ОПК что это за урок

Содержание

Минпросвещения изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. В РПЦ позицию министерства поддержали, представители других конфессий предлагают ограничиться курсом о всех религиях Фото: Александра Мудрац / ТАСС

Министерство просвещения подготовило обновленный проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. С документом ознакомился РБК. Предыдущий вариант проекта образовательного стандарта включал в себя выбор двух модулей в рамках предмета «Основы религиозных культур — основы религиозных культур народов России и основы светской этики».

В новом варианте проекта образовательных стандартов предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их законным представителем.

«В существующих вариантах ФГОС мы приняли решение оставить все как есть — преподавание по основным конфессиям», — сказал РБК первый замминистра просвещения Павел Зенькович.

Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры.

В начале сентября Минпросвещения представило проект ФГОС без изучения отдельных религий в рамках начального образования. Тогда в Московском патриархате заявили, что возможность выбора изучения основ конфессий доказала свою эффективность, а отказ от такой практики «нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви».

6 ноября министр просвещения Ольга Васильева вместе с патриархом Кириллом открывала съезд Общества русской словесности. Там министр заявила о поддержке предложения патриарха ввести в школах курс по изучению русской культуры.

Образовательные стандарты в соответствии с поручением президента Владимира Путина правительству должны быть обновлены до 1 декабря.

Что думают представители конфессий

Решение позволить родителям или опекунам выбирать модули по основам конфессиональных культур правильное и отвечает запросу родителей, считает руководитель сектора приходского просвещения синодального отдела РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко). По его словам, опасения, связанные с нехваткой кадров для преподавания дисциплин в регионах, не оправдались.

«Появление качественных преподавателей зависит не только от системы подготовки кадров, но и от расширения всего модуля. На сегодняшний день выстроена система подготовки кадров, которые могут преподавать модуль основы православной культуры — Русская православная церковь оказывает в регионах максимальную поддержку учителям», — сказал Войтишко.

У представителей других традиционных конфессий о подходе к преподаванию «религиозного» модуля иное мнение. Было бы целесообразно «с культурологической точки зрения» ограничиться модулем «Основы мировых религиозных культур», считает заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

«Мы считали, что нужно думать о предмете, который бы объединял всех россиян. Россия — многонациональное государство, и необходимо знать обычаи и культуру своих соседей, поэтому мы предлагали предмет «Основы мировых религиозных культур», который возможно выбрать сейчас. С культурологической точки зрения предмет мог бы рассказать обо всех религиях. Основам ислама я могу научить в семье или отвести ребенка в школу при мечети», — сказал он РБК.

Аббясов в отличие от Войтишко считает, что выбор модуля в регионах ограничен из-за отсутствия кадров. «Были случаи, когда люди хотели выбрать, например в Центральной России, основы исламской культуры. В администрации школы говорили, что такого специалиста нет. Я не думаю, что в каждой школе будет несколько специалистов — по православию, иудаизму, буддизму и исламу», — отметил он.

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил РБК, что из шести предложенных дисциплин он бы оставил одну — «Основы мировой культуры», «тем более что религия и культура неразделимы». «Религиозные деятели понимают, что у них появляется возможность преподавать религию в школе. Это отвратительно, ведь у нас религия отделена от государства». По его мнению, если человек хочет обучить детей, «к примеру, основам еврейской культуры», то он найдет способ. В школу же детей посылают, «чтобы они узнали, чем, скажем, православие и ислам похожи, а чем отличаются друг от друга», уверен Каннер. «Нужно рассказать детям о существовании разных религий, чтобы они были образованными, а не окунались в какую-то одну религию», — считает он.

Как РПЦ боролась за уроки православия

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для четвероклассников с 1 сентября 2012 года. Опубликованная тогда Минобрнауки статистика показала, что большинство родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса — как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.

Необходимость расширения на весь период обучения в школе с первого по одиннадцатый класс представители церкви объясняли в том числе возросшей террористической угрозой. «Когда террористы оперируют религиозными лозунгами, вербуют молодых людей в террористические организации, внушая им, что это богоугодное дело, нам нужно существенно расширять преподавание религиозной культуры», — заявлял в 2017 году митрополит Иларион.

Минобрнауки в 2014 году также говорило о расширении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по десятый класс.

В начале 2018 года министр Ольга Васильева рассказала о продолжении работы над расширением курса. Позднее в том же году патриарх Кирилл выразил надежду на увеличение числа часов «Основ религиозных культур и светской этики», заявив о преподавании предмета «для галочки».

В РПЦ продолжат выступать за расширение курса. «Мы продолжаем вести диалог с Минпросвещения, и я надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки», — заявил РБК Войтишко.

Что должны знать четвероклассники по итогам обучения основам религии

Согласно проекту образовательных стандартов, по итогам обучения по любому из модулей, которые касаются основ религии, школьники должны называть не менее трех традиционных конфессий в России и выражать своими словами «понимание российского общенародного патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России», выражать понимание духовно-нравственной культуры народов России и человеческого достоинства.

В рамках модуля «Основы православной культуры» ученики должны, в частности, раскрывать своими словами первоначальные представления о «вероучении о Боге-Троице, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе», уметь рассказать о назначении и устройстве православного храма, раскрывать «основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи», а также распознавать христианскую символику.
По окончании изучения модуля «Основы иудейской культуры» ученики должны уметь рассказывать о нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе, Танахе, Талмуде, об иудейских праздниках и художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах и о другом.

По модулю «Основы религиозных культур народов России» четвероклассники должны уметь рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), о религиозных календарях и праздниках религий России.

В рамках модуля «Основы светской этики» должны усвоить «основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, вера в добро, человеколюбие)», рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти общества, а также о «нравственных традициях предпринимательства в России». Кроме того, они должны уметь раскрывать своими словами представления о «любви к Родине, уважении памяти предков, доброго имени любого человека».

Учебно-методический комплект «Основы православной культуры» для 4 классов

Основы православной культуры в 4 классе

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры».

2. «Основы православной культуры» — учебное пособие для общеобразовательных учреждений (в формате pdf, 13 Мб).

Первая часть учебного пособия «Основы православной культуры» знакомит с историческими основами православной культуры, раскрывает её значение в истории России.

Вторая часть учебного пособия знакомит с нравственными основами православной культуры, раскрывает её значение в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Рекомендовано Секцией гуманитарного образования экспертного совета НИПКиПРО к внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ, образовательных компонентов Базисного учебного плана в начальном и основном общем образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования.

3. Презентации к урокам

4. «Основы православной культуры» — рабочая тетрадь для учащихся (в формате pdf, 0.5 Мб).

Иллюстрированная рабочая тетрадь с тестовыми заданиями для учащихся. Задания составлены для всех уроков и состоят из несложных тестовых заданий для всех уроков обеих частей учебного пособия «Основы православной культуры». Для первой части это по большей части задания на закрепление пройденного материала. Задания второй части учебного пособия в основном рассчитаны на творческое осмысление учащимися всех предложенных тем «Нравственных основ православной культуры».

5. «Основы православной культуры» — Книга для учителя (в формате pdf, 4.77 Мб).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федера­ции от 5 марта 2004 года № 1089. В соответствии с Приказом от 31 января 2012 года, «СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» определяет и содержание нового учебного предмета «Основы православной культуры».

Предлагаемая «Книга для учителя» поможет педагогу раскрыть ученикам 4-го класса эти важные темы, познакомить их с историческими и нравственными основами православной культуры России.

Россия славится своими богатыми образовательными традициями, неразрывно связанными с духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями. Учитель основ православной культуры имеет возможность продолжать и укреплять лучшие российские педагогические традиции.

6. «Основы православной культуры» — Книга для родителей (в формате pdf, 0.91 Мб).

По нормам международного права и российского законодательства родители учащихся имеют приоритет в воспитании своих детей: они имеют полное право воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.

«Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям». (Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод». Ст. 2. «Право на образование».)

28-я статья Конституции Российской Федерации прямо говорит о свободе вероисповедания. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально, или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Школа не изымается из сферы действия этой статьи.

7. «Цветослов» — Книга для семейного чтения по предмету «Основы православной культуры» (в формате pdf, 9.7 Мб).

«Цветослов» не является хрестоматией к учебному пособию «Основы православной культуры», хотя и содержит целый ряд произведений русской литературы, тематически совпадающих с ним.
Цель этой книги — самостоятельное освоение в кругу семьи исторических и нравственных основ православной культуры посредством русской литературы. В «Цветослове» собраны литературные произведения из сокровищницы православной культуры России. Русская классическая литература представлена в нём именами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.А.Вяземского, А.Н.Майкова, К.К.Романова (К.Р.), К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина, И.С.Шмелёва, Б.К.Зайцева, А.И.Солженицына и других замечательных поэтов и прозаиков.
Книга призвана помочь школьникам, изучающим в начальных классах основы православной культуры, вместе с родителями продолжить знакомство с родной культурой, её историческими и нравственными основами.
Чтение в кругу семьи способствует духовному сближению детей и родителей и прививает детям любовь к родному слову, к родному дому. А память о совместном семейном чтении, надеемся, на протяжении всей жизни человека будет согревать его душу.

8. Экспертное заключение НИПКиПРО на учебно-методический комплект «Основы православной культуры» для учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений, подготовленный авторским коллективом Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (в формате pdf, 2,3 Мб).

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Как на деле может выглядеть «выбор» модуля

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору – чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (bellabs.livejournal.com/12410.html и ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: сотни комментариев и перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. – тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи …
от …, родителей ученицы 4Б класса …

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля «Основы православной культуры», указав на желание обучать ребенка основам светской этики.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство – это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

  1. Мы считаем абсолютно недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Многие родители привыкли пассивно принимать любые предложения школьной администрации; практически никто не видел заранее учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не умеет доказательно обосновать свою позицию – однако по закону никто из родителей и не обязан ничего доказывать, он просто должен иметь право свободного выбора.
  2. Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках «Основ православной культуры» и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей – «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

  1. Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.
  2. Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.
  3. Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
  4. Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса «Религии мира» (написанного сотрудниками Института истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует об истинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.
  5. Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.
  6. По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.
  7. Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.
  8. Мы убеждены, что не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.
  9. Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве – религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.
  10. По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью у родителей пользуется модуль «Основы светской этики» – 42% (православие – 30%, основы мировых религиозных культур – 18%). Введение безальтернативного изучения модуля «Основы православной культуры» мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим реальным предпочтениям граждан России, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна – начало учебного года, забот полон рот – и доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила – ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду – журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Почему мы не согласились «просто не посещать занятия»

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

  1. Ваша реальная сила – следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;
  2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;
  3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;
  4. В школе всегда очень сильна инерционность – выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится – появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс»;
  5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются;
  6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» – то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной из московских школ модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

  1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);
  2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;
  3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;
  4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;
  5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы – «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной – очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ – если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» – он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный – требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол – «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше – организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была суетливо дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, анализ общедоступных документов, сообщений СМИ и реплик преподавателей и чиновников не оставляют никакого сомнения в наличии административного давления – в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета. Одним из проводников клерикализма в школы (и даже в детские сады) является лично Министр образования правительства Московской области г-жа Антонова Лидия Николаевна (подробнее см.: bellabs.livejournal.com/15609.html).

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» – а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие»:

  • авторитет школы и привычка родителей пассивно принимать предлагаемые школьной администрацией решения служат более эффективным инструментом религиозного миссионерства, чем прямая проповедь священнослужителей, чья пристрастность слишком очевидна;
  • в «православные» автоматически зачисляются все неопределившиеся и пассивные – а это большинство родителей;
  • в случае возникновения скандала, ситуацию всегда можно «отыграть назад», причем заведомо остаться в плюсе – любой социолог объяснит вам, что процент родителей, не поменявших первоначальное согласие (пусть и вынужденное), будет заведомо больше, чем выбравших ОПК свободно.

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано: «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение». Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу – религиоведение, то есть сравнительное изучение религий как культурного феномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным – и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» – вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

  1. Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
  2. Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет – это больше, чем полный курс физики!).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения – важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

«Кирилл выразил обеспокоенность небольшим количеством московских школьников, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». В Москве изучать православную культуру захотели лишь 23,4 процента школьников. Это самый низкий показатель в Центральном федеральном округе. «Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру», – заявил патриарх. По его мнению, «это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятия светскости государства, а также оказанием давления на родителей, с тем, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы мировых религиозных культур».

Ах, вот оно что. Оказывается, это не РПЦ лоббирует безальтернативное введение «Основ православия», оказывая непрерывное давление и ведя противозаконную деятельность в учебных заведениях и государственных учреждениях. Виноваты, оказывается, те наглецы, которые смеют сопротивляться беззастенчивому выкручиванию рук и деградации системы образования.

«Кирилл подчеркнул, что именно церковь предложила ввести модуль «Основы светской этики», пойдя навстречу нерелигиозным людям. «Мы представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру», – заявил он.»

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:

«Президент России Владимир Путин предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство».

Под этот чудный тезис можно подложить любое содержание, поэтому его тут же радостно подхватили полоумные «радетели за нравственность»: «»Я беру пример с нашего президента Владимира Владимировича Путина,» – так объясняет свою политику директор школы… Когда директор начинает говорить о курсе «Основы православной культуры» в 4–5–м классах, она поясняет: это официальная, «президентская» программа. Показывая учебник по этой же дисциплине, один из разделов которого называется «Молитва», Елена Анатольевна объясняет удивленному собеседнику: такова «политика нашего президента».» (Характерно, кстати, что преподавание ОПК в этой школе ведется даже не по учебнику профессора духовной академии Кураева, а по пособию безграмотной графоманки Людмилы Шевченко.)

Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Tags: религия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *