Орел собор Михаила архангела

Успенский (Михаило-Архангельский) собор Орла

Расположен в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла. Представляет из себя одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области.

В 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней.

Позднее, в 1730 году, рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила.

К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода, и, к тому же, обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803-м была построена трапезная с двумя престолами. Окончательно работы были завершены в 1817 г.

С окончанием строительства храма Орел получил красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленской) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 году, однако его строительство ремонты и переделки продолжались довольно долго.

В сентябре 1823 года Орел посетил Император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826-го в ней же покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург.

Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была Страстная икона Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 году деревяный иконостас храма заменен на мраморный.

При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая в 1890 году купцом И. И. Власовым, имелась также богадельня, существовавшая на вклады купца А. Ф. Кулабахова. С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л. Н. Андреева. Здесь его крестил священник Андрей Казанский, который послужил прототипом отца Игнатия в рассказе Андреева «Молчание». Храм фигурирует в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргомот и Гараська», «Весенние обещания», очерке «Когда мы мертвые просыпаемся», автобиографической пьесе «Молодость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. В разное время храм посещали Н. С. Лесков, И. А. Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.

В 1920-х годах летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (просуществовал здесь до начала 1940-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения.

В 1989 году храм передан во владение общины верующих. 6 января 1990 года вновь освящен епископом Орловским и Брянским Паисием.

В 2004-2005 годах проведена масштабная реставрация храма.

В конце 2005 года установлен новый иконостас.

Подготовил священник Михаил Жарков

Орёл. Собор Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела (Успенская) находится на правом берегу реки Орлика, в старом центре г.Орла, на территории бывшей Посадской слободы. В XVI веке на этом месте существовало старейшее культовое деревянное сооружение г. Орла – Успенская церковь, предположительно пятиглавая, с шатровой колокольней. В 1678 году за ветхостью церковь разбирают, и на ее месте стараниями посадских людей Овчинникова и Грибачева строится каменный пятиглавый храм с примыкающей шатровой колокольней. На всем протяжении своего существования Успенская церковь была самым монументальным, величественным и наиболее вместительным культовым сооружением в г. Орле. В XVIII веке при церкви находилось двенадцать церковно­служителей и 261 приходский двор. Ближайшим «конкурентом» по благолепию и представительности была Богоявленская церковь, построенная в первом десятилетии XVIII века, она имела 220 приходских дворов.

В 1730 году рядом с Успенской церковью купцом Калашниковым возводится каменная, прямоугольная в плане, двуглавая Михаило-Архангельская церковь с приделом святого Иоанна Воина. Церковь была построена для совершения ранних литургий и имела единый приход с Успенской церковью. Две церкви с двухэтажной каменной ратушей администрации формировали центральную площадь города в XVIII веке. На плане г. Орла 1788 г. показана построенная часовня при церквях, первоначально она располагалась рядом с современным мостом через реку Орлик. В 80-х годах при церквях строится каменная ограда с въездными воротами, рядом с церковью на реке Орлике были построены мельница и салотопня.

В конце XVIII века церкви уже маловместительны, морально устаревшие и ветхие. Оба храма разбираются, и на пожертвования прихожан строится новый, ныне существующий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Святого Архистратига Михаила и Святого Иоанна Воина. Церковь заложена 19 сентября (1 октября) 1801 года, окончательные работы завершились в 1817 году. На новом месте восточнее церкви в стиле высокого классицизма строится ныне существующая часовня, единственный сохранившийся ротондональный культовый памятник на Орловщине. Надо сказать, что за Успенской церковью с XVIII века и до наших дней в народе устойчиво закрепилось название церкви по ее второму престолу – церковь Михаила Архангела. Подобное не редкость, когда прихожане озвучивают в названии тот престол, который им более близок. Дело в том, что в Посадской слободе с XVI века расселялся служивый ратный люд. Небесный воитель Архангел Михаил считается покровителем воинов, он был покровителем московских князей в ратных делах. В России храмам Михаила Архангела государство всегда уделяло повышенное внимание: древняя белокаменная Архангельская церковь, построенная в 1333 г. в Московском Кремле, и ныне существующий, построенный на ее месте Аливизом Новым Архангельский собор (1505-1508 гг.) со времен Ивана Калиты (1340 г.) были усыпальницей 60-ти московских и удельных князей. В России Архангельские церкви были практически во всех городах-крепостях. В Орле в 1843 году появилась еще одна Архангельская церковь при Орловском Бахтина кадетском корпусе, московские князья и царствующие особы посещали эту церковь в XIX веке в общей сложности около десятка раз.

В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года, 21-22 января 1826 года, в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года).

Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859-1908 гг.), Покровская церковь (1853-1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860-1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м.

В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад.

В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью…»

Михаило-Архангельская церковь – первое культовое сооружение на Орловщине, возвращенное общине верующих в 80-е годы. В 1989 году при стечении горожан начальник управления культуры области вручил символические ключи от церкви Владыке Паисию. По заказу Орловско-Брянской Епархии выполняется проект реставрации и проект противоаварийных работ. По согласованной и утвержденной документации в этом же году церковная община приступила к выполнению первоочередных противоаварийных работ, потребовалось около 1 тыс. куб. м бетона для придания зданию надлежащей прочности и стабилизации основных несущих конструкций. Усилиями ВООПИК Орловской области были расчищены от поздних наслоений сохранившиеся 5% живописи середины XIX века. Общиной верующих устроен мраморный пол, в настоящее время устраивается деревянный иконостас.

Время безжалостно: деревянные чердачные конструкции пришли в крайне ветхое состояние, завершение с крестом отклонилось на 7 градусов с угрозой обрушения всех конструкций. Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, с обшарпанными фасадами, с облезлым сусальным золочением 1979 года, с неблагоустроенной территорией. Неумолимо продолжавшееся общее разрушение святыни не могли остановить постоянные заботы епархии в лице архиепископа Паисия и настоятеля храма – протоиерея Владимира Дороша: ресурсов орловских приходов уже не хватало на проведение столь масштабной работы даже по восстановлению, а речь уже шла о спасении храма. При всемерной финансовой поддержке ряда организаций и храмов города дорогой орловцам памятник архитектуры российского значения стал быстро покрываться строительными лесами.

Памятник истории и культуры – церковь Михаила Архангела – является незаурядным архитектурным произведением высокого классицизма. Это и литературный памятник, связанный с именами выдающихся писателей-орловцев. В церкви был крещен Л.Н. Андреев, храм описывается в его произведениях «Младость», «Баргамот и Гараська», «Когда мы, мертвые, просыпаемся», «Весенние обещания». Посвящали храму свои произведения И.А. Бунин и Н.С. Лесков. Все известные орловские художники XIX — XX веков запечатлели храм на своих полотнах.

С тех пор прошло несколько лет. Храм Михаила Архангела отреставрирован, в нём давно возобновились службы, он стал одним из немногочисленных старинных зданий XIX века, украшающих город и в XXI веке.

Статья М. Скоробогатова «И храм этот тёмный и старый…» Орловская правда, 2 апреля 2004 г. http://www.orel-story.ru/land_cercov.php

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *