Основные положения христианского учения

Положения христианской веры

Голубь с оливковой ветвью – символ христианства

Основные положения христианской веры возникли не сразу, что является отражением определенной эволюции раннего христианства. С течением времени основные догматы вероучения были определены в 12 составляющих Символа веры. Среди них важнейшими являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т.д. Сутью догмата о единстве Бога является утверждение, что есть только один единственный Бог и нет никаких других богов, ни равных ему, ни высших, ни низших. Все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращенными. Следующий догмат говорит о том, что Бог един и одновременно имеет три лица, или ипостаси, равные между собой (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Это положение о Святой Троице с трудом утвердилось в христианстве, поскольку понять его очень сложно. В истории христианства не раз предпринимались попытки упростить толкование понятия Бога, приписывая божественность только Отцу или рассматривая все три лица как три различных проявления одного Бога.

На возникновение догмата о Троице заметное влияние оказало не только учение иудаизма, черты верховного Бога которого – Яхве – проступают в образе Бога Отца, но и взгляды секты гностиков. Их понятие плеромы – отвлеченного божественного начала – послужило основой для формирования представлений о Святом Духе. Он рассматривается как послание Бога в жизни отдельных людей и всего христианского сообщества. Это ведет к дальнейшему развитию понимания Бога. Святой Дух был признан божественным так же, как Отец и Сын. Такое понимание Бога как Троицы отличает христианство от других монотеистических религий.

Не менее важны и другие христианские догматы. Например, учение об искуплении давало верующим надежду на лучшее, поскольку жертва Сына Божьего искупила все грехи человечества. Воскресение христиане рассматривают как подтверждение Богом правоты Иисуса после того, как он был отвергнут еврейскими лидерами и приговорен к смерти. Воскресение явилось доказательством того, что Иисус был посланником Бога, подтвердило его превосходство над грехом и смертью и засвидетельствовало божественность самого Иисуса. Принять основные идеи христианской церкви можно только верой, ибо полное постижение догматических истин при помощи логики и разума невозможно.

Культ во времена раннего христианства отличался крайней простотой. Обрядов практически не было. Верующие собирались под покровом ночи в уединенных местах, в том числе в катакомбах. Эти собрания с совместными трапезами и чтением священных книг в память об Иисусе назывались вечерями.

Символы христианства – голубь и крест. Мозаика

С течением времени в христианских общинах появились приверженцы других культов, что способствовало усложнению обрядности. Еженедельно (обычно в день иудейской субботы) христиане собирались для проведения своего обряда. К концу II в. эти регулярные церемонии приобрели вид богослужения – мессы. Частично основываясь на службах иудейского храма, частично на восточных мистериях – обрядах очищения, искупительной жертвы и причастия, месса медленно превращалась в пышную смесь молитв, псалмов, чтения проповеди, декламации и венчающей их символической искупительной жертвы. Так возникли таинства – культовые действия, цель которых заключалась в низведении на верующих Божьей благодати.

Важнейшими из христианских таинств были причащение и крещение. Искупительная жертва заменила в христианстве кровавые жертвоприношения древних религий. Хлеб и вино, которые восточные культы рассматривали как дары, возложенные на алтарь бога, воспринимались теперь претворенными посредством акта освящения в плоть и кровь Христа и подносились Богу как повторение жертвенной смерти Иисуса на кресте. Затем в ходе напряженной и волнующей церемонии верующие причащались самой жизнью и субстанцией своего Спасителя. Принятие этого обычая было обусловлено той мудростью, с какой церковь приспосабливалась к символам своего времени и нуждам людей. Ни одна другая церемония не была способна так ободрить одинокую душу и укрепить ее столь надежно перед лицом враждебного мира.

Причащение апостолов

Большое значение придавалось и таинству крещения, также заимствованному из восточных культов. Купание в ритуальных целях практиковалось в дионисийских и элевсинских мистериях, а также в египетских церемониях, посвященных Исиде. Это таинство символизировало второе рождение. Вот как характеризует его значение писатель III в., страстный апологет христианства Тертуллиан:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1. Человек как правовое существо

Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).

В контексте развиваемого нами юридического правопонимания в общем виде можно сказать, что учение (концепция) о праве в его различении с законом это и есть онтология права.

Бытие права (его объективная природа и собственная сущность) представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.

Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений. Право опосредовано социально-историческим опытом, и в этом смысле оно апостериорно, а не априорно.

Поэтому природу права (социально-исторический смысл и содержание бытия права, его сущности и существования) не следует смешивать ни с правом природы (с природной данностью права), ни с природой разума (с априорной данностью права из чистого разума), хотя и разум, и природа играют существенную роль в историческом процессе генезиса и развития права.

Конечно, по аналогии с аристотелевским положением о том, что «человек, по природе своей, — существо политическое» (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16), можно сказать, что человек, по природе своей, — существо правовое. Но подобные суждения вовсе не означают априорности, природной данности, прирожденности человеку политической или правовой сущности, политических или правовых свойств и качеств.

Если бы человек, как считал Руссо, рождался уже свободным (и уже от природы люди были бы свободными и равными), то он нигде не был бы в оковах, и со свободой, равенством, правом, справедливостью у человечества вообще не было бы никаких проблем.

В том-то и дело, что вектор движения прямо противоположный: человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости из ситуации их отсутствия. И речь должна идти лишь о том, что человек (и целые народы) по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни.

Такого завершения генезиса человеческой природы, отмечал для своего времени (IV в. до и. э.) Аристотель, достигли лишь греки; другие же народы (варвары) как люди с неразвитой (нравственно и умственно) природой живут в дополитических и доправовых условиях деспотизма и рабства. Поэтому, согласно Аристотелю, «варвар и раб, по природе своей, — понятия тождественные» (Аристотель. Политика, I, 1, 5, 1252b 17).

И спустя два с половиной тысячелетия приходится констатировать, что многие люди и образуемые ими народы еще так и не завершили, говоря словами Аристотеля, генезис своей политической и правовой природы, не достигли высот того политического и правового общения, которое на современном языке называется правовым государством, господством права, правами и свободами человека и гражданина. И из прошлого и современного опыта нашей страны мы хорошо знаем о тех трудностях и огромных усилиях, которые требуются даже для минимального продвижения вперед на пути от рабства, деспотизма и тоталитаризма к свободе, праву и справедливости.

Генезис права как социально-исторический процессов частности, означает, что становление сущности права и возникновение правовых явлений и отношений происходят одновременно и в рамках одного процесса. Дело, следовательно, обстоит не так, что сперва откуда-то (от природы или свыше) дана некая готовая сущность права (принцип права, идея права, умопостигаемое бытие права) и лишь из нее затем появляются эмпирические правовые явления, правовая реальность. Такова, например, логика соотношения чистых идей (истинного бытия) и эмпирической реальности как их отражения в философии Платона. Как ни парадоксально, но примерно по такой же схеме изображают легисты связь между законом и жизнью.

Но неверно представлять себе дело и так, будто сперва какое-то время существовала правовая жизнь и функционировали правовые отношения между свободными субъектами и лишь затем появились сущность, принцип, бытие права. Такой подход, внешне кажущийся весьма реалистичным, при ближайшем рассмотрении оказывается внутренне противоречивым: он отрывает существование права от сущности права и в то же время некое неопределенное существование (без правовой сущности) характеризует как правовое. Что же в таком случае дает основание вообще говорить о правовом характере соответствующих эмпирических феноменов, лишенных правовой сущности, правового качества? Этот напрашивающийся здесь вопрос остается без ответа.

Между тем ясно, что, если мы применительно к праву говорим о сущности и существовании, это значит, что сущность права проявляется в формах его существования, а в последних присутствует правовая сущность.

Абстрагированный от фактичности, формализованный мир права со своими особыми условиями и условностями, со своими персонами (правовыми масками}, ролями, правилами поведения, процедурами и т. д. нередко сравнивают с театром, имея в виду его игровой характер, театральные условности, абстрагированность театрального действа от действительности и т. д. В подобных сравнениях есть доля правды («человек играющий» проявляется везде — и в быту, и в праве, и в театре, и в религии, и в других сферах жизни), тем более что театр (и прежде всего — драматический театр) многое перенял из области права, правовых коллизий и процедур, правовой трактовки реальных ситуаций, организации и проведения судебного процесса, словом — из драм и драматургии правовой жизни.

Но условности театра так и остаются в условном мире — за занавесом театра, а между правом и жизнью нет такого занавеса и в условностях правовой формы бурлит невыдуманная драма самой жизни с подлинными приобретениями и потерями, и мертвые здесь не воскресают.

С точки зрения генезиса правовой природы человека (и вместе с тем утверждения начал права и правопорядка в жизни целых народов), определяющее значение имеет осознание как раз того обстоятельства, что в абстракциях права за внешней условностью речь идет о самом главном и существенном в жизни индивида и всего социума — о свободе, справедливости, равенстве, что правовые условности — это на самом деле абсолютно необходимые условия достойной человека жизни всех и каждого. А такой развитости и зрелости в организации жизни невозможно достигнуть без освоения и практического утверждения людьми требований права как императивных велений своей собственной человеческой природы, своего разума, совести и воли.

Без овладения правом как математикой свободы люди и народы обречены прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.

Существенное значение нравственной зрелости человека (и народов), его внутренней моральной зрелости и подготовленности для жизни по праву и закону после Аристотеля наиболее выразительно сформулировал уже в XVIII в. (в духовном и социально-историческом контексте отсталой, по европейским меркам, феодальной Германии) Кант в своих знаменитых категорических императивах, где веления индивидуального морального сознания по своей нормативной сути совпадают с требованиями правового принципа всеобщего формального равенства. Развитое состояние моральности — необходимое условие для утверждения правовой легальности.

Исторический процесс генезиса права, его бытия и существования, протекает в контексте общекультурного формирования и развития человека и человеческого рода.

Право как культурный феномен — часть общечеловеческой культуры. Правовая культура — это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т. е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формой) и простота, которая, по пословице, хуже воровства.

Правовую культуру можно условно назвать «второй природой» («второй натурой»). Но эта «вторая природа» не механическая пристройка к базовой «первой природе», а культурная трансформация, культуризация и культивация всей (единой) природы отдельных людей и народов. Так что право — это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева.

Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе, для себя и у себя свой сад правовой культуры, растить свое дерево свободы. Чужими плодами здесь сыт не будешь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Программа повышения квалификации, реализуемая в рамках основного направления подготовки бакалавриата «Теология»

Данная программа является особо актуальной:

— для поступающих в вузы на основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Теология» и «Религиоведение»

— для поступающих на программы дополнительного образования по катехизаторской деятельности, миссионерскому служению и организации работы с молодежью

— для психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности по приходскому консультированию

По окончании программы слушателям выдается свидетельство установленного образца.

Прохождение обучения по программе «Основы православного мировоззрения» учитывается при поступлении в Российский православный университет.

Основная цель обучения на курсах — формирование объективного понимания православного мировоззрения, повышение уровня компетентности и знаний в области православного богословия.

Приоритетные задачи :

— освоение мировоззренческой составляющей православной культуры;

— изучение основных аспектов теологии и религиоведения;

— изучение на новом уровне современных проблем понимания Священного Писания;

— совершенствование навыков самостоятельного анализа источников и литературы богословского и религиоведческого характера, аргументированного изложения собственной позиции в религиоведческих дискуссиях.

Объем учебной нагрузки : занятия на курсах составляют 144 академических часа, из которых лекциям отводится 128 а.ч., и 16 а.ч. занимает итоговая аттестация (защита рефератов). Режим занятий: 2 раза в неделю по 4 академических часа.

Куратор курсов Мельниченко Александр Владимирович (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

ПРОГРАММА КУРСОВ:

Модуль 1

ЭКЗЕГЕТИКА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

Цель модуля: изучение современных проблем понимания Священного Писания

Лекторы: прот. Лев Шихляров, Герасимов П.В., Ендольцева Е.Ю.

1. Основы Библейского мировоззрения. Понятие об Откровении. «Богодухновенность» Библии. Критика крайних взглядов на текст Библии. Условия восприятия Библии. Уровни толкования. Взаимоотношения Бога, мира и человека. Прямой и полемический смысл творения. Комментарии на шестоднев. Человек в раю и первые заповеди. Понятия образа и подобия Божия. Грехопадение и его последствия. Протоевангелие. Двоякость смерти. (прот. Лев Шихляров)
2. Начало священной истории. Братоубийство Каина. Потомки Каина. Ной и всемирный потоп. Дети Ноя. Вавилонская башня. Жизнь Авраама. Завет с Богом. Смысл обрезания. Встреча с Мелхиседеком. Образ Троицы. Гибель Содома. Исмаил и Исаак. Жертвоприношение и вера Авраама. Жизнь Иакова. Небесная «лествица». «Борющийся с Богом» Израиль. (прот. Лев Шихляров)
3. Моисей и Божественный Закон. Жизнь Моисея. Таинственное имя Бога. Исход евреев из Египта. Десять заповедей. Закон Моисеев. Виды нечистоты. Скиния Завета. Виды жертвоприношений. Праздники в Израиле. Характеристика Закона. (прот. Лев Шихляров)
4. Исторические книги Ветхого Завета. Библейская историософия. Основные вехи истории Израиля. Книга Судей. Отношение к монархии. Книги Царств. Давид и Соломон. Проблема жестокости. Ветхозаветное понятие святости. «Богоизбранность» народа Израиля. (прот. Лев Шихляров)
5. Учительные книги Ветхого Завета. Экклезиаст. Мирская философия и вера в Ягвэ. Понятие «страха Божия». Притчи Соломоновы. Учение о Премудрости Божией. Песнь Песней Соломона. Образ Божественного «брака». Псалтирь. Виды псалмов и ветхозаветная молитва. Книга Иова. Тема страданий праведника. (прот. Лев Шихляров)
6. Пророки Израиля. Феномен библейских пророков. Книга Ионы. Основные черты учения пророков. Двоякий образ Мессии. Книга Амоса. День «Ягвэ». Книга Осии. Измена Израиля и милость Божия. Книга Аввакума. Наказание Божие. Пророк Исайя. Превосходство внутренней духовности. Пророчество о Мессии. Понятие «остатка» Израиля. Пророк Иеремия. Откровение о Новом Завете. Пророк Иезекииль. Ветхозаветный апокалипсис. Видение славы Божией. Книга Даниила. Книга Даниила. Истукан царя Навуходоносора. Видение «Сына Человеческого». «Второй Исайя». Учение об «отроке Ягвэ». (прот. Лев Шихляров)
7. Введение в Четвероевангелие. Смысл христианства. Богодухновенность Евангелия. Причины и время написания Евангелия. Понятие о Предании. Апокрифы. Критика в адрес Евангелия. Характеристика евангелий: авторство, адресат, особенности. Синоптическая проблема. Основные персонажи: фарисеи, садуккеи, ессеи, иродиане, книжники, законники, старейшины, первосвященники, зилоты, мытари и др. Рождество Христово и тайна Его Личности. Жизнь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Искушение в пустыне. (прот. Лев Шихляров)
8. Заповеди и притчи Евангелия. Отношение к молитве, посту, покаянию. Смысл Господней молитвы. Отличительные особенности евангельских заповедей. Евангельские притчи. (прот. Лев Шихляров)
9. Евангельские чудеса и исцеления. Понятие о чуде в Новом Завете. Евангельские исцеления и их особенность. Хула на Духа Святого. Общая характеристика и истолкование притч. Отношение Господа к грешникам. Господне отношение к браку, к монашеству, к богатству к земной власти. Апостол Петр и исповедание веры. Преображение. (прот. Лев Шихляров)
10. Богословие св. ап. Иоанна. Крест и Воскресение. Учение о Логосе. Двухприродность Христа. Беседа Господа с Никодимом и самарянкой. Христос и суббота. Отец и Сын. Учение Нового Завета о суде, Царстве Божьем и аде. Новое имя Бога и заповедь любви. Учение о Духе-Утешителе. Последняя трапеза: омовение ног, Евхаристия, предательство Иуды. Первосвященническая молитва. Гефсиманское борение. Распятие и Воскресение. (прот. Лев Шихляров)
11. Апостольская церковь. Апостольская проповедь и реакция мира. Жизнь первой Церкви. Деяния апостолов. Церковь в Иерусалиме гонения на Церковь, распространение христианского учения (Деян. 1-12 гл.). Три миссионерских путешествия ап. Павла. Последний период в жизни св. ап. Павла. Соборные Послания. (Герасимов П.В.)
12. Учение ап. Павла. Жизнь св. ап. Павла и его учение: спасение язычников и иудеев, соотношение Закона и благодати, «безумие» Креста, учение о вере, «гимн любви», учение о браке, определение Церкви и в ней даров и служений, антропология, «еврейская проблема», воскресение мертвых. (прот. Лев Шихляров)
13. Основные идеи Апокалипсиса св. Иоанна. Апокалипсис как вид библейской письменности. Послания семи церквям. Видение грядущих катастроф. Битва дракона против «Жены, облеченной в Солнце». Знак зверя. Торжество Мессии и небесный Иерусалим. (Герасимов П.В.)
14. Современные переводы Библии. История древних переводов Библии. Перевод Библии на европейские языки. Библия и теория перевода. Богословские аспекты инославных переводов. Современные переводы Священного Писания на русский язык. (Герасимов П.В.)
15. Библия и наука. Библейская и научная картины мира. Библейская и светская хронология всемирной истории. Реальность библейских событий: творение мира, всемирный потоп, смешение языков, Исход, копи Соломона, историчность событий Нового Завета. Проблемы согласования Библии с научной картиной мира. (Герасимов П.В.)
16. Библейская археология. Обзор памятников материальной культуры Сиро-Палестинского региона со времен неолита вплоть до времени падения еврейских царств и последовавшего за этими событиями Вавилонского плена. Краткий обзор географии и истории исследования памятников, связываемых с упомянутыми в Библии событиями. Проблема соответствия археологических свидетельств и истории, описываемой в Ветхом Завете. (Ендольцева Е.Ю.)

Модуль 2

Основы православного вероучения

Цель модуля: знакомство с системой православного богословия.

Лекторы: прот. Лев Шихляров, свящ. Стефан Домусчи,.

1. Смысл жизни и проблема веры. Проблема смысла жизни. Три уровня познания. Ступени веры. «Вера в душе» и религиозная вера. Смерть и бессмертие. Бог как источник бессмертия. Соотнесение временной и вечной жизни в христианстве. Бог как Творец и первопричина мира. Креация и эволюция. Деизм, пантеизм и библейский теизм в отношении Бога к миру и человеку. Наука и религия. Догматы Церкви. «Научный атеизм». Свобода воли и нравственность. Бог как авторитет нравственности. Монизм, дуализм и библейский взгляд на происхождение зла. Детерминизм, атеистический гуманизм и православное учение о библейской синергии. (прот. Лев Шихляров)
2. Источники православного вероучения. Понятие об Откровении. Писание и Предание. Согласие Отцов. Понятие о догмате как богооткровенной истине. Особенности канонического сознания. Связь догматов и канонов с деятельной стороной жизни: нравственное приложение догмата. (свящ. Стефан Домусчи)
3. Православное вероучение: История триадологических споров. Формирование основных понятий. Учение о Троичном Боге в Священном Писании. Иконография Пресвятой Троицы. Христианская Троица и нехристианские триады. (учение о Боге в Самом Себе). (свящ. Стефан Домусчи)
4. Православное вероучение: Христианская антропология. Образ Божий в человеке. Соотношение библейской и святоотеческой антропологии. Дихотомия и трихотомия. Проблема личности в православном богословии. Актуальные вопросы христианской антропологии. Учение о Боге-Творце мира и человека. (свящ. Стефан Домусчи)
5. Православное вероучение: Христология. Свидетельства Священного Писания о Божественности и человечестве Господа Иисуса Христа. История Христологических споров. Христологическая терминология. (свящ. Стефан Домусчи)
6. Православное вероучение: Сотериология.Понятие о спасении: объективная и субъективная сторона. Сотериологические теории: юридическая, нравственная и органическая. Сотериологические образы в библейском и святоотеческом богословии. (свящ. Стефан Домусчи)
7. Православное вероучение: сакраментология. Православное учение о таинствах. Таинства и обряды. Вопрос о числе таинств. Таинство крещения, миропомазания, евхаристии и покаяния. (свящ. Стефан Домусчи)
8. Православное вероучение: Эсхатология. Христианское видение истории. Учение о конце света и его искажения. Древнехристианский эсхатологизм и современный эскапизм. Христианское восприятие глобализации. (свящ. Стефан Домусчи)
9. Православное богослужение. Общие сведения о богослужении и праздниках. Смысл постов. Церковный календарь. Суточный круг богослужения. Причащение и исповедь. Правила поведения в храме. Почитание икон и святых. Старый и новый стиль. Богослужебный язык Церкви. (свящ. Стефан Домусчи)
10. Молитва и пост. Понятие о молитве, ее значение, условия, степени и периоды. Молитва частная и общественная. Молитва в Священном Писании и Предании. Молитва Господня. Исполнение молитвенных прошений, иерархия прошений, молитвы за других, смысл молитвы за усопших, настойчивость в молитве. Православное понимание поста. Посты многодневные и однодневные. (свящ. Стефан Домусчи)
11. Практика православной жизни: православная семья(1). Отношение Церкви к браку. Устарел ли брак? Зачем нужно венчание? Отношения в семье, обязательства супругов, положение мужа и жены. Семейные праздники. Освящение дома и другого имущества. Семейная молитва. Иконы в доме. (свящ. Стефан Домусчи)
12. Практика православной жизни: православная семья (2). Рождение ребенка. Крестины. Зачем крестят младенцев. Восприемники. Именование. Крещение в форс-мажорных обстоятельствах. Воспитание детей. Причащение детей. Подготовка детей к исповеди. Питание. Посты. (свящ. Стефан Домусчи)
13. Практика православной жизни: телесные и духовные недуги.Отношение к медицине. Что такое знахарство и целительство. Экстрасенсы. Болезни детей. Духовная помощь ребенку. Духовные болезни. Гадания и отношение к картам. Помощь Церкви в болезнях. (свящ. Стефан Домусчи)
14. Практика православной жизни: завершение земной жизни. Смерть человека: светский и религиозный взгляд. Специфика христианского взгляда на смерть. Вопрос о бессмертии души и воскресении мертвых. Церковная помощь умирающему. Христианское погребение и традиции поминовения усопших. Молитва о некрещеных и инославных. Христианское отношение к самоубийству. (свящ. Стефан Домусчи)
15. Основы христианской аскетики. Три этапа обожения: «праксис», «созерцание», «соединение». Понятия «мiръ» и «миръ». Понятия: дух, душа, тело, плоть, совесть. Свойства души: разум, воля, чувство. Духовный, душевный, плотской человек. Грехопадение и его аскетические последствия. Понятие греха. Различные составляющие греха: беда, болезнь, вина. Классификация грехов. Различие духовного возраста. Учение о страстях по Иоанну Лествичнику. Два способа борьбы со страстями. Состояние «прелести». Добродетели. Развитие греховного помысла. Способы диавольской брани против подвижника. Три типа веры: «раб», «наёмник», «сын». Учение о молитве. Молитва как делание и как состояние. Молитва Иисусова. Этапы покаяния. Духовный и телесный пост. Специфика монашеской аскезы. Проблемы брака и пола. Христианская психология и психиатрия. (прот. Лев Шихляров)

16. Православное христианство в сравнении с другими конфессиями и религиями. Православие и иные конфессии. Критерии сравнения. Католичество. Протестантизм. Отношение православного христианина к человеку другой религии, другой конфессии, к неверующим. Проблема спасения: три теории. Магизм и единобожие. Православная концепция истории религии. Критерии сравнения. Индуизм. Теория реинкарнации. Кришнаизм. Буддизм. Иудаизм. Ислам. (прот. Лев Шихляров)

Модуль 3

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Цель модуля: изучение главных моментов церковной истории.

Лекторы:свящ. Стефан Домусчи, Герасимов П.В,. Турлов А.В., Титлина М.В., Ендольцева Е.Ю., Иванишко И.В.

1. Духовная природа церковной истории. Смысл изучения истории Церкви. Церковь как историческое явление. Духовный смысл церковно-исторических событий. История апостольской Церкви.Распространение христианства во всем мире. (свящ. Стефан Домусчи)
2. Церковь первых трех веков – гонимая Церковь. Гонения на Церковь от языческих властей и иудеев. Первые Поместные Соборы.Эдикт равноапостольного Константина. (свящ. Стефан Домусчи)
3. Церковь периода Вселенских Соборов.Первый и Второй Соборы – учение о Троице. Третий – Шестой Вселенские Соборы: христологические споры. (свящ. Стефан Домусчи)
4. Седьмой Вселенский Собор и Торжество Православия: завершение христологических споров. Церковь IX – XII веков. Споры с латинянами. Отпадение Римской Церкви. Падение Константинополя. (Герасимов П.В.)
5. Споры о фаворском свете. Полемика с латинянами св. Марка Ефесского. Флорентийская уния. Исихазм. Варлаам Калабрийский и его полемика со свт. Григорием Паламой. Учение о Боге и обожении свт. Григория Паламы. (Турлов А.В.)
6. Русская Церковь от возникновения до патриаршего периода: Миссия Кирилла и Мефодия. Создание славянской письменности. Глаголица и Кириллица. Христианство в Киевской Руси до кн. Владимира. Крещение Руси. Домонгольский период. Монгольский период. Послемонгольский период до установления патриаршества. (Турлов А.В.)
7. Русская Церковь в патриарший и синодальный период. Установление патриаршества. Поставление патриарха Иова. Патриархи до Никона. Раскол старообрядчества. Патриаршество после Никона. Ликвидация патриаршества. Духовный Регламент. Святейший Синод и оберпрокуроры. Синодальный период до 1917 года. (Турлов А.В.)
8. Русская Церковь в современный период. Поместный Собор 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь. Обновленческий раскол. Преемство церковной власти после патриарха Тихона. Состояние РПЦ перед Второй Мировой Войной. Активная патриотическая позиция РПЦ в годы ВОВ. Краткое послевоенное возрождение церковной жизни. Хрущевские гонения. Тысячелетие Крещения Руси. Возрождение церковной жизни. (Турлов А.В.)
9. Поместные Православные Церкви. Автокефальные и Автономные Церкви. Система Пентархии. Православие на Востоке: Греческая Церковь под властью турок. Современное состояние древних патриархатов. Проблема юрисдикции в диаспоре. Славянские Православные Церкви. (Турлов А.В.)
10. История западных исповеданий. Римо-католическая церковь. Состояние РКЦ в началу реформации. Англиканская церковь. Причины возникновения и отличия от католицизма. Лютеранство и реформаты. Протестантизм: развитие и современное состояние. (Турлов А.В.)
11. Религия и государство в России и мире. Базовые модели государственно-религиозных отношений в мировой истории: Древний Рим, Византийская империя, средневековая европейская иерократия, Реформация и территориальная модель; отделение Церкви от государства, проблема государственно-конфессионального сотрудничества и современные светские государства; отношения религии и государства в странах шариата, современные теократические тенденции. (Титлина М.В.)
12. Церковно-государственные отношения в истории России. «Симфонический» период русской истории. Москва – Третий Рим, реформы Петра I и синодальная эпоха. Церковь после революции и религиозная политика советского государства, взаимодействие Церкви и власти в новейшей истории России. (Титлина М.В.)
13. Раннехристианская иконография. Начальный этап формирования христианского искусства и его истоки (эллинистический мир и ближневосточный контекст). Основные иконографические сюжеты и их развитие (Рим, Милан, Константинополь, Иерусалим, Антиохия и др.). Панорамная картина развития христианского искусства накануне эпохи Средневековья.(Ендольцева Е.Ю.)
14. Нетрадиционные религиозные культы в теологии и религиоведении. Первые сектантские сообщества. Определение понятий: «секты», «тоталитарные секты», «культы», «деструктивные культы», «альтернативные религии», «нетрадиционные религии», «новые религии». Классификация сект в российском религиоведении, в антикультовом движении, в протестантской теологии. Обзор основных объединений: Свидетели Иеговы, «Христианская наука», Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная медитация, сайентология и оккультные секты. (Иванишко И.В.)
15. Деятельность религиозных сект в современной России. Причины и условия распространения сект на территории Российской Федерации. Характеристика сектантства 80-90-х гг. XX в. Место и роль сектантских организаций в современном российском обществе. Отношение к нетрадиционным религиозным культам Русской Православной Церкви и традиционных религий в России. Законодательство России о свободе совести и вероисповедания. Наличие противоправной деятельности нетрадиционных религиозных культов. (Иванишко И.В.)
16. Нетрадиционные религиозные культы, действующие на территории города Москвы и Московской области. Причины и условия распространения сект в Центральном регионе России. Общая характеристика, краткий обзор сект, занимающихся активной деятельностью в Москве и Московской области. (Иванишко И.В.)

Модуль 4

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Цель модуля: приобщение к достижениям современной религиоведческой науки.

Лекторы: проф. А.Б. Зубов, Негреев И.О.

1. Предмет истории религий. Что такое Религия как предмет научного исследования. История развития науки религиоведения. Основные понятия и термины религиоведения. (проф. А.Б. Зубов)
2. Проблема религиозности доисторических народов. Религиозный мир человека палеолита. Религиозные аспекты зарождения живописи. Переход человека к оседлости. Религиозные представления среднего и позднего неолита Переднего Востока и Европы. (проф. А.Б. Зубов)
3. Религиозные представления неписьменных народов. Представления о Боге Творце современных неписьменных народов. Мир духов и посмертная участь человека в представлениях неписьменных народов. Шаман и его деятельность.
4. Религия Древнего Египта. Религиозные причины перехода к письменности и государственности. Политеизм или монотеизм. Космогония. Сотериология и эсхатология. Осирический ритуал. (Негреев И.О.)
5. Религия Древней Месопотамии. Творение и организация мира. Представления о царской власти и законе в религии Месопотамии. Священный брак в религии Месопотамии. (Негреев И.О.)
6. Религия Древней Греции. Крито-микенские корни греческой культуры. Традиционная греческая религия. Представления о человеке и его посмертной участи в традиционной религии греков и в мистериальных культах Греции. (Негреев И.О.)
7. Ведическая культура и религия. Социальная структура индо-арийского общества. Аджа, тад экам, асуры и дэвы в арийской религии. Ведический ритуал. Причины деградации ведической религии. Зороастр. (Негреев И.О.)
8. Упанишадическая альтернатива ведической деградации. Атман и Брахман. Учение о пяти огнях. Возникновение учения о сансаре. Этика упанишад и тупик упанишадической религиозности. (Негреев И.О.)
9. Поиски религиозной альтернативы в Индии – Джайнизм и буддизм. Джина Махавира и Гаутама Будда. Будда и основные принципы классической тхеравады. Четыре благородные истины. (Негреев И.О.)
10. Буддийские школы и направления. Разделение буддизма на тхераваду иМахаяну. Ваджраяна – колесница раската грома. Тибетский и северный буддизм. Дзен буддизм. (Негреев И.О.)
11. Послекризисный индуизм. Даршаны. Адвайта веданта Шанкары. Вишишт адвайта Рамануджи. Бхагавадгита и современный индуистский бхакти. Вишнуизм и шиваизм. Индийский тантризм. (Негреев И.О.)
12. Религиозный мир Дальнего Востока. Начала китайской религиозности. Конфуцианство. Ли и жэнь. Пять отношений. Учение Лао Дзы о Дао и дэ. Учение о человеке в даосизме. (Негреев И.О.)
13. Время возникновения и особенности генезиса нормативного иудаизма. Тора и Талмуд. Агада и Галаха, Закон в иудаизме, его религиозная роль. Представление о богоизбранности Израиля в иудаизме. Эсхатологические представления, представления о машиах в иудаизме. (Негреев И.О.)
14. Мухаммед и возникновение ислама. Происхождение Корана и учение о Коране в исламе. Умма — община верных. Смысл и цель религиозного деланья в исламе. Сунна и хадисы. (Негреев И.О.)
15. Основы исламского вероучения. Учение о Боге и творении в исламе. Сотворение человека и сотериологическая цель в исламе. Пять столпов веры. Учение о Махди. (Негреев И.О.)
16. Основные направления ислама. Учение о посланнике Божием и о наместнике посланника. Шариат, адад, школы права в исламе. Газават. Область ислама и область войны. Люди Книги в исламе. Суфизм, возникновение и основные направления. (Негреев И.О.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Права человека и гражданина в Конституции и в Гражданском кодексе Республики Казахстан

Сулейменов М.К.

Директор НИИ частного права

Каспийского университета,

академик НАН РК, д.ю.н.,

профессор

Максимы Шайкенова

«Вне права нет свободы» — гласит одна из самых известных максим Н. Шайкенова. Другие максимы развивают эту мысль.

«Только Право дает голос Свободе. Потому что Право есть мера цивилизованности общества».

«Мы можем с полным основанием утверждать, что без права нет свободной рыночной экономики, а значит и материального благополучия».

«Право есть освоенная обществом мера свободы».

Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Об этом еще одна его максима: «Если попытаться одной формулой раскрыть социальную ценность права, то достаточно сказать, что нет личности иной, чем правовая, ибо только право нормативно выделяет личность, защищает ее автономию, экономическую самостоятельность».

Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.

Конституция РК 1995 года

Какова была историческая необходимость принятия Конституции 1995г.? Ведь первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., всего лишь за полтора года до принятия действующей.

Когда приняли Конституцию 1993 г., было много высказываний, что она на века. Я в то время опубликовал статью, в которой утверждал, что через 2-3 года в Конституцию придется вносить изменения, так как это Конституция переходного периода, ситуация экономическая и политическая тогда менялась очень быстро. Правда, я не ожидал, что придется принимать новую Конституцию.

Основная причина — в нерешенности вопросов разделения властей в старой Конституции. Была закреплена президентская форма правления, однако большими полномочиями обладали и Верховный совет, и местные Советы народных депутатов. В то же время механизма разрешения этих противоречий не было разработано. Когда я в одной из газет увидел статью «Две вершины одной горы» (имелись в виду Назарбаев Н.А. и Абдильдин А.С.), лично я понял, что политический кризис неизбежен. Первый кризис произошел в ноябре 1993 г. когда произошли самороспуски Советов народных депутатов и 13 декабря Верховного Совета.

После этого началась работа по подготовке изменений в Конституцию. Однако в марте 1995 г. разразился новый политический кризис, связанный с признанием Конституционным Судом нелегитимным Верховного Совета.

В этих условиях встал вопрос о разработке новой Конституции.

Кто автор Конституции?

Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 г. был создан Экспертно-консультативный Совет при Президенте РК по проекту новой Конституции РК.

Членами Совета были 9 человек, из них 3 чиновника:

Шайкенов Н.А. — Министр юстиции, д.ю.н.

Колпаков К.А. — представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н., будущий Министр юстиции.

Мухамеджанов Б.А. — зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента, следующий Министр юстиции.

Остальные 6 членов — это ученые:

4 специалиста по конституционному праву: академик Сапаргалиев Г.С., проф. Ким В.А., проф. Котов А.К., проф. Нурпеисов Е.К.

2 специалиста по гражданскому праву: проф. Басин Ю.Г. и академик Сулейменов М.К. Я был назначен научным руководителем Совета.

Кроме того, было 3 иностранных эксперта:

Жак Аттали — советник Госсовета Франции;

Роллан Дюма — председатель Конституционного совета Франции;

Алексеев С.С. — председатель Научного совета Исследовательского центра РФ.

Нас называют авторами конституции. Но мы не авторы, мы эксперты. В постановлении Президента от 22 мая 1995 г. записано: завершить работу к 10 июня. Меньше месяца. За месяц Конституцию не напишешь. Мы, конечно, работали каждый день с утра до вечера, но обсуждали уже готовый текст.

Кто же был автором?

Идеологом Конституции был Президент Назарбаев Н.А. В одной из книг он писал, что прочитал конституции 20 стран, потом пригласил юристов. При этом назвал наши фамилии.

Но на самом деле текст написал Нагашбай Шайкенов.

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Была еще одна причина, почему потребовалось изменение Конституции 1993 г. Одним из главных ее недостатков Нагашбай Шайкенов называл отсутствие раздела о правах человека. Раздел назывался права гражданина, о правах человека говорилось мельком, только в одной статье. Н. Шайкенов считал, что в Конституции во главу угла должны быть поставлены права человека. Именно поэтому Конституция 1995 г. открывается (после Общих положений) разделом, который называется «Человек и гражданин».

Одной из центральных статей Конституции является ст. 12, где говорится, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Обратите внимание на слова: «в соответствии с Конституцией». Это значит, что права человека, являясь естественными правами, тем не менее приобретают правовую защиту только будучи закрепленными в Конституции РК.

В этой же статье имеется п. 5, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Это означает, что права и свободы человека неразрывно связаны с правами и свободами других лиц и что права и свободы человека неразрывно связаны с правом и нравственностью.

Права человека и дискуссия о понятии права

Права человека являются естественными правами в отличие от прав гражданина, которые возникают только в связи с наличием у личности гражданства или иного правового статуса (иностранца, лица без гражданства). Может ли повлиять включение естественных прав в Конституцию РК на решение дискуссии о понятии права?

В литературе выделяют различные типы правопонимания, но в основном их сводят или к трем, или к двум.

Три типа правопонимания, которые обычно выделяют, — это: естественно-правовой, этатистский, социологический.

1. Естественно-правовой подход (юснатурализм) — один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право понималось как постоянное и жизненное, и подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. Его связывали то с теологическим (божественным) основанием, то с естественными правами и свободами человека, то с неким правовым идеалом, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма (естественного права) имеют сходство в следующих моментах:

1) естественное право как безусловная ценность, как «хорошее», «настоящее», «правильное» право противопоставляется «несовершенному», «плохому», «неправильному» позитивному праву (закону, установленному государством);

2) естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность);

3) как явление идеальное и абсолютное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче» в рамках любого социального хронотопа.

Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное или положительное право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.

2. Этатистский подход — относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности. Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или опосредуется государством и понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.

3. Социологический подход — возник на излете классического типа научной рациональности (вторая половина XIX в.). Право понимается как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право — это не то, что выражено в законе, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях.

Можно сформулировать два положения, которые мне представляются правильными:

1. Все существующие типы правопонимания можно свести к двум: узкое (нормативное, легистское) и широкое (юридическое, антилегистское) типы правопонимания и понятия права.

2. Любые концепции правопонимания не отвергают нормативности права. Более того, они основываются на позитивном праве, от него отталкиваются и на его основе строят свои концепции правопонимания. Тем более это неоспоримо для континентальной системы права, ибо только современная американская реалистическая правовая школа отрицает нормативность права.

Для цивилиста из всего этого вытекает одна простая истина: нормативное понимание права существует при любых концепциях правопонимания — или как единственно верное по нормативной концепции права или как часть широкого понимания права по другим антилегистским концепциям правопонимания.

Включение прав человека в Конституцию РК означает, что естественные права включены в нормативно-правовую систему Казахстана и регулируются Конституцией РК и другими нормативными правовыми актами РК.

Права человека как естественные права принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему через закрепление норм об этих правах в Конституции как основном законе государства.

Право на жизнь — это естественное право человека, однако лишение человека жизни может рассматриваться или как преступление, или как правомерное действие — применение государством высшей меры наказания. Таким образом, право на жизнь включается в нормативно-правовую систему государства.

Как я уже говорил выше, в РК гарантируются права и свободы человека «в соответствии с Конституцией РК» (п.1 ст. 12 Конституции).

Именно закрепление в Конституции дает естественным правам человека поддержку и защиту в соответствии с законодательством РК.

При этом очень важное значение имеют положения п. 2 ст. 12 Конституции РК: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов».

Именно из этого надо исходить при включении естественных прав в правовую систему Казахстана: не законы Казахстана определяют содержание прав человека, а права и свободы человека определяют содержание и применение законов.

Права человека и гражданина: конституционные или гражданско-правовые?

Однако, что характерно, большинство этих конституционных прав являются также гражданско-правовыми и закреплены в ГК.

Для наглядности я приведу ряд классификаций личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом.

По структурно-функциональному признаку личные неимущественные права в гражданском праве могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физические лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;

2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения.

По целям осуществления рассматриваемых прав они могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;

2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;

3) права, обеспечивающие автономию личности (права на тайну и неприкосновенность личной жизни);

4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности личности.

Предлагается также следующая классификация:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность личного облика, а также право личного изображения;

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну личной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации.

Как видим, многие конституционные права и свободы одновременно являются гражданско-правовыми личными неимущественными правами. Как это можно объяснить? И как объяснить, что конституционные нормы, регулирующие конституционные права и свободы, одновременно являются или превращаются в нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения?

Конституционное право как комплексная суперотрасль права. Соотношение с гражданским правом

В теории конституционного права делались попытки разрешить эту проблему, причем иногда весьма оригинальным образом, я бы сказал, поэтически-математическим.

Во-первых, конституционное право сравнивается с генеральным планом застройки города. Строительство конкретных объектов требует разработки типовых проектов, являющихся продолжением и завершением градостроительного проектирования. Градостроительный проект красной нитью проходит через детальное проектирование, «растворяется» в нем, но «растворяется» не исчезая, а воплощаясь, не теряя своего предназначения, а обретая его. Точно так же и конституционное право лежит в основе всей системы советского права, не утрачивая характера отрасли права. Во-вторых, конституционное право сравнивается с арифметикой, которая лежит в основе комплекса различных отраслей математики — алгебры, геометрии, функциональных и интегральных исчислений и многих других. В-третьих, право с его многочисленными отраслями сравнивается с большим ветвистым деревом. Каждая ветвь этого дерева — отрасль права, а его ствол, от которого отходят ветви, — конституционное право.

И после такого поэтического сравнения автор сам же признает неопределенность предмета конституционного права, невозможность отграничить его от предмета других отраслей права. Не надо даже опровергать автора, достаточно просто процитировать его:

«Конечно, с абсолютной точностью невозможно сказать, где кончается арифметика и начинается алгебра, ибо арифметика используется в алгебре, проникает в нее. Но это не значит, что арифметика исчезает, растворяясь в алгебре, и утрачивает свой предмет. Конечно, с абсолютной точностью невозможно показать ту точку, в которой кончается ствол и начинается ветвь дерева, ибо ветвь произрастает из ствола. Но это не значит, что, порождая ветвь, ствол перестает существовать. С математической точностью невозможно очертить и круг тех общественных отношений, которые составляют объект регулирования нормами конституционного права, ибо эти отношения вплетены в сложный узор общественных отношений. Но сказанное не означает и того, что этого круга нет и что нет соответствующей отрасли».

Какой же есть выход из данной ситуации?

Правильным является мнение, что предмет конституционного права носит двуединый характер, т.е. включает в себя две группы общественных отношений:

1) общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права в общем, а конкретная регламентация осуществляется нормами других отраслей права;

2) общественные отношения, которые регулируются только нормами конституционного права (организация государственной власти и т.п.).

Таким образом, совершенно очевидно, что конституционное право как отрасль права состоит из двух самостоятельных частей:

1) конституционное право, которое непосредственно регламентирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Эту часть конституционного права можно назвать «конституционное государственное право»;

2) конституционное право, выступающее основой всех остальных отраслей национального права. Эту часть можно назвать «конституционные основы отраслей национального права».

Конституционное право представляет собой суперотрасль права, надотрасль, стоящую над всеми отраслями национального права и выступающую их основой.

Отсюда возникает вопрос, к какой группе отраслей — публичному или частному праву — относится конституционное право?

Конституционное право обычно относят к публичному праву, причем к его основной части. Однако иногда его называют публично-частным правом.

С решением вопроса о публично-правовой или частно-правовой природе конституционного права связано решение другого вопроса: где проходит грань между конституционным и другими отраслями права?

Или эту грань невозможно определить?

Возвращаясь к образу ствола и ветвей, как определить, где и в какой точке ствол переходит в ветви? А если у дерева два ствола?

А так оно и есть: один ствол — конституционное государственное право, другой ствол — конституционные основы отраслей национального права. Этот ствол состоит из отдельных частей. каждую из которых составляют нормы отдельной отрасли национального права: гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д. Соответственно из каждой такой части вырастают отдельные ветви, каждая из которых составляет отдельную отрасль права: соответственно гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д.

Право на труд (или как сейчас в п.1 ст. 24 Конституции РК — право на свободу труда) регулируется нормами конституционного права. Но одновременно это нормы и трудового права в том широком его понимании, которое господствует в науке трудового права. Если говорить о частном трудовом праве, то нормой трудового права является, например, норма п. 4 ст. 24 Конституции РК: «Работающим по трудовому договору гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Несомненно, одновременно эта норма и конституционного права.

Если пример, с трудовым правом не убеждает, то как отнестись к такой норме: граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (п. 1 ст. 26 Конституции РК). Несомненно, это нормы гражданского права. Они закрепляются и получают дальнейшее развитие в ГК (ст.ст. 191, 192 и другие). Несомненно также, что это нормы и конституционного права.

Нормы гражданского права закреплены во многих статьях Конституции Республики Казахстан, — например, ст. 6 о государственной собственности, ст. 2 о правах и свободах человека и гражданина (в частности, п. 4 ст.12 о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства), ст. 13 о правосубъектности, ст. 18 о личных имущественных правах, ст. 20 об информации, ст. 21 о праве свободного передвижения, ст. 22 о свободе совести (объединяться в религиозные организации), ст. 23 об общественных объединениях, ст. 25 о праве на жилище, ст. 26 о праве граждан на частную собственность и на предпринимательство, ст. 29 — услуги на охрану здоровья, ст. 30 — услуги на получение образования, подпункт 4) ст. 66 о праве Правительства РК на организацию управления государственной собственностью.

То же самое можно сказать и о других отраслях права. Все отрасли права как основные, так и комплексные, получили или должны получить закрепление в Конституции. Конституция является основой, базой и источником всех отраслей права.

Это значит, что Конституция является источником и конституционного, и всех других отраслей права. Это значит, что одна и та же норма находится в составе и конституционного права, и в составе, например, гражданского права.

Как раз этот вопрос является камнем преткновения для всех конституционалистов: как можно допустить, чтобы одна и та же правовая норма находилась одновременно в составе сразу двух отраслей права.

Между тем эта проблема легко решается с позиции теории комплексных отраслей права.

Конституционное право — эта суперотрасль, надотрасль, стоящая над всеми отраслями права. Оно стоит во главе пирамиды отраслей права. И все отрасли права берут из него начало. Нормы этих отраслей, проросшие в конституционное право, являются ведущими, основой и началом этих отраслей права. Но поскольку отрасли права являются и публичными, и частными, то и нормы конституционного права в этой части являются и публичными, и частными. А отрасль права, объединяющая в себе публичные и частные нормы, по моей концепции, является комплексной отраслью права.

Конституционное право, на мой взгляд — это комплексная суперотрасль права.

«Конституционное государственное право»- это публичное право. А вот «конституционные основы отраслей национального права» состоят из норм как публичного, так и частного права.

. См.: Подвижник Права: Памяти Нагашбая Шайкенова. В 2-х т. Изд. 2-е. Том 1/ авт. сост. Л.А. Шайкенова. Астана: Фолиант, 2002. С. 314-317.

. См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 79-80, 85-88.

. См.: Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. 2-е изд. МЗ Пресс, 2001. С. 21-22.

. См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2т. Т I / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 889-890 (автор главы — Шерстобитов А.Е.).

. См.: Советское конституционное право / Под. ред С.И. Русиновой и В.А. Рянжина. Л.: Изд. ЛГУ, 1975. С. 10-11 (автор главы- В.А. Рянжин).

. См.: Там же. С. 11.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *