Опросник для родителей

Структура и типы анкет

Анкетирование проводится несколько раз в год и позволяет осуществить сбор информации личного характера и решить текущие задачи воспитания и обучения.

Исходя из целей опроса, используются социальные или тематические анкеты.

Стандартная анкета для родителей в дошкольном учреждении состоит из трех блоков.

  • Вводная часть содержит краткое пояснение цели анкетирования, с объяснениями правил заполнения и, при необходимости, гарантирует анонимность.
  • Основная часть состоит из вопросов по теме анкетирования.
  • Социально-демографическая часть подразумевает выявление основных биографических данных и социального положения респондентов-родителей.

Анкетирование дает важную информацию по интересующим воспитателя (психолога, логопеда и других специалистов) вопросам, проанализировав которую, педагоги планируют работу по организации учебно-воспитательной деятельности.

Некоторые анкеты предназначены специально для родителей, с целью помочь им выяснить готовность ребенка к ДОУ и школе, разобраться в проблемах адаптационного характера, повысить уровень педагогических знаний, улучшить качество общения с ребенком: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?», «Конфликты и ребенок» и т.д.

Темы и цели анкетирования

Цели анкетного опроса зависят от темы, предложенной в анкете и задач, которые требуется решить.

Примерные темы анкет для родителей детей ясельной группы

  • Анкета «Давайте познакомимся».

Цель: собрать информацию о составе семьи ребенка, социальном статусе родителей.

  • Анкета «Социальный паспорт ребенка».

Цель: собрать первичные сведения о ребенке и его семье для дальнейшего планирования консультативной деятельности и разработки индивидуальных занятий. Данный вид анкетирования целесообразно включить в перечень документов для оформления ребенка в детский сад.

  • Анкета «Здравствуй, детский сад!».

Цель: узнать особенности воспитания и развития дошкольника в семье, для дальнейшей индивидуальной работы и помощи ребенку в период адаптации.

  • Анкета «Как прошла адаптация ребенка в детском саду».

Цель: выявить уровень адаптации ребенка в ДОУ, положительную или отрицательную динамику.

:

  • Лист адаптации в детском саду.

Примерные темы анкет для родителей в младшей группе

  • Анкета «Культурно-гигиенические навыки Вашего ребенка».

Цель: проводится для оценки формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

  • Анкета «Игры и игрушки».

Цель: получить и проанализировать информацию об отношении родителей к детским игрушкам и играм детей.

  • Анкета «Речевое развитие ребенка».

Цель: выяснить, какая работа проводится родителями дома по развитию речи ребенка, чтобы помочь логопеду и воспитателям составить индивидуальный план работы с дошкольником.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И. Марковской (врр)

(1 голос: 5 из 5)

Методика И.Марковской является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника — для детей и для родителей (мам и пап), измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия.

Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны — родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом консультировании подростков и их родителей. И. Марковская поставила своей задачей создать зеркальные опросники, имеющие две формы: для родителей и для детей.

На первом этапе работы перед автором стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, которые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литературные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия —контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Е. Е.Маккоби, В. Шутц); отвержение—принятие (А. Роэ, М.Сегелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга); требовательность (Е. Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, В. Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (Е.Е.Маккоби, П.Слатер); непоследовательность — последовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У. X. Севелл, А. И. Захаров).

Эти параметры и были взяты как основания для шкал опросника взаимодействия родителей с детьми. В опросник вошли также шкалы сотрудничество и согласие как важные параметры взаимодействия по Р. Ф. Бейлзу. Поскольку А. С. Макаренко, С. В. Ковалев и другие отмечают также важность авторитета родителей связывают с ним возможность влияния на ребенка, мы сочли нужным включить шкалу авторитетность в опросник. Еще одним из важнейших показателей отношений родителей и детей является степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. Неудовлетворенность родителя отношениями с ребенком может явиться фактором обращения за помощью в психологическую консультацию. Шкала удовлетворенность вошла во взрослый и детский варианты опросника.

Было составлено более ста утверждений, описывающих взаимодействие в семье, в результате дальнейшего анализа были оставлены 80 утверждений, которые и были представлены экспертам для определения содержательной валидности. Группу экспертов составили психологи городов Санкт-Петербурга и Челябинска, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не менее 5 лет.

Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответствие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голосов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шкалам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме двух, которые выделяют большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы автономия—контроль и отвержение—принятие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вошло 60 утверждений.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит, 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1. Нетребовательность —требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от

ребенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность — контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может

восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях

родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала

тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника —детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только

по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8. Непоследовательность — последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогласие— согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я — тревожность за ребенка; 9-я — воспитательная конфронтация в семье. Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А. И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы этих шкал в детском варианте опросника, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну — детскую и две — взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Инструкция

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:

5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — скорее нет, чем да;

1 балл — нет (абсолютное несогласие).

Вариант для подростков

1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12.Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним(ней).

18. Он(а) не разделяет моих увлечений.

19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).

28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне многое изменить.

32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.

37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он(а) мягкий человек.

39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.

52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.

54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.

56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился (относилась) ко мне так же, как сейчас.

№ вопроса М О № воп роса М О № воп роса М О № воп роса М О № вопроса М О Сум- ма

Примечание: М — оценка матери; О — оценка отца.

Для родителей подростков

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:

5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — скорее нет, чем да;

1 балл — нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем достоинствах.

8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).

11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился (относилась) к своим детям так же, как я к нему (ней).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к

нему (ней).

23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.

47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился (относилась) ко мне так же, как сейчас.

Для родителей дошкольников и младших школьников

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:

5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — скорее нет, чем да;

1 балл — нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

вопро

са

Баллы

№ вопроса

Баллы

Подсчет и обработка результатов опросника врр

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

Ответы: 1—2 — 3 — 4 — 5.

Баллы: 5—4 — 3 — 2—1.

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.

Ключ к опросникам врр для подростков и их родителей

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

Сумма по шкале

13*

14*

38*

50*

3*

39*

4*

52*

Делится на 2

41*

6*

18*

54*

7*

19*

31*

43*

Делится на 2

9*

57*

10*

22*

34*

46*

58*

48*

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:

1) нетребовательность—требовательность;

2) мягкость—строгость;

3) автономность—контроль;

4) эмоциональная дистанция—близость;

5) отвержение — принятие;

6) отсутствие сотрудничества—сотрудничество;

7) несогласие —согласие;

8) непоследовательность—последовательность;

9) авторитетность родителя;

10) удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

Ключ к опроснику врр для родителей дошкольников и младших школьников

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

Сумма по шкале

13*

14*

38*

50*

3*

39*

4*

52*

Делится на 2

41*

6*

18*

54*

7*

19*

31*

43*

Делится на 2

10*

22*

34*

46*

58*

48*

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:

1) нетребовательность—требовательность;

2) мягкость —строгость;

3) автономность—контроль;

4) эмоциональная дистанция — близость;

5) отвержение — принятие;

6) отсутствие сотрудничества—сотрудничество;

7) тревожность за ребенка;

8) непоследовательность—последовательность;

9) воспитательная конфронтация в семье;

10) удовлетворенность отношениями с ребенком.

Анамнестический опросник (№1)

Ф.И.О. _____________________________Факультет_____________ Группа________

Дата заполнения «______»_________________ 20________

Ф.И.О.______________Мать: Ф.И.О.______________образование_____специальность________

Отец: Ф.И.О._______________образование___________________специальность______________

Для родителей детей от 3 до 6 лет

1. Каков состав семьи (укажите возраст ее членов)_______________________________________

2. Где воспитывался ребенок (посещал ли ясли, детсад круглосуточный или обычный, с какого возраста, кто занимался воспитанием ребенка до поступления в дошкольное учреждение)_______________________________________________________________________

3. Особенности развития ребенка в младенчестве и раннем возрасте: когда сел, пошел_____________________________________________________________________________

когда появились первые слова и фразы_________________________________________________

преобладающий эмоциональный фон__________________________________________________

интерес к окружающему, когда сформировались навыки самообслуживания_________________

наблюдались ли трудности в поведении в 3 года_________________________________________

4. Каковы любимые занятия ребенка __________________________________________________

5. В какие игры и с кем любит играть ребенок:

дома______________________________________________________________________________

в детском саду______________________________________________________________________

во дворе___________________________________________________________________________

6. Занимается ли: рисованием, конструктивными играми _________________________________

что делает по дому (регулярно)_______________________________________________________

7. Умеет ли ребенок читать___________________________________________________________

как научился _______________________________________________________________________

8. Любит ли ребенок задавать вопросы, чем интересуется_________________________________

9. Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из членов семьи ребенок больше общается, к кому более привязан)________________________________________________________________

10. Характер отношений со сверстниками______________________________________________

11. Типичные конфликты____________________________________________________________

способы их разрешения______________________________________________________________

12. Как вы поощряете и наказываете ребенка____________________________________________

13. Как вы оцениваете поведение вашего ребенка (добрый, послушный, дерзкий, упрямый, внимательный к другим членам семьи, обидчивый и др.)_________________________________

14. Состояние здоровья (часто ли болеет, имелись ли травмы, госпитализировался ли ребенок)___________________________________________________________________________

15. Особенности истории развития ребенка (наличие психических травм, серьезных перемен в жизни и др.)________________________________________________________________________

16. Что беспокоит вас в вашем ребенке_________________________________________________

Для родителей школьников

17. В каком возрасте пошел в школу, как адаптировался к школьной жизни__________________

18. Какова успеваемость, любимые и нелюбимые предметы_______________________________

19. Как сложились отношения с учителем, есть ли жалобы учителей на ребенка______________

20. Каковы отношения с одноклассниками______________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендациипо результатам изучения ребенка для специалистов _________________________

Рекомендациипо результатам изучения ребенка для родителей ____________________________

Определение дальнейшего образовательного маршрута___________________________________

Названия развивающих и коррекционных программ______________________________________

Анамнестический опросник (№ 2)

Ф.И.О.______________________Факультет_________ Группа________ Дата заполнения_______

Имя_______________Дата обследования_________Дата рождения____________Возраст_____________пол_____

Семейное положение и семейная ситуация ____________________________________________

Причина обращения_________________________________________________________________

Условия проживания ребенка_________________________________________________________

Жалобы родителей__________________________________________________________________

Данные медицинского анамнеза______________________________________________________

Наблюдение у специалистов (на момент обследования)___________________________________

История раннего развития ребенка____________________________________________________

Биологические факторы (леворукость, близнецы и др.)___________________________________

Взаимоотношение ребенка с родителями_______________________________________________

Семейный тест отношений — сто д. Антони, е. Бине (модификация и.М. Марковской)

  • •Глава 3 посвящена описанию основных технологий психоло­гического изучения семей, воспитывающих детей с отклонени­ями в развитии.
  • •Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии
  • •1.2. Цели, задачи, принципы и направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии
  • •Глава 2. Нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
  • •2.1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
  • •2.2. Особенности фрустрирующего воздействия нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей
  • •2.3. Ценностые ориентации и мотивационные установки родителей
  • •2.4. Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями
  • •2.5. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям
  • •Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
  • •3.1. Основные направления психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
  • •3.2. Методы исследования
  • •Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей
  • •Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их замещающими)
  • •Беседа-интервью
  • •Эксперимент
  • •3.3. Экспериментальные методики
  • •3.3.1. Изучение детей с отклонениями в развитии
  • •3.3.2. Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, его отношения к родителям и к социуму
  • •3.3.3. Изучение личностных особенностей родителей
  • •3.3.4. Изучение внутрисемейных и родительско-детских отношений
  • •3.4. Консультирование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
  • •3.4.2. Тактика психолога
  • •Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений
  • •3.5. Схема психологического изучения семьи
  • •Раздел III направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.
  • •Раздел I. Сведения о семье
  • •3. Социально-культурный уровень членов семьи
  • •Раздел II. Оценка детско-родительских отношений
  • •Раздел III. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье
  • •16 Фло-105 р. Кеттелла:
  • •13 Схп э.Г. Эйдемиллера:
  • •3.6. Психологическое заключение по результатам диагностики
  • •Приложение № 1 Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Журнал регистрации консультируемых семей
  • •Сводная таблица результатов повторного обследования матери (отца), воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
  • •Заключение по итогам психологического изучения семьи Иванова Вани, воспитанника школы №____viii вида
  • •Заключение по итогам психологического изучения семьи Петровой Тани, учащейся 1 класса школы №____vi вида
  • •Перечень категорий, характеризующих аномальные пси­хосоциальные ситуации1
  • •Приложение 2 Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
  • •Методика «Фильм-тест» р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» — адаптирован­ный вариант и.Н. Гильяшевой, н.Д. Игнатьевой)
  • •Регистрационный лист к методике исследования межличностных отношений ребенка
  • •Бланк методики «Лесенка для детей» (в.В. Ткачева)
  • •Методика «Два дома» {и. Вандвик, п. Экблад)
  • •Бланк методики «Два дома» {и. Вандвик, п. Экблад)
  • •Рисуночные тесты
  • •Семейный тест отношений — сто д. Антони, е. Бине (модификация и.М. Марковской)
  • •Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (в. В. Ткачева)
  • •»Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой
  • •5. Эмоциональные реакции
  • •Тест «Семейная социограмма» (э.Г. Эйдемиллер)
  • •Бланк теста «Семейная социограмма»
  • •Социограмма «Моя семья» (в. В. Ткачева)
  • •Бланк социограммы «Моя семья» (в.В. Ткачева)
  • •Смол (смил-ммр1) (Дж. Маккинли, с. Хетеуей)
  • •Анкета «Психологический тип родителя» (в.В. Ткачева)
  • •Методика «16—фло—105—с» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «с») р.Б. Кеттелла, 1970
  • •Тест м. Люшера
  • •6 0 7 5 2 1 4 3
  • •I. Особенности организации внутрисемейной жизни
  • •II. Характеристика родительско-детских отношений
  • •Диагностика типов семейного воспитания (опросник асв)
  • •Текст опросника асв для родителей детей в возрасте 3—10 лет
  • •Текст опросника асв для родителей детей в возрасте от 11 до 22 года Инструкция:
  • •Бланк для ответов
  • •Методика «Лесенка для родителей» (в.В. Ткачева)
  • •Бланк методики «Лесенка для родителей» (в.В. Ткачева)
  • •Адаптированный Тематический апперцептивный тест (в.В. Ткачева)
  • •Анкета «Определение воспитательских умений у родите­лей, детей с отклонениями в развитии» (в. В. Ткачева)
  • •Методика «История жизни с проблемным ребенком» {в.В. Ткачева)
  • •Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком» (в. В. Ткачева)
  • •Протокол методики «История жизни с проблемным ребенком»
  • •Выполнение диагностических заданий Алешей к. И его матерью
  • •Выполнение диагностических заданий родителями Артема п.
  • •Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии
  • •Глава 2. Нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
  • •Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Подростки о родителях ADOR/ПОР: оценка матери

Сырые баллы и перевод в стандартные баллы

Шкала Сырые баллы Перевод в стандартные баллы Стандартные баллы
1 2 3 4 5
POZ 20 0−8 9−13 14−17 18−19 20 5
DIR 14 0−7 8−11 12−14 15−17 18−20 3
HOS 6 0 1−3 4−6 7−11 12−20 3
AUT 9 0−4 5−8 9−11 12−14 15−20 3
NED 12 0−1 2−6 7−10 11−13 14−20 4
POZ/HOS 14 -20−-1 0−6 7−13 14−17 18−20 4
DIR/AUT 5 -20−-6 -5−0 1−6 7−11 12−20 3

Интерпретация

Шкала позитивного интереса
5
Шкала директивности
3
Шкала враждебности
3
Шкала автономности
3
Шкала непоследовательности
4
Фактор близости
4
Фактор критики
3
низкое значение ⇒ среднее ⇒ высокое значение

Графический профиль

Краткое описание шкал

• Шкала позитивного интереса (POZ)

Психологическое принятие матери мальчики-подростки, прежде всего, видят в относительно критическом подходе к ним. Принятие помощи и поддержки матери в большинстве случаев проявляется в склонности соглашаться с ее мнением. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, а также тенденции к лидерству при положительном отношении матери к сыну последним отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма. Но вместе с этим просто компетентного поведения, дружеского способа общения и нормальных эмоциональных контактов оказывается недостаточно для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему «позитивный интерес». Выбирая «позитивный интерес» матери, сыновья-подростки, как правило, стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

• Шкала директивности (DIR)

«Директивность» матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, в ее декларациях и постоянных напоминаниях о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына ее «эталону» с исключением при этом возможности других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, симпатии, вызывающие положительное эмоциональное отношение, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

• Шкала враждебности (HOS)

«Враждебность» матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется, с его точки зрения, ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, свое самолюбие и утрированное самоутверждение, как правило, исключает принятие ребенка. Последний воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время при враждебном отношении матери к сыну могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес его и окружающих, целью которой является стремление унизить в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется позитивная активность и ответственность за судьбу сына.

• Шкала автономности (AUT)

«Автономность» матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию) оказываются не характерными для автономных в отношениях с сыновьями матерей. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью и невовлеченностью матерей в их дела.

• Шкала непоследовательности (NED)

«Непоследовательность» проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций, с одной стороны, и покорность (в адаптивных формах), деликатность, сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность – с другой. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам выражения (амплитуда колебаний максимальна).

• Фактор близости (РОZ/НОS)

Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения – при низких стандартных оценках.

• Фактор критики (DIR/AUT)

Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью – при низких стандартных оценках.

Различия в восприятии образов матери и отца

При сравнении воспитательной практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия.

При психологическом принятии («позитивном интересе») родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения, почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве «позитивного интереса» мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций.

По шкале «Директивность» у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Такие матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы.

«Враждебность» матерей отличается от характеристики «враждебности» отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

«Автономность» матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования. Наряду с этим у матерей более заметен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех, и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

«Непоследовательность» в проведении линии воспитания обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления со значительной амплитудой колебания. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гиперпротективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *