Оптимистическое мировоззрение

Оптимистическое мировоззрение, основанное на понимании смысла и цели жизни, рождает к ней творческое отношение, желание сделать ее красивой и гармоничной для себя и окружающих. Главными компонентами оптимизма являются надежда, вера и любовь. В случае если пессимист законченный эгоист, то оптимист коллективист. Альтруизм – желание делать добро другим ему органично присуще. Он осознает свою ответственность перед семьей, обществом и государством.

Наглядно сопоставить оптимистическое и пессимистическое мировоззрение мы можем представить в следующей таблице:

Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
1. Существование замысла (промысел Божий) – причина возникновения Вселœенной и человека (антропный принцип) 1. Случайность лежит в базе всœего сущего.
2. Наличие цели и смысла в существовании Вселœенной и человека Отсутствие цели и смысла в существовании Вселœенной и человека
3. Признание абсолютных этических истин, незыблемых идеалов и вечных ценностей Отрицание истин любого рода, идеалов и ценностей. Отрицание всœего святого.
4. Наличие связи и зависимости от общества и окружающих (коллективизм). Любовь к ближнему — является важнейшим руководящим этическим принципом Отрицание связи и зависимости от государства, общества и окружающих, презрение к ʼʼтолпеʼʼ. Гедонизм, эгоизм и индивидуализм – главные черты характера
5. Ответственность за свое поведение перед государством, обществом и близкими. В характере присутствуют такие черты как предсказуемость, надежность, верность Нежелание отвечать за последствия своих поступков. Стремление превратить свободу во всœедозволенность
6. Признание любви, значения семьи и семейных ценностей Любви не существует, человеком руководят только инстинкты, прежде всœего, сексуальный (либидо по Фрейду, у него даже отношения между детьми и родителями строятся на сексуальности)
7. Признание государства в качестве гаранта стабильных отношений в обществе и соблюдения прав граждан. Независимость от государства, космополитизм. Патриотизм, родина – не более чем пустые слова, не имеющие смысла в эпоху глобализации
8. Признание нравственных принципов в качестве основы собственного поведения. Деньги и удовольствия – цель жизни. Безнравственность, склонность к извращениям – стиль поведения
9. Понимание значения духовных интересов и стремление к ним Господство материальных интересов и стремление к материальным благам
10. Богатая событиями, интересная, но зачастую не легкая жизнь Внешне пестрая, беззаботная, но по сути бессмысленная жизнь, сопровождаемая духовной пустотой и нравственной деградацией

Оптимистическое мировоззрение является основой гуманистической этики.

Заключение.

В этике современного общества произошли качественные изменения. Она перестала служить средством снижения противоречий и агрессивности среди его членов. Наоборот, раскалывая общество на отдельные атомы-индивидуумы, отвергая мораль и нормы общежития, она служит подрыву величия самого человека.

Мировоззрение это

Никогда не задумывалась по поводу сущности бытия и чем мы движем свои поступки, что в этот момент на нас может оказывать влияние. Но как-то раз задали законспектировать лекцию на тему мировоззрения и его влияния на человека. Как оказалось, то именно мировоззрение на всех общее понятие, а именно оно есть у каждого человека, но оно на столько разное и индивидуальное, что является чем-то уникальным и неповторимым.

Мировоззрение тесно связано с нравственностью, идеалами и ценностями.

Мировоззрение, его влияние на человека, виды.

Мировоззрение не рождается вместе с человеком, а растет вместе с ним, формируется и развивается. Это приобретенный годами жизненный опыт, который может меняться от обстоятельств и разных событий, которыми полна жизнь человека. Это то общее, что есть у каждого человека, но так же существенно отличает нас друг от друга. Мировоззрение — понятие растяжимое и имеет в себе много подвидов. Мировоззрение бывает религиозное, оптимистическое, пессимистическое, научное, реакционное, прогрессивное, атеистическое, гуманистическое и обыденное.

Религиозное мировоззрение.

Это мировоззрение предполагает под собой веру человека в то, что существует высшая сила, которая правит миром. По основам такого мировоззрения человек пытается жить по канонам церкви, а именно не делать зла окружающим людям, совершать только хорошие поступки, как того велит Бог. Такое мировоззрение очень полезно в том случае, если человек не настроен фанатично по отношению к вере, а значит не несет вреда себе и окружающим. Но есть и вторая сторона религиозного мировоззрения, при которой человек зацикливается на своей вере, не может мыслить логически и принимает только готовую информацию, которую ему внушают.

Научное мировоззрение.

Такое мировоззрение развивается на фоне научного прогресса. То есть каждый человек знает о новшествах в мире и использует это в жизни. Допустим придумали компьютер и человек теперь им пользуется чуть ли не каждый день. Благодаря научному мировоззрению человек может логически мыслить, делать выводы, опираясь на современные технологии и используя их в жизни.

Оптимистическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения полностью зависит от темперамента человека и его общей социальной позиции. Не даром есть такое деление людей на оптимистов и пессимистов. Оптимистическое мировоззрение основано на том, что человек видит во всем позитивные моменты и все поступки, реакции на внешний мир у него имеют позитивные ноты. Что бы ни случилось, такой человек не станет унывать, а все время найдет выход из ситуации. Это мировоззрение полезно в первую очередь для своего обладателя и всегда вселяет веру в лучшее, делает жизнь более позитивной и легкой.

Пессимистическое мировоззрение.

Такой тип мировоззрения так же имеет место быть. В отличие от своего противоположного типа мировоззрения оптимистическое основано на том, что человек живет и сам создает свои проблемы. Пессимист постоянно унывает и боится перемен в жизни, боится и сам что либо менять. Пессимист видит все вокруг в сером цвете и воспринимает все настороженно, недоверчиво, не верит в лучшее для себя.

Атеистическое мировоззрение.

Это мировоззрение является полным антиподом религиозного. Человек с атеистическим мировоззрением не верит в высшие силы, которые руководят всем на земле и считает, что все зависит именно от людей и их поступков. Атеисты привыкли во всем полагаться не на высшую силу, а на самого себя.

Реакционное мировоззрение.

Такой тип мировоззрения возникает, как ответ на определенную сложившуюся ситуацию. Такое мировоззрение складывается не годами, а в настоящее время на определенное событие и ситуацию.

Видео обзор

Все(5)

Мировоззрение это Философия ч.1 Мировоззрение Это видео может изменить Ваше мировоззрение! ВСЕМ Добра и Господнего блогословения ! Русский человек — не национальность, это просто мировоззрение и целеполаганием Лара Бойд — Это видео изменит ваш мозг

5. Основное содержание оптимистического и пессимистического мировоззрения

Казалось бы, что принятие материалистической или одной из идеалистических концепций происхождения Все- ленной и жизни на земле в качестве основы мировоззрения конкретного человека не имеет отношения к его нравствен- ности, но это не так.

Глобальные философские проблемы, изложенные в названных теориях, непосредственно влия- ют на формирование мировоззрения, порождая оптимисти- ческое или пессимистическое отношение к жизни, которое обязательно сказывается на его нравственности.

Первым о существовании оптимистического и песси- мистического мировоззрения заговорил философ Альберт Швейцер (1875-1965), который в своей работе «Культура и этика» писал: «История западной философии – это исто- рия борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если евро- пейские народы в древности и в новое время достигли опре-

деленного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком слу- чае, постоянно его подавляло.

Пессимизм – это пониженная воля к жизни. Следова- тельно, он повсюду, где человек и общество уже не нахо- дятся больше во власти идеалов прогресса, которые с не- обходимостью выдвигает последовательная воля к жизни, а опускаются до принятия действительности такой, ка- кая она есть.

Действуя безымянно, пессимизм опаснее всего для куль- туры. В этом случае он атакует самые ценные идеи жиз- неутверждения, оставляя менее ценные нетронутыми».

Уже в начале XXI столетия российский философ Алек- сандр Георгиевич Спиркин в учебнике «Философия» из- ложил свое видение мировоззрения. Он пишет: «В зависи- мости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистиче- ским. Материализм есть философское воззрение, призна- ющее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорга- низованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а ду- ховному началу – разуму, воле.

Автор этой книги (Спиркин А.Г.) исходит из того, что материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто

в универсуме так мудро формирует все и вся и осущест- вляет регулятивную функцию. Материализм не совме- стим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно- психологической точки зрения мировоззрение может ха- рактеризоваться как оптимистическое или пессимисти- ческое. Понятие «мировоззрение» шире понятия «филосо- фия» В мировоззрении находит свое завершение целост- ность духовности человека».

Пессимистическое мировоззрение

По словам А. Швейцера, вся «западная философия – это история борьбы за оптимистическое мировоззрение», которое являлось стержнем всех достижений культуры. Пессимизм возникает тогда, когда человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, а опуска- ются до принятия действительности такой, какая она есть, то есть первенства материального.

Пессимизм опаснее все- го для культуры, так как отрицает идеалы.

Еще Н.А. Бердяев связывал общественный прогресс с увеличением добра и уменьшением зла. Идейным вдох- новителем философии пессимизма и нигилизма считают Ф. Ницше, который говорил о прогрессе человечества и самом человеке следующее: «Человечество не представляет со- бою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высше- му, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь со- временная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…».

Некоторые ученые, отрицая вслед за Ницше про- гресс, утверждают, что люди биологически, интеллектуаль- но и нравственно вырождаются, увеличивается число ра- ковых больных, больных сердечно-сосудистыми, нервно- психическими, аллергическими и иными недугами; угрожа-

юще много рождается детей с отклонениями от нормы в фи- зиологической сфере, увеличивается число умственно от- сталых, растет число людей, страдающих СПИДом, нарко- манией, алкоголизмом.

Современная философия, следуя Ницше, сеет песси- мизм и неверие в будущее. Она капитулирует перед комму- нистической и фашистской идеологией, которые по срав- нению с ней являются позитивными, так как видят цель и смысл жизни на путях развития и прогресса. Эти цели для западных либералов кажутся недемократическими, но они более здоровы и ближе к человеческой натуре, чем гни- ение и растление. Современные либеральные проповедни- ки, постоянно твердящие о необходимости свободы и демо- кратии, не имеют за душой никаких идей, привлекательных для молодёжи. Борьба за свободу однополой любви, кото- рую они ведут так остервенело, является карикатурой на по- иски действительной свободы. Она просто не имеет смысла, так как после победы ее сторонников у них останется толь- ко претворение в жизнь требований маркиза де Сада об ин- цесте и узаконивании педофилии, то есть дальнейшее дви- жение по пути растления общества.

Самое страшное нашей эпохи заключается в том, что всеобщий пессимизм сеет современная материалистическая наука и соответствующее мировоззрение. Начнем с самого главного. С момента возникновения Вселенной, по теории

«Большого взрыва», которая утверждает, что Вселенная воз- никла случайно, а если так, то и в жизни все подчинено слу- чаю и не имеет смысла. По этой причине слабонервные фи- лософствующие невротики экзистенциализма, а затем пост- модернизма истерично вопят об абсурдности происходяще- го, об отсутствии идеалов, целей и ценностей. Их пугает

«ужас космического одиночества». (Э. Фромм)

В этой философии явственно проявился кризис матери-

ализма. Философия прежде знала скептицизм как недоверие к очевидным фактам, но никогда не была подвержена неве- рию в будущее наподобие философии «космического ниги- лизма», которая появилась в ХХ столетии на основании вы- вода о том, что через 5 миллиардов лет Солнечная система прекратит своё существование, и поэтому жизнь человека и всего человечества лишена смысла и нравственных начал. Сопоставление поистине космических сроков с продолжи- тельностью письменной истории человечества, длящей- ся всего шестое тысячелетие, и выводы, делаемые из этого сопоставления, наводят на размышления о бессилии и бес- плодности материализма. Развитие науки для него служит лишь поводом, дающим возможность утверждать пессими- стический взгляд на будущее и неверие в возможности че- ловека.

Материалисты не хотят брать во внимание очевидный факт. Без разума и воли людей нет истории. Эволюция – это естественное развитие природы, в которой отсутствует ду- ховное начало, поэтому природа не знает истории, которая присуща только человечеству. Попытки материалистов при- равнять человека к животному ставят под вопрос и суще- ствование истории человечества. Животные не нуждаются в истории, точно так же как и в культуре.

Ход эволюции любого непредубежденного человека подводит к выводу, что в ней есть смысл. На всем ее протя- жении живое развивалось от простого к сложному, от низ- шего к высшему. Марксисты-ленинцы считали данный путь развития одним из законов диалектики. Современные мате- риалисты, отрицающие смысл в существовании природы, по сути дела, отрицают и старую марксистскую диалектику, которую называют гегельянской.

Утверждая господство случая, отсутствие цели и смыс-

ла в основе сущего, современный материализм бесцере-

монно вторгается в сферу этики. Если существование Все- ленной бессмысленно, то какой смысл может содержать- ся в истории человечества, а, следовательно, и в жизни от- дельного человека? Как можно жить с ощущением бессмыс- ленности своего существования? Американский философ ХХ столетия П. Тиллих пишет об этом следующее: «Экзи- стенциализм – это средство выражения тревоги отсутствия смысла и попытка принять эту тревогу в мужество быть со- бой…».

Утрата веры в наличие смысла жизни не проходит бес- следно для людей. Французский философ Жиль Делёз в сво- ей книге «Капитализм и шизофрения» пишет: «Наше обще- ство производит шизофреников так же, как оно производит шампунь и автомобили, с той лишь разницей, что первых нельзя продать». Вот результат господства материали- стического мировоззрения – повсеместное распростране- ние шизофрении.

Материализм не только разрушает психику своего по- следователя, он разрушает и отношения между людьми. Если Иисус Христос своим учением пытался гармонизиро- вать отношения людей, то материализм, провозглашая от- сутствие смысла, идеалов и ценностей, разрушает основу для такой гармонии. Бывшие узники фашистских концлаге- рей отмечают красноречивый факт: первыми не выдержива- ли мучений и погибали люди, которые переставали видеть смысл в дальнейшем существовании.

Мировоззренческая позиция имеет прямое отношение к жизни каждого, особенно молодого человека. Первые ма- териалисты древности Демокрит и Эпикур были против- никами любви, семьи и деторождения. Отсутствие смыс- ла в природе делает бессмысленной и духовность в лич- ной жизни. В этом вопросе на помощь материалистам при- ходят Фрейд и Ницше, которые духовность заменяют жи-

вотными инстинктами. Фрейд подсказывает, что сексуаль- ный инстинкт является основным, поэтому без оглядки пу- скайтесь в море чувственных удовольствий. А Ницше твер- дит: «Идя к женщине, бери плетку», но гораздо большее удовольствие доставляет «воля к власти». Власть над людь- ми должна приносить ощущение могущества и выражаться в денежном эквиваленте.

Некрофилия и биофилия

Еще З. Фрейд высказал предположение, что люди под- вержены влиянию двух факторов: стремлению к жизни, ко- торое он назвал Эрос, и стремлению к смерти – Танатос. Э. Фромм (1900–1980) в работе «Душа человека» (1964) про- должил рассуждения своего учителя. Прочтем размышле- ния, которые он сделал по поводу людей, любящих жизнь или смерть: «С психической и моральной точек зрения нет более резкой противоположности, чем между людьми, ко- торые любят смерть и теми, кто любит жизнь: между не- крофилами и биофилами… У многих имеются как как био- фильные, так и некрофильные тенденции в различном соче- тании. Человек с некрофильным ориентированием чувству- ет влечение ко всему неживому, ко всему мертвому: к тру- пу, гниению, нечистотам и грязи…

Некрофилы живут прошлым и никогда не живут бу- дущим. Некрофил движим потребностью превращать ор- ганическое в неорганическое, он воспринимает жизнь ме- ханически, как будто все живые люди являются вещами. Все жизненные процессы, все чувства и мысли он превра- щает в вещи. Для него существенно только воспоминание, а не живое переживание…(Потрясающее откровение, объ- ясняющее причины особого способа мышления сегодняш- них биопсихологов, которые, исследуя кости обезьян, вы- мерших миллионы лет назад, пытаются объяснить поведе- ние современного человека. Примечательно, что рассужде-

ния об особенностях характера некрофила Фромм поме- стил в работе «Душа человека». Сегодняшние психологи- материалисты стремятся уничтожить само понятие духов- ности человека, рассматривают его как машину или обезья- ну, а мозг – как компьютерную матрицу. Согласно Фромму такое поведение – типичная некрофилия.)

Для некрофила характерна установка на силу… В ко- нечном счете всякая сила покоится на власти убивать. Для такого человека наибольшим достижением является не производство, а разрушение жизни. Некрофил прямо- таки влюблен в силу… Для них существует только два

«пола»: могущественные и лишенные власти, убийцы и уби- тые. (Замечательная характеристика Ницше, подобная по- зиция которого изложена в сочинениях, например «Воля к власти»).

Он хотел бы господствовать над другими и при этом убивать жизнь. Некрофила привлекают ночь и темнота. (Христос говорил, что добрые люди идут к свету, а злые прячутся в темноте).

Биофильная этика имеет собственный принцип добра и зла. Добро есть все, что служит жизни; злым являет- ся все, что служит смерти. Добро есть «глубокое уваже- ние к жизни» (А. Швейцер), все, что служит жизни, росту, развитию. Радость – это добродетель, а печаль – грех. Био- фильная совесть мотивирована жизнью и радостью; цель моральных усилий состоит в том, чтобы укрепить жизне- утверждающую сторону в человеке.

Рафинированный некрофил – душевнобольной, рафини-

рованный биофил – святой».

Согласно Э. Фромму приверженность некрофилии есть основное содержание пессимистического мировоззре- ния, а некрофилия – это диагноз психического заболевания. Маркиз де Сад, М. Штирнер, Ф. Ницше, З. Фрейд заразили

философию ядом некрофилии, который поразил к концу ХХ

столетия большинство мыслителей-материалистов.

Самый страшный удар, который наносит пессимисти- ческое мировоззрение по человечеству, это отрицание люб- ви, а следовательно, и самого человека. Абсурдность мате- риалистической этики отмечал еще Вл. Соловьев, придумав каламбур: «Мы все произошли от обезьяны, поэтому давай- те любить друг друга».

Материалист Фромм, переходя на позиции идеализма, пишет: «Все люди идеалисты и не могут ими не быть, если под идеализмом мы подразумеваем стремление к удовлет- ворению специфически человеческих потребностей, превос- ходящих физиологические потребности организма». «Существует только одно чувство, удовлетворяю- щее человеческую потребность в единении с миром и вме- сте с тем дающее ему ощущение целостности и индиви- дуальности, – любовь». Человек может обрести смысл жизни, как бы коротка и опасна она ни была, толь- ко посвятив себя обществу». В XIX в. пробле- ма состояла в том, что Бог мертв; в XX – проблема в том, что мертв человек. В прошлом опасность состояла в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами».

Оптимистическое мировоззрение

Для формирования оптимистического мировоззре- ния существуют два пути. Первый путь – это религиозная вера. Сразу необходимо предупредить, что не всякая цер- ковь, а особенно секта дадут своим последователям духов- ную опору. Среди современных религиозных организаций очень много далеких от учения Христа, которые только при- крываются его именем для извлечения из адептов денег. Ии- сус Христос две тысячи лет назад предупреждал, что наста- нет время, когда его последователи будут руководствоваться

«духом и истиной» учения. Самыми главными факторами, определяющими условия формирования оптимистического мировоззрения, являются стремление к самосовершенство- ванию и гуманизм: христианский, исламский, буддийский, за исключением либерального.

Второй путь, согласно Фромму, материалистический. Он ставит в основу оптимистического мировоззрения био- филию – тенденцию к сохранению жизни и борьбе про- тив смерти. Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы ощущать влечение ко всему живому и отказаться от всего мертвого. Фромм считал, что биофилию необходимо воспи- тывать с детства. Для ребенка важной предпосылкой разви- тия биофильной ориентации является его совместное про- живание с людьми, которые любят жизнь. К необходимым для развития биофилии специфическим условиям Э. Фромм относил следующие: теплые, основанные на любви контак- ты с людьми в период детства; отсутствие угроз и свобода созидать, строить, удивляться и на что-то отваживаться, ат- мосфера, ведущая к внутренней гармонии. То есть жизнь, наполненная смыслом, целью и идеалами. Материалист Фромм в описании биофилии незаметно переходит на пози- ции идеализма.

Оптимистическое мировоззрение, основанное на пони- мании смысла и цели жизни, рождает к ней творческое от- ношение, желание сделать ее красивой и гармоничной для себя и окружающих. Главными компонентами оптимизма являются надежда, вера и любовь. Если пессимист – закон- ченный эгоист, то оптимист коллективист. Альтруизм – же- лание делать добро другим – ему органично присущ. Он осознает свою ответственность перед семьей, обществом и государством.

Наглядно сопоставить оптимистическое и пессимисти-

ческое мировоззрение мы можем в следующей таблице:

оптимистическое мировоззрение пессимистическое мировоззрение
1 2
Существование замысла (промы- сел Божий) – причина возникно- вения Вселенной и человека (ан- тропный принцип) Случайность лежит в основе все-

го сущего

Наличие цели и смысла в суще-

ствовании Вселенной и человека

Отсутствие цели и смысла в суще-

ствовании Вселенной и человека

Признание абсолютных этических истин, незыблемых идеалов и веч- ных ценностей Отрицание истин любого рода, идеалов и ценностей. Отрицание всего святого
Наличие связи и зависимости от общества и окружающих (кол- лективизм). любовь к ближнему является важнейшим руководя- щим этическим принципом Отрицание связи и зависимости от государства, общества и окру- жающих, презрение к «толпе». Гедонизм, эгоизм и индивидуа- лизм – главные черты характера
Ответственность за свое пове- дение перед государством, об- ществом и близкими. В характе- ре присутствуют такие черты как предсказуемость, надежность, верность Нежелание отвечать за послед- ствия своих поступков. Стремле- ние превратить свободу во вседоз- воленность
Признание любви, значения семьи и семейных ценностей любви не существует, человеком руководят только инстинкты, пре- жде всего, сексуальный (либидо по Фрейду, у него даже отношения между детьми и родителями стро- ятся на сексуальности)
Признание государства в каче- стве гаранта стабильных отноше- ний в обществе и соблюдения прав граждан Независимость от государства, космополитизм. Патриотизм, ро- дина – не более чем пустые слова, не имеющие смысла в эпоху гло- бализации
Признание нравственных принци- пов в качестве основы собственно- го поведения Деньги и удовольствия – цель жизни. Безнравственность, склон- ность к извращениям – стиль по- ведения

Окончание табл.

1 2
Понимание значения духовных интересов и стремление к ним Господство материальных интере- сов и стремление к материальным благам
Богатая событиями, интересная, но зачастую не легкая жизнь Внешне пестрая, беззаботная, но по сути бессмысленная жизнь, со- провождаемая духовной пустотой и нравственной деградацией

Оптимистическое мировоззрение является основой гу-

манистической этики.

Основное содержание пессимистического и оптимистического мировоззрения

Казалось бы, что принятие материалистической или одной из идеалистических концепций происхождения Вселенной и жизни на земле в качестве основы мировоззрения конкретного человека не имеет отношения к его нравственности, но это не так. Глобальные философские проблемы, изложенные в названных теориях, непосредственно влияют на формирование мировоззрения, порождая оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни, которое обязательно сказывается на его нравственности.

Первым о существовании оптимистического и пессимистического мировоззрения заговорил философ Альберт Швейцер (1875-1965), который в своей работе «Культура и этика» писал: «История западной философии – это история борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если европейские народы в древности и в новое время достигли определенного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком случае, постоянно его подавляло.

Пессимизм – это пониженная воля к жизни. Следовательно, он повсюду, где человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, которые с необходимостью выдвигает последовательная воля к жизни, а опускаются до принятия действительности такой, какая она есть.

Действуя безымянно, пессимизм опаснее всего для культуры. В этом случае он атакует самые ценные идеи жизнеутверждения, оставляя менее ценные нетронутыми».

Уже в начале XXI столетия российский философ Александр Георгиевич Спиркин в своем учебнике «Философия» изложил свое видение мировоззрения. Он пишет: «В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Автор этой книги (Спиркин А.Г.) исходит из того, что материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формирует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека».

II. ПРОБЛЕМА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Для нас, людей Запада, культура состоит в том, что мы одновременно работаем над собственным совершенствованием и совершенствованием мира.

Существует ли, однако, необходимая связь между активностью, направленной вовне, и активностью, направленной вовнутрь? Нельзя ли добиться духовно-этического совершенства индивида, которое является конечной целью культуры, и в том случае, если индивид будет работать лишь над собой, а миру и существующим в нем условиям жизни предоставит развиваться самим по себе? Кто даст нам гарантию, что ход событий, происходящих в мире, поддается влиянию в такой мере, что может быть направлен на содействие достижению подлинной цели культуры — самосовершенствования индивида? Кто убедит нас в том, что он вообще имеет смысл с точки зрения всеобщей эволюции? И не является ли мое направленное на окружающий мир деяние отклонением от направленного на меня самого деяния, к которому все в конечном счете и сводится?

Под воздействием этих сомнений пессимизм индийцев и пессимизм Шопенгауэра отказывают материальным и социальным достижениям, составляющим видимую сторону культуры, в каком бы то ни было значении. Индивиду, по их мнению, не следует заботиться об обществе, народе и человечестве — он должен стремиться лишь к тому, чтобы в самом себе пережить торжество духа над материей.

Это тоже культура, поскольку и здесь преследуется ее цель — духовно-этическое совершенствование индивида. Объявляя ее несовершенной, мы, люди западного мира, не должны проявлять здесь излишней безапелляционности. Действительно ли между внешним прогрессом человечества и духовно-этическим совершенствованием индивидов существует такая тесная связь, как нам представляется? Не пытаемся ли мы, находясь в плену иллюзии, соединить воедино чужеродные компоненты? Действительно ли дух в одном из упомянутых деяний черпает пользу для другого?

Мы не достигли провозглашенного нами идеала. Мы затерялись в дебрях внешнего прогресса и затормозили процесс интеллектуального самоуглубления и этического совершенствования индивидов. Следовательно, мы не дали никакого практического доказательства правильности нашего воззрения на культуру, что лишает нас права просто отбросить другую, более узкую концепцию культуры, — мы должны полемизировать с нею.

Пессимистическому и оптимистическому мышлению, между которыми до сих пор не было почти никаких точек соприкосновения, в недалеком будущем придется по-деловому полемизировать. Эра мировой философии не за горами, и она будет создана в борьбе за оптимистическое или пессимистическое мировоззрение.

История западной философии — это история борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если европейские народы в древности и в новое время достигли определенного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком случае, постоянно его подавляло.

Успехи познания, достигнутые в ходе развития нашей философии, не являются чем-то самодовлеющим. Они всегда находятся на службе либо того, либо другого мировоззрения и только таким образом сохраняют свое подлинное значение.

Однако борьба между оптимистическим и пессимистическим мировоззрением не носит открытого характера. Оба мировоззрения не противостоят друг другу со всей откровенностью их аргументации, как равные и одинаково правомерные. Правомерность первого считается более или менее само собой разумеющейся. Заслуживающим внимания признается лишь вопрос о том, как добиться торжества над вторым, используя в качестве доказательств все применимые данные познания и подавляя все попытки защищать его.

Не представляя себе по-настоящему существа пессимистического мировоззрения, западное мышление проявляет поразительное непонимание его. Но у него прекрасное чутье на такое мировоззрение. Обнаруживая отсутствие интереса к деянию, объектом которого является внешний мир, как это характерно, например, для Спинозы, оно тотчас реагирует отрицательно. Никакой объективный подход к действительности, к природе не импонирует ему, так как может привести к недостаточному акцентированию центрального положения человеческого духа в универсуме. Поскольку материализм представляется ему последним возможным союзником пессимизма, оно ведет против материализма ожесточенную борьбу.

В великом споре вокруг гносеологической проблемы, ведущемся со времен Декарта до Канта и более поздних философов, отстаивается собственно оптимистическое мировоззрение. Поэтому с таким упорством изыскивается любая теоретическая возможность умаления или полного отрицания значимости чувственного мира. Путем идеализации пространства и времени Кант стремится окончательно утвердить оптимистическое мировоззрение рационализма со всеми его идеалами и требованиями. Только так можно объяснить тот факт, что самые глубокие гносеологические исследования перемежаются у него с наивнейшими мировоззренческими выводами. Великие послекантовские системы, сколь бы сильно они ни отличались одна от другой содержанием и методами спекуляции, сходны, однако, в том, что все они в своих воздушных замках провозглашают оптимистическое мировоззрение владыкой мира.

Стремясь логически убедительно включить цели человечества в общие цели универсума, европейская философия служит оптимистическому мировоззрению. Кто не участвует в этом или проявляет медлительность, тот ее враг.

Она оказалась права в своей предвзятости по отношению к естественнонаучному материализму, сделавшему намного больше для потрясения основ оптимистического мировоззрения, чем философия Шопенгауэра. При этом естественнонаучный материализм никогда не выступал открыто против оптимистического мировоззрения. Получив возможность после крушения великих систем сесть за один стол с умерившей свои требования философией, он скорее стремился приспособиться к тону, в котором последняя хотела продолжать спор. В лице Дарвина и других ученых философствующее естествознание предпринимало трогательно наивные попытки настолько расширительно толковать историю зоологической эволюции, приведшей к появлению человека, что человечество, а с ним и духовное начало вновь стали представляться целью мира так же, как в спекулятивных системах. Однако, несмотря на все благожелательные усилия пришельца, продолжать дискуссию в прежнем духе больше не удавалось. Что пользы в том, что он хотел быть лучше своей репутации? Он благоговел перед природой и фактами больше, чем это было полезно для убедительного обоснования оптимистического мировоззрения, поэтому он подрывал основы оптимистического мировоззрения даже тогда, когда не преследовал такой цели.

К тому пренебрежительному отношению к природе и естествознанию, которое было характерно для прежней философии, мы больше не вернемся. На возврат к мышлению, дающему возможность, как и ранее, логически убедительно включать цели человечества в цели универсума, нечего больше рассчитывать. Следовательно, оптимистическое мировоззрение перестает быть для нас чем-то само собой разумеющимся пли доказуемым с помощью философских ухищрений. Оно должно проявить готовность самому обосновать себя.

Обычно заблуждению способствует то обстоятельство, что в истории мышления человечества оптимистическое и пессимистическое мировоззрение редко встречаются в чистом виде. Как правило, они сочетаются таким образом, что одно господствует, а другое на правах непризнанного оппонирует. В Индии терпимое миро- и жизнеутверждение сообщает пессимизму подобие интереса к отрицаемой последним внешней культуре. У нас тайный пессимизм сковывает культуротворческую энергию оптимистического мировоззрения, разрушая нашу веру в духовный прогресс человечества и вынуждая пас оперировать дискредитированными идеалами.

Пессимизм — это пониженная воля к жизни. Следовательно, он повсюду, где человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, которые с необходимостью выдвигает последовательная воля к жизни, а опускаются до принятия действительности такой, какая она есть.

Действуя безымянно, пессимизм опаснее всего для культуры. В этом случае он атакует самые ценные идеи жпзнеутверждения, оставляя менее ценные нетронутыми. Подобно скрытому магниту, он отклоняет стрелку компаса мировоззрения, которое, не подозревая об этом, принимает ложный курс. В итоге непризнаваемое переплетение оптимизма и пессимизма приводит к тому, что мы продолжаем утверждать ценности внешней культуры, которые мыслящему пессимизму безразличны, и в то же время оставляем на произвол судьбы внутреннее совершенствование, которому он единственно и придает значение. Чувство прогресса в области материального, внушаемое действительностью, сохраняется, в то время как чувство прогресса в области духовного, стимулируемое внутренними импульсами, которые исходят из мыслящей воли к жизни, иссякает. Так с отливом глубоко погруженное в воду оказывается на мели, а плоское, держащееся на поверхности, продолжает плыть как ни в чем не бывало.

Итак, существо нашей деградации, если свести его к процессам, происходящим в мировоззрении, состоит в том, что подлинный оптимизм незаметно ускользнул от нас. Мы не изнеженное и опустившееся от избытка жизненных наслаждений поколение, которому в грозовых бурях истории надлежит собраться с силами, чтобы вновь вернуться к деловитости и приверженности идеалу. При сохранившихся деловых качествах в большинстве областей, связанных с непосредственной жизнедеятельностью, мы оскудели духовно. Понимание жизни вместе со всем, что из него вытекает, дискредитировано в глазах индивидов и общества. Высшие силы желания и созидания гибнут в нас, так как оптимизм, на который они должны были опираться, незаметно пропитался пессимизмом.

Для сосуществования оптимизма и пессимизма под общей крышей бездумья характерно то, что одно рядится в одежды другого. За оптимизм выдается то, что в действительности является пессимизмом, а пессимизмом скрещивается то, что в действительности является оптимизмом. То, что обычно считается оптимизмом, — не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете. Такое освещение возникает из-за искаженного представления о том, что есть и что должно быть. Токсины, выделяемые туберкулезной палочкой, вызывают в организме больного так называемую эйфорию, ложное ощущение хорошего самочувствия и силы. По аналогии можно говорить о наличии выхолощенного оптимизма у индивидов и общества, которые, сами того не сознавая, заражены пессимизмом.

Подлинный оптимизм не имеет ничего общего с какими-либо снисходительными суждениями. Он состоит в стремлении к осознанному идеалу, который внушает нам глубокое и последовательное утверждение жизни и мира. Поскольку ориентированный таким образом дух здравомыслящ и беспощаден в оценке существующего, он при обычном рассмотрении предстает пессимизмом. Его стремление снести старые храмы, чтобы на их месте возвести более прекрасные, вульгарный оптимизм истолковывает как богохульство.

Единственно законный оптимизм осознанного желания вынужден вести столь тяжелую борьбу с пессимизмом, потому что ему неизменно приходится сначала прослеживать и разоблачать его в вульгарном оптимизме. Он не в состоянии окончательно искоренить пессимизм и никогда не должен считать, что справился с ним. Как только он допускает его появление в какой-либо форме, возникает опасность для культуры: активность в достижении подлинных целей культуры идет на убыль, хотя удовлетворенность ее внешними успехами еще сохраняется.

Следовательно, различие между оптимизмом и пессимизмом не в том, что первый с большей, а второй с меньшей степенью внутренней убежденности признают за современным положением вещей определенное будущее, а в неодинаковости того, чего хочет воля в качестве будущего. Они являются свойствами не суждения, а воли. То обстоятельство, что ошибочное определение оптимизма и пессимизма до сих пор имело хождение наряду с правильным и в результате вместо двух определений фигурировало четыре, облегчало бездумью игру, в которой оно обманывало нас относительно подлинного оптимизма: пессимизм желания выдавался за оптимизм суждения, а оптимизм желания отвергался как пессимизм суждения. Необходимо вырвать из рук бездумья обе эти крапленые карты, дабы оно не смогло больше обманывать с их помощью мир.

В каком отношении находятся оптимизм и пессимизм к этике?

Существование тесных и своеобразных связей между ними подтверждается тем, что борьба за оптимистическое или пессимистическое мировоззрение и борьба за этику обычно переплетаются в мышлении человечества. Люди надеются в одном отстоять другое.

Такое переплетение очень удобно для мышления. Для обоснования этики неожиданно используются оптимистические или пессимистические аргументы, а для обоснования оптимизма или пессимизма — этические. При этом западное мышление делает упор на оправдание жизнеутверждающей, то есть деятельной, активной этики, полагая, что именно этим доказывает оптимизм мировоззрения. Для индийского мышления главным является логическое обоснование пессимизма, обоснование же жизнеотрицающей, то есть страдающей, пассивной этики представляется в большей мере производным отсюда.

Путаница, возникающая из-за неправильного разграничения между борьбой за оптимизм или пессимизм и борьбой за этику, пожалуй, как ничто другое, способствовала неясностям в мышлении человечества.

Путаница эта была результатом очевидного заблуждения. Вопрос о том, чему быть — жизне- и мироутверждению или жизне- и мироотрицанию, — в этике выступает совершенно так же, как в борьбе между оптимизмом и пессимизмом. Все, что обнаруживает существенную взаимосвязь, воспринимается как созданное одно для другого. Поэтому оптимизм надеется, что сможет опираться на миро- и жизнеутверждающую этику, а пессимизм питает такие же надежды в отношении этики миро- и жизнеотрицающей. При этом, однако, до сих пор ни одна из двух соотносимых величин не имела прочной опоры, так как ни одна не искала собственного обоснования в самой себе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Обыденное мировоззрение свойственно каждому человеку, живущему в обществе.

Данное направление мышления имеет свои особенности.

Каковы цели формирования гуманистического мировоззрения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия и характеристика

Что такое обыденное мировоззрение?

Обыденное мировоззрение — взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.

Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.

Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:

  • самообслуживание;
  • коммуникация (вербальная, невербальная);
  • физический труд;
  • построение семейных, родственных отношений;
  • воспитание потомства;
  • проведение досуга;
  • празднование знаковых событий;
  • участие в ритуалах;
  • забота о своем здоровье, о безопасности и т.д.

Какое может быть счастье? Читайте об этом .

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.

    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.

  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
  4. Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
  5. Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
  6. Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.

    Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.

  7. Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Функции: кратко в таблице

Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:

Функция

Проявление

Информационно-отражающая

Все явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя.

Ориентационно-регулятивная

В своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться.

Оценочная

Все наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями.

Как начать новую жизнь и изменить себя? Ответ узнайте прямо сейчас.

Сильные и слабые стороны

Данный вид мышления имеет как сильные, так и слабые стороны.

Сильные стороны:

  • основывается на здравом смысле;
  • опирается на житейский опыт.

Слабые стороны:

  • незначительное использование научных данных, религиозных взглядов;
  • отсутствие необходимой критичности и объективности;
  • часто в основе лежат привычки, суеверия.

Плюсы и минусы

Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:

Плюсы обыденного мировоззрения:

  • помогает ориентироваться в настоящем;
  • позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия);
  • помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
  • позволяет определить желаемое развитие событий;
  • помогает строить прогнозы на будущее.

К минусам можно отнести:

  • полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями;
  • установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами;
  • полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.

Примеры из жизни

Примеры обыденного мировоззрения:

  1. Молодые женщины с определенного возраста стремятся к созданию с подходящим партнером семейного союза. Непременное желание вступить в брак и в дальнейшем родить детей основывается как на житейском опыте — существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения (мамы, бабушек, сестер, подруг), так и на здравом смысле.

    Плюсом подобного проявления обыденного мировоззрения является стремление женщин реализовать себя в качестве жены и матери, создать социальную ячейку общества.

    А минусом является наличие в обществе стереотипов, починяясь которым нередко женщины не учитывают свои объективные желания и взгляды.

  2. Практически все люди празднуют ежегодно свой день рождения. Уже в раннем возрасте дети, наблюдая за взрослыми, получают информацию о наличии у каждого человека такого дня. Формируется убеждение, что день рождения — это особенный праздник, в который необходимо устраивать торжество и приглашать на него всех близких людей. Эти люди, в свою очередь, должны чествовать именинника и дарить ему подарки.
  3. Необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения человека. Сюда относятся такие повседневные привычки, как чистка зубов, умывание, расчесывание и т.д. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь.

    Отсутствие в обыденном мировоззрении человека подобных установок приведет к его столкновению с непониманием и осуждением в обществе.

Особенности

Обыденный тип мировоззрения формируется стихийно на протяжении всей жизни человека. Оно не может быть помещено в определенные рамки, структурировано в систему.

Ежедневно человек в процессе своей деятельности и в результате наблюдения за другими людьми получает новую информацию, которая перерабатывается им и воспринимается.

В чистом виде повседневное мышление не смогло бы существовать ввиду своей бессистемности и некоторой абстрактности.

Для устойчивости ему необходимо сочетать в себе элементы мифологии, религии, науки. Это позволяет добавить необходимую рациональность, практичность, объективность.

Так, эмоционально образное, фантастическое восприятие действительности, лежащее в основе мифологического мировоззрения, нередко становится частью обыденных взглядов.

Также объективные данные, полученные в результате научных исследований, становятся неотъемлемо частью повседневной жизни.

Например, обыденные представления человека о построении семейных отношений могут основываться и на воспринятой из психологической литературы научной информации, а не только на опыте предыдущих поколений.

Велико и влияние нравственных установок, проповедуемых религией, на формирование повседневных взглядов. Человек участвует в традиционных ритуалах (крещение, похороны отпевание) не только из соображений здравого смысла и имеющегося у него опыта, но и по причине наличия определенных религиозных установок.

Заимствование обыденным мировоззрением отдельных практических составляющих других видов мировоззрения позволяет обеспечить не только эмоциональную (мироощущение), но и рациональную составляющую (миропонимание).

Человек успешно сочетает собственные ощущения, полученные в результате наблюдений и опыта, с некоторыми практическими данными.

В результате складывается совокупность ценностей, идеалов, образцов. Они помогают ориентироваться в жизни, принимать решения. Окружающий мир упорядочивается, становится понятным и доступным.

Отсутствие обыденного мировоззрения превратило бы жизнь человека в сплошной хаос, в котором не было бы четкого понимания целей и путей развития.

Психика индивида без житейских установок находилась бы в постоянном напряжении, поскольку предугадать и спрогнозировать развитие событий человек бы не мог.

Таким образом, обыденное мировоззрение, несмотря на ряд недостатков, играет большую роль в жизни каждого человека. Его наличие позволяет индивиду благополучно существовать в обществе, опираясь на здравый смысл и имеющийся опыт.

2 пути мировоззрения — обыденное и философское:

Наша интересная группа Вконтакте:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *