матерь Божия никогда не прекращает молитв за весь христианский род. И Ее Покров простирается над каждым из нас

Дорогие братья и сестры, тысячу лет назад такие же, как мы с вами, люди увидели, как омофор Пречистой изливал свет и даровал гражданам освобождение от неприятелей. Начиная с князя Андрея Боголюбского, на протяжении веков русские люди строили храмы в честь Покрова Божией Матери. Они, несомненно, ощущали, что Богородица хранит землю Русскую. Так и нам с вами следует верить, что тот Покров Божией Матери простирается над каждым из нас.

Будем же молиться Пречистой Деве, чтобы Она простирала руки к небу на всех христиан и возносила бы нашу скромную молитву к престолу Господа Славы. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (кондак, глас 3).

Аминь.

Что такое омофор?

Образ Пресвятой Богородицы

Те, кто знаком с греческим языком, легко переведут это слово. «Омос» — плечо, «феро» — нести или носить. «Омофор», таким образом — «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи.

Если посмотреть работы художников, на которых изображены женщины Ближнего Востока, или энциклопедии с иллюстрациями, увидим, что во времена Христа такое покрывало было типичной деталью женской одежды. Только в греческих текстах оно обозначается словом «мафорион», а не «омофор». По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника, с другой, содержит в себе представление о ми­лосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» — Плащ Богородицы.

Собственно слово «омофор» сегодня обозначает одну из частей богослужебного облачения архиерея. Омофор бывает двух видов. Великий — это длинная широкая лента с изображениями крестов, которая, огибая шею, одним концом спускается на грудь, а другим — на спину. Малый — широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами. Символически она обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей служить не может. Кроме того, назначение омофора — напоминать епископу, что он должен относиться к пастве так же внимательно и заботливо, как добрый пастырь, который на плечах несет домой отбившуюся от стада и пропавшую овцу.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

«Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, так как изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, то есть естество наше, и что Он, низшед с небес, воплотился и, будучи назван агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при надевании омофора на плечи: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь», — писал Блаженный Симеон, архиепископ Солунский.

Некоторые толкователи считали, что прообразом омофора является эфод — ритуальное облачение священнослужителей, которое упоминается в Ветхом Завете. Например, эфод носил Аарон. По всей вероятности, он был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок. К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам («оникс») в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова. Это было символическое обозначение всего Израиля. Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.

Епископ в малом омофоре

Омофо́р (др.-рус. амафоръ, амфоръ, амафорий, омофоръ, омфоръ, амθоръ, др.-греч. ὠμοφόριον от ὦμος — плечо и φόρος — несущий), нара́менник, нара́мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — принадлежность богослужебного облачения епископа.

Различают великий и малый омофор:

  • Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину.
  • Малый омофор — широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами.

Омофор надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесённую добрым пастырем на плечах в дом (Лк. 15:4-7), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного. Также омофор знаменует благодатные дарования епископа как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, епископ не может священнодействовать. Епископ совершает все богослужения в великом омофоре, кроме большей части литургии, совершаемой в малом омофоре. При выносе Евангелия на середину храма для чтения и на Великом входе диакон несёт омофор впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей.

В переносном смысле «быть под омофором» — означает находиться в чьей-либо церковной юрисдикции, на попечении или под покровительством.

> См. также

  • Паллиум и Рационал — аналоги омофора в католической церкви.

Примечания

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005. — С. 111.
  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Кат. 102 Омофор. — // Византийские древности. Произведения искусства IV–XV веков в собрании Музеев Московского Кремля // Отв. ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 2013.: Пинакотека.

Смотреть что такое «Омофор» в других словарях:

  • ОМОФОР — (ново греч. omophorion, от omos плечо, и phero несу). Наплечник, нарамник, узка верхняя часть архиерейского облачения, надеваемая на плечи в воспоминание заблудшей овцы, взятой Иисусом Христом на свои рамена. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ОМОФОР — (греческое omophorion, буквально носимое на плечах), часть облачения православного архиерея в виде широкой длинной ленты (в древности из белой шерстяной ткани, позднее из парчи, шёлка и других тканей различных цветов) с изображением крестов и… … Современная энциклопедия

  • ОМОФОР — ОМОФОР, омофора, муж. (греч. omophorion, букв. носимое на плечах) (церк.). Часть епископского облачения, надеваемая на плечи. «Матушка омофор епископу хотела вышивать.» Мельников Печерский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • омофор — нарамник, накидка, наплечник Словарь русских синонимов. омофор сущ., кол во синонимов: 3 • накидка (42) • … Словарь синонимов

  • Омофор — (wmojorion, от wmoV плечо и jerw ношу), иначе нарямник облачение, носимое на плечах; отличие архиерея. Это длинный и широкиплат, с изображениями креста, одеваемый поверх других архиерейских одежди опускающийся одним концом спереди, другим сзади.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • омофор — ОМОФОР, арх., церк. – Часть архиерейского облачения, надеваемая на плечи. В ответных дарах царь передал для Софийского храма серебряную панагию с мощами святого Пантелеимона, святого Иоанна Милостивого и Иоанна Златоуста, а также драгоценный… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Омофор — (греческое omophorion, буквально носимое на плечах), часть облачения православного архиерея в виде широкой длинной ленты (в древности из белой шерстяной ткани, позднее из парчи, шёлка и других тканей различных цветов) с изображением крестов и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОМОФОР — муж., греч. часть архиерейского облаченья, нарамник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • Омофор — (греч. «носимый на плечах») принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофоры. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов. Великий омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба… … Православие. Словарь-справочник

  • Омофор — одна из принадлежностей архиерейского облачения, которую предстоятель носит на плечах. Омофор бывает малым и великим. Последний представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов, которая, обвивая шею, одним концом спускается на… … Православная энциклопедия

Покров (амафор) Богородицы — что это такое?

Покров (амафор или мафорий) Богоматери – одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. Покров Богоматери изображается на иконах преимущественно багряного тона, чаще пурпурный (пурпур – знак патрицианства) с тремя восьмиконечними звездами – одна на челе, две на плечах, в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Амафор (покров) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Амафор – древняя одежда сирийских женщин. Большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру. По краям украшен каймой и бахромой. Амафор (покров) надевается на голову, когда волосы забраны в чепец.

Покров Пресвятой Богородицы – великий праздник в память чудесного события явления Богородицы, при котором она покрыла верующих своим мафорием (произошло в 910 году в Константинополе).

Праздник Покров Богородицы – один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.

В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.

Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – Покров (амафор) Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо.

…По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.

На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землей» – местом особого почитания Царицы Небесной.

Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII в. При этом считается (но теперь это подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.

Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя существует немало работ. Тем не менее, ясно, что традиционная (и горделивая!) точка зрения на то, что это «чисто русский праздник», основанный Андреем Боголюбским и неведомый грекам и другим христианам, – ошибочна.

Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного церковным уставом! – акафиста «Взбранной Воеводе…» Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, жившему еще в VI веке; поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот!). Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.

Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться!) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетии. Общий для всех христианских народов смысл праздника – милосердная защита Богородицей людей, города, страны – выразилась у нас в символе Покрова, у греков – в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков – в символе Pallium’а, т. е. Плаща Богородицы.

У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор? К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах («покрый нас Своим омофором» и др.). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово мафорион; это – большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.

По материалам сайта азбука.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *