Основы православной

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко (1939–2015) более полувека прослужил священником Православной Церкви в Америке. Считался в США одним из лучших православных проповедников. Защитил докторскую диссертацию по богословской тематике. Много лет преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии догматическое и пастырское богословие. Он стал преемником отца Иоанна Мейендорфа на посту декана семинарии. 10 лет работал деканом, в конце жизни стал почетным деканом семинарии. Воспитал пятерых детей. Отец Фома написал множество статей и книг о христианской вере и жизни. Портал «Православие.Ru» публиковал размышления отца Фомы на тему «Бог и человек в Православной Церкви». Отец Фома был постоянным автором православного радио «Древняя вера».

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

Протопресвитер Фома Хопко

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

Протопресвитер Фома Хопко

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом… Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

Протопресвитер Фома Хопко с супругой 46. Принимайте критику с благодарностью и тщательно проверяйте, насколько она справедлива.
Мы не обязаны воплощать в жизнь все критические замечания, адресованные нам. Порой критика бывает ложной. И всё же мы должны приветствовать критику, быть благодарны за неё, проверять её. Святой Иоанн Златоуст говорил, что когда нас в чём-то обвиняют, и мы не считаем эти обвинения справедливыми, то стоит принимать критику, как заслуженную нами, и делать из нее практические выводы. В этом случае мы не совершим ошибки. Если наши обвинители правы, то мы покаялись и порадовали их. Если наши обвинители неправы, то мы постыдили их.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио «Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

УТВЕРЖДЕНО

Генеральной Конференцией

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«11» октября 2011 г.

Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

Основы вероучения и соответствующая ему практика Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Декларация веры Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Церкви, входящие в Централизованную религиозную организацию Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз), считают себя частью Вселенской Церкви – Тела Христова и стремятся к братскому общению и служению Господу со всеми, кто верует в Христа и служит Ему. Вероучение христиан веры евангельской (пятидесятников) основывается на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов и соответствует Никео-Цареградскому Символу веры и вероучительному определению IV Вселенского (Халкидонского) Собора (Халкидонскому оросу).

Мы верим:

1.В Единого благого Бога, вечно пребывающего в трех Лицах (ипостасях),а именно: Отца, Сына и Святого Духа.

2.В Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, зачатого от Духа Святого и рожденного от Девы Марии. Верим, что Иисус Христос был распят за грехи всех людей, погребен и воскрес из мертвых,что Он вознесся на небо и в настоящее время находится одесную Отца.

3.Мы верим, что человек сотворен по образу Божьему как венец и цель всего творения. Но из-за греха человек утратил отношения с Богом, а потому каждый человек нуждается в покаянии перед Богом для прощения грехов.

4.Мы верим, что по вере в жертвенную смерть и воскресение Иисуса Христа каждый человек получает прощение грехов и вечную жизнь, рождается заново (свыше), становится дитём Божьим и получает дар Святого Духа.

5.Мы верим, что каждый, кто покаялся и уверовал в Христа, должен вступить в завет с Господом через водное крещение.

6.Мы верим, что Церковь есть Тело Христово. Церковь создана Христом и объединяет всех верующих в Него во все времена. Принадлежность Церкви Христовой выражается через принадлежность и деятельное участие в жизни поместной общины.

7. Мы верим, что Причастие (Вечеря Господня) есть заповедь Господа для Церкви. Элементы Причастия – хлеб и вино – суть Его Тело и Кровь. Достойно участвуя в них, верующие обновляют свою связь с Христом, соединяются с Господом и Его Церковью, получают помощь от Бога для благочестивой жизни.

8. Мы верим, что Библия есть богодухновенное Слово Божье и является абсолютным авторитетом в вопросах веры и практики жизни Церкви.

9. Мы верим, что каждый христианин призван следовать за Христом, что выражается в развитии отношений с Господом, служении Богу и людям, и благовестии о Христе неверующим. Добросовестный и творческий труд в соответствии с личным призванием и дарами есть способ служения Господу и утверждения Его Царства в этом мире. Цель жизни христианина – преображение в образ Христа, совершающееся действием Святого Духа при активном содействии верующего. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни христианина.

10.Мы верим в крещение (исполнение) Святым Духом – облечение силой свыше для служения Господу и свидетельствования о Нем.

11.Мы верим в действие всех даров Святого Духа в Церкви Христовой на протяжении всего времени от Дня Пятидесятницы до Пришествия Господа.

12.Мы ожидаем Второго Пришествия Господа Иисуса Христа во славе, воскресения мертвых и Последний Суд. Мы верим, что после Суда произойдет преображение всего мироздания – установление Царства Божьего.

Практика, соответствующая основам вероучения Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Принята на Генеральной конференции Союза 11 октября 2011 года.

«Вера без дел мертва» (Иак.2:26). Подлинная вера выражается в жизни и деятельности как отдельного человека, так и общины верных Церкви. На основании Священного Писания мы верим в важность следующих форм выражения нашей веры:

1. Богослужебная практика

Мы совершаем совместные публичные богослужения, включающие музыкальное поклонение Богу, молитву, проповедь и совершение таинств как выражение нашей веры в Бога, поклонения Ему и проявление единства верующих в Господе (Деян.2:41-43; Эф.5:19-20).

Водное крещение является видимым выражением личной веры в Господа Иисуса Христа, как Спасителя и решения следовать за Ним (1 Пет.3:21; Рим.6:3-4). В церквях Союза крещение преподается в сознательном возрасте после того, как человек обратился к Господу и принял решение посвятить свою жизнь Ему. Крещение совершается во имя Отца, Сына и Святого Духа и/или во имя Господа Иисуса Христа (Мф.28:19-20; Деян.2:38).

Мы совершаем Причастие – вкушение Тела и Крови Господа Иисуса Христа, хлеба и вина (плода виноградной лозы), соединяясь с Христом в Его смерти, воскресении и грядущем пришествии во Славе
(1 Кор.11:23-28).

Мы верим в действие духовных даров, включая молитвы на иных языках, пророчества и дары исцеления (1 Кор.12:4-11; 14:26) и в наши дни и практикуем их. Мы верим, что через дары Святого Духа Бог созидает Свою Церковь и дает христианам сверхъестественную силу для служения в мире и благовестия о Царстве Божьем (Деян.1:8).

2. Миссионерская деятельность

Мы верим, что каждый христианин призван быть свидетелем Иисуса Христа (Мф.28:18-20; Деян.1:8).

Кроме непосредственного свидетельства посредством проповеди в силе Святого Духа, важными элементами благовестия являются наш образ жизни и отношения друг с другом и с другими людьми (Мф.5:14-16; 1 Пет.2:11-12; Ин.13:34-35).

Служение нуждам людей и общества – это зримое проявление любви Божьей к погибающему миру и проявление Его Царства в этом мире, потому Церковь Христова уделяет большое внимание социальным проектам, направленным на помощь нуждающимся (Мф.9:35-38; Деян.9:36-39).

Мы верим, что поместная церковная община – необходимый элемент жизни каждого христианина. Потому важной частью миссионерской работы Союза является насаждение новых церковных общин особенно в тех местах, где их пока нет или их недостаточно (Деян.14:21-23; Рим.15:20-21).

3. Отношение к обществу, власти и социальным институтам

Мы верим в Бога, Который является Творцом Вселенной и Спасителем мира. Царство Божье, о котором говорил Иисус Христос, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Другими словами, Господь вовлечен в судьбы мира и историю человечества. А потому мы, как христиане, призваны принимать активное участие в социальной, экономической, культурной и политической жизни, своей жизнью и деятельностью способствуя формированию уважительного отношения к каждой человеческой личности, установлению справедливости и высоких нравственных стандартов (1 Пет.1:14-16).

Мы уважаем институты государственной власти, как установленные Богом, для поддержания порядка в обществе (Рим.13:1-6), участвуем в выборах, молимся и благословляем людей, занимающих ответственные государственные посты (1 Тим.2:1-2), уважаем законы государства и подчиняемся им, если они не нарушают Закон Божий (Деян.4:19; 5:29). Участие христиан в политической и общественной деятельности должно быть строго в рамках существующего законодательства. Мы выступаем против всех форм насильственного изменения политического устройства государства (Ин.18:11; 1 Тим.2:2). Мы признаем важность службы в Вооруженных Силах по защите Отечества и приветствуем возможность альтернативной гражданской службы для тех, чьи религиозные убеждения не позволяют им нести срочную воинскую службу.

Наше служение направлено, в том числе на исцеление от общественных пороков, таких как наркомания, пьянство, других форм зависимости (химических и психологических), а также коррупции, проституции и работорговли. Мы считаем недопустимым размывание нравственных ориентиров и последовательно выступаем против признания, в качестве общественной нормы, внебрачных половых отношений, гомосексуальных отношений, порнографии и других форм разврата. Любовь к ближнему и признание равенства всех в глазах Божьих побуждает нас к действиям для улучшения положения тех, кто лишен определенных прав, обездоленных, голодающих, жертв предрассудков, гонимых и угнетенных. Мы выступаем против расовой, религиозной и экономической дискриминации. Мы с уважением относимся к людям, придерживающихся других вероисповеданий или убеждений, готовы сотрудничать со всеми людьми доброй воли в делах, направленных на преодоление пороков и способствующих процветанию общества. Мы верим, что многообразие культур и вероисповеданий может и должно стать богатством нашей страны и решительно выступаем за светский характер государственного устройства.

4. Семья и брак

Брак есть Божье установление (Быт.2:24). Брак – это союз любви между одним мужчиной и одной женщиной, который заключается однажды и на всю жизнь (Мтф.19:4-6). Семья имеет решающее значение для общества и церкви. Мы отдаем приоритет семейным обязанностям, святости брака и поддержанию христианского порядка в семье, установленному Священным Писанием. Мы верим, что незыблемые библейские принципы супружеских отношений закладывают надежное основание для святых, гармоничных и счастливых отношений между супругами, а также между родителями и детьми.

Брак является пожизненным обязательством между супругами. Единственное основание для возможного развода, согласно Библии, — супружеская измена (Мтф.19:3-9). Сексуальные отношения до брака и с посторонним лицом во время брака категорически запрещены Священным Писанием. В случае семейных конфликтов, церковь должна помочь обеим сторонам восстановить отношение любви, совета и взаимопонимания. Каждый случай расторжения брака воспринимается церковью как трагедия. Повторный брак разведенных допускается после внимательного исследования каждого конкретного случая согласно Священному Писанию.

Мы верим, что дети являются драгоценным даром Божьим. Родители несут ответственность за духовное, физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание своих детей согласно Священному Писанию и законам государства.

Брак, будучи установлением Божьим и гражданским актом, оформляется по закону государства и благословляется в церкви.

5. Отношение к труду и трудовая этика

Мы верим, что труд по Божьему замыслу – это средство раскрытия даров и талантов человека, воплощения образа Божьего, который Бог вложил в каждого человека при сотворении (Быт.2:15). В этом смысле каждый труд является священнодействием перед лицом Господа. А потому каждый из нас призван выполнять свой труд наилучшим образом, как для Господа (Кол.3:17).

Каждый человек имеет особое призвание от Господа, в котором он может наиболее полно раскрыть богатство своего внутреннего мира и принести максимальную пользу окружающим.

Заповеди «владычествовать над землею» (Быт.1:28) и «возделывать свой сад» (Быт.2:15) дают нам власть по творческому преобразованию мира и возлагают на человека ответственность за результаты этого труда. Мы приветствуем научный поиск и технические достижения в той мере, в какой они соответствуют двойному мандату власти и ответственности.

Мы поощряем предпринимательство как проявление творческого потенциала человека. Мы призываем предпринимателей следовать библейским принципам успеха: помнить, что источником материального благополучия является Господь, и выражать Ему благодарность, в том числе через материальные пожертвования (Втр.8:10-14; Пр.3:9-10). Бог благословляет богатство, если оно приобретено честным путем (Пр.10:2), достаток – это не повод для роскоши и превозношения над другими людьми (1 Тим.6:17). Тот, кто имеет материальный достаток, должен оказывать материальную помощь нуждающимся (Лк.3:10-11; 1Тим.6:18).

В отношении наемных работников предприниматель должен проявлять уважение (Кол.4:1) и достойно оплачивать их труд (Иак.5:1-4). В свою очередь, если христианин является наемным работником, он должен выполнять порученный ему труд добросовестно, старательно и честно (Кол.3:22-25).

6. Образование

Господь призвал нас «идти и научить все народы» (Мтф.28:19-20). Образование – это часть Великого Поручения. Уже поэтому мы призваны овладевать всеми видами образования как духовного, так и светского. Мы верим, что всякая истина – от Бога. И потому через познание мира мы можем познавать Творца и воздавать Ему достойную славу.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый член наших церквей обладал глубоким пониманием Слова Божьего. Мы верим, что библейское образование закладывает надежный фундамент вечных ценностей, формирует целостное мировоззрение (Ин.8:31-32).

Мы уделяем особое внимание подготовке служителей Церкви так, чтобы они были способны оказывать квалифицированную помощь тем людям, которые к ним обращаются.

Мы верим, что каждый труд есть служение Господу, поэтому мы поощряем христиан постоянно повышать уровень своей квалификации так, чтобы во всяком деле через нас прославлялось имя Господа Иисуса Христа (Кол.3:17).

В последнее время диалог между наукой и религией вышел на новый уровень, потому сегодня особенно актуально получение христианами естественно-научного образования.

7. Отношение к здоровью

Мы верим, что жизнь человека священна с момента зачатия. Потому мы последовательно выступаем против абортов. Мы также считаем, что все исследования в области генома человека требуют глубокой этической и богословской экспертизы.

Мы с благодарностью принимаем жизнь как дар Божий и стараемся поддерживать себя в здоровой форме. Мы приветствуем и практически занимаемся всеми видами спорта, которые способствуют гармоничному развитию человека.

Мы практикуем христианскую добродетель в поведении и воздерживаемся от всяких поступков и действий, оскорбительных для другого человека, приводящих к дурным привычкам и греховному порабощению духа, души и тела. Поэтому мы полностью воздерживаемся от всякого рода алкоголя, наркотиков, азартных игр, оккультизма, волшебства, сексуальных извращений и других действий, оскверняющих тело – Храм Божий.

Мы верим, что Бог врачует людей не только через молитву, но и через руки медиков. Поэтому мы всегда обращаемся за медицинской помощью в случаях болезни и признаем любые виды медицинской помощи, кроме экстрасенсорики и других видов нетрадиционной медицины.

Мы верим, что человечество – единое целое (Деян.17:26), потому добровольное донорство – это благородный поступок. Мы поощряем христиан сдавать кровь для медицинских целей. Переливание крови
и пересадка органов не противоречат Священному Писанию, если при этом соблюдаются моральные
и этические нормы, не допускается насилие, принуждение или обман.

Внесение изменений и дополнений в настоящий документ осуществляет Собор Союза.

Источники Богопознания. Священное Предание и Священное Писание. Учение Православной Церкви о Святой Троице. Промысл Божий. О почитании Пресвятой Богородицы. Символ Веры

Что такое вера?

Вера — это уверенность в духовной истине, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного. Вера необходима нам для познания истинного Бога. С верой должны быть нераздельно связаны добрые дела, так как вера без дел мертва (Иак.2,20). Существует различие между знанием и верой. Знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Объектом изучения веры является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окруженная тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. Только вера помогает нам понять, как
Бог мог сотворить этот видимый мир из ничего.

Источники Богопознания

Бог в Своем Существе непостижим. Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18). Апостол Павел учит, что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 14).

Но Бог не оставил нас в совершенном неведении. Знание о том, что Бог существует, мы получаем посредством Божественного откровения. Божественным откровением называется все то, что Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него.

Свое откровение Бог сообщает людям двумя способами: естественным и сверхъестественным. Естественным откровением называется такое откровение Божие, когда Бог открывает Себя обычным естественным способом каждому человеку через видимый нами мир (природу). Весь окружающей нас мир есть великая книга откровения Божия, свидетельствующая о всемогуществе и премудрости Бога-Творца. Бог также открывает Себя через нашу совесть, которая есть как бы голос Божий в нас, говорящий нам, что хорошо и что плохо, а также и через жизнь – историю всего человечества.
Однако одного естественного откровения недостаточно, так как грех помрачает в человеке ум, волю и совесть и, вследствие этого, человек отклоняется от истинной веры. Доказательством этого являются всевозможные языческие религии, в которых истина смешана с ложными человеческими измышлениями.

Потому Господь и восполняет естественное откровение сверхъестественным образом: когда Бог открывает нам о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Такое откровение и называется сверхъестественным Божественным откровением.

Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут это принять – это пророки и апостолы.

В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников.
Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Священное Предание и Священное Писание

Первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От начала мира до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием, то есть словом и примером, от одного другому и от предков потомкам.

Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни. Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию. Это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.

В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, некоторые святые люди по внушению Господа записали самое главное в книги. Сам Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим через просвещенных от Бога людей (пророков и апостолов) называются Священным Писанием или Библией.

Слово «Библия» – греческое и означает – «книги». Этим названием указывается, что Священные книги, как происшедшие от Самого Бога, превосходят все другие книги. Книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета.

Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова. Главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям пришествие Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение.

Книги Нового Завета написаны после Рождества Христова. Новый Завет повествует о Сыне Божием Господе Иисусе Христе, а также о жизни и проповеди его учеников — святых апостолов.

Среди книг Нового Завета основными является Евангелие «благовествование», т. е. благая или добрая весть о приходе в мир обещанного Богом Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, повествующая о Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо. Евангелия написаны святыми апостолами, учениками Иисуса Христа, и носят название по именам авторов: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Остальные книги Нового Завета называются Книга Деяний Святых Апостолов, Послания Святых Апостолов и Апокалипсис, или откровение апостола Иоанна Богослова.

Книги Священного Писания богодухновенны, так как написаны по внушению Духа Святого

Кроме книг Священного Писания источниками нашего знания о православной вере являются: древние символы и исповедания веры; древние правила и каноны; определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви; литургическая практика Церкви, церковное искусство. Сюда включается иконопись, музыка, песнопения, архитектура и т.д.; мученические акты и жития святых; творения древних церковных историков, творения святых отцов и учителей Церкви; древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, благочестивые обычаи и традиции.

Вся полнота истинного знания о Боге содержится в Православной Церкви. Это знание передавалось Господом Иисусом Христом через своих ближайших учеников — апостолов их преемникам и сохраняется в неизменном виде до наших дней. Таким образом, Господь Иисус Христос Сам явился Основателем Церкви: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Учение Православной Церкви о Святой Троице.

Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство, между ними нет ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Различия между лицами Пресвятой Троицы состоят в том, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца. Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе — тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять. Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Промысл Божий о мире

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).

В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире.

Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие воли Божией. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, Ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией.

Человек наиболее составляет предмет Божьего промышления на земле. Бог знает помышления каждого, чувствования и даже вздохи, подает потребное всем, даже прежде чем у Него попросят о том, и приклоняет ухо Свое к молитве просящего, исполняя просимое, если только оно согласно с волей Божией и будет человеку во благо. Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Бога в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».

Что же касается кажущейся несправедливости, когда видим часто страдания лю¬дей добродетельных и благополучие нече¬стивых, то здесь нужно всегда помнить, что цель нашей жизни является не беспечальное и благоденственное существование здесь на земле, а достижение Царства Небесного, где нас ожидает вечное блаженство и радость духовная. В Новом Завете говорится о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22), так как благодаря этим страданиям мы очищаемся и приближаемся к Богу. О нечестивых же говорится: «а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Пс.36,38).

При этом следует отметить, что обладая властью над всем миром Господь оставляет человеку свободу. Он свободен в своих мыслях и действиях, волен выбрать свет или же жить во тьме.
В некоторой степени неприятные, тене¬вые стороны нашей человеческой жизни делают для нас более ощутимыми и бо¬лее ценными радостные стороны жизни. Но само слово Божие говорит нам, что тяжелые страдания и болезни не могут быть признаны явлениями совершенно закономерными и представ¬ляют собой отклонение от нормы. Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в нашу жизнь греха.

Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления людей; страдания и сама смерть, по выражению святого Василия Великого, «пресекают возрастание греха».
Само по себе внимательное наблюдение показывает, что виновниками болезней и страданий в подавляющем большинстве случаев бывают сами люди, создавая искусственные, ненормальные условия для своего существования, внося жестокую взаимную борьбу в погоне за собственным эгоистическим земным благополучием, а то и прямо по причине некой демонической настроенности, гордости, мстительности и злобности.

Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому Бог не есть виновник зла нравственного, оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих, тех нравственных законов, о которых нам говорит наша совесть. Это нарушение называется грехом.

Откуда же возникло нравственное зло? Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, по дан¬ным слова Божия, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом, и отразилось на всей живой природе.

О почитании Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица по учению Православной Церкви есть Приснодева. Это означает, что Святая Мария пребывает в девстве до Рождения Богомладенца, в момент Рождения и после Рождения. Для понимания обычного человека это явление непостижимо, его нельзя объяснить рационально. Нам остается лишь умолчать перед тем, что выше законов естества.

С догматом вочеловечения Сына Божия связано теснейшим образом именование Пресвятой Девы Марии Богородицею. Этим именем Церковь подтверждает свою веру в истинное, а не кажущееся вочеловечение Бога Слова, веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с Человеком от самого мгновения Его зачатия в утробе Девы Марии и что Он, будучи совершенным Человеком, есть и совершенный Бог.

Одновременно с этим имя Богородицы есть наивысшее имя для возвеличения Девы Марии, Ее прославления. О рождении Бога от Девы говорили ветхозаветные Писания. Пророк Исайя пророчествует: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Богородица родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога, принявшего подобную нам плоть от Чистой Девы.

Символ Веры

Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как его еще называют, догмат нашей православной веры.

Чтобы лучше понимать Вселенский Сим¬вол веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов, или частей.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, види¬мым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотив¬шегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.

О первом члене Символа веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержи¬теля, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

В Символе веры говорится о вере в единого Бога, так как таким образом отвергается ложное учение язычников, которые считают, что богов много. Слова о едином Боге относятся ко всей святой Троице, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

В Символе веры Бог называется Вседер¬жителем, потому что все, что есть, Он содержит в Своей силе и Своей власти (воле).

Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и небо, и земля, все видимое и невидимое (то есть духовный, ангельский мир).

О втором члене Символа веры

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Господь Иисус Христос есть единородный Сын Божий, то есть Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, то есть прежде всякого времени – вечно; не было времени, когда Сына не было.

Сын Божий назван Иисусом, то есть «Спасителем», Христом, то есть «Помазанником». В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения своих обязанностей. Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца (а не сотворен), и этим обозначается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы. Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною Премудростью Своею и вечным Словом Своим.

О третьем члене Символа веры

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода человеческого. В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело) и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева была Девою прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения.

О четвертом члене Символа веры

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

Иисус Христос был распят за нас, и Он крестной смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти.

Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово «страдавши» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное стра¬дание и смерть, и не потому, что Он не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово «погребен» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес.

О пятом члене Символа веры

5. И воскресшаго в третий день по Пи¬санием.

Пятый член Символа веры говорит о том, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых. Слова «по Писанию» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

О шестом члене Символа веры

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они означают, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

О седьмом члене Символа веры

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут, и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так, когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

О восьмом члене Символа веры

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную жизнь людям: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).

Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сы¬ном: Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В Символе веры сказано, что Дух Святый вещал чрез пророков — это основано на словах апостола Петра: «никог¬да пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,21).

О девятом члене Символа веры

9. Во едину Святую, Соборную и Апостоль¬скую Церковь.

Церковь Христова едина, так как она есть одно духовное тело, имеющее одну главу — Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим.

Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом.

Церковь есть Соборная или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь есть Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно со времен апо¬столов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через рукоположение священнослужителей.

О десятом члене Символа веры

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Крещение — это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа
Святого в жизнь духовную, святую.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Крещение едино, то есть совершается один раз, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Об одиннадцатом члене Символа веры

11. Чаю воскресения мертвых

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны: «…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными.» (1 Кор.15,52).

О двенадцатом члене Символа веры

12. и жизни будущаго века. Аминь.

Жизнь будущего века — это жизнь, ко¬торая будет после воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова.

Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых…» (1 Кор. 15, 41-42).

Использованная и рекомендуемая литература:

Основное содержание Православия — вера в Бога-Троицу — в Отца, Сына, и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един по Существу, но троичен в лицах: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Святой Дух, причем все три Ипостаси единого Бога равны по своей Божественной природе и пребывают в нераздельном единстве, так что никакое действие Божие не бывает без совместного участия Трех Лиц Божественной Троицы.
Бог — Творец всего существующего мира, видимого и невидимого (т.е. мира физического и мира духовного). Бог сотворил мир свободно, не нуждаясь в творении, а по своей Любви.
Согласно православному учению, все сотворенное было сотворено совершенным и безгрешным, а грех и зло в мире появились только после того, как верховный ангел Люцифер (лат. — Светоносец), обладая свободной волей, возомнил себя равным Богу и, возгордившись, противопоставил себя Творцу. Тем самым Люцифер отпал от Бога сам и увлек с собой часть ангелов. Таким образом, зло в православном понимании не есть нечто само по себе сущее, но есть искажение устроенного Богом мира. Зло есть отсутствие добра, искажение истины.
Первый человек Адам вместе с женой своей Евой также от сотворения были безгрешны и святы, но сатана обманом склонил Еву, а через нее и мужа ее Адама к непослушанию Богу, что привело к грехопадению первых людей и утере ими святости, а как следствие, и к невозможности более находиться в непосредственной близости к Богу.
Искупление этого первородного греха свершилось через воплощение Бога-Сына от Приснодевы Марии, которая, будучи Девой, действием Духа Святого зачала во чреве сына, которому по рождению было дано имя Иисус. Так свершилось великое таинство Боговоплощения. Своей земной жизнью и крестными страданиями Иисус Христос искупил человека от власти тяготеющего над ним греха, возвел ранее падшее естество рода человеческого выше ангельского достоинства.
Православные исповедуют веру «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.» Церковь, в православном понимании, — это богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, явленный в видимом мире как от Бога установленное общество людей, объединяемых Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами. Днем основания Церкви почитается день Пятидесятницы — пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда на апостолов снизошел Дух Святой. Составляя одно духовное тело, имея одну Главу — Христа и одушевляемая одним Духом Святым, Церковь называется Единой. Отдельное существование поместных Православных церквей в разных странах, например, Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и др., не нарушает единства Церкви Христовой, так как все они являются частями Единой Церкви. Единство это проявляется в едином исповедании всеми православными христианами догматических основ Православной Веры, в единых Таинствах Церковных, в единстве епископата, в братской любви и общении.
Православная Церковь имеет иерархию. В таинстве священства, или хиротонии, человеку сообщается благодать для совершения таинств и служения Богу. Высшим и важнейшим чином является чин епископа. Епископ представляет всю полноту Церкви, он возглавляет большую церковную общину на определенной территории (епархии), духовно руководит верующими своей епархии. Именно епископ совершает таинство священства, то есть рукополагает священнослужителей, епископа же рукополагает собор епископов. В лице епископов Церковь хранит апостольское преемство — череду рукоположений, непрерывно восходящую к апостолам, получившим благодать от Самого Иисуса Христа. Все епископы равны по данной им благодати, но по степени старшинства различают также архиепископов и митрополитов. Патриарх — епископ, поставленный предстоятелем большой поместной церкви. Пресвитеры, или священники, следующий чин иерархии, совершают по благословению своего епископа все таинства (кроме рукоположения). Диаконы сами не совершают богослужений, но помогают епископу или священнику. Духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство — священники и диаконы, имеющие свои семьи. Черное — монашествующие, то есть принесшие особые обеты служения Богу, в том числе обет безбрачия. Монахи могут не принимать священного сана, либо могут быть рукоположены в сан диакона (иеродиакон), или священника (иеромонах). Настоятели монастырей носят сан игумена или архимандрита. Епископы поставляются только из монашества.
Однако эта церковная иерархия не предполагает того, чтобы высшее церковное руководство было свободно от заслуженной критики со стороны всех прочих членов православной церкви. Любой православный христианин должен впитать в себя дух православного предания. Верность Богу — это верность прежде всего Преданию, верность святоотеческим нормам духовной жизни и веры. Поэтому всякий человек, который уклоняется от Православной Веры, независимо от того, какое место в иерархии он занимает, может и должен подвергаться критике со стороны любого другого члена Церкви. Мы видим, что это установка на принципиальную внутреннюю духовную свободу для членов Православной Церкви. В истории Православия множество примеров того, как даже высшее руководство Церкви, митрополиты и патриархи подвергались самой строгой критике со стороны других членов Церкви в тех случаях, если они уклонялись в ересь.
Важнейшими принципами Православия являются открытость для всех Православной Веры и свобода человеческой личности. Православие учит, что человек изначально свободен, и смысл всей духовной жизни человека в том, чтобы человек обрел эту подлинную свободу, свободу от страстей, свободу от грехов, которыми человек порабощается. Достичь этой свободы, по Православному вероучению, трудно, это свершается только великим подвигом. Но вместе с тем, спасение возможно только как свободное деяние самого человека. Святые отцы Церкви учат, что для спасения человеку необходимо два момента: во-первых, это действие благодати Божией, во-вторых, это свободное соизволение человека, его собственный труд. Таким образом, Православная Церковь настаивает на принципиально свободном принятии человеком истин Евангелия. Православная Церковь учит, что свобода — это самое главное качество в личности человека. Человек есть прежде всего личность, а личность, по учению Святых Отцов, есть великая тайна, ибо это есть образ Божий внутри самого человека. И никто не может посягать на эту Богом данную человеку свободу. Именно в свободе человека заключается возможность спасения, ибо спасение — это совершенствование человека настолько, что он становится подобным Богу, свободно принимает и избирает жизнь по Божьим заповедям. Именно в этом состоит спасение человека, его соединение с Богом, подчинение своей воли воле Божьей. Совсем иные учения мы находим в других христианских вероисповеданиях, где господствует юридическое понимание спасения. Согласно такому пониманию спасение человека зависит от того, сумеет ли он своими добрыми делами, верой и покаянием умилостивить строгого судию — Бога.

Православная Церковь учит, что есть два пути для спасения человека. Один путь — это путь уединения, отрешения от мира, путь монашеский. Это путь напряженной борьбы человека с грехами, с пороками, подчинения своей воли целиком и полностью воле Божьей. Это путь подвижничества и особого служения Богу, Церкви и ближним. Другой путь — это путь служения в миру. Это путь семейной жизни. Семья рассматривается Православной Церковью, как один из важнейших институтов общественной жизни и одновременно как путь для спасения человека. Семья называется на церковном языке малой церковью или домашней церковью. Именно с семьи начинается вхождение человека в Церковь большую, его путь ко спасению. Именно в семье вырабатываются основные нормы общественного поведения человека с пониманием того, что каждый член общества и каждый член семьи несет особое послушание. Так, муж — глава семьи, а жена является помощницей мужу. Муж должен все заботы и все свои силы посвятить своей жене и своей семье. Христианская семья построена на любви, на самоотречении человека, на жертвенности его по отношению к другим членам своей семьи. Такова любовь и старших по отношению к младшим, и младших по отношению к старшим.
Такие же принципы лежат в основе христианской православной государственности. Православная Церковь очень большое внимание уделяет вопросам государственной жизни. Когда-то христианство начиналось в условиях гонений Римской империи на христианскую Церковь. Но даже в то время Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие. Любая власть есть образ Божьего порядка на Земле, в противоположность беспорядку, в противоположность царству произвола человеческого. Такова даже власть безбожная. Идеалом признается Православное Царство — самодержавная монархия. Во многих трудах Святых Отцов и в Православном Предании содержится мысль о том, что Православное Царство есть образ Царства Небесного. Царь является первым молитвенником за весь народ. Царю вверяется власть от Бога для того, чтобы следить прежде всего, за нравственным и духовным состоянием своего народа, не позволяя злу и греху беспрепятственно распространяться среди народа, и заботясь об уровне жизни и благосостоянии своих людей.
Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение. Православная Церковь прославляет многих святых воинов. Это и воины древние, прежде всего раннехристианские мученики, это и многие воины Святой Руси, такие как святой князь Александр Невский. Служение воина понимается как исполнение заповеди Христовой: «Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя.»
Национальная русская культура — это культура людей, прежде всего связанных с Православной Церковью. Евангельские Заповеди, которые внесла в жизнь человека проповедь Православной Церкви, легли в основу всей жизни, всего быта русского народа, что было зафиксировано во всех чертах традиционной национальной русской культуры: песни, танцы, обряды, мораль. Православие тесно связано именно с национальной культурой.
Целью православной жизни является соединение с Богом. По Православной Вере, это совершается в молитве и в церковных таинствах. В таинствах человек может сочетаться с Богом самым тесным образом. Из всех таинств самым важным является таинство Евхаристии или причащения, таинство Тела и Крови Христовых, в которых человек приобщается к самому Божеству. Таинство крещения и миропомазания — это таинство, через которое человек входит в Церковь, делается частью Тела Христова, избавляясь от греха и получая возможность начать новую жизнь. Таинство брака — это таинство, в котором человек сочетается с другим человеком для того пребывать единым союзом, чтобы жить единым целым, единою семьею. В таинстве елеосвящения или соборования для человека испрашивается прощение всех его грехов, в том числе и забытых, и прошение об излечении человека от болезней. Таинство покаяния — важнейшее в духовной жизни Православной Церкви. В этом таинстве человеку действительным образом прощается грех, который он совершил, при условии искреннего покаяния в этом грехе и исповедания этого греха в таинстве исповеди. Таинство исповеди — также одно из важнейших таинств, потому что именно через частое исповедание своих грехов человек получает благодатную возможность, благодатную силу и поддержку, чтобы избавиться, очиститься от греха и научиться впредь его не совершать. Таинство священства — это таинство, в котором человеку преподается благодать Святого Духа для совершения таинств, для свершения богослужения, та благодать, которая некогда была преподана самим Христом-спасителем своим апостолам.
В молитве человек сочетается с самим Богом, обращаясь к нему. Молитва бывает общей и домашней. В домашней молитве человек один на один предстоит Богу и раскрывает перед Ним свое сердце. А молитва церковная — это молитва общая, в которой участвуют все члены Церкви, причем не только те, кто видимо и зримо присутствуют на богослужении, но и те, кто присутствует незримо, включая и святых, и ангелов, которые ходатайствуют и молятся вместе с нами, и самого главу Церкви Иисуса Христа.
Церковь учит, что молитва должна проходить в трезвении, чтобы она была чужда всякой душевной экзальтации, и Церковь предупреждает человека от прелести — состояния обманчивой духовности, когда человек, считая, что он достиг каких-то особых духовных высот, думая общаться с ангелами, со святыми и с самим Богом, на самом же деле ублажает свою собственную гордость, свой собственный эгоизм. Так Церковь предостерегает человека от соблазнов — опасных срывов для психики человека.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *