Опресноки

Опресноки, праздник опресноков

Смотреть что такое «Опресноки, праздник опресноков» в других словарях:

  • праздник опресноков — пр’аздник опр’есноков (Исх.23:15 ; Исх.34:18 ; Лев.23:6 ; Втор.16:16 ; 2Пар.30:21 ; 2Пар.35:17 ; Езд.6:22 ) семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев.12:15 18). В 15 й и 21 й день месяца Авив собирались… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • праздник\ опресноков — пр’аздник опр’есноков (Исх.23:15 ; Исх.34:18 ; Лев.23:6 ; Втор.16:16 ; 2Пар.30:21 ; 2Пар.35:17 ; Езд.6:22 ) семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев.12:15 18). В 15 й и 21 й день месяца Авив собирались… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Опресноки — хлеб пресного теста. Иудеи отмечают праздник опресноков на второй день Пасхи и в течение всей пасхальной недели едят только пресный хлеб. Квасный (дрожжевой) хлеб запрещено употреблять под страхом изгнания из иудейской среды. Для евреев… … Православная энциклопедия

  • Опресноки — (от евр. «мацах» – «печенье») 1. Лепешки из пресного неквашеного теста. Употреблялись иудеями в течение пасхальной недели. 2. Праздник опресноков у иудеев, установленный в память исхода евреев из Египта. 3. Пресный хлеб, употребляемый в… … Православие. Словарь-справочник

  • Пасха — – праздник опресноков – один из трех великих иудейских праздников в память чудесного избавления евреев от египетского рабства. Праздник назван П. от слова, означающего – пощада, прохождение , для обозначения того, что ангел… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — , главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия

  • Пасха — т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч Пасха, евр. Песах); (Исх 12 11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и … Словарь библейских имен

  • Пасха — I. HАЗВАHИЕ Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой пpаздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. означавшего хpомать , а затем получившего смысл пеpескочить чеpез что… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Праздники — (Хагим, моадим) Праздничные дни называются на иврите хагим , или моадим . Первоначальным значением слова моэд (ед. ч. от моадим ) было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле собрание и, наконец, праздничное народное… … Энциклопедия иудаизма

  • Пасха (иудейск.) — (греч. πάσχα от евр. pesakh; также chag hamazzoth, праздник опресноков ; έορτή των άξύμον, solemnitas azymorum) один из трех великих праздников иудейских, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Праздник этот… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Опресноки

10
Приготовил : Яна Горностаева 10.12.2016
Время приготовления: 1 ч. 0 мин

Я приготовил(а) Оценить

Опресноки — это пресный хлеб, рецепт которого предельно простой. Его готовили еще в библейские времена. Он сохранился с тех пор и совсем не изменился. Такой хлеб довольно долго хранится.

Описание приготовления:

Чтобы отведать вкусного и хорошего хлеба, совсем не обязательно ходить каждый день в пекарню или булочную. Его можно испечь в домашних условиях. Тем более, что узнать, как приготовить опресноки, можно очень легко. Тогда вкусный и свежий пресный хлеб всегда будет на вашем столе.
Назначение: На завтрак / На природу / На полдник
Основной ингредиент: Мука
Блюдо: Выпечка / Хлеб
География кухни: Европейская

Ингредиенты:

  • Мука — 3 Стакана
  • Растительное масло — 2 Ст. ложки
  • Яйца — 3 Штуки
  • Молоко или вода — 1/2 Стакана
  • Соль — 1/2 Чайных ложки

Количество порций: 4

Как приготовить «Опресноки»

Муку дважды просейте через мелкое сито, чтобы в ней не было комочков, а хлеб получился мягким и воздушным. Всыпьте муку в миску с высокими бортиками.Влейте к муке растительное масло, вбейте яйца, добавьте воду или молоко. Посолите ингредиенты и тщательно их перемешайте. Это можно сделать при помощи кухонного комбайна или миксера со специальной насадкой.Тесто должно получиться довольно мягким и липким. Смажьте продолговатую форму растительным маслом без запаха, выложите в форму тесто и разровняйте его.Разогрейте духовку до двухсот двадцати градусов, так как хлеб должен запекаться довольно быстро. Затем поставьте в нее формочку с тестом. Через двадцать минут хлеб будет готов. Следите за тем, чтобы он не подгорел, а слегка зарумянился.

Оценить рецепт Опресноки:

Песах

Песах ивр. ‏פֶּסַח‏‎


Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера.

Тип

Еврейский

Иначе

Праздник весны / Праздник свободы

Значение

Праздник Исхода из Египта

Установлен

Тора

Отмечается

иудеями

В период с

15 нисана

По

21 нисана

Дата

15 Nisan, 16 Nisan, 17 Nisan, 18 Nisan, 19 Nisan, 20 Nisan, 21 Nisan и 22 Nisan

В 2018

с захода солнца 30 марта
по наступление ночи 7 апреля (8 дней)

В 2019

с захода солнца 19 апреля
по наступление ночи 27 апреля (8 дней)

В 2020

с захода солнца 8 апреля
по наступление ночи 16 апреля (8 дней)

Празднование

синагога, семья

Традиции

Молитва в синагоге, Галель.
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля добавочно и во второй и восьмой) день.
хамец, седер, маца, Хаггада

Связан с

Шавуот

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Песах (значения).

Пе́сах (ивр. ‏פֶּסַח‏‎, в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох / Па́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-русски — Песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трех паломнических праздников. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. Почитается также караимами, самаритянами и частично мессианскими иудеями.

Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. ‏חָמֵץ‏‎, «хаме́ц» — квасное). Также Тора (Пятикнижие) повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).

Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шлошет ха-регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма иудеи поднимались в Иерусалим.

В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.

Название праздника

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от паса́х (ивр. ‏פֶּסַח‏‎, миновал, прошёл мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
  3. Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

История праздника

Основная статья: Исход

В религиозной традиции праздник посвящен освобождению еврейского народа от рабства. 400 лет евреи находились в рабстве у египтян (Быт. 15:13). Бог, чтобы освободить богоизбранный народ, послал на египтян 10 казней, только после десятой фараон отпустил евреев на свободу (Исх. 12:31-33). Согласно Пятикнижию (Исх. 12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.

По мнению некоторых исследователей возникновение праздничного обряда связано с сезоном смены зимних пастбищ на летние, а обычай мазать дверные косяки кровью был магическим ритуалом защиты стад. При этом употребление в пищу опресноков возможно изначально было отдельным праздником, связанным с первым урожаем.

Заповеди

Кашрут на Песах

Основная статья: Кашрут

Хамец (квасное)

Основная статья: Хамец

Хаме́ц (ивр. ‏חמץ‏‎, ‘заквашенное’, ‘квасное’). Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.

Ликвидация хамеца

Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.

Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).

Продажа хамеца

«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (точнее — неиудею, то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец» (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею/неиудею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно.

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно.

Формальный поиск хамеца («Бдикат хамец»)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ — аль биур хамец), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца («Биур хамец»)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).

Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Пасхальное блюдо, XIX век, фаянс

Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

Основная статья: Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах». Согласно Пятикнижию, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.)русск. — горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века Основная статья: Седер

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

Основная статья: Пасхальная Агада

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

(Исх.6:6-8)

Кроме этих четырёх чаш может быть дополнительная пятая чаша — «чаша для Илии».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» — завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши — чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления. Основная статья: Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.

Праздничная неделя

Исру хаг

Основная статья: Исру хаг

Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.

Отсчёт дней Омера

Основная статья: Отсчёт Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Иерусалимского Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50-й день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».

Седьмой день Песаха

Согласно Торе, Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев. 23:8). Однако не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. 14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Отличие иудейского Песаха от христианской Пасхи

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 марта 2013 года.

Христианская Пасха посвящена Воскресению Иисуса Христа, и с Исходом евреев из Египта связана только символически, в виде соответствующих библейских текстов, прочитываемых за христианским пасхальным богослужением. Жертва пасхального ягнёнка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов мира.

Следует отметить, что пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягнёнка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками в христианской традиции — получил название Тайной вечери и стал прообразом таинства евхаристии (причастия). Во время Вечери Иисус уподобляет себя самого пасхальному агнцу и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), называет вино своей кровью, в которой отныне для уверовавших в него устанавливается Новый завет (Лк 22;20).

Песах у самаритян

Самаритяне празднуют Песах на священной горе Гризим, где приносят жертву (в жертву приносится единица скота). Такие отличия от иудейского празднования связаны с тем, что самаритяне признают исключительно письменную Тору и не признают устную.

См. также

В Викисловаре есть статья «Песах»

  • Пасхальная Хаггада
  • Дайену
  • Китниот
  1. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 256. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  2. What Is Passover?. (англ.)
  3. First day of Passover. (англ.)
  4. КЕЭ, том 6, кол. 453—456
  5. Tamara Prosic. The Development and Symbolism of Passover
  6. Хусейн купил весь израильский хамец за 20.000 шекелей
  7. Араб согласился вернуть присвоенный им перед Песахом «хамец»
  8. Чис. 9:11, Исх. 12:6
  9. Исх. 23:18
  10. Исх. 12:9
  11. Исх. 12:8
  12. Исх. 12:46
  13. Исх. 12:10, 23:18
  14. Мишна, Псахим 10:1
  15. Репортаж о самаритянском Песахе 2011 года с фотографиями
  • Сидур «Врата Молитвы» (Шаарей Тфила) на будни, субботу и праздники; нусах ашкеназ; транслитерация, перевод, комментарий и пояснения к порядку молитв / под ред. Пинхаса Полонского; «Маханаим». Иерусалим, 2008.
  • Песах — Еврейская Пасха 2011 года. Энциклопедический обзор
  • Песах — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Праздник Песах — Иудейская Пасха — занятно о празднике
  • Песах, законы и обычаи — рав Элиэзер Меламед
  • Заповеди и традиции праздника Песах
  • Песах в контексте истории и современности
  • Проведение пасхального седера с участием рава Ицхака Зильбера (видеофильм)
  • Н. Миндел. «Полная история Песах» изд. Кегос

Пасха иудейская (праздник опресноков)

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2:13–16).

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ними куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:12–26).

Пасха иудейская праздновалась на 14-й день весеннего месяца нисана. Установлено празднование Богом в воспоминание того, как Господь вывел Свой народ из египетского рабства. Накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть агнцев, их кровью намазать дверные косяки, а мясо испечь и съесть в ту же ночь. В ночь 14 нисана Бог „прошёл мимо“ (пасах) отмеченных домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы (Исх.12). На этот праздник все иудеи старались прийти в Иерусалимский храм. Пасха отмечалась ритуальной трапезой, в течение 7 дней после Пасхи евреи должны были есть только пресный хлеб, соблюдать покой от всякой работы и совершать священное собрание в 1-й и 7-й дни. Кровью жертвенного агнца помазывали косяки и перекладины дверей в домах, где совершались трапезы; мясо жертвы, приготовленное на огне, съедалось в ту же ночь с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:7–8).

Иудейская пасхальная трапеза была трапезой благодарения, которая совершалась в память об освобождении по особому ритуалу. Вкушение пищи и вина чередовалось с чтением молитв, с повествованием из священной истории предков и с пением псалмов в установленном порядке. Вот как описывает иудейскую пасхальную трапезу Николай Дмитриевич Успенский, литургист, преподаватель Ленинградской консерватории, профессор Ленинградской духовной академии (Н.Д.Успенский. Тайная Вечеря и Трапеза Господня):

«Каждому участнику вечери сначала подавался бокал с вином, разбавленным водой, и всякий читал над своим бокалом „барах“ (barach). Так назывались у евреев краткие молитвословия, начинающиеся словом „благословен“: „Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, создающий плод лозы“. Но прежде чем начать пить благословенные таким образом бокалы, все выслушивали пасхальный „киддуш“ (kiddousch), который произносил хозяин дома или старший из сотрапезников: „Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, избравший нас из всех народов и возвысивший нас над всеми язычками и освятивший нас Своими заповедями. Ты дал нам, Господи Боже наш, с любовию празднества на веселие, праздники и праздничные времена на ликования и сей день праздника опресноков, время нашего освобождения, священное собрание, в память исхода из Египта. Ибо нас Ты избрал и нас освятил из всех народов, и святые празднества Твои Ты дал нам с любовию и благоволением на радость и ликование. Благословен Ты, Господи, освящающий Израиля и праздничные времена“. По прочтении киддуша выпивали вино.

На стол подавались опресноки, латук (горькие травы) и харосет (салат из миндаля, орехов, фиг и всевозможных фруктов). Глава семьи над каждым блюдом читал барах, как это полагалось делать всегда перед вкушением пищи. Благословения начинались фразой, подобно произнесенной над вином: „Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной“, а конец их изменялся соответственно благословляемому блюду „выводящий хлеб от земли“ (над опресноками); „создающий плод земли“ (над овощами); „создающий плод дерева“ (над харосетом). При существовании храма подавался ещё жареный ягненок — пасха, и в таком случае старший читал: „Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам вкушать пасху“. Старший давал каждому пучок латука, и тот ел его, обмакивая в харосет. После закуски мыли руки, и далее следовала собственно пасхальная трапеза. Вторично наливались бокалы.

Старший из сотрапезников или глава семьи поднимал блюдо с опресноками и говорил: „Это хлеб страданий, который ели отцы наши в земле Египетской“. Потом он разламывал один из опресноков пополам и одну часть откладывал в сторону, где она должна была лежать до конца вечери. Ее называли „афикоман“ (aphicoman). Эту часть полагалось оставлять на случай прихода нищего или путника, согласно заповеди Моисея: „И веселись пред Господом, Богом твоим, ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец и сирота и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его. Помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии“ (Втор. 11–12). Вторую часть преломленного опреснока глава семьи оставлял себе, а прочие опресноки раздавал сотрапезникам.

Тогда младший сын или сотрапезник спрашивал старшего о том, почему в эту ночь полагается такой необычный стол, едят только пресный хлеб, и овощи только горькие, и мясо подано только жареное? Это была инсценировка, которой талмуд предписывает учить ребенка в виду предстоящего праздника пасхи. Делалась она согласно заповеди Моисея: „И когда скажут вам дети ваши: „что это за служение?“, скажите: „это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил“ (Исх. :26-27). Отец в ответ говорил «хаггаду» — речь, в которой он рассказывал о чудесном избавлении евреев от рабства египетского и о благодеяниях Божиих, явленных Своему народу. Речь была импровизированной, но окончание ее было традиционным: „Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса: Он вывел нас из рабства на свободу, из печали на радость, из траура на праздник, из тьмы на великий свет, из подчиненности на волю. Да возгласим Ему: Аллилуйя“. При этих словах он поднимал чашу и затем ставил ее на стол. Все вставали и пели „халлел“. По учению раввина Шаммая (I в. до Р.Х.) пели только 112-й псалом: „Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне“, а по учению раввина Гиллеля (современника Ирода Великого) 112-й и 113-й: „Во исходе Израилеве от Египта“, до слов: „Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему“.

После этого выпивали вино и ели опресноки, обмакивая их в харосет. Потом глава семьи отрывал себе кусок агнца и раздавал куски сотрапезникам. Это было единственное блюдо, которое надлежало съесть без остатков, согласно заповеди Моисея: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь… не оставляйте от него до утра» (Исх. 12:8–10). Этим, собственно, пасхальная трапеза заканчивалась, и участники ее мыли руки.

Глава семьи разламывал афикоман и раздавал каждому по кусочку. Наливалась третья, «общая» чаша. Все вставали и произносили зиммун (молитва троих, т.е. такая, в которой должно было участвовать не менее троих мужчин и которую при этом условии произносили в конце всякой трапезы). Глава семьи или старший из сотрапезников говорил: „Благословим Бога нашего“.
Сотрапезники отвечали: „Благословен Господь Бог наш, Бог Израиля, Бог Саваоф, Восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли“.
Глава: „Благословим Того, Чью благодать мы вкушали“.
Сотрапезники: „Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благостью мы живем“.
Глава: „Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей“.
Сотрапезники: „Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его“.
Глава: „По великой благости Его не было никогда у нас недостатка в пище“.
Сотрапезники: „Да не будет у нас недостатка и впредь ради Его великого имени“.
Глава: „Он питает всех, заботится о всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных“.
Сотрапезники: „Благословен Ты, Господи, питающий всех“.

Следовало второе благодарение, которое читал старший: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем (обрезание), за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За все это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя (да благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков!) согласно написанному: „И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе“ (Втор. 8:10). Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу».

Затем следовало третье благодарение: «Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим; над Сионом, жилищем славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое. Боже наш, Отче наш! Паси нас, питай нас, заботься о нас и облегчи нас, Господи Боже наш, в скорости от всех бедствий наших. О! Не доведи нас до людской милостыни или людского одолжения, но дай нам прибегнуть к Твоей полной, отверстой, святой и щедрой руке, да не постыдимся и не посрамимся вовеки. Устрой Иерусалим, град священный, в скорости в дни наши. Благословен Ты, Господи Боже наш, устрояющий Иерусалим».
Все присутствовавшие отвечали: „Аминь!“.

Моление о восстановлении Иерусалима, по-видимому, было дополнено после разрушения Иерусалима императором Титом (70 год) или же императором Адрианом (135 год). Но без этого добавления зиммун с тремя благодарениями, быть может, в несколько ином текстуальном изложении существовал и во время Иисуса Христа. Косвенным доказательством этому может служить то, что Талмуд упоминает в числе раввинов, дававших указания относительно чтений этих благодарений, современника Иисуса Христа и учителя апостола Павла Гамалиила (Деян. 5:34, 22:3).

По совершении зиммуна испивалась общая чаша и пели вторую половину халлела (псалмы 114–118). При желании предлагалась еще чаша и даже две. С последней чашей пели великий халлел (135-й псалом)».

На фото: «Тайная вечеря» (1879 – 1887) по оригиналу С.А. Живаго — мозаика над Царскими вратами главного иконостаса. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

(4 голоса: 4.8 из 5)

  • Опресноки Словарь библейских образов
  • Пасха Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Опресноки, праздник опресноков архим. Никифор (Бажанов)
  • Полемика между греками и латинянами об опресноках Михаил Чельцов
  • Слово к латинянам об опресноках еп. Николай Мефонский
  • Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии Г.И. Беневич
  • Квасной хлеб и опресноки: к вопросу о богословском смысле раскола 1054 г. John H. Erickson

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неквашенный, пресный хлеб; хлеб, приготовленный на основе бездрожжевого теста; 2) хлебные изделия, приготовлявшиеся иудеями на основе бездрожевого теста к празднику опресноков.

В связи с чем был установлен праздник опресноков?

Праздник опресноков был установлен в связи с историческими событиями, предшествовавшими и способствовавшими выходу Израильского народа из Египта. Явившись Моисею, Бог направил его в Египет с особенной миссией: вывести Израиль из страны пирамид (Исх.3:2-10).

Несмотря на то, что Моисей, исполняя решение Божье, требовал от фараона, чтобы тот отпустил еврейский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было сказано Моисеем, что он выступает не сам от себя, а в качестве Божьего посланника.

Для того, чтобы принудить правителя к подчинению, Господь стал насылать на Египет страшные бедствия, одно за другим. О каждом из этих бедствий, впоследствии названных казнями египетскими, Моисей предупреждал фараона заранее. Таким образом, бедствия имели для него значение угрозы.

Казни следовали одна за другой, но несмотря на то, что они наносили серьёзный урон египетскому царству, правитель продолжал упорствовать. Последнее, самое страшное бедствие сломило его сопротивление, и он вынужден был подчиниться Божественному Провидению, вынужден был отпустить еврейский народ. Это последнее бедствие состояло в том, что у египтян погибли первенцы, включая первенца самого фараона и первенцев среди скота (Исх.12:29-31).

Сыны же Израиля были избавлены от гибели своих первенцев. Обстоятельства избавления были связаны с жертвой Богу — пасхальными агнцами, — кровь которых евреи предварительно нанесли на косяки и перекладины дверей своих жилищ (Исх.12:7), и плоть которых, после того, как агнцы были запечены на огне, потреблялась всем обществом Израиля (Исх.12:3-6).

Пасхальные агнцы поедались вместе с горькими травами и пресным хлебом (Исх.12:8). В связи с упомянутыми событиями еврейский народ, покинул Египет, освободился от рабства и сделался свободным. В память об этом Господь утвердил праздник опресноков, одной из обрядовых черт которого стало: вкушать семь дней пресный хлеб (Исх.12:15). При этом в домах евреев не должно было находиться квасного (Исх.12:15).

В чём смысл спора с католиками об опресноках?

Наряду с тем, что Римская церковь, отдаляясь от Православия, позволяла себе искажать догматы Вселенской Церкви, она искажала и традиционные нормы богослужебной практики христиан. Одно из таких искажений относится к использованию в Таинстве Евхаристии опресноков. Есть весомые основания считать, что начало этой практике было положено не ранее чем в X–XI вв.

Чем же римо-католики оправдывают эту практику? На каких основаниях зиждется их убежденность, что Евхаристию нужно совершать не на квасном хлебе, а на опресноках?

В защиту данной идеи представители Римской церкви указывают, главным образом, на два «библейских» основания: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совершена в первый день опресноков, когда вкушение квасного хлеба не дозволялось законом, и, следовательно, Спаситель, устанавливая Таинство Евхаристии, использовал не квасной хлеб, но пресный, не вскисший; 2) на слова апостола Павла: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).

Однако оба этих так называемых «основания» не оправдывают практику совершения Евхаристии на опресноках.

Что касается времени совершения Тайной вечери по отношению к ветхозаветной Пасхе, то она, очевидно, состоялась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до праздника ветхозаветной Пасхи (Ин.13:1)), когда опресночные дни ещё не наступили.

Что касается слов апостола Павла об опресноках, их, как следует из контекста речи, следует понимать не буквально, применительно к правилам совершения Таинства Евхаристии в Церкви Христовой, а иносказательно, духовно. В этом выражении он призывает последователей воздержаться от ветхого кваса, призывает их к нравственной чистоте и духовному совершенствованию.

Следует отметить, что потребление иудеями опресноков было связано с ветхозаветным обрядовым законом, а поскольку этот закон был отменен Господом Иисусом Христом, постольку утратила значение законной и обрядовая практика их потребления.

Обратим внимание, что согласно Евангельскому повествованию Мессия, утверждая Таинство Евхаристии на Тайной вечери, использовал квасной хлеб (по-гречески «артос», что в этимологическом отношении указывает на хлеб вскисший, поднявшийся) (Мк.14:22). Такой же квасной хлеб, согласно Писанию, использовали, совершая Таинство Евхаристии, и апостолы (Деян.2:42).

Рассуждения представителей Римской церкви о том, что опресноки приличнее употреблять, так как они служат символом чистоты, не имеет под собой действительной почвы. На это можно возразить, что квасной хлеб соответствует существу Таинства Евхаристии в большей степени: как имевший процесс брожения, он является символом жизни, тогда как опресноки скорее указывают на скорбь и безжизненность.

Согласно замечанию святого Епифания, в древности обыкновение совершать Таинство Тела и Крови на опресноках было свойственно только некоторым еретикам, например, евионеям, которые ложно учили о Христе и во многом придерживались иудейских законов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *