Оптинское подворье в Ясенево

Ясенево — один из самых древних населенных пунктов Подмосковья. Н.М.Карамзин предполагал, что оно упоминается еще в 1206 г. в одной из летописей при описании распрей удельных князей: «сретоша и братья у Ясенева», но первым документально известным владельцем Ясенева является великий князья Московский Иван Данилович Калита. Оно упоминается около 1339 г. в одной из его духовных грамот, то есть завещании. Вплоть до конца XVI в. Ясенево принадлежало потомкам Калиты, в том числе Ивану Васильевичу Грозному.

Судя по тому, что Ясенево издавна значится селом, в нем периодически сооружали деревянные церкви, сменявшие одна другую, однако их посвящения неизвестны. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе было сооружена деревянная церковь Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови — в 1628-1629 гг. в окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится «новоприбылой», то есть только что построенной. Позже царь подарил это село некоему Ананье — младшему сыну своего духовника, протопопа Благовещенского собора Максима. Этот Ананья был одним из приближенных его жены царицы Евдокии Лукьяновны, неоднократно получал от нее дорогие подарки, возможно, Ясенево было пожаловано ему по ходатайству царицы в связи с женитьбой в 1631 г. Как владелец этого села Ананья упоминается в документе 1635-1636 гг.

Ясенево ненадолго задержалось у Ананьи, вернулось в казну, но вскоре было подарено другому удачливому придворному — боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову. При нем в переписной книге 1646 г. в селе документально упоминается «двор боярский», т.е. усадьба, конный и скотный дворы. Церковь, видимо та, что была построена при царе Михаиле Федоровиче, называется несколько по-другому, чем раньше: Знамения Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Софии и её дочерей. А.М. Львов выстроил при ней «колокольницу на столбах, на пять колоколов». У А.М. Львова не оказалось наследников, Ясенево после его смерти в 1655 г., как выморочная вотчина, опять стало дворцовым, т.е. царским селом, принадлежавшем царю Алексею Михайловичу. В 1674 г. в Ясеневе была сооружено новое деревянное культовое здание, заменившее предыдущее. Оно, в свою очередь, состояло из двух церквей: верхней — Знамения Богородицы, завершенной шатром, и нижней — Софии с дочерями. Кроме того, еще один шатер имел придел Николая Чудотворца. В селе крестьянскими избами, «государева воловенника» двор, два двора садовников и «26 дворов крестьянских, людей в них тож, у них же детей и братей и племянников и внучат и зятьев и шурьев и пасынков и захребетников 62 человека», что говорит о том, что Ясенево было одним из самых больших сел Подмосковья.

Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 г. приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами.

Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной. После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого — родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище)…

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина. В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары — небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.

В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского — небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство было завершено лишь в 1865 г.

В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г., частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).

В 1930-е гг. закрыли храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.

В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель — игумен Мелхиседек (Артюхин).

По материалам: http://usadba-yasenevo.ru/istoriya/artpage19.html
Коробко М.Ю. Москва Усадебная. Путеводитель.

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш…». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей…» и пением «Христос воскресе…» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог…» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив…», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня…».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше… Светися…». Причастен «Тело Христово приимите…». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне…», «Видехом Свет Истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе…». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых…» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Московский храм апостолов Петра и Павла в Ясенево

Московский храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе , Московское подворье Оптиной пустыни , в черте Московской епархии

Первое известное упоминание о селе Ясеневе относится к XIV в. Во всех документах владение упоминается как село, а значит, в нём был храм. Таким образом, история церкви и её прихода насчитывает не менее чем 7 столетий.

Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево являлось дворцовым селом. Оно привлекло внимание Патриарха Филарета (Романова) . По решению Патриарха в г. здесь началось строительство новой деревянной церкви во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии . Двумя годами позже г. церковь числилась среди «новоприбылых».

Ф.А. Лопухин неоднократно, начиная с г., подавал прошения о постройке новой каменной церкви в своей вотчине, селе Ясеневе, вместо деревянной церкви , которая «вельми обетшала и служить в ней невозможно». В царствование Елизаветы Петровны 13 марта г. по указу Ее Императорского Величества и по определению Московской духовной консистории велено было в Пехрянское духовное правление, в ведении которого находился храм апостолов Петра и Павла, «послать указ: повелеть в указанном селе деревянную церковь освидетельствовать», и если «по свидетельстве явится, что она подлинно ветха и служения править в ней невозможно, то вместо той ветхой церкви в близости и на том же месте каменную церковь строить позволить, наподобие прочия святыя церкви, алтарем на восток, и построя убрати святыми иконами писанными по древнему Православной восточной церкви обычаю,: и прочим церковным всяким благолепием украсить и приличествующе ко освящению изготовить, дабы ни в чем недостатка не было. Когда оная церковь построена и всеми потребными удовольствована и ко освящению будет совсем в готовности, то описать в ней все порознь и ветхую церковь упразднити по освящении оной каменной церкви…»

Новый (ныне существующий) храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла . Освящение храма состоялось в — гг. Старая деревянная церковь иконы Божией Матери «Знамение» была разобрана за ветхостью.

С именем князя Сергея Ивановича Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция.

В результате реконструкции -х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.

В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым)) 20 октября г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в г.).

В 1930-е годы храм закрыли, он стал использоваться под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.

Святыни

Православный храм Параскево-Пятницкого благочиния Московской городской епархии. Подворье Свято-Введенской Оптиной Пу́стыни.

Храм расположен в районе Ясенево, Юго-Западного административного округа города Москвы.

Главный престол освящён в честь святых апостолов Петра и Павла; приделы в честь великомученицы Варвары, в честь преподобного Сергия Радонежского. Приставной престол освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История

В бывшем здесь селе Ясенево (которое упоминается с XIV века именно как село, то есть в нём уже тогда был храм) находилось несколько православных церквей: в 1626 здесь была построена деревянная церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в 1674 рядом со старой возведена новая двухэтажная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Ныне существующее здание храма было возведено в 1751-1753 годы в стиле елизаветинского (позднего) барокко и освящёно во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Владельцем села тогда был Феодор Авраамович Лопухин († 1767; внук боярина Фёдора (Иллариона) Абрамовича Лопухина, тестя царя Петра I, сын Абрама Федоровича Лопухина, казнённого 9 ноября 1718 года по делу царевича Алексея); при нём же возле храма была построена усадьба Ясенево и разбит парк с аллеями и прудами.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела, с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю окнами и увенчанным куполом.

9 июля 1822, в церкви села Ясенева состоялось венчание княжны Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого — родителей писателя Льва Толстого.

В период владения Ясеневым князя произошла реконструкция храма. В 1832 к нему были пристроены тёплый боковой придел в честь св. вмц. Варвары (небесной покровительницы супруги князя) и колокольня. В 1860-1865 была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. В результате храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени: архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов России эпохи классицизма.

Храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым) 20 октября 1861), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящён епископом Дмитровским Николаем в 1832).

В 1930-е годы храм, который к тому времени уже использовался под совхозный склад, закрыли (роспись храма не сохранилась). В 1973-1976 он был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. При этом вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и её складам.

Другие города , Public Domain

В 1989 году храм с домом причта были переданы православной общине; был учреждён приход. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов.

С февраля 1997 года храм передан московскому подворью Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. В храме продолжаются восстановительно-реставрационные работы: восстановлены два боковых придела, заканчивается установка нового резного дубового центрального иконостаса, написано большинство икон. Однако храм нуждается также в замене всего фундамента, который под действием грунтовых вод оказался полностью разрушенным.

23 ноября 2009 года в храме состоялось отпевание священника Даниила Сысоева, убитого 20 ноября. Чин отпевания возглавил архиепископ Истринский Арсений, в богослужении приняли участие благочинные города Москвы и многие представители московского духовенства. Территория вблизи храма была заполнена верующими, наблюдавшими церемонию прощания на установленном рядом с храмом большом экране. Прямая трансляция прощания осуществлялась на сайте РИА «Новости», телеканале «Спас» и на портале Патриархия.ru. По окончании отпевания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию у гроба почившего.

В настоящее время при храме действует воскресная школа, братство по оказанию помощи заключённым, патронажная служба, библиотека православной литературы, работает монастырская и церковная лавка.

Также при храме организовано систематическое отправление продовольственных и вещевых посылок заключенным.

Редко случается так на территории России, с постоянными нашествиями (то поляки, то татары, то литвины или немцы), чтобы церковное строительство многократно возобновлялось на одном и том же месте, начиная с «ордынских» времен. Но именно такова судьба села Ясенево, ныне входящего в городскую черту Москвы. А в далеком XIII веке Ясеневое входило в состав независимого Звенигородского княжества.

История создания храма

Вероятнее всего, первая деревянная церковь появилась в уделе знаменитого Андрея Мстиславича в районе 1320-х годов, но о ней сведений не сохранилось.

Церквушка в Ясенево могла бы и сгинуть в преданиях истории, если бы не расширение Москвы. А первые московские князья даже в эпоху неурядиц очень трепетно относились к церковному строительству. Причем сразу по двум причинам: небогатая в отношении христианского подвижничества Москва XIII-XIV веков нуждалась в духовных центрах, а уж после того, как княжество «по нраву пришлось» многим митрополитам (св. Петру, Феогносту, св. Алексию) ─ поддерживать православную Церковь стало содержанием политики внутренней и внешней.

Храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево

Первые сведения относятся к летописным упоминаниями XIII века Ясенева не как деревни, а именно как села. Летописи строго разграничивали просто богатые и людные торговые поселения и те, в которых была Церковь (первые могли быть больше, но оставались деревнями).

Но исторически первые сведения о церкви в теперь уже «московском дворцовом селе» Ясенево принадлежат к эпохе, когда на тронах (как светском, — царь Михаил, так и духовном, — патриарх Филарет) утвердилась молодая династия Романовых. Именно отец царя, Федор Никитич, став заодно и патриархом, позаботился об устроении в Ясенево храма святых Веры, Любви и Надежды, а также их матери, св. Софии. Деревянное строение с одним приделом было возведено за два года (1626-1628).

Позже рядом была построена церковь иконы Богоматери «Знамение», но уже через 130 лет, ко временам императрицы Елизаветы I, строения обветшали и «Весёлая Елизавета», будучи сильно верующей женщиной, нашла средства на постройку каменного храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

А современный вид строение приобрело, когда к круглому основному зданию (центральному приделу) князь Гагарин пристроил боковой придел великомученицы Варвары, в память о супруге (1832).

Современный вид Ясеневского храма святых апостолов

До революции церковь дожила в прекрасном состоянии благодаря частым реконструкциям и постоянной заботе светских владык. Сказалась и близость знаменитой Оптиной пустыни, и то, что в этих местах совершал когда-то подвиг отшельнического бытия св. Сергий.

Историческое фото храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево

В итоге храм приобрел симметричный вид постройки с тремя приделами (апостолов Петра и Павла. Сергий Радонежского, великомученицы Варвары) по проекту православного архитектора и художника Калугина.

При этом располагались три престола:

  • в «холодном» приделе (собственно храме) — иконографическое изображение св. Петра и Павла;
  • в «тёплом» приделе — престол с частицей мощей св. Сергия и престол при иконе вмч. Варвары;
  • в «приставном престоле» — икона Богоматери «Знамение».

Уникальным стал вид построек с чисто архитектурной точки зрения — «барокко» главного храма в стиле XVIII века было искусно соединено с симметричным классицизмом XIX века: сама Церковь «уравновешивалась» центральным притвором и колокольней.

После Революции были снесены главы церкви и звонницы, уничтожена внутренняя роспись. Но реставрация храма апостолов Петра и Павла в Ясенево началась чуть ли не раньше восстановительных работ с другими, подчас более знаменитыми, церквями.

Для сведения! Реставрация внешних стен, колокольни и звонниц храма Петра и Павла началась в 1973 году, когда само здание еще числилось на балансе складов авторемонтной базы.

Видимо, упоминавшаяся святость места повлияла. А уже в 1989-м все строения, включая домики клира, послушников и духовенства, были возвращены Патриархии. Хотя ремонтные работы периодически велись и в XXI столетии.

Интерьер храма Первоверховных апостолов Петра и Павла

Ясеневский храм апостолов Петра и Павла сегодня является почитаемым не только москвичами местом, он относится к столичному подворью Оптиной пустыни.

Внимание! Именно в этом храме произошло отпевание и прощание православных с 35-летним проповедником Даниилом Сысоевым, убитым фанатиком за проповеди, предположительно направленные против воинственного ислама.

Святыни храма

Храм богат подлинными уникальными святынями, дорогими сердцам православных верующих. Прежде всего, это чудотворные мощи центральных для мирового христианства фигур:

Также в храме находятся частицы мощей уже российских православных мучеников и великомучениц:

  • княгини Елизаветы;
  • инокини Варвары;
  • Татианы;
  • Трифона;
  • Великомучениц Варвары и Екатерины.

Именно в ясеневском храме апостолов нашли упокоение мощи знаменитых оптинских старцев:

  • Исаакия Старшего;
  • Варсофония;
  • Льва;
  • Макария;
  • Амвросия;
  • Анатолия Старшего и других.

Важно! Храм Первопризванных апостолов в Ясенево собрал один из самых богатых в православном мире русских реликвариумов, поклониться которому приезжают паломники со всей страны и всего православного мира.

Престольные праздники в Ясеневском Храме Апостолов

Почти в каждый день памяти любого из упокоившихся в церкви оптинских Старцев в честь поминовения конкретного преподобного в церкви проводится праздничная торжественная литургия.

Но самыми значимыми праздничными датами для храма апостолов Петра и Павла в Ясенево являются следующие дни (по новому стилю):

Уточнить расписание торжественных служб в храме Петра и Павла в Ясенево можно по телефону +79636360091 или на страницах администрации храма «ВКонткате» (http://vk.com/optina_msk) или на «Фейсбук»(https://www.facebook.com/optinapodvormsk?r).

Как добраться

Следить за страницами ясеневского храма Петра и Павла в соцсетях ─ очень познавательно и увлекательно. Не только потому, что там объяснять любому гостю столицы, как проще добраться до храма, всегда ответят на вопрос с просьбой уточнить расписание служб.

Дело еще в том, что настоятелем храма является П. Д. Артюхин (Архимандрит Мелхиседек) — уникальная личность, человек, совмещающий работу в храмах Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы с должностью пресс-секретаря Синодального отдела. Его проповедями или религиозными размышлениями просто зачитываешься

Подворье Оптиной пустыни: храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *