Осанна в вышних

«Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!»

Весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря. Надо было встретить со славой невиданного миром Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо.

Народ, бывший в подчинении у римлян, не мог приготовить пышного триумфа, и торжественный вход Господа Иисуса в Иерусалим носил совсем иную печать, чем триумф римских императоров и полководцев. Эта святая печать была за сотни лет предсказана пророком Захарией, так говорившим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9, 9).

Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Господа Иисуса Христа встречали не как царя славы земной, а как духовного Царя. Ему кричали «Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели Спасителя и вождя к высшей славе.

Казалось бы, радостью должно было наполниться сердце Господа Иисуса, а Он, глядя на Иерусалим со спуска горы, плакал, и обильные слезы струились по ланитам Его. Он, Всеведущий Сын Божий, знал, что неверный народ еврейский уже через пять дней будет кричать пред Понтием Пилатом: «Распни, распни Его!»

Пред Его духовными очами развернулась страшная картина тягчайшего наказания, которому подвергнет Отец Его Небесный этот жестоковыйный и неверный народ за убийство Его. Он видел неописуемые ужасы осады и разрушения Иерусалима римскими полководцами Веспасианом и Титом, и в слезах говорил Он: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19, 42–44).

Видано ли было когда-нибудь на свете, чтобы царь, которого торжественно встречал народ, обливался слезами? А ведь Иисуса встречали именно как Царя. Страхом и злобой наполнились сердца врагов Его, и они сказали Иисусу: «Слышишь ли Ты, что кричат Твои ученики? Запрети им». Они не понимали того, что если ученики замолчат, то камни возопиют, как сказал им Иисус…

В благоговении и священном восторге склоним свои головы пред Спасителем и Царем нашим. Не забудем никогда Его слов, обращенных к Иерусалиму: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему». Не забудем и Его священного гнева, сменившего Его слезы, и подумаем, не урок ли это и для нас, среди которых тоже немало жестоковыйных. Разве мало в жизни нашей дней посещения Божьего, которых мы не замечаем и не сознаем, что они служат к миру и спасению нашему?

Многократны и многообразны дни посещения нашего Духом Святым. Когда нужно бывает остановить нас на кривых путях наших, Он останавливает нас тяжелой болезнью, потрясает смертью близких и любимых людей, подвергает бесчестью или разорению имущества; смиряет нашу гордость публичным унижением и оскорблениями. А более близких Ему и достойных Он останавливает даже Своими тихими речами во сне и наяву. Это ли не дни посещения нас Его, служащие к миру и спасению нашему?! И как часто, вместо исправления путей своих, мы ропщем на Бога за эти посещения! Это первый урок для нас.

А второй урок, преподанный Господом изгнанием торжников, состоит в том, что даже в глубокой печали и горьких слезах мы внезапно должны воспламениться гневом, если увидим или услышим поругание святыни. Тогда внезапно печаль наша должна смениться священным гневом и, не думая ни о какой опасности, даже опасности жизни нашей, должны мы смело и без страха встать на защиту святыни. Но часто ли бывает так? Не гораздо ли чаще низкое малодушие овладевает нами, и не смеем мы слова проронить пред дерзкими богохульниками и кощунниками?

Великий день Входа Господня в Иерусалим да напомнит нам Его слезы и священный гнев, да не забудем никогда Его горьких слез и слов, обращенных не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас!

Да поставим целью жизни нашей последование Христу, ибо Сам Он сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12, 26).
Последуем же за Христом, идя чрез тесные врата по узкому пути – и упокоимся там, где сияет вечная слава Святой Троицы. Аминь.

На анонсе картина Вход Господень в Иерусалим. Жан-Леон Жером, 1897 г.

Читайте также другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение)

Осанна

Вход Господень в Иерусалим (русская икона)

Óсанна (арам. ܐܘܫܥܢܐ (у́шано, двусоставное слово) — «спаси же!», греч. ωσαννά, лат. hosanna) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом. По-еврейски слово звучит иначе, как (ивр. ‏הושיעה נא‏‎ хоши́а-на).

Ветхий Завет

Греческий перевод выражения «осанна» встречается в 117-ом псалме: «ω κυριε, σωσον δή» («Господь, спаси!»).

Иудеи восклицают его во время праздничной благодарственной молитвы халель. В завершение осеннего праздника Суккот существует в порядке молитв этих дней молитва о дожде в земле Израиля — «Великое моление» (хошана раба), входящая в сидур и произносимая в седьмой день праздника Суккот.

Новый Завет

В Новом Завете выражение «осанна» встречается при описании входа Господня в Иерусалим:

  • народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:9)
  • И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк. 11:9-10)
  • На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12:12-13)

Выражение «осанна» включено в песнопение Санктус, которое входит в состав евхаристических молитв практически всех древних литургий, как западных, так и восточных. В частности в Русской церкви в песнопении «Милость мира», которое поётся хором во время пресуществления Святых Даров на литургии верных : «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

В вышних

Выражение «в вышних» восходит к еврейскому выражению ивр. ‏ברומים‏‎ (читается «бероми́м», переводится как «в вышних», «в высо́тах», «на высо́тах»), встречающемуся в Ветхом Завете (например, Иов. 16:19, Иов. 25:2, Иов. 32:2, Псал. 148:1). Это выражение, согласно исследователю и толкователю Библии А. П. Лопухину, означает, что возглас обращён к Богу, живущему в вышних — в отличие от самого возгласа «осанна», который являлся чем-то вроде приветствия. Таким образом, «осанна в вышних» — это просьба о спасении, адресованная Господу.

В разговорной речи

В переносном смысле выражение «петь осанну» указывает на чрезмерное, преувеличенное восхваление кого-либо, иногда является намёком на переходящие рамки приличия подхалимство, заискивание.

Литература

  • Осанна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Вход Господень в Иерусалим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гошана Рабба // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Хошана Рабба — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Хошана — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Верба, как предмет богослужения // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Библейский словарь В. П. Вихлянцева.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). М.: Даръ, 2005.

Примечания

  1. греч. осаннá
  2. Иоанна 12.13; Марка 11.9; Матфея 21.9; Псалмы 117.25-26 (синод.); Дидахе 10
  3. Псалом 117.25
  4. А. П. Лопухин. Евангелие от Матфея, Глава 21: Вход Иисуса Христа в Иерусалим (недоступная ссылка). Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 3 марта 2012 года.
  5. игра слов: «осанна» (евр. хошиа-на) и хошеа — один из вариантов еврейского имени «Иисус» (Числа 13.9)

Словари и энциклопедии

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он совершил это чудо. (Ин. 12; 12-18).

«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием, благословен грядый во имя Господне!»Этими словами Святая Православная Церковь приглашает и всех нас, в день праздника Входа Господня во Иерусалим прославить и встретить идущего навстречу нам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это была уже четвертая приближающаяся Пасха, на которую шел Господь в Иерусалим. Но на предыдущие три Христос приходил как частное лицо, и многие иудеи даже не знали, что Он был в городе на празднике. А в этот раз Христос избирает совершенно иное — вход со славой. Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно. Весь Иерусалим пришел в движение (Мф. 21: 10). И не только весь Иерусалим, а вся Иудея, стекающаяся на праздник в этот город, вышла встречать Иисуса. Господь не уклонялся на этот раз от славы и от бурных выражений восторга и почитания. Обыкновенно Он избегал шума и людской молвы и никогда не искал почестей и преклонения народа, так как это было совершенно не нужно для Его дела. Но в этот раз Он не останавливает ликующих восклицаний и, когда взбешенные фарисеи требуют от Него, чтобы Он запретил ученикам песнь славословия, Господь отвечает:Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19: 40). Чем же объясняется столь торжественная встреча Христа Спасителя? А Господь Сам объясняет это, говоря: Пришел час прославиться Сыну Человеческому(Ин. 12: 23).

Что за час, и о каком прославлении говорит Христос? Мы должны обратить внимание, прежде всего, вот на что. Когда римский военачальник (или император) возвращался после победы над неприятелем в Вечный город, он ехал обычно на раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых кровных лошадей; над его головой статуя победы простирала золотой венок; кругом гремела музыка возвращавшихся с ним полков, а впереди вели толпы пленных и несли военную добычу. Как мало похож был на гордую фигуру римского императора смиренный и кроткий Спаситель верхом на маленьком ослике, семенившем по каменным плитам иерусалимской мостовой и странно дисгармонировавшем с тем ореолом славы, которым народное ликование окружало в эту минуту Великого Пророка. На ослах обычно ездили крестьяне в город и, конечно, намеренно приказал Господь Своим ученикам привести Ему осла для торжественного въезда. Верхом на осле, в простом хитоне и плаще, без блестящих воинских доспехов, без победного венка на голове Спаситель казался воплощением мира и кротости. Для каждого непредубежденного взора было ясно, что этот Пророк из Галилеи никогда не будет тем могучим завоевателем, каким воображение народа рисовало себе будущего Мессию. Несомненно, эту мысль и хотел внушить Господь. Его шествие было полно славы и величия. Но это был блеск нравственного величия, а не земного суетного великолепия. Теперь Он снова дает своим последователям наглядный урок того, что Царство Его не царство внешнего великолепия, но Царство чисто духовное, великое своей внутренней красотой и святостью. Но грустен лик Спасителя. Лицо Его не выражает радости и превосходства — Его глаза наполнены слезами. О чем плачет Иисус? Он плачет об Иерусалиме, о тех людях, которые сегодня кричат «осанна», т. е. спасение, а пройдет несколько дней, и эти же люди будут кричать другие слова: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших(Мф. 27: 25). Вот почему плачет Христос, когда въезжает, хотя и со славою, в Иерусалим. Но чем объяснить такое скопление народа? Почему люди в таком количестве вышли навстречу Христу, радостно приветствуя Его и устилая дорогу, по которой Он ехал, своими одеждами и пальмовыми ветвями? А объясняется все это весьма просто. Накануне произошло дивное чудо, которое было совершено Господом в Вифании. Именно там Христос воскресил своего умершего друга Лазаря, который четыре дня уже находился в могиле. Весь Иерусалим и все окрестности в одно мгновение узнали об этом величайшем чуде, и народ с нетерпением и восхищением жаждал увидеть Этого Величайшего Чудотворца.

Как это напоминает нас! Мы тоже, услышав о чем-то необычном, загораемся своим сердцем, искренне стремимся увидеть, услышать, узнать. Страшно, когда мы заблуждаемся, доверяя лжепророкам, но не менее страшно, когда, узнав Христа и признав в Нем истинного Мессию и Спасителя, мы со временем остываем, угасает огонь веры в нашей душе, и мы готовы забыть, предать, присоединившись к тому воплю, который взывал к Пилату: «Возьми и распни Его!» Как слепы были те древние иудеи, так же слепы и мы пред светом любви Христовой! Христос пришел избавить нас от смерти, а мы предаем Его смерти! Кто-то может возразить: «О чем Вы говорите? Разве мы предаем Христа смерти? Это иудеи две тысячи лет назад в Иерусалиме предали Христа, но мы-то живем в другое время. Христос прославлен, Он воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Отца. И мы никак не можем распинать Его сейчас». Думая так, мы глубоко ошибаемся. Потому что и сегодня продолжаем распинать Христа нашими грехами.

Обратите внимание на эти два возгласа, которые вырываются из уст людей: сегодняшний — «осанна» и тот, который мы будем слышать в Великий Четверток и в Великую Пятницу на Страстной седмице. Эти возгласы раздаются и в нашей жизни. Когда мы говорим «осанна»? Тогда, когда наша душа открывается для Бога, когда мы осознаем свою греховность, когда видим свой грех, стремимся принести Богу искреннее покаяние и исправить свою жизнь, выверив ее по Христовым заповедям, направить по пути добродетели. Вот тогда, действительно, в нашей душе звучит «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» — благословен Христос, идущий в мое сердце, в мою душу, в мою жизнь. Я так же готов, Господи, идти Тебе навстречу, готов расстелить пред Тобою одежды своих добродетелей, богоугодных дел, совершаемых мною. Вот тогда — «осанна». Но спросим себя и постараемся нелицеприятно ответить на вопрос: а часто ли в моей жизни раздается этот возглас? Не чаще ли в моей душе раздается «распни Его, распни»? И именно так вопиет моя душа Богу, когда я продолжаю коснеть в своих грехах; когда я продолжаю быть безразличен к состоянию своей души и не интересуюсь, здорова ли она, больна ли, а, может, уже мертва; когда мне безразлично, что совершается вокруг, а заботит лишь собственное видимое благополучие; когда я не вижу находящегося рядом со мной человека, слеп к его нуждам и остаюсь черств, эгоистичен, не желая думать, что кто- то может нуждаться в моем человеческом тепле, моем добром слове, сочувственном взгляде. Одним словом, когда я забываю о своем христианском предназначении, — тогда присоединяюсь к толпе тех иудеев, которые в злобе и ненависти кричали Пилату «распни Его, распни».

Вот какие жизненно важные вопросы ставит перед нами праздник Вход Господень во Иерусалим и призывает нас задуматься над ними накануне Страстной седмицы и крестных страданий нашего Господа, осознать Его любовь, Его величайшую Жертву. Вы только вдумайтесь в безграничность Его любви к человеку! Ради этой любви Он, Господь и Творец, становится подобным нам творением. И не только становится Человеком, но берет Крест и с ним восходит на Голгофу, чтобы распяться там вместе с нашими грехами, искупить грех каждого из живущих, живших и тех, кто будет жить на земле. Этим распятием, этой Жертвой мы освобождаемся от рабства греха и получаем возможность быть подобными Богу по благодати. Вот, как любит нас Господь!

Господь всех призывает следовать за Ним, зовет нас быть соучастниками Его спасительных страданий, чтобы потом разделить радость Его Воскресения. Ведь без сопереживания, без сердечной боли, без духовного соучастия в Страстях Спасителя — не будет глубокой, истинной пасхальной радости.

В Великую Субботу мы придем освятить яйца, пасхи, куличи и прочие пасхальные снеди. Как без этого? — без этого Пасха — не Пасха. А вот давайте спросим самих себя: освятив пасхальные снеди, освятили ли мы свои души? Освятили ли мы себя за этот Великий пост, стали ли лучше, чище? С каким настроением мы будем встречать славное Христово Воскресение? Ведь Христос пришел совершить подвиг ради нашего спасения, а спасаемся ли мы? Пользуемся ли мы плодами этого подвига или все это проходит мимо нас? Не продолжаем ли мы бежать по кругу, увязнув полностью в мирской суете, не находя времени и желания остановиться и оторвать свой взгляд от земли? Может, я иногда и забегу в храм, поставлю свечку, а может, даже и постою на богослужении, но не является ли мой приход чисто формальным? Ведь, если в моем сердце продолжают жить ненависть, зависть, безразличие, гордость, надменность над окружающими, то, значит, я не пользуюсь плодами подвига, который ради меня совершил Господь, моя неочищенная от порока душа не стремится к Богу, и я не использую ту возможность, которая мне дарована. Тогда надеяться на спасение не приходится! И вот сегодня мне бы хотелось, чтобы мы не только взывали к Богу «осанна в вышних», но, вместе с этим, каждый из нас кричал из глубины своего сердца: «Господи, гряди, ибо погибаю, ибо продолжаю жить в своем грехе, но осознаю свою греховность, знаю, что так жить нельзя. Помоги мне, Господи! Дай мне силы, чтобы я достойно мог встретить Тебя как своего Мессию и Спасителя, который грядет ради моего спасения! Дай мне, Господи, силы достойно нести свое христианское призвание в этом мире, а я приложу все, что от меня зависит для того, чтобы ответить на Твою любовь своей искренней любовью!»

Вот какие чувства, настроения и переживания, братья и сестры, должны овладеть нами не только сегодня, не только в предстоящую Страстную седмицу, не только в день Пасхи Господней, но и во все дни нашей земной жизни. И тогда то событие Входа Господня в Иерусалим, Его крестные страдания и смерть будут для нас полезны и спасительны. Вот тот урок, который всем нам преподносит Святая Христова Православная Церковь, совершая этот праздник. Мы держим в руках веточки вербы. Некоторое время они будут жить, потому что в них есть влага, впитанная от корней того дерева или куста, на котором они росли. Но пройдет время, и они засохнут. А чтобы в них была жизнь, им необходимо питаться соками от корней. Так и мы не должны отпадать от своих корней, не должны отпадать от Христа и от Его Святой Православной Церкви.

Дай Бог, чтобы каждый из нас был достойным чадом своего Господа и верным членом Его Церкви. Будем любить Церковь нашу, будем верить в Церковь нашу! Будем приходить в храм не только в великие праздники, а как можно чаще, и помнить, что здесь, как в роднике с чистой животворящей водой, для каждого человека истекает благодать Божия, без которой немыслима жизнь. Отложим все наши домашние дела в Страстную седмицу, постараемся в дни до Светлого Христова Воскресения идти неразлучно со Христом. К этому призывает нас Господь. Дай Бог, чтобы на тех богослужениях, которые будут совершаться, мы имели возможность соучаствовать в тех страданиях, которые ради каждого из нас претерпел Господь.

Когда вступим в дни Страстной седмицы — в Страсти нашего Господа, будем помнить об этом постоянно и дома, и на работе, пусть страдания Христа будут, по возможности, и нашими страданиями. Будем помнить, что Господь входил в Иерусалим со слезами на глазах — Он плакал о городе и о людях, которые не узнали Его пришествия. Да не уподобимся мы этим неразумным людям! Как было бы хорошо видеть на лице своего Господа не слезы, а радость. Радость о том, что мы — Его дети, мы стремимся к Нему; конечно, дети подчас неразумные, совершающие грехи и ошибки, но Его дети; дети, которые любят своего Господа и не мыслят своей жизни без Него. Пусть очи Христа наполнятся не слезами, а радостью. И это зависит только от нас. Постараемся и приложим к этому все свои усилия. «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!»

Смотреть что такое «Осанна» в других словарях:

  • ОСАННА — (евр. gochiana спаси же). Спаси, помоги, благослови, Боже! Молитвен. возглас древн. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОСАННА (еврейск. «спасение») приветствие у древн. евреев, означающее:… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Осанна — (греч. ф ма евр. выражения (О, Господи), спаси же! ) (Пс 117:25). Когда Иисус входил в Иерусалим, собравшийся народ, к рый ожидал увидеть в Нем Спасителя Мессию, приветствовал Его возгласами: Осанна Сыну Давидову! , Осанна в вышних! (Мф 21:9,15;… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • осанна — слава, славословие, восхваление Словарь русских синонимов. осанна сущ., кол во синонимов: 3 • восхваление (27) • … Словарь синонимов

  • ОСАННА — ОСАННА, осанны, мн. нет, жен. (греч. osanna из др. евр. спаси же!) (церк.). Молитвенный возглас, славословие. ❖ Петь или восклицать осанну кому (книжн. устар.) перен. выражать полную преданность, покорность кому нибудь; превозносить кого нибудь.… … Толковый словарь Ушакова

  • ОСАННА — ОСАННА, ы, жен. (устар.). Восторженное славословие . Петь или восклицать осанну кому н. (крайне превозносить, восхвалять кого н.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ОСАННА — церк., евр. радостное восклицание: спаси, охрани! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • осанна — см. осана … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • Осанна — Вход Господень в Иерусалим (русская икона) Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â nā’ … Википедия

  • осанна — др. русск., ст. слав. осанна ὡσαννά (Зогр., Мар., Остром., Супр.) Из греч. ὡσαννά от др. еврейск. hōšаΏnā помоги же ; см. Литтман 27; Гуте, Bibelwb. 278 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Осанна — (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Осанна — (от еврейского гошианна спаси же!) молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, напр. во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Это был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *