Омофор, что это?

Чудо, которому 1105 лет

14 октября Русская Православная Церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Полное его название «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

В основу праздника положено предание о событии, произошедшем 1 октября (по старому стилю) 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы», Государственная Третьяковская галерея. Фото: Википедия

Как сообщает «Википедия», чудо, прославленное церковью, произошло во время всенощного бдения, когда православная греческая столица была окружена многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага.

Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим.

Заступничество Девы Марии

Господь наградил этого человека даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

Это видение заступничества Пречистой Девы стало знаком и означало спасение жителей города от нашествия. Войска противника вскоре действительно отступили от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

Соборы и иконы в честь праздника

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был введен заботами святого князя Андрея Боголюбского – внука Владимира Мономаха, в XII веке. Он же построил первый храм в честь Покрова Божией Матери – на Нерли в 1165 году.

В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь).

Известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году.

Вопрос-ответ Как правильно давать милостыню?

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале – на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове – в росписях собора Снетогорского монастыря (1313 г.).

Согласно информации из базы данных сайта «Храмы России», на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма и других культовых объекта (7,51% от общего числа объектов). Это ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике, на первом же месте – храмы и другие культовые объекты, посвященные Николаю Чудотворцу (23%).

В центре донской столице, по ул. Большой Садовой 113б, в Покровском сквере тоже построена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (2005-2007 гг.).

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором ( покровом) в руках в верхней средней части икон.

Интересно, что казаки много столетий назад выработали собственный стиль изображения икон. Основное его отличие – изображение молящего люда в виде казаков. На Донской иконе Покрова Пресвятой Богородицы присутствует изображение святого Георгия Победоносца, также весьма почитаемого казаками.

Новость по теме Святыня донского казачества получит статус Патриаршего собора

Традиции на Покров

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.

На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, с ним было связано множество примет, посвящённых окончанию осени и началу зимы. Первый по-настоящему осенний праздник.

Праздник считается покровителем свадеб, поэтому в старину сельские девицы молились о скорейшем замужестве. Они считали для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви, поставить свечи перед иконою Покрова Богородицы и провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

Во время праздника Покрова часто выпадает первый снег. Он покрывает все окружающее, а этот зимний покров напоминает свадебное покрывало или фату. Да и само название народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Поделиться

Омофор переводится с греческого как «носимый на плечах».

Это часть богослужебного облачения епископа, широкая лента с изображением крестов. Омофор называют великим, если он, огибая шею, спускается одним концом на грудь, а другим на шею, и малым – в том случае, когда оба конца более короткой ленты закреплены спереди на груди. Омофор символизирует потерявшуюся овцу, которую несет на плечах добрый пастырь. Без омофора епископ не может священнодействовать. В переносном смысле «быть под омофором» означает находиться в чьей-либо церковной юрисдикции, под попечением или под покровительством.

Также омофором называют широкий плат Богородицы, спускающийся Ей на плечи. В русской традиции в этом случае больше принято название «Покров». Существуют молитвы, в которых к Богородице обращена просьба укрыть своим омофором от всякого зла.

Павел Мельников-Печерский. Отрывок из книги «В лесах»

«Ступай-ка в самом деле, Флёнушка, – сказала мать Манефа, – пошей. Времени-то немного остается: на сырной неделе оказия будет в Москву, надо беспременно отослать». «На Рогожское хочу пелену-то послать, — продолжала она, обращаясь к Патапу Максимычу. — Да еще хочу к матушке Пульхерии отписать, благословит ли она епископу вышивать омофор»

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»

Один из самых почитаемых церковных праздников на Руси был установлен св. благоверным князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году. Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.

Варварское племя сарацин (магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило Константинополь с целью стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей предать лютой казни, надругавшись над их верой.

В 1-й день октября (по старому стилю) весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. С отчаянием и слезами они обращались в молитве к Матери Божией, это была их последняя и единственная надежда. Сила молитвы была так велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их.

Но не все воочию узрели это явление. Святой Андрей, Христа ради юродивый увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных”. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?” Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь”.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело – враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.

Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия – удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Наиболее почитаемые у нас иконы – Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и Отечеством.

Храмы в честь Покрова Божией Матери появились в России в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году. Другой известнейший собор (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы на Красной площади и построен царем Иоанном Грозным в честь победы над татарами в 1552 году.

В Брестском районе храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы находятся в д. Каменица-Жировецкая, д. Малые Щитники, д. Прилуки, д. Томашовка, с. Покры.

И как в далеком Царьграде просили греки когда-то Пресвятую Богородицу о помощи, так и мы в трудные минуты жизни должны обращаться с молитвой к нашей Заступнице и Утешительнице, прося избавить нас от всевозможных бед и напастей, принять под Свою защиту и покровительство. По словам святителя Иоанна Златоуста, Пресвятая Богородица – «первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира».

А все те, кто хранит о событии в Константинополе память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

Евгения МОРОЗОВА

Дальнейшая история омофора или головного покрова Пречистой Девы связана со старинным французским городом Шартр, который находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа.

История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства – покров Богородицы. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

Покрову Богоматери, пребывавшему в Шартре, приписывали много чудодейственных событий. В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически уничтожен трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился покров Пречистой Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню. После пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От старого храма уцелела лишь часть, она бережно сохранена. Фасад собора украшен великолепными каменными барельефами. На одном из этих барельефов, над правыми вратами Королевского портала, изображено Положение ризы Богородицы в ковчег. Много раз повторяется изображение ризы Богородицы и на рельефах алтарной части храма.

Образ Пресвятой Богородицы

Те, кто знаком с греческим языком, легко переведут это слово. «Омос» — плечо, «феро» — нести или носить. «Омофор», таким образом — «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи.

Если посмотреть работы художников, на которых изображены женщины Ближнего Востока, или энциклопедии с иллюстрациями, увидим, что во времена Христа такое покрывало было типичной деталью женской одежды. Только в греческих текстах оно обозначается словом «мафорион», а не «омофор». По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника, с другой, содержит в себе представление о ми­лосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» — Плащ Богородицы.

Собственно слово «омофор» сегодня обозначает одну из частей богослужебного облачения архиерея. Омофор бывает двух видов. Великий — это длинная широкая лента с изображениями крестов, которая, огибая шею, одним концом спускается на грудь, а другим — на спину. Малый — широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами. Символически она обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей служить не может. Кроме того, назначение омофора — напоминать епископу, что он должен относиться к пастве так же внимательно и заботливо, как добрый пастырь, который на плечах несет домой отбившуюся от стада и пропавшую овцу.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

«Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, так как изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, то есть естество наше, и что Он, низшед с небес, воплотился и, будучи назван агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при надевании омофора на плечи: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь», — писал Блаженный Симеон, архиепископ Солунский.

Некоторые толкователи считали, что прообразом омофора является эфод — ритуальное облачение священнослужителей, которое упоминается в Ветхом Завете. Например, эфод носил Аарон. По всей вероятности, он был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок. К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам («оникс») в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова. Это было символическое обозначение всего Израиля. Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *