Орксэ 4 класс, что это?

ГБОУ Школа № 1592 имени Героя РФ Е.Н.Чернышева

Конспект урока

ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема «Премудрости этикета»

4 класс

УЧИТЕЛЬ: Абрамова Н.Н.

2018-2019 учебный год

Тема урока: Премудрости этикета

Цели и задачи урока:

1. Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете, о правилах этикета. Формирование у школьников мотивации к осознанному

нравственному поведению.

2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять поступки людей, которые соответствуют и не соответствуют нормам морали. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: карточки, учебник

Методы и технологии обучения:

*деятельный метод;

*проблемный диалог;

*исследовательская деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

*самостоятельный поиск информации;

*групповое решение проблемы;

*ролевая игра;

*беседа;

* комментированное и выборочное чтение;

* устное высказывание на тему;

* работа с иллюстративным материалом;

*участие в учебном диалоге.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.Повторение правил общения

2.Что такое дружба?(это отношения, основанные на равенстве, искренности, правде)

3. Актуализация знаний

*работа с пословицами (пословицы написаны на доске).

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

У Сидора обычай, у Карпа свой.

Не дорог подарок, дорога любовь.

-Объясните смысл пословиц. О чём эти пословицы? Чему будем учиться на уроке?

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки

зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в

ущерб интересам других людей. (эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим

людям.(порок)

5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

(добродетель)

6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при

распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Э Г О И З М

П О Р О К

Д О Б Р О Д Е Т Е Л Ь

С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь

Целеполагание.

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

 А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в

нашей жизни.

4. Самоопределение к деятельности (на доске карточка со знаком вопроса)

— На карточке записано слово, которое обозначает тему нашего урока.

«Общение»

— Дайте определение человеку, который при общении соблюдает правила хорошего тона? Какой это человек?

— Кто догадался, как одним словом можно назвать все правила хорошего поведения?

*введение понятия «этикет»

-Все правила хорошего поведения называются одним словом — этикет (переворачивается табличка).

*беседа об этикете.

-С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные

правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-

жалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном

обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — …угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.

*работа в тетради.

-Запишите определение слова «этикет».

*работа по учебнику, стр.56.

-Историю возникновения этого слова найдите и прочитайте в учебнике.

*беседа о разных видах этикета.

-Образцы поведения вырабатывались многие сотни лет. И каждый воспитанный человек знает, как вести себя вежливо в различных ситуациях. Существует речевой этикет, школьный этикет, этикет в общественных местах, деловой этикет, дипломатический этикет, этикет для дома и т.д. В этикете много правил. Но главное, не только знать правила этикета, а их соблюдать. Давайте рассмотрим некоторые из них.

5. Физкультминутка

6. Закрепление знаний. Работа по учебнику(стр.30-31)

— Найдите ответ на вопрос: какова основа у всех правил этикета (здравый смысл и уважение к другим людям) и поясните, что это значит, полагаясь на прочитанный материал.

7.Обобщение и систематизация знаний

По вопросам учебника стр.32 «Вопросы для размышления»

8. Подведение итогов.

-Что такое этикет?

-Какие правила этикета запомнили?

-Нужны ли сейчас знания этих правил?

9. Домашнее задание.

1) Задания учебника (стр.30-33)

2) Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)

10.Рефлексия.

* игра «Найди ошибку»

Послушайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и хлопком в ладоши покажите, если вы с чем-то не согласны.

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста”, «спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся! Руки

вверх!”

— С чем вы не согласны?

*высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Существуют разные виды отношений к высшей силе, к награде и наказанию, к участию в этом человека и его свободе выбора. Но суть в том, что религиозный человек учитывает существование высшей силы, высшего замысла, программы, цели творения. Таким образом, центром творения уже является не человек, а высшая сила, Творец.

Поскольку человек верит, что все устраивает и организовывает Творец, реагируя на его поведение, ему приходится все время соотносить свою жизнь с высшей силой. То есть он считает себя зависящим не от законов слепой природы, а от высшей воли. И потому можно молиться высшему, просить, стыдиться, раскаиваться в своих прошлых поступках.

Вокруг этого возникло множество разных религий и верований, когда-либо существовавших и исчезнувших, или живущих по сей день. Религия оказала очень большое влияние на мир и на человечество. Все последние две тысячи лет человечество развивалось под влиянием религии – сначала после крушения Второго Храма возник иудаизм, а потом из него вышло христианство и ислам.

Все эти религии борются между собой, и между ними существуют очень сложные отношения. И внутри каждой религии насчитывается множество течений: католики, протестанты, православные в христианстве, шииты, сунниты в исламе, и множество течений в иудаизме.

Каждая синагога в Израиле чем-то отличается от остальных. Не говоря уже о конфликте между светскими и религиозными, которые не способны организовать свою жизнь так, чтобы не мешать друг другу, а желают навязать другим свой взгляд на жизнь.

Я не хочу судить, кто из них прав, а кто виноват. Но такой конфликт существует только в Израиле. Например, в США или в Европе нет противостояния между религиозными людьми и светскими. Если ты еврей, никого не волнует, каждый ли день ты ходишь в синагогу, по субботам или только по большим праздникам.

Евреи за границей чувствуют себя относящимися к одному народу. В Израиле же происходит конфликт, потому что религия не отделена от государства и вовлечена в борьбу за власть. А потому она попадает в зону общего интереса, где сталкиваются наши желания. С годами этот конфликт все больше усиливается, ведь каждый считает, что противоположная сторона желает урвать себе ее кусок.

Это противостояние в обществе набирает все большую силу, приводя к такой ненависти и разобщению, каких еще никогда не существовало в народе Израиля. И я не думаю, что это результат различного подхода к миру. Это просто борьба за власть в нашей жизни – желание одних управлять другими и государством, чтобы оно служило именно их интересам, будь то религиозная община или светская.

Борьба идет за государство, за власть, за государственную казну и ее использование для собственного блага.

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект урока по ОРКСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

Тема: «Заповеди – нравственные законы»

4 класс

Автор разработки:

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2016

Тема: «Заповеди – нравственные законы».

4 класс

Цели:

— познакомить учащихся с древнейшим нравственным законом, изложенным в заповедях;

— дать представление об одной из мировых религий – иудаизме;

— расширить представление о религиозных культурах и общемировом наследии.

Мотивация.

— Послушайте стихотворение и подумайте, о каком понятии идёт речь?

Друзья, отгадайте, о чём разговор,

Когда мы выносим себе приговор?

Что ночью порой не даёт нам уснуть?

«Иди, расскажи! – может твёрдо шепнуть.

Просто, друзья, детективная повесть!

Так что это? Это, конечно же… (совесть)

Актуализация.

— Что такое совесть?

Совесть – умение человека управлять своим поведением, контролировать его, требовать от самого себя выполнения нравственных обязанностей. Это и умение давать оценку своим поступкам. Совесть проявляется в глубоких переживаниях человека, это его внутренний голос.

У кого-то совесть чуткая, у кого-то — не очень. Чтобы у людей

было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в

своих поступках и намерениях, необходимо знать и соблюдать нравственные законы. Это актуально особенно сейчас, когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к древнейшему нравственному закону, изложенному в десяти заповедях.

— На странице 147 учебника, рассмотрите картину Ф. де Шампеня и иллюстрацию, на которой представлено произведение великого итальянского скульптора Микеланджело.

— Что вы можете сказать про изображённого человека?

— Как вы думаете, кто он, что держит в руках?

— Видно ли по этому изображению, что перед нами – вождь и законоучитель народа?

— Как иначе его можно назвать? Моисей – пророк и законодатель, основоположник иудаизма, согласно Библии, получил от Бога 10 заповедей. — Сформулируйте тему урока: «Заповеди – нравственные законы»

— Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагаю работать по плану:

1.Поработать со словарём и выяснить значение новых понятий.

2.Познакомиться с историей жизни пророка Моисея.

3. Поработать в группах и выяснить смысл заповедей.

4.Прочитать текст учебника и выяснить основное предписание иудаизма.

Реализация плана.

— Итак, приступаем к реализации плана.

— Найдите в словаре значения слов «пророк», «иудаизм», «заповедь», кратко сформулируйте определения, которые запишем в тетрадь.

Пророк — это посредник в общении между Богом и людьми, призванный наставлять людей на путь истинный.

Заповедь – повеление, данное Богом человеку и имеющее характер предписания или запрета.

Иудаизм – самая древняя из трёх основных религий, признающих существование единого Бога-Творца.

— Познакомимся с историей жизни пророка Моисея.

Маленький еврейский мальчик Моисей родился в Египте в семье рабыни. По приказу фараона он чуть было не был убит, но его спасла и воспитала добрая дочь египетского царя.

Моисей бежал из Египта на Синайский полуостров и стал скотоводом. Однажды у подножия горы Синай он увидел необыкновенный куст, который полыхал огнем, но не сгорал. Из пламени с ним заговорил Бог. Он повелел Моисею вернуться в Египет и вывести оттуда всех евреев.

Под предводительством Моисея евреи покинули Египет. Их преследовали египетские войска. И тогда по велению Бога, волны Красного моря расступились перед евреями, и они смогли спастись, перейдя по дну моря на другой берег.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк

Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на

дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Сорок дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Все заповеди, данные в древности Богом еврейскому народу через пророка Моисея, записаны в Торе – священной книге иудеев (евреев). Евреи называют их «Моисеевым законом»

— Самостоятельно прочитайте притчу о Моисее (с.150-151)

— Объясните, как вы поняли смысл притчи.

(Пророк показал людям, что силой воли человек способен преодолеть собственные пороки, пустые желания, суету).

— Поработаем в группах и обсудим некоторые из десяти заповедей. Представитель от каждой группы зачитывает название заповеди и доносит до остальных учеников её смысл. Текст учитель раздаёт для членов группы.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные заповеди касаются отношений людей между собой. Познакомимся с некоторыми из них.

  1. Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь: «Чти отца своего и мать свою». Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, воспитание. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным.

Неужели за этот величайший дар родители не достойны нашего уважения («почитания»)? Почитание это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. Непослушание, неуважение, пренебрежение родителями всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.

  1. О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий». Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого (насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть – сродни убийству, поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстрее заглушить в своём сердце злобу и примириться с ним. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

— А как поступить по отношению к тем людям, которые тебя обидели?

— Ответить обидой на обиду, отомстить?

Но зло вызывает лишь ответное зло. Прощение лучше мщения. Необходимо учиться побеждать свой гнев, быть снисходительными к своим врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.

— А если человек намеренно вредит своему здоровью (пьет, курит), считается ли это нарушением Заповеди «Не убий», как вы думаете?

  1. Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй». Это значит – не лги, не говори зла о друге и недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы оговорить кого-либо или скрыть свои проступки. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать, чтобы обмануть, солгать для собственной пользы. Не надо спешить осуждать другого человека. А какое несчастье могут принести человеку легкомысленные, насмешливые, невоздержанные слова! Нашу жизнь не должны засорять грубые, бранные слова и пустословие.

Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана.

Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»;

«Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос

предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы,

и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую

ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием

о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

— Ребята, а подслушивание, подсматривание, чтение чужих писем, чужой переписки, осуждение одноклассника, насмешка над ним, разглашение чужой тайны, слабости, болезни – как вы думаете, относится ли это к этой заповеди?

4. Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Однако часто бывает так, что мы попросим почитать книгу и не вернём её, найдём утерянное кем-то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут, потихоньку берём то, что никем не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

Тот, кто крадет — готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его.

5. «Не завидуй». Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед.

Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина — но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть — в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была.

Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше — мы знаем. Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше другого человека, возносить себя, хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, гордыней.

— А радоваться несчастью своего одноклассника, любого ближнего, соседа, например – относится ли к этой заповеди? — Ребята, а не добросовестная учеба, работа, нанесение вреда имуществу близких людей, школы – относится ли к этой заповеди, как вы думаете?

6. «Не прелюбодействуй». Будь верным, свято храни свою семью, не предавай, береги её, не переступай через любовь. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Соблюдение этой заповеди – залог сохранения семьи.

Самостоятельная работа.

— Поработайте с текстом учебника на странице152 и выясните основное предписание иудеев.

Вывод:

— Благотворительность в иудаизме – обязанность каждого. Она по своей важности равна всем остальным заповедям вместе взятым. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать тому, кто живёт хуже.

Включение в систему знаний.

— Прочитайте рубрику «Ларчик мудрости» и объясните, как вы понимаете слова великого еврейского мудреца Гилеля.

Вывод:

— Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти слова называют «золотым правилом нравственности». В них заключён главный смысл взаимоотношений людей.

Рефлексия.

1.Что ты узнал о Моисее. Почему его называют одним из великих учителей человечества?

2. Какие из десяти заповедей ты запомнил. Что они запрещают и к чему обязывают?

3. Расскажи, за что, в представлении иудеев, человек несёт ответственность.

Домашнее задание:

1.Выучить 10 заповедей.

2. Расставить заповеди по степени важности для вашей семьи (самые важные на первое место, менее важные на второе и т.д.)

Литература.

В апреле-мае школьники будут изучать Православие и другие традиционные религии в рамках экспериментального курса «Основы духовных культур и светской этики». В ближайшие два месяца четвероклассникам в 19 регионах России будет прочитана первая половина курса, а в первой четверти следующего учебного года вторая. Специально для нового курса и в соответствии с требованиями Министерства образования России протодиакон Андрей Кураев написал учебник по основам православной культуры. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Редакционный совет по созданию учебника и дал высокую оценку новому учебнику по ОПК. С автором нового учебника беседует ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин.

— Отец Андрей, как автор вы довольны новым учебником?

— Я еще не разрешаю себе быть довольным — хочу услышать мнение учителей, которые будут с ним работать. Причем разных учителей: и православных, уже имеющих опыт работы преподавания Православия по другим программам, и людей нецерковных, для которых это будет первое прикосновение к православной культуре. Только услышав от них отзывы, а также, по возможности, отзывы родителей и самих детей, можно будет ставить оценку своему труду. Пока, мне кажется, несмотря на цензурные сокращения, в целом учебник состоялся как нечто живое, а не «музейное». С помощью нашего учебника удалось преодолеть стереотип «культурного наследия Православия». Когда я слышу такое словосочетание на светских конференциях, я всегда спрашиваю: «Извините, какое наследие? Наследие возникает, когда наследодатель помер. А Православие, слава Богу, живо».

Нам было важно избежать историоцентричности, погружения ребенка куда-то в прошлое. Я надеюсь, что по крайней мере для родителей и педагогов через этот учебник мир Православия станет более понятен. Смогут ли учителя и родители это свое понимание донести до детей, это непростой вопрос. Пока я воздержусь от ответа на него. Если взглянуть на эту книжку глазами взрослого человека, мне кажется, она интересная. Как это будет восприниматься в классе, я еще не знаю.

— Первый тираж учебника по основам православной культуры — 82 тысячи. Как вы думаете, в какой мере это закрывает потребности школы?

— Учебник показывают по телевизору, о нем ведутся дискуссии, но его никто не может взять в руки. Несколько дней назад в моем присутствии губернатор Пензенской области попросил своего министра образования: «Дайте мне учебник». Ему отвечают: «Нет, не дадим».

— С чем это связано?

— Учебник напечатали строго в соответствии с заказами школ. Регионы написали, что столько-то таких учебников нужно для такого-то района, и ровно столько они и получают. Если в вашей школе никто не выбрал ОПК, то учебник поступит в одном экземпляре для учителя.

Поскольку в Пензенской области, по мнению Министерства образования Российской Федерации, никто не заказал ОПК, то и учебники поступили только для учителей. Сколько там есть учителей — две сотни — вот две сотни они и получили в комплекте.
Эта ситуация очень затрудняет возможность изменить выбор предмета, потому что родители не могут полистать разные учебники. Если бы эти учебники стояли на полках в книжных магазинах или в церковных лавках, можно было бы с ними познакомиться и сориентироваться. Тем более это было бы важно для родителей будущих четвероклашек, у которых есть еще несколько месяцев для принятия решения.

Но похоже, что такое развитие событий почему-то не устраивает Министерство образования. Достаточно сказать, что недавно заместитель министра образования Исаак Иосифович Калина по телевизору заявил, что это хорошо, что родители не видели учебника, иначе это осложнило об их выбор. Признаюсь, мне такая логика не понятна. Почему знакомство с учебником должно осложнить выбор родителей, может быть понятно только в одном случае: если есть определенное задание и нужна какая-то определенная процентная норма. И упаси Господь, если православные за эту норму выйдут. Вот это, видимо, и «осложняет» ситуацию. Но если бы это было честно оговорено министерством, тогда были бы понятны правила честной игры. А здесь происходит что-то странное.

Вот у меня перед глазами письмо. Пишет учительница: «Если бы к нам пришли учебники, мы бы пробили чиновничью стену, а так у них есть весомый аргумент: какие учебники есть, по таким и ведите!». Другими словами, недостаточный тираж учебников сегодня является главным аргументом чиновников, для того чтобы не допускать пересмотра выбора, якобы сделанного родителями.

Есть и еще один аргумент за дополнительный тираж учебника. Немало школ — как светских, так и православных, — в самых разных регионах готово ввести этот курс самостоятельно, не ожидая денег из федерального бюджета. Они готовы добровольно присоединиться к эксперименту, но им нужны учебники. Скажем, Республика Хакасия. Школы готовы сами присоединиться, но у них нет учебника. Они не могут нигде на рынке их купить. Даже за счет родителей, за счет школы, за счет республиканского бюджета. Не могут! И, кроме того, сами по себе эти учебники — по крайней мере, четыре конфессиональных учебника — могут стать украшением любой библиотеки.

— Это интересное замечание. Вам удалось прочитать все учебники?

— Да, я читал их все. Несмотря на то, что я профессиональный религиовед, я из этих учебников узнал для себя кое-что новое и интересное. Учебники написаны хорошо, доступно, с любовью. И как раз на том уровне, который будет понятен современному взрослому человеку. То есть, как ни странно, эти учебники могут стать бестселлером во взрослой аудитории. Потому что до сих пор у нас подобные книжки или слишком сложные писались, или слишком холодные. А здесь это не вузовский учебник, конечно, это краткая презентация для детей, но в то же время там освещаются такие вещи, которые будут интересны и для взрослого читателя. Причем не только для конфессионально ориентированного.

— Что можно сказать про учебник светской этики?

— Об учебниках светской этики и истории религий надо говорить отдельно. Есть четыре конфессиональных учебника — и это одно, есть два подчеркнуто светских курса — и это совсем другое. Но даже между собой два светских учебника сильно отличаются. Учебник истории религий сделан более или менее добротно: в нем нет откровенных ляпов, достаточно корректное изложение материала. Но совершенно не понятно, зачем он сделан? Очень холодный, очень отстраненный стиль, а главное — избран странный ракурс. Он не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов — философов, религиоведов, культурологов… Но зачем давать десятилетнему ребенку избыточную информацию о далеких религиозных мирах, если он сам об этом не просил? Ребенок может спросить, что происходит в храме на соседней улице; но костромскому ребенку совершенно незачем рассказывать, во что верят китайцы. Я считаю, что этот модуль сознательно вставлен для того, чтобы как можно больше детей отвлечь от конфессиональных культур. Именно отвлечь. У этого модуля чисто негативная нагрузка, и, кстати, воспитующего начала там тоже нет.

У курса светской этики есть воспитующее начало, и на 99 процентов оно доброе. Но это самый неудачный из всех учебников. У одного из разработчиков эксперимента журналисты в приватной беседе спросили: «Скажите, если бы этот учебник был издан 30 лет назад, какое название он носил бы?» Чиновник честно ответил: «Марксистско-ленинская этика». Это абсолютно справедливо! Только теперь это еще хуже, чем марксистско-ленинская этика. Потому что даже в учебниках советской этики никогда не обходилось без ссылок на имена Моисея, Будды, Христа, Златоуста, Августина. Этот же учебник абсолютно «стерилен». В нем множество ссылок на имена классиков, есть Демокрит, Аристотель, Кант, Гегель, но почему-то нет именно этих имен, которые всегда считались именами первой величины в истории нравственной мысли. Кроме того, издан учебник без упоминания автора. Даже сам автор отрекся от своего детища. Учебник не по возрасту. Кроме того, он очень скучный, не детский, и в нем есть очень серьезные ляпы. Например, авторы пишут: «В ходе исторического процесса менялись представления о добре и зле». Ну как детям можно такие вещи сообщать?! Во-первых, это исторически не так, потому что базовые ценности не менялись. Всегда забота о малышах или о старших, о стариках считалась нормой. Менялись лишь рамки — кого я считаю своим ближним. Ответ на этот вопрос менялся. Но то, что надо жить альтруистически, всегда считалось нормой. Между прочим, тремя страницами выше в этом же учебнике утверждается: «Всегда, во все времена осуждались трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие». Я не понял: или всегда, во все времена были нравственные константы, или их не было. Получается, учебник противоречит сам себе.

Есть и чудовищные фразы: «В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суд, милиция».

Совершенно неуместно в рамках нашего эксперимента выглядит вопрос, который ставится на одном из уроков: вспомните «Сказку о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина и скажите, кто из главных героев добродетелен, а кто порочен.

Мы, русские люди, готовы критично говорить о своей истории, но мы возмутимся, если те же самые слова про нас скажет иностранец. Так же и со сказкой Пушкина, которая была рождена в православной стране, в православной культуре. Она звучала для людей, которые знали попов самых разных, святых и грешных, видели их в реальной жизни. В той культуре пушкинская ирония по поводу попа могла звучать именно потому, что все люди именно духовенство считали носителями высших идеалов.

Потрясающий вопрос на 45-й странице светского учебника: «Было ли вам когда-нибудь стыдно, и по какому поводу?» Это неуместная и даже кощунственная претензия на исповедь, понуждение ребенка к публичной исповеди. Какое авторы учебника имеют на это право?

Но апофеоз атеистического, простите, маразма — последний абзац этого учебника: «Жизнь человека имеет особую ценность. Именно люди могут строить города, выводить новые сорта растений и новые породы животных, создавать машины, шить одежду и т.п. Все это заставляет ценить жизнь любого человека» (с. 61). То есть вот он, смысл жизни человека! И тут же — фотографии. Последняя фотография в учебнике — фотография пограничника. Светская этика кончается вот этим. Если бы мне поставили задачу: напиши учебник, компрометирующий атеистов, от имени самого атеиста, я бы не мог лучше справиться с такой диверсионной задачей.

— Какие дополнительные пособия предлагает министерство учителям? Эти пособия готовились исключительно методистами министерства?

— Пособие для учителя — это свежая версия настольной книги для атеиста советских времен. Стоит обратить внимание, что в этой книге среди авторов есть магистр богословия «пятидесятников», ректор адвентистской академии, ректор баптистской семинарии, два католика, есть старовер, но нет ни одного православного автора. И не понятно: зачем такого рода книга, которая подробно рассказывает о тех религиях, которых нет в нашем курсе.

Рассказ о Православии здесь крайне скучный. Более того, этот рассказ никак не раскрывает тех аспектов Православия, о которых идет речь в учебнике. Книга не дает учителю необходимого дополнительного материала. Например, учебник делает акцент на милосердии, а книга для учителя рассказывает об истории Вселенских Соборов.

Методичку, которая издана для учителей-тьюторов, призванных готовить учителей в регионах, иначе как отпиской не назовешь. Нет даже попытки помочь учителю сориентироваться в новом материале. Согласитесь, если курс культурологический, то как можно обойтись без ссылок на книги Лихачева и Аверинцева? А там даже не упомянут двухтомник «Мифы народов мира», хотя все это — классика для культурологического разговора о религиозной жизни.

— Другими словами, методическое обеспечение плохое?

— Его просто нет. Кроме безумного качества методичек, удивляет, что учебники не были разосланы по регионам хотя бы за два месяца до начала эксперимента. Я понимаю, что сотрудники издательства и типографии совершили подвиг. Они в очень короткие сроки подготовили книги и издали их. Но в эпоху Интернета можно было бы за два месяца до выхода книги разослать учителям пусть не макет, но хотя бы текстовый вариант, чтобы они могли войти в тему, понять, что им предстоит. Даже этого сделано не было.

— Вы много общались с педагогами, с теми, кто преподает и не занимает чиновничьих должностей. Какое у них отношение к новому курсу?

— У педагогов еще нет своего отношения. Они учебников еще не видели, не вчитывались в них, поэтому я не знаю их реакции даже на собственный учебник. Конечно, они находятся в состоянии растерянности. Им толком, внятно ничего не объяснили. Их пока просто запугали: вы за все отвечаете, вы должны не допускать ни конфликта, ни миссионерства. Их инструктаж идет скорее в режиме «не»: этого не должно быть, и того — тоже не должно… А что должно быть? К тому же, у них профессиональное недоумение: а с чем мы будем работать? Ладно, для детей учебник написали, а мы? Откуда мы возьмем большую информацию по темам, которые затрагиваются в этом учебнике? И здесь тоже тишина.

Я думаю, что за истекшие полгода группа разработчиков нового учебного курса доказала свою феноменальную работоспособность. С нуля были разработаны и изданы шесть новых учебных пособий, по меньшей мере четыре из них — очень высокого качества. Если министерство призовет нас, авторов, уполномоченных своими конфессиями, для разработки сопровождающей литературы — прежде всего антологий, хрестоматий для детей и для родителей, — то мы с радостью это сделаем. И мы можем это сделать.

Вопрос в том, будет ли такой заказ адресован именно к нам. Или же опять победит более привычный для чиновничьей России стиль имитации бурной деятельности.

«Церковный вестник» № 6 (427), 8.04.2010.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *