Опыт после смерти

Содержание

Околосмертные переживания

На странице обсуждения должны быть подробности.

Иероним Босх. Восхождение в эмпирей. 1490. Дворец дожей. Венеция

Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени. Эти переживания были описаны ещё в древних религиозных текстах.

Подобно другим изменённым состояниям сознания, околосмертные переживания могут быть вызваны воздействием психоактивных веществ — экзогенных или эндогенных (вырабатывающихся в организме человека, например, диметилтриптамин).

Сторонники существования паранормальных явлений и отдельные исследователи утверждают, что такие переживания являются свидетельствами существования жизни после смерти.

В последние годы феномен активно изучается научными методами. В научном сообществе случаи околосмертных переживаний расцениваются как галлюцинации или нейропсихологический феномен, связанный с работой мозга в условиях недостатка кислорода и глюкозы вследствие остановки сердца и прекращения кровотока.

История изучения

Первым исследователем, обратившим внимание на околосмертные переживания и собравшим большой статистический материал, был американский психолог и психиатр Реймонд Моуди. Моуди представил его широкой публике в 1975 году в книге «Жизнь после жизни», ставшей бестселлером. В 1978 году была основана Международная ассоциация исследования околосмертных переживаний (IANDS). В 1998 году доктор медицины Джеффри Лонг основал Фонд исследований околосмертных переживаний (NDERF). Согласно опросу, проводимому институтом Гэллапа, приблизительно восемь миллионов американцев утверждали, что имели подобный опыт чувственных переживаний. Околосмертные переживания относятся к явлениям, которое изучают такие академические дисциплины, как психология, психиатрия и медицина.

Общие ощущения

В большинстве случаев околосмертные переживания описаны в терминах любых верований, которые имел человек. Те, кто не имел конкретных верований, обычно видят знакомые вещи. Феноменология околосмертных переживаний обычно включает физиологические, психологические и необычные аспекты. Выявлены следующие наиболее типичные ощущения:

  1. Первое сенсорное впечатление — очень неприятный звук (шум).
  2. Понимание того, что умер (осознанная смерть).
  3. Приятные эмоции — спокойствие и умиротворение.
  4. У слепых и глухих появляется возможность видеть и слышать всё окружающее их.
  5. Ощущение выхода из тела, парения над собственным телом и наблюдение окружающих, возможность слышать и путешествовать по пространству, но невозможность повлиять на что-то.
  6. Ощущение деформации пространства и времени.
  7. Чувство перемещения вверх через яркий туннель света или узкий проход.
  8. Встреча с умершими родственниками или духовными лицами.
  9. Встреча с существом из света (часто интерпретируемым как божество).
  10. Рассмотрение эпизодов прошедшей жизни.
  11. Достижение границы или преграды.
  12. Нежелание возвращения в тело.

Некоторые люди также испытывали беспокойство или страх перед прекращением их жизни в её текущем состоянии.

В некоторых случаях отмечается переживание присутствия света, который частью религиозных людей интерпретируется как божество или духовное присутствие. Некоторые религиозные люди считают околосмертным переживанием не поддающийся объяснению духовный опыт перехода в загробную жизнь. В ряде случаев околосмертных переживаний возникают ощущения наблюдения событий, происходящие в других местах или в другое время.

Согласно Rasch Scale, «основное» ощущение — это мир, радость и гармония, сопровождаемая способностью проникновения в суть мистических или религиозных событий. Однако наряду с позитивными переживаниями некоторые из переживших состояние комы описали устрашающие и даже адские картины огня и присутствия других людей в состоянии страдания.

В своём обзоре литературы британский психолог Сьюзан Блэкмор отметила, что «адские» околосмертные переживания редки (около 15 %). Она отмечает, что если предположить истинность этих переживаний, то самоубийцы должны бы наблюдать именно «адские» переживания, но этого не происходит. Правда, «райские» переживания снижают вероятность повторной попытки самоубийства. В том же обзоре она упоминает случай, когда у 72-летнего ракового больного, который пережил клиническую смерть вследствие передозировки наркотических анальгетиков, приятные околосмертные переживания сменились крайне неприятными. Одним из возможных объяснений она называет то, что больному вводили антагонист морфина — налоксон.

Российский психолог О. В. Гордеева показала зависимость переживаний от типа культуры, к которой принадлежит человек.

Исследования

Согласно современным научным данным из области нейронауки, все когнитивные функции человека (зрение, память, мышление и так далее) функционируют на базе нейроструктур головного мозга. Следовательно, в случае смерти мозга сознание тоже перестает функционировать.

Клинические обстоятельства, которые приводят к околосмертным переживаниям, включают условия, такие как остановка сердца, большая потеря крови или анафилактический шок, смерть от электрического тока, кома, внутримозговое кровоизлияние или мозговой инфаркт, попытка самоубийства, утопление или асфиксия, остановка дыхания или серьёзная депрессия. Много случаев околосмертных переживаний происходят после того, как пациент может услышать, что его объявляют мёртвым, или когда у человека есть субъективное впечатление, что он находится в фатальной ситуации (например во время несчастного случая). В отличие от общепринятого убеждения, попытки самоубийства не приводят к неприятным переживаниям околосмертного опыта по сравнению с непреднамеренными смертельными ситуациями.

Медицинская точка зрения

В состоянии терминального периода наблюдается патологическое реагирование рецепторов в ответ на нарушение снабжения кислородом тканей головного мозга. В слуховых рецепторах возникают субъективные ощущения, похожие на шум, звон, свист, жужжание, в зрительных — вспышки яркого света. В числе факторов, которые могут вызвать подобные эффекты, называют гипоксию, гиперкапнию, действие эндорфинов и серотонина, эффект воздействия кетамина; патологическую активность коры височной доли или лимбической системы.

Личные переживания психиатра Л. М. Литвака

Психиатр Л. Литвак считает, что околосмертные переживания не связаны с чем-либо сверхъестественным. Лев Литвак указывает на определённые закономерности этих переживаний. Первая стадия ТСС (терминальное состояние сознания) — бессознательное состояние. Автор указывает на отличительную реальность от нашей повседневной. Там нет ощущения времени. «Я» слито здесь с «не-Я», субъект не выделен из объективной действительности. Затем «Я» отделяется от «не-Я», сновидность оказывается тесно связанной с нарушениями и извращениями антигравитационных установок и вестибулярными нарушениями.

Вторая стадия ТСС схожа с витальной депрессией. Это проявляется в пассивности, закрепощении в теле. Оно пронизано тоской, тревогой. Нахождение в закрытом, тесном и душном пространстве (пространство на расстоянии вытянутой руки), и тяжесть своего тела. В данном случае «Я» вместе с окружающим погружено в состояние, границы которого стёрты. Это доставляет трудности в описании чувств и ощущений.

Третья стадия ТСС, депрессия, постепенно уходит, пространство расширяется, появляются различные фрагментарные образы, похожие на краткие сновидения. Конец переживаний сопровождается чувством эйфории.

Исследования Джимо Борджигины

Американские ученые выдвинули теорию, что причиной ярких видений людей, переживших состояние клинической смерти, может быть всплеск электрической активности в головном мозге . В результате исследования, проведённого на крысах, было выяснено, что незадолго до смерти у животных фиксируется высокий уровень мозговых волн. Исследователи полагают, что по данным опытов можно говорить об активизации человеческого мозга перед смертью.

Медики из Университета штата Мичиган подвергли асфиксии (удушению) девять крыс. Состояние животных измерялось специальным прибором — комбинацией электрокардиографа и электроэнцефалографа. В течение первых 30 секунд после остановки сердца у всех крыс наблюдался широко распространённый, преходящий всплеск сильно синхронизированной активности мозга, который имел признаки, связанные с сильно возбуждённым мозгом. Другими словами, повышенный уровень активности мозга, по всей видимости, и приводит к распространённым галлюцинациям, которые описывают люди, пережившие клиническую смерть. Если собрать все полученные данные вместе, полагает Борджигин, то можно предположить, что умирающий человеческий мозг в свои последние секунды проявляет даже большую нейрофизиологическую активность, чем в состоянии самого ясного сознания. Скорее всего, именно поэтому люди испытывают более реалистичную картину в своих околосмертных переживаниях.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences). Эту теорию подтвердили Лахмир Чавла и Майкл Г. Сенефф, доказав, что у людей тоже происходит всплеск нейроактивности мозга во время остановки сердца.

Исследования Пим ван Ломмеля

В 2001 году голландский кардиолог Пим ван Ломмель (англ.)русск. провёл исследование околосмертных переживаний у пациентов, перенёсших остановку сердца. Из 344 пациентов 62 (18 %) сообщили о воспоминаниях об операции, 41 (12 %) сообщили о том, что пережили околосмертные переживания, включая внетелесный опыт. Ван Ломмель утверждал, что некоторые пациенты были способны точно описать обстановку операционной, хотя показания электроэнцефалографии не регистрировали мозговой активности. Пим ван Ломмель посчитал это доказательством возможности существования сознания независимо от мозга, а мозг стал рассматривать как «приёмник» для сознания. Однако этот аргумент был подвергнут критике, поскольку показания электроэнцефалографии не являются надёжным индикатором нейронной активности мозга, так как с её помощью можно регистрировать лишь активность половины коры головного мозга, более глубокие слои для электроэнцефалографии недоступны. Помимо этого, книга ван Ломмеля Consciousness Beyond Life: The Science of the Near-Death Experience (2010) получила негативный отзыв анестезиолога Геральда Вурли, который заявил, что книга «полна тенденциозной и неприличной псевдонаучной бессмыслицы».

Проект AWARE

В 2001 году Сэм Парния (англ.)русск. совместно с другими исследователями организовал проект по получению подтверждений реальности внетелесных околосмертных переживаний. Для этого на полках были закреплены специальные символы таким образом, чтобы их можно было видеть лишь сверху. Парния считал, что в случае, если внетелесный опыт является лишь психологическим эффектом, пациенты не должны заметить эти символы, иначе пациенты о них сообщат. Из 63 опрошенных пациентов лишь 2 сообщили о внетелесном опыте и никто не сообщил об установленных в операционных символах.

В октябре 2014 года в журнале Resuscitation Сэм Парния с коллективом соавторов из ряда клиник сообщили, что, согласно данным интервью одного из пациентов, через 30 секунд после остановки сердца, когда электрическая активность мозга должна была уже отсутствовать, его сознание было активно в течение, вероятно, трёх минут и регистрировало внешнюю информацию. Это по мнению авторов может служить подтверждением сохранения сознания после полного отключения мозга.

В 2015 году результаты исследований учёных, опровергающие утверждение о полном отключении мозга после остановки сердца, были опубликованы в журнале Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences). Более того, мозг начинает работать активнее в предсмертном состоянии. Например дофамин, выброс которого в первые минуты асфиксии увеличился более чем в 12 раз, играет важную роль в возбуждении, внимании, познании и эмоциональных эмоциях. Серотонин, высвобождение которого в затылочной коре в течение первых 2 минут асфиксии увеличилось более чем в 20 раз, выполняет различные центральные функции с помощью серотониновых рецепторов. В свою очередь активация подмножества рецепторов серотонина вызывает у людей зрительные галлюцинации с мистическими чувствами.

Исследование Лорен Стюарт

В 2015 году Лорен Стюарт — специалист по музыкальной психологии из Голдсмит-колледжа (Лондон), изучая феномен навязчивых мелодий, пришла к выводу, почему навязчивые мелодии часто всплывают из глубин памяти на границе жизни и смерти (при околосмертном опыте). «Они играют гомеостатическую роль, поддерживая мозг в состоянии равновесия. Они не позволяют вам слишком далеко уйти в бессознательное состояние, сохраняя вас в оптимальной зоне умственной деятельности».

Исследование Нью-Йоркским университетом США

В 2017 году учёные из США, проанализировав многие клинические смерти пациентов из США и Европы, сделали вывод, что даже со смертью тела, которое прекращает демонстрировать признаки жизни, сознание человека может продолжать функционировать.

С точки зрения парапсихологии

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Парапсихологи рассматривают околосмертные переживания как свидетельства возможности жизни после смерти.

Основная часть исследований предсмертных состояний свидетельствует о том, что большинство людей ничего не помнит из пережитого в результате предсмертного шока, однако довольно высок процент тех, кто утверждает, что может сознательно описать переживания… А вывод его таков: «Мы должны подчеркнуть, что десятилетнее изучение предсмертных состояний так и не привело ни к какому общепринятому объяснению даже среди тех, кто годами тщательно их исследовал… В настоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные переживания — точнее, могут ли они вообще иметь место, — остается окутанным неясностью и спорностью».

— Кеннет Ринг

См. также

  • Осознанные сновидения
  • Жизнь после жизни (книга, Муди)
  • Роберт Монро
  • Сведенборг, Эммануил
  • Трансперсональная психология
  • Тонкие тела
  • Реаниматология
  • Пхова
  • Рэйнольдс, Пэм
  • Биологическая смерть
  • Терминальные состояния

Примечания

  1. Moody R. Reflections on Life After Life.— New York: Stackpole Books, 1977.— p.113
  2. Blanke O., Dieguez S. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience, 2009, p. 309.
  3. Гордеева О. В., Прибытков Е. В. Представления об околосмертных переживаниях в древнеиндийской эпической литературе (на материале «Махабхараты»): сопоставление с современным западным опытом // Вопросы философии. — 2014. — № 10. — С. 143—154.
  4. Strassman R. J. DMT: The Spirit Molecule. Chapter summaries. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  5. Тайны смерти
  6. 1 2 Grossman N. Who’s Afraid of Life After Death? Why NDE Evidence is Ignored // Institute of Noetic Sciences (IONS), 2002 / Grossman, Neil (Indiana University and University of Illinois)
  7. 1 2 Fontana D. Does Mind Survive Physical Death? 2003 / Fontana, David (Cardiff University and Liverpool John Moores University)
  8. London Telegraph, 10/22/2000 article: Soul-searching doctors find life after death, about Drs. Peter Fenwick (недоступная ссылка) and Sam Parnia studies of heart attack survivors
  9. Near-Death Experiences // «Immortality». Internet Encyclopedia of Philosophy
  10. Buzzi G. Correspondence: Near-Death Experiences Архивная копия от 19 июля 2011 на Wayback Machine // Lancet. Vol. 359, Issue 9323 (June 15, 2002): 2116—2117.
  11. Britton W. B., Bootzin R. R. Near-Death Experiences and the Temporal Lobe // Psychological Science.— Vol. 15, No. 4 (April 2004): 254—258.
  12. Blackmore S. Dying to Live: Near-Death Experiences.— London: Grafton, 1993.
  13. Moody R. Life After Life.— Atlanta: Mockingbird Books, 1975
  14. IANDS official site (IANDS)
  15. Фонд Исследований Околосмертных Переживаний (NDERF)
  16. 1 2 Mauro J. Bright lights, big mystery // Psychology Today, July 1992.
  17. Greyson B. Near-death experiences in a psychiatric outpatient clinic population (англ.) // Psychiatric Services (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 54, no. 12. — P. 1649—51. — DOI:10.1176/appi.ps.54.12.1649. — PMID 14645808. Архивировано 16 марта 2011 года.
  18. van Lommel P. et al. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 2001. — Vol. 358, no. 9298. — P. 2039—45. — DOI:10.1016/S0140-6736(01)07100-8. — PMID 11755611.
  19. Near-Death and Out-of-Body Experiences in a Melanesian Society
  20. The Natural Death Handbook — Varieties of NDE (недоступная ссылка)
  21. Eleven Thai Near-Death Experiences
  22. Слепые видят во время клинической смерти.
  23. Kenneth_Ring (англ.)русск.: «Heading toward Omega. In search of the Meaning of Near-Death Experience», 1984.
  24. Wilson K. Dayspring // New Age Journal, (Gainesville, Florida) September 1983, p. 25, retrieved online 1/29/2008 NDE
  25. Lange, Greyson & Houran, 2004.
  26. Blackmore S.J. Near-death experiences (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine (англ.)русск. : journal. — 1996. — Vol. 89, no. 2. — P. 73—6. — PMID 8683504. (недоступная ссылка)
  27. Гордеева О. В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. — С. 121—131.
  28. Gualtiero Piccinini, Sonya Bahar. No Mental Life after Brain Death: The Argument from the Neural Localization of Mental Functions. — University of Missouri — St. Louis..
  29. Laureys, Steven; Tononi, Giulio. (2009). The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. Academic Press. p. 20. ISBN 978-0-12-374168-4 «In brain death there is irreversible cessation of all functions of the brain including the brainstem. Consciousness is, therefore, permanently lost in brain death.»
  30. Roger N. Rosenberg, MD. Consciousness, Coma, and Brain Death // Journal of the American Medical Association. — 2009. — Вып. 301. — № 11. — DOI:10.1001/jama.2009.224.
  31. Ring, Kenneth: «Heading toward Omega. In search of the Meaning of Near-Death Experience», 1984.
  32. Klemenc-Ketis Z, Kersnik J, Grmec S. The effect of carbon dioxide on near-death experiences in out-of-hospital cardiac arrest survivors: a prospective observational study. Crit Care. 2010;14
  33. Лев Литвак. Постижение смерти и природа психоза
  34. Околосмертный опыт без паранаучных и эзотерических спекуляций
  35. Electrical signatures of consciousness in the dying brain | Michigan Medicine
  36. Ученые предложили объяснение предсмертным видениям — BBC News Русская служба
  37. Ученые впервые проследили за угасанием сигналов в мозге умирающих крыс — РИА Новости, 13.08.2013
  38. Ученые объяснили опыт сознания после смерти: Наука: Наука и техника: Lenta.ru
  39. Surge of neurophysiological coherence and connectivity in the dying brain | PNAS
  40. Surge of neurophysiological coherence and connectivity in the dying brain | PNAS
  41. End-of-life electrical surges | PNAS
  42. Surges of electroencephalogram activity at the time of death: a case series. — PubMed — NCBI
  43. van Lommel P, van Wees R, Meyers V, Elfferich I. (2001) «Near-Death Experience in Survivors of Cardiac Arrest: A prospective Study in the Netherlands» in The Lancet, December 15; 358(9298):2039-45. PDF version of article.
  44. Paolin, A., Manuali, A., Di Paola, F., Boccaletto, F., Caputo, P., Zanata, R., Bardin, G.P. and Simini, G. (1995). Reliability in diagnosis of brain death. Intens Care Med 21: 657—662.
  45. Bardy, A. H. (2002). Near-death experiences . Lancet 359: 2116.
  46. Woerlee. Gerald. (2011). «Review of Consciousness Beyond Life by Pim van Lommel». Retrieved 2014-07-12.
  47. Parnia, S; Waller, D. G; Yeates, R; Fenwick, P. (2001). A Qualitative and Quantitative Study of the Incidence, Features and Aetiology of Near-Death Experiences in Cardiac Arrest Survivors. Resuscitation 48: 149—156.
  48. Keith Augustine. Hallucinatory Near-Death Experiences.
  49. Bowman, Lee. Scientists looking closer at what happens when body dies; edge closer to new understanding, WEWS-TV (20 декабря 2013). Архивировано 23 декабря 2013 года. Дата обращения 24 мая 2014.
  50. AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study — Resuscitation
  51. First hint of ‘life after death’ in biggest ever scientific study — Telegraph
  52. Lenta.ru: Наука и техника: Наука: Ученые исследовали работу сознания во время клинической смерти
  53. Asphyxia-activated corticocardiac signaling accelerates onset of cardiac arrest | PNAS
  54. Rolland Benjamin, Jardri Renaud, Amad Ali, Thomas Pierre, Cottencin Olivier, Bordet Régis. Pharmacology of Hallucinations: Several Mechanisms for One Single Symptom? (англ.) // BioMed research international. — 2014. — Vol. 2014. — P. 9. — ISSN 2314-6141. — DOI:10.1155/2014/307106. — PMID 24991548.
  55. Навязчивые мелодии оказались спасительным средством в смертельной опасности. Lenta.ru (20 июля 2015).
  56. Человек может оставаться в сознании во время смерти
  57. БАЛАНДИН Рудольф Константинович «Жизнь, смерть, бессмертие?…» // «Знак вопроса» 2/92

Литература

  • Blanke Olaf, Dieguez Sebastian. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience // The Neurology of Consciousness. — 2009. — P. 303—325. — ISBN 978-0-12-374168-4. — DOI:10.1016/B978-0-12-374168-4.00023-X.
  • Engmann Birk. Near-Death Experiences. — Springer, 2014. — 150 p. — ISBN 978-3-319-03727-1. — DOI:10.1007/978-3-319-03728-8.
  • Гордеева О. В., Прибытков Е. В. Представления об околосмертных переживаниях в древнеиндийской эпической литературе (на материале “Махабхараты”): сопоставление с современным западным опытом (рус.) // Вопросы философии. — 2014. — Vol. 10. — P. 143–154.
  • Гордеева О. В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. — 2011. — Vol. 3. — P. 121–131.

Ссылки

  • Организация Исследования ОколоСмертных Переживаний (Near-Death Experience Research Foundation — NDERF, Русскоязычный раздел)
  • Губин Н. Г. Терминальные состояния и клиническая смерть
  • «Сознание после смерти: Странные истории с передового края реанимационной медицины» (Интервью журнала «Wired» с Сэмом Парниа)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4273509-9 · LCCN: sh85090498 · NDL: 01212181

Глава 3 – Предсмертные переживания

Нужно сказать, что не всю информацию, касающуюся процесса смерти, я получила от людей, находившихся под гипнозом. Были случаи, когда люди рассказывали мне и о своих предсмертных переживаниях, которые они испытали, находясь в состоянии клинической смерти. Впервые об этом поведали миру известные исследователи этих явлений – доктора Рэймонд Моуди и Элизабет Кюблер-Росс. Речь идет о переживаниях людей в тот момент, когда они в буквальном смысле уже умерли и как бы переступили порог смерти, но затем были возвращены в мир живых благодаря новейшим достижениям современной медицины. Предоставленные ими сведения в общем и целом соответствуют той канве, которую обрисовали другие исследователи, и не противоречат информации, добытой лично мною, за одним лишь исключением: если эти люди были возвращены к жизни и сами поведали о пережитом, то субъекты, с которыми работала я, обитали на духовном плане, пока не воплотились на Земле в нынешней жизни. Мои субъекты хранят воспоминания о пребывании по ту сторону жизни, но эти воспоминания так глубоко запрятаны в тайниках их подсознания, что, для того чтобы извлечь их оттуда, необходимо погрузить людей в состояние регрессивного гипноза.

Случай, о котором я хочу рассказать, во многом сходен с классическими случаями такого рода. Один из моей друзей познакомил меня с женщиной по имени Мег, сказав, что она может рассказать мне удивительную историю, которую она решилась поведать немногим, опасаясь того, что ее засмеют. Речь шла о сугубо личных переживаниях, и Мег понимала, что многие просто не смогут оценить того значения, которое она им придавала, между тем как они, по словам самой Мег, изменили всю ее жизнь. Она уже не была той прежней Мег, какой ее все знали, да и, скорее всего, уже не будет. Именно по этой причине, считает она, ей была дана возможность сохранить память об этих событиях. Эти воспоминания помогали ей в тяжелые часы смятения, нерешительности или страха. Она сказала, что для того чтобы извлечь эти воспоминания из глубин подсознания, нет смысла прибегать к гипнозу, потому что они навеки запечатлены в ее памяти. Хотя некоторые детали она помнит довольно смутно, однако уверена, что сами переживания ей никогда не забыть и никто не переубедит ее в том, что этого не было, так как пережитое ею в буквальном смысле стало поворотным пунктом всей ее жизни. Мег – взрослая женщина, которой давно перевалило за сорок. Она замужем, и у нее несколько детей. Она никогда до этого не слышала о предсмертных переживаниях, да и с моими исследованиями тоже не была знакома. Она ведет активный образ жизни, у нее много интересов, но все, что случилось с нею после пережитого, неизменно вращается вокруг тех событий, озаряя новым светом всю ее жизнь.

Мы встретились в доме друга, который познакомил нас, в обстановке полного доверия и взаимопонимания, и Мег уселась в удобное кресло перед магнитофоном, чтобы рассказать мне свою историю. Мне пришлась по душе ее точность в описании деталей и та тщательность, с которой она избегала любых преувеличений и приукрашиваний, свойственных большинству рассказчиков. Она считала, что должна рассказать все в точности, не упуская важных деталей, и дала согласие на публикацию истории при условии неразглашения ее настоящего имени.

Вот эта история, записанная с ее слов.

«Это случилось примерно десять лет назад, летом 1978 года, когда меня положили в больницу на хирургическую операцию. В июне я как раз собиралась открыть собственный книжный магазинчик, но во время обычного профилактического осмотра врачи случайно обнаружили у меня опухоль в легком. Они не могли установить, была ли эта опухоль злокачественной или нет, поэтому, видимо ради собственного спокойствия, положили меня на операцию. Должна сказать, что с самого начала я интуитивно чувствовала, что опухоль моя не так уж опасна, поэтому побаивалась операции; во всяком случае, у меня были нехорошие предчувствия. Вот, пожалуй, и все, что я могу скачать по этому поводу.

Детство у меня было вполне обычным, как и у большинства детей. Я посещала самые разные церкви: конгрегациональную, лютеранскую и прочие, но так и не остановила свой выбор ни на одной из них. Когда мы переехали за город, я вместе с соседкой начала посещать баптистскую церковь, но, сказать по правде, какого-то строго религиозного, а уж тем более пуританского воспитания мне никто никогда не давал, так что если я и была христианкой, то достаточно раскрепощенной. Словом, у меня не было привычки ходить в церковь по поводу и без повода. Когда я вышла замуж, я примкнула к епископальной церкви – церкви моего мужа. Но и эту церковь я посещала и до сих пор посещаю нерегулярно. Между тем, не помню когда и как, но я почему-то пришла к выводу, что по своим убеждениям я скорее агностик, а может быть даже и атеистка. Но, думаю, из-за детских привязанностей я так до конца и не стала стопроцентной атеисткой. Как знала! (Она засмеялась.)

Я вкратце рассказала о своих отношениях с церковью, чтобы вы могли представить, что я чувствовала, когда лежала в больнице вечером накануне операции. Мне тогда казалось, что я могу и не выкарабкаться. Поэтому, лежа в темноте, я шептала что-то вроде молитвы, которая, как знать, могла оказаться последней в моей жизни. Так вот, я лежала в темноте и шептала: «Я не знаю, есть ли Ты, но если есть, прими мою молитву. Это самое большее, на что я способна». Я думала о своей жизни и все пыталась вспомнить, что я не успела сделать, в духовном смысле. А потом я прошептала: «По правде сказать, я не верю, что Ты существуешь, но если ты существуешь, прошу Тебя, помоги мне». Тут я повернулась лицом к стене: «Прости меня за неверие, но, по совести, это самое большее, на что я способна».

Операция, на удивление, прошла довольно удачно, хотя после нее я чувствовала себя как в аду, – настолько мне было больно. Боль изводила меня до такой степени, что, лежа после операции в больничной палате, я только и думала о том, когда же мне сделают обезболивающий укол. (Я говорю обо всем этом, чтобы быть до конца честной и искренней.) Так вот, сознание у меня то затуманивалось, то вновь прояснялось -видимо, из-за того, что мне кололи демерол. Скептики, пожалуй, скажут: «Ну, все ясно, просто ее до одурения напичкали наркотиками». Скептики скажут, что на меня подействовали болеутоляющие препараты. Но уколы тут ни при чем. Примерно на третий день интенсивной терапии мне удалось уснуть. И вдруг я увидела, что иду по дну очень длинного и темного каньона. Мне было очень-очень тепло, и чувствовала я себя совершенно уверенно, но это был самый черный и мрачный каньон из всех, какие мне когда-либо доводилось видеть. Стены каньона высились надо мною подобно горным склонам и поначалу казались далекими, но вдруг приблизились. В какой-то момент я взглянула вверх на эти стены, ожидая увидеть сплошную черноту, но они почему-то оказались оранжево-темными, а сквозь них мерцали яркие огоньки. В тот момент я уже знала, что это как-то связано с душами, но не могу припомнить, что именно я увидела. Помню только, что они внушали приятное чувство безопасности.

Продвигаясь по дну каньона, я увидела впереди себя какую- то преграду, сплошь окутанную туманом. Приблизившись к ней, я поняла, что это был своего рода скалистый барьер или выступ, полностью преграждавший вход в каньон так, что между ним и стеной каньона оставалось только очень маленькое узкое пространство, через которое едва можно было протиснуться. Все вокруг было окутано туманом.

Вдруг я увидела, что там стоят люди: двое мужчин и еще один человек, весь в тени. Неожиданно я узнала этого человека, и как только я его узнала, он словно бы вышел из тени на яркий свет. Забавно, но внешне он выглядел как актер Джин Уайлдер в фильме «Вилли Вонка». У него были такие же кудрявые волосы, и одет он был в темный костюм с белым кантом. Сначала я подумало: «Что происходит?» А затем, столь же неожиданно, я поняла, что умираю, и меня тут же охватил страх.

В этот момент человек в костюме сказал: «Ты при смерти». Именно так и сказал: «Ты при смерти». Тут до меня дошло, что это был «ангел смерти». Сам он этого не говорил, но я знала, что это так. И подумала про себя, что, пожалуй, немного его побаиваюсь. Но когда он сказал: «Ты при смерти», – сказано это было с такой добротой и любовью, что я перестала бояться. Вообще перестала чего-либо бояться. Он был таким добрым, таким обходительным, таким… трудно выразить каким. Это было просто невероятно.

Помню, прежде чем ответить, я немного подумала, а затем, кивнув головой, сказала: «Я знаю». Возможно, теперь я буду в своем рассказе немного непоследовательной, но это потому, что я вспоминаю все разом. Но слова тех, кто ко мне обращался, я постараюсь цитировать точно. Так вот, тут мне в голову пришла мысль: «Значит, после смерти что-то есть! Действительно что-то есть!» Это меня так удивило! И вслух я сказала: «Смерть так легка. Удивительно легка. Это все равно, что встать с одного стула и пересесть на другой».

Мужчины кивнули в знак согласия, и один из них сказал: «Да, но сюда очень трудно пройти». Я не поняла смысла этих слов, но именно так он и сказал. «Поэтому ты можешь выбирать», – сказал вслед за ним мужчина в костюме. На меня сразу нахлынуло столько мыслей, что мне трудно было в них разобраться, но, помню, среди них была такая: «Смерть – это танцор». Очень странная мысль, что и говорить, но я стараюсь, как можно точнее передать то, что чувствовала тогда. Помню, у меня в тот момент возникло ощущение, что мне не всегда будут давать право на выбор и что далеко не каждому дается такое право. Мне показалось, что только на этот раз и только здесь мне позволено выбирать. А кроме того, у меня сложилось такое впечатление, что этот «ангел смерти» не является таким по существу. Мне показалось, что его просто временно назначили на эту должность, и он не всегда будет ее исполнять.

Кроме этих трех, там были и другие люди, тоже стоявшие в тени, и, как я поняла, они пришли, чтобы помочь мне, потому что один из них сказал: «Чего ты хочешь: остаться или уйти?» «Остаться» – это значит остаться с ними, а «уйти» – значит возвратиться назад. Как вы понимаете, там все наоборот, не так, как мы привыкли здесь. «Ты хочешь остаться или уйти?» – повторил он. Я чувствовала, до какой степени здесь чудесно, и захотела остаться. (Она вздохнула.) «Я хочу остаться», – ответила я.

Я не помню в точности его слов, но он сказал примерно следующее: «Прежде чем ты примешь окончательное решение, тебе нужно кое-что знать». И мне показали мою мать, которая горько всхлипывала и плакала, утирая слезы. «Для твоей матери это будет тяжелый удар, – сказал тот же человек. – Она будет доведена до отчаяния и в своем отчаянии сломает жизнь тем, кто ее окружает». Я почему-то была уверена, что он говорит о моем отце, и почувствовала, что ее жизнь с момента моего ухода словно надломится и станет пустой и никчемной. Да и жизнь отца тоже, поскольку он очень любит мать и разделит с ней ее страдание. Но я все равно сказала: «Хочу остаться», – потому что чувствовала, что время здесь постоянно, вернее, его совсем нет, и когда они тоже попадут сюда, они поймут это. Но я чувствовала и другое: какой бы выбор я ни сделала, это будет правильный выбор. Этот мир был свободен от предвзятости и предубеждений, и, что бы я ни выбрала, я поступлю правильно. Затем мне показали моего мужа. Он плакал и повторял: «Никогда не думал, что так люблю ее», и это сопровождалось лучшими сценами из нашей жизни и наших супружеских отношений. Я I гоняла, что ему придется очень трудно без меня, но тем не менее сказала: «Я хочу остаться». Потому что знала: пройдет немного времени, и все они будут здесь и все меня поймут.

Тогда он сказал: «С твоими детьми все будет в порядке, но без тебя они не достигнут того, чего могли бы». Но я стояла на своем: «Я хочу остаться». Главное, знала я, с детьми будет все в порядке. Может быть, без меня им будет не так хорошо, как было бы со мной, но они во всяком случае не пропадут. Остаться здесь – вот чего мне хотелось с неодолимой силой. И тогда «ангел смерти» сказал: «Отныне ты всегда будешь рядом со своими детьми». Другими словами, теперь я должна сделать окончательный выбор. Мне сказали, что я буду ангелом-хранителем и добрым покровителем своих детей. Я изумилась, потому что это было не то, чего я хотела. Единственное, чего мне хотелось, – это оказаться в этом райском месте и учиться там. Сейчас не могу сказать, почему мне показалось, что я смогу там чему-то научиться. Эта мысль пришла мне на ум сама собой, и я была в этом уверена. Ибо с той минуты, как эти люди заговорили со мной, я уже знала, что хочу остаться в этом месте, хотя ни разу его не видела. Я знала, что найду там ответы на все свои вопросы. Да, да, именно ответы! Учеба, ответы, духовный рост… Возможно, это было чисто интуитивное чувство, но я знала, что хочу остаться в этом месте. Я в самом деле не хотела оттуда уходить и возвращаться к этим проблемам. Нет, я хотела быть там, но, словно через силу, нехотя сказала: «Хорошо, если пора принимать окончательное решение, то я, пожалуй, вернусь обратно. На мне лежит ответственность, а справиться с ней лучше всего я смогу только там, по ту сторону, а не по эту, где я могу просто опекать и мысленно влиять на своих детей, и не более того». Поэтому я сказала: «Ладно, я ухожу». Казалось, все они искренне обрадовались моему решению, хотя, как я уже говорила, в том мире нет ни предвзятости, ни осуждения, ни предубеждения.

Я почувствовала, как неведомая сила словно тянет меня назад, и услышала, как люди, стоявшие позади, в тени, шепчут: «Она уходит. Она уходит». Не могу вспомнить, то ли они внезапно исчезли, то ли перешли барьер. Кажется, они перешли барьер. И я почувствовала, что они все пришли сюда лишь затем, чтобы и мне помочь перейти барьер. Но поскольку необходимость в этом отпала, то они просто взяли и исчезли. И тогда я повернула обратно, словно собралась уходить. И в этот момент один из оставшихся сказал мне: «Прежде чем ты уйдешь, мы хотим кое-что показать тебе, чтобы ты это знала».

Неожиданно я оказалась в совершенно другом месте. Это был уже не каньон, а нечто напоминавшее небольшой дворик, где на стульях, расставленных по кругу, сидели какие-то люди. Я не знаю, сколько их было, но думаю, человек восемь или десять. Там были мужчины и женщины. Мне кажется, это был некий совет или консилиум, собравшийся специально ради меня. Я уже знала, что при каждом человеке есть своего рода совет, который печется о его душе. Эти люди чем-то напоминали совет преподавателей из воскресной протестантской школы, собравшихся летом после полудня на лужайке позади церкви для обсуждения школьных дел. Я не видела их лиц, но один из них, видимо, выполнял функцию наставника. Я помню его обнаженные руки, торчавшие из закатанных до локтей рукавов белой рубашки, – так обычно ходят в классе преподаватели слова Божьего жарким летним полуднем. Он подвел меня к чернокожей девочке, сидевшей под деревом, и вроде как ущипнул ее за кожу (девочка в ответ тоже ущипнула себя, зажав часть кожи на руке между большим и указательным пальцами) и сказал: «Кожа – это сущий пустяк. Совершенно неважно, какая у тебя кожа. Сущий пустяк. Всего лишь прикрытие, оболочка. Настолько неважная, что просто смех берет». Оба они вроде как рассмеялись. Я подумала: «Зачем он мне говорит все это? Я это и без него знаю».

И вот уже другая сцена… Мы стоим на дороге, пересекающей живописный луг, и рядом со мною этот мой наставник, а по дороге мимо нас идут два молодых человека, с виду похожие на индийцев. Было такое ощущение, словно они специально прошли перед нами, чтобы просто показать себя. И вот, пока я гак стояла, совершенно неожиданно рядом со мной оказалась… я сама. Я увидела очень большую, красивую, лучистую, сияющую внутренним светом матовую сферу, которая, как я это точно знала, была мною. Я обошла ее и затем вошла внутрь, вошла в саму себя, в эту сферу, излучающую свет. (Мег движениями рук показала, как вошла в верхнюю часть этой сферы и проследовала через нее по диагонали к выходу в нижней части.) Я знала, что, как только пройду ее, получу ответы на все вопросы, то есть познаю себя. И я познала. Но когда я вошла в эту сферу, я на минуту остановилась. Было такое ощущение, словно я окунулась во что-то молочно-белое и очень приятное. И я подумала: «Ну вот, теперь я доберусь до центра в любую секунду». И вскоре добралась до центра и оказалась на другой стороне, пройдя сферу сверху вниз, словно по диагонали. Когда я добралась до центра, я знала, что это центр, но его особенность была в том, что он был в точности таким же, как периферия. Другими словами, центр был таким же покатым, как и боковые своды. Но я знала, что вот это центр, а это – боковые своды, и, достигнув выхода на другой стороне, снова дошла до центра, а оттуда опять двинулась к выходу. Сомнений быть не могло: центр был в точности таким же, как и периферия. Та же самая конструкция. И когда я вышла из этой сферы, я познала себя. Меня охватили стыд и смущение. Я чувствовала себя так, словно при посторонних разделась догола, а все оттого, что познала себя, познала свои хорошие и плохие стороны. Но странное дело: во мне не было и капли осуждения. Я просто сказала себе: «Вот над этим и над этим тебе нужно поработать». И они, те, кто сопровождал меня, тоже меня познали, познали в совершенстве. Они улыбались и одобрительно кивали мне головами. И самое прекрасное было то, что в их глазах и лицах не было даже намека на осуждение или порицание. Ни единого. Ни тени осуждения.

И тут меня словно окутал туман. Не помню, что было дальше. Я посмотрела вверх, и небо вдруг потемнело, и на нем загорелись звезды. Некоторые из них были просто огромные, другие поменьше, третьи крошечные, да и сияли они с разной силой, но при этом ни одна из звезд не затмевала другую. Даже если крошечная звездочка помещалась рядом с огромной и неимоверно яркой звездой, обе были видны равно ясно и отчетливо. И тут я поняла, что звезды – это души. «Где же моя?» – спросила я. И кто-то ответил: «Вот она». Я обернулась и увидела ее – мою звезду. Она только что взошла над горизонтом. И неожиданно я оказалась там, где сияла моя звезда, и почувствовала, будто вся с ног до головы оплетена какими-то волокнами. И в этот миг я поняла, что все мы неразрывно связаны между собой и что бы с нами ни случилось, мы никогда не умрем и не погибнем. Даже если что-то чужеродное вторгнется в эту ткань и порвет волокна, структура все равно уцелеет. Меня никто не разрушит, поняла я, ни меня, ни кого-либо из людей. Какой я была, такой и буду.

Затем я снова оказалась посреди луга, на дороге, и смотрела на этот прекрасный луг, освещенный солнечным светом, с рощей вдалеке. Символично, что здесь была роща, ибо в роще (я это точно знала) находится Древо жизни. И тут неожиданно прямо из рощи вылетела огромная шаровая молния. Я смотрела, как она летит ко мне через луг, все ближе и ближе, и когда этот огненный шар вплотную приблизился ко мне, он взорвался и поразил меня прямо сюда. (Мег положила руку на грудь чуть повыше сердца.) У меня перехватило дыхание. Я чувствовала себя так, словно меня всю опустошили. И затем в меня, опустошенную, словно вошла абсолютная, чистая и безграничная любовь. Это было невероятно. Она заполнила каждую клеточку моего тела, так что я едва могла дышать. Во мне не осталось ничего, кроме этой всепоглощающей любви, потому что я вся из нее состояла – каждая частичка, каждый атом моего тела. И после этого я начала приходить в себя. В этот момент кто-то крикнул мне, должно быть, мой поводырь: «Не разводись. Ты создана для брака». (Смиренно.) Я так и поступила.

Я вернулась. Очнувшись в больничной палате, я увидела склонившуюся надо мною сиделку, смотревшую столь значительно, с таким выражением на лице, с каким обычно смотрят только на покойников. Глядя на нее, я подумала: «Все в порядке, не беспокойся. Я не собираюсь умирать. О, если бы ты только знала, где я была!» Под влиянием пережитого я несколько дней ни с кем не разговаривала.

Позже, в доверительной беседе, мы обсудили с Мег этот эпизод, предшествующий ее пробуждению, и пришли к выводу, что, видимо, Мег умирала и сиделка заподозрила неладное, либо взглянув на показания приборов, либо заметив что-то необычное в выражении лица самой Мег. Когда шаровая молния поразила ее в грудь, должно быть, этот удар послужил той мощной встряской, которая вернула ее к жизни, поскольку она пришла в себя сразу же после него. Вероятно, этот удар подействовал подобно электрическому шоку, которым обычно возвращают пациента к жизни после остановки сердца.

Несомненно, следовало бы более детально обсудить случившееся, чтобы выяснить, было ли то, что пережила Мег, реальностью или же сном-фантазией, вызванной наркотическими инъекциями. Вместе с тем сама Мег нисколько не сомневается в том, что это случилось на самом деле. Во всяком случае в ее голосе, когда она рассказывала свою историю, не было и тени сомнения в подлинности этих событий. А кому, как не ей, знать об этом! Ведь это событие навсегда изменило ее жизнь.

Как сказала сама Мег: «Возможно, иногда человеку следует на время расстаться с жизнью, чтобы в результате обрести ее».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Существует ли жизнь после смерти? Вот истории очевидцев

Рассказы пациентов, переживших опыт клинической смерти, вызывают у людей неоднозначную реакцию. Одни подобные случаи внушают оптимизм и веру в бессмертие души. Другие стараются объяснить мистические видения рационально, сводя их к галлюцинациям. Что же на самом деле происходит с человеческим сознанием в течение пяти минут, когда над телом колдуют врачи-реаниматоры?

Истории очевидцев

Далеко не все ученые убеждены в том, что после смерти физического тела наше существование полностью прекращается. Все чаще встречаются исследователи, которые хотят доказать (возможно, в первую очередь самим себе), что после телесной смерти сознание человека продолжает жить. Первые серьезные исследования на эту тему провел в 70-е годы XX века Рэймонд Моуди, автор книги «Жизнь после смерти». Но и сейчас область околосмертных переживаний вызывает немалый интерес ученых и медиков.

Известный врач-кардиолог Мориц Роолингз

Профессор в своей книге «За порогом смерти» затронул вопросы о работе сознания в момент клинической смерти. Будучи известным специалистом в области кардиологии, Роолингз систематизировал множество рассказов пациентов, переживших временную остановку сердца.

Послесловие иеромонаха Серафима (Роуза)

Однажды Мориц Роолингз, возвращая к жизни пациента, делал ему массаж грудной клетки. Мужчина на миг пришел в сознание и попросил не останавливаться. Доктор был удивлен, поскольку массаж сердца довольно болезненная процедура. Было видно, что пациент испытывает подлинный страх. «Я в аду!» — кричал мужчина и умолял продолжать массаж, боясь, что сердце остановится и придется вернуться в то жуткое место.

Реанимация закончилась успехом, и мужчина рассказал, какие ужасы ему пришлось повидать во время остановки сердца. Пережитые муки полностью поменяли его мировоззрение, и он решил обратиться к религии. Пациент ни за что не хотел больше попадать в ад и готов был в корне изменить свой образ жизни.

Этот эпизод подтолкнул профессора к идее начать записывать рассказы больных, которых он вырвал из лап смерти. Согласно наблюдениям Роолингза, около 50% опрошенных пациентов побывали во время клинической смерти в прекрасном райском уголке, откуда возвращаться в реальный мир совершенно не хотелось.

Опыт другой половины абсолютно противоположный. Их околосмертные образы были связаны с мучениями и болью. Пространство, где оказались души, населяли страшные существа. Эти жестокие твари буквально терзали грешников, заставляя испытывать невероятные страдания. После возвращения к жизни у таких пациентов было одно желание – сделать все возможное, чтобы больше никогда не попасть в ад.

Истории из российской прессы

Газеты не раз обращались к теме внетелесных переживаний людей, прошедших через клиническую смерть. Среди множества историй можно отметить случай, связанный с Галиной Лагодой, которая стала жертвой автоаварии.

Было чудом, что женщина не скончалась на месте. Врачи диагностировали многочисленные переломы, разрыв тканей в области почек и легких. Был травмирован мозг, сердце остановилось и давление упало до нуля.

По воспоминаниям Галины, перед ее взором вначале возникла пустота бескрайнего космоса. Через какое-то время она обнаружила себя стоящей на площадке, заполненной неземным светом. Женщина увидела человека в белых одеждах, которые излучали сияние. Видимо, из-за яркого света лицо этого существа было невозможно рассмотреть.

Мужчина задал вопрос, что привело ее сюда. На это Галина сказала, что она сильно устала и хотела бы отдохнуть. Мужчина с пониманием выслушал ответ и разрешил ей немного побыть здесь, а потом велел возвращаться назад, поскольку в мире живых ее ждет много дел.

Когда Галина Лагода вернулась в сознание, у нее появился удивительный дар. Во время осмотра ее переломов она вдруг спросила врача-ортопеда про его желудок. Доктор был ошарашен вопросом, потому что его действительно беспокоили боли в животе.

Сейчас Галина является врачевателем людей, поскольку может видеть болезни и несет исцеление. После возвращения с того света она спокойно относится к смерти и верит в вечное существование души.

Другой случай произошел с майором запаса Юрием Бурковым. Сам он не любит эти воспоминания, и журналисты узнали историю от его супруги Людмилы. Упав с большой высоты, Юрий основательно повредил позвоночник. Его доставили в больницу без сознания с черепно-мозговой травмой. Вдобавок у Юрия остановилось сердце, и организм перешел в состояние комы.

Супруга остро переживала эти события. Получив стресс, она потеряла ключи. И когда Юрий пришел в себя, он спросил у Людмилы, отыскала ли она их, после чего посоветовал поискать под лестницей.

Юрий признался жене, что во время комы он летал в виде небольшого облака и мог быть рядом с ней. Также он рассказал про другой мир, где встречался со своими умершими родителями и братом. Там он понял, что люди не умирают, а просто живут в другой форме.

Заново рожденные. Документальный фильм о Галине Лагоде и других известных людях, переживших клиническую смерть:

Мнение скептиков

Всегда найдутся люди, которые не принимают такие истории как аргумент в пользу существования загробной жизни. Все эти картины рая и ада, по мнению скептиков, продуцирует угасающий мозг. А конкретное содержание зависит от той информации, которую дали при жизни религия, родители, СМИ.

Утилитарное объяснение

Рассмотрим точку зрения человека, который не верит в посмертное существование. Это российский врач-реаниматолог Николай Губин. Будучи практикующим врачом, Николай твердо убежден, что видения пациента во время клинической смерти не что иное, как последствия токсического психоза. Образы, связанные с выходом из тела, видом туннеля, – своего рода сон, галлюцинация, которая вызвана кислородным голоданием зрительного отдела головного мозга. Поле зрения резко сужается, отчего создается впечатление ограниченного пространства в форме туннеля.

Российский врач Николай Губин считает, что все видения людей в момент клинической смерти являются галлюцинациями угасающего мозга.

Губин также постарался объяснить, отчего в момент умирания перед взором человека проходит вся его жизнь. Реаниматолог считает, что память разного периода хранится в разных участках мозга. Сначала отказывают клетки со свежими воспоминаниями, в самом конце – с воспоминаниями раннего детства. Процесс восстановления ячеек памяти проходит в обратном порядке: сперва возвращается ранняя память, а потом более поздняя. Так возникает иллюзия хронологического кинофильма.

Еще одно объяснение

Специалист по психологии Пайэлл Уотсон имеет свою теорию относительно того, что люди видят в момент, когда их тело умирает. Он твердо верит, что конец и начало жизни взаимосвязаны. В каком-то смысле смерть замыкает кольцо жизни, соединяясь с рождением.

Уотсон имеет в виду, что рождение человека – это опыт, о котором он почти не помнит. Тем не менее эта память хранится в его подсознании и активируется в момент смерти. Туннель, который видит умирающий, — это родовой путь, по которому плод выходил из лона матери. Психолог считает, что это довольно тяжелый опыт для психики младенца. По сути, это наше первое знакомство со смертью.

Психолог говорит, что никто в точности не знает, как воспринимает новорожденный процесс рождения. Возможно, эти переживания похожи на разные фазы умирания. Туннель, свет – это лишь отголоски. Эти впечатления просто воскресают в сознании умирающего, разумеется, окрашенные личным опытом и верованиями.

Интересные случаи и доказательства вечной жизни

Существует немало историй, которые ставят современных ученых в тупик. Возможно, их нельзя считать безоговорочным доказательством загробной жизни. Однако игнорировать тоже нельзя, потому что эти случаи документально зафиксированы и требуют серьезного исследования.

Нетленные буддийские монахи

Медики констатируют факт смерти на основании прекращения дыхательной функции и работы сердца. Они называют это состояние клинической смертью. Считается, что если тело не реанимировать в течение пяти минут, то в мозге возникают необратимые изменения и тут медицина бессильна.

Однако в буддийской традиции есть такой феномен. Высокодуховный монах может, войдя в состояние глубокой медитации, остановить дыхание и работу сердца. Такие монахи уединялись в пещерах и там в позе лотоса входили в особое состояние. Легенды утверждают, что они могут вернуться к жизни, однако официальной науке такие случаи неизвестны.

Тело Даши-Доржо Итигэлова осталось нетленным после 75 лет.

Тем не менее на Востоке есть такие нетленные монахи, чьи иссохшие тела существуют десятки лет, не подвергаясь процессам разрушения. При этом у них растут ногти и волосы, а биополе по мощности выше, чем у обычного живого человека. Таких монахов находили на острове Самуи в Таиланде, Китае, Тибете.

В 1927 году ушел из жизни бурятский лама Даши-Доржо Итигэлов. Он собрал своих учеников, принял позу лотоса и велел им читать молитву для умерших. Уходя в нирвану, он пообещал, что тело его сохранится через 75 лет. Все жизненные процессы остановились, после чего ламу похоронили в кедровом кубе, не меняя положения.

Через 75 лет саркофаг был извлечен на поверхность и помещен в Иволгинский дацан. Как и предсказывал Даши-Доржо Итигэлов, тело его осталось нетленным.

Забытая теннисная туфля

В одной из больниц США был случай с молодой эмигранткой из Южной Америки по имени Мария.

Во время выхода из тела Мария заметила кем-то забытую теннисную туфлю.

Во время клинической смерти женщина испытала выход из физического тела и немного полетала по больничным коридорам. Во время внетелесного путешествия она заметила на лестнице лежащую теннисную туфлю.

По возвращении в реальный мир Мария попросила медсестру проверить, нет ли на той лестнице потерянной туфли. И выяснилось, что рассказ Марии оказался правдой, хотя пациентка никогда в том месте не бывала.

Платье в горошек и разбитая чашка

Еще один фантастический случай произошел с российской женщиной, у которой была зафиксирована остановка сердца во время хирургической операции. Врачам удалось вернуть пациентку к жизни.

Позднее женщина рассказала доктору, что она испытала во время клинической смерти. Выйдя из тела, женщина увидела себя на операционном столе. В голову пришла мысль, что она может тут умереть, а попрощаться с родными даже не успела. Эта мысль мобилизовала пациентку устремиться к себе домой.

Там были ее маленькая дочь, мать и соседка, которая зашла в гости и принесла дочке платье в горошек. Они сидели и пили чай. Кто-то уронил и разбил чашку. На это соседка заметила, что это на счастье.

Позднее доктор разговаривал с матерью пациентки. И на самом деле, в день операции в гости заходила соседка, и она приносила платье в горошек. И чашка тоже тогда разбилась. Как выяснилось, к счастью, потому что пациентка пошла на поправку.

Подпись Наполеона

Эта история, возможно, является легендой. Слишком фантастичной она кажется. Это произошло во Франции в 1821 году. Наполеон умер в ссылке на острове Святой Елены. Французский трон занимал Людовик XVIII.

Известие о смерти Бонапарта заставило короля задуматься. В эту ночь он никак не мог заснуть. Свечи тускло освещали спальню. На столе лежал брачный контракт маршала Огюста Мармона. Документ должен был подписать Наполеон, но бывший император не успел этого сделать из-за военной суматохи.

Ровно в полночь пробили городские часы, и дверь спальни открылась. На пороге стоял сам Бонапарт. Он гордо прошел по комнате, сел за стол и взял перо в руку. От неожиданности новый король лишился чувств. А придя в себя под утро, он с удивлением обнаружил на документе подпись Наполеона. Подлинность почерка подтвердили эксперты.

Возвращение из иного мира

На основе рассказов вернувшихся пациентов можно составить представление о том, что происходит в момент умирания.

Исследователь Рэймонд Моуди систематизировал переживания людей в стадии клинической смерти. Ему удалось выделить следующие общие моменты:

  1. Остановка физиологических функций тела. При этом пациент даже слышит, как врач констатирует факт отключения сердца и дыхания.
  2. Просмотр всей прожитой жизни.
  3. Гудящие звуки, громкость которых возрастает.
  4. Выход из тела, путешествие по длинному туннелю, в конце которого виден свет.
  5. Прибытие в место, наполненное сияющим светом.
  6. Умиротворение, необычайный душевный комфорт.
  7. Встреча с людьми, ушедшими из жизни. Как правило, это родственники или близкие друзья.
  8. Встреча с существом, от которого исходит свет и любовь. Возможно, это ангел-хранитель человека.
  9. Ярко выраженное нежелание возвращаться в свое физическое тело.

В этом видео Сергей Скляр рассказывает о возвращении с того света:

Тайна темного и светлого миров

Те, кому довелось побывать в зоне Света, возвратились в реальный мир в состоянии благости и умиротворения. Их уже не беспокоит страх смерти. Те, кто увидел Темные миры, были поражены страшными картинами и долго не могут забыть ужас и боль, которые пришлось испытать.

Эти случаи наводят на мысль, что религиозные воззрения на загробную жизнь совпадают с опытом пациентов, побывавших за гранью смерти. Вверху расположен рай, или Царство Небесное. Внизу душу ждет ад, или Преисподняя.

Каким бывает рай

Известная американская актриса Шэрон Стоун убедилась на личном опыте в существовании рая. Своими переживаниями она поделилась во время телешоу Опры Уинфри 27 мая 2004 года. После процедуры магнитно-резонансной томографии Стоун на несколько минут потеряла сознание. По ее словам, это состояние напоминало обморок.

В этот период она оказалась в пространстве с мягким белым светом. Там ее встретили люди, которых уже не было в живых: умершие родственники, друзья, хорошие знакомые. Актриса поняла, что это родные души, которые рады видеть ее в том мире.

Шэрон Стоун совершенно уверена, что на короткое время удалось побывать в раю, настолько велико было ощущение любви, счастья, благодати и чистой радости.

Интересен опыт Бетти Мальц, которая на основе своих переживаний написала книгу «Я видела вечность». Место, куда она попала во время клинической смерти, обладало сказочной красотой. Там высились великолепные зеленые холмы, росли чудесные деревья и цветы.

Бетти попала в удивительно красивое место.

На небе в том мире не было видно солнца, однако вся окрестность заполнена сияющим божественным светом. Рядом с Бетти шел высокий молодой мужчина, облаченный в просторную белую одежду. Бетти поняла, что это ангел. Затем они подошли к серебристому высокому зданию, из которого доносились прекрасные мелодичные голоса. Они повторяли слово «Иисус».

Когда ангел открыл ворота, на Бетти хлынул яркий свет, который трудно описать словами. И тогда женщина осознала, что этот свет, несущий любовь, и есть Иисус. Тут Бетти вспомнила про отца, который молился о ее возвращении. Она повернула назад и пошла вниз по холму, а вскоре очнулась в своем человеческом теле.

Путешествие в ад — факты, истории, реальные случаи

Не всегда выход из тела уносит душу человека в пространство Божественного света и любви. Некоторые описывают свой опыт весьма негативно.

Пропасть за белой стеной

Дженнифер Перез было 15 лет, когда ей довелось побывать в аду. Там была бесконечная стена стерильно белого цвета. Стена была очень высокой, в ней была дверь. Дженнифер попыталась открыть ее, но безуспешно. Вскоре девушка увидела другую дверь, она была черной, и замок был открыт. Но даже вид этой двери вызывал необъяснимый ужас.

Рядом возник ангел Гавриил. Он крепко сжал ее запястье и повел к черной двери. Дженнифер умоляла ее отпустить, пыталась вырваться, но безрезультатно. За дверью их ждала темнота. Девушка начала стремительно падать.

Пережив ужас падения, она едва пришла в себя. Здесь царил нестерпимый жар, от которого мучительно хотелось пить. Вокруг черти всячески издевались над человеческими душами. Дженнифер обратилась к Гавриилу с мольбой дать ей воды. Ангел пристально посмотрел на нее и вдруг объявил, что ей дается еще один шанс. После этих слов душа девушки вернулась в тело.

Адское пекло

Билл Висс также описывает ад как настоящее пекло, где бестелесная душа страдает от жары. Возникает ощущение дикой слабости и полного бессилия. По словам Билла, до него не сразу дошло, куда попала его душа. Но когда приблизились четыре ужасных демона, мужчине все стало ясно. В воздухе пахло серой и горелой кожей.

Многие описывают ад как царство испепеляющего огня.

Демоны принялись терзать мужчину когтями. Странно, что из ран не текла кровь, но боль была чудовищной. Билл почему-то понимал, что чувствуют эти монстры. Они источали ненависть к Богу и ко всем божьим созданиям.

Еще Билл запомнил, что в аду его мучила нестерпимая жажда. Однако воды попросить было не у кого. Билл потерял всякую надежду на избавление, но кошмар внезапно прекратился, и Билл очнулся в больничной палате. Но пребывание в адском пекле крепко ему запомнилось.

Огненный ад

В число людей, которым удалось вернуться в этот мир после клинической смерти, попал Томас Уэлч из Орегоны. Он был помощником инженера на лесопилке. Во время проведения строительных работ Томас оступился и упал с мостков в речку, при этом ударился головой и потерял сознание. Пока его искали, Уэлч пережил странное видение.

Перед ним простирался безбрежный океан огня. Зрелище было впечатляющим, от него исходила сила, внушающая ужас и изумление. В этой горящей стихии никого не было, сам Томас стоял на берегу, где собралось немало людей. Среди них Уэлч узнал своего школьного друга, который умер от рака в детском возрасте.

Собравшиеся находились в состоянии оцепенения. Они как будто не понимали, почему оказались в этом пугающем месте. Тогда до Томаса дошло, что он вместе с остальными помещен в особую тюрьму, откуда нельзя выйти, потому что вокруг повсюду простирается огонь.

От безысходности Томас Уэлч задумался о своей прошедшей жизни, неверных поступках и ошибках. Невольно обратился к Богу с мольбой о спасении. И тут он увидел Иисуса Христа, который шел мимо. Уэлч постеснялся просить о помощи, однако Иисус это словно почувствовал и обернулся. Именно этот взгляд заставил Томаса очнуться в своем физическом теле. Рядом стояли рабочие лесопилки, вызволившие его из речки.

Когда сердце останавливается

Пастор Кеннет Хейгин из Техаса стал священником благодаря опыту клинической смерти, которая настигла его 21 апреля 1933 года. Тогда ему было меньше 16 лет, и он страдал врожденной сердечной патологией.

В этот день сердце Кеннета остановилось, и душа выпорхнула из тела. Но путь ее лежал не к небесам, а в противоположном направлении. Кеннет погружался в бездну. Вокруг была кромешная тьма. По мере движения вниз Кеннет стал ощущать жар, который, видимо, исходил из ада. Затем он оказался на дороге. На него надвигалась бесформенная масса, состоящая из пламени. Она как будто втягивала душу внутрь себя.

Жар накрыл Кеннета с головой, и он очутился в какой-то яме. В это время подросток явственно услышал голос Бога. Да, в аду звучал голос самого Создателя! Он разносился по всему пространству, сотрясая его, как ветер колышет листья. Кеннет сосредоточился на этом звуке, и вдруг некая сила вырвала его из тьмы и стала поднимать кверху. Вскоре он очнулся в своей кровати и увидел бабушку, которая очень обрадовалась, поскольку уже не надеялась увидеть его живым. После этого Кеннет решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Итак, согласно рассказам очевидцев, после смерти человека могут ждать и райские кущи, и адская бездна. Можно верить в это или не верить. Один вывод определенно напрашивается – за свои поступки человеку придется отвечать. Даже если не существует ада и рая, существует людские воспоминания. И лучше, если после ухода человека из жизни о нем сохранится добрая память.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится! Метки: Астрал, Реинкарнация

Посмертный опыт

Подобные свидетельства бывали и раньше, но шум, который в последние годы поднялся в Америке, возник из-за наблюдений врача-психотерапевта Моуди. После выхода его книги по причине возникшего интереса у читающей публики появились и другие книги, посвященные этой теме.

Моуди собрал свидетельства ста пятидесяти человек, но свои исследования сосредоточил на пятидесяти, которые имели как предсмертный, так и посмертный опыт.

Анализ и критическую оценку взглядов Моуди сделал в своей книге отец Серафим (Роуз)89. Нужно сказать, что отец Серафим, православный человек, рассматривает взгляды Моуди с точки зрения православных святых отцов и делает правильные выводы. Он достаточно глубок в своих оценках и помогает нам рассмотреть волнующий нас вопрос в более широких рамках. В представлении и анализе посмертного опыта мы будем пользоваться книгой отца Серафима (Роуза).

Западными учеными было замечено, что некоторые люди в момент своей смерти, или когда возвращались от смерти к жизни, рассказывали о том, что видели очень странные и необычные вещи, которые не могут быть объяснены классической медициной.

Для таких свидетельств много причин.

Первая причина – приближение бытия человека к смерти. Когда душа приближается к своему исходу из тела, тогда она испытывает новое для себя состояние. Смерть поистине является пограничным событием в жизни человека. Тогда человек находится посреди биологической жизни и жизни души без тела.

Вторая причина – это приближение добрых и злых духов, как об этом говорят многие святые, свидетельства которых мы уже приводили. Если человек оказывается под воздействием демонов на протяжении своей жизни, но имеет и помощь Ангелов, тем более это происходит и в тот час, когда душа разлучается с телом.

И третьей причиной является прогресс медицины, которая дает возможность людям в течение нескольких часов и даже дней пережить состояние клинической смерти, как констатирует это сама медицина. Было замечено, что увеличилось количество людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти, когда была проведена искусственная техническая стимуляция деятельности остановившегося сердца90.

Итак, к уже известным двум причинам, из-за которых возникали так называемые посмертные опыты, добавилась еще одна причина, связанная с развитием медицины. Если добавить болезни мозга, а также сильные лекарственные средства, которые дают тяжелобольным, то с их помощью можно истолковать некоторые галлюцинации, возникающие у людей в такие часы. Следовательно, все эти состояния свалены в кучу, смешаны, и разделить их по категориям – совсем не простая задача.

Отец Серафим (Роуз) сосредотачивает свое внимание на некоторых общих моментах, описаннах Моуди со слов самих очевидцев. Общих моментов три.

Первый. Это так называемый «внетелесный опыт». Речь идет о том, что все ощущали как выход души из тела, причем душа продолжала осознавать себя. Душа находилась в таком мире, где она ощущала тепло и комфорт, видела людей, находившихся вокруг ее мертвого тела, но не могла общаться с ними. Показательны свидетельства двух людей, которые записал Моуди и приводит в своей книге отец Серафим.

Первый рассказывает следующее: «Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня».

Второй рассказ: «Я не мог ни к чему притронуться, не мог общаться ни с кем из окружавших меня. Это жуткое ощущение одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что совершенно один, наедине с собой»91.

Второй общий момент в посмертных опытах – это «встреча с другими». Как говорит Моуди, душа в течение некоторого непродолжительного периода времени ощущает это одиночество, потому что вскоре начинает чувствовать, что встречается с другими. Не только после смерти, но еще и до смерти она видит своих умерших родственников и друзей. Характерно следующее описание:

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю… Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал еще школьником, и многих других родных и друзей… Это было очень счастливое событие, и я чувствовал, что они пришли защитить и проводить меня»92.

Третьим общим моментом в этих посмертных опытах является «присутствие света» или «светящееся существо». Все, кто имел такой опыт, описывают явление света, яркость которого нарастала очень быстро. Все признавали его за личность, исполненную тепла и любви. Она притягивала умершего. Одни утверждали, что это Христос, другие – что это Ангелы. Характерны два следующих свидетельства.

Первое: «Я услышал, что врачи сказали, что я мертв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву… Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того как я приближался к нему, он становился все больше».

Второе: «Я был вне тела, это несомненно, потому что я мог видеть свое собственное тело там, на операционном столе. Моя душа вышла! Сначала я почувствовал себя из-за этого очень плохо, но затем появился этот поистине яркий свет. Сперва казалось, что он несколько тускловатый, но затем он превратился в огромный луг… Сначала, когда свет появился, я не был уверен, что же происходит, но затем он спросил, вроде как бы спросил: готов ли я умереть?»93

Это весьма показательные примеры. Они доказывают, что человек в те минуты ощущает бытие иного мира. Здесь мы не будем подробно рассматривать каждый опыт, но лишь желаем подчеркнуть, что все утверждают бытие чего-то иного, кроме того, что мы воспринимаем своими чувствами и можем анализировать рассудком.

Отец Серафим, приводя эти данные, делает свои критические замечания о том, что подобные случаи были и в опыте Церкви. Одновременно он замечает, что происходит некоторая путаница. Здесь мы не будем углубляться далее.

На протяжении моего пастырского служения я слышал многих людей, рассказывавших подобные случаи. Одни свидетельства были их собственными, которые они пережили в течение тяжелой болезни, другие – свидетельствами их родственников, за которыми они ухаживали. Еще будучи маленьким, я был свидетелем одного случая, когда одна женщина перед своим концом, испуская душу, тяжело вздыхала и вместе с тем кому-то грозила кулаком.

Такие рассказы можно услышать на Святой Горе. Многие святогорцы рассказывали мне случаи о последних моментах жизни как святых, так и грешных монахов.

Позвольте мне привести здесь личное свидетельство, которое я вынес из болезни моего старца – митрополита Эдесского Каллиника. Оно напрямую касается обсуждаемой нами темы.

После хирургической операции по удалению опухоли на головном мозге произошло кровоизлияние в мозг, и старец впал в глубокую кому. Врачи, наблюдавшие за ним, сказали, что он находится на грани между жизнью и смертью. Сердце работало, но дыхание производилось с помощью специального аппарата. Если бы воздух не подавался, он бы умер. Все было возможно. Он мог и остаться в таком положении на искусственном дыхании, мог и умереть, мог и вернуться к жизни. Когда через несколько дней он пришел в себя, тогда с плачем и большим напряжением рассказал следующее страшное событие.

Он говорил, что это был не сон, а действительность. Он находился в сознании и увидел себя самого вне тела. Душа его наблюдала за телом, которое находилось на кровати, а также и за всеми нами. А мы находились в большой скорби и готовились к похоронам. Он даже указал на ту медсестру, хотя их было много, которая измеряла его тело, чтобы заказать гроб. Он понимал, что душа его вышла из тела, и говорил, что в тот час совершил о себе самом заупокойную литию.

У него был и другой опыт, но приведенный нами наиболее характерен и относится напрямую к рассматриваемой нами теме. Естественно, я не знаю, был ли это опыт внетелесный или опыт человека, находящегося при смерти. Факт в том, что это был опыт, выходящий за рамки обыденного94.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *