Ориген

  • Краткое Содержание Обломов
  • Краткое Содержание Капитанская Дочка

Органический поиск Позиция Домен тИЦ ЯК PR DMOZ Запросов Трафик, в месяц Заголовок (url) Сниппет 1 0 — 4 да 3 229 130 Ориген. 185, Александрия — 253/254, Тир) — знаменитый раннехристианский теолог, философ и учёный, представитель ранней. 2 2 500 да 5 да 24 889 8 800 Главный богословско-догматический трактат Оригена «О началах” (223-229 гг.) содержит. Вот краткое изложение главы «О душе”. Ориген возвращается к вопросу о содержании понятия «душа”. 3 0 — 0 — 839 171 120 000 скрыть содержание.

Ориген О Началах; Предисловие пресвитера Руфина к книгам Оригена ‘О Началах’ Книга 1. Понимая (Его) Краткое повторение сказанного выше об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и о прочем Примечания. 4 0 — 0 — 5 283 70 Труд «О началах», написанный Оригеном в 223-229 г.г., сохранился полностью. Вначале же целесообразно привести здесь краткое содержание всех. 5 97 000 да 9 да 5 821 322 15 700 000 Содержание. Если в более ранней книге Оригена «О началах» (230 г.).

Краткое Содержание Обломов

Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины. 6 110 — 4 — 3 532 200 Итак, ни содержание, ни тон «О Началах» не дают права считать это. Где Ориген выражается слишком кратко, сжато и не совсем ясно, он, Руфин,. 7 7 300 да 6 да 642 170 84 400 6 дек 2012.

Ориген родился около 186 года. Сочинение ‘О началах’ посвящено. Все содержание наших.

Ные философские мысли Оригена относительно возникновения мира изложены им в произведении «О началах», которое. 8 0 — 1 — 112 0 14 авг 2014. Трактат Оригена ‘О началах’: анализ структуры и содержания. «О началах» завершается кратким заключением (Recapitulatio),.

Краткое Содержание Капитанская Дочка

Содержание эсхатологического процесса. О началах // Ориген. Краткое изложение. Ориген О Началах Краткое. В целом трактат «О началах» завершается кратким. Азбука веры Православная библиотека Ориген О началах. Краткое повторение.

9 20 — 1 — 1 169 50 Умерь свои началах, стремись к Единому, ориген краткое содержание резной каменной скамье, откуда были видны горы. 10 4 500 — 8 да 650 454 8 300 11 авг 2015. Главный богословско-догматический трактат Оригена » О началах ” (223-229 гг.) содержит Вот краткое изложение главы «О душе”. 11 3 400 да 6 да 178 793 37 000 В электронной библиотеке Альдебаран можно скачать книгу О Началах, автора Ориген бесплатно.

Краткое содержание; Читать онлайн; Обложки. 12 600 да 3 да 708 20 18 дек 2013. Главное сочинение Оригена – «Трактат о началах» – включает 4. И смелым философом-идеалистом, превращающим содержание. 13 10 — 0 — 629 0 7 янв 2014.

Правое полушарие — это область ориген о началах краткое содержание, которая связана с интуицией, впервые официально. 14 20 — 1 — 1 169 50 Поднимаемся на корабль, что не собираюсь возвращаться, и, конечно же, не потому, содержание ты мне не нужна, просто мне будет больно. 15 140 — 1 да 90 120 3 600 Краткое описание, краткое содержание или что мы можем рассказать Вам. ‘О молитве’, ‘Увещевание к мученичеству’, ‘О началах’, ‘Против Цельса’,. 16 140 — 1 да 90 120 3 600 Краткое описание, краткое содержание или что мы можем рассказать Вам об этой книге. О Началах Ориген – выбор на этой странице. 17 0 — 0 — 871 20 18 сен 2015.

Все 3 несводимы друг к приятелю о началах ориген краткое содержание! При написании реферата в целях лучшего исследования. 18 2 500 да 6 да 548 731 16 300 УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ В ТРАКТАТЕ ОРИГЕНА «О НАЧАЛАХ», Ерёмина А. Содержание этого фрагмента в основном сводится к толкованию.

Имея в виду не только это краткое время нашей жизни, заключающееся. 19 1 900 да 4 да 44 867 12 500 Предисловие пресвитера Руфина к книгам Оригена «О Началах». Краткое повторение сказанного выше об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и о прочем. И язычники составили себе свадебную песнь и из которой содержание. 20 30 — 0 — 2 028 715 26 800 Реферат; Сочинение; Краткое содержание; ГДЗ; ВУЗ; Слово. 5ballov.qip.ru qip.ru. Ориген о возникновении мира («О началах»).

Для скачивания.

  1. (С) Установите соответствие перечисленных ниже философов и философских школ и течений.

Философские школы и течения:

А — Афинская школа

Б — Милетская школа

В — Элейская школа

Г — Атомизм

Д -Стоицизм

Е — Неоплатонизм

Ответ: (А-5),(А-8),(А-10); (Б-1),(Б-3),(Б-11); (В-2); (Г-6),(Г-4); (Д-7); (Е-9)

32. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом?

а) «Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно добродетели по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим».

б) «Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле».

в) «Венцом добродетели является справедливость, воплощенная в идеальном государстве».

Ответ: б).

33. (ПС) Установите соответствие между основными принципами и названиями этих философских систем:

Принципы философских систем:

1. Знаю и соответствующим образом поступаю.

2. Знаю и уклоняюсь.

3. Знаю и подчиняюсь.

4. Не знаю, а потому живу как живется: воздерживаясь от суждений и следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту.

Каким направлениям античной мысли соответствуют эти жизненные установки?

Названия философских систем:

а) Скептицизм. б) Стоицизм. в) Эпикуреизм. г) Платонизм.

Ответ: (а – 4); (б – 3); (в – 2); (г – 1).

34. (П) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»:

а) Фалес, б) Гераклит, в) Сократ, г) Аристотель, д) Сенека?

Ответ: в).

Поставьте в соответствие каждому имени то или иное понятие из приведенных выше, которое представляет суть воззрений мыслителя.

36. (С) Установите соответствие философов и их подхода к пониманию цели философского познания:

Подходы к пониманию цели философского познания:

1) Цель философии — обеспечение безмятежности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы.

2) Философия — познание того, что такое добро и зло, поскольку это гарантирует добродетельную и счастливую жизнь: человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

3) Цель философии — научить человека сохранять самообладание, достоинство и невозмутимость духа в трудной ситуации, научить его умению жить и умирать.

Философы:

а) Сократ, б) Сенека, в) Эпикур.

Ответ: а) — 2; б) — 3; в) — 1.

37. (П) Кто из античных философов является создателем формальной логики?

а) Сократ, б) Платон, в) Аристотель, г) Эпикур, д) Парменид.

Ответ: в).

38. (С) Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание:

«Покорного судьба ведет, а непокорного — тащит»?

а) Эпикуреизм. б) Стоицизм. в) Скептицизм. г) Неоплатонизм.

Ответ: б).

39. (П) «Мудрый молвил: — Я знаю только

То, что я ничего не знаю, —

Величайшее с наименьшим

В беспримерном смиреньи равняя.»

(Лопе де Вега)

Кого из античных философов имеет в виду испанский поэт?

а) Пифагор; б) Гераклит; в) Сократ; г) Платон; д) Аристотель; е)Эпикур.

Ответ: в.

Ответ: Аристотель.

Ответ: Платон.

42. (П) «Философия началась с …, он был первым.» (Цицерон)

Вставьте в суждение Цицерона имя родоначальника философии и науки.

Ответ: Фалес.

43. (ПС) «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.» (Демокрит)

Какие философские проблемы представлены в этом высказывании:

а) отношение чувственного и рационального;

б) отношение общего и единичного;

в) отношение сущности и явления;

г) отношение бытия и небытия;

д) отношение рационального и иррационального;

е) сомнение в познаваемости мира?

Ответ: а; в; г.

44. (С) Вот некоторые образцы рассуждений античных философов:

— То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.

— Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

— Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Как называются рассуждения такого типа:

а) диалектические; б) иррациональные; в) софизмы; г) апории; д) антиномии?

Ответ: в.

45. (П) Установите соответствие этапов античной философии и философов, которые создавали свои учения на этих этапах:

Этапы античной философии:

I – эллинский (VII-V в.в. до н.э.);

II – классический (середина V — конец IV в.в. до н.э.);

III – эллинистический (конец IVв. до н.э. – Vв. н.э.).

Философы:

Сократ, Платон, Пифагор, Гераклит, Фалес, Аристотель, Сенека, Эпикур, Парменид, Плотин?

Ответ: I – Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид.

II – Сократ, Платон, Аристотель.

III – Сенека, Эпикур, Плотин.

46. (П) Кого из нижеперечисленных философов можно назвать представителями диалектической традиции в философии?

а) Фалес.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Сократ.

д) Платон.

е) Эпикур.

Ответ: б; г; д.

47. (П) Кто из нижеперечисленных античных философов разрабатывал материалистическое направление в философии?

а) Фалес.

б) Гераклит.

в) Сократ.

г) Платон.

д) Демокрит.

е) Плотин.

Ответ: а; б; д.

48. (С) Установите соответствие философских школ античности и основателей этих школ:

Философские школы античности:

А — Академия,

Б — Ликей,

В — Стоя.

Основатели школ античности:

1) Аристотель, 2) Платон, 3) Зенон из Кития

Ответ: (А-2); (Б-1); (В-3).

49. (С) «Ничуть не более это, чем то». Девизом какого античного философа были эти слова:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Демокрита;

д) Пиррона?

Ответ: д.

50. (П) О какой из философских школ античности рассказывает Аристотель в нижеприведенном отрывке?

Представители этой школы «… занявшись математическими науками, стали считать их начала началами всех вещей.»

а) Милетская школа.

б) Пифагореизм.

в) Элейская школа.

г) Афинская школа.

д) Стоицизм.

Ответ: б.

51. (П) Кому из античных философов принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»?

а) Фалес; б) Гераклит; в) Протагор; г) Демокрит; д) Сократ; е) Платон.

Ответ: в.

52. (С) Какие характеристики приписал бытию античный философ, основатель Элейской школы, Парменид?

а) Бытие едино.

б) Бытие множественно.

в) Бытие неподвижно.

г) Бытие изменчиво.

д) Бытие неделимо.

е) Бытие делимо.

Ответ: а; в; д.

53. (П) Укажите в нижеприведенном списке античных философов представителей атомизма:

а) Фалес; б) Гераклит; в) Демокрит; г) Левкипп; д) Платон; е)Эпикур.

Ответ: в; г; е.

54. (П) Кто из античных философов является автором апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.?

а) Гераклит; б) Парменид; в) Зенон Элейский; г) Сократ; д) Аристотель; е) Сенека.

Ответ: в.

55. (С) Установите соответствие положений античной философии и тех философских течений, которым они принадлежат:

Положение античной философии:

А –мир идей неизменен и вечен, он — первопричина всего существующего;

Б — всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; единственно достойная позиция в такой ситуации – молчание;

В – «Числа есть начала всех вещей”.

Философские течения:

1) платонизм; 2) пифагореизм; 3) скептицизм.

Ответ: (А-1); (Б-3); (В-2).

Ответ: г; в; б; а.

57. (П) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего:

а) материальная;

б) (………);

в) действующая;

г) целевая.

Указать одним словом недостающую первопричину.

Ответ: (формальная).

58. (П) У Платона бытие – это идеи, а небытие — … .

Указать одним словом.

Ответ: (материя).

59. (С) В учении Аристотеля о государстве выделяется шесть форм государственного устройства: три правильные (направленные на общее благо) и три неправильные (направленные на личное благо).

Правильные формы

Неправильные формы

власть одного

монархия

тирания

власть немногих

аристократия

олигархия

власть многих

полития

……….

Заполните оставшуюся строчку в таблице.

Ответ: демократия.

60. (П) Кто из античных философов является автором учения о единстве и борьбе противоположностей? Ему принадлежат следующие высказывания:

— «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

— «Война есть отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными.»

— «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости».

а) Фалес; б) Демокрит; в) Гераклит; г) Парменид; д) Сократ.

Ответ: в.

ОРИГЕН (ок. 185-254) — христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина «богочеловек». Учился в Александрийском христианском училище Климента Александрийского. После бегства Климента преподавал в училище (с 203) философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. Возглавлял училище (217-232). Рукоположен ок. 230 епископами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским. Немедленно отлучен от Александрийской церкви Собором, созванным епископом Александрии Деметрием (на основании того, что в юности О. осуществил самооскопление). В 231 рукоположение О. было аннулировано следующим Собором. Позже О. основывает школу в Кесарии (Палестина) при поддержке местного епископа. Умер после пыток и пребывания в заключении (250-252) во время очередного гонения христиан. Основные труды: «Трактат о началах» (220-225), «Против Цельса», «Трактат о демонах» и др. (Всего перечень работ О. насчитывает ок. 2000 «книг» в античном смысле слова — комментариев, гомилий, схолий, фрагментов и пр.). Восприняв ряд системных идей из учения Платона (бессмертие и пресуществование душ, «нетварный» Бог, постижение Бога через созерцание), О. использовал подходы аристотелевской диалектики, а также — применительно к исследованию психологических проблем — вокабуляр стоицизма. При этом О. счел необходимым отказаться от ряда существенных тезисов ортодоксального платонизма (в частности, теории идей и диалектики). Критиковал Платона за осуществленное им описание армии богов и демонов в диалоге «Федр», полагая, что оно было внушено ему «самим диаволом». Запрещал своим ученикам чтение трудов киников, эпикурейцев и скептиков, опасаясь, «чтобы их душа не загрязнилась от слушания речей, которые, вместо того чтобы приводить их к благочестию, являются противоположными божественному культу». Эдиктом императора Юстиниана (543) О. был объявлен еретиком. Учение О., явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Назианского, Григория Нисского, Василия Великого и др. Избранные произведения О. издавались во Франции (де ла Ру) в 1733-1759 (в 4 томах) и в Германии (Ломматцш) в 1831-1848 (в 25 томах).

«Ориген». Миниатюра. 13 в. Национальная библиотека (Париж).

ОРИГЕ́Н (греч. ’Ωριγένης) (ок. 185, Алек­сан­д­рия, Еги­пет – 253/254), хри­сти­ан­ский бо­го­слов, фи­ло­соф, пе­да­гог. Ро­дил­ся в се­мье грам­ма­ти­ка (школь­но­го учи­те­ля) Ле­о­ни­да, ко­то­рый вско­ре по­сле ро­ж­де­ния О. об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во. О. вос­пи­ты­вал­ся пре­им. от­цом, с дет­ст­ва про­яв­лял боль­шие спо­соб­но­сти к уче­нию. По­сле му­че­нич. ги­бе­ли Ле­о­ни­да (202) в пе­ри­од го­не­ний при имп. Сеп­ти­мии Се­ве­ре О., ос­тав­шись стар­шим в се­мье, не­ко­то­рое вре­мя пре­по­да­вал в шко­ле от­ца, а в 18-лет­нем воз­рас­те воз­гла­вил по­сле Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го Алек­сан­д­рий­ское ог­ла­си­тель­ное (ка­те­хи­зи­че­ское) уч-ще (см. так­же Алек­сан­д­рий­ская шко­ла). Круг пре­по­да­вае­мых им на­ук был, ве­ро­ят­но, дос­та­точ­но ши­рок, но в цен­тре стоя­ло бо­го­сло­вие, це­ли­ком ос­но­вы­ваю­щее­ся на изу­че­нии и тол­ко­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Для бо­лее глу­бо­ко­го по­сти­же­ния фи­ло­со­фии О., не пре­ры­вая ра­бо­ты в учи­ли­ще, неск. лет слу­шал лек­ции Ам­мо­ния Сак­ка­са – учи­те­ля Пло­ти­на. Пре­по­да­ва­ние О. в Алек­сан­д­рий­ской шко­ле при­нес­ло ему ши­ро­кую из­вест­ность как сре­ди хри­сти­ан, так и сре­ди об­ра­зо­ван­ных языч­ни­ков, хо­тя ряд его идей, ви­ди­мо, вы­звал оп­по­зи­цию в цер­ков­ных кру­гах. Ок. 230 О., бу­ду­чи в Па­ле­сти­не, был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры дву­мя ме­ст­ны­ми епи­ско­па­ми (Алек­сан­дром Ие­ру­са­лим­ским и Фе­ок­ти­стом Ке­са­рий­ским) без со­гла­сия еп. Алек­сан­д­рий­ско­го Ди­мит­рия, что вы­зва­ло кон­фликт. В ре­зуль­та­те ре­ше­ни­ем двух по­ме­ст­ных со­бо­ров в Алек­сан­д­рии О. был ли­шён свя­щен­ст­ва, пре­по­да­ва­ния и из­гнан из хри­сти­ан­ской об­щи­ны Алек­сан­д­рии. Вся даль­ней­шая его жизнь про­шла в Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где он открыл шко­лу по об­раз­цу Алек­сан­д­рий­ско­го уч-ща. Из его уче­ни­ков наи­бо­лее из­вес­тен свт. Гри­го­рий Чу­до­тво­рец, на­пи­сав­ший «По­хваль­ное сло­во Ори­ге­ну», со­хра­нив­шее­ся до­ны­не. Во вре­мя го­не­ний при имп. Де­ции (250) О. был схва­чен и под­верг­нут жес­то­ким пыт­кам, но не от­рёк­ся от хри­сти­ан­ст­ва. Вско­ре по­сле это­го го­не­ния за­кон­чи­лись, и он был от­пу­щен на сво­бо­ду, но че­рез неск. лет скон­чал­ся.

Введение……………………………………………………………….3

  1. Биография Оригена……………………………………………….4

  2. Произведения Оригена……………………………………………8

  3. Сущность философии Оригена………………………………….11

  4. Оппозиция против оригенизма и его влияние…………………15

Заключение…………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………….20

Введение

В то же время, когда появились последние античные философские системы, неопифагореизм и неоплатонизм, началось развитие новой философии, философии христиан.

Попытку сформулировать христианство в категориях, привычных для греческой аудитории, до Оригена сделал Климент Александрийский, учение которого сильно окрашено склонностью к гностицизму. Действительно, всякое переложение одной системы взглядов на чуждый ей язык всегда чревато опасностью утраты или искажения ее смысла.

Ориген был вторым выдающимся представителем александрийской школы, которого поистине можно назвать основателем христианского богословия. В то время как Ириней, Игнатий, Тертуллиан и Киприан были церковниками, которым приходилось иметь дело с насущными богословскими проблемами, диктуемыми конкретной обстановкой, Ориген был великим христианским Философом, впервые предпринявшим серьезную попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинской мысли. Выше уже обсуждалась необходимость для христианства говорить на языке своего времени и культуры. Именно этой задаче посвятил всю свою жизнь Ориген, понимая, что Церковь, утрачивающая контакт с людьми, спасение которых есть ее миссия, отказывается от своей кафоличности, превращается в секту.

  1. Биография Оригена

Биография Оригена известна нам из «Церковной истории» Евсевия, а также отчасти из писаний св. Григория Чудотворца и блаженного Иеронима. Ориген (само имя которого — «сын Ора» — говорит о его египетском происхождении) родился в 185 году в Александрии, в зажиточной христианской семье. Его отец Леонид погиб мученической смертью во время гонения Септимия Севера в 202 году, когда Оригену было семнадцать лет. История повествует, что юноша горел желанием тоже претерпеть мученичество за Христа и хотел сам предать себя в руки римских властей, но этому воспрепятствовала мать, спрятав его одежду. Стыдливость возобладала над благочестием. Ориген остался дома и мучеником не стал. Семейное имущество было конфисковано, и он, имея на своем попечении мать и шестерых младших братьев, начал зарабатывать на жизнь преподаванием грамматики и риторики.

Ориген приобщился к интеллектуальной жизни египетской столицы, оставаясь, согласно Евсевию, ревностным и строго православным христианином, всецело поглощенным религиозными и интеллектуальными интересами. Постепенно он сделался кем-то вроде христианского миссионера среди столичной языческой интеллигенции:

Когда Ориген занимался этим … и когда в Александрии некому было принять на себя должность оглашателя, потому что, боясь гонения, все разбежались: тогда пришли к нему некоторые язычники и изъявили желание слышать Слово Божие… Оригену было восемнадцать лет, когда он получил в управление огласительное училище, когда по случаю гонения при александрийском префекте Акиле оказал много пользы и приобрел себе славное имя у всех верующих за ту приязнь и любовь, какую оказывал всем святым, знакомым и незнакомым ему мученикам… Являя такие примеры любомудренной жизни, он естественно возбуждал соревнование и в своих учениках, так что многие и из неверующих, по учености и философии люди известные, были привлечены его учением и, приняв от него искренне, всем сердцем, веру в божественное слово, по случаю тогдашнего гонения прославились: иные же, быв взяты, даже скончались мученически. («Церковная история», кн. 6, гл. 3)

В это же время Ориген с необычайным рвением предался аскетизму: ходил босой, мало спал, много постился, строго ограничивал свои материальные нужды. Согласно свидетельству Евсевия, тогда же, чтобы избежать соблазна со стороны многочисленных слушательниц училища и приняв буквально слова Христа о «скопцах ради Царства небесного» (Мф.19:12), он привел это изречение в исполнение и оскопил себя, тем самым раз и навсегда «разрешив» проблему половой нравственности — пример фанатического пыла и юношеской незрелости характера.

С течением времени Ориген изменил свое вначале отрицательное отношение к философии, и постепенно под его влиянием александрийское огласительное училище приобрело новый характер, сделавшись чем-то вроде христианского университета. В нем было введено преподавание светских предметов наряду с религиозными, а прием перестал быть ограниченным лишь кандидатами ко крещению — практически школа стала открыта для кого угодно:

К Оригену приходили и многие другие ученые мужи, привлекаемые повсюду разнесшеюся славою его имени, и желали удостовериться в богатстве духовных его познаний. Ревностно внимало ему бесчисленное множество еретиков и немалое число знаменитейших философов, учась у него не только божественной, но и внешней мудрости. Тех своих слушателей, в которых были заметны хорошие дарования, Ориген вводил в круг наук философских, преподавал им геометрию, арифметику и другие предуготовительные предметы, знакомил их с различными системами философов и объяснял написанные ими сочинения, делая на каждое из них свои замечания и взгляды, так что у самих язычников прослыл философом. Напротив, слушателей простых и менее образованных заставлял он изучать науки, входившие в круг обыкновенного воспитания, говоря, что эти знания доставят им немалое облегчение в уразумении и изъяснении божественных Писаний. Для сей-то особенно цели познания светские и философские он почитал нужными и самому себе. («Церковная история», кн. 6. гл. 18)

По мере того, как расширялись интеллектуальные интересы Оригена, в его школе устанавливалась атмосфера широты взглядов и взаимного уважения между христианами и язычниками. Вот как вспоминает об этом «интеллектуальном рае» выпускник александрийского огласительного училища св. Григорий Чудотворец (епископ Неокесарийский):

… Нам ничего не было запрещено, ничто не было от нас сокрыто. Мы пользовались возможностью узнать всякое слово, варварское и эллинское, тайное и явное, божественное и человеческое, кочуя от одного к другому совершенно свободно и исследуя их, пользуясь плодами всего и наслаждаясь богатствами души; было ли это некое древнее учение об истине, или же его можно назвать как-то иначе, — мы погружались в него, полные чудесных видений, будучи снабжены прекрасной подготовкой и умением. Одним словом, это поистине был наш рай… (Из «Обращения» св. Григория к Оригену)

В 212 году Ориген отправился с визитом в Рим, где познакомился и подружился с будущим римским епископом Ипполитом. В 215 году он посетил Аравию (нынешнюю Трансиорданию), а оттуда поехал в Антиохию по приглашению матери императора Септимия Севера Юлии Маммеи. В 216 году, во время гонения Каракаллы. Ориген нашел убежище в Палестине. Преданные ему епископы иерусалимский и кесарийский дали Оригену возможность продолжать преподавательскую деятельность, и он устроил в Кесарии «Александрию в миниатюре», а также занимался изъяснением св. Писания перед собраниями верующих в церквах. Здесь произошло первое столкновение Оригена с церковной иерархией: александрийский епископ Димитрий, недовольный тем, что мирянин учит в церкви, отозвал его обратно в Александрию.

В 231 году Ориген отправился в Грецию и, проезжая через Палестину, принял в Кесарии рукоположение в священники от местных епископов. Рассерженный Димитрий александрийский официально (на двух местных соборах) опротестовал это рукоположение и отлучил Оригена от Церкви на том основании, что, во первых, он, будучи мирянином, проповедовал в присутствии епископов и что, во-вторых, скопец не может быть священником. В 232 году, после смерти Димитрия, Ориген вернулся в Александрию, где был снова отлучен преемником Димитрия. На этот раз Ориген окончательно переехал в Палестину, где многие епископы были его бывшими учениками. Он продолжал свою ученую и преподавательскую деятельность и приобрел такой авторитет, что каждое его слово записывалось стенографами.

Во время Декиева гонения Ориген находился в Тире. Он был арестован, и у Евсевия мы находим описание его пыток:

Но какие и сколько мучений перенес в это гонение Ориген, чем они кончились, когда лукавый демон выводил, против него попеременно всю свою силу, восставал на него со всеми возможными ухищрениями и нападал гораздо более, чем на прочих тогдашних подвижников, — какие и сколько уз и телесных истязаний претерпел он за слово Христово, как страдал в углу темницы от железных на шее цепей и как его ноги в продолжении многих дней были растянуты до четвертой степени на деревянном орудии казни, — с каким мужеством вынес он также угрозы быть сожженным и все другое со стороны своих врагов, — чем все это кончилось, когда судья сильно настаивал, чтобы его никак не лишать жизни, и сколько после того написал он полезнейших сочинений для людей, имевших нужду в утешении, — о всем этом подробно и верно сказано в весьма многих его посланиях. («Церковная история», кн. 6. гл. 39)

Возможно, что Ориген остался жив благодаря тому, что римские чиновники того времени скорее стремились принудить христиан к отречению от веры, нежели добивались их смерти. В их интересы не входило умножать число мучеников, которых народное почитание сразу делало героями. Во всяком случае Ориген от веры не отрекся, но пытки и тюремное заключение разрушили его здоровье, и он скончался в 253(4?) году в Тире. Хотя его юношеская мечта умереть мучеником не сбылась, он несомненно принадлежит к числу исповедников, т.е. людей, пострадавших за веру. Ориген умер в общении с Церковью, по крайней мере с Палестинской церковью — с александрийским епископом он так никогда и не примирился.

Личность и произведения Оригена как при жизни, так и после смерти были окружены необычайным уважением и авторитетом. Его учение легло в основу многих учений, и еретических, и православных. Его популярность особенно возросла в четвертом веке, в период бурного расцвета христианского богословия, когда все христианские мыслители вдохновлялись им и так или иначе ссылались на его творения. Но поскольку влияние его учения во многом было отрицательным и породило явно еретические формы «оригенизма», он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном константинопольском соборе 543 года при императоре Юстиниане. Десять лет спустя осуждение Оригена было подтверждено на Пятом Вселенском соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению. Несмотря на это, авторитет Оригена среди христианских мыслителей не был вполне уничтожен, и следы его влияния можно проследить в более позднем богословии как на Западе, так и на Востоке.

  1. Произведения Оригена

Многие из сочинений Оригена погибли безвозвратно, а другие дошли до нас в латинских переводах его учеников и поклонников, зачастую смягчавших или искажавших смысл его учения. Ориген был необычайно плодовитым писателем: дошедшие до нас его сочинения занимают четыре тома в собрании Миня.

Важную часть наследия Оригена составляют экзегитические сочинения (толкования и комментарии). К ним относятся прежде всего «Гекзаллы» — составленные Оригеном списки Ветхого Завета, разделенные на шесть столбцов. Проделанная Оригеном работа представляет собой первую в истории попытку критического исследования Библии. «Гекзаллы» в течение веков служили восточным богословам в качестве основного источника ветхозаветной эрудиции.

Комментарии Оригена обнимают почти все св. Писание. Их можно разделить на три группы: схолии (заметки на полях), гомилии или проповеди (до нас дошло 574, из них 20 — в греческом оригинале) и собственно научные комментарии к «Песне песней», к Евангелиям от Матфея и Иоанна и к «Посланию к Римлянам». В своих толкованиях и беседах Ориген пользуется традиционным александрийским методом — аллегорией. Для современного человека этот метод может показаться бесполезным и бессмысленным. Для правильной его оценки необходимо помнить, что Ориген писал для греков и в культурном отношении сам был греком. Он любил Ветхий Завет и бережно относился к малейшим его деталям, но в то же время хорошо понимал, что для его греческих современников необходимость читать ветхозаветную историю не была очевидной. Без этого, однако, они не могли стать христианами и правильно понять христианство. Поэтому Ориген объяснял, что все, даже самые казалось бы незначительные подробности ветхозаветных книг имеют вечный смысл и их нужно понимать символически, как аллегории отвлеченно духовных и истинно важных событий, относящихся ко Христу и Церкви.

Иногда Ориген до такой степени увлекается аллегоризмом, что всецело пренебрегает историческим смыслом текста. Но во многих случаях его духовное толкование стало традиционным христианским толкованием Библии. Писания Оригена также живо говорят о его личности и характере: блестяще образованный эрудит, профессор, с характерно эллинским складом ума, он был влюблен в ветхозаветный текст любовью интеллектуала, был искренне предан Церкви и был очень добросовестным богословом.

Основным апологетическим трудом Оригена является его книга «Против Цельса». Языческий философ Цельс был автором книги «Истинное слово», опровергавшей христианство. Ответный труд Оригена представляет для нас особую ценность, так как в нем сохранилось много цитат из книги Цельса (сама книга до нас не дошла). Таким образом, мы имеем живую и полную картину взаимоотношений между христианами и язычниками в третьем веке. Это тем более интересно, что Цельс был добросовестным мыслителем, хорошо изучившим Библию и христианское учение. «Против Цельса» представляет собой первую серьезную полемику между образованным христианином и язычником-интеллектуалом.

Основные положения Цельса можно свести к следующему. Во-первых, христиане уступают язычникам в отношении богослужений и философии, ибо как в том, так и в другом они опираются на еврейское Писание, которое Цельс считал провинциальным, варварским и нефилософским. Во вторых, Цельс упрекал христиан в демократичности: их учение доступно всем и каждому, тогда как истинная философия — аристократическая дисциплина, доступная лишь немногим избранным. В то же время Цельс одобрял учение о Логосе и христианскую этику. Он призывал христиан влиться в плюралистическое римское общество, сохранив веру в Иисуса Христа, которого он представлял себе кем-то вроде волшебника, совершившего ряд вполне убедительных чудес.

В центре полемики был вопрос об идолопоклонстве и почитании образов. Цельс писал, что, хотя христиане и обвиняют язычников в грубом материализме, сами они намного хуже, так как поклоняются Богу, который был рожден от женщины и появился на земле в человеческом облике. Язычники же, воздвигая статуи своим богам, вполне отдают себе отчет, что эти статуи — не боги, а лишь их изображения. Это первый в истории спор о поклонении изображениям и о религиозном искусстве.

Совокупность взглядов Оригена на основные проблемы веры, христианского мышления и догматики изложены в его большой книге «О началах», само название которой указывает на ее всеохватывающий характер. Книга эта была написана в Александрии между 220 и 230 гг., когда Ориген был уже зрелым человеком и ученым. Полный текст известен нам в латинском переводе Руфина, и лишь небольшие фрагменты дошли до нас в греческом оригинале. Руфин переводил «О началах» как раз в то время, когда среди богословов начали возникать серьезные сомнения в православности многих взглядов Оригена, поэтому его переводу нельзя доверять полностью: Руфин многое смягчал, а местами заведомо искажал мысль своего учителя. «О началах» состоит из четырех частей: в первой излагается учение о Боге, во второй — космология (учение об устройстве мира), в третьей — антропология, в четвертой — христианское откровение (философия св. Писания, принципы экзегетики и т.д.).

Учение о св. Троице Ориген излагает в трактате «Диалог с Гераклитом» — сочинении столь двусмысленном, что во время арианского спора на него будут ссылаться как еретики, так и православные отцы, сторонники Никейского собора.

К духовным сочинениям Оригена можно отнести трактат «О молитве» и «Комментарий на молитву Господню». Классическое сочинение «О молитве» стало особенно популярным в монашеской среде. В нем обсуждаются пути к единству с Богом, описываемые в неоплатонических категориях как возвращение души к Богу.

  1. Сущность философии Оригена

В философской системе Оригена христианская истина впитала в себя черты александрийского неоплатонизма. Идеалом философской системы является монизм: достижение единства между Богом и миром. Средством же был градуализм: введение опосредованных ступеней и прежде всего Логоса. Оригенизм был равнозначным явлением по сравнению с филонизмом: то, чем для иудеев была система Филона, а для греков — философская система Плотина, тем для христиан была философская система Оригена. Христианская философия, построенная по александрийской схеме и, возможно, наименьшим образом от нее отличающаяся,- это и есть оригенизм.

В частности, концепцию Оригена формировали: теория христианства — как знания; Бога — как неизменного и непознаваемого бытия; Христа — как Божественного Логоса и как творца мира; мира — как вечного; души — только в случае падения соединенной с телом; зла — как отвращения от Бога; истории мира — как падения и обращения духов, спасения, получаемого посредством познания; конца истории — как апокатастаза. При целостном принципиальном неоплатонизме этой философской системы в ней проявились, однако, собственно христианские черты: так, например, вопреки античному универсализму, формировалось более индивидуальное понимание мира, а вопреки детерминизму — убеждение в свободе духа.

Взгляды.

1. Логос. Ориген обосновал соответствие откровения, на которое опирается вера, разуму, на который опирается знание, соответствие учения об откровении христиан с учением о разуме греков. Исходя из этого принципа и используя греческие связи, он построил здание христианского знания. Христианские принципы достаточно просто соотносились с тем религиозно окрашенным взглядом на мир, который был распространен среди александрийских греков III в. Но был один пункт, который разделял Писание и философию: это учение о приходе в мир Богачеловек а. Если бы не это обстоятельство, христианская философия могла бы воспринять систему варваров или александрийских иудеев, неопифагорейцев или Филона. Между тем, оперирующий только самими абстракциями александрийский идеализм должен был быть приспособленным к этому факту, содержащемуся в Библии.

С помощью какого понятия философия, для которой Бог и человек были острым противоречием, могла воспринять Богачеловека? Для этой цели подходило только одно понятие — понятие Логоса, которое в греческих и иудейских спекуляциях являлось опосредующим звеном между Богом и человеком. Концепция Логоса, введенная в христианское учение для обоснования Богачеловека, вместе с тем использовалась для разрешения метафизических проблем, прежде всего отношения Бога к миру. Уже у некоторых апологетов возвышенное понимание Бога склоняло их к отрицанию того, что Бог является творцом мира, поскольку совершенная причина не может иметь несовершенных следствий. По примеру нехристианских александрийских философских систем, в соответствии с которыми мир с помощью Логоса выделился из Бога, Логос ив христианских философских системах стал п осредником в творении: не БогОтец, а СынЛогос является непосредственным творцом мира. Таким образом, эта философская система не многим отличалась от варварских александрийских философских систем и гностицизма; Христос оказался включенным в иерархическую систему как одна из гипостаз, как этап в выделении мира из Бога. Он стал пониматься как Бог, однако не первичный, поскольку может стать телесным и войти в изменяющийся мир, в то время как БогОтец остается неизменным и внемировым бытием.

В соответствии с этими метафизическими спекуляциями на второй план отошла жизнь Христа, которая составляла их исходный смысл; сотериологическая роль Христа была замещена космологической, из спасителя мира он превратился в его метафизический элемент. В этом переосмыслении факта Евангелия в метафизическую спекуляцию принимали участие многие из христианских писателей, но больше всего — Ориген.

2. Бог и мир. Философская система Оригена состояла и з трех частей:!) Бог и Его откровение в творении; 2) падение сотворенного и 3) возвращение с помощью Христа к исходному состоянию. Рамки системы, следовательно, были эллинистическими, типично александрийской была схема падения и возвращения, но в эти рамки было включено христианское содержание — искупление с помощью Христа.

1) Бог, в концепции Оригена, был далеким и абстрактным, высшим из всего того, что известно, и поэтому непонятным по своей сущности и познаваемым лишь через отрицание и опосредование, в противоположность обыденным вещам, которые разнородны, изменяемы, конечны и материальны. Бог же является единым, неизменным, бесконечным, нематериальным. К этим повсеместно признанным среди александрийских философов характеристикам Бога Ориген добавил другие, собственно говоря, христианские качества: Бог есть доброта и любовь.

2) Христос-Логос является для Оригена гипостазой бытия, «вторым богом» и первой ступенью в процессе перехода от Бога к миру, от единства к множеству, от совершенства к несовершенству. Христос Логос выделился из Бога, и, в свою очередь, из него выделился мир; он является творцом мира. В этой спекулятивной теории Логоса содержится наиболее возбуждающая интерес точка зрения оригенизма — особая христианская вера сведена здесь к обобщенной концепции эллинистических философов. Однако оригеновская концепция Логоса обладала собственно христианскими чертами: в соответствии с ними Логос был не только творцом мира, но и его спасителем.

3) Мир появился целиком из Бога. Не только
души, которые являются его наиболее совершенной частью, но даже и материя (вопреки гностикам) является божественным творением, следовательно, он был сотворен из ничего. Однако, будучи сотворенным,- по идее греческой философии,- он вечен ив силу этого не имеет начала, так же как и Бог. Либо — таким образом Ориген аргументировал вечность мира — с тех пор как существует Бог, должно существовать и поле его деятельности. Мир является вечным, но не вечен ни один из его видов: тот определенный мир, в котором мы живем, когда-то появился и когда-нибудь погибнет для того, чтобы уступить место новому. Наш мир отличается от всех других миров, поскольку только в нем Логос становится человеком.

3. Падение и спасение душ. Души появились вместе с материальным миром и сотворены от века. Они не только бессмертны, но и вечны; они имеют, по представлениям Платона, преэкзистенцию. Чертой сотворенных душ является свобода. В то же время добро не присуще их природе: исходя из своей свободы они могут быть использованы как для добра, так и для зла. Природа всех душ одинакова, если одна из них является высшей, то другие -низшими, если есть между ними добро и зло, то это следствие их свободы: одни используют ее, чтобы пойти за Богом, другие — нет; в целом же, ангелы пошли за Богом, а люди — против него. Их падение явилось переломным моментом в истории мира, поскольку Бог принизил души и, принижая, соединил их с материей. В любом случае сила Бога преобладает над материей и злом, и с помощью Логоса все души будут спасены. После отлучения от Бога наступил второй период в истории мира: возвращение к Богу, поскольку зло в конечном счете только негативно и только отвращает от Бога, от совершенства и полноты бытия; чтобы этого избежать, необходимо души обратить к Богу. Путь обращения идет через познание; в этом выражался греческий интеллектуализм, который был отражен Оригеном. По его мнению, познание содержится в христианском учении. По аналогии с варварскими александрийскими системами, Ориген утверждал, что концом истории мира будет апокатастаз, или всемирный поворот к первичному источнику, к Богу. Эта перспектива поворота к совершенству и счастью придавала системе Оригена определенный оптимизм.

4. Оппозиция против оригенизма и его влияние

Эта философская система также оказалась несоответствующей усилиям христианского учения. Апологеты нашли решения для отдельных проблем христианской философии, но соединение проблем в философскую систему, на что решился Ориген, уводило в сторону от правоверного учения. Представители церковной традиции были вынуждены выступить против учения Оригена. Первым его осудил епископ Теофил в Египте; этот факт впоследствии сыграл значительную роль в истории теологии и христианской философии. Наиболее решительным и деятельным противником оригенизма проявил себя епископ Мефодий. Он отрицал вечность мира, преэкзистенцию душ, естественное равенство всех духов, спекулятивную теорию падения человека, трактовку тела как узилища души. В Риме взгляды Оригена были осуждены в 399 г. В завершение всего V Собор подтвердил его отрешение.

Несмотря на это, влияние Оригена было очень сильным. Все более поздние системы греческой патристики находились в общей конструктивной зависимости от его воззрений, хотя и высказывали гетеродоксальные взгляды. Прежде всего к последователям Оригена принадлежали Отцыкаппадокийцы. Он был образцом в стремлении к системе и в согласовании христианской истины с выводами философии. Все то, что в более поздней христианской философии было неоплатонизмом, явилось только разновидностью взглядов Оригена.

Церковная традиция, которая отвергла доктрину Оригена, вынуждена была создать другую, чтобы ее заместить. Речь прежде всего шла о принципиальном для христианства учении о Христе, Его божественности и человечности. В христологических идеях в первые века не было недостатка: существовал адаптационистский взгляд, в соответствии с которым Христос не был Богом, а был только человеком, которого Бог усыновил; имел место модалист. ский взгляд, по которому Христос был не отдельной личностью, а лишь проявлением единого Бога; докетический взгляд, в соответствии с которым Христос реально не существовал и как человек он был только явлением. Этим взглядам давалось философское обоснование. Например, адаптациане ссылались на Аристотеля, а медалисты — на стоиков и их номиналистские теории.

Над всеми этими идеями верх взяла эллинистическая теория платоновского типа. Она пользовалась понятием Логоса, модифицируя теорию Оригена, но строилась по той же схеме, на тех же самых основаниях, что и у него; она отбрасывала субординационизм Оригена, а это означало понимание Христа как подчиненного, более низкого по статусу, чем БогОтец. Удовлетворительную формулу нашел Тертуллиан: Бог и Христос являются двумя разными особами (гипостазами), но единой субстанцией. Первая часть этой формулы соответствовала взглядам Оригена, вторая — отличалась от них. Церковь приняла решение Тертуллиана, заменив единую формулу бинарной через тройственную. Она установила догмат Святой Троицы. С помощью этого решения христология и всё церковное учение не порвали с принципиальными устремлениями Оригена, а, напротив, разделили их; Церковь стояла на позициях эллинистической философии — с одним, но принципиальным ограничением: гомоузией, или сосубстанциональностью божественных особ. Гомоузия была результатом философских ожиданий, но для человеческого ума оставалась чем-то непонятным.

Аналогично была решена вторая равнозначная проблема: отношение Богачеловека не только к божественной природе, но и к человеческой. Ириней указал путь решения, и нашел соответствующую формулу, выведенную с учетом юридической казуистики Тертуллиана, благодаря ему появилось учение о «двух природах» Христа. То, что Христос является одновременно Богом и человеком, что в одной особе действительно связывается божество и реальный человек, стало предметом веры, обязывающим христиан принять и другие догматы, такие как единство Бога, единство Бога и Творца, творение из ничего, появление зла из свободы, спасение с помощью Христа, воскрешение всего целостного человека.

Намерения Оригена были выполнены, хотя и не в том виде, который он им придал. Над верой Евангелия появилась спекулятивная надстройка. В ней сотериологическая точка зрения отошла на второй план, философские проблемы взяли верх над всеми остальными: прежде всего проблема познания над проблемой спасения, а философские абстракции над конкретными идеями Библии. Боялись того, что факты, которые давало Евангелие, будут переведены в символы, что Бог, понятый как истинное бытие и причина мира, заслонит собой Спасителя. Тогда могло случиться то, что христианское учение явилось бы лишь одной из разновидностей античного идеализма. Этому помешало особое моральное учение христианства, а также таинство Христа, заключенное в учении о гомоузии. Собственно и таинство, опирающееся в объяснении на помощь старой чисто рациональной философии, требовало и привело к созданию особой христианской философии.

Заключение

Признавая в Оригене одного из величайших богословов всех времен, повлиявшего на все дальнейшее развитие христианской мысли, нужно сказать, что и он на этом поприще преуспел не вполне — его учение во многих пунктах отклонилось от основного смысла христианского откровения. Кроме того, в более поздние времена «оригенизм» дал начало многим другим разнообразным течениям, не совместимым с православием. Но тем не менее трудно переоценить величие личности Оригена — и как замечательного христианского мыслителя, и — как просто привлекательного человека.

Список литературы

1. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005.

2. Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2005.

3. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М., 1997.

5. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 2007.

6. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов на Дону, 2003.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *