Основы православной культуры

Вопросы по курсу «Основы православной культуры» материал по теме

Вопросы для викторины по курсу ОПК 5-9 классы

  1. Вопрос: Заполните географическую ленту христианства. С какими Библейскими событиями связанны эти географические названия?

Ответ:

Вифлеем

Назарет

Иордан

Иерусалим

Рождение Иисуса

Бегство из Египта

Крещение

Иисус преуспевал в премудрости и любви к Богу.

  1. В: Когда православие было государствообразующей религией на Руси? И что это значит?

Ответ: С 988 года, вошедшего в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени православие официально стало государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства.

  1. В: Кто и где крестил Иисуса Христа?

О: В 30 лет Иисус Христос был крещен в реке Иордан Иоанном, названным за свою миссию Предтечей (предшественник) и Крестителем Господа Иисуса Христа.

  1. В: Что означают слова Апостол, Евангелие, Библия?

О: Апостол – посланник, ученик Христа

Евангелие – «Благая весть»

Библия – Священное Писание христиан; является главным источником знаний о Боге

  1. В: Как называется место для:

— встречи с Богом каждого человека;

— соборных (совместных, общих) молитв;

— совершения богослужений;

— совершения Таинств Православной церкви (Крещение, Исповедь, Причащение, Миропомазание, Елеосвящение, Священство и Брак или Венчание)?

О: Храм

  1. В: Назови известные тебе храмы, посвященные Богу в память событий из жизни Христа, Божьей матери, святых, или чудотворных икон.

О: Храм Вознесения Господня в Иерусалиме, Храм Воскресения Господня, Собор Покрова Божьей Матери, Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Архангела Михаила…

  1. В: Из каких частей состоит Скиния Собрания и Откровения?

О: 1) Святое Святых, 2) Святилище, 3) Двор Скинии

  1. В: В какой из книг Библии описано получение ветхозаветным пророком Моисеем Божественного Откровения об устройстве Скинии?

О: В книге «Исход»

  1. В: Каким частям Скинии Собрания и Откровения соответствуют Алтарь, Неф и Притвор новозаветного храма?

О: Алтарь – Святое Святых, Неф – святилище, Притвор – двор Скинии

  1. В: Что обычно изображено на Царских вратах новозаветного храма?

О: Сюжет Благовещения и образы четырех евангелистов

  1. В: Назови ярусы иконостаса в церкви

О: 1-местный; 2-деисусный; 3-праздничный; 4-изображение ветхозаветных пророков; 5-Ветхозаветная Церковь;

  1. В.Чем отличается храм от других архитектурных сооружений – жилых домов, крепостей, дворцов, театров и др.:

А) по назначению?

Б) по внешнему виду?

В) по внутреннему устроению и убранству?

О: А) Храм имеет особое назначение, создается для верующих, для их соборных молитв, и совершения Таинств.

Б) Главная внешняя особенность православного храма – его купольное завершение с водруженным на нем православным крестом.

В) Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное Небо, сооружаемый таким образом, чтобы создать впечатление глубины, незыблемости и прочности духовного мира.

  1. В: Существует большое количество образов Пресвятой Богородицы. Можно условно выделить три основных типа иконографии Богородицы. Назовите их.

О: Умиление (Елеуса), Путеводительница (Одигитрия), Молящаяся (Оранта)

  1. В: Что подарили волхвы младенцу Иисусу?

О: золото – символ царственности, как царю; ладан – знак особого благоволения, как Богу; смирну – как человеку, который добровольно примет смерть.

  1. В: Согласно Ветхому Завету посредине Рая стояли два дерева это ……?

О: дерево жизни и дерево познания добра и зла.

  1. В.Что означают следующие элементы изображения ангелов на иконах: Нимб, далматика, гиматий, мерило.

О: Нимб – символ излившейся Божией благодати, далматика – мантия, гиматий – плащ, мерило – посох архангела, который является знаком посланничества.

  1. В: Святой Апостол, первым последовавший за Иисусом Христом, водрузивший крест в Киевских горах и пророчествовавший о возникновении на этом месте великого города со множеством Божьих Храмов и о распространении на Руси Христианства.

О: Святой апостол Андрей Первозванный.

Вопросы по курсу ОПК 10-11 классы

Направление: Библейские сюжеты в литературе и искусстве

  1. В: Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II века до Р.Х. Перевод священных книг на славянский язык начат был равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX в. Когда Библия была переведена на русский язык и сколько книг она содержит?

О: На русский язык Библия переведена в середине XIX века. Русская православная Библия, как и славянская, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

  1. В: Многие художники, которых волновала проблема жизни и смерти, обращались к библейским сюжетам, особенно к сюжетам Нового Завета, к жизни Иисуса Христа, смыслом которой и была победа жизни над смертью.

Назовите этих художников и их произведения.

О: И.Н. Крамской «Христос в пустыне», В.Д. Поленов «Христос в Гефсиманском саду», «Христос и грешница», Н.Н. Ге «Тайная вечеря», «Распятье», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»…

Направление: История

русской православной церкви

  1. В: Что такое Вселенский Собор?

О: Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической (Вселенской) Церкви, по возможности, со всей вселенной для утверждения истинного учения и благочиния между Христианами.

  1. В: Сколько было Вселенских Соборов?

О: Семь:

  1. Никейский (325 г.)
  2. Константинопольский (381 г.)
  3. Ефесский (431 г.)
  4. Халкидонский (451 г.)
  5. Константинопольский – 2-й (553 г.)
  6. Константинопольский – 3-й (681 г.)
  7. Никейский – 2-й (787 г.)
  1. В: Откуда взято правило собирать Соборы?

О: Из примера Апостолов, которые держали

Собор в Иерусалиме (Деян.,15)

Направление: История России в свете Православия

  1. В: XIV в. – период расцвета православной культуры. Он был связан с распространением исихазма. Что представляет собой это учение?

О: Исихазм – учение о молитве – созерцании, требующей уединения. Исихасты верили, что таким образом можно обнаружить присутствие Бога в мире – увидеть божественный, «несотворённый» свет. Традиция исихазма на Руси повлияла, прежде всего, на развитие монашества.

Направление: Православие на Кубани

  1. В: Какая церковь была построена на Тамани запорожцами и освящена в 1794 г.?

О: Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

  1. В: Великая русская императрица Екатерина II, даровав земли черноморцам, повелела устроить первый мужской монастырь. Монастырь было велено строить по примеру Саровской обители, известной строгостью жизни иноков. Как назывался этот монастырь?

О: Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь.

  1. В: Кавказские войны тянулись около столетия. Живым памятником жестокой войны и минувшего почти векового страдания казачьих поселений и во славу Всевышнего Бога, даровавшего многострадальному Кавказу мир, стал этот монастырь.

О: Михайло-Афонская Закубанская пустынь.

Направление: Иконопись

  1. В: На иконах часто встречаются изображения ангельских чинов. Назовите их.

О: Серафимы (древнееврейское – пламенные) – это высшие духовные существа, пламенеющие любовью к Господу. Изображаются в окружении шести красных крыльев. Херувимы (древнеевр. – мудрость). На иконах они окружены шестью или четырьмя крылами голубого или зеленого цвета. Престолы. Они изображаются в виде колёс со множеством глаз на ободьях.

  1. В: На иконах часто можно увидеть изображения символов евангелистов. Как символично изображали Св. Матфея, Св. Марка, Св. Луку, Св. Иоанна?

О: Св. Матфей – ангел

Св. Марк — лев

Св. Лука – телец

Св. Иоанн – орёл

  1. В: Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гиматий – синего. Что символизируют сочетания этих цветов?

О: земную – человеческую и небесную – Божественную природу Спасителя.

Направление: Особенности архитектуры православного храма

  1. В: Исторически сложились три основные типа православного храма. Перечислите их.

О: 1. Базиликальный

2. Крестово-купольный

3. Шатровый

  1. В: В древности возводились православные храмы круглой и восьмигранной формы. Что это означало?

О: Храм круглой формы – символ вечности, восьмигранной – как знак восьмиугольной вифлеемской звезды.

  1. В: Для наружной отделки стен православных храмов характерны скульптурный декор и росписи. Настенные росписи имеют религиозную символику. Что означает изображение виноградной лозы на колоннах?

О: Символ рая и таинства причащения.

  1. Для русских православных церквей характерно пятиглавие. Реже встречается другое количество куполов – 2,3,7,9,10,13. Что означает количество куполов?

О: 2 – два естества Христа (Бог и человек), 3 – Пресвятая Троица, 5 – Христос и 4 апостола – евангелиста, 7 – семь церковных таинств, семь Вселенских Соборов, 9 — небесное воинство – 9 ангельских чинов, 10 – Христос и 9 ангельских чинов, 13 – Спаситель и 12 апостолов.

  1. В: Полумесяц над крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются якорь и церковный корабль. Что это символизирует?

О: Якорь – символ Спасителя и надежды; церковный корабль – корабль, кормчий которого Христос.

Направление: Православный календарь (годовой круг)

  1. В: Все священнодействия Церкви можно разделить на 2 группы. Назовите их.

О: 1) богослужение 2) таинства и обряды

  1. В: Что такое «годовой круг богослужения»? Назовите главные христианские праздники.

О: Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых. Главный христианский праздник года – Пасха. Некоторые из праздников совершаются в определенные дни недели (непереходящие праздники), например Рождество Христово, Богоявление, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне и другие. Некоторые праздники празднуются каждый год в разные дни (переходящие), например, Пасха и зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Св.Троицы и др. Самые большие праздники предворяются постами.

Направление: Православная этика

  1. В: Почему женщине следует в храме покрывать голову?

О: Мужчина – не должен покрывать голову, т.к. он есть образ и слава Божия, а женщина есть слава мужа. Женщина должна иметь на голове знак власти над ней, для Ангелов.

  1. В: Что такое «тезоименитство»?

О: Слово «тезоименитство» значит «одноименность» чьего-либо имени с именем святого.

Направление: Агиография

  1. В: Этот святой почитается как заступник земли русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства, и детей,желающих успехов в учении.

О: Сергий Радонежский

  1. В: Всю свою жизнь преподобный посвятил созданию летописных книг, таких как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Феодосия». Мощи святого покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

О: Святой преподобный Нестор-летописец.

Православная викторина с ответами на уроках Основы православной культуры в 7 — 8 классах

Православная викторина «Наша вера – наше спасение» Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ Православной Культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам православную викторину «Наша вера – наше спасение». Материалом для составления православной викторины послужила православная литература и журналы. Использовать материал можно в самой разнообразной форме, как на уроках Основ православной культуры в 7 — 8 классах, так и на занятиях в Воскресных школах.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о православных религиозных традициях, истории христианства;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Оборудование: Выставка православных книг Православная викторина «Наша вера – наше спасение»
Силой русского воинства всегда был его христианский дух, а залогом побед – глубокая вера наших предков в торжество Православия. Главным же стержнем нашего военного искусства была, есть и всегда будет евангельская истина: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Святые князья Борис и Глеб, князь Михаил и боярин Феодор, святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, а также Минин и Пожарский, Александр Суворов и Федор Ушаков, Михаил Илларионович Кутузов и многие другие герои нашего прошлого. Полководцы и простые воины, — все они являлись примером не только ратной доблести, но и благочестивой жизни, твердости в вере, смирения и самопожертвования. Велик грех наших предков и отцов, вольно или невольно лишивших нас бесценного святоотеческого наследия. Но, как говорится, повинную голову меч не сечет, и покаянную душу, Господь помилует. Теперь нашей заботой стал труд возрождения великих традиций русского народа, в том числе и в делах ратных.
Мы должны вернуть современному подрастающему поколению защитников отечества – то, что было отнято у нас, — славные воинские традиции, проникнутые православным духом.
Лютый враг от нас не скроется.
Пусть трепещет, пусть бежит.
Пресвятая Богородица.
Землю нашу защитит.
1. Искони православный народ Руси в годины бед – вражеских нашествий, смут и общественных потрясений, природных катаклизмов, гладов и моров – прибегал к заступничеству – Пресвятой Богородицы. Так ведется, и доныне: ограждают Российскую землю чудотворные иконы Божией Матери, Заступнице нашей земли. Назовите, какие чудотворные иконы Божией Матери, Заступнице нашей земли, ограждают Российскую землю.
— Тихвинский образ хранит и благословляет северные пределы Отечества.

Иверский и Донской защищают южные.


Почаевская и Смоленская иконы ограждают Русь Святую с запада.


На востоке лучами благодати осеняет Россию Царица Небесная через икону Свою Казанскую.

А в центре, в стольном граде Руси, немеркнущим светом озаряет нашу Родину Владимирский образ Божией Матери.

С какою кротостью
И скорбью нежной
Пречистая
Взирает с полотна!
Грядущий час
Печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!
К груди Она
Младенца прижимает
И Им любуется,
О Нем грустя,
Как Бог, Он взором
Вечность проницает
И беззаботен, как дитя!
2. Скажите, кто написал и на чем Владимирский образ Божией Матери, который немеркнущим светом озаряет нашу Родину в стольном граде Руси?
— Владимирский образ Божией Матери, написанный по Ее благословению апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершалась Тайная Вечеря – первая Евхаристия, ознаменовавшая начало спасения человечества на Крови нашего Господа, начало новой жизни.
3. 1 августа 1164 года после победы князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в войске было явлено знамение от двух икон. Назовите эти иконы и скажите, какое знамение было явлено?
— Знамение было явлено от двух икон: Владимирского образа Божией Матери и выносной двухсторонней «Спас Нерукотворный» — «Поклонение Кресту». От этих икон засияли лучи ослепительного света.
4. Первая панихида по павшим героям Куликовской битвы была отслужена в день памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). С тех пор был установлен ежегодный день поминовения павших за Отечество воинов в первую субботу после 26 октября, теперь уже поминают не только воинов но и всех ушедших от нас сродников. Скажите, как называется этот поминальный день?
— Первую субботу после 26 октября называют Димитриевской субботой. В просторечии – большой родительской субботой.
5. Скажите, какие по всей Руси воздвигались церкви и храмы в честь славной победы на Куликовском поле и в честь праздника, совпавшего с днем сражения?
— Воздвигались храмы и церкви в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совпавшего с днем сражения.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы ст. Тацинская Ростовская область
Храм Рождества Пресвятой Богородицы — город Королёв
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
6. Скажите, с какими словами князь Димитрий Донской ринулся в битву на Куликовом поле.
— Слова князя, с которыми он ринулся в битву: «Бог нам прибежище и сила».
Летите, росские орлы,
Карать рушителей спокойства!
Во всех странах гремят хвалы
И слухи вашего геройства…
Геройский жар нося в сердцах,
О россы! предков превзойдите,
И к нам в торжественных венцах
И с мирной ветвию придите!
Михаил Херасков «Ода Российскому воинству»
7. Скажите, чьи имена святых, чтимых на Руси, носили и боевые ордена?
— Святого апостола Андрея Первозванного,
святого равноапостольного князя Владимира,
святого Александра Невского,
святой Анны,
святого великомученика Георгия Победоносца
8. Священным ритуалом для воина было принятие присяги. Скажите, как солдат произносил ее торжественные слова? Ведь величайшим грехом перед Богом и людьми считалось нарушение присяги.
— Солдат произносил ее торжественные слова, держа правую руку над лежащим перед ним Крестом и Евангелием, а по прочтении целовал эти святыни. И величайшим грехом перед Богом и людьми считалось нарушение присяги: «… суровый закон, стоящий на страже государственных интересов, покарает клятвопреступника, как негодного гражданина; гнева Божия не минует он за иудино лобызание креста и Евангелия».
9. Скажите. Что говорил обращаясь с напутственным словом к своим воинам А.В. Суворов готовясь к штурму предместья Варшавы в 1794 году?
— Обращаясь с напутственным словом к своим воинам А.В. Суворов говорил: «Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди, помолимся господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это то по–русски, это необходимо»
Он Россию свою
В самом трудном бою
Был готов защищать.
Был он дерзок и смел,
Одного не умел:
Не умел, не умел отступать…
А солдат рядовой
Дорог был для него
И роднее всего.
И хотя был он строг,
Но солдата берег,
Потому и любили его.
Он Россию любил,
Он России служил,
Ростом мал, да удал.
И никто не забыл,
Как он брал Измаил,
Как геройски всегда воевал.
10. Скажите, что такое «Капральской тетради»? Чему учил беззаветно преданный Отечеству А.В. Суворов своих чудо – богатырей в своей «Капральской тетради»?
— «Капральская тетрадь» — это наставление, написанное А.В. Суворовым для русских воинов.
«Капральской тетради» мы читаем:
Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества — с нами Бог. Молись Богу, от Него победа.
«Пресвятая Богородица, спаси нас! Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» — без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай.
Всякое дело начинать с благословением Божиим.
До издыхания будь верен Государю и Отечеству. Избегать роскоши, праздности и корыстолюбия, искать славу через истину и добродетель. Дух укрепляй в вере отеческой, православной.
Безверное войско учить — что перегорелое железо точить. Что дерево без корня, то — почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией.
Воздай честь Небу, а потом земле.
Люби истинную славу. Отличай честолюбие благородное от надменности и гордости.
Научись заранее прощать ошибки других, но никогда не прощай себе своих.
Победи себя — будешь непобедим.
Зри в части — семью, в начальнике — отца, в товарищах — братьев. Нога ногу укрепляет, рука руку усиляет.
Стреляй редко, да метко. Пуля дура, а штык молодец. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает. Широкий шаг ведет к победе. Работать быстро, скоро, по-русски.
Штыки, быстрота, внезапность. Неприятель нас не чает: атакуй с чем Бог послал.
Недорубленный лес опять вырастает. Казаки везде пролезут, их быстрота завершит победу. Неприятель сдался — пощада.
С пленным быть милосерду — солдат не разбойник. Грех напрасно убивать — они такие же люди.
Поражать неприятеля человеколюбием. Бог нас водит. Он нам генерал. Вот — братцы — воинское обучение.
Вся жизнь твоя — разверста книга,
Могуща подавать пример,
Как в мире чтить себя заставить,
Не предками — собой блистать,
Отечество, себя прославить
И в род и род не умирать.
И.И.Дмитриев
11. Назовите, Мудрые мысли и крылатые выражения А.В.Суворова.
— Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!
Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.
Всемогущий Боже! Даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно.
Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.
Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.
Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Просветлевший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!
Штык, быстрота, внезапность — это вожди россиян.
Мы русские, мы все одолеем.
От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.
Готовься в войне к миру, а в мире к войне.
«Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству».
А.В. Суворов.

Рекомендуем посмотреть:

Православная викторина с ответами для учащихся 7-9 классов Православная викторина для детей с ответами Православная викторина с ответами для школьников 7-9 классов Православная викторина с ответами для школьников 5-6 классов

Этот учебник с иллюстрациями по модулю ОПК предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов общеобразовательной школы кандидата философских наук Андрея Кураева, ныне протодиакона – одна из первых электронных версий. Текст и материалы станут хорошим подспорьем и для педагогов, и для родителей, обучающих детей дома.

Ранее неофициальное издание было подготовлено, сверстано и составлено в 2010 году после большой подготовительной работы церковного редакционного совета и выложено в сеть интернет. После некоторых редакций и апробирования в школе учебник был принят и теперь повсеместно используется на уроках ОПК. Он признан лучшим в современном образовательном пространстве.

Учебник – достойный ответ противникам этой школьной дисциплины, ошибочно и категорично считающим ОПК проповедью православной веры школьникам. Автор отец Андрей подчеркивает не религиозную, а именно культуроведческую направленность курса. К слову, именно таким и предполагала его Русская Православная Церковь, когда инициировала модуль по предмету.

Все темы, проблемы, понятия учебника отца Андрея Кураева, по сути, отвечают на вопрос: что такое культура и религия, какова связь между ними?

Учебник хорош тем, что практически ориентирован на занятия с детьми данного возраста. Автор учитывает и тот факт, что на курс ОПК выделено совсем небольшое количество часов в школьной программе, что для изучения основ православной культуры ничтожно мало – поэтому его учебник имеет хорошо организованную структуру, кратко и лаконично излагает материал, дает четкие и понятные определения и понятия.

Начало курса (4 класс) включает 17 уроков, из которых 16-й полностью отведен на зачетные задания, а 17-й является обобщающим. В главах-уроках кратко рассмотрены такие масштабные темы как православие и культура, отношения Бога и человека, Христос, заповеди, этические основы, устроение храма, икона.

Продолжение курса в 5 классе укладывается в 12 уроков-глав, раскрывая и культурно-исторический, и духовно-понятийный пласты: Церковь в истории, заповеди блаженств, чудо, Суд Божий, причастие. С православно-христианской точки зрения рассматриваются такие явления и ценности, как природа, семья, защита Отечества и труд.

Тема труда в учебнике является заключительной, ее подача автором очень любопытна, актуальна в наши дни и, пожалуй, заслуживает внимания, потому что поднимает в том числе и социальные проблемы.

Автор акцентирует тему воздаяния за труд, которая раскрывается в Библии: «Кто пашет, должен пахать с надеждою», говоря о том, то недопустимо ввергать людей в нищету, задерживая работникам зарплаты, увеличивая рабочее время и ужесточая их условия труда. Хотелось бы, чтобы учебник попал в руки некоторым работодателям, которые жертвуют на храмы, но при этом неохотно выплачивают заработанное. Кроме того, автор учебника показывает детям, что у понятия труда есть духовное измерение. По словам протодиакона Андрея Кураева, «…труд – это не просто средство пропитания, это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает опыт, знания, закаляет характер».

Емкий и насыщенный понятиями курс ОПК умещается всего на 200 страницах пособия.

Культурологическая направленность отражена не только в тексте, но и в прекрасном иллюстративном материале, который вдумчиво, с большим художественным вкусом и знанием русской и европейской изобразительной культуры подобрал отец Андрей вместе с иллюстратором. Издание высоко эстетичное – его украшают фрески и иконы кисти Дионисия, Рублева и Павла Корина, шедевры Рембрандта и гравюры Доре, яйца Фаберже, а также картины в исполнении Репина и Иванова, Юона и Петрова-Водкина, Нестерова и Врубеля, Поленова и Васнецова, Кустодиева и Айвазовского, Васнецова и Рябушкина, и т.д.

Наилучшему усвоению материала способствуют и стихотворения Майкова, Алексея Толстого, Лермонтова, духовные стихи. Кроме того, после каждой главы есть вопросы для повторения.

Словом, даже взрослые читатели, не равнодушные к культуре и искусству, а также малознакомые с богатейшей и разнообразнейшей культурой православия, тоже получат большое удовольствие от знакомства с этой книгой.

Напомню: решение о том, чтобы попробовать в 19 регионах страны школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» приняли осенью. Дальше чуть ли не в авральном порядке стали готовить все, что нужно для начала учебы. На подготовку учителей было чуть больше месяца. На написание учебников (шесть разных модулей) — всего три.

Мои коллеги из регионов прислали информацию: во многие школы учебные пособия попали за неделю до 1 апреля — с этого дня в четвертых классах должны начать эксперимент.

Говорят, модули дорабатывали практически у типографского станка.

А чуть раньше — в середине марта — свои претензии к окончательному варианту «Основ религиозных культур…» высказал автор православной части курса протодиакон Андрей Кураев, назвав правку, которую внесло издательство «Просвещение» в его работу, «маразмом атеистической педагогики».

— Была хорошая атмосфера сотрудничества, я очень благодарен своему редактору Евгении Аркадьевне Комаровой, — рассказывает «КП» Кураев. — Но, к сожалению, в самый последний момент, когда макет учебника уже был готов, все сверстано, вмешался гендиректор издательства Кондаков. Он влез чисто по-директорски, механически удалил из учебника две трети одного из уроков. В нем персонаж рассказывает детям, как христиане понимают слово «Бог». А как на уроке православной культуры об этом не сказать? Но оказалось, что это ненаучно и противоречит Конституции.

Отец Андрей пошел искать правды в Минюст РФ. Вскоре он получил бумагу за подписью Сергея Шахрая, одного из авторов Конституции, о том, что его текст ни по букве, ни по духу не противоречит Основному Закону.

— Но даже такой официальный ответ не удовлетворил издателя, — жалуется протодиакон.

Я позвонила Александру Кондакову, чтобы узнать, насколько серьезен конфликт. Может, разногласия настолько принципиальны, что пока рано детям преподавать предмет по модулю «Основы православной культуры»? Александр Михайлович удивился — правка была правильной как по техническим моментам, так и по существу. Кстати, сам Кураев с ней согласился и даже подпись свою поставил.

— Если исходить из Конституции в общем плане — текст господина Кураева вполне нормальный, — объясняет гендиректор «Просвещения». — Но если взять конкретную статью закона, в которой говорится о светском характере образования в России, то его текст не соответствовал этим требованиям! Что же касается правки, то любое издательство, особенно если работает с учебным текстом, его редактирует. Причины? Книга создается по жестким санитарным нормам — вес, размер шрифта. Более того, учебные пособия по всем модулям «Основ…» (имеются в виду «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и так далее. — Ред.) сделаны в едином формате. Мы ограничиваем текст, который можно использовать в рамках одного урока. Редактировали мы практически все пособия по «Основам…». И учебник Кураева вынуждены были править. Текст должен носить светский характер и соответствовать своему названию. Главное тут слово «культура». Его же рукопись носила явно вероучительский характер, что совершенно не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

ЭКСПЕРИМЕНТ ХОТЯТ СТЕРИЛИЗОВАТЬ

Отец Андрей с издателем не согласен. В своем блоге в Интернете он режет «правду-матку» о новом курсе и его создателях:

«Наш эксперимент разворачивается так, что заставляет вспомнить две присказки: «Жалует царь, да не жалует псарь» и «Если не сможешь остановить движение, возглавь его».

Слишком многие товарищи, которые в гробу этот эксперимент видели, бросились его возглавлять — и именно с целью его стерилизации».

Главный злодей, по словам Кураева, — Кондаков. Он «боролся за то, чтобы никакое другое издательство, кроме его, не было допущено к изданию учебников для эксперимента. Да еще их лично правил (к атеистической выгоде)… При этом только и ждет, чтобы эксперимент не получил продолжения».

Другой приступ негодования вызвала у автора православного модуля методичка для учителей, которую готовили специалисты Академии повышения квалификации работников образования.

«Это позорище… Здесь нет ни одной цитаты из моего учебника. Уроки названы не так. Перечисляемые иллюстрации не присутствуют. И вообще все сто страниц — треп ни о чем. К учебнику и к изучению православной культуры это издание не имеет никакого отношения, кроме названия. Методичку мне не показывали, при ее написании не советовались».

— С подачи господина Кураева на сайте Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ действительно появилось критическое мнение о методичке, — говорит первый проректор академии кандидат педагогических наук Алексей Рытов. — Мы связались с председателем отдела епископом Зарайским Меркурием. Он, как человек образованный и здравомыслящий, понял, что дело в технических моментах. Все комментарии по этому вопросу были немедленно удалены. Но отец Андрей упорно продолжает нас «поливать»…

А дело было так. Учебник Кураева, еще не полностью утвержденный, появился только 28 декабря. Готовые макеты методичек сотрудники академии сдали в печать 4 января. Они были выстроены на текстах другого автора, который был одобрен до Кураева, — профессора кафедры педагогики Московского государственного областного педагогического университета Людмилы Шевченко. Но книгу Шевченко в последний момент по каким-то причинам отклонили. Правку не могли внести физически.

— Протодиакон читал лекции учителям в нашей академии, — продолжает Алексей Рытов. — Ему ничего не мешало в своих выступлениях обратить внимание на проблемы с текстами. Учителя в регионах были предупреждены о несостыковках методички с учебником.

Но вот беда: на лекциях отец Андрей увлекался другим. Его риторика как человека, имеющего непосредственное отношение к церкви (протодиакон — старший дьякон в низшей ступени церковной иерархии), сильно подмачивала его духовный имидж. Согласитесь, диковато на лекции по «Основам православной культуры» учителям услышать от богослова, проповедника и миссионера: «Вы все вымрете, нехристи».

А ведь сам отец Андрей постоянно подчеркивает: в большинстве своем преподавать предмет будут не церковные и неверующие педагоги.

— К сожалению, протодиакон Кураев позволяет себе недопустимые с точки зрения воспитанного и образованного человека оценки, — говорит Алексей Рытов. — Мы уже не комментируем то, что он в Петропавловске-Камчатском при большом скоплении народа дважды назвал эксперимент «ублюдочным». А глава Минобрнауки Андрей Фурсенко и Патриарх Кирилл подчеркивают, что это светский педагогический эксперимент. Почему-то педагогическое сообщество не позволяет себе говорить о религиозном маразме, хотя его, как мы видим, предостаточно.

«НА КУРС НАДЕВАЮТ ТОЛСТЫЙ ПРЕЗЕРВАТИВ»

И другие высказывания протодиакона можно назвать крепковатыми. Например, его совершенно выбили из равновесия культурологические задачи курса: «Основы религиозных культур и светской этики» являются прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности… Она включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям».

Более того, он его оценивает как «смертный приговор России!». «Со слова «культура» нужно снять нимб, — пишет в своем блоге Кураев. — Оно не равняется слову «искусство», а культурология не равняется искусствоведению. Культура — это все то, что делаем мы — люди. Свинья не свинячит — свинячит человек. Есть криминальная культура. На «Радио Шансон» отнюдь не обезьяны поют про романтику тюрьмы. Доброжелательное отношение к любой культуре означает доброжелательное отношение и к гей-культуре… По мнению авторов этой чудовищной декларации, среди целей курса даже не значится освоение ребенком ценностей самой православной культуры. У авторов явно в глазах еще сталинские линзы, для них религия — это зараза, нечто среднее между триппером и сифилисом. Поэтому им так важно надеть на наш курс большой и толстый презерватив, чтобы никакая религиозная инфекция в мозги детей не попала».

Кураев видит зло и в том, что все шесть учебников начинаются одним и тем же уроком, который писал член-корреспондент РАО профессор Александр Данилюк.

— В этом вводном уроке дается странное определение духовности, — уверен Кураев. — Странно, когда на обложке учебника написано «Основы православной культуры» и первое, что узнает ребенок в нем, это абсолютно антихристианское понимание духовности.

Досталось от Кураева и учебнику «Светская этика».

— Там дается прямая проповедь аморализма, — возмущается протодиакон. — Там написано, что представления о добре и зле неоднократно менялись в ходе исторического процесса. Представления о зле, да, менялись. Но фундаментальные принципы добра всегда были одинаковые.

По мнению Кураева, два подчеркнуто нерелигиозных учебника, в том числе и «История мировых религий», получились скучными по сравнению с остальными модулями, которые «писались с любовью». Но в регионах родителей заставляют выбирать «Светскую этику».

Правда, общаясь с «КП», протодиакон был менее категоричен и в факте победы светского курса над православным злого умысла не узрел (во многих регионах именно этот курс выбрали большинство ребят и их родителей. — Ред.).

— Понятно, директорам школ так проще организовать преподавание одного модуля, а не пяти разных для одного и того же класса, — говорит Кураев. — Экономия — платить за два часа в неделю, а не за десять. Легче организовать помещение. Светский материал более привычный и понятный, чем конфессиональный. Просто надо разрешить родителям пересмотреть свой выбор. Ведь они его делали, не видя учебников, не понимая, о чем пойдет речь.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА — ГАРРИ ПОТТЕР

По словам Кураева, его путеводной звездой при написании учебника были слова Гарри Поттера, который сказал: «Какой ерунде нас учат в Хогвартсе. Вместо того чтобы рассказывать нам об астрологии, лучше бы нам объяснили, как мальчик может понять девочку».

— Вот и я очень хотел, чтобы эти уроки стали уроками самопознания ребенка, — рассказывает протодиакон. — В учебнике нет пересказа евангельской истории. Зато есть рассказы о милосердии и прощении, о сплетничестве и о подвиге. Я пробую познакомить ребенка с миром его собственной души. Что надо реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль у тебя в совести.

В течение последнего месяца я пыталась раздобыть сами учебники. В «Просвещении» мне их предоставить отказались: мол, их выпущено ограниченное количество, и даже одного лишнего комплекта нет. С трудом через друзей в одном из регионов буквально за пару дней до начала эксперимента мне удалось раздобыть книги. Но и у меня, человека православного, верующего, именно учебник Кураева, в отличие от модулей других конфессий, вызывал вопросы. Почему протодиакон проигнорировал Рождество Христово? Собственно, именно с него начинается история христианства. Ему отведено всего несколько предложений: «Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом. Как Бог Иисус творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти». И все.

Другие конфессии уделили рождению и жизни своих пророков по шесть уроков. Зато отец Андрей подробнейше описывает крестную смерть Христа, рассказывает о распятии — «это самая страшная казнь из казней, придуманных людьми». Как сколачивают крест и прибивают к нему руки и ноги. Конечно, смерть во искупление людских грехов и Воскресение Иисуса — главный смысл христианского вероучения, но в отсутствие рассказа о Его рождении выглядит довольно странно. Правда, отец Андрей не скрывает, что столкнулся с трудностями в написании учебника.

— Нужно было писать для четвероклашек, у которых до этого разговора о православии не было, — рассказывает Кураев. — По учебнику будут работать невоцерковленные педагоги. Да и я сам никогда в школе не работал. Сжатые сроки — три месяца. Но мне кажется, главное удалось. У ребятишек останется доброе после-вкусие от прикосновения к миру православия.

СПРАВКА «КП»

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит из шести частей-модулей: по православию, иудаизму, исламу, буддизму, мировым религиозным культурам и светской этике. Дети и их родители могут выбрать, какой модуль проходить. Прежде чем писались учебники по этим модулям, была составлена матрица, в которой определили, какое количество уроков отводится на обязательное знакомство с морально-нравственными понятиями «добро», «зло», «семья», «героизм», «предательство». То есть вне зависимости от того, основы какой религиозной культуры школьники изучают, об этих понятиях учителя обязаны им рассказать.

Участвовать в эксперименте по введению нового предмета вызвались 19 регионов страны. Предмет рассчитан на две четверти — последнюю в 4-м классе и первую в 5-м. Планируется, что эксперимент продлится два года.

ЦИФРЫ

Тираж разных модулей нового учебного курса (экз.)

«Светская этика» — 120 000

«Православная культура» — 80 000

«Мировые религиозные культуры» — 60 000

«Исламская культура» — 40 000

«Буддийская культура» — 14 000

«Иудейская культура» — 12 000

ВЫБОР СДЕЛАН

«Светская этика» победила «Религию…»

Как сообщают корреспонденты «КП», в большинстве регионов — участников эксперимента родители сделали выбор в пользу модуля «Основы светской этики».

Почти 60 процентов за изучение этого предмета в Калининградской, Томской, Тверской, Челябинской, Вологодской, Пензенской областях, в Удмуртии, Красноярском крае, на Камчатке.

В Еврейской автономии, Ставропольском крае и Тамбовской области предпочтение отдали «Основам православной культуры».

В Чеченской Республике из шести модулей «Основ…» учителя будут преподавать только два — ислам и православие. «Светская этика» тут народ не заинтересовала вовсе. В этой республике в эксперименте участвуют 440 школ. Из них в 22 школах будут изучать «Основы православной культуры» 73 ученика. «Основы исламской культуры» — 20 640 детей. Карачаево-Черкесия тоже сделала свой выбор в пользу исламского модуля. В Калмыкии большинство будут изучать «Основы буддийской культуры» и «Светскую этику».

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Поторопились?

И все-таки я не понимаю: к чему было так спешить? Зачем нужно было предмет разбивать на две части, чтобы захватывать и четвертый класс, и пятый? По-моему, преподавание такого щепетильного предмета, как «Основы религиозной культуры», сродни работе сапера: обронил неосторожное слово — спровоцировал взрыв. И тут ошибки педагога не менее страшны, чем ошибки военного, — только беда оторвать может не руку или ногу, а покалечить душу.

И шум, который поднял уважаемый мною Андрей Кураев, как раз и показывает: слишком все получилось второпях. «КП» уже писала о качестве подготовки тьюторов, то есть педагогов, которым, в свою очередь, предстояло объяснять учителям, как преподавать новый предмет ученикам (см. сайт kp.ru). Из некоторых регионов приехали преподаватели, которые искренне не понимали, к чему вводить новый предмет, а перед лекциями протодиакона Кураева бежали к нему целовать руки.

Про методические пособия и говорить не приходится…

И, главное, какой результат будет от сколоченного наспех курса? Боюсь, совсем не тот, какого от него ожидают.

Рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс. УМК А. Кураева «Основы православной культуры»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».

Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы православной культуры» в начальной школе отводится 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

2. Содержание программы

Основные задачи реализации содержания:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.

1.Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.

6.Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

7.Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8.Пасха. Воскресение Христа. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

10.Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

13.Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило этики называется «золотое».

14.Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

15.Икона. Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

17.Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

18.Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

19.Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

20.Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

21.Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

23.Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

24.Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

25.Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

26.Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

27.Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

28.Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

30. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

3.Тематическое планирование

№ темы

Раздел (тема) программы

К-во часов

Виды деятельности учащихся

Россия – наша Родина

Осознают чувство гордости за свою Родину, свой народ;

Осознают свою принадлежность к многонациональному российскому обществу;

Знакомятся с терминами и понятиями: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

Узнают государственную символику;

Знакомятся с содержанием учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с принципами работы с учебником «Основы православной культуры»;

Осознают достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

Культура и религия

Стремятся к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

Формулируют вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;

Знакомятся с терминами и понятиями: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

Человек и Бог в православии

Проявляют интерес к познанию Православия;

Знакомятся с терминами и понятиями: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека;

Составляют план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;

Работают в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

Православная молитва

Развивают познавательный интерес к новому учебному предмету;

Знакомятся с терминами и понятиями: молитва, благодать, апостолы, святые;

Соотносят правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);

Раскрывают авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

Библия и Евангелие

Знакомятся с терминами и понятиями: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;

Работают с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

Находят в текстах произведений библейские сюжеты.

Проповедь Христа

Сопоставляют информацию, полученную из различных источников;

Выделяют значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с терминами и понятиями: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;

Осознают ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди;

Работают со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

Христос и Его крест

Узнают основные события земной жизни Иисуса Христа;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;

Выявляют элементы общечеловеческих ценностей;

При помощи учителя определяют нравственные принципы собственного развития.

Пасха

Знакомятся с терминами и понятиями: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть;

Учатся осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;

Учатся уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

Знакомятся с приёмами монологической и диалогической речи;

Учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

Православное учение о человеке

Узнают смысл православного учения о человеке;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;

Отвечают на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

Совесть и раскаяние

Знакомятся с терминами и понятиями: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

Классифицируют и оценивают свои поступки;

Приводят примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;

Принимают готовность слушать и слышать собеседника.

Заповеди

Выбирают правильно информативные источники для получения дополнительных знаний;

Знакомятся с терминами и понятиями: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;

Подбирают к изучаемому термину его синоним или новое значение.

Милосердие и сострадание

Учатся понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека;

Знакомятся с терминами и понятиями: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

Учатся проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

Золотое правило этики

Находят примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;

Выделяют основные категории золотого правила нравственности;

Знакомятся с терминами и понятиями: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

Учатся выстраивать правильные взаимоотношения с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

Знакомятся с общепринятыми человеческими нормами морали и нравственности.

Храм

Учатся делать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Знакомятся с терминами и понятиями: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;

Учатся находить правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

Икона

Усваивают основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

Знакомятся с новым материалом;

Знакомятся с терминами и понятиями: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Творческие работы учащихся

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя;

Определяют и формулируют самостоятельно цель деятельности;

Ищут пути и средства её осуществления;

Составляют план действий по написанию творческой работы;

Сверяют свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Подготовка проектов

Выбирают темы проекта с помощью учителя;

Находят пути решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем;

Составляют план выполнения этапов проекта;

Выполняют презентацию своего проекта;

Учатся находить причины неуспеха и способы выхода из подобной ситуации.

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с терминами и понятиями: именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород;

Принимают участие в ведении группового диалога;

Учатся правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме.

Подвиг

Учатся творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;

Учатся понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;

Знакомятся с терминами и понятиями: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;

Учатся делать правильный личностный выбор.

Заповеди блаженств

Знакомятся с заповедями блаженств;

Знакомятся с терминами и понятиями: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;

Формулируют разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

Учатся избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

Учатся осознанному построению речевых высказываний по теме урока;

Приобретают навыки смыслового чтения изучаемого материала.

Зачем творить добро?

Знакомятся с терминами и понятиями: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;

Знакомятся с христианскими воззрениями на суть борьбы добра и зла в мире;

Стремятся к совершению добрых дел и поступков;

Оценивают свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;

Приобретают навыки работы с опорным конспектом.

Чудо в жизни христианина

Знакомятся с терминами и понятиями: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;

Учатся выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);

Стремятся к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;

Осознают значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.

Православие о Божием суде

Учатся объяснять происхождение понятия «Божий суд»;

Знакомятся с терминами и понятиями: Божий суд, бессмертие души, легенда;

Учатся понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;

Учатся самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;

Учатся составлять план урока с опорой на учебный материал.

Таинство Причастия

Знакомятся с сутью православных таинств;

Знакомятся с терминами и понятиями: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;

Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

Учатся самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»;

Учатся составлять сложный план по учебному тексту.

Монастырь

Знакомятся с терминами и понятиями: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;

Учатся составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;

Приобретают навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

Учатся умению оформлять мысли в письменной речи;

Учатся развивать эмоциональную отзывчивость.

Отношение христианина к природе

Знакомятся с терминами и понятиями: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;

Учатся осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;

Учатся умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога;

Учатся самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера.

Христианская семья

Узнают о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

Узнают о добрых взаимоотношениях в семье со всеми её членами;

Учатся отказываться ради них от своих личных желаний;

Узнают семейные традиции и стремятся к сохранению лучших из них;

Подбирают самостоятельно пословицы и поговорки о семье;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика.

Защита Отечества

Знакомятся с терминами и понятиями в именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;

Учатся проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

Учатся самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;

Учатся брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.

Христианин в труде

Осознают значимость труда в жизни человека и общества.

Учатся уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

Учатся проявлять уважительное отношение к чужому труду;

Учатся добросовестно исполнять поручения классного коллектива;

Совершенствуют навыки самообслуживающего труда.

Любовь и уважение к Отечеству

Учатся испытывать чувство гордости за свою Родину;

Развивают патриотическое самосознание; стремятся к выбору активной жизненной позиции;

Учатся понимать мотивацию собственных поступков;

Подготовка творческих проектов учащихся

Повторяют новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»;

Составляют план выполнения творческой работы;

Соотносят результаты деятельности с поставленной целью, задачами;

Оценивают результаты деятельности;

Договариваются и распределять роли в совместной деятельности.

Подготовка творческих проектов учащихся

Подготовка творческих проектов учащихся

Резервный урок. Промежуточная аттестация.

Защита проектов.

Всего:

4. Формы контроля знаний:

  • текущий контроль: самоконтроль – при введении нового материала; взаимоконтроль – в процессе его отработки; проект, тест, творческая работа;

  • тематический контроль: активное занятие; ролевая игра;

  • итоговый контроль (промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. –М.: Просвещение, 2016.

2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».

6. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение,2012.

  5. Ковалёва Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *