Основы национальной безопасности

Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации

Д.А. Гильмуллина, аспирантка, Башкирский ГУ;

И.В. Чикенёва, к.б.н., Оренбургский ГПУ

В России, в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности, проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Суверенное существование «российской нации как нации наций» связано с решением внутриполитических, экономических, социальных, экологических, геополитических и военных мер, предполагает предупреждение актов внешнего военного давления, вооружённое противостояние потенциальному противнику, недопущение вмешательства во внутренние дела. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных учёных является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности. Однако до сих пор не выработано единого подхода к определению основного понятийного аппарата в области национальной безопасности. Безопасность как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» — это прежде всего статика, но в нашем меняющемся мире национальная безопасность должна быть динамичной, чтобы своевременно и адекватно отвечать на меняющиеся опасности и угрозы .

Национальная безопасность характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории национальных интересов. Этот подход был предложен социологом У. Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, т.е. преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, т.е. создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений. Наиболее известными авторами работ по проблеме национальной безопасности являются: Б. Броуди, М. Гальперин, Г. Кан, Г. Киссинджер, Г. Ласвелл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др. В настоящее время проблема национальной

безопасности — центральная в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа».

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

Национальная безопасность представляет систему, состоящую из элементов — ценностей, интересов, угроз и других факторов воздействия на интересы, которые сами представляют развивающиеся системы. Национальная безопасность является общим понятием по отношению к видам национальной безопасности, поэтому их правильная дифференциация способствует выработке стратегии обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность — это многогранное явление, имеющее неоднозначное толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона. Оно должно рассматриваться, во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в многонациональное государство — Российскую Федерацию — наций и национальных групп. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации .

Объектами национальной безопасности выступают права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства. Субъекты обеспечения национальной безопасности — это государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти); граждане; общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общей функцией системы национальной безопасности является выработка стратегии национальной безопасности,

предусматривающая подготовку и использование сил и средств, координацию информации об угрозах, контроль за реализацией стратегии национальной безопасности и т.д. Специфическими функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств, обеспечение их жизнедеятельности и управление ими в повседневных и чрезвычайных условиях и т.д.

Национальная безопасность имеет три взаимосвязанных уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Национальная безопасность включает в себя:

• государственную безопасность, характеризующую уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз;

• общественную безопасность, выраженную в уровне защищённости личности и общества, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;

• техногенную безопасность — уровень защищённости от угроз техногенного характера;

• экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;

• экономическую безопасность;

• энергетическую безопасность;

• информационную безопасность;

• безопасность личности.

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности её пограничного пространства;

• подъём экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъём и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

• коренное улучшение экологической ситуации в стране .

Правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Конституционно-правовую базу национальной безопасности РФ составляют :

Основополагающие документы:

> Конституция Российской Федерации (извлечение — статья 83) от 12 декабря 1993 г.

> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537.

Военная и оборонно-промышленная безопасность:

> Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146.

> Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года от 27 июля 2001 г. Пр-1387.

> Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ.

> Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ.

> Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2194.

> Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2196.

Международная безопасность:

> Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 г.

Экономическая безопасность:

> Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.

> Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения) от 29 апреля 1996 г. № 608.

> Экологическая доктрина РФ от 31 августа

2002 г. № 1225-р.

> Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 г. Пр-1969.

> Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

Государственная и общественная безопасность:

> Основные положения региональной политики в Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.

> Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 г., № 909.

> Основы пограничной политики Российской Федерации, от 5 октября 1996 г.

> Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Проект стратегии государственной антинар-котической политики Российской Федерации (версия для обсуждения) от 13 ноября 2009 г.

Антитеррористическая деятельность:

> Официальный интернет-сайт Национального антитеррористического комитета,

> Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня

2003 г., 22 августа 2004 г.).

> Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

> Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г.).

Информационная безопасность:

> Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

> Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

> Приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.

> Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.

Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Литература

1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

4. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

5. Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. сайт URL://http://www.scrf.gov.ru

М.С.Алёшенков, доктор философских наук, профессор, доктор философских наук, профессор, ректор академии Московской академии комплексной безопасности
ОБЖ № 11 2005 года (Продолжение цикла лекций. Начало см. № 10 — 2005 г. Полностью лекция опубликована журнале)
Цели лекции:
1. Рассмотреть современные научные и практические основы национальной безопасности России.
2. Сформулировать цели и задачи системы национальной безопасности.
3. Уяснить основные направления обеспечения национальной безопасности.
4. Рассмотреть состав и структуру органов национальной безопасности.
5. Изложить научные основы концепции национальной безопасности.
Время: 2 академических часа.
Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.
Национальная безопасность
Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие «национальная безопасность». Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.
Национальная безопасность Российской Федерации — это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ «О национальной безопасности».
Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.
1. Приоритет национальных интересов.
2. Законность.
3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.
4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.
5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
6. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.
Основные элементы концепции национальной безопасности России
Концепция национальной безопасности России — это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.
Национальными интересами России на этапе перехода к рыночным отношениям являются:
1. Предотвращение угроз по всему их спектру.
2. Территориальная целостность страны.
3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав.
4. Интересы России в политической и геополитической сфере.
5. Экономические интересы.
К основным объектам национальной безопасности относятся:
• личность, ее права и свободы;
• государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Источники угроз национальной безопасности
Существуют три основных источника угроз национальной безопасности России:
1) геополитические противники;
2) компрадорски ориентированная часть российской элиты;
3) организованная преступность.
Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для определенных сил за рубежом направлении:
• недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства;
• ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия;
• удушение индустрии, науки, сельского хозяйства;
• утечка капиталов;
• недопущение России на мировые рынки;
• перекачка ресурсов и др.
Направления национальной безопасности
В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).
Система национальной безопасности России
Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности.
Система национальной безопасности — это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.
Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются:
• ее территориальная целостность;
• воспроизводство народонаселения;
• уровень государственно-экономического самосознания народа;
• экономическое и социальное благополучия;
• психическое и физическое здоровье;
• права, свободы и обязанности граждан.
Задачами системы национально-государственной безопасности являются:
• разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;
• формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;
• восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
Структура системы национально-государственной безопасности
Структуру названной выше системы составляют:
• органы и силы безопасности;
• государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
• отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
Органы и силы национально-государственной безопасности
К органам национальной безопасности относятся:
• органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
• органы внутренней безопасности: МВД — ведомство гражданской безопасности; ФСБ — ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
• органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
• органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора — Гостехнадзор, Госпожнадзор;
• органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
• органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомис-сия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
К силам национальной безопасности РФ относятся:
• внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
• внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.
Меры и средства обеспечения национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.
Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:
• государственной защите национальных интересов;
• национальной дипломатической политике;
• поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;
• быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;
• готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.
Функционирование системы национальной безопасности России
Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:
• мирного времени;
• повышенной готовности;
• чрезвычайного положения;
• военного времени.
Режим мирного времени — это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.
В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.
Режим военного времени — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.
Контрольные вопросы:
1. Что такое национальная безопасность?
2. Назовите принципы обеспечения национальной безопасности?
3. Дайте определение угроз национальной безопасности.
4. Объекты и источники национальной безопасности.
5. Назовите направления национальной безопасности.
6. Что такое система национальной безопасности?
7. Что входит в состав системы национальной безопасности?
8. Назовите задачи Совета Безопасности РФ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *