Оптина подворье

В Седмицу 31-ю по Пятидесятнице, Обрезание Господне, 14 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Успенском храме петербургского подворья Оптиной пустыни.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Арсений (Мосалев) с братией и другие священнослужители.
За богослужением молились воспитанники гимназии преподобного Амвросия Оптинского при подворье.

«На восьмой день от рождения, согласно завету Господа с Авраамом, каждый человек мужского пола должен был проходить обряд обрезания, — сказал владыка в проповеди. — Бог первый договор заключил в раю с Адамом и Евой. Договор был простой: человеку обещалось бессмертие, а тот не должен был прикасаться к древу познания добра и зла. Такая простая была заповедь, но человек ее нарушил и в результате пал. Шло время, не было общения между Богом и человеком. Господь решил утвердить новый договор, для этого нашел Авраама. Теперь по договору человек должен был исполнять заповеди Божии, а Господь будет хранить его на всех путях жизни. В знак принятия договора был установлен обряд обрезания: человек жертвовал собой ради любимого Бога и проливал кровь — как символ верности Ему. Так жил ветхозаветный Израиль, там принимали обрезание внешнее, а духовно, по словам пророков, не росли. Да, израильтяне приняли ветхозаветный Закон, знали его, но он их не исправлял. Они пытались исправлять грешников побиением камнями. Если человек не хотел обрезаться, его камнями точно побьют, так же будет, если нарушит заповеди. Помните, во время жизни Христа к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии. Иудеи сказали, что ее следует побить камнями, и поинтересовались мнением Христа. Он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). Все постыдились, и никто ее не побил. Я бываю иногда в Израиле — там на перекрестках стоят ведра с камнями. Спросил однажды, что это такое. Оказывается, иудеи наказывают нарушителей субботы, бьют камнями по стеклам машин и автобусов. Такие вот ревностные иудеи стараются исполнять эту заповедь».
«Но внешние атрибуты ничего не меняли, все понимали, что нужно что-то новое — Новый Завет, — продолжил архипастырь. — А Новый Завет может дать только Мессия. Господь так и сделал. На восьмой день Он был обрезан, ведь Он пришел не нарушить Закон, а исполнить. Он сказал Иоанну Предтече: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Но исполнив Закон, Господь отменил этот обряд и ввел договор Нового Завета — это Таинство Крещения. Теперь мы заключаем с Богом договор, давая обещание быть Ему верными, сочетаясь со Христом и отрекаясь от диавола. Наше духовное обрезание — это отсечение греховных мыслей и чувств. Делая это, мы будем действительно народом Божиим, устремленным к святости, подвижничеству. Без этого нельзя войти в Царствие Небесное».
«Нужно все время отвергать себя — свои страсти, ведь ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное. Нужно перебороть себя. Для этого Господь нам дает силу — благодать. После Таинства крещения, когда мы нарушаем его, Он нам дает Таинство покаяния, чтобы мы вновь, как при втором крещении, каялись в грехах и снова обещали Богу исправиться. Господь еще причащает нас Своей благодатью, чтобы мы лучше боролись с грехами. Если у нас нет благодати, значит, мы перестали подвизаться. Нужно вернуться к отправной точке и все начинать сначала — вести подвиг молитвы, поста и добрых дел. Если будем двигаться в этом направлении, Господь пошлет нам благодать, а мы будем стремиться к Царствию Небесному — цели нашей жизни», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.
Настоятель подворья подарил владыке икону преподобного Амвросия Оптинского и сборники духовных произведений православных авторов IV-XV веков «Добротолюбие».
Учащиеся гимназии исполнили рождественские песнопения. Им подарили сладости.
Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1897 году, после восстановления освящен великим чином Патриархом Кириллом 15 сентября 2013 года. Реставрационные работы продолжаются. Храм является объектом культурного наследия федерального значения.
ИА «Вода живая»,

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом – Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.
Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.
События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.
В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор. Иоанна Предтечи, ап. Андрея Первозванного и ап. Иакова Зеведеева (I), прав. Лазаря Четверодневного (I), сщмчч. Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт. Николая Чудотворца (III-IV), вмч. Пантелеимона (III-IV), преп. Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *