Онуфрий великий

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем».
Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою, каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте, написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием.

Однажды ему пришла мысль пойти вглубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Тот был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей-пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек, христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина, и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление.

С тех пор преподобный Тимофей мирно жил в полном уединении, питался плодами финиковой пальмы и утолял жажду водой из источника. Преподобный Пафнутий просил старца позволить ему тоже остаться в пустыне. Но тот ответил, что ему не вынести бесовских искушений, которым подвергаются пустынножители, благословил его и снабдил на дорогу финиками и водой.

Отдохнув в пустынном монастыре, преподобный Пафнутий предпринял второе путешествие вглубь пустыни. Он шел 17 дней. Запас хлеба и воды кончился, и преподобный Пафнутий дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. На 17-й день преподобный Пафнутий дошел до горы и сел отдохнуть. Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к себе. Это и был великий пустынник – преподобный Онуфрий. По просьбе святого Пафнутия он рассказал о себе.

Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного. Ежегодно старец навещал его, а через несколько лет, придя к преподобному Онуфрию, скончался.

По просьбе преподобного Пафнутия преподобный Онуфрий рассказал о своих подвигах и трудах и о том, как Господь утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святыми Тайнами.

Преподобные беседовали до вечера. Вечером рядом с ними появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и испугался за него. Святой Онуфрий сказал: «Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему». Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения.

Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: «В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой», – и скончался.

Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, а затем положил его в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Но внезапно пещера обвалилась, пальма мгновенно засохла, а источник иссяк.

Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь.

Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет. Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе, этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом, который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил имена старцев, но они сказали: «Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в Горних селениях Божиих».

Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в городе Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу. Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. «Вот уже шесть лет, – сказали юноши, – мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника». Юноши назвали свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их. Ради преподобного Пафнутия в этот раз они не ушли в пустыню, а всю неделю молились с ним вместе. В следующую субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Тайн и услышать сказанные Ангелом слова: «Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего».

Преподобный Пафнутий дерзнул испросить у Ангела позволения до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог указал ему иной путь – возвратиться в Египет и поведать всем христианам о жизни пустынников.

Простившись с юношами, преподобный Пафнутий через три дня пути вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия встретили его с любовью. Преподобный Пафнутий рассказал все, что узнал о святых отцах, встреченных им в глубине пустыни. Братия подробно записали рассказ преподобного Пафнутия и распространили его по другим скитам и монастырям.

Преподобный Пафнутий благодарил Бога, сподобившего его узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и возвратился в свою обитель.

Преподобный Онуфрий помогает тем людям, которые на первое место ставят не должность, богатство и комфорт, а чистоту Православной веры и свое спасение.
Об этом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий сказал в проповеди в день памяти прп. Онуфрия Великого, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
«Прп. Онуфрий помогает тем людям, которые подвизаются, которые борются с собой, которые хранят чистоту Святой Православной веры, которые на первое место в своей жизни ставят спасение — ни должность, ни богатство, ни комфорт жизни, а свое спасение… Преподобный особенно помогает таким людям, и его молитва защищает таких подвижников от падения, от соблазнов, от греха», — в частности отметил Предстоятель.
Как напомнил Блаженнейший владыка, прп. Онуфрий Великий прожил 60 лет в чрезвычайном смирении и терпении отшельником в пустыне.
По словам Архипастыря, прп. Онуфрий был вымоленным ребенком Персидского царя. «Дьявол, предусмотрев, что это будет великий подвижник, который его посрамит, еще до рождения преподобного подошел к царю в облике мужчины и сказал, что ребенок не твой, он от твоего слуги. Если ты хочешь убедиться, что это правда, то брось его в огонь, и если он сохранится, то я говорю неправду», — начал рассказывать житие преподобного владыка, отметив, что царь действительно бросил в огонь своего сына, но Бог сохранил его, и это поразило отца.
После, как добавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, царю явился Ангел Божий и сказал, что он должен идти с ребенком, куда ему укажет Бог. Однако царь ослушался, но то, что сын отказывался от материнского молока, но согласился вкушать молоко оленицы, заставило его прислушаться к словам Ангела. Так они оказались в пустынном монастыре.
Предстоятель подчеркнул, что уже в 7-летнем возрасте прп. Онуфрий отличался сильной истинной верой.
«В монастыре учили о Боге, вере, страха Божия, и преподобному давали каждый день кусок хлеба. Однажды он зашел в храм и увидел икону Божией Матери с Младенцем на руках и почему-то подумал, что Младенец тоже хочет есть, и поделился со Спасителем куском хлеба, — вспомнил такую историю Блаженнейший владыка, отметив, что так продолжалось, пока об этом узнал игумен монастыря и велел юному подвижнику самому попросить хлеба у Спасителя. — И Спаситель дал ему такой большой хлеб, что он едва донес к игумену… Всех это удивило: как такой маленький ребенок имеет такую большую благодать Божию в себе, и такую чистую детскую веру, соединившую с Богом не только мысленно, но и реально. Он жил с Богом, как Адам жил в Раю и ходил пред лицом Божиим».
Когда же Онуфрию исполнилось 10 лет, то он, узнав о монахах-пустынниках, сам решил стать пустынником и тайно покинул монастырь. Ангел привел его в пещеру, где будущий преподобный встретил старца, который и научил его жить в жаркой пустыне. С тех пор он подвизался в пустыне, пока не пришло время перехода в вечность.

По словам Митрополита Онуфрия, Бог послал прп. Онуфрию благочестивого прп. Пафнутия, который искал пустынников и рассказывал людям об их подвигах.
«Они пробыли некоторое время вместе, и преподобный рассказал ему, как первые 30 лет в пустыне ему приносил хлеб и воду Ангел Божий, а в другие 30 лет Бог послал ему пальму, на которой обильно родили финики… Потом появился источник воды», — сказал владыка и добавил: «Настолько он был высок по своему смирению, по своей любви и терпению, что Бог посылал ему Ангела, который приносил Священные Тайны — Тело и Кровь Христовы и причащал его».
В конце проповеди Блаженнейший владыка призвал всех жить по заповедям Божьим и следовать подвигу прп. Онуфрия: «Мы не можем сравниться с преподобным Онуфрием, но можем хоть немного терпеть, хоть немного смиряться друг перед другом и уважать друг друга, любить Бога и любить ближнего».

После проведения 15 декабря Объединительного собора и избрание на пост предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Епифания, этот титул официально потерял глава УПЦ Московского патриархата Онуфрий.

Об этом сообщил пресс-секретарь УПЦ Киевского патриархата архиепископ Евстратий Зоря.

Спикер отметил важность создания единой Православной церкви Украины, которую признал Константинополь. Он напомнил, что согласно официальному письму Вселенского патриарха Варфоломея, глава УПЦ МП теперь потерял право на титул митрополита Киевского.

«То есть с точки зрения вселенского православия, присутствие Московского патриархата на территории Украины уже не соответствует канонам, а по канонам отвечает как раз пребывание в поместной Украинской православной церкви», — отметил Евстратий Зоря и добавил, что Московский патриархат в соответствии с государственным законодательством продолжит существовать в Украине, однако «постепенно будет происходить объединение с Украинской церковью тех, кто желает этого добровольно».

Напомним, 15 декабря в Киеве состоялся Объединительный собор, на котором представители трех православных церквей Украины приняли решение о создании Поместной церкви и был избран ее предстоятелем митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания.

Новосозданная церковь канонически признана Вселенским патриархатом и получила название «Православная церковь», а ее предстоятель носит титул «митрополит Киевский»

Теперь новоизбранный митрополит Киевский поедет в Стамбул 6 января для получения Томоса из рук Вселенского патриарха.

Фотогалерея Как происходил Объединительный собор трех православных церквей Украины (14 фото)

  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим
  • Полноэкранный режим

Процедура предоставления Украинской православной церкви Томоса (признание ее автокефальной) началась во Вселенском патриархате еще в начале сентября. Уже 7 сентября Вселенский патриарх Варфоломей назначил двух своих представителей (экзархов), которые помогали в создании объединенной УПЦ и подготовке к Объединительному собору.

11 октября Синод Константинопольского патриархата принял решение продолжить процедуру предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви. Также было принято решение о признании Константинополем узурпации власти над Киевской митрополией Москвой незаконным актом. Также синод решил снять все запретительные санкции РПЦ относительно предстоятеля УПЦ КП Филарета и предстоятеля УАПЦ Макария. Вместе с тем Патриархия подчеркнула недопустимость имущественных конфликтов и насилия в процессе созидания поместной церкви в Украине.

Через 4 дня, на собственном соборе, Русская православная церковь заявила о полном разрыве отношений с Константинопольским патриархатом и обвинил Константинополь в «расколе мирового православия». В Стамбуле на такой шаг РПЦ не ответили «взаимностью» и попросили Москву признать и смириться с автокефалией украинской церкви.

Следующий шаг к объединению и предоставления Украинской церкви Томоса сделали 3 ноября в турецком Стамбуле. Константинопольский патриарх Варфоломей и президент Украины Петр Порошенко подписали соглашение о сотрудничестве. А уже 25 ноября на соборе Вселенского патриархата назначили Объединительный собор в Украине на 15 декабря. Иерархи УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП во время него должны утвердить устав новой церкви и избрать предстоятеля. Следует отметить, что подавляющее большинство архиереев УПЦ МП, которая подчиняется РПЦ тоже отказались участвовать в Объединительном соборе и не приняли приглашение.

Изображения основоположников пустынножительства Петра Афонского и Онуфрия Великого были широко распространены на Афоне, где сохранились памятники соименной иконографии с XV в. XVI в. – расцвет афонского фрескового искусства. Андроник Византиец – 15 в.

Панселин солунянин, его ученик Феофан критянин и Фралг биотиец Антоний Зограф и Феофан Критянин в 1545 г. и 1564 г. расписывали собор вмч Георгия в Ксенофе. (ц. вмч. Георгия в Павловском монастыре и Зографе)

Существует несколько редакций жития преп. Петра. Житие Петра Афонского, помещенное в Деяниях святых, составлено Григорием Паломою, архиепископом Солунским. Житие святого, имеющееся в Афонском патерике, приписывается монаху Николаю, по его свидетельству, очевидцу чудес от мощей св. Петра и слышавшему о житии его от очевидцев или современников. Наконец, преосв. Порфирий (Успенский)передает жизнь святого по Ватопедской рукописи 1422 г. в своей истории Афона. В 667 г. Петр воевал с арабами в Сирии и, взятый в плен, заточен в крепость Самару; в 676 г., по случаю размена пленных он освобожден, и отправился в Рим, в 681 г. пришел на Афон, где после многолетних подвигов, скончался в 734 г. Мощи его из пещеры были перенесены в обитель Климента, где сокрыты от иконоборцев. Около 800 г. опять они были открыты и поставлены в Карейский Богородичный храм Протата временно. В 969 г. , по случаю сметения на Афоне. Безмолвники Климентовской обители увезли их во Фракийское село Фотокоми и отдали епископу того места за 100 золотых монет. Здесь были многие чудеся, которые видел монах Николай, жизнеописатель святого, в 980 г.

Преподобный. Петр Афонский был военачальником в византийской армии и в 667 году. Во время войны с арабами, попал в плен и был заключен в темницу в крепости Самара на реке Евфрате. В темнице Петру явились святитель Николай Мирликийскийи св. Симеон Богоприимец, после чего бывший военачальник дал обет принять монашество и был чудесным образом освобожден. Монашеский постриг Петр принял в Риме. Был удостоен чудесного посещения Пресвятой Богородицы и ее благодатной помощи на избранном им поприще. Афон — место монашеского подвига было также указано Богородицей. В горной пещере, на юге Афона, он провел 53 года в строгом уединении и аскетических трудах. Изображается глубоким старцем греческого типа, седой, с длинными волосами. Борода густая, широкая ниже колен Тело худое и бледное препоясано лентием.

Преподобный Онуфрий Великий принял монашеский постриг в общежительном монастыре Эрити в Египте, где исполнял послушание ткача (IV в.). Удалился в пустыню за реку Нил и 60 лет вел отшельническую жизнь, отличавшуюся крайней степенью аскетизма. Изображался глубоким старце египетского типа: седой, борода белая и длинная до земли. Тело у него сухое, препоясан он широким поясом из листьев от растений.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *